Город где княжил рюрик. Князь Рюрик – первый князь

В российской истории личность князя Рюрика поправку можно считать одной из самых загадочных и противоречивых. История его жизни покрыта завесой тайны, многие исследователи ведут оживленные споры о его происхождении, времени княжении и его значении для русской истории. Данная статья посвящена описанию биографии князя Рюрика.

Происхождение Рюрика

Рюрик, согласно сведениям, содержащимися в русских летописях, в частности в «Повести временных лет», скандинавский вождь, который был призван вместе со своей дружиной для правления в Новгородских землях. Считается родоначальником династии Рюриковичей, которая просуществовала вплоть до 16 века. Сведений о его жизни до того момента как он был призван славянами в летописях и других источников нет. Большинство современных исследователей считают, что он представитель скандинавского княжеского рода. В целом существуют две версии происхождения Рюрика:

  • Нормандская теория, согласно которой он шведский или датский конунг, призванный славянами.
  • Славянская теория гласит, что Рюрик выходец из Западных славян, в частности прусско-балтского народа, который вместе с тремя братьями был призван княжить.

Деятельность Рюрика во главе новгородского княжества

Согласно летописи начало правления Рюрика связано с 862 годом, когда из-за возникшей усобицы между разными племенами, он вместе со своим братьями был вызван править новгородскими землями. Так Синеус стал княжить в Белозерске, Трувор в Изборске, а Рюрик в Новгороде. Хотя в Летописях существуют противоречия о первом городе, в котором стал править Рюрик, так согласно Лаврентьевской летописи первой резиденцией князя стала Ладога, и в Новгороде Рюрик стал править только после гибели братьев. Тем не менее после их гибели Рюрик стал единоличным правителем Новгородских земель. Хотя существует версия, что братьев Рюрика на самом деле вообще не существовало, а их появление в летописи связано с неправильным прочтением летописцем иностранных слов.

Само же княжение Рюрика не содержит множества ярких событий. Единственное исключение — это восстание жителей Новгорода во главе с Вадимом Храбрым в 864 году, когда горожане, будучи недовольными его правлением попытались сместить Рюрика. Но волнение было подавлено и Вадим Храбрый вместе со своими подвижниками были казнены. Хотя и данное событие может быть вымыслом, так как единственным известным источником повествующем о восстании новгородцев против князя Рюрика, является Никоновская летопись датированная 16 веком.

Последствия правления

Умер князь Рюрик в 879 году, из наследников князь оставил единственного малолетнего сына Игоря, а его регентом и фактическим правителем Новгородских земель после смерти Рюрика стал Олег, который по одной версии приходился родственником князя, а по другой его близким соратником. При Олеге был захвачен и присоединён город Киев, позже он стал столицей древнерусского государства во главе с правителями из династии Рюриковичей.

В каком году стал править Рюрик и почему его пригласили княжить на Русь? Плиз помогите!!

  1. 862-879
  2. 862-879
  3. Варяги - лесные пути, коряги - корявый лес, варвары перекрстки путей, распутья.
    Викинги - ви кинги, мы короли.
    Название народа - русские, появилось после появления Российской империи. А до этого, этот же народ называли - русами. Потому, что жили они на Руси. Но, Русь - это форма управления в стране. Русь - родовое устройство страны. Древние страны Даария (Дар ариям, она же по-гречески - Гиперборея), Асия (теперь Азия), Великая Тартария - это вс Русь. Российская империя, а позже Россия - это уже не Русь. Хотя и Россия - это Русь сия, что значит Русь это, но в стране уже не было родового управления. Была до Российской империи, значительно меньшая по площади - Руссия, которую некоторые люди, считали страной Рассенией. По управлению в стране, е можно считать Русью.
  4. В середине IX века славянские и финно-угорские изгнали варяг из Руси за море. Началась вражда, род пошл на род. Они решили искать себе князя, чтоб правил и судил пл правде. Направили они послов к одному из варяжских племн и в 862 году призвали править князя Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Братья Рюрика умерли.
  5. 862г. 879г. -годы княжения Рюрика Рюрик в летописях Согласно древнерусскому летописному своду XII века Повести временных лет, в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племн чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной. Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика: И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Белоозере весь, в Муроме мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи: В лето 6372 оскорбишася Новгородци, глаголюще: яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его". Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его. Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплнной резиденции (городища) . В 879 году, согласно летописи ПВЛ, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега. Древнерусские летописи начали составляться 150200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм) , позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.
  6. Пил меньше, чем местные

Рюрик (862 — 879) - первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.

1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в "Повести временных лет" "володеть и княжить восточными славянами" был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором — 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так "Повесть временных лет" рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, — славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть "до земли аглянской", т.е. до области Ангельн в Гольштейне.

Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было — об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из "мужичьего рода", на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVII века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного "призвания". Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали "шведского" князя Рюрика. Вывод о "шведском" происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь "из-за моря", а значит, вероятнее всего, из Швеции.

Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. "норманнскую теорию", согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. "немцами", как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что "норманнская теория" не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что "звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы". Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю "норманнскую теорию". Понятно, что в таком виде "норманнская теория" не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о "скандинавском происхождении варягов", сколько о своеобразном разделе "сфер влияния" в древнерусском государстве.

По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные — хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь — это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов — Вагрия — располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что "немецкой" она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына — Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.

Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были "призваны" около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место "призвания". Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик "срубил" позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.

Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его "королём руссов". В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала "очередная" система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной "очереди". Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из "рода Русского", а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег (Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства - Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — "вещий" — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии — Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.

В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.

Летописные сведения о правлении Рюрика крайне скудны, но анализ археологических находок, сделанных в Приладожье, привлечение данных из западноевропейских и арабских источников позволяет пролить свет на деятельность новгородского князя.
Как установили археологи, норманны появились в пределах восточных славян в VII веке. Альдейгюборг (Ладога), упоминающийся в скандинавских сагах, возник у слияния рек Ладожки и Волхова, недалеко от его впадения в Ладожское озеро. В эти места, изначально заселенные финскими племенами, викинги вторглись со стороны Балтийского моря, через Неву и Ладожское озеро, и основали поселение.

Призвание князя. Встреча князя с дружиной, старейшинами и народом славянского города. А.Д. Кившенко. 1880 г.

Предки Рюрика . Отсюда, минуя Ладожское озеро, по реке Свирь скандинавы выходили к Онежскому озеру и далее - к Белому морю. По Волхову можно было достичь истоков Днепра и Волги, которые приводили их на богатые юг и восток. С IX века в Ладоге стали появляться представители славянских и финских племен, однако вплоть до X века скандинавское население составляло здесь большинство. Саги говорят об Альдейгюборге как об одном из королевств, где правили конунги. Именно там, согласно скандинавским сагам, дед и отец Рюрика Ютландского - Эйстейн и Хальвдан, нашли себе спутниц жизни. Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рюрика Ютландского в земли восточных славян, версия о существовании его перевалочной базы в Ладоге, где были конунгами его предки, может иметь основания. Некоторые историки допускают, что Рюрик мог ходить с фризскими купцами на восток, охраняя их от разбойников, мог провести какое-то время в Ладоге, а затем вернуться в Ютландию.
Скандинавское поселение в Ладоге . Где бы ни оседали скандинавы, они строили "длинные" дома, где селились все представители одного рода. Деревянное здание, нередко до 100 метров протяженностью, состояло из сеней и комнаты без окон, с дверью, обращенной к югу. В центре дома находился очаг, а над ним - отверстие в крыше для выхода дыма. По периметру стен крепили лавки и полки для посуды. Снаружи стены и крышу дома обкладывали дерном ради тепла. В поселениях варягов существовали ремесленные мастерские. В Ладоге археологи обнаружили кузницу с разнообразными инструментами, которая принадлежала выходцам со шведского острова Готланд. В середине IX века в Ладоге власть держала варяжско-славянско-финская знать. Ряд ученых считает, что еще до призвания на Русь, борясь за свои земли в Фрисландии, Рюрик не упускал из вида Ладогу как удобное пристанище на Великом Волжском пути.
Княжение в Ладоге . В 862 году, по свидетельству "Иоакимовской летописи", Рюрик "со братиею и своими домами " прибыл в Ладогу и провел там около двух лет. Он отстроил город и укрепил порт. Заключив соглашение со старейшинами славянских и угро-финских племен, он обязался защищать подданных от нападения других скандинавов, обеспечивать нормальное функционирование торговли в регионе, регулировать "по правде" отношения между племенами, отстаивать их общие интересы. Взамен он получил пропитание для себя с дружиной и плату серебром, как это было везде принято. Летописи сообщают, что один из братьев Рюрика - Синеус, был послан им "на Белоозеро". В те времена это была территория племени весь. Белоозеро играло важную роль в добыче пушнины, чем и объясняется стремление Рюрика поставить его под свой контроль. Другой брат - Трувор, стал княжить в Изборске, в племенном центре кривичей. Остальные города князь роздал в управление наместникам из состава дружины.

Раздача земель "находникам" . В 864 году Синеус и Трувор умерли. "И принял всю власть один Рюрик, - говорится в летописи. - И стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик ". Сам же Рюрик перебрался на городище у истока Волхова. Теперь оно стало крепостью, торгово-ремесленным и военно-административным центром Северной Руси. Там находился двор князя, и стояла его дружина. Полагают, что Рюриково городище и являлось первоначальным Новгородом - новым городом по отношению к старой Ладоге.

Руины церкви Благовещения XII в. Рюриково городище. Современная фотография

Когда был основан Новгород? "Повесть временных лет" сообщает две взаимоисключающие версии возникновения Новгорода. Согласно одной из них, Новгород был "срублен" Рюриком. По другой, его основали славяне, пришедшие на север в процессе расселения из Поднепровья и затем пригласившие Рюрика в князья. Археологические исследования на территории новгородского Детинца показали, что там до появления первоначальной крепости существовали капище и кладбище. Это указывает на существование в Новгороде древнего межплеменного центра. В языческие времена кладбище служило и местом вечевых сходок, и местом суда, и местом культовых празднеств и игрищ. Ученые полагают, что Новгород был центром федерации словен, мери, чуди и кривичей, и возник он в VIII веке до появления в нем Рюрика.
Восстание Вадима Храброго . Приняв "всю власть один", Рюрик, по-видимому, не стал возобновлять прежнего "ряда" (договора) со старейшинами. Он опирался на сильную варяжскую дружину, с которой и держал совет. Из служивого наемника он превратился в самовластного правителя, что не устраивало родоплеменную знать. В 864 году в отсутствие Рюрика в Новгороде вспыхнуло восстание, которое возглавил Вадим Храбрый . По мнению В.Н. Татищева, он был словенским князем и поднял народ на борьбу за возвращение утраченной вольности. В "Никоновской летописи" говорится, что новгородцы "всячески пострадали от Рюрика и от рода его " и не хотели более жить "как рабы". Вернувшись из похода, Рюрик убил Вадима и сурово покарал участников мятежа. Опасаясь расправы, много "знатных мужей" тогда бежало в Киев, где утвердились на княжение варяги Аскольд и Дир . Рюрик быстро расширял пределы Новгородской земли. Под его контролем оказались кривичский Полоцк, мерянский Ростов и Муром. Н.М. Карамзин писал: "Память Рюрика, как первого самодержца российского, осталась бессмертной в нашей истории, главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому ".
Участие варягов в жизни Северной Руси . Выходцы из Скандинавии удивительно легко включились в жизнь славянских и угро-финских племен. Они охотно селились в городах, торговали, строили корабли и ковали оружие, занимались ювелирным ремеслом. Рюрик и его наместники укрепили княжество, возвели мощные пограничные крепости, создали организованную дружину, обеспечивавшую право и порядок. На месте враждовавших племенных областей возникло единое экономическое и социальное пространство. Действия правителя Северной Руси способствовали сохранению покоя в новгородских пределах, динамичному развитию экономики и культуры.


Что мы о нем знаем:

Поскольку вся информация о Рюрике, которой на сегодняшний день располагают историки, содержится в нескольких источниках - «Житии святого князя Владимира» (около 1070 г. ) и, наиболее подробно, в летописном своде XII века «Повести временных лет» , установить подлинную историю его бытия не представляется возможным.

Согласно «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие в исторической науке именуется " Призванием варягов ". Причиной приглашения "варягов" летописец называет междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские племена. Рюрик пришел со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает обсуждаться.

Повесть временных лет:

И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик 1 .

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, основними из которых являются норманская и западно-славянская.

Сторонники нормандской теории говорят о германо-скандинавском происхождении имени Рюрик, приводя в доказательство большое количество сходных в звучании имен.

Также по одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.

Западно-славянская версия происхождения Рюрика также имеет ряд предположений.

Так, некоторые исследователи говорили о том, что Рюрик вышел из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Австриец Сигизмунд фон Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в первой половине XVI века, одним ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком» 2 .

Михаил Васильевич Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».

М.В. Ломоносов :

"…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов" 3 .

Существует и народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй - Сиваром Победоносным, третий - Труваром Верным.

Историк XIX века Степан Александрович Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Однако не станем углубляться в подробности различных гипотез происхождения Рюрика, выискивая подтверждения и нестыковки отдельных из них, оставив это занятие профессональным исследователям - историкам и археологам. Судить о Рюрике будем по делам его, запечатленным в летописях.

След в истории:

Как мы знаем, в 862 г. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Эти земли, объединенные под всластью Рюрика и братьев его, по мнению Николая Михайловича Карамзина , были впервые названы Русью. В 864 г. , по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал российскую монархию. Приняв единовластие, Рюрик отдал в управление знаменитым единоземцам своим Белаозеро, Полоцк, Ростов и Муром, им или братьями его завоеванные. Таким образом, вместе с верховною Княжескою властию в России утвердилась феодальная (удельная) система.

Согласно несторовой летописи, в это время двое из единоземцев Рюрика - Аскольд и Дир, возможно, недовольные князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь. По пути они увидели на высоком берегу Днепра маленький городок, коим был Киев. Аскольд и Дир завладели им, присоединили к себе многих Варягов из Новгорода, начали под именем Россиян властвовать в Киеве. Почувствовав свою силу, новые князья Киевские решили предпринять поход на Константинополь, который, впрочем, хоть и сильно потряс греков, однако, завершился неудачей.

Таким образом, Варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге. О дальнейших действиях Рюрика в Новгороде, к сожалению, ничего неизвестно. Однако представляется маловероятным, что Рюрик провел остаток жизни в бездействии. Окруженный с Запада, Севера и Востока финнскими народами, мог ли он оставить их в покое? Вероятно, что окрестности Чудского и Ладожского озера были также свидетелями мужественных дел его, неописанных и забвенных. Он княжил единовластно, после смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новгороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.

Хотя, Рюрик и не был первым правителем восточно-славянских племен, память его, как первого правителя государства Российского, осталась бессмертной в нашей истории. Ныне от Рюрика начинаем мы отсчет славной истории нашего Отчества.

Примечания:

1. «Повесть временных лет» в переводе Лихачёва Д.С.;

2. Рыдзевская Е.А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи;

3. Ломоносов М.В. «Возражения на диссертацию Миллера».