Как правильно планировать время домохозяйке. Как все успевать Домохозяйке

Ольга Нагорнюк

Тайм-менеджмент для домохозяек: как всё успеть?

Эффективное планирование времени для кого-то становится надежным подспорьем в продвижении по карьерной лестнице, а кому-то помогает вести домашнее хозяйство и оставаться при этом самой обаятельной и привлекательной.

Три аксиомы

Однако наука управления временем не всем дается легко. Поэтому мы решили собрать в нашей статье советы психологов и домохозяек, знающих ответ на вопрос — как всё успеть?

Прежде чем приступить к ознакомлению с методиками планирования времени, запомните три аксиомы:

  1. Чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Изо дня в день приучайте к этой мысли своих домочадцев, и вы увидите: объем работы по дому значительно сократится.
  2. Один в поле не воин. Привлекайте к домашним делам мужа и детей. Такой подход уменьшит вашу нагрузку, заставит супруга по-новому взглянуть на «ничегонеделание» жены и привьет подрастающему поколению полезные навыки.
  3. Не забывайте, что вы женщина. Уделяйте время своей внешности — это отличный способ повысить самооценку. Кроме того, помните, что мужчины любят глазами.

Тактика № 1

Первая методика рационального планирования времени составлена из советов, содержащихся в книгах «Муза и чудовище» Я. Франк, «Тайм-драйв: как успевать жить и работать» Г. Архангельского, «Искусство бесстрессовой продуктивности» Д. Аллена и «Начнем сначала, или Как разглядеть свое завтра» Н. Козлова.

Ее задачи:

  • Найти и обезвредить «пожирателей» времени. Подчас мы чересчур много внимания уделяем незначительным и бесполезным делам, которые к тому же отнимают у нас массу сил. Заведите тетрадь, в которой подробно фиксируйте, чем и как долго вы занимались в течение дня. По истечении недели станет понятно, чему вы уделяете неоправданно много времени. Такой анализ позволит пересмотреть свое отношение к некоторым занятиям, иначе расставить приоритеты и изменить тайминг. Например, не стоит ежедневно дарить соцсетям три часа своего драгоценного времени, его лучше посвятить мужу и детям, оставив на интернет-«болталку» 30 минут. Если вы долго не можете справиться с налетом и ржавчиной в ванне , значит, либо вас что-то отвлекает, либо вы что-то делаете не так. Поищите полезные советы в Интернете и сократите время борьбы за чистоту.
  • Письменно планировать задания на завтра. Составление графика дня преследует 2 цели: а) служит «напоминалкой», которая не дает расслабиться и отложить какие-то из запланированных дел на завтра; б) помогает рационально распланировать время и не отвлекаться на ненужное и второстепенное, к примеру на часовое общение с подругой по телефону, просмотр некстати подвернувшихся под руку прошлогодних журналов мод, ностальгирование над семейным альбомом, обнаруженным во время уборки.

Составляя план задач на завтра, всегда прописывайте альтернативные задания. Тогда в случае отключения воды и невозможности провести влажную уборку вы сможете быстро перестроиться на выполнение другой работы, скажем, проветрить и разложить в шкафу зимние вещи.

  • Еженедельно выделять 1 день на покупку продуктов для семьи . Планируйте и делайте запасы так, чтобы в течение недели можно было только докупать молоко и хлеб в соседнем магазине, тратя на поход в маркет не более 20 минут.
  • Отвести 1 день в неделю на наведение чистоты в доме.

  • Применять технику кайроса. Не понятное для непосвященных слово означает планирование дел, которые могут быть совмещены по времени. Например, отправляясь в салон красоты, вы можете занести в починку обувь, отдать в химчистку пальто и встретиться с подругой. Неосознанно многие из нас пользуются этим методом, но когда вы будете делать это сознательно, увидите, что времени высвободится намного больше.
  • Ежедневно «съедать лягушку». У каждой хозяйки есть нелюбимые обязанности — «лягушки», от которых никуда не деться. Приучите себя ежедневно выполнять хотя бы одно такое неприятное дело («съедать лягушку»). Таким образом вы предотвратите их накапливание, а заодно воспитаете в себе самодисциплину.
  • Каждый вечер анализировать выполненное за день. Подводя итоги, делайте «разбор полетов»: выясняйте, какие задания и по какой причине не удалось выполнить, и переносите этот пункт плана на следующий день, а заодно перераспределяйте время между намеченными делами.
  • Использовать денежный счетчик. Ударьте рублем по своей несобранности и разгильдяйству. Разработайте с домочадцами систему штрафов, которая будет применяться ими по отношению к вам за невыполнение собственноручно составленного плана.

Тактика № 2

В последнее время необычайную популярность приобрела система ведения домашнего хозяйства, предложенная американкой Марлы Силли. Она создала образ летающих, или реактивных, леди (FlyLady), которые всё успевают и получают удовольствие от повседневных рутинных дел.

Конечно, госпожа Силли не сталкивалась с нашими ЖЭКами и регулярно затапливающими квартиру воинственными соседями, тем не менее ее методика имеет массу сторонников, а потому заслуживает внимания.

«Летающая леди» соблюдает 5 заповедей:

  1. Никаких домашних халатов и тапочек. Туфли, модная, но удобная одежда, прическа и макияж — вот внешний вид идеальной домохозяйки.
  2. Никаких ночных сидений за компьютером в ущерб сну и здоровью. Отдохнувшая леди более привлекательна и энергична.
  3. Каждой вещи — свое место. Данное правило должны соблюдать все обитатели дома.
  4. Совмещение двух дел недопустимо. Стараясь одновременно выполнить оба задания, ты ни одно не выполнишь хорошо.
  5. Потворствуйте своим маленьким слабостям: ежедневно делайте для себя что-то приятное.

И главное — от всего получайте удовольствие!

  • Идти к своей цели маленькими шажками. Разбить дом условно на 5 зон и наводить порядок в каждой из них в течение недели, тратя на этот процесс не более 15 минут в день. Например, у вас двухкомнатная квартира. Первую неделю вы посвящаете наведению чистоты в спальне, вторую неделю убираете зал, третью — ванную, а четвертую — туалет и прихожую.

Такое разделение делает уборку дома необременительной и позволяет больше времени уделять другим домашним заботам и себе.

  • Еженедельно выделять 1 час на уборку всего дома. После ежедневных 15-минуток чистоты вам останется только сменить постель, помыть полы и вытереть пыль.
  • Вести контрольный журнал. В него вносится список ежедневных дел, называемых Марлой Силли «рутинами». Фиксируется всё: процесс одевания и утренние гигиенические процедуры, приготовление завтрака, обеда и ужина, мытье посуды и раковины. Так воспитывается самоорганизация.

  • Регулярно контролировать «горячие точки». В любом доме есть места, где накопление мусора/загрязнение происходит чаще и быстрее остальных. Это может быть компьютерный стол, тумбочка в прихожей, вешалка и т. п. Не давайте образовываться завалам, разбирая их еще на начальном этапе.
  • Избавляться от хлама. Он — враг порядка. Без сожалений отправьте в мусорный бак подаренные приятелями и бесцельно пылящиеся на полках сувениры, отдайте в комиссионку старую одежду, которую вы уже никогда не будете носить, избавьтесь от остатков чайного сервиза, вместо которого давно куплен новый.

Проводите такую чистку регулярно. Отсутствие хлама сильно сокращает время уборки.

Высвободившееся время вы сможете потратить с большей пользой: сходить с ребенком на природу , посетить с мужем театр или собрать подружек и устроить девичник.

Флайледи. С чего начать:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Сегодня я хочу рассказать о своем идеальном дне. Так, как бы мне хотелось. Нужно четко видеть и представлять себе свою цель. Чем распорядок дня — не цель? И так мой распорядок дня — идеальная версия.

Пора вставать. Совы, я прошу не пугайтесь. Никто Вас не принуждает вставать в такую рань! И не нужно думать, что я — камикадзе. Я — не псих. Просто я — жаворонок, самый типичный представитель. И встать в это время — нормальное явление у нас в семье. Было 8,5 месяцев назад. После рождения Марты семейный подъем торжественно сдвинулся в сторону 6-7 часов! Но это не меняет ситуации. Пора вставать!

У меня есть целый час, а то и еще полтора, для моего хобби — райтинга. Даже выбор есть. Можно написать пост, а можно сделать запись в бумажный дневник. А можно и то, и другое. Раздолье! Гуляй — не хочу! Чуть не забыла, почту обязательно проверить, и на посещаемость заодно глянуть. Выпить чашечку кофе. Жизнь прекрасна! Утро дало начало прекрасному дню. И пост готов.

Теперь время моих . Полчаса на то, чтобы немного прибраться, привести себя в порядок и подогреть готовый завтрак.

Мы с мужем завтракаем. Я провожаю Ромчика на работу. Есть возможность его сильно-пресильно обнять и крепко поцеловать. Чтобы после окончания рабочего дня не задерживался в офисе! Я ведь его так жду!

Марта еще спит, или уже проснулась. Бегом-бегом! Никакого компьютера! 10 минут тренировки и контрастный душ. Дите скоро начнет нервничать и звать маму!

Дочь уже вовсю требует кушать. Пробил ее час. Теперь она — главнокомандующий дома. Она всегда знает, как выпросить у мамы нужную вещь или действие. Маленький манипулятор подрастает. Мы вместе кушает, играем и отправляемся на улицу. Сейчас в Киеве снег идет и гулять очень тяжело. Коляска еле едет, а ножками дочь еще не ходит. Не страшно. Лишняя тренировка для меня!

Мы на прогулке. Я звоню подругам по песочнице, девчонки со своими малышами потихоньку подтягиваются. Хорошо, что у нас в районе так много молодых мам, есть с кем поговорить на темы памперсов, соплей, зубов и детского питания. Есть перед кем похвастаться, и есть, кому позавидовать! Весело!

А теперь домой. Еще кушать нужно приготовить ребенку и себе. Марте варится обед, маме с папой ужин и завтрак (тот самый, который я разогреваю в 6:30).

Моя дочь обедает. «Война войной, а ужин по расписанию». График питания ребенка — это святое! Вокруг него строиться весь мой распорядок дня. Вы представляете: мой день и вокруг детского питания. Кто бы раньше это мне рассказал — не поверила б! Вот еще упорядочить график сна… А то эти зубы, прививки, или просто плохое настроение. И будеть мне 100% счастье.

После дочкиного обеда день складывается хаотично. Хорошо, если она тихонько сидит у себя в стульчике и самостоятельно играет. Я тогда становлюсь супер домохозяйкой и включаю режим мультизадачности. Доготовить ужин, уделит 15 минут уборке, разобрать постиранное белье. В итоге еще час времени.

Ура! Марта решила отойти в царство Морфея тихонько без слез и истерик! Устала играться и уснула. Это же мой идеальный день!

У меня есть время для блога. Я отвечаю на комментарии у себя на блоге, захожу к друзьям на сайты и оставляю там свои комментарии. Если честно, то частенько это затягивается на час, иногда больше! А если еще честнее, то я и в другое время этим занимаюсь по 10-15 минут. «Главное без фанатизма», — говорю я себе.

Если Марточка продолжает спатунять, я читаю книжки или осваиваю WordPress. Одним словом, развиваюсь! Достаю из баночки свои засущенные мозги и заставляю их работать по полной программе. Им тоже не помешает нагрузка. А то расслабились в последнее время. Стишок детский не могут запомнить с 5-го раза!

Потом зайка просыпается и мы играем вместе. Недавно прочитала о том, что детям стоит прививать любовь к книгам. А для этого нужно показывать свой пример и, конечно же, читать вместе с дитем. Так я начала изучать детские стишки. Уже много знаю наизусть. Но это далеко не предел. Показываю Марте детские презентации, играю с ней «догони мячик». А еще осваиваю пальчиковые игры, опять-таки стишки. Растет моя малышка!

Полдник. Как точно оказывается может работать детский желудок. Нужно брать пример с ребенка.

Не заметно в общении и играх с Мартой пролетает очередной час и наш папа возвращается с работы. Когда есть возможность, а самое главное желание, мы выходим на прогулку и встречаем Ромчика на улице.

Ужин. Вечером я стараюсь уделить время своему любимому мужу. С ребенком это тяжело. Но все же возможно. Главное компьютер (именно блог!) отложить в сторонку. Мы общаемся, смотрим кино. Иногда играем в StarCraft. Бывает, что просто валяемся на диване и смотрим в потолок. Хорошо, когда с любимым человеком есть, о чем помолчать!

Купаем вместе с Ромкой Марту и укладываем ее спать.

Спи, зайка! Спи, маленькая! Пускай твои сны будет светлыми и счастливыми. А мама с папой всегда рядом — любят и оберегают тебя!

Я стала домохозяйкой, когда родилась моя доченька. На тот момент мне только-только исполнилось 27 лет. Несмотря на свой уже далеко не юный возраст, с бытом я столкнулась впервые. Когда жила с родителями, вопросами хозяйства занималась мама. Замуж вышла в 23 года, но мы с мужем всё время работали и приезжали домой только поспать.

Так вот, быт «обрушился» на меня, как только я вернулась из роддома. За ребёнком надо было ухаживать: кормить, обрабатывать, гулять, купать, спать укладывать. Но это было ещё не самое страшное! Дочка была на грудном вскармливании, а это означало, что нужно было готовить себе полезную еду ежедневно. А я не умела готовить! А ведь надо было ещё убираться, стирать детские пеленки, мыть посуду. В общем, караул!

Я постоянно ничего не успевала и сильно нервничала, возникли проблемы с мужем. Но это были еще цветочки! Самое сложное началось, когда дочке исполнилось полтора года и она начала показывать характер: частые крики по поводу и без, разбрасывание игрушек, битьё посуды. Квартира превратилась в поле битвы: везде раскиданы игрушки, детская одежда, посуда. Так как я готовлю ребенку каждый день, то на столе стали скапливаться горы посуды.

Я поняла, что с этим нужно что-то делать, иначе я скоро сойду с ума. И я решила планировать каждый свой день. С этой целью я составила «документацию для домохозяйки»: Распорядок дня, Расписание занятий с дочкой, Меню для ребёнка и для нас на неделю. Каждый день я изо всех сил старалась придерживаться расписания. И это помогло! Хотя муж скептически относился к «моим бумажкам», которыми я увешала весь холодильник.

В Распорядке дня я постаралась учесть все домашние дела: приготовление еды, зарядка и развивающие занятия с дочкой, гуляние, купание, уборка, стирка, мытьё посуды. Для удобства, я разнесла занятия по приоритетности: в первую очередь - ребёнок, потом - всё остальное. И ещё я начала работать, правда, на дому.

Итак, встаю я в 5.00 часа утра и до 8.00 работаю. С 8.00 часов и до 14.00 всё мое время посвящено только ребёнку: мы завтракаем, играем, делаем зарядку/ездим в бассейн, гуляем, обедаем и ложимся спать. В 14.00 я сажусь за ноутбук и работаю до 17.00, пока дочка не проснётся.Потом мы полдничаем, второй раз гуляем, смотрим мультики и играем, но уже с папой. А я в это время со скоростью света переделываю все домашние дела: готовлю ужин, прибираюсь, мою посуду и т.д. В 20.00 мы ужинаем, папа с дочкой уходят читать книжки перед сном, мы купаемся, и ровно в 22.00 папа с ребёнком укладываются спать. Ура! В течение следующего часа я могу заниматься «приятностями»: посмотреть фильм, почитать книгу, зайти на любимые сайты, принять ванну. В общем, трачу этот час только на себя любимую. В 23.00 ложусь спать.

Что я хочу сказать? Распорядок дня у меня, конечно, очень напряженный. Иногда хочется всё бросить и просто выспаться или хотя бы поваляться перед телевизором – как раньше! Но нельзя: если хоть на минуту расслаблюсь, быт опять «лавиной обрушится» на меня. А я этого ужасно не хочу!

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Режим дня позволяет быть более продуктивной, больше успеть с наименьшими затратами. Да и немного "воспитывает" как саму домохозяйку, так и ее домашних. Особенно это касается семей с маленькими детьми. Работающие хозяйки также могут приучить себя (и домашних) к повторяющимися рутинам, которые упростят и даже стабилизируют жизнь в наше бушующее время.

Режим дня обычно разрабатывается примерно, с учетом всех тонкостей - образа жизни семьи и привычек\предпочтений домочадцев, даже времени года. Если в семье маленькие дети, то режим надо подстраивать под их распорядок (тихий час и проч).

Итак, мой примерный план (режим дня городской домохозяйки с двумя маленькими детьми).

Ранее утро (4-6 часов утра): - время для себя

поскольку младший ребенок (6 мес.) встает рано - в 4-6 утра, но после пробуждения может еще полчасика сам поиграть в кроватке\манеже, то это время выделяю себе для работы за компьютером, к тому же утром голова еще "свежая", и в доме тихо, никто не мешает. Конечно, отвлекаюсь на покормить, поиграть, если повезет - уложить еще раз спать младенца.

Утро (7-9 часов утра): - завтрак, уборка, готовка и проч. рутины

Встают домочадцы, завтракаем. Достаю размораживаться нужные продукты, если это не сделано с вечера.

Если старшая дочь (3 года) в хорошем настроении, то можно дать ей поиграть с проснувшимся младшим и за 15-25 мин быстренько полы помыть, вещи разложить. За это время дети уже устают друг от друга и требуют внимания. Остальные дела уже можно доделывать с детьми вместе - при необходимости разгрузить посудомойку, стиральную машинку, развесить белье. Маленького ребенка (до года) можно усадить в слинг/шезлонг - главное, чтобы он был рядом с мамой или видел ее. Старший ребенок может по желанию помогать с делами - подавать белье из машинки, ложки из посудомойки.

Если нужно, то закладывается готовка на обед: утром обычно закладываю ингредиенты на хлеб в хлебопечке; если нужно - загружаю продукты в мультиварку (например, гречку, плов или мясо с овощами запекаться, творожную запеканку или бисквит). Современная техника также очень "дружественна" - можно поставить бульон вариться на электрической печке с таймером или в духовке что-либо запечь, также установив автовыключение в нужное время). Потом второй завтрак.

День (с 11 часов): - гуляние и отдых

Зимой гулять с детьми выходили к 12 часам, когда появлялось солнце и хоть немного "прогревало" воздух. Весной гулять можно с 10 утра. Летом погулять надо успеть до 11-12. Жаль только, что городских детей даже весной не раньше 12 выводят погулять на часок. Мы гуляем не менее 2-4 часов в зависимости от погоды. За это время дети "выгуляются" - старшая успеет набегаться и пообщаться с детьми на площадках, младший успеет и выспаться, и по сторонам посмотреть. Все нагуливают хороший аппетит и часам к 14-15 возвращаемся домой на обед. После этого пару часов игр и домашних дел, например, надо навести порядок в одежде или погладить белье - а старшая в это время наряжает кукол найденной одеждой, младший может спать или развлекаться в общей "толпе".

Ранний вечер (примерное с 17-18 часов) - приготовления на следующий день

Начинаем готовить ужин при необходимости или заготовки (бульон и проч) на следующий день. Убираем игрушки, купаем детей. До 20 надо поужинать, убрать посуду в посудомойку, грязные вещи в стиралку. Приготовить вещи и обувь на следующий день.

Вечер (21 час) - отбой

Отбой для старшей, с младшим как получится. Поскольку с младшим вставать надо ночью и рано утром, то родителям по-хорошему надо тоже укладываться на ночной сон.

Итак, как видно из примера, основные домашние дела в нашем случае лучше планировать на утро, когда еще есть силы, или на вечер, после обеденного отдыха. За время длительных прогулок с детьми можно посетить магазины, сделать хотя бы продуктовые закупки. На вечер также хорошо планировать неспешные дела, общение с работающими вне дома домашними. В выходные дни режим может быть чуть другим - например, более длительные прогулки и поездки всем семейством.

Летом, когда станет совсем жарко, наверняка режим незначительно поменяется. Но тем не менее общий режим дня нужен и следует его придерживаться!

Распорядок домохозяйки это своего рода основа, по которой женщина строит свой день. И хотя многим кажется, что домашняя работа сродни рутине, но это далеко не так. Прежде всего, женщина - берегиня домашнего очага и это ее прямое предназначение.

Что может быть приятнее, чем заботиться о своих самых любимых и дорогих людях на свете! Толковое ведение домашнего хозяйства - серьезная и очень ответственная работа, от которой зависит здоровье, уют и материальное состояние семьи. Быть начальником и исполнителем одновременно приятно, но сложно для молодой хозяйки. Она часто теряется и не знает как правильно запланировать свой день, не успевает сделать все намеченное, расстраивается, работа валится из рук. Но план рабочего дня прост: сначала приготовление пищи, затем уборка, потом - глажка, ремонт одежды и тому подобные работы.

Для того чтобы работа спорилась и не занимала слишком много времени, каждая вещь, вплоть до мелочей, должна иметь свое постоянное место. Не надо загромождать комнаты множеством безделушек, салфеточек и всяких мишек. Тогда легко и быстро можно дважды в день вытереть пыль. Для швабры, щеток, тряпок и чистящих средств тоже надо найти укромный уголок.

Уборка должна быть ежедневной, сначала вытирают пыль, затем пылесосят, потом моют полы. Убираться надо не тяпы-ляпы по серединке, а пылесосить и мыть под диванами, шкафами и по углам. Тогда не только отпадает надобность в трудоемкой генеральной уборке, но и экономится время и вода. Стены и потолок в кухне вытирают один раз в неделю в строго намеченный день. Окна моют по мере загрязнения, двери, включая входные, протирают или моют еженедельно.

Важно делать все вовремя и никогда ничего не оставлять на потом, так как это "потом" может, вообще, никогда не состояться. Зато в нужный момент все эти недоделки (не пришитые пуговицы, не почищенные в химчистке вещи) принесут много неприятностей.

Не стоит строить планы на следующий день, так как они почему-то очень любят не осуществляться. Просто надо после приготовления еды и уборки, делать то, что надо сделать в первую очередь В календарь домохозяйки заносятся все семейные знаменательные даты, необходимые звонки и встречи, даты посещения поликлиники, салона красоты. Одним словом, это календарь руководителя домашнего хозяйства с соответствующими записями.

Холодильник нельзя забивать до отказа, в нем должен находиться только недельный запас продуктов. В переполненных холодильниках немудрено затеряться какому-нибудь йогурту или сосискам. В результате истекает срок годности, продукты начинают портиться, в холодильнике появляется дурной запах. Но еще хуже, если кто-нибудь из домочадцев вздумает перекусить именно этой, опасной для здоровья, едой.

Овощи, фрукты, яйца, птицу и молочные продукты лучше покупать на рынке у деревенских жителей. Собираясь ехать на рынок, нужно с вечера позаботиться об обеде. Нельзя делать огромные запасы сыпучих продуктов и бобовых, так как там может завестись пищевая моль, мучной жучок и другие насекомые. Это также касается изюма, инжира, орехов, цукатов, сухофруктов, сухих лепестков розы, липы. Для того чтобы избавиться от таких "квартирантов" придется выбросить все припасы и обработать место хранения ядами Крупы надо хранить в банках с металлическими крышками.

Женщина, которая все делает спокойно четкими, толковыми движениями устает меньше, успевает сделать работы гораздо больше, чем та, которая бегает, вертится. Быть проворной - это быть умелой, а не бегуньей, делающей много лишних движений.

Быть хорошей домохозяйкой - это не так уж и сложно, если любить свою семью и не считать работу по дому чем-то зазорным. Спланировать заранее свой день, ну и, конечно, не забывать о воспитании детей, а также уделять внимание собственной внешности.