Как определить винительный падеж от именительного. Именительный и винительный падежи

Тема : Именительный и винительный падежи

Цель: Ознакомить со способами отличия И.п. и В.п., определять падеж существительных (Им.п.и Вин.п.) в тексте.

Педагогические задачи:

Создать условия для ознакомления со способами отличия винительного падежа от именительного; - совершенствовать умение различать именительный и винительный падежи;

Способствовать развитию орфографической зоркости;

Содействовать воспитанию интереса к русскому языку.

Планируемые предметные результаты:

Познакомятся со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения;

Научатся различать именительный и винительный падежи, изменять имена существительные по падежам;

Разбирать предложение по членам,

Определять падеж имен существительных.

Метапредметные УУД:

познавательные : ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

регулятивные : принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую определенному этапу урока, с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, карточках);

коммуникативные : отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению.

Личностные результаты:

Осознавать язык как основное средство человеческого общения;

Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; -владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Орг. момент

Ι. Актуализация знаний.

- Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!

- Ребята, а я всегда очень рада

Войти в приветливый наш класс

Для меня уже награда -

Сиянье ваших умных глаз

Я знаю, каждый в нашем классе гений

Но без труда и ум не впрок

Давайте потрудимся мы дружно

И вместе сочиним урок

- Теперь улыбнёмся друг другу и начнём наш урок

-Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку «Пять»!

- Сначала вспомним правила. Закончите каждое правило

Работа в паре

-Если знаете, ставите +

Если, затрудняетесь - ?

Если, не знаете -

1.Имя существительное-

2.Постоянные признаки имён существительных –

3. Словоизменение имён существительных –

4.Непостоянные признаки имён существительных-

5.В русском языке … падежей.

6.Названия падежей, вспомогательные слова, вопросы:

7. Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является –

8. Имя существительное в винительном падеже в предложении всегда является –

- Какие правила вам показались не очень знакомыми?

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Напишите «Классная работа».

На доске слова: по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.

Прочитайте. Что вы можете сказать об этой записи?

Какое задание можно составить?

Напишите эти сущ. в порядке следования падежей.

Отметка, у отметки, по отметке, про отметку, отметкой, об отметке – 6б.

Что надо сделать, чтобы определить падеж существительных?

Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы, первая является суффиксом в слове отметка. Какая это буква? (К)

Вторая – окончание в сущ. отметка, употреблённом в И.п. Какая это буква? (А)

Третья буква – окончание в сущ. отметка, употреблённом в В.п. Какая это буква? (У)

Определите порядок следования букв в данном ряду: каааау

кааауу кааууу кауууу

Постановка проблемы.

- Напишите данный ряд букв в указанной последовательности. Вспомните, в каких падежах было употреблено сущ., отметка, в котором мы выделяли буквы для минутки чистописания? Сделайте предположения, о чём пойдёт речь на уроке? (И.п. и В.п)

II . Формулирование проблемы.

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

(Т. Рик)

Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Но возникает новый вопрос: все ли они одинаково употребляются в речи. Оказывается, падежи употребляются крайне неравномерно: один часто, другие редко. Самым частым падежом в письменной речи является именительный падеж, затем идет родительный и затем винительный. На эти три падежа приходится 77% всех падежных форм, а на остальные три только 23%. В разговорной речи лидирует также именительный, на втором месте по частоте употребления винительный падеж, родительный занимает почетное третье место.

Сформулируйте своими словами основную проблему урока. (Как отличить именительный падеж от винительного?)

Проблемная ситуация .

Упр. 132 – представлены две точки зрения на определение падежа слова рассказ .

Кто из ребят прав?

Согласны ли вы с объяснениями ребят? Предложите, если необходимо, свой вариант.

Почему возникли разногласия в определении падежа существительного рассказ ? (Существительное отвечает в разных падежах на один и тот же вопрос что? )

Что общего есть у существительного рассказ с существительными город , остров ? (Являются неодушевлёнными, м.р., ед.ч.)

Сформулируйте проблемный вопрос.

Уточните проблемную задачу, которую предстоит решить на уроке. ( Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что? )

III . Открытие новых знаний.

    Выполнение работы по вариантам. (Предложения на слайдах).

Предлагается материал для выведения правила разграничения И.п. и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием).

Прочитайте выделенные слова.

Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? (Нулевое окончание, нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.)

Побуждающий диалог .

Что же нужно сделать ещё, чтобы правильно определить падеж этих существительных? (Определить, каким членом предложения являются.)

Выполняйте.

Подводящий диалог .

Подчеркните главные члены предложения.

Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере?

Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие, это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.)

Кто производитель действия в двух первых примерах, а в примерах под цифрой 2, 3? Подчеркните подлежащее.

Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.)

А если это второстепенный член предложения? (В.п.) Докажите. (Задают двойной вопрос к существительным остров , город , рассказ .)

Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с

ним В.п. (Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим – И.п., если второстепенным членом – В.п.)

2) Проверка предположений с опорой на вывод в рамке учебника.

Чтение 1-го абзаца правила (с. 120).

3) Продолжение поиска.

Предлагается материал для разграничения падежей с предлогом и без предлога .(Предложения на слайде)

Есть ли у существительных в именительном падеже предлоги?

Сделайте вывод.

4) Проверка предположений.

Чтение 2-го абзаца правила (с. 120).

Что узнали нового? Запишите предлоги винительного падежа.

Передайте содержание каждой части правила с помощью схем, включив в них ключевые слова.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “ПАДЕЖИ”:

Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.

IV . Развитие умений

Работа в группах.

Выполнение дифференцированных заданий.

1 уровень.

Определите падеж имён существительных

Въехать в деревню, рубить топором, посинеть от мороза, работать на заводе, помогать товарищу, падает снег.

2 уровень.

Впишите предлоги и определите падеж имён существительных

Добежать ______реки, подъехал ______ заводу, встретил _____лесу,

летел _______ полем, читал ______животных.

3 уровень.

Составьте предложения, определите падеж имён существительных

На, зверёк, сидел, рыжий, пеньке

У, был, пушистый, зверька, хвост

Белочка, еловую, зубами, шишку, грызла

Работа с предложениями.

1-ая группа. Выпишите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в именительном падеже.

2-ая группа. Выпишите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в винительном падеже.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал .

Этот вокзал был построен до войны.

3-я группа. – Выпишите, те предложения, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в винительном падеже. (работа по карточкам)

4-я группа - Выпишите, те предложения, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в именительном падеже. (работа по карточкам)

Море размывает берег.

На опушку выбежал олень.

Птицы вьют гнёзда.

На дерево вспорхнула птица.

А теперь ребята, проверьте себя. (слайд с правильными ответами)

2.А теперь послушайте, что о себе говорят Именительный и Винительный падежи.

Я - Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто .

А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

4.Игра с сигнальными карточками

Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошел через поляну, напевал песню, размывает берег, перелётные птицы, умная девочка, освежила воздух, весёлая песня, уронил карандаш, новый альбом, попался в сеть, лесная опушка, за высокий забор.

(Ответы детей)

Выполнение теста. (Слайд)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

V . Итог урока.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?

VI . Домашнее задание.

1. Упр. 3, с. 118.

2. Уметь передать содержание правила с опорой на схему (с. 120).

Как отличить винительный падеж от родительного и именительного?

Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:

Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.

Рассмотрим пример:

«Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.

«Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.

Особенности винительного падежа.

Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.

Инструкция

Для того чтобы определить падеж имен , необходимо, прежде всего, поставить вопрос к . Слова, относящиеся к именительному падеж у, на вопросы КТО? ЧТО?Если вы поставили вопросы КОГО? или ЧТО?, то перед вами имя существительное, употребленное в форме винительного падеж а.

Определите, каким является существительное.Если слово является подлежащим, т.е. главным членом предложения, то оно употреблено в форме именительного падеж а.Винительным падеж ом обозначается слово, которое является в предложении второстепенным членом, прямым дополнением.Например, предложите ребятам определить падеж в данном предложении.
Девочка пишет .Попросите их поставить вопросы , определить, каким членом предложения они являются. Они должны прийти к следующему результату. Слово "девочка" отвечает на вопрос КТО?, является подлежащим, значит употребляется в именительном падеж е. А слово "письмо" является второстепенным членом предложения, прямым дополнением. Оно отвечает на вопрос ЧТО? и, следовательно, употребляется в винительном падеж е.

Обратите внимание школьников на то обстоятельство, с или без него употребляется имя существительное.Слова в именительном падеж е употребляются без предлогов. В винительном - имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.

Стоит также при определении падеж а сравнивать окончания в . Так, в именах существительных первого склонения будут окончания А, Я, если они стоят в форме именительного падеж а. Соответственно, в винительном падеж е - У, Ю. Например, в у существительного первого склонения "стена" окончание А. Оно употреблено в именительном падеж е. Слово "стену" У. Значит, у него винительный падеж .

Падеж указывает на роль слова в предложении. Можно использовать фразу-помощник КТО ДЕЛАЕТ ЧТО для различения именительного и винительного падеж ей.

«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку» - первые буквы данной литературной несуразицы упорядочено оглашают список падежей. Существует шесть видов падежей: именительный , родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый из них говорит о временном состоянии того или иного имени существительного, которое может меняться в падежном виде. Определить вид падежа существительного несложно, следует только разобраться, на какой вопрос отвечает каждый из падежей.

Инструкция

Падеж именительный – начальный, настоящее звучание слова. Отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Если неодушевленное, например: окно, дом, книга, автобус, то оно на вопрос «что?», а если – одушевленное, к примеру, девочка, слон, мама, Рита, то соответственно, отвечает на вопрос «кто?». Это распределение по оживленности предмета будет касаться всех , именно поэтому у каждого падежа два вопроса. Пример 1. Человек (кто?) – одушевленное существительное падеже, машина (что?) – неодушевленное существительное в именительном падеже.

Родительный падеж, от слова «родить кого?» или «что?». Как бы забавно это не звучало, но именно так и нужно задавать вопрос. Ряд вопросов совпадают, поэтому и некоторые слова будут звучать одинаково, главное, поставить правильно падежный вопрос. Пример 2. Человека (кого?) – одушевленное существительное в родительном падеже, машину (что?) – неодушевленное существительное в родительном падеже.

Винительный падеж, отвечает на вопрос: «винить кого?» или « что?». В указанном примере происходит совпадение неодушевленного существительного, поэтому падеж определяется логически, по смыслу. Пример 4. Человека (кого?) – одушевленное существительное в винительном падеже, машину (что?) – неодушевленное существительное в винительном падеже. Но если по смыслу: купил машину (родительный падеж), а разбил машину (винительный падеж).

Творительный падеж звучит как: «творить кем?» или «чем?». Пример 5. Человеком (кем?) – одушевленное существительное в творительном падеже, машиной (чем?) – неодушевленное существительное в творительном падеже.

Предложный падеж - , ставящий вопрос, не созвучный со своим названием: «говорить о ком?» или «о чём?». Определить слово в данном падеже легко, так как у существительного в таком падеже всегда имеется . Пример 6. О человеке (о ком?) – одушевленное существительное в предложном падеже, о машине (о чём?) – неодушевленное существительное в предложном падеже.

Видео по теме

Полезный совет

Даже если вопрос падежа не совпадает со смыслом в данном предложении, его все равно следует задать для определения падежа существительного.

Связанная статья

Источники:

  • Опыт работы в школе
  • падежи пример слов

Совет 3: Как отличить родительный падеж существительного от винительного

Падежи русского языка - это категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении. Школьники заучивают наизусть названия падежей и их признаки, то есть вопросы, но порой возникают трудности. Например, когда нужно отличить родительный падеж от винительного.

Вам понадобится

  • Знания по русскому языку по школьной программе, существительные в винительном и родительном падежах,

Инструкция

В выделяют шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Для определения падежа используют вспомогательные слова и вопросы. От этого зависит написание окончания слова. Очень часто путают родительный (нет: кого? чего?) и винительный (винить: кого? что?) , так как вопросы к одушевленным предметам задаются одинаковые: "кого?".

Задайте вопрос. Если вы сомневаетесь, задайте к существительному определяющий вопрос: "нет чего?" (для родительного) и "вижу что?" (для винительного). Если слово приобретает форму именительного падежа, значит, в данном случае это винительный. Например: мелкую рыбку (винительный : вижу что? рыбку, нельзя сказать: нет чего? рыбку).

Если вам нужно определить падеж, чтобы расставить окончания, подставьте вместо существительного слово "кошка" или любое другое, но обязательно первого . В зависимости от окончания определите падеж. Например: гордость за учителя - винительный падеж, потому что, подставляя на место существительного слово "кошка", получаем: гордость за кошку. Окончание "у" указвает на винительный падеж. Окончание "и" на родительный.

Проанализируйте взаимосвязь слов в . Родительный , как правило, соотношение части и целого (стакан молока), принадлежность к чему-либо (кофта сестры), его употребляют при сравнении (красивее королевы). Винительный используют для передачи пространственно-временных отношений (работать неделю), переход от действия на предмет (вести машину).

Используйте эти же методы для для несклоняемых . Например: надеть пальто (надеть кошку - винительный падеж), обойтись без кофе (обойтись без кошки - родительный).

Обратите внимание

Винительный падеж обозначает полный охват объекта действием, определенное количество (выпить молоко), а родительный падеж - распространение действия на часть объекта (выпить молока).

Полезный совет

Неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от того же существительного в родительном падеже: я увидел дом (винительный), в округе не было домов (родительный)

Источники:

  • Страница, посвященная грамматическим характеристикам имени существительного

В отличие от финского и венгерского языков, в которых насчитывается полтора-два десятка падежей , в русской грамматике их выделяют всего шесть. Окончания слов, стоящих в разных падежах, могу совпадать, поэтому для определения падежа необходимо задать к проверяемому слову правильный вопрос.

Инструкция

Чтобы определить падеж имени существительного, внимательно прочитайте фразу, в состав которой оно входит. Найдите слово, к которому относится проверяемое вами существительное, - именно от этого слова вы будете задавать вопрос. Например, вам дана фраза «Я люблю собак», и нужно определить падеж существительного «собак». Слово «собак» в этом предложении подчиняется слову «люблю». Следовательно, задавать падежный вопрос вы будете следующим образом: «люблю кого?»

Каждому из шести падежей соответствует свой особый вопрос. Так, в именительном падеже отвечают на вопрос «кто?» или «что?». К этому падежу можно подставить вспомогательное слово «есть». Например, есть (кто?) . Вопрос родительного падежа – «кого?» или «чего?». К существительному в этом падеже можно подставить вспомогательное слово «нет». Дательный на вопрос «кому?/чему?» и сочетается со вспомогательным словом «давать». Вопрос винительного падежа – «кого?» или «что?», а его вспомогательное слово – «винить». Существительные в творительном падеже отвечают на вопрос «кем?/чем?» и сочетаются со словами «сотворён» и «доволен». Наконец, следующими вопросами: «о ком?/о чем?», «в ком?/в чем?». Одним из вспомогательных слов этого падежа является слово «думаю».

Чтобы определить падеж , для начала нужно найти то существительное или местоимение, к которому оно относится. Определив падеж этого главного слова, вы узнаете и падеж прилагательного, так как всегда согласуются в роде, числе и падеже с теми существительными (), от которых они зависят. Например, «Коля съел большую грушу» существительное «грушу» употреблено в винительном падеже, поэтому падеж относящегося к нему прилагательного «большую» тоже является винительным.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает человека или предмет и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Существительные изменяются по падежам , которых в русском языке шесть. Чтобы падежи не путались между собой, существует строгая система правил и различий между ними. Чтобы уметь правильно и быстро определить винительный падеж, необходимо знать его вопросы, и для чего он применяется.

Инструкция

Чтобы никогда не ошибиться с падежом существительного, помните, что каждый из них имеет определенные для него уникальные вопросы, задав которые, вы получите соответствующий . Вопросы винительного падежа – это вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу что?» для неодушевленных существительных.

Кроме этого, выучите определения винительного падежа русского языка, а, точнее, случаи, когда он употребляется. Итак, винительный падеж обозначает передачу временных и пространственных отношений ( неделю, пройти километр); переход действия полностью на предмет (вести автомобиль, листать книгу). Очень редко винительный падеж в качестве зависимости от (обидно за друга).

Однако даже по правилам или окончаниям иногда очень трудно определить падеж, поэтому всегда пользуйтесь специальными вопросами. По своим вопросам винительный падеж частично совпадает с родительным и именительным. Чтобы не путать их, сделайте следующее: если перед вами , и оно отвечает на вопрос «кого?», который совпадает с , подставьте вместо него

Урок русского языка

Тема: Отличие именительного падежа от винительного

Цели:

  • развивать умение распознавать именительный и винительный падежи; отрабатывать умение определять падеж существительного;
  • формирование коммуникативных компетенций (диалог, дискуссия)
  • воспитывать
  • Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА:

1.Организация класса (Слайд Настроение)

2.Повторение изученного материала

Слайд: слова по отметке

У отметки

Отметка

Отметкой

Про отметку

Об отметке

Прочитайте запись. Скажите, что здесь написано? (слово отметка, употребленное в разных падежах)

Назовите эти существительные в порядке склонения.(Отметка, у отметки, по отметке, отметку, отметкой, об отметке)

Что такое склонение существительных? (это изменение существительных по падежам)

Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи и вопросы к ним.

3. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметке. Какая это буква? (К)

Вторая буква – окончание в существительном отметка, употребленном в И.п. Какая это буква? (А)

Третья буква – окончание в существительном отметка, употребленном в В.п. Какая это буква? (У)

Дети определяют порядок следования букв и записывают в тетрадь.(КУА. УАК, АКУ, …)

4.Словарно – орфографическая работа

Внимательно посмотрите на данную запись: Слайд

Сезон винтик зонтик

Кивок указал?

Назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?

(Это слово вокзал. Чтобы его определить, мы узнали, каким способом образовано слово зонтик. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строчки.)

Дети записывают слово в тетрадь, выделяют орфограммы, работают над значением слова)

Составьте свои предложения со словом вокзал.

5.физминутка (под музыку)

6. Новая тема

А герои из нашей книги Маша и Миша тоже составили предложения. Вот они. СЛАЙД.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

Прочитайте первое предложение, подчеркните главные члены предложения.

Определите падеж существительного, которое является в предложении подлежащим. (Слово вокзал стоит в И.п.)

Существительное в И.п. употребляется с предлогом или без предлога? (без предлога)

Прочитайте второе и третье предложения, подчеркните в них главные члены Определите, каким членом предложения является существительное вокзал в данных предложении? (второстепенным членом)

Определите падеж существительного вокзал во втором и третьем предложениях. (стоит в В.п.)

Существительное вокзал в винительном падеже стоит употребляется с предлогом или без предлога? (употребляется и с предлогом и без предлога)

Сделайте вывод, как отличить существительное в И.п. от существительного в В.п.

Работа в группах: Используй план: слайд

Каким членом предложения является существительное в И.п.?

Употребляется ли с предлогом существительное в И.п.?

Каким членом предложения является существительное в В.п.?

Как употребляется существительное в В.п. с предлогом или без предлога?

Чтение правила по учебнику

7.Физминутка (зрение)

8. Закрепление.

а)Работа по учебнику № 101. (1 человек работает у доски)

Б)Дети записывают текст в тетрадь (комментированное письмо). Определить склонение, падеж и число выделенных существительных.

Белка жила в дупле совы. Охотник выследил белку . К перрону подошел

тепловоз . Ваня впервые увидел тепловоз . Машина выехала в степь. Весной

степь покрывается зеленым ковром трав.

Самопроверка. Микроитог.

9. Самостоятельная работа

Прочитайте. Напишите предложения, вставьте нужные буквы. Укажите

падежи имен существительных. Слайд.

Ольха, липа, с(а.о)сна имеют мя(г,х)кую др(е,и)весину. Л(е,и)сная гадюка

Выбирает для отдыха густую тр(а,о)ву. Лягушки и жабы мечут икру в

воду, на землю и даже на собственную поясницу.

Какие признаки вам помогли отличить существительные в И.п. от

существительных в В.п.?

10. Домашнее задание № 102, выучить правило.

Итог:

С какой темой мы сегодня знакомились на уроке?

Кто вам из ребят понравился на уроке?

Как вы оцениваете свою работу?

Как вы оцениваете работу учителя?


Тип урока: комбинированный урок

Цели:

  • Воспитательная : Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.
  • Обучающая: Систематизировать знания по теме, пополнить знания учащихся об имени- тельном и винительном падежах, тонкость употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.
  • Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: выделения главного, мышления, наблюдательности, внимания, речи и памяти.

1. Орг. момент

2. Работа на внимательность (слайд)

  • Кукла - и
  • Стол - м
  • Платье - ?

(ответы учащихся: вместо вопросительного знака должна стоять буква о. Доказываю, кукла - игрушка, стол- мебель, платье-одежда)

3. Актуализация опорных знаний. Языковая разминка.

(класс делится на 2 группы) 1 группа- 4 работают у доски, 4 готовятся к проверке

A - Синтаксический разбор.Расставь знаки препинания.

Звонко стучит по сухому дереву дятел свистят на березах иволги. (1 ученик)

Ворона сидела на лавке и Митя увидел ворону.(2 ученик)

Б - Морфемный разбор: лапку бесшумный подбежали (третий ученик)

Морфологический разбор: слона (четвертый ученик)

В - Остальные работают с учителем: ложно - истинно (слайд)

В слове закрывайте - 1 мягкий согласный звук- (ответы детей: л (2) Й-всегда мягкий, гласный звук е смягчает согласного звука т) Уехали - звуков больше, чем букв - истинно, е слышится как 2 звука

Ельник- столько, сколько букв - истинно е слышится как 2 звука, ь - не звук

Тревога- 1 звон. согл. звук - л (2), р, в

Ледоход- 1 корень л(2) , это сложное слово, корни- лед и ход

К слове тревога подберите однокоренные слова, так чтобы они были разными частями речи. Ответы детей: (тревога- и\с, тревожный-имя прилагательное, потревожить- глагол, тревожно- наречие)

После групповой работы идет проверка индивидуальных работ. Работы проверяются детьми,затем выставление оценок.

4. Теоретический тренинг

Что вы можете сказать об имени существительном? Почему именительный падеж мог получить такое название? (предположения детей)

Прочитайте, что тут написано?

По отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке (падеж)

Назовите эти существительные в порядке склонения. Что такое склонение существительных?

5. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем 3 буквы.

  • Первая буква является суффиксом в слове отметка. Какая эта буква? (к)
  • Вторая буква - окончание в существительном отметка, употребленном в именительном падеже (а).
  • Третья буква - окончание в существительном отметка, употребленном в винительном падеже (у).

Определите порядок следования букв: кууууа куууаа кууааа куаааа (слайд)

Ответы детей:

(количество у уменьшается по одной, количество а прибавляется по одной)

Не подсказала ли нам минутка чистописания тему нашего урока?

Вспомните, в каких падежах были употреблены эти буквы (в имен. и винит. падежах).

Ответы детей:

Мы будем говорить сегодня об именительном и винительном падежах.

6 . Но сначала задание на размышление (слайд)

Внимательно прочитайте слова. Подумайте и скажите, какое слово должно стоят вместо вопросительного знака. Ответы детей: (вокзал)

Как ты узнал? Каким способом? (слово зонтик образовано способом, от слова сезон взято второй слог зон, а от слова винтик взято тоже второй слог тик. Значит вторые слоги вок, зал) Что это? (здание, где обслуживают пассажиров)

Что вы можете сказать об этом слове?........ - воспит. момент

Составления предложений при помощи слова вокзал. Несколько предложений пишут под диктовку.

7 . Изучение нового материала.

А у меня вот такие предложения. Сделаем наблюдения. (слайд)

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Пассажиры видят вокзал.

(подчеркните главные члены, определите падеж. Каким членом является? Что общего? Разница? Идет наблюдение)

Ответы детей: Вывод

Существительное в именительном падеже яв-ся главным членом, употреблено без предлога. Существительные в винительном падеже являются второстепенными членами, употреблены с предлогом и без предлога)

8. Формирование практических навыков

№ 131 (почему имен. падеж является самым популярным? - главный член

Почему винительный падеж мог получить такое название? - предположения детей

(оказывается,объект действия, обозначенный именем существительным в В.П., является причиной, вызывающей само действие - Читать книгу).

№ 134 (какие принципы помогли вам отличить существительные в именительном падеже от существительных в винительном падеже?)

9. Графический диктант с последующей проверкой (парная работа: первый ученик находит имен существительных, определяет падежи, второй ученик чертит схему)

Молодой капитан поднялся на борт. (капитан- им.п., на борт- вин. п.) / _____ ===== /.

Из-под дивана кот вылез, потянулся, прыгнул на диван. (кот-им.п., на диван-вин.п.)

\ ________ ========,========,===========\.

Мишка бежал рядом и кричал: "Жми на педаль!" (на педаль-вин.п.) А:" П!"

"Я забыл носовой платок,"- тихо ответил Денис. (платок-вин.п.) "П",- А.

Гром грохотал, и молния освещала океан. (гром - им.п., молния - им.п., океан - вин.п.)

/ _______ ===========/, и \ ______ ============/

10 . Состав. предложений кораблик - употребляя в именительном, винительном падежах.

11 . Итог. Как не спутать именительный падеж с винительным?

12. Домашнее задание. Упражнение 136. Выучить правило.