Характеристика людей с адекватной самооценкой. Самооценка: виды и уровни

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и , и степень социальной активности.

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или .

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. , которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, .

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: - Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже .

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, ;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

Психология определяет самооценку как совокупность понимания человеком своих возможностей и перспектив. Он оценивает себя, сопоставляя с окружением, как бы наблюдая со стороны за собой и примечая способности и недостатки, формируя мнение об истинном «Я», в течении всей жизни.

Сравнение с другими идет на уровне «похуже», «получше», «обычный» - все происходит инстинктивно, если даже человек не хочет себя сопоставлять другим. На первое место выходят качества, которые ценятся в современном социуме.

В 19 веке юноша дворянского происхождения мог похвалиться тем, что он лучше, чем князь Волконский, бьется на шпагах. Он сравнивал себя с человеком своего сословия и замечал, что превосходит его, тем самым повышая самооценку. Такое качество было актуальным для 19 века, в современном мире свои приоритеты, и никто не станет самоутверждаться за счет фехтования.

Этот пример нам показывает, что оценка своих способностей и недостатков зависит от приоритетов общества. Ценности, которые культивирует социум, в котором существует человек, являются мерилом для самооценки.

Самооценкой человек занимается постоянно: то он доволен и готов похвалить себя, гордиться своими поступками, то напротив, недоволен и переживает за свои действия, ругает себя за какой-либо проступок. Оценка своей личности дает человеку понять себя, пусть она меняется в зависимости от ситуации, но именно она регулирует и выстраивает мнение о себе.

Рассмотрим два варианта оценки своего какого-то действия людьми с разной самооценкой:

1. Совершив ошибку, человек с высокой самооценкой признается себе: «Тут я был не прав, но как же это получилось, ведь я всегда поступал правильно» и тут же забудет неприятный инцидент и пойдет дальше.

2. Человек с низкой самооценкой может зациклиться на своей ошибке, будет долго вспоминать свои действия, корить себя, даже может решить, что он ни на что не способен, как всегда, у него все выходит не так.

Виды и уровни самооценки

Психологи отмечают два вида самооценки:

· адекватная;

· неадекватная.

Также можно услышать и другую классификацию: оптимальная и неоптимальная, когда речь идет о чуть завышенной самооценке, что само по себе не критично. Вот только грань, где заканчивается оптимальная и начинается неоптимальная, очень тонка.

Адекватная самооценка

Когда самооценка у человека адекватная, он видит себя со стороны и оценивает свои возможности почти так, как есть на самом деле. Идеальных людей, наверное, не бывает и каждый по-своему воспринимает себя в этом мире и в социуме.

Характеризуя себя, кто-то завышает возможности, а кто-то недооценивает. Когда погрешности по сравнению с реальностью немного, самооценку называют адекватной.

Если человек признается, что его руки растут не с того места, он не страдает заниженной самооценкой, просто он хочет сказать, что не любит или не умеет что-то делать своими руками.

Адекватная самооценка показывает, что индивид может разумно оценивать свое и чужое поведение, взгляды.

Человек с такой самооценкой воспринимает мир следующим образом:

1. Его «хочу» и «могу» соответствуют возможностям.

2. Дает себе правильные и достижимые установки, не витая в облаках на счет своего потенциала.

3. Может критически оценить себя, убирая «розовые шторы» с глаз.

4. Он знает, к чему приведут его действия.

Кто готов трезво посмотреть на себя, не будет против услышать и чужое мнение о себе любимом. Его не покоробит точка зрения других, ведь он сам прекрасно знает свои плюсы и минусы, и не зацикливается на мнении со стороны.

Неадекватная самооценка

Отличают два вида неадекватной самооценки: завышенная и заниженная. Они, в свою очередь, различаются по степени неадекватности. Если человек оценивает себя немного пониже нормы, или повыше – это никак не отражается на его характере и повадках, он нормально общается с окружением, у него не возникает проблем с адаптацией и нормами социума.

Неадекватную самооценку, чуть превышающую средний показатель, невозможно выявить без психологического тестирования человека. Немного завышенная самооценка даже не требует корректировки, это всего лишь чувство собственного достоинства, которое помогает человеку жить и ценить собственные достижения.

Другое дело, если самооценка зашкаливает в ту или иную сторону. Это сразу видно по поведению человека, она мешает жить, создает проблемы в социализации личности, приводит к конфликтным ситуациям.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Если самооценка завышена, человек постоянно старается выделиться, он несколько заносчив, всегда высказывается по любому поводу, даже если не компетентен в вопросе, ставит себя выше других и пытается командовать.

Отличительные черты таких людей:

· У них на первом месте собственное «Я», придают большое значение своей персоне.

· Неадекватно реагируют на замечания со стороны, им не понравится мнение, отличающееся от их собственного.

· Не приемлют помощи со стороны, отвергая его, даже если нуждаются в ней.

· По их мнению, у них нет слабостей, свои отрицательные качества видят в положительном свете, пытаются выдать за достоинства.

· Эгоцентричны, самолюбивы, думают только о себе, забывая о других.

· У них проявляется манерность в поведении, нарочито поступают во многих случаях.

Иногда можно услышать, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Это утверждение не всегда верно характеризует ситуацию, общаться и существовать рядом с человеком, у которого слишком завышенная самооценка, не всегда приятно и комфортно.

Заниженная самооценка

Люди с заниженной самооценкой не любят выделяться, они существуют в своем тихом мире и стараются вести себя так, чтобы их не заметили.

На первый взгляд, они просто скромны и деликатны, но если узнать их получше, выявятся черты, не совсем пригодные для нормального существования:

· Бесконечные колебания по любому поводу, нерешительность.

· Они постоянно оборачиваются на других, не могут брать инициативу в свои руки.

· Не любят брать обязательства, стараются переложить риски на других.

· Не видят в себе перспективы, чувствительны, уязвимы, не могут найти точки соприкосновения с окружением или не хотят.

· Дотошны и капризны, стремятся к безупречному поведению и от других требуют того же.

· Щепетильны, злопамятны, ревнивы.

· Их поступки иногда невозможно понять, они стремятся всем доказать свою значимость, и это выливается в ненормальные выходки.

Люди с сильно неадекватной самооценкой со знаком минус, также являются эгоцентричными, но уже по другому поводу. Они могут не обращать внимание на окружающих, полностью уйти в свою проблему. От этого проигрывают близкие, ведь за своими «страданиями» человек не замечает тех, кто рядом. Среди них есть те, кто ни разу в жизни не любил серьезно, у них нет ощущения уважения к другим, зацикленность на себе мешает этим чувствам.

О том, как сформировать у себя адекватную самооценку, рассказывает психолог, семейный психолог и гештальт-терапевт московского Центра ментального здоровья «Альянс» Елена Ильина .

Для чего нужна самооценка

Самооценка — это то, насколько высоко или низко человек оценивает свои личные качества и возможности, каким он себя видит и как взаимодействует с окружающим его миром. Если внутренняя самооценка человека не соответствует тому, что о нём думают другие, она считается неадекватной и может быть завышенной или заниженной. Человек с заниженной самооценкой не верит в свои силы, недооценивает свои знания и возможности, проявляет нерешительность или ощущает в себе некоторый комплекс неполноценности. При завышенной самооценке человек склонен переоценивать свои знания и способности: он самоуверенно берётся за те задачи, которые превышают его реальные возможности, а все свои неудачи объясняет внешними обстоятельствами.

Адекватная самооценка — это объективная оценка человеком своих способностей, качеств и возможностей, которая соответствует реальным результатам и фактам и совпадает с тем, что думают о нём окружающие. Люди с неадекватной самооценкой создают окружающим определённый дискомфорт: на человека с завышенной самооценкой нельзя положиться, а люди с заниженной самооценкой часто бывают занудными и пессимистичными, негативно относятся ко всему происходящему, замечают во всём только отрицательные стороны и видят всё вокруг в сером цвете. Психологи советуют держаться подальше от таких людей, потому что они негативно влияют на окружающих, нарушают их внутреннюю гармонию, мешают их саморазвитию.

Самооценка напрямую связана с уровнем притязаний человека: чем она выше, тем выше уровень притязаний, и наоборот. Если вы хотите повысить уровень жизни, начните повышать свою само-оценку и скажите себе, что вы это можете и вы этого достойны.

Завышенная самооценка

Люди с завышенной самооценкой уверены, что они лучше, умнее и способнее всех, а их поступки самые правильные, что может вовлечь их в сложные жизненные ситуации. Объясняется это просто. Сохраняя высокое самомнение, такие люди игнорируют личные неудачи, не видят, что их причина кроется в них самих, объясняя всё внешними факторами или происками недоброжелателей. Люди с завышенной самооценкой берутся за невыполнимые задачи и ставят перед собой недостижимые цели, а не сумев добиться желаемого, обвиняют в этом других — тех, кто, по их мнению, помешал им это сделать.

Заниженная самооценка

Заниженная самооценка встречается чаще, чем завышенная. В этом случае человек постоянно находится в тревожном состоянии и испытывает неуверенность в себе и своих силах. Такие люди бывают застенчивыми, мнительными и очень самокритичными. Они ставят перед собой низкие, несложные и легкодостижимые цели, хотя могли бы добиться большего, готовы признавать свои ошибки и критиковать себя за них, но похвалить себя за свои достижения не могут.

«Надо» и «хочу»

Большинство людей очень плохо знают свои недостатки, достоинства, чувства и то, что они хотят на самом деле. Возникает парадокс: человек знает, что ему НАДО делать (надо ходить на работу, быть вежливым, уважать родителей и т. п.), и не знает того, что ему ХОЧЕТСЯ делать. Нужно стремиться к тому, чтобы привести в соответствие своё «надо» и своё «хочу».

Чтобы этого добиться, необходимо научиться адекватно оценивать каждую ситуацию. Если вам надо идти на работу, но вы этого не хотите, постарайтесь понять все причины, которые вызывают этот конфликт. Например, вы устали, сегодня пятница, а у вас была тяжёлая неделя. Или, может быть, эта работа вам не нравится и не вызывает у вас никакого интереса. Поняв все конкретные причины, вы сможете избежать внутреннего конфликта и достичь согласия с самим собой.

Как достичь гармонии

У большинства людей самооценка возникает при сравнении себя с другими. Очень часто это происходит под влиянием внешних факторов: подруга пошла на фитнес и похудела — мне тоже надо похудеть, коллега изучает второй иностранный язык — мне нужно выучить хотя бы английский, все ходят на косметические процедуры — мне тоже надо... Человек стремится быть «как все» и при этом не задумывается о том, хочет ли он этого сам. Сравнивая себя с другими людьми, человек зачастую ставит перед собой невыполнимые задачи. В результате возникает внутренний дискомфорт: человек не может достичь тех целей, которые сам себе придумал, и оправдать свои собственные завышенные ожидания. Это его злит, но он не понимает, на кого ему злиться: на себя самого или на внешние обстоятельства.

Для достижения адекватной само-оценки постарайтесь следовать нескольким правилам.

Правило первое

Вспомните все свои достоинства и достижения. Это ни в коем случае не нужно обесценивать. Если у вас уже есть стабильная работа, образование, которое вам хотелось получить, семья, о которой вы мечтали, — это повод для самоуважения и адекватной самооценки. Важно научиться радоваться тому, что у вас уже есть, здесь и сейчас.

Правило второе

Прекратите сравнивать себя с другими и не ставьте перед собой нереальные, чужие цели. Постарайтесь понять, что хотите именно вы, преследуйте только свои личные цели и делайте только то, что нравится лично вам.

Правило третье

Если вы страдаете от заниженной самооценки, научитесь оценивать себя правильно. Начните верить в свои силы. Помните, что на свете есть не только слово «надо», но и слово «хочу»: постарайтесь понять, что же вы хотите на самом деле и почему.

Для повышения самооценки важно развивать в себе новые умения. Хорошо иметь хобби или вспомнить то, что у вас когда-то неплохо получалось: может быть, вы раньше рисовали или занимались теннисом? Никогда не поздно к этому вернуться — занятия любимым делом доставляют много радости и повышают самооценку.

Правило четвёртое

Чаще улыбайтесь, благодарите и хвалите себя даже за самые мелкие достижения. Старайтесь во всём замечать хорошее — даже в повседневной жизни есть много позитива.

Подводя итог

От уровня самооценки человека зависит не только отношение к нему окружающих, но и качество его жизни. Если вы хотите повысить качество жизни, не спешите менять окружающую обстановку — начните с себя и с того, что хотите именно вы.

Не надо думать, что муж изменится к лучшему, и не надо ждать, когда кончится кризис или ребёнок подрастёт. Жить надо здесь и сейчас, не перекладывая ответственность за своё благополучие на партнёра или на окружающий мир и не ожидая, когда кто-то другой решит ваши проблемы. Поменяв свою самооценку, вы сможете поменять и всё остальное: свою работу, супруга или даже место жительства.

– это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту.

Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.

Самооценивание

Самооценивание считается одним из наиболее ключевых и значимых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает закладываться еще в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

Самооценивание, в психологической науке, именуют произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценивания личности.

Существуют виды самооценки:

  • Нормальная самооценка, то есть адекватная
  • Низкая самооценка
  • Завышенная, то есть неадекватная

Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный вид самооценки – это неплохо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

Низкий вид самооценки способен только блокировать решительность, уверенность, а завышенный – уверяет индивида, что он всегда прав и все делает правильно.

Завышенная самооценка

Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто такие индивидуумы думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно.Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними.

Низкая самооценка

Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других субъектов, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества.Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами.

Самооценку также подразделяют на плавающую и на стабильную. Ее тип зависит от настроения индивида или его успешности в определенный период его жизни. Самооценка еще бывает общей, частной и конкретно-ситуативной, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, индивиды могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь и др.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

  • всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;
  • их легко понять;
  • они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;
  • признают собственные достижения;
  • относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьезно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;
  • рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, дает силы для последующих действий с целью постановки новых целей;
  • все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий.Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.

Диагностика самооценки

Сегодня все большую роль играет проблематика диагностики самооценки, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Современный научный социум в последнее время все чаще выносит вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка,интеллект и т.д. – повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики.

Личностные черты самооценки

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении.

Популярные методики диагностики самооценки

Методика Дембо-Рубинштейн

Названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Психологи убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах.

Методика анализа личностной самооценки по Будасси

Дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые существуют в реальности. Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции.

Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый – заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми.

Тест Кеттелла

Является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических личностных черт. Опросник направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость.

Методика В.Щур

Под названием «Лесенка» способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальный стиль проведения дает возможность обнаружения причины, воздействующей на формирование неадекватной самооценки. Стимульный материал в этой методике представляет собой, так называемую лесенку, состоящую из 7 ступеней. Ребенок должен определить собственное место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие». Для проведения этой методики огромный акцент делается на создании дружественной обстановки, атмосферы доверия, доброжелательности, открытости.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием «Дерево», модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест Т.Лири

Предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа «Я». При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика диагностики самооценки Г. Айзенка

Применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний.

Также к методам анализа самооценивания относят:

Методику А. Липкиной под названием «Три оценки», при помощи которой диагностируется уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументация самооценки;

Тест под названием «Оцени себя сам», который позволяет определить виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

Методика под названием «Справлюсь или нет», ориентированная на выявление оценочной позиции.

В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального.

Развитие самооценки

Формирование и развитие различных сторон самооценки проистекает в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни индивида социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент.

Отсюда следует, что формирование личностного самооценивания проходит через определенные этапы развития самооценки. Конкретные факторы самооценивания должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития самооценки наиболее значимым периодом считается раннее детство. Ведь именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о собственной персоне, мире, людях.

Развитие самооценки в воспитании

Очень многое в формировании адекватного уровня самооценивания зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка. Так как именно семья является для маленького индивида первым социумом, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном социуме называется социализацией. Малыш в семье сравнивает свое поведение, себя со значимыми взрослыми, подражает им. Для детей важным в раннем детстве является получение одобрения взрослого. Самооценка, заданная родителями, усваивается ребенком беспрекословно.

Развитие самооценки детей

В дошкольном возрастном периоде родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. На данном этапе невозможно обойтись без шаблонов и стереотипов в поведении.

Так, например, женской части населения с детства внушается, что им надлежит быть мягкими, послушными и опрятными, а мальчикам – что они должны держать свои эмоции под контролем, ведь мужчины не плачут. Вследствие такого шаблонного внушения в дальнейшем происходит оценивание детьми на предмет наличия у их сверстников нужных качеств. Отрицательными будут такие оценки или положительными зависит от разумности родителей.

В младшем школьном возрастном периоде приоритеты начинают меняться. На данном этапе на передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Теперь к семье прибавляется еще один социальный институт под названием школа.

Дети в этом периоде начинают сравнивать себя со сверстниками, они желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом. Этот период характеризуется навешиванием ярлыков на детей, которые еще не научились делать самостоятельные выводы.

Так, например, непоседливого, активного ребенка, которому довольно трудно вести себя спокойно и он не способен усидеть на одном, назовут хулиганом, а ребенка, который с трудом усваивает школьную программу – неучем или лентяем. Так как малыши в этом возрастном периоде еще не умеют критически относиться к чужому мнению, то мнение значимого взрослого будет авторитетным, вследствие чего примется на веру, и малыш будет учитывать его в процессе самооценивания.

Развитие самооценки в переходном возрасте

К переходному возрастному периоду доминирующая позиция отдается природному развитию, ребенок делается более независимым, трансформирует психически и меняется физически, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников.

Теперь для него главными критиками являются товарищи-ровесники. Данный этап характеризуется формированием представлений о собственной внешности и успешности в социуме. При этом подростки сначала учатся подвергать собственной оценке других и только через время себя.

Результатом этого является известная жестокость индивидов подросткового возраста, которая появляется в ходе жесткой конкуренции в иерархии сверстников, когда подростки уже могут осудить других, но еще не умеют адекватно оценивать себя.

Только к 14 годам у индивидов формируется способность самостоятельно адекватно оценивать других. В этом возрасте дети стремятся познать себя, достичь самоуважения, сформировать самооценку. Важным на этом этапе является ощущение принадлежности к группе себе подобных.

Индивид всегда стремится хотя бы в собственных глазах быть хорошим. Отсюда, если подросток не будет принят в школьной среде сверстников, не понят в семье, то он будет искать подходящих себе друзей в другой среде при этом нередко, попадая в так называемую «дурную» компанию.

Развитие самооценки подростков

Следующий этап развития самооценивания начинается после окончания школы и поступления в высшее учебное заведение или не поступления. Теперь индивида окружает новое окружение. Данный этап характеризуется взрослением вчерашних подростков.

Поэтому в этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка. К этому этапу обычно уже выработана одна из стержневых установок, представляющая собой восприятие собственной личности со знаком плюс или минус. Другими словами в данный этап индивид входит со сформировавшимся хорошим либо негативным отношением к собственной персоне.

Роль самооценки

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание.

Самооценивание может быть адекватным и неадекватным. Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра.

При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Высокая самооценка

Обычно, среди обывателей принято считать, что наличие высокого уровня самооценивания априори ведет к счастливой жизни и реализации в профессиональной сфере. Однако данное суждение, к сожалению, далеко от правды. Адекватная самооценка личности не является синонимом высокого уровня самооценки. Психологи утверждают, что высокая самооценка наносит вред личности не меньше, чем низкое самооценивание. Индивид с завышенной самооценкой просто не способен принимать и считаться с чужими мнениями, взглядами, отношением к системе ценностей других. Высокая самооценка способна приобретать негативные формы проявления, выражающиеся в гневливости и словесной защите.

Субъекты, обладающие неустойчивой высокой самооценкой склоны занимать защитную позицию вследствие надуманного преувеличения угрозы, способной нанести удар по их самомнению, уровню уверенности и задеть самолюбие.

Поэтому такие личности находятся в напряженном и настороженном состоянии постоянно. Данная усиленная оборонительная позиция говорит о неадекватном восприятии окружающих индивидов и среды, психической дисгармонии, низкой степени уверенности в собственной личности. Индивиды с устойчивой самооценкой, с другой стороны, склонны воспринимать себя со всеми дефектами и изъянами.

Они ощущают себя, как правило, безопасно, вследствие чего не склонны обвинять других, применяя вербальные защитные механизмы, оправдываться из-за прошлых ошибок, неудач. Можно выделить два признака опасно завышенной самооценки: безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень нарциссизма.

В целом, если индивид обладает устойчиво высоким уровнем самооценки – это не так уж и плохо. Часто родители, сами не отдавая себе в этом отчет, способствуют формированию у ребенка завышенного уровня самооценивания. При этом они не понимают, что если выработанная завышенная самооценка малыша не будет подкреплена реальными способностями, то это приведет к понижению уверенности ребенка в себе и неадекватному уровню самооценивания в сторону уменьшения.

Поднятие самооценки

Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд.

Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой.

Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

Смотрите видео: Veronika Stepanova: Как повысить самооценку?!

Сравнение с другими лицами

Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик.

Постоянное сравнение способно только загнать индивида в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Следует найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

Следующим шагом на пути повышения самооценки является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.

Самооценка - это значимость, которой человек наделяет свою личность целиком или какие-либо ее стороны. Она основывается на мнении окружающих и результатах собственной деятельности.

Зачем нужно оценивать себя?

Это помогает развить личность. Функции самооценки следующие:

  1. Регуляторная. Помогает в принятии решений.
  2. Защитная. Обеспечивает стабильность и независимость личностных границ.
  3. Развивающая. Стимулирует человека расширять кругозор, получать новые знания и навыки.
  4. Сигнальная. Помогает оценить адекватность своих поступков.
  5. Эмоциональная. Позволяет человеку быть удовлетворенным самим собой.
  6. Адаптационная. Помогает найти свое место в мире.
  7. Прогностическая. Отвечает за активность, когда человек начинает новую деятельность.
  8. Корригирующая. Позволяет осуществлять самоконтроль в процессе выполнения какой-либо работы.
  9. Ретроспективная. Помогает адекватно оценить деятельность на заключительном этапе.
  10. Мотивирующая. Побуждает к действию для того, чтобы быть довольным собой, ощутить гордость.
  11. Терминальная. Дает возможность остановить деятельность, если в процессе возникло недовольство собой.

Определение самооценки подразумевает то, что она является основой для мироощущения человека. Она отражает степень удовлетворенности своими действиями. Поэтому завышенная или заниженная самооценка препятствует адекватному восприятию происходящего.

Мифы о самооценке

Это понятие у всех на слуху, однако не все знают, как именно должен воспринимать себя человек для комфортной жизни. В связи с чем возникли такие стереотипы:

  1. Формирование самооценки происходит только исходя из мнения о человеке других людей. Это справедливо только для детей. С возрастом главным, хоть и не единственным, критерием собственной успешности становится личный опыт.
  2. Человек с нормальной самооценкой всегда может правильно воспринимать остальных. Неадекватное представление о себе ведет к такому же отношению к другим. К сожалению, в обратную сторону правило срабатывает далеко не всегда.
  3. Чем выше самооценка, тем лучше. Это справедливо только в том случае, если человек является действительно очень успешным, т.е. он воспринимает себя адекватно. В ином случае это будет препятствовать его развитию и усложнит коммуникацию с другими людьми .
  4. Мужская самооценка зависит от количества партнеров в интимной жизни. В действительности такое положение вещей является лишь следствием неадекватного самовосприятия. Ведь количество партнеров далеко не всегда свидетельствует о каких-либо притягательных свойствах личности. Наоборот, часто именно успехами в интимной жизни как мужчины, так и женщины пытаются компенсировать неуверенность в себе.
  5. Самооценка должна быть стабильной. Это мешает развитию личности. Нормальное восприятие себя должно быть гибким и корректироваться в связи с изменением критериев оценки или из-за других существенных факторов.
  6. Женская самооценка не должна быть высокой, потому что девушку красит скромность. Это еще один довольно распространенный стереотип. Скромность - черта характера, которая может присутствовать как при высокой, так и при низкой самооценке.
  7. Сформированное в детстве восприятие себя изменить нельзя. Представления, заложенные в юном возрасте, очень сложно скорректировать. Однако это возможно. Более того, формирование адекватной самооценки обычно происходит именно во взрослом возрасте. При этом оно основывается на личном опыте человека.
  8. Завышенная и заниженная самооценки одинаково плохи. В действительности самоуверенный человек имеет больше внутренних ресурсов достичь желаемого. Это не означает, что не надо стремиться к адекватному восприятию себя. Ведь роль самооценки в жизни человека заключается в возможности выбрать занятие по своим силам и способностям, а также контролировать личностный рост.

Типы и уровни

Виды самооценки в психологии характеризуются многими параметрами:

  • в зависимости от уровня: высокая, средняя, низкая;
  • по реалистичности: завышенная, заниженная и адекватная;
  • по особенностям строения: конструктивная и деструктивная;
  • в зависимости от уровня устойчивости: стабильная и колеблющаяся.

В психологии самооценку чаще всего разделяют на 3 следующие категории:

  • заниженная;
  • средняя (нормальная, адекватная);
  • завышенная.

Оптимальная самооценка человека - достаточно высокая, которая меняется под влиянием обретенного опыта. Негативное воздействие на личность оказывает как чрезмерно устойчивое восприятие себя, так и постоянно колеблющееся.

Человек склонен к стабильной самооценке. В связи с этим возникают психологические феномены, например дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. отрицание достижения или игнорирование факта поражения).

Самооценка нормальная тогда, когда она способствует адекватному восприятию собственных действий. Такой человек не отрицает свои положительные качества и работает над отрицательными. Он достигает поставленных целей, живет в гармонии с собой и удовлетворен жизнью.

Человек с завышенной самооценкой склонен предъявлять необоснованные претензии к окружающим. Он не способен построить конструктивные отношения с другими . Но чаще встречаются люди с заниженной самооценкой. Такое восприятие себя не позволяет развить потенциал, выразить индивидуальность и достичь какого-либо успеха. Малейшие трудности становятся поводом отказаться от намеченных планов. Человека охватывает чувство вины, разочарования, что только усугубляет ситуацию.

Низкая самооценка может иметь высокий и незначительный уровни притязаний. В первом случае человек склонен ощущать собственную неполноценность и постоянную тревожность. Во втором - преувеличивать свои недостатки.

Завышенный и заниженный виды самооценки тесно связаны. Оба могут возникнуть из-за того, что в детстве ребенком постоянно восхищались и перехваливали. Завышенная самооценка может остаться на всю жизнь. Но иногда, столкнувшись с трудностями в подростковом или взрослом возрасте, такой человек рискует потерять веру в свои силы.

Откуда берется неуверенность в себе?

Формирование самооценки происходит в разные периоды жизни. В каждый отдельно взятый промежуток времени развивается наиболее значимый на данный момент фактор. Наиболее важным периодом, когда происходит развитие самооценки, считается детство. Ведь именно в раннем возрасте личность приобретает фундаментальные представления о себе, мире и окружающих. Многое в этот период зависит от родителей: их степени принятия ребенка и осознания того, что такое самооценка и как она влияет на жизнь малыша. Наиболее важным в этом возрасте является одобрение со стороны старших. Ребенок беспрекословно усваивает самооценку, заданную его родителями.

Корни восприятия себя находятся в глубоком детстве. Родители нередко называют свое чадо неумехой, растяпой и другими нелицеприятными словами. Поскольку в детстве формирование самооценки только начинается, ребенок не поддает сомнению слова взрослых. Мать и отец на этом этапе являются для него неоспоримыми авторитетами. Какими бы благими ни были их намерения, ребенок на долгие годы, если не на всю жизнь, усвоит, что он плохой и не соответствует ожиданиям своих близких. Со временем это приведет к развитию низкой самооценки и комплексу вины.

Чтобы не допустить подобного сценария, родителям нельзя ругать ребенка, если у того что-то не выходит, особенно если малыш делает это впервые.

Чтобы вырастить человека, адекватно воспринимающего себя, родителям необходимо не только разбираться в том, как формируется самооценка у ребенка, но и поработать над своей собственной. Не стоит забывать, что дети подсознательно копируют поведение взрослых. Таким образом они рискуют получить заниженную или завышенную самооценку «в наследство».

Во взрослом возрасте основы стабильной самооценки могут быть нарушены сильным эмоциональным потрясением, например потерей кого-то из близких, увольнением или любой крупной неудачей. К восстановлению уверенности в себе стоит приступать незамедлительно. Справиться с этим можно самостоятельно в том случае, если произошедшие события не привели к депрессии. В иной ситуации лучше обратиться к специалисту. Влияние самооценки на поведение человека переоценить сложно. Именно этот фактор задает жизненный вектор.

Исследования и тесты

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются главными составляющими успешности. У людей, которые обладают этими качествами, есть следующие общие черты:

  • умение заявлять о своих желаниях и потребностях;
  • признание собственных достижений;
  • способность идти на компромисс;
  • умение извлекать уроки из неудач;
  • такие люди не откладывают дела на потом, а выполняют их по мере необходимости.

Современная наука все чаще поднимает вопросы, связанные с характеристиками самооценки, проблемой постоянства личности и самоуважения. Поскольку эти понятия являются неоднозначными, успех их изучения зависит от совершенства используемых тестов и методов исследования.

Например, с помощью величины рангового соотношения можно сравнить желаемые черты испытуемого с реальными. Существенным плюсом метода является то, что формула самооценки вычисляется субъектом самостоятельно, при этом он не сообщает исследователю информацию о представлениях о себе.

Очень часто самооценка психических состояний измеряется с помощью теста Кеттелла. Опросник направлен на обнаружение 16 факторов личности. Каждый из них формирует несколько свойств, соединенных какой-либо ключевой особенностью. Структура самооценки находится в норме, если показатель фактора MD имеет среднее значение. Существует 4 варианта теста: 2 по 187 вопросов и 2 по 105.

Самооценка эмоциональных состояний у взрослых определяется по методике А. Уэсманн. Тест состоит из 4 блоков по 10 вопросов. С его помощью можно установить уровень тревожности, энергичности, подавленности и уверенности в себе.

Методика В. Щур помогает выявить особенности развития самооценки у детей. Она имеет 2 способа проведения: групповой и индивидуальный. В первом случае представляется возможным определить, на каком уровне находится развитие самооценки у нескольких детей одновременно. Во втором - выявить причины неуверенности ребенка в своих силах. Этот тест родители могут провести самостоятельно, воспользовавшись следующей инструкцией:

  1. На листе бумаги нарисовать 7 ступеней.
  2. Объяснить ребенку, что чем выше на лестнице находятся люди, тем они лучше, умнее и красивее, чем ниже - тем хуже.
  3. Спросить, на какой ступени находится он, на какой хотел бы находиться и на какую его поставили бы родители.
  4. В ходе задания необходимо следить за тем, насколько уверенно ребенок делает свой выбор и чем его аргументирует. Если малыш не объясняет, почему предпочел ту или иную ступень, нужно задать ему наводящий вопрос.

Если ребенок ставит себя на 2-3 ступень и аргументирует выбор реальными достижениями, а не словами родителей, то у него адекватная самооценка. В любом другом случае родителям есть о чем задуматься.

Метод А. В. Захарова похож на предыдущий. Разница в том, что вместо лестницы ребенку предлагается горизонтальный ряд из 8 кругов.

Методика анализа по Будасси дает возможность определить характеристики самооценки конкретного индивида (степень и адекватность). Она основана на двух принципах:

  • сопоставление представлений человека о самом себе с объективными показателями его деятельности;
  • сравнение себя с остальными.

Исследование по Дембо-Рубинштейн

Этот метод самооценки подходит как для тестирования детей и подростков, так и для взрослых людей. Испытуемому показывают 4 шкалы: физическое состояние, ум, характер и счастье, где 1 - максимальное значение (полностью здоровый), 9 - минимальное (больной). Человек должен оценить свой уровень по каждому из этих параметров.

  1. Чего не хватает для полного счастья?
  2. Что нужно изменить, чтобы оказаться на первом месте шкалы?
  3. Какие люди абсолютно счастливы и почему?
  4. Кто является самым несчастным и из-за чего?

Если оценка испытуемого по этой шкале была низкой (7-9) или высокой (1-2), то необходимо уточнить, из-за кого сложилась такая ситуация? Далее переходят к обсуждению других показателей.

Такая методика определения самооценки позволяет установить сферу, в которой человек чувствует себя максимально дискомфортно. Люди, адекватно воспринимающие себя, обычно отмечают 4-5 ступеней.

Существуют модифицированные методики самооценки личности по Дембо-Рубинштейн. Например А.М.Прихожан предлагает, помимо основных шкал, использовать 4 дополнительных:

  • авторитет среди окружающих;
  • способность создавать что-либо своими руками;
  • внешность;
  • уверенность в себе.

Способы поднять самооценку

Есть 2 метода повысить мнение о самом себе:

  • добиться достижений в какой-либо сфере жизни;
  • создать телесный корсет успешности.

В первом случае нужно проявить усердие и терпение, так как результат будет ощутим после нескольких побед над собой. При втором способе формирование самооценки происходит на подсознательном уровне. Гордая осанка, неторопливые движения и уверенная походка способны за довольно короткий срок изменить мироощущения человека. Важно постоянно следить за положением своего тела и голосом. Для длительного результата нужно задействовать оба способа.

Существует категория людей, которые чаще остальных страдают от неуверенности в себе. Любые попытки помочь им, поддержать оборачиваются крахом. Это происходит из-за желания находиться в состоянии жертвы. Данная роль дает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Но дело в том, что это всего лишь иллюзия, идущая из детства. Ребенку достаточно показать матери, что у него что-то не выходит, что он слаб и беспомощен, чтобы получить сопереживание и любовь. Но взрослый человек всегда сам за себя в ответе.

Чтобы перестать играть роль жертвы и тем самым поднять уровень самооценки, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Перестраиваться на позитив.
  2. Отзываться об окружающих хорошо и делать им комплименты.
  3. Следить за своей речью. Избегать негативных слов в свой адрес, даже в шутку. Также нужно вычеркнуть из лексикона фразы с негативными предсказаниями, например «ничего не получится».
  4. Стараться обращать внимание на моменты, когда приходится делать какой-либо выбор. Это поможет осознать полную ответственность за свою жизнь.

Уже через месяц уровень самооценки заметно вырастет, человек перестанет примерять на себя роль жертвы. Однако никто не застрахован от ситуативных сбоев. У всех когда-то опускаются руки, заканчивается энергия для поддержания уверенности в себе. Что делать в таком случае? Иногда для нормализации ситуации достаточно всего одной маленькой победы, после которой возвращается вера в свои силы и вкус к жизни. В более сложной ситуации понадобится достижение покрупнее. Также очень важно окружить себя людьми, которые в трудную минуту найдут правильные слова для поддержки.

Упражнения для приобретения уверенности

Понятие самооценки в психологии носит субъективный характер. Часто то, как видят человека другие и он сам, очень сильно отличается. Залог успешной работы над уверенностью в себе - правильная установка. Не стоит зацикливаться на подготовке к приобретению уверенности. Если есть ощущения, что видение себя не является адекватным, стоит постараться сразу исправить ситуацию.

Существует несколько правил, следуя которым, можно обрести уверенность в себе, а значит, и повысить самооценку. Вот они:

  1. Не стоит воздействовать на наиболее уязвимые стороны личности. Это только усугубит подавленное состояние. Вместо этого лучше сосредоточиться на совершенствовании имеющихся навыков. Ощущение собственного мастерства принесет позитивные эмоции (гордость, радость), которые станут ресурсом для достижений в других областях.
  2. Нельзя недооценивать роль родных людей. Разговор с ними часто помогает по-другому посмотреть на свои способности. Не стоит спрашивать у близких про свои слабые стороны, лучше узнать, какие черты они считают сильными. Ответы лучше всего записать, чтобы в нужный момент они могли послужить дополнительной поддержкой. Таким образом нередко можно узнать о своих положительных качествах, о наличии которых ранее не задумывались.
  3. Оценивать собственные поступки объективно, но при этом не ругать себя за промахи. Нельзя отрицать очевидное, акцентируя внимание только на положительных сторонах происходящего. Важно изменить привычный шаблон мышления. Наличие недостаточного количества способностей или знаний для чего-либо не является причиной заниматься самоуничижением. Так человек рискует навсегда остаться на прежнем уровне. Нужно позволить себе быть неидеальным. Это поможет перенаправить энергию от самобичевания к личностному росту.
  4. Периодически нужно записывать в блокнот те обстоятельства повседневной жизни, которые провоцируют чувство слабости, беспомощности и неуверенности. Далее следует найти причину, из-за чего так происходит. Рядом нужно составить список из тех моментов, которые приносят удовлетворение и счастье. Определившись с причиной положительных эмоций, следует перечитать обе записи и сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение помогает перейти от глобального неверия в себя к осознанию того, что существуют отдельные проблемы, которые требую решения.
  5. Цели должны быть реалистичными. Перфекционизм - это не удел амбициозных людей. Это фактор, мешающий на пути к достижению цели. Люди, склонные к перфекционизму, лишают себя права на ошибку, что приводит их к страданиям от малейшей неудачи. Нередко именно неспособность выполнить начатое идеально приводит к отказу от задуманного. Кроме этого, перфекционизм способствует тому, что любая неудача негативно сказывается на самооценке, а значит, и на уверенности в своих силах.
  6. Проводить четкие границы между конкретными, временными и недостижимыми целями. Не нужно забывать, что большой путь начинается с маленького шага. Поэтому не стоит пренебрегать незначительными целями. Ведь именно они в результате помогут выполнить задачи, которые ранее казались неосуществимыми.

Сомневаясь в себе или переоценивая, человек теряет время и ресурсы для развития личного потенциала. Любые виды самооценки, кроме адекватной, угнетают как морально, так и физически: появляется повышенная утомляемость, чувство беспомощности или ощущение враждебности мира. В итоге даже обычные дела кажутся невыполнимыми. Нормализация самооценки - это не вопрос силы воли. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть свои установки и ориентиры.