Как называется стадное чувство. "Психология толпы", "стадное чувство": власть энергоинформационных паразитов

Любое общество всегда в той или иной степени подобно толпе.

Существует такое понятие — «психология толпы». Толпа всегда более агрессивна, чем отдельные составляющие ее люди, она всегда легко поддается эмоциям, она не способна трезво оценивать ситуацию. Толпа никогда не рассуждает , и поэтому ее легко подтолкнуть к каким-то массовым акциям — протесту, осуждению, да и просто к бунту. Ее ничего не стоит поднять на бой, на баррикады. Этим свойством толпы всегда пользовались и пользуются многочисленные рвущиеся к власти и уже властвующие вожди, политики, «горланы-главари». Они научились запросто поворачивать толпу в нужную им сторону, потянув ее за «ниточки» эмоций, слегка надавив на больные места…

В толпе нет индивидуальностей, а есть только многоголовое, но при этом безмозглое существо, энергетический монстр, действующий «по заявкам» расчетливых «запевал».

Как это ни странно, но даже с очень неглупыми людьми, бывает, случаются такие необъяснимые на первый взгляд вещи: оказавшись, например, на митинге, они вдруг, поддавшись всеобщему настрою, вместе со всеми начинают скандировать: «Мы требуем!.. Мы протестуем!» Потом, оставшись в одиночестве и слегка придя в себя, такой человек вдруг в ужасе понимает, что совершенно не представляет, кто такие эти «мы», от имени которых он так решительно требовал и протестовал. Ведь у него есть его личное «я» — и вот этому личному «я» как раз не хочется ни требовать, ни протестовать.

Многим известно, что такое «стадное чувство» . Это когда, увидев бегущих людей, проходящий мимо по своим делам человек вдруг неосознанно ни с того ни с сего присоединяется к ним. Это означает все то же: он попадает под воздействие чужой программы и в его подсознании запечатлевается примерно следующее: все бегут — значит, и мне надо. Были случаи, когда человек в таком состоянии, не успев опомниться, вскакивал в совершенно ненужный ему поезд, а потом грыз локти, не зная, как теперь добраться до дома. А во времена всеобщих очередей (о которых мы все радостно забыли) не раз происходили ситуации, когда люди стояли часами в очереди, чтобы купить абсолютно ненужные им вещи, только потому, что «все брали».

Психология толпы, подчинение энергетике большого количества людей — прямая дорога к болезням, развитию злобы, негативизма, а также к ложным стремлениям, к бессмысленному времяпрепровождению и еще к тысяче человеческих несчастий. Схема развития болезни в случае, если вы поддаетесь чужому программированию, очень проста. На эту удочку, например, часто попадаются пожилые люди. Например, кто-то усиленно внушает такому далеко уже не молодому человеку, что в правительстве одни воры. У него не было возможности убедиться в этом лично, но он почему-то верит на слово сказавшему это. Верит — а вернее, вынужден верить, — потому что его сознательно закодировали, запрограммировали. А делалось это так: из нижних чакр внушающего человека в верхние чакры «обрабатываемого» гражданина забрасывалась эта гипнотизирующая информация. Полученная информация встречает у старика эмоциональный отклик, эти отрицательные эмоции начинают не только выплескиваться на других людей уже через его верхние чакры, но еще и искажать нормальный энергетический поток его собственного организма. Он, поддавшись внушению, начинает нервничать, злиться — и получает инфаркт.

Вот еще пример: вам нахамили в транспорте. Вы ответили тем же, то есть нагрубили в ответ. Что вы сделали? Правильно, опять сработали по чужой программе . Хаму только и нужно было вызвать вашу злость, сподвигнуть вас на выплеск эмоций, чтобы «покушать» вашей энергетики. И вы послушно «накормили» хама, сделали то, чего он от вас и ждал (энергетический вампиризм...). Он подчинил вас своему влиянию. А вы покорно поддались, тем самым признав его значимость, его способность влиять на людей, вызывать у них эмоции.

Привыкнув отвечать хамством на хамство , вы в свою очередь таким же образом «заводите» эмоции других людей. И сами не понимаете, почему вы все время ввязываетесь в какие-то склоки, почему на вашем пути встречаются одни хамы и грубияны, почему вам вечно приходится с кем-нибудь ругаться? Да потому, что уже вы сами, будучи зараженным чужой хамской энергетикой, усиливаете этот импульс и запускаете по кругу новый каскад реакций, начинаете выплескивать сидящий в вас заряд в окружающее пространство. А в это время на уровне сознания у вас формируется четкая программа: все люди — хамы. И уже эта программа так и лезет из ваших нижних чакр, заставляя окружающих в страхе разбегаться, потому что они чувствуют, что вы видите в них врагов, или, наоборот, окружающие начинают воспринимать вас как врага и атаковать.

Вот так может возникнуть озлобленность на весь белый свет. Человек начинает видеть все в мрачных тонах. Он не замечает добра , а усматривает во всем только зло. Такой человек в конце концов просто захлебывается в этом потоке зла, не замечая, что сам и усиливает этот поток многократно. Нормальное течение энергии прекращается. Человек отрывается от энергии Космоса и Земли, начинает «вариться» в одних вредных выбросах и окончательно истощает себя. В результате, как правило, — неизлечимая болезнь и смерть.

Почему даже самый завзятый трезвенник может стать алкоголиком, попав в пьющую компанию? По той же причине: когда все пьют, одному против всех удержаться трудно, энергетика желания выпить захлестывает и его. Наркоманами тоже часто становятся «за компанию». Вы теперь знаете, как это происходит, — эта самая компания ловит человека в энергетические сети, подчиняет помимо его воли своим желаниям.

А сколько раз бывает, что мы не хотим идти в гости, но идем, потому что нас туда затаскивают? А потом сидим весь вечер, маемся у этих неинтересных нам людей от тоски, злимся на себя, что теряем время (ведь мы собирались потратить его на другое, гораздо более важное для нас дело). Обычно такие необъяснимые поступки люди списывают на слабоволие, нетвердость характера. Люди не знают, что энергетические сети чужих желаний, стремлений, мыслей, эмоций могут быть так сильны, что даже волевому человеку, если он не умеет сознательно от этого избавляться, справиться с ними бывает очень трудно.

Невероятный вред наносится личной карме, ибо нет ничего хуже, чем ложные, навязанные извне желания. Больше всего страдают дети — как еще не устоявшиеся существа, пока не способные сопротивляться влиянию толпы. Детская наркомания стала столь массовой не потому, что подросткам хочется уходить в наркотический угар от безысходности жизни, а потому, что срабатывает все то же стадное чувство: все уже пробовали, а я что, рыжий или не такой крутой, как они? Именно в подростковом возрасте очень сильно желание быть как все. И конечно, подросток с легкостью попадает в пагубные сети энергетических связей с массой себе подобных, ведь его собственная энергоинформационная сущность говорит еще очень тихо, а требования себе подобных звучат властно и грубо, как приказ.

Именно поэтому так легко возникают подростковые банды. Подростки инстинктивно чувствуют, что, объединившись, они образуют новую одушевленную энергетическую структуру, которая будет обладать гораздо большей силой, чем каждый из них по отдельности. Поодиночке им трудно справляться со сложными жизненными ситуациями, с тяжелыми условиями существования, трудно противостоять сообществу взрослых, тоже насквозь пронизанному патологическими связями. Поэтому, чтобы хоть как-то существовать, они сбиваются в стаи и, как стайные животные, теряют свой индивидуальный разум и обретают разум коллективный. При этом они чувствуют, что, пока они вместе, их все будут бояться, им все сойдет с рук. Ведь они — единый организм, монолит, энергетический монстр. Потому и считают, что могут вести себя агрессивно, нагло, задирать прохожих. А попробуй подойти — так и отлетишь, ударившись об эту мощную энергетическую стенку.

Подростки, конечно, не подозревают, что при этом они портят свою карму, жизнь и судьбу, отказываются от своей собственной энергоинформационной сущности, полностью подчиняя себя чужим, навязанным извне программам, эмоциям и желаниям. И если их лишить «стаи», разделить мощную энергетическую структуру, какой является банда, на составные части, то от этой силы не останется и следа и перед нашим взором предстанут только жалкие, слабые и забитые существа.


Почему у людей появляется стадное чувство?

Выражение «стадное чувство» — образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя подобно животным в стаде, мы говорим, что у них — стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде.

Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.

Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало.

Есть такое понятие как автосинхронизация.

Суть такова - если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие - остальное большинство начинает повторять. Теория так же может называться ДОТУ — Достаточно общая теория управления.
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Данная особенность проявляется и у людей. Недавно английские ученые поставили эксперимент: в большую, просторную залу пригласили людей и дали им задание «перемещайтесь как вам угодно». А некоторым давали четко определенное задание как именно двигаться и когда. Таким образом было экспериментально подтверждено, что 5% человек перемещающихся с определенной целью могут заставить всё множество двигаться в том же направлении.
Как понять — стадное общество или нет?
Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться.

Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, — это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? — Нет? — А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? — Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.

Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? — Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое:

«Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой».

«Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».

К примеру, начался спектакль в театре или просмотр фильма в кинотеатре — опоздавших встречают с лёгкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо, и никто не сделает замечание опоздавшему, потому как это как минимум «неблагодарное занятие». Но каждый хорошо осознаёт своё отдельное отношение к тому, кто помешал своим опозданием и своею непунктуальностью. Но проходит время, все тихо лицезреют действие картины со сцены или на экране. И в какой-то момент, от увиденной смешной сцены актеров создается комическая ситуация, люди начинают улыбаться и смеяться.

Важно понимать, что юмор у каждого человека разный, точнее восприятие юмора.

Но большинство людей, находящихся в зале, так или иначе начнут смеяться и улыбаться вместе со всеми. О стадном чувстве и стадном обществе в этом случае можно употребить «с осторожностью».

Приведенный выше пример — тому подтверждение. Особенно, если Вы находитесь в компании друзей, и один из Ваших знакомых рассказал «не очень смешной» анекдот или историю, сам он смеется и вы улыбаетесь — не от стадного чувства, а потому, что Вам не хочется обидеть или поставить в неловкое положение своего товарища.

Вспомним школу и университеты. Не стоит делать коллективы больше 20 человек. 20 человек / 100% * 5% = 1 - эта единица и есть лидер, увеличение же количества человек влечет за собой потерю управления. В аудитории, где человек 30-40, преподавателю будет очень трудно задавать тон занятия и постоянно держать внимание группы. Этот закон можно применять и к другим ситуациям, пробуйте, но не стоит полностью полагаться на него. Нет ничего абсолютного.

Зачастую, очень много кто пользуется данным явлением и в корыстных целях, запуская слухи, например, что через пару дней исчезнут какие-то товары и 5% испугавшихся и побежавших покупать эти товары хватит для того, чтобы всколыхнуть остальных и через некоторое время полки действительно станут пустыми. 5% процентов провокаторов хватит, чтобы мирный митинг превратился в массовое побоище.

Каждый из Вас может нащупать эту тонкую грань, и найти массы примеров стадного поведения людей в обществе. И очень важно не перепутать.

Запускает проект «Вопрос учёному», в рамках которого специалисты будут отвечать на интересные, наивные или практичные вопросы. В новом выпуске доктор социологических наук Александр Филиппов рассказывает о «стадном чувстве».

Почему у людей появляется
стадное чувство?

Александр Филиппов

доктор социологических наук, руководитель Центра фундаментальной социологии ВШЭ, главный редактор журнала «Социологическое обозрение», специалист по истории социологии

Выражение «стадное чувство» - образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя, подобно животным в стаде, мы говорим, что у них - стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде. Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.

Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало. Несколько лет назад один мой коллега по ЦФС задумал целое исследование по

Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, – это стадо?

ритмической синхронизации аплодисментов. Но речь не шла о стадном чувстве: животные не устраивают оваций. Однако не это самое трудное. Скверно то, что «стадное чувство» может оказаться и квалифицирующим признаком, и объяснительным принципом.

Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться. Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, - это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? - Нет? - А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? - Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.

Именно применительно к массе было соблазнительно говорить о стадном чувстве, но схема не складывалась. Дело в том, что «стадный», по отношению к интеллекту, это не просто «животный» по отношению к человеческому, но и эволюционно более низкий по отношению к более высокому. А раз так, то требовался отказ от эволюционизма, то есть от представления о том, что историческое развитие идёт по восходящей, ко все большей рациональности индивидов. Но если такое представление о линейной эволюции не годится, тогда и понимание «стадного», как более низкого и осуждаемого, тоже трудно удержать как оценочное суждение. А если стать на точку зрения «перехода к массовому обществу», тогда в ряде случаев будет уместно говорить (как Эрнс Юнгер в начале 1930-х годов) о закате массы.

Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? - Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое: «Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой». Дальше Канетти поясняет это на примере движений в общем танце: «Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь - каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».

Однако стадное бывает не только подвижным: «Всё установлено заранее: исполняемая пьеса, занятые артисты,

время начала и само наличие зрителей на местах. Опоздавших встречают с лёегкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо. Но каждый хорошо сознаёт своё отдельное существование; он сосчитал и отметил, кто сидит рядом. Перед началом представления он спокойно наблюдает ряды собравшихся голов: они вызывают у него приятное, но ненавязчивое чувство плотности. Равенство зрителей состоит, собственно, лишь в том, что все получают со сцены одно и то же». (Цитаты даны в переводе Л. Г. Ионина: Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997, по сетевой версии) . Описательная точность не должна скрыть от нас объяснительную сложность. Соприсутствие множества принципиально одинаковых, в данном случае тел, переход от боязни соприкосновения с чужим к некоторому телесному самоотождествлению с другими, ритмика движения и покой совместности позволяют говорить о текущих и предсказуемых характеристиках этого собрания как о стаде. Именно так и устроена логическая конструкция происходящих здесь событий для наблюдателя. Но вопрос о чувстве при этом остаётся по-прежнему открытым. Что касается меня, я бы и само слово «стадо» употреблял с осторожностью, а уж сочетание «стадное чувство» не использовал совсем.

Стадный инстинкт и его проявления. Разновидности желания быть как все. Коррекция у себя такого состояния.

Что такое стадный инстинкт


Стремление быть как все детально изучено специалистами и озвучено во многих научных трудах. Ф. Ницше назвал его склонностью посредственных особ к недоверию и ненависти относительно неординарных личностей. В. Троттер, английский социальный психолог и хирург, рассмотрел в нем желание человека присоединиться к определенным группировкам и социальным объединениям и копировать при этом поведение их лидеров.

П.А. Кропоткин, ученый и русский революционер-анархист, считал солидарность качеством, которое присуще практически каждой особе.

В университете Лидса (Великобритания) ученые выдвинули теорию относительно 5%. Они на примере показали, что этого количества людей вполне достаточно для того, чтобы подчинить себе 95% других обывателей.

В данном случае автоматически срабатывает стадный инстинкт, и на подсознательном уровне человек начинает делать то, что выполняет 5% демонстраторов. Даже если ему не понравилось выступление какого-либо артиста, он машинально принимается рукоплескать ему из-за аплодисментов части зала.

Разновидности стадного инстинкта

Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Среди них лидирующие позиции занимают религия, политика, искусство, реклама и сексуальная жизнь обывателей. Именно в этих областях легче всего манипулировать сознанием людей.

Религиозный стадный инстинкт


Духовная сущность человека часто базируется на церковных постулатах. В большинстве случаев они не несут в себе разрушающее зерно для сознания людей, потому что в умеренной дозе предлагают им понять суть моральных норм. Однако не всегда стадный инстинкт на религиозной почве имеет безобидный характер, о чем свидетельствуют следующие моменты:
  • Секты . Подобные островки «духовного очищения» наиболее активно начали действовать на отечественных просторах в начале 90-х годов. Пользуясь растерянностью людей после распада СССР, псевдо-пророки принялись создавать общества, которые в дальнейшем смогли затуманить мозг даже адекватным личностям. Стадный инстинкт при этом работал бесперебойно, потому что человек хотел верить в лучшее и тянулся за призрачной мечтой. Специалистов заинтересовал тот факт, что руководители сект являлись отличными психологами и ораторами. В своих рассуждениях перед публикой они опирались на христианские постулаты, разрушая при этом человеческие души и собирая фанатиков в контролируемое стадо. Наиболее опасными сектами признаны «Свидетели Иеговы», «Часовня на Голгофе» и «Храм народов».
  • Общины-коммуны . Данные организации можно назвать высшим проявлением опасного объединения людей на религиозной почве. Если община живет при монастыре, где каждый человек может увидеть ее деятельность, то это не является проблемой. Однако манипуляторы не останавливаются на таком скромном добывании средств для своего существования и устраивают целые поселения приверженцев созданного идола. В качестве примера можно привести общину «Семья Мэнсона», в которой стадный инстинкт делал из людей рабов чужой воли и жестоких убийц.

Сексуальный стадный инстинкт


В данном случае разговор пойдет о стереотипах, которые присущи современному обществу. В некоторой степени стадный инстинкт является одним из основных механизмов полового отбора:
  1. Догма о продолжении рода . Одним из самых распространенных стереотипов является беспокойство людей (особенно женщин) по поводу своего бесплодия. Если не брать во внимание моральную сторону вопроса, а включить логику, то вырисовываются интересные факты. Общество с опаской относится к тем особам, которые не могут воспроизвести на свет потомство. Существует стереотип, что человек в обязательном порядке должен продолжить род и дать новому гражданину свой набор хромосом. Однако при большом желании иметь ребенка люди часто забывают, что существуют детские дома. Психологи считают причину подобного страха в ассоциировании себя с животной средой. В любом стаде бесплодная самка автоматически становится самым низшим звеном среди зверей. По этой же причине общество с помощью догм церкви порицает такие понятия, как гомосексуализм, лесбиянство и другие виды сексуальности, которые не приводят в итоге к зачатию ребенка.
  2. Социальное клише о ревности . Еще одним стереотипом является то мнение, что это проявление любви к своему половому партнеру. Специалисты утверждают, что озвученное чувство не имеет ничего общего со страстью и желанием всегда находиться рядом с определенным человеком. Основой ревности они считают боязнь потерять свой ранг в стадной иерархии.
  3. Стереотип о моногамности . Некоторые исследователи считают, что подобная модель института брака была создана людьми, которые опасались конкуренции со стороны самцов и самок более высокого стадного ранга. По мнению сексопатологов, задумка осталась бессмысленной тратой времени: представители стадной иерархии до сих могут позволить себе иметь гарем. Сексуальная свобода нереальна среди людей со стадным инстинктом. Плохо это или хорошо, решать каждому человеку, исходя из его взглядов на жизнь и нравственность.

Политический стадный инстинкт


В некоторой степени влиятельные особы в этой сфере деятельности людей способны дать фору даже самым ловким религиозным манипуляторам. Стадный инстинкт в политике имеет 4 вида, которые выглядят следующим образом:
  • Патриотизм . Подобное социальное чувство присуще людям, которые любят свою Родину и население, которое в ней проживает. Именно этот политический принцип помог многим народам отразить атаки посягавшего на их земли неприятеля. Однако довольно опасно, когда он перерастает в фанатизм и гипертрофированный квасной патриотизм.
  • Национализм . Данная идеология может быть гражданского, этнического и культурного характера. Проявление стадного инстинкта может перерасти в агрессию при крайнем национализме, потому что начинает напоминать экстремизм.
  • Расизм . Подобной системе взглядов не место в цивилизованном обществе. В свое время стадный инстинкт сыграл злую шутку с плантаторами южных штатов Америки, которые имели чернокожих рабов. Политика расовой дискриминации может призывать как к лишению прав и свобод людей из другой системы популяции человека, так и к их полному уничтожению.
  • Религиозная вражда . Данная нетерпимость к представителям иной веры и пропаганда ее преследуется Законом. Однако довольно часто срабатывает стадный инстинкт, когда толпа заводится опытным манипулятором.
Исключительно патриотизм в разумных его пределах можно назвать адекватным проявлением своего сознания. Остальные озвученные факторы разжигали многие войны, унесшие большое количество человеческих жизней.

Рекламный стадный инстинкт


Ни для кого не является секретом, что ролики с элементом пропаганды, которые заполонили эфир, влияют на психику человека. Многочисленные корпорации увидели настоящее золотое дно в факторе стадного инстинкта.

Довольно часто объектами воздействия рекламы становятся дети. Для них важно получить модную игрушку, которая не сходит с экранов телевизора. Тем более она есть у одноклассников, а нужно быть как все и ни в чем им не уступать. Ребенок предпочтет разрекламированную и довольно вредную сладость, но не попросит у родителей купить качественный отечественный продукт.

Некоторые взрослые недалеко ушли от своих детей и стремятся завладеть брендовой вещью. Они рассуждают по принципу, что если все берут, то это выгодное и рациональное приобретение. На таких людей магнетически действуют лозунги типа «делай, как мы; делай вместе с нами».

Политики также умело используют психологию стадного инстинкта. Довольно часто реклама их партии выглядит в виде лидера, находящегося на переднем плане, за которым стоит целая толпа его единомышленников. Ветераны войны после роликов коммунистов чувствуют себя важной составляющей партии, которая напоминает им о временах далекой молодости.

Стадный инстинкт в искусстве


В данном случае разговор опять пойдет о стереотипах. Если хочешь прослыть эстетом, то тебе должна нравиться «Джоконда» и ты обязан замирать в восхищении при звуках органной музыки Баха. Так надо, потому что принято в обществе и одобрено большинством его членов.

При нелюбви к театру сразу навешивается ярлык человека, который не может понять прекрасное.

Люди сами развивают у себя стадный инстинкт, подчиняясь мнению толпы. Любые предпочтения в искусстве - это дело вкуса, но образовавшиеся стереотипы намертво отложились в сознании обывателей.

Способы борьбы со стадным инстинктом


Людям, у которых или слабо развито желание быть как все, или оно полностью отсутствует, сложно приспособиться к социуму.

Общество не любит «белых ворон», называет их сумасшедшими особами. Горе таких личностей именно от их ума. Обладая высоким интеллектом, они не желают сливаться с толпой. В итоге подобные люди остаются одинокими бунтарями. Довольно сложно не вызвать отторжение социума и быть при этом неординарной особой. Однако даже посредственность не всегда мечтает стать маленьким звеном единого целого.

Психологи советуют следующим образом корректировать у себя стадный инстинкт:

  1. Сохранение спокойствия в любой ситуации . Энергетика толпы только тогда действует на человека, когда он эмоционально перевозбужден. Особенно это касается излишне впечатлительных и экзальтированных особ. Спокойствие - мощное оружие против манипуляторов.
  2. Включение мозга на 100% . Жертвой стадного чувства никогда не станет высокоразвитая личность. Псевдо-пророки обычно не связываются с такими людьми. Исключение - руководители саентологии, на крючок которых попались Джон Траволта и Том Круз.
  3. Анализ собственного поведения . Рекомендуется разобраться со своим внутренним «Я», выделив позитивные, негативные черты характера и имеющиеся желания. Поняв самого себя, легче разработать дальнейший план действий. Можно позволить амбициям на некоторое время взять верх над рассудительностью, потому что именно они являются стимулом для уничтожения у себя желания быть как все.
  4. Разрушение стереотипов . Не обязательно при этом становиться бунтарем и идти против толпы. Однако люди должны понимать, что перед ними человек с четкой жизненной позицией и личными предпочтениями. Не нужно против своего желания смотреть модную киноленту и посещать разрекламированную выставку только лишь по той причине, что они вызвали общественный ажиотаж.
  5. Поднятие самооценки . Особы со стадным инстинктом чаще всего не уверены в себе. Их больно ранит критика со стороны, и они стараются держаться в тени лидера. Следует полюбить себя и понять свою индивидуальность.
  6. Занятие интересным делом . В компании неординарных людей существует реальность и самому чего-либо научиться. При этом не стоит бояться формирования в таком сообществе стадного инстинкта, потому что подобные личности не копируют действия друг друга.
  7. Развитие чувства юмора и коммуникабельности . Именно озвученные качества выделяют человека среди серой массы. Для этого рекомендуется читать юмористические книги и смотреть веселые ток-шоу.
  8. Жизнь для себя и семьи . Необходимо в первую очередь превыше всего ставить свои интересы, а не чужое мнение, которое навязывает общество. Если это не превращается в эгоизм, то такая линия поведения не позволит человеку слиться с толпой.
Что такое стадный инстинкт - смотрите на видео: