Как проявляется пассивная агрессия. Пассивная агрессия

Пассивная агрессивность является непрямым выражением гнева, при котором человек пытается расстроить или ранить вас не самым очевидным способом. Сложность заключается в том, что такому человеку легко отрицать наличие недобрых намерений. Люди проявляют склонность к пассивно-агрессивному поведению по той причине, что они не умеют справиться с конфликтом должным образом. Однако существуют способы помочь такому человеку осознать собственное поведение и решить проблему пассивной агрессии посредством общения.

Шаги

Часть 1

Как распознать пассивно-агрессивное поведение

    Познакомьтесь с признаками . Коварная природа пассивной агрессии кроется в том, что человек может правдоподобно отрицать такое поведение. В ответ на ваши обвинения он может заявить, что не понимает, о чем речь, либо обвинить вас в чрезмерной реакции. Всегда доверяйте своим чувствам и научитесь различать пассивную агрессию.

    Убедитесь, что вы не преувеличиваете. Может показаться, что человек пытается досадить вам, но также возможно, что вы просто чрезмерно мнительны и все принимаете на свой счет. Оцените свои слабые места - в прошлом вам часто попадались люди, усложняющие вашу жизнь? Этот человек похож на них? Вы предполагаете, что он ведет себя так же?

    Обратите внимание на ощущения, которые вызывает у вас человек. При общении с пассивно-агрессивным человеком вы можете чувствовать разочарование, гнев и даже отчаяние. Может показаться, будто вы просто не способны угодить человеку, что бы вы ни говорили или ни делали.

    • Вас может ранить тот факт, что вы выступаете принимающей стороной пассивно-агрессивного поведения. Например, человек может устроить вам молчаливый бойкот.
    • Вас может сбить с толку тот факт, что человек постоянно жалуется, но ничего не делает, чтобы исправить ситуацию. Проследите за своими инстинктами.
    • Нахождение рядом с таким человеком может утомлять или опустошать вас, так как вы тратите слишком много энергии, чтобы справиться с пассивно-агрессивным поведением.

    Часть 2

    Реакция на пассивно-агрессивное поведение
    1. Всегда сохраняйте положительный настрой. Сила позитивного мышления помогает справиться с повседневными делами. Люди с пассивно-агрессивным поведением будут пытаться затянуть вас в воронку негатива. Иногда они стараются вызвать отрицательную реакцию, чтобы в ответ перенести внимание на вас и оказаться как будто не виноватыми. Не допускайте этого.

      • Оставайтесь позитивным, чтобы не опускаться до их уровня. Не давайте таким людям повода. Не оскорбляйте их, не кричите и не раздражайтесь. Оставаясь спокойным, вы будете в более выгодном положении, чтобы перенести внимание на их действия, а не на свои. Разозлившись, вы лишь отвлечете внимание от реальных проблем.
      • Моделируйте положительное поведение. Общаясь с детьми и взрослыми, реагируйте на свои конфликты так, чтобы другие знали, как взаимодействовать с вами. Пассивная агрессия испускает эмоции, пряча их за маской безразличия. Вместо этого будьте открытым, честным, прямо выражайте свои эмоции. Столкнувшись с таким пассивно-агрессивным поведением, как демонстративное молчание, направьте разговор в продуктивное русло.
    2. Всегда сохраняйте спокойствие. Если вы расстроены, то не спешите принимать решений и для начала успокойтесь (пройдитесь, включите музыку и потанцуйте, решите кроссворд), а после этого решите, что вы хотите получить от этой ситуации, то есть с каким разумным исходом вы сможете примириться.

      • Контролируйте свои эмоции, особенно гнев. Не нужно прямо обвинять людей в пассивной агрессии, это лишь позволит им все отрицать и обвинить вас в раздувании проблемы, чрезмерной восприимчивости или подозрительности.
      • Ни в коем случае не выходите из себя. Не позволяйте человеку понять, что он или она смогли вывести вас. Это лишь подкрепит их поведение и все повторится снова.
      • Сдержитесь от проявления ответного гнева или другой эмоционально окрашенной реакции. Так вы возьмете ситуацию в свои руки и будете выглядеть человеком, которым нельзя помыкать.
    3. Начните разговор о проблеме. При условии сохранения эмоциональной стойкости, самоуважения и спокойствия, лучше всего просто выразить то, как вы видите ситуацию. Например: «Я могу ошибаться, но предполагаю, ты расстроилась, что Диму не пригласили на вечеринку. Давай обсудим это?»

      • Говорите прямо и по существу. Если выражать свои мысли нечетко и говорить общими фразами, то человек с пассивно-агрессивным поведением легко сможет перекрутить сказанное. Если вы собираетесь противостоять такому человеку, то лучше высказываться прямо.
      • Опасность конфронтации порождается возможностью свободной трактовки фраз вроде «Ты опять за старое!». Так вы ни к чему не придете, лучше сразу сказать о конкретном действии. Так, если вас раздражает молчаливый бойкот, то приведите в пример конкретный случай, когда он имел место.
    4. Человек должен осознать, что он расстроен. Не обязательно нагнетать обстановку, но сохраняйте твердость и скажите: «Похоже, ты сейчас очень расстроена» или «Складывается впечатление, что тебя что-то беспокоит».

    Часть 3

    Как защититься от пассивно-агрессивного поведения

      Установите границы для таких людей. Вы, конечно, не желаете разжигать противостояние, но не нужно также становиться боксерской грушей для пассивно-агрессивных людей. Это одна из форм жестокого обращения, которая может навредить вам. Вы имеете полное право установить границы.

      • Частой ошибкой является излишняя мягкость. Уступив пассивно-агрессивному поведению, вы теряете нити контроля над ситуацией. Это своего рода силовое противоборство. Можно сохранять спокойствие и положительный настрой, но при этом оставаться сильным и твердым в своих решениях.
      • Соблюдайте установленные границы. Дайте понять, что вы не станете терпеть дурное обращение. Если человек постоянно опаздывает и нервирует вас, то сообщите, что при следующем опоздании вы просто пойдете в кино без него. Это один из способов сказать, что вы не собираетесь расплачиваться за чужое поведение.
    1. Найдите и рассмотрите корень проблемы. Лучший способ справиться с такой злостью - оценить все перспективы как можно раньше. Для этого нужно понять первопричину гнева.

      • Если такому человеку не характерно гневное поведение, то поговорите с общими знакомыми, которые могут знать причину и вовремя распознать признаки зарождающейся злости.
      • Копните глубже и справедливо оцените причины, толкающие к такому поведению. Пассивная агрессия обычно является симптомом других проблем.
    2. Учитесь ассертивной коммуникации. Коммуникация может быть агрессивной, пассивной и пассивно-агрессивной. Продуктивность всех этих видов уступает ассертивной коммуникации.

    3. Поймите, когда лучше полностью избегать встреч с человеком. Если человек регулярно задействует пассивно-агрессивное поведение, то очевидно, что лучше прекратить с ним общение. Ваше благополучие важнее.

      • Найдите способы как можно реже видеться с таким человеком и не оставаться наедине. Всегда будьте в коллективе.
      • Если такие люди несут только отрицательную энергию, то дважды подумайте, стоит ли в принципе общаться с ними.
    4. Не делитесь информацией, которую можно использовать против вас. Не сообщайте пассивно-агрессивным людям личную информацию, свои эмоции и мысли.

      • Такие люди могут задавать вопросы, которые на первый взгляд кажутся невинными и без злого умысла. Можете отвечать на них, но не вдавайтесь в подробности. Проявляйте дружелюбие, но отвечайте кратко и размыто.
      • Избегайте разговоров о ваших чувствах и слабостях. Пассивно-агрессивные личности часто запоминают такие детали, даже упомянутые вскользь, а позднее используют их против вас.
    5. Обратитесь за помощью к посреднику. Это должен быть объективный представитель третьей стороны из отдела кадров, близкий (но объективный) родственник или общий друг. Суть в том, чтобы задействовать человека, которому доверяете не только вы, но и ваш пассивно-агрессивный собеседник.

      • Перед встречей с посредником сообщите ему или ей о своих беспокойствах. Старайтесь взглянуть на ситуацию с чужой точки зрения и понять, что порождает злость. Обойдитесь без предосудительности и попытайтесь понять причины отталкивающего поведения в ситуации, когда вы стараетесь помочь.
      • При разговоре один на один вы рискуете услышать «Да брось, это просто шутка» или «Ты слишком остро реагируешь». Именно поэтому лучше задействовать третью сторону.
    6. Сообщите о последствиях, если человек не меняет поведения. Поскольку пассивно-агрессивные личности действуют скрытно, они почти всегда противятся попыткам изменить их поведение. Отрицания, оправдания и перевод стрелок - вот лишь несколько шаблонов.

      • Независимо от ответа заявите, как вы намереваетесь поступить. Важно привести одно-два жестких последствия, чтобы призвать такого человека пересмотреть свое поведение.
      • Умение понять и очертить последствия - один из самых действенных способов заставить пассивно-агрессивного человека «уступить». Сообщенные должным образом последствия остановят сложного человека и могут изменить его нежелание сотрудничать.
    7. Подкрепляйте надлежащее поведение. В контексте поведенческой психологии подкрепление обозначает что-то, что вы делаете или даете человеку после того, как он придерживался определенного поведения. Цель подкрепления - повысить частотность такого поведения.

      • Это может означать награду за хорошее поведение, которое нужно сохранить, или наказание за плохое поведение, от которого нужно избавиться. Позитивное подкрепление - не самая простая из задач, поскольку отрицательное поведение бросается в глаза сильнее, чем положительное. Всегда старайтесь рассмотреть хорошее поведение, чтобы не упустить возможность подкрепить его.
      • Например, если пассивно-агрессивный человек откроется и честно озвучит свои чувства («Мне кажется, что ты специально так ведешь себя со мной!»), то это отличный знак! Закрепите такое поведение следующими словами: «Спасибо, что поделилась со мной. Я очень ценю то, что ты можешь рассказывать мне о своих чувствах».
      • Это привлечет положительное внимание к хорошему поведению, позволит узнать эмоции. Теперь можно пытаться начать открытый диалог.
    • Если придираться, ворчать и злиться, то вы лишь разожжете конфликт и дадите человеку больше оправданий и поводов не признавать ответственность.
    • Примиряясь с таким поведением или принимая на себя чужую ответственность, вы допускаете и поощряете пассивно-агрессивное поведение.
    • Люди, придерживающиеся такого поведения, часто ощущают гордость за свое умение контролировать эмоции.

, Комментарии к записи Пассивно-агрессивное поведение отключены

Пассивно-агрессивное поведение

Пассивно-агрессивное поведение — это действия, которые выражают злость, а выглядят для самого человека как непреднамеренные ошибки.Обычно пассивно-агрессивно ведут себя люди, которые в силу своих убеждений или воспитания не могут выразить злость на другого человека или отказать ему в чем-то.

Пример пассивно-агрессивного поведения: родитель попросил ребенка помыть полы, а ребенок не хочет этого делать. Отказать он не может, поэтому моет полы, но так плохо, что родителю приходится их перемывать. В этом случае цель такого поведения в том, чтобы родители больше не просили ребенка мыть полы. Кроме того, ребенок может уже злиться за родителей на что-то, поэтому ему доставляет особое удовольствие наблюдать, как родитель злится и моет полы сам.

Еще один пример. Девушка сердится на своего молодого человека за то, что он не предлагает ей выйти замуж, но не может выразить свою злость, так как считает, что девушка не должна навязываться. Она может устраивать дома беспорядок, зная, что парень очень ценит порядок, или все время опаздывать, зная, как важна для него пунктуальность.

Если пассивно-агрессивный человек откажет, выразит злость или отомстит намеренно, он будет испытывать сильное чувство вины, ведь он считает, что так поступать нехорошо. Однако если он делает что-то плохое не намеренно, а нечаянно, то на него редко злятся в ответ, потому что он не виноват. Когда есть запрет на выражение негативных эмоций, они все равно так или иначе проявляются в поведении: либо в раздраженной интонации, либо в виде пассивно-агрессивного поведения.

Что представляют из себя пассивно-агрессивный поступки? Один из самых частых пассивно-агрессивных поступков — забыть что-то важное для другого человека, например, купить какой-то продукт, без которого другой человек не может есть, или забыть бумаги, важные для этого человека. Постоянные опоздания на 20-40 минут, с которыми человек ну просто совершенно не в силах ничего поделать, — тоже пример пассивной агрессии.

Бессознательная цель пассивной агрессии — отомстить другому человеку за что-то, чаще всего за свою неспособность сказать «нет», когда этот человек просит о чем-то. Пассивно-агрессивная личность сначала соглашается сделать что-то неприятное для себя, не в силах отказать, а затем мстит и наблюдает за тем, как другой человек расстроен или зол, и получает бессознательное удовлетворение от того, что тот наказан.

Вторая цель — самому уйти от наказания за месть. Если мы совершаем поступки, которые вызывают злость у других людей, то несем за это наказание в виде их недовольства, ответной злости или отказа от каких-то нужных нам действий. Пассивно-агрессивный тип поведения обычно не рассматривается другими людьми, как намеренный, и поэтому в результате него удается уйти от немедленной расплаты, хотя отношения постепенно портятся, так как другой человек все равно злится на такие поступки и начинает избегать общения.

Если вы общаетесь с пассивно-агрессивной личностью и не можете прекратить общение с ней, то я советую сделать так, чтобы вторая цель такого поведения не была реализована. Когда вас злит что-то в поведении другого человека, выражайте свое раздражение, настаивайте на то, чтобы такое поведение прекратилось; говорите, что вам неважно, нечаянно человек делает это или специально.

Вы не можете заставить другого человека поступать иначе, но можете поспособствовать тому, чтобы цель таких действий стала им осознаваться. Чаще всего в этом случае человек прекращает так поступать, если для него важны отношения с вами и если у него есть основания думать, что такие поступки повлияют на ваше общение.

Находите и вскрывайте причины пассивно-агрессивных поступков, например, говорите: «Мне кажется, что ты не хотел делать для меня то-то, но не сказал мне «нет», а теперь забыл то-то и таким образом мне отомстил». Обычно бессознательные манипуляции не могут совершаться дальше, если человек начинает понимать, что мстит. Такое осознание может произойти, если вы несколько раз свяжете то, что могло расстроить человека и то, что он «нечаянно» сделал.

Пассивно-агрессивные личности

Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью.

Их главная проблема заключается в конфликте между желанием получать выгоды, которыми жалует власть и обладатели ресурсов, и желанием сохранить свою независимость. Следовательно, они пытаются поддерживать отношения, становясь пассивными и покорными, но когда чувствуют, что потеряли независимость, ниспровергают власть.

Эти люди могут воспринимать себя как самодостаточных, но уязвимых к постороннему вторжению. Однако они тянутся к сильным людям и организациям, поскольку жаждут социального одобрения и поддержки.

Желание «присоединиться» часто сталкивается со страхом вторжения и влияния со стороны окружающих. Однако других они воспринимают как назойливых, требовательных, вмешивающихся, контролирующих и доминирующих. Особенно часто пассивно-агрессивные личности думают так о людях, обладающих властью. И в то же время считают их способными к приятию, поддержке и заботе.

Внутренние скрытые убеждения пассивно-агрессивного человека связаны со следующими представлениями: «Невыносимо быть под контролем других», «Я должен делать все по-своему», «Я заслужил одобрение за все, что сделал».

Их конфликты выражены в столкновении убеждений: «Мне нужно, чтобы некто, облеченный силой и властью, поддерживал меня и заботился обо мне» против: «Я должен защищать свою независимость и самостоятельность», «Если я придерживаюсь чужих правил, я теряю свободу действий».

Поведение таких людей выражается в отсрочке действий, которых от них ожидает власть, или в поверхностном подчинении, но неподчинении по существу. Обычно такая личность сопротивляется требованиям других, как в профессиональной области, так и в личных отношениях. Но делает это косвенным образом: тянет с работой, обижается, «забывает», жалуется на то, что ее не понимают или недооценивают.

Главная угроза и страхи связаны с потерей одобрения и уменьшением независимости. Их стратегия заключается в укреплении своей независимости через скрытую оппозицию людям, наделенным властью, и в то же время через видимый поиск их покровительства.

Пассивно-агрессивные личности пытаются уклоняться от выполнения правил или обходить их с помощью скрытого неповиновения. Они часто бывают деструктивны, что принимает форму не выполненной вовремя работы, непосещения занятий и тому подобного поведения.

Несмотря на это, на первый взгляд, из-за потребности в одобрении, такие люди могут старательно казаться послушными и принимающими власть. Они часто пассивны и вообще склонны идти по пути наименьшего сопротивления, избегая ситуаций соперничества и действуя в одиночку.

Типичной эмоцией пассивно-агрессивных личностей является сдерживаемый гнев, который связан с противодействием правилам, установленным властью. Он вполне осознаваем и сменяется тревогой в ожидании репрессий и под угрозой прекращения подпитки властью.

Пассивно-агрессивные люди остро воспринимают все, в чем им видится недостаток уважения или недостаточная, на их взгляд, оценка их личности. Если вы попросите о чем-то в резкой манере или с отсутствующим видом, они тут же, с большой долей вероятности, настроятся враждебно.

Впрочем, поставьте себя на их место: как вы реагировали в последний раз, когда начальник сухо или жестко приказал вам что-то сделать? Даже если вы не возражаете по сути поручения, у вас, вероятно, возникнет искушение игнорировать приказ, потому что высокомерный вид и тон начальника вызывают раздражение.

Пассивно-агрессивные личности очень часто испытывают скрытый гнев, так что, если вы будете с ними вежливы и дружелюбны, это сильно облегчит жизнь. А если ваша просьба или требование причиняет им неудобство, постарайтесь выразить сочувствие и понимание ситуации несколькими дружелюбными, но уважительными (ни в коем случае не фамильярными!) фразами.

Сравните два варианта общения с официантом. Первый: «Что за обслуживание?! Нельзя ли побыстрее?» Второй: «Я очень спешу! Вижу, что в ресторане много посетителей, и у вас работы по горло, но если бы вы обслужили меня побыстрее, я был бы вам признателен».

Безусловно, ни тот ни другой подход не гарантируют результат. Но, приняв первый, вы наверняка спровоцируете новую пассивно-агрессивную реакцию. Официант, даже если ускорится, найдет возможность «наказать» вас другим способом: «забудет» принести приборы или одно из блюд, «исчезнет», когда вы соберетесь заплатить, или усадит за соседний столик шумную компанию.

Пассивно-агрессивная личность чаще выражает свою агрессивность косвенным путем, считая, что так рискует значительно меньше. В некоторых случаях это действительно срабатывает и подкрепляет выбранное поведение. Но если вам удастся побудить такую личность откровенно высказать свое недовольство, это позволит обсудить проблему и, возможно, найти взаимоприемлемое решение.

Если это человек, с которым вам еще не раз придется взаимодействовать, тактика игнорирования его косвенной агрессии – не самая конструктивная и полезная. Старайтесь не притворяться, что не замечаете недовольства. Если ваша вторая половина или сотрудник дуются на вас, может возникнуть желание промолчать и не реагировать, пока все не пройдет. Но, увы, в большинстве случаев «само» это не проходит.

Не забывайте, что пассивно-агрессивное поведение – почти всегда некий сигнал или призыв. Если вы его не воспринимаете, пассивно-агрессивный тип, скорее всего, будет увеличивать мощность, пока вы так или иначе не отреагируете. Недостижение цели часто распаляет таких людей. Подтолкнуть такого собеседника к разрядке или переходу в открытый диалог может, например, вопрос: «Мне кажется, ты чем-то недоволен. Или я ошибаюсь?»

В диалоге старайтесь не критиковать пассивно-агрессивных людей, формируя у них образ родителей, читающих нотации. Иначе попадете в замкнутый круг взаимного мщения.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Пассивно-агрессивное расстройство личности Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью. Главная проблема состоит в конфликте между

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

Глава 15. Пассивно-агрессивное расстройство личности Диагностические особенности Наиболее характерная особенность пассивно-агрессивного расстройства личности (ПАРЛ) - сопротивление внешним требованиям, которое обычно проявляется в оппозиционном и обструкционном

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

11 АГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ТЩЕСЛАВИЕ И ЧЕСТОЛЮБИЕКак только стремление к самоутверждению берет верх, оно провоцирует увеличение психического напряжения. Соответственно, когда все более значимой целью для индивидуума становится власть и превосходство над другими,

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Почему мужчины столь агрессивные Тестостерон представляет собой гормон успеха, достижений, состязательности и, попав не в те руки (яички), может сделать мужчину или самца у животных очень опасным. Большинство родителей знают о неудержимом пристрастии мальчиков к

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

65. Агрессивные жертвы Агрессивных жертв принято разделять на агрессивных насильников (нападают на причинителя вреда) и агрессивных провокаторов (совершают акт агрессии в иной форме – оскорблении, клевете, издевательстве).Агрессивные насильники бывают: а) общего типа

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

71. Агрессивные насильники Среди жертв насильственных преступлений, завершившихся убийством жертвы или причинением ей тяжких телесных повреждений, с большим отрывом лидирует агрессивный тип жертвы, когда негативное поведение жертвы и послужило толчком к совершению

Из книги Трудные люди [Как с ними общаться?] автора Ковпак Дмитрий Викторович

72. Агрессивные провокаторы К агрессивным провокаторам обычно принадлежат мужчины в возрастном диапазоне 30–50 лет, обладающий набором негативных черт (примитивные интересы и потребности, переоценка собственного ума, пренебрежение к преступнику, грубость, склочность,

Из книги автора

Скрыто-агрессивные действия и скрыто-агрессивный тип личности Многие из нас время от времени предпринимают те или иные скрыто-агрессивные действия, но это еще не делает нас скрыто-агрессивными личностями или манипуляторами. Личность человека можно определять как

Из книги автора

Как распознать агрессивные планы Если понять, насколько основополагающей чертой является стремление человека вступать в схватку за желаемое, и больше узнать о тех коварных и незаметных приемах подковерной борьбы, которые могут использовать и каждый день используют

Из книги автора

Отличия скрыто-агрессивной личности от пассивно-агрессивной и других типов Подобно тому как пассивность и скрытая агрессия представляют собой очень разные стили поведения, пассивно-агрессивная и скрыто-агрессивная личности разительно отличаются друг от друга. Миллон

Из книги автора

Типичные черты пассивно-агрессивной личности Люди, которым свойственна пассивно-агрессивная модель поведения, испытывают такие же негативные чувства, как и все, но не пытаются разобраться в них или открыто выражать свое недовольство. Вместо этого они избирают тактику

Из книги автора

Пассивно-агрессивное расстройство личности по классификации DSM-IV Чтобы поставить человеку такой диагноз, необходимо выявить в его поведении как минимум четыре из приведенных ниже

Из книги автора

Как обычно ведут себя пассивно-агрессивные личности Распускают слухи, распространяют информацию, порочащую других людей, но делают это исподтишка. Срывают важные поручения по причине якобы забывчивости, а потом извиняются, но при этом ясно видно, что они и не

Из книги автора

Как мыслят пассивно-агрессивные личности В своих действиях они исходят из принципа «Я должен сопротивляться всем попыткам контролировать мое поведение или влиять на него, даже если люди имеют на это право. Окружающие меня не ценят, поэтому я буду выполнять их просьбы и

Из книги автора

Пассивно-агрессивные личности Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью.Их главная проблема заключается в конфликте между

Пассивно-агрессивное расстройство личности - это состояние, при котором люди выражают гнев и негативные чувства скрыто через свои действия вместо того, чтобы напрямую выплеснуть агрессию на окружающих. Оно характеризуется склонностью к обструкционизму, постоянным проволочкам, упрямству, напускной забывчивостью и намеренной неэффективностью во всех делах. Люди с пассивно-агрессивным типом личности постоянно на всё жалуются, находятся в угнетённом состоянии, активно выражают свой пессимистический настрой и неуступчивы во всём. Очень часто они стараются реализовать себя в зависимых отношениях, находя удовлетворение в противостоянии всем попыткам партнёра добиться адекватной производительности, продуктивной самостоятельной работы, равноценной отдачи в домашних делах и т. д.

Когда впервые было диагностировано пассивно-агрессивное расстройство личности

Впервые как клинический случай оно было описано полковником Уильямом Меннингером во время Второй мировой войны. Он отметил своеобразное отклонение у некоторых мужчин, подрывающее их военное соответствие. Меннингер указывал на явно вызывающее, но не идущее вразрез с прямыми приказами поведение солдат. Оно выражалось «пассивным противодействием», как, например, нарочная медлительность, неспособность понять приказ, допущение ошибок, общая неэффективность и пассивная обструкция. Сам полковник не выделял расстройство как отдельный недуг и объяснял его «личностной незрелостью» и реакцией на военный стресс.

Впервые о классификации пассивно-агрессивного расстройства личности как отдельной группы расстройств зашла речь ещё в 50-х годах прошлого века, а широко заговорили об этой проблеме в конце 80-х и начале 90-х, когда благодаря возможностям Всемирной паутины была отмечена массовая распространённость такого поведения в общении интернет-пользователей. И хотя далеко не все электронные письма, заметки и сообщения с характерным содержанием свидетельствуют о наличии у их авторов этой проблемы, социологические и клинические исследования показали, что ~96-98% лиц, относящихся к пассивно-агрессивному типу личности, реализуют своё обычное поведение и в сетевом общении.

Причины возникновения пассивно-агрессивного расстройства личности

По мнению большинства современных исследователей, в большей части случаев корни проблемы зарождаются в детстве. Анализ данных различных групп испытуемых, в зависимости от возраста, пола, расы, национальности и социального статуса не выявил выраженной корреляции и показатель менялся в зависимости от используемых методов исследования. В то же время прослеживается однозначная связь с нарушением системы стимулов в раннем детстве. Чаще всего это происходит в неблагополучных семьях, где ребёнок не ощущает себя настолько безопасно, чтобы свободно выражать разочарование, гнев и другие чувства.

Это же относится и к излишне консервативным семьям, где ярко выражена роль доминирующего главы семейства и активно практикуется физическое и психологическое наказание. В таких условиях честное выражение чувств запрещено, а дети неосознанно учатся подавлять и отрицать свои эмоции, используя другие каналы для выражения обиды и разочарования. Не находя возможностей для естественной разрядки, ребёнок со временем начинает считать их нормой и в процессе взросления они становятся своеобразным клише, по которым формируется личность.

Признаки и основные симптомы пассивно-агрессивного поведения

Лица с пассивно-агрессивным расстройством личности большую часть времени находятся в раздражительном или даже взволнованном состоянии. У них отмечается низкая толерантность к разочарованию и колебания в настроении, которые сменяются в очень быстрой последовательности. Такие люди нетерпеливы с другими, а их заинтересованность в общении как правильно резко сменяется антипатией либо скукой и полным игнорированием.

При пассивно-агрессивном расстройстве люди всё время чувствуют себя недовольными, обвиняют остальных в жестоком обращении и обмане, считают, что их недооценивают, а любые неудачи списывают на обстоятельства.

По отдельности эти признаки могут просто являться чертами характера человека и не свидетельствуют о специфическом отклонении, но в совокупности они зачастую точно указывают на проблему. В частности, о пассивно-агрессивном расстройстве говорит одновременное наличие таких симптомов, как:

  • постоянная обида на всех;
  • противодействие любым требованиям других людей;
  • откладывание работы на потом для срыва сроков её выполнения;
  • медлительность и совершение преднамеренных ошибок в любых видах деятельности;
  • циничное, угрюмое или враждебное отношение ко всем;
  • частые жалобы человека на то, что его предают, обманывают и недооценивают;
  • нежелание решать свои проблемы;
  • полное неприятие критики и жестокие придирки во всем, кто пытается дать совет;
  • зависть и презрение по отношению ко всем людям, которые наделены властью или в целом более успешны.

Если они сопровождаются неуверенностью в себе, неумением выразить свои потребности и желания напрямую, а также неспособностью человека задать необходимые вопросы, чтобы выяснить, что от него ожидается, то это с 99% вероятностью говорит о наличии указанного расстройства.

Классификация пассивно-агрессивных типов личности

Поскольку в последние два десятилетия этой проблеме уделяется много внимания, сегодня уже составлена более или менее точная классификация «негативистских» или «пассивно-агрессивных» типов личности. К примеру, известный американский психолог Теодор Миллон выделил четыре отдельных подтипа этого расстройства:

Подтип

Черты характера

колеблющийся Неуверенность и запутанность; невозможность назвать точную причину собственного капризного поведения; нерешительность как во взаимодействии с другими, так и в качестве основной субъективной черты протекания всех процессов в психике.
недовольный Ворчание, мелкие придирки, вспыльчивость по пустякам, капризность, озлобленность, жалобы по любому поводу, раздражительность, притворство для избегания открытой конфронтации.
замаскированный Противодействие выражается завуалированным и неоднозначным образом. Чаще всего это наигранная медлительность, забывчивость, неэффективность, пренебрежение уставами и правилами, упрямство. Человек также становится очень извилистым и старается использовать лишь косвенные методы саботажа, чтобы избежать прямых претензий во вредительстве.
резкий (грубый) Спорность, непримиримость, бескомпромиссность, капризность, сварливость; характер становится едким и раздражительным; человек получает удовольствие, унижая и оскорбляя других.

Популярной является и подробная классификация по категориям, которую предложил американский профессор Preston Ni из Калифорнийского Университета. Изучение вопросов межличностной эффективности, профессионального общения, а также межкультурного взаимопонимания и организационных изменений побудило его уделить внимание и этому вопросу. Всего он выделяет десять общих категорий, которым соответствуют люди с пассивно-агрессивным расстройством и по его мнению, большинство проявляет хотя бы несколько из них на регулярной основе.

  1. Общая вербальная враждебность . Примеры : распускание сплетен; необоснованная критика в адрес других; непризнание общепринятых правил и норм; снисходительное обращение ко взрослым, как к детям.

Чем руководствуется : унижение других помогает ощущать себя в доминирующем положении. Причинение моральных страданий другим и лишение их эмоционального равновесия совершается для облегчения собственной нехватки в покое и безопасности. Основное желание - поддержать своё ложное чувство важности за счёт критики остальных и заставить всех страдать «за компанию». В семье это выражается в виде конкуренции за власть над домочадцами и полный контроль в отношениях.

  1. Высмеивание. Примеры : сарказм, враждебные шутки по отношению к другим, желание дразнить людей до выведения их из себя. Характерной чертой является потребность максимально унизить человека, избежав открытого конфликта и выяснения отношений, сославшись на «просто шучу».

Чем руководствуется : вымещение собственного скрытого гнева и дискомфорта на подходящей для этой цели жертве. Основное желание - маргинализировать чужое человеческое достоинство и авторитет до своего уровня.

  1. Общая замаскированная враждебность . Примеры : демонстрация пренебрежения и обиды по отношению к людям, угрюмость, желание причинить эмоциональную боль упрёками или игнорированием.

Чем руководствуется : попытка компенсировать свою внутреннюю незащищённость, преднамеренно создавая негативный эмоциональный фон в ближайшем окружении и выводя людей из равновесия.

  1. Психологическая манипуляция . Примеры : двуличие, патологическая склонность к интриганству, желание умышленно подставить человека при любой возможности (ради удовольствия и зачастую без какой-либо выгоды для себя), показная жертвенность, перекручивание одной и той же информации в разговоре с разными людьми, разглашение или утаивание важных фактов в зависимости от ситуации. Характерной чертой является притворство и сильное желание защитить себя от раскрытия.

Чем руководствуется : перенаправление внимания от собственных проблем путём бесконечного вмешательства в чужую жизнь с помощью интриг и обмана. Достижение ложного чувства превосходства за счёт манипуляции другими людьми.

  1. Травля . Примеры : необоснованные обвинения в чужой адрес с попыткой отыскать самое уязвимое место жертвы и причинить ей максимальную душевную боль.

Чем руководствуется : достижение ложного чувства счастья и собственной полноценности на фоне страданий других.

  1. Саботаж и сваливание вины на других . Примеры : показная медлительность, заторможенность, забывчивость, «тупость»; желание создать вокруг себя максимум волокиты и расстроить как можно больше чужих планов. Потребность является патологической и заставляет человека действовать даже без какой-либо личной выгоды.

Чем руководствуется : создание иллюзии собственной важности и властности; желание поставить всех в зависимое от себя положение чтобы блокировать успех других людей. Зачастую испытывает жгучую зависть по отношению к тем, кто более успешен, что выражается в необоснованных обвинениях и резкой беспочвенной критике.

  1. Автоматическое противодействие . Примеры : упрямая несговорчивость, жёсткость, неэффективность, склонность всё осложнять, привычка оставлять любое дело незавершённым, попытки саботировать работу других.

Чем руководствуется : компенсация собственной несостоятельности. В этом случае «победа» достигается за счёт разочарования и негативных эмоций жертвы.

  1. Закулисный саботаж . Примеры : срыв выполнения любых задач, проектов и мероприятий; причинение материальных потерь или допущение перерасхода ресурсов; патологическое вредительство; разрушение налаженной работы и личностных связей окружающих людей; преднамеренное распространение вредной информации.

Чем руководствуется : получение морального удовлетворения за счёт мести и «наказания» других людей; достижение эмоционального удовольствия от наблюдения за результатом своих «трудов».

  1. Показная жертвенность . Примеры : преувеличение значимости личных вопросов; манипуляция состоянием собственного здоровья; умышленное придумывание мнимых проблем для того, чтобы привязать жертву к себе и пользоваться её сочувствием и благосклонностью; взятие на себя роли мученика, который пожертвовал своим благополучием ради окружающих (обычно с упрёком в том, что эта жертва не была оценена по достоинству).

Чем руководствуется : желание пользоваться доброй волей и заботой получателя и вызывать с его стороны сильную эмоциональную привязанность для совершения манипуляции.

  1. Самобичевание . Примеры : преднамеренное создание ситуации, в которой можно было бы достичь статуса пострадавшего; беспочвенные укоры и упрёки; самоповреждения и шантаж суицидом.

Чем руководствуется : желание запугать или доставить страдания эмоционально зависимым людям, причинив вред самому себе. Любовь к созданию драм для концентрации внимания вокруг себя.

Впрочем, по мнению профессора, сам по себе последний признак нельзя рассматривать в качестве отдельного симптома расстройства, поскольку он может быть и своеобразным криком о помощи, являясь свидетельством других психических заболеваний.

Лечение пассивно-агрессивного расстройства личности

Сложность лечения расстройств этой группы состоит в том, что в большей части случаев люди просто неспособны получать удовольствие и моральное удовлетворение иными способами. Нормальная система стимулов в данном случае не работает, поэтому основная программа сводится к психотерапии и психоанализу, в ходе которого пациента учат вычленять «вредные» мысли и стимулы для сознательного их замещения «полезными».

Согласно результатам клинических наблюдений, чаще всего типичным для пассивно-агрессивных расстройств является следующий набор автоматических установок и мыслей:

  • «они не смеют указывать мне, что делать»;
  • «я буду поступать только так, как хочу»;
  • «буду всё делать назло им»;
  • «никто не испытывает благодарности за выполненную мною работу»;
  • «все вокруг только используют меня»;
  • «я никогда не смогу достичь реального успеха»;
  • «люди не хотят понимать меня»;
  • «моя жизнь несчастлива, и с этим уже ничего нельзя поделать»;
  • «у меня все равно ничего не получится»;
  • «быть честным и откровенным - это слабость»;
  • «окружающие хотят ограничить и подавить мою личность».

Терапевт выясняет какие именно патологические мысли и стимулы действуют у человека на «автоматическом» уровне и учит сознательно блокировать их. Курс лечения, как правило, длится не меньше одного года и за это время доктор и пациент проходят путь от стадии осознания причин и последствий такого поведения до разработки методов мягкого противостояния. Наилучших результатов можно добиться в том случае, если ближайшее окружение тоже участвует в процессе и мягко, но решительно перестаёт потакать слабостям больного, пользуясь созданными терапевтом заместительными шаблонами. В особенно запущенных случаях допускается устранение острых симптомов (депрессия, тревога, вспышки гнева) медикаментозными методами, после чего проводится традиционная терапия.

Прогноз и возможные осложнения

В целом при условии адекватного лечения прогноз довольно хорош. Если человек смог открыться и осознать причины проблемы, поддерживающая психотерапия обычно приносит отличные результаты. Конечно, будучи заложенным в глубоком детстве, это расстройство личности, как правило, сохраняется очень долго. Но при постоянных волевых усилиях пациента для его преодоления, оно может «выгореть» с терапией и замениться положительным жизненным опытом.

Впрочем, существует и такое понятие, как индивидуальная толерантность, от которого сильно зависит успех всего мероприятия. Даже если положительный результат кажется стабильным, человек может не до конца воспринимать новые идеи и балансировать на грани. «Доминирующая мыслеоснова» слишком глубоко укоренилась в его личности, поэтому такому лицу хватает даже малейшего толчка, чтобы снова впасть в состояние хаоса и неудовлетворённости. Зачастую осложнения возникают, когда есть мнимое или реальное отсутствие стабильности в жизни. Это относится к любой области: социальной, профессиональной, духовной, правовой, финансовой и пр. Также осложнения могут возникнуть, когда пациент ослабляет контроль над негативными мыслями, а ближайшее окружение не обращает на это внимание и потакает его поведению либо, наоборот, выражает жёсткое противодействие. Ведь ключевой составляющей психотерапии является именно мягкое противостояние негативным идеям.

Яго (справа) из "Отелло" Шекспира - яркий пример пассивного агрессора.


Агрессия, причинение вреда другому живому существу, издревле была полезной формой поведения, направленной на выживание, для охоты, самозащиты и конкурентной борьбы. Можно разделить агрессию на два типа - активную и пассивную. Активная агрессия прямолинейна, это прерогатива либо сильных, либо отчаянных. Это обоюдоострое оружие - проявляя активную агрессию, ты подвергаешь себя риску, берешь ответственность, обзначаешь себя, как агрессора. Прямая агрессия вовсе не обязательно связана с жестокостью. Например, черты активной агрессии несет фраза "Оставим формальности и перейдем прямо к делу". Достижение трудно выполнимых целей всегда сопряжена с агрессивностью. Агрессивно можно грызть гранит науки, писать книги, впаривать товар, ухаживать за девушками. В широком смысле агрессивность - это любое форсирование прямолинейности.

Агрессивных, как способных нанести вред, уважают, их опасаются. С ними лучше иметь хорошие взаимотношения. Но что делать тем из нас, кто недостаточно сильны для ответной прямой агрессии? Если ты слаб и, при этом, проявляешь прямую агрессию, тебя могут съесть. В первобытном обществе, порой, буквально. Поэтому повилась другая форма агрессии - пассивная. Это агрессия без агрессии, в этом случае ты запускаешь реакцию самоагрессии у другого индивида или же натравливаешь одного на другого.

Пассивная агрессия - непримолинейна, опосредована, как правило - это предоставляение определенной информации, которое, в свою очередь, и наносит вред. Пассивный агрессор давит на эмоции, вызывающие неприятные чувства - стыд, вину, страх, раздражение, замешательство, боязнь одиночества, ощущение глупости, воздействует на индивидуальные психологические комплексы и так далее. Поскольку эта форма агрессии опосредована - агрессор "умывает руки", уходит от ответственности. Он все время ни при чем. Опытный пассивный агрессор всегда балансирует на той грани , на которой пассивная агрессия вызывает активный ответ. Женщины, как представительницы , освоили пассивную агрессию в совершенстве. Но у них своя, особая кухня, заслуживающая разбора в . Изложенное здесь касается прежде всего мужчин.

В мире мужчин к пассивной агрессии склонны особи низкого рангового положения. Чем ниже по рангу, тем больше пассивной агрессии. Она является одним из ключевых признаков омеги. У того нет особо выбора, дорога к активной агрессии у омег закрыта в виду их слабости в широком смысле этого слова (психической, физической и т.п). Учитывая , не трудно догадаться, что я и против пассивной формы, как таковой, как со стороны других, так и своей собственной. Агрессию надлежит переводить в ее активную разновидность. Пассивные агрессоры - как источники радиации - медленно убивают себя и окружающих, отравляют жизнь эманациями злобы и презрения. Им хорошо, когда другим плохо. Многие ужимки пассивных агрессоров я уже описывал ранее , потому что пассивная агрессия и низкоранговость - понятия почти не разделимые.

Хорошо распознаю пассивных агрессоров, но они не оказывают на меня особого воздействия. Секрет прост - занимаюсь контактными видами спорта на достаточно хардкорном уровне, уже познакомился с самой, что ни на есть, прямой агрессией и научился с ней справляться. Все познается в сравнении, и вся эта пассивная возня омег мне кажется смехотворной, игрушечной и бессмысленной. Только возникает легкое раздражение к "агрессору" в том смысле, что, мол, какая-то шавка осмелилась тяфкать и путаться под ногами. Все эти фальшивые моралисты, тролли, высококультурное хамло не заслуживают внимания по определению. Их личная трагедия в том, что их убеждения ничего не значат, они - лишь ширма для пассивной агрессии. Омегам надлежит прозябать в сумраке забвения, такова их судьба.


Такими мне видятся пассивные агрессоры. Маленькая злая псина.


В словосочетании "пассивый агрессор" мне важно не слово "агрессор" (плавали, знаем), а слово "пассивный". Агрессивно пассивный, злая диванная картошка, что может быть хуже? Мужская пассивность для меня - это своего рода клеймо, ярлык недалекого и слабого человека. Слабый отказывается действовать, а следовательно, отказывается от надежды. Нельзя исправить ошибки, которые ты не совершал, нельзя найти истину, если ты даже не пытаешься, а только злобно гундишь и цепляешься к незнакомцам под надуманными предлогами. Пассивные агрессоры - это провал на силовом, интеллектуальном и нравственном уровнях.

Пытливый читатель может задать вопрос: а можно ли вообще без агрессии? На мой вгляд, можно, но это очень рискованно. У чистых, незамутненных альтруистов есть одна большая проблема. Они не умеют защищать себя, давать сдачи. Это слабое место, которое немедленно воспользовываются агрессоры. Теория игр показывает , что общество, в котором все игроки - альтруисты - быстро подавляется и доминируется немногочисленными агрессорами-эгоистами. Модели показывают, что стратегия, в которой ты - "мститель" (retaliator) - то есть, ведешь себя мирно, но превращаешься в агрессора в момент, когда на тебя оказывается агрессия - близка к оптимальной. Не стоит забывать, что агрессия в переносном смысле подразумевая всего лишь активную жизненную позицию, что никогда лишним не бывает. Особенно в России важно быть агрессивным активно, а не пассивно, у нас, имхо, и так .

Будьте активными, не подводите себя и других.