Киевские князья. Деятельность первых киевских князей

Формирование народности, называемой впоследствии русами, русичами, русскими, россиянами, ставшей одной из сильнейших наций в мире, если не самой сильной, началось с объединения славян, расселенных по Восточно-Европейской равнине. Откуда они пришли в эти земли, когда - достоверно не известно. История никаких летописных свидетельств по русам ранних веков новой эры не сохранила. Лишь со второй половины IX века - времен, когда появился первый князь на Руси - можно более детально проследить процесс формирования нации.

"Придите княжить и владеть нами..."

По великому водному пути, который многочисленными реками и озерами связал между собой всю Восточно-Европейскую равнину, жили племена древних ильменских словен, полян, древлян, кривичей, полочан, дреговичей, северян, радимичей, вятичей, получившие одно общее для всех название - славяне. Два больших города, построенные нашими древними предками - Днепр и Новгород - к установлению государственности в тех землях уже существовали, но правителей не имели. Поименное упоминание наместников племен появилось, когда в летопись были вписаны первые князья на Руси. Таблица с их именами содержит всего несколько строк, но это главные строки в нашей истории.

Процедура призвания варягов к управлению славянами известна нам со школьной скамьи. Родоначальники племен, уставшие от постоянных стычек и брани между собой, избрали посланников к князьям племени Русь, обитавшего за Балтийским морем, и обязали тех поведать, что «...Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет (т. е. нет мира и порядка). Придите княжить и владеть нами». На призыв откликнулись братья Рюрик, Синеус и Трувор. Пришли не одни, а со своей дружиной, и расселились в Новгороде, Изборске и на Белоозере. Было это в 862 году. А народ, которым стали они править, начали звать русами - по наименованию племени варяжских князей.

Опровергая первоначальные выводы историков

Существует и другая, менее популярная гипотеза относительно прихода забалтийских князей в наши земли. Как гласит официальная версия, братьев было трое, но вполне вероятно, что старые фолианты были прочитаны (переведены) неправильно, и прибыл на славянские земли всего один правитель - Рюрик. Первый князь древней Руси пришел со своими верными воинами (дружиной) - «тру-вор» по-древнескандинавски, и своими домашними (родом, домом) - «сине-хус». Отсюда и предположение, что братьев было трое. По непонятной причине историки делают выводы, что спустя два года после переезда к словенам оба так Рюрика умирают (иначе говоря, слова «тру-вор» и «сине-хус» больше не упоминаются в летописях). Можно привести и несколько иных причин их исчезновения. Например, что к тому времени войско, которое собрал первый князь на Руси, стало называться не «тру-вор», а «дружина», а приехавшие с ним сродственники - не «сине-хус», а «род».

Кроме этого, современные исследователи древности все больше склоняются к версии, что наш Рюрик - не кто иной, как известный в истории датский конунг Рёрик Фрисландский, прославившийся своими весьма успешными набегами на менее слабых соседей. Возможно, оттого он и был призван на правление, что был силен, отважен и непобедим.

Русь при Рюрике

Основатель государственного строя на Руси, родоначальник княжеской династии, ставшей впоследствии царской, правил вверенным им народом в течение 17 лет. Он объединил в одну державу ильменских словен, псовских и смоленских кривичей, весь и чудь, северян и древлян, меря и радимичей. В присоединенных землях утверждал наместниками своих ставленников. К концу Древняя Русь занимала довольно обширную территорию.

Кроме самого основоположника нового княжеского рода, в историю вошли и два его сродника - Аскольд и Дир, установившие по призыву князя свою власть над Киевом, тогда еще не имеющим в новообразованном государстве главенствующего значения. Первый князь на Руси своей резиденцией избрал Новгород, где и скончался в 879 году, оставив княжество малолетнему сыну Игорю. Наследник Рюрика сам править не мог. На долгие годы безраздельная власть перешла к Олегу - сподвижнику и дальнему родственнику умершего князя.

Первый истинно русский

Благодаря Олегу, прозванному в народе Вещим, Древняя Русь обрела могущество, которому могли позавидовать и Константинополь, и Византия - сильнейшие на тот момент государства. То, что сделал в свое время первый русский князь на Руси,регент при малолетнем Игоре приумножил и обогатил. Собрав большое войско, Олег пошел вниз по течению Днепра и завоевал Любеч, Смоленск, Киев. Последний был взят путем устранения и населявшие эти земли древляне признали Игоря своим настоящим правителем, а Олега - достойным регентом до его взросления. Отныне столицей Руси назначается Киев.

Наследие Вещего Олега

Много племен присоединил к Руси за годы своего правления Олег, к тому времени объявивший себя первым по-настоящему русским, а не чужестранным князем. Его поход на Византию закончился абсолютной победой и отвоеванными для руссов льготами для свободной торговли в Константинополе. Богатую добычу привезла дружина с этого похода. Первые князья на Руси, к которым по праву относится и Олег, истинно радели о славе государства.

Много легенд и удивительных рассказов ходило в народе после возвращения войска из похода на Константинополь. Чтобы дойти к воротам города, Олег приказал установить корабли на колеса, и когда попутный ветер наполнил их паруса, суда «пошли» по равнине к Царьграду, наводя ужас на горожан.Грозный византийский император Лев VI сдался на милость победителю, а Олег в знак ошеломляющей победы прибил свой щит на вратах Константинополя.

В летописях 911 года Олег уже именуется как первый великий князь всея Руси. В 912 он умирает, как гласит предание, от укуса змеи. Его более чем 30-летнее правление закончилось отнюдь не геройски.

В ряду сильных

Со смертью Олега управление обширными владениями княжества принял хотя фактически он был правителем земель с 879-го. Естественно, что ему хотелось быть достойным деяний своих великих предшественников. Он также воевал (в его правление Русь подверглась первым нападениям печенегов), покорил несколько соседних племен, заставив их платить дань. Игорь делал все, что и первый князь на Руси, но осуществить главную свою мечту - завоевать Константинополь, ему удалось не сразу. Да и в собственных владениях не все шло гладко.

После сильных Рюрика и Олега правление Игоря оказалось намного слабее, и это почувствовали строптивые древляне, отказавшись платить дань. Первые князья Киева умели держать непокорное племя под контролем. Игорь также на время усмирил этот бунт, но месть древлян настигла князя спустя несколько лет.

Коварство хазар, предательство древлян

Неудачно сложились отношения наследного князя и с хазарами. Пытаясь дойти до Каспия, Игорь заключил с ними соглашение, что те пропустят дружину к морю, а он, возвращаясь, отдаст им половину богатой добычи. Свои обещания князь выполнил, но хазарам этого было мало. Видя, что перевес в силе на их стороне, в жестоком бою они погубили практически все русское войско.

Постыдное поражение довелось испытать Игорю и после своего первого похода на Константинополь в 941 году - византийцами была уничтожена практически вся его дружина. Спустя три года, желая смыть позор, князь, объединив в одно войско всех русичей, хазар и даже печенегов, снова двинулся на Царьград. Прознав от болгар, что на него идет грозная сила, император предложил Игорю мир на весьма выгодных для того условиях, и князь его принял. Но через год после столь ошеломительной победы Игорь был убит. Отказываясь платить повторную дань, корестенские древляне уничтожили немногочисленный отрад сборщиков подати, среди которых был и сам князь.

Княгиня, первая во всем

Жестоко отомстила предателям жена Игоря - псковитянка Ольга, которую ему выбрал в супруги еще Вещий Олег в 903 году. Древляне были уничтожены без каких-либо потерь для русов, благодаря хитрой, но и беспощадной стратегии Ольги - что и говорить, умели воевать первые князья на Руси. Наследный титул управителя государством после кончины Игоря принял Святослав, сын княжеской пары, но из-за малолетства последнего последующие двенадцать лет за него Русью руководила мать.

Ольга отличалась редким умом, отвагой и умением мудро управлять государством. После взятия Коростеня - главного города древлян - княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Православная церковь была в Киеве еще и при Игоре, но народ русский поклонялся Перуну и Велесу, и не скоро повернулся от язычества к христианству. Но то, что Ольга, взявшая при крещении имя Елена, проложила в Русь дорогу новой вере и до конца дней своих (умерла княгиня в 969 году) не изменила ей, возвело ее в ранг святых.

Воин с младенчества

Русским Александром Македонским называл Святослава Н. М. Карамзин, составитель «Государства Российского». Удивительной храбростью и отвагой отличались первые князья на Руси. Таблица, в которой сухо приведены даты их правления, таит в себе множество славных побед и деяний во благо Отечества, которые стоят за каждым именем в ней.

Наследовав в трехлетнем возрасте титул Великого князя (после смерти Игоря), фактическим правителем Руси Святослав стал лишь в 962 году. Спустя два года он освободил от подчинения хазарам и присоединил к Руси вятичей, а в последующие два года - еще ряд славянских племен, проживающих вдоль Оки, в Поволжье, на Кавказе и Балканах. Хазары были разбиты, их столица Итиль заброшена. С Северного Кавказа Святослав вывел на свои земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) и заселил их в новообразованных городах Белая Вежа и Тьмутаракань. Как и первый князь всея Руси, Святослав понимал важность постоянного расширения владений.

Достойный великой славы предков

В 968 году, завоевав Болгарию (города Переяславец и Доростол), Святослав не без оснований стал считать эти земли своими и прочно обосновался в Переяславце - мирная жизнь Киева ему не нравилась, да и мать, прекрасно управлялась в столице. Но уже через год ее не стало, а князю болгары, объединившись с византийским императором, объявили войну. Отправляясь на нее, Святослав оставил своим сыновьям в управление великие русские города: Ярополку - Киев, Олегу - Коростень, Владимиру - Новгород.

Трудной и неоднозначной была та война - победы с переменным успехом праздновали поочередно обе стороны. Закончилось противостояние мирным договором, согласно которому Святослав оставил Болгарию (ее присоединил к своим владениям византийский император Иоанн Цимисхий), а Византия за эти земли выплачивала русскому князю установленную дань.

Возвращаясь с этого противоречивого по своей важности похода, Святослав на время остановился в Белобережье, что на Днепре. Там весной 972 года на его ослабленное войско напали печенеги. Великий князь был убит в бою. Закрепленную за ним славу прирожденного воина историки объясняют тем, что Святослав был невероятно вынослив в походах, мог спать на сырой земле, подложив под голову седло, так как был в быту неприхотлив не по-княжески, к еде также был непривередлив. Его послание «Иду на вы», которым он перед нападением предупреждал будущих врагов, вошло в историю, как щит Олега на вратах Царьграда.

После смерти новгородского князя Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу (ум. 912 г.), с деятельностью которого связано формирование ядра будущего государства. (Сын Рюрика – Игорь был в малолетнем возрасте).

Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882 г. подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира захватил Киев. Так произошло объединение под одной властью двух крупнейших государственных образований Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату - 882 г. г. принято считать (условно) датой образования Древнерусского государства. Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских» (находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом). Именно поэтому древнерусское государство принять называть Киевская Русь.

Древнерусское государство прошло в своем развитии три этапа

    Становление (начальный период)

  • Упадок и распад

Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в районе реки Рось, южнее Киева.

    объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью киевского князя: Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, Игорь – уличей, дреговичей, Святослав – вятичей, расширил границы Древнерусского государства до Крыма и Таманского полуострова.

    защита границ русской земли от нападений степных кочевников: Игорь, Святослав отражали набеги печенегов. 965 г. разгром Хазарского каганата.

    приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; Олег в 907 г. совершил успешный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911). Игорь в 944 г. заключил взаимовыгодный торговый договор с Византией, 971 г. Святослав воевал с Константинополем.

    В обмен за эту службу князья с дружиной получили право сбора дани с подвластного населения. Способами сбора дани были «полюдье» и «повоз».

    Князья во время «полюдья» разрешали конфликты между соплеменниками, вершили суд, регулировали пограничные споры, назначали наместников. Но это не означало, что князь мог самоуправствовать. Вспомните, чем закончилось полюдье в древлянской земле для князя Игоря (945 г). Самовластье древних князей ограничивалось волей дружины, особенно старшей, а также вечевыми собраниями свободных граждан.

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования. Крещение Руси

Одним из первых реформаторов Древнерусского государства являлась княгиня Ольга (945–964) – жена второго киевского князя Игоря (912–945).(правила в период малолетства сына Святослава)

В 945 г. князь Игорь с дружиной собрал один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и добрать еще. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд, жестоко казнили самого князя Игоря.

Княгиня Ольга организовала кровавую карательную экспедицию в землю древлян и отомстила за мужа. Но это было одной частью реакции Ольги на восстание древлян. Другую часть составили изменения системы сбора дани. Суть ее заключалась в том, что в 946 г. она определила размеры дани («уроки») и установила твердый порядок ее сбора. На местах сбора дани создавались «погосты», которые стали административными центрами. Таким образом, дань – полюдье превратилось в фиксированный налог. Теперь дань собиралась не путем объезда, а путем повоза в специальные места – «погосты».

Н.М.Карамзин отмечал, что если первые киевские князья были главным образом воинами-завоевателями, то первой управительницей на русской земле была княгиня Ольга. Помимо реформы сбора дани, Ольга предприняла длительную поездку в Византию (955-957гг.) и первая из великих киевских князей лично приняла христианство под именем Елена, в 968 г. руководила защитой Киева от печенегов во время военных походов Святослава в Дунайскую Болгарию.

При Святославе произошло дальнейшее расширение территорий Киевской Руси, изменилось ее международное положение. Однако первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь военной силой. Можно сказать, что первые киевские князья создали лишь тело древнерусского государства, но только Владимир Святославич с принятием христианства вдохнул душу в тело.

Крупнейшим преобразователем Киевской Руси был внук княгини Ольги – князь Владимир I (980–1015). В годы княжения Владимира Святославича окончательно сложилась территория Древнерусского государства, он создал систему обороны страны от печенегов; покончил с остатками старого племенного сепаратизма, рассадив своих многочисленных сыновей (их было 12) по основным центрам Руси в качестве наместников киевского князя. Именно со времен Владимира I Русь стала управляться всем кланом князей-рюриковичей.

Введение Владимиром христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, которое определило на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Они верили в леших, домовых, русалок. Наиболее значительную фигуру в языческих верованиях славян представлял культ Рода, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. Поэтому не случайно, корень «род» является основой многих понятий (народ, природа, родина, родник, родной, урожай, родить и т. п.).

Кроме того, в языческих символах отражены три сферы:

    небесная – поклонение явлениям природы;

    земная - земледельческие культы (урожай, рог изобилия)

    подземная - культ предков

Главное предназначение богов – покровительствовать человеку, создавая в пространстве вокруг него (под землей, на земле, над землей) своеобразный систематизированный мир, синтезирующий отдельные сферы бытия.

Таким образом, верования древних славян представляли собой достаточно стройную систему воззрений, обобщающих накопленные знания социального, духовного, нравственного содержания.

Однако верования славян носили первобытный, доклассовый характер. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. К тому же языческие религиозные представления постепенно входили в противоречие с политическими тенденциями развития Руси и ее взаимоотношениями с крупнейшим и могущественным соседом – Византийской империей, для которой языческая Русь оставалась не более чем младшим партнером, отсталым варварским государством.

Сначала Владимир попытался усовершенствовать старую религию, приспособить язычество к новым условиям, а для этого – создать единый общерусский религиозный культ и единый пантеон богов. Это была первая реформа Владимира (983 г.). Ее символом явилось размещение на холме в Киеве вблизи княжеского двора пантеона с деревянными идолами («кумирами»), всех – теперь уже общерусских – богов: Перуна (который стал главным божеством, и поэтому идол имел серебряную голову и «ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Всем этим божествам приносились жертвы.

Но вскоре стало ясно, что реформированное язычество не годится. Киевская Русь нуждалась в новой, монотеистической религии способной укрепить государство.

Ближние и дальние соседи древнерусского государства уже исповедовали такие монорелигии. Например, Волжская Болгария и часть хазар исповедовали ислам, другая часть Хазарского каганата – иудаизм, страны центральной Европы – христианство в католическом варианте, Византийская империя и южные славяне – православие. Поэтому Владимир приступил к проведению второй религиозной реформы.

Причины принятия христианства

    Необходимость объединения племен на новой духовной основе и укрепление власти киевского князя

    Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, повышение международного авторитета Руси

    Приобщение к европейским (византийским) духовным и культурным ценностям

    Оправдание социального неравенства

В 988 г. Русь приняла христианство (в византийском варианте, православие) в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Конечно, в таком процессе как христианизация огромной страны, всякая дата будет достаточно условна. Дело в том, что христианство появилось в восточнославянских землях задолго до официального крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного (брата апостола Петра) на Русь еще в I веке н.э. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-е гг. IX в. Немало христиан было и среди купцов и дружинников Игоря, христианкой была и княгиня Ольга.

Почему же Владимир остановился именно на христианстве «восточного образца» - православии?

Греческая (византийская) православная религия в значительной мере устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера:

    У Руси с Византией были налажены долгосрочные экономические и торговые связи (путь из «варяг в греки»)

    Русь нуждалась в сильном и мощном союзнике для защиты своих границ от кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала для борьбы со своим северным соседом

    Византия находилась на пике своего культурного и духовного развития, и Русь могла многое позаимствовать от греческой культуры (письменность, архитектура, новые ремесла - более 60)

    Болгария приняла христианство в IX веке и византийские проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели всю церковную литературу на славянский язык, так что можно было распространять религию на живом, понятном языке, а не на книжном - латинском

    христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечающее становлению единой государственной власти в лице киевского князя (хотя и язычестве тоже присутствовало верховенство одного бога Рода, однако христианство выражало эту идею более осмысленно).

    православие во многом совпадало с духовно-нравст-венными устремлениями русского народа, отражавшимися в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Красота и великолепие церковной службы!

Однако перед этим важным шагом Владимир совершил поход в Крым на Корсунь, принадлежавший Византии, захватил его и потребовал себе в жены сестру византийских императоров, братьев-соправителей. В качестве условия этого брака греческая сторона выдвинула переход Владимира в православие. Поскольку сам уже князь до похода на Корсунь оценил христианскую веру, он согласился. В 988 г. в Корсуне Владимир стал христианином и мужем принцессы («царицы») из могущественной Византийской империи. Вернувшись после свадьбы в Киев, Владимир приказал сбросить с холма деревянных идолов языческих богов, одного изрубить, а других сжечь. И только после этого было объявлено всеобщее крещение киевлян в Днепре. Итак, в 988 г. в Киевской Руси была введена государственная религия – христианство в его православном варианте. Общество получило новую идеологию.

Принятие христианства - важнейший рубеж европеизации Руси. Замена традиционных верований на религию, предпочитавшую родству по крови родство по «духу» (единоверие), придала Древней Руси действительное единство. Это не только вера в бога, это проблема выбора духовных и нравственных приоритетов. Это колоссальная духовная революция.

Крещение Руси во многом носило насильственный характер. Насилие действительно применялось довольно широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс в любой стране. Не был он простым и на Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни - от семейных до общественных отношений. Это была революция во всех сферах жизни.

В то же время важно заметить, что введение христианства на Руси принципиально отличалось от крещения, например, языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки - испанцами. В двух последних случаях смена веры происходила с помощью иностранного вмешательства. Распространение христианства в Киевской Руси было внутренним делом государства. Внешнего насильственного напора страна не испытывала.

Русь была крещена примерно за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома (для сравнения - Норвегии для этого понадобилось 150 лет, Швеции-250). Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского государства, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезала граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех, постепенно объединила общая духовная основа.

С принятием христианства на Руси появился новый институт -церковь. Первое время она формально подчинялась византийской церкви, митрополит на Руси назначался константинопольским патриархом. Русская митрополия состояла первоначально из 9 епархий. Появилось белое с (семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри. В пользу церкви население платило налог - десятину (1/10 часть налога).

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Усилился авторитет великокняжеской власти, т.к. на киевского князя духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка: владычествовать по закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же призывался к повиновению властям.

С самого принятия христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной, власти в Русском государстве, которую Русь заимствовала у Византии. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К концу XП в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права, церковного права и др.

Высокий уровень материальной и духовной культуры Киевской Руси являлся основанием и предпосылкой развития православной церкви, которая в свою очередь создала благоприятные условия для развития русской культуры.

Крещение имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расши-рились.

Оно способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство, человеческое жертвоприношение. Призывало «возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной храмовой архитектуры и живописи, развитию ремесел, чеканки монет, культурному просвещению, созданию школ, библиотек при монастырях и т.п.

Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, т.е. истинная вера. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а затем и Россия считала себя частью христианского мира, всегда сравнивала себя с ним. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.

1054 г. – распад единой христианской церкви на православную и римско-католическую. Приняв восточный вариант христианства, Русь отгородилась от столбовой дороги христианской цивилизации, которая вела на Запад. После крещения Руси Византия медленно пришла в упадок, а Рим пошел в гору.

С ослаблением и падением Византии (1453 г.) русская православная церковь и русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда – отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами, например, с татаро-монгольскими, а в последствии и с другими завоевателями.

Рюриковичи.

862 –1598гг.

Киевские князья.

Рюрик

862 – 879гг.

IХ В. – образование Древнерусского государства.

Олег

879 – 912гг.

882г. – объединение Новгорода и Киева.

907г., 911г. – походы на Царьград (Константинополь); подписание договора Руси с греками.

Игорь

912 – 945гг.

941г., 944г. – походы Игоря на Византию. /первый – неудачный/

945г. – договор Руси с греками. /не так выгоден, как Олега/

Ольга

945 –957гг.(964г.)

/регетша малолетнего князя Святослава/

945г. – восстание в земле древлян. Введение уроков и погостов.

Святослав

I 957 –972гг .

964г. – 966г. – разгром камских болгар, хазар, ясов, косогов. Присоединение Тмутаракани и Керчи, открыт торговый путь на Восток.

967г. – 971г. – война с Византией.

969г. – назначение своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене, Владимира в Новгороде.

Ярополк

972 – 980гг.

977г. – смерть князя Олега в борьбе с братом Ярополком за лидерство на Руси,бегство князя Владимира к варягам.

978г. – победа Ярополка над печенегами.

980г. – поражение Ярополка в битве с князем Владимиром. Убийство Ярополка.

Владимир I Святой

980 – 1015гг.

980г. – языческая реформа /единый пантеон богов/.

988 –989гг. – принятие христианства на Руси.

992г., 995г. – битвы с печенегами.

Святополк Окаянный

1015 - 1019гг.

1015г. – начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство малолетних князей Бориса и Глеба по приказу Святополка.

1016г. – битва князей скятополка и Ярослава под Любичем. Бегство святополка в Польшу.

1018г. – возвращение Святополка в Киев. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 – 1019гг. –война ярослава со Святополком.

Ярослав Мудрый

1019 –1054гг.

Нач. XIв. – составление « Русской Правды » (Правды Ярослава), состоявшей из 17 статей, (по мнению академика Б. А. Рыбакова, это была инструкция о штрафах за скандалы и драки).

1024г. – битва Ярослава с братом Мстиславому Листвена за контроль над всеми территориями Руси.

1025г. – раздел Русского государства по Днепру. Мстиславу восточная, а Ярославу западная часть государства.

1035г. – смерть Мстислава Владимировича. Переход его удела Ярославу.

1036г. – образование Киевской митрополии

1037г. – начало строительства храма Св. Софии в Киеве.

1043г. – неудачный поход Владимира Ярославича на Византию.

1045г. - начало строительства храма Св. Софии в Новгороде.

Изяслав I Ярославич

1054 – 1073гг., 1076 – 1078гг.

1068г. – поражение Ярославичей на р. Альте от половцев.

1068 – 1072гг. – народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской и Черниговской землях. Дополнение «Русской Правды» «Правдой Ярославичей».

Святослав

II 1073 –1076 гг.

Всеволод

1078 – 1093гг.

1079г. – выступление Тмутараканского князя Романа Святославича против Всеволода Ярославича.

Святополк II Изяславич

1093 – 1113гг.

1093г. – разорение Южной Руси половцами.

1097г. – съезд русских князей в Любиче.

1103г. – разгром половцев Святополком и Владимиром Мономахом.

1113г. – кончина Святополка II, восстание горожан, смердов и закупов в Киеве.

Владимир Мономах

1113 – 1125гг.

1113г. – дополнение «Русской Правды» «Уставом» князя Владимира Мономаха о «закупах» /должниках/ и «резах» /процентах/.

1113 –1117гг. – написание «Повести временных лет».

1116г. – поход Владимира Мономаха с сыновьямина половцев.

Мстислав Великий

1125 – 1132гг.

1127 – 1130гг. – борьба Мстислава с полоцкими удельными князьями. Ссылка их в Византию.

1131 – 1132гг. – успешные походы на Литву.

Усобицы на Руси.

Московские князья.

Даниил Александрович 1276 – 1303гг.

Юрий Данилович 1303 –1325гг.

Иван Калита 1325 – 1340гг.

Семен Гордый 1340 – 1355553гг.

Иван II Красный 1353 –1359гг.

Дмитрий Донской1359 –1389гг.

Василий I 1389 – 1425гг.

Василий II Темный 1425 – 1462гг.

Иван III 1462 – 1505гг.

Василий III 1505 – 1533гг.

Иван IV Грозный 1533 – 1584гг.

Федор Иванович 1584 – 1598

Окончание династии Рюриковичей.

Смутное время.

1598 – 1613гг.

Борис Годунов 1598 – 1605гг.

Лжедмитрий I 1605 – 1606гг.

Василий Шуйский 1606 – 1610гг.

«Семибоярщина» 1610 – 1613гг.

Династия Романовых.

1613 –1917гг.

Князь Рюрик. (даты правления 862-879). Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрика отождествляют иногда с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик -- представитель княжеского рода ободритов, а его имя -- это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Именно при этом князе происходило вхождение племенных образований в состав Древней Руси. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей» - наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

В это же время - в 862 году (дата приблизительна, согласно ранней хронологии Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В дальнейшем формируется центр будущей Киевской Руси.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Олег (Вещий Олег) (годы правления: 879-912 гг.)-- князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. Собственно началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве, захватом Смоленска и Любеча. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

Еще один важный политический шаг Олега - поход на Константинополь. Согласно летописным источником, в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега (по преданию, Олег умер от укуса змеи) около 912 и правил до 945.

Привет, друзья!

В этом посте мы остановимся на такой непростой теме, как первые киевские князья. Сегодня будут приведены 7 авторских исторических портретов с Олега Вещего до Владимира II Мономаха, все эти исторические портреты написаны на максимальный балл и соответствуют всем критериям оценки работы на ЕГЭ.

Вы видите перед собой карту Древней Руси, вернее племен которые проживали на их территории. Видите, что это территория нынешней Украины и Белоруссии. Древняя Русь простиралась от Карпат на Западе, до Оки и Волги на Востоке и от Балтики на Севере, до степей Причерноморья на Юге. Безусловно, Киев был столицей этого Древнерусского государства и именно там сидели князья киевские. Мы с Вами начнем изучение Древней Руси с князя Олега. К сожалению не сохранилось сведений об этом князе, а сохранилась только легенда «Легенда о Вещем Олеге», которую Вы все прекрасно знаете. И вот в 882 году, Олег направился на Киев из Новгорода. Он был дружинником Рюрика (862-882 гг.) и пока сын Рюрика, Игорь был мал, Олег был его регентом. И вот в 882 году, Олег захватил Киев, убив Аскольда и Дира и этого момента началось время его княжения.

Олег Вещий — Исторический портрет

Время жизни: IX век – начало X века

Годы правления: 882-912 гг.

1. Внутренняя политика:

1.1. Сделал Киев столицей Древней Руси, поэтому некоторые историки считают Олега основателем Древнерусского государства. «Да будет Киев матерью городов русских»

1.2. Объединил северный и южный центры восточных славян, путем завоеваний земель уличей, тиверцев, радимичей, северян, древлян, подчинения таких городов, как Смоленск, Любеч, Киев.

2. Внешняя политика:

2.1. Совершил успешный поход на Царьград в 907 году.

2.2. Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией.

Итоги деятельности:

Князь Олег за годы своего правления значительно увеличил территорию Руси, заключил первый торговый договор с Византией (Константинополем)

Вторым правителем после Олега был Игорь Старый и о его правлении современной истории многое неизвестно и мы знаем только о последних четырех годах его княжения в Киеве.

Исторический портрет Игоря Старого

Время жизни: конец IXвека – II четверть Xвека

Годы правления: 912-945 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Продолжал объединение восточнославянских племен

1.2. Был наместником в Киеве во время правления Олега

2. Внешняя политика:

2.1. Русско-византийская война 941-944 гг.

2.2. Война с печенегами

2.3. Война с древлянами

2.4. Военный поход на Византию

Итоги деятельности:

Распространил свою власть на славянские племена между Днестром и Дунаем, заключил военно-торговый договор с Византией, завоевал древлян.

После убийства Игоря древлянами за чрезмерный сбор дани, на престол вступила его супруга — Ольга.

Княгиня Ольга

Время жизни: II- III четверть X века.

Годы правления: 945-962 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Укрепление центральной власти путём расправы на племенем древлян

1.2. Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки - фиксированный размер сбора дани и погосты — места свода дани.

2. Внешняя политика:

2.1. Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство.

2.2. Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей.

Итоги деятельности:

Ольга укрепила внутреннее положение молодого русского государства, наладила отношения с Византией, повысила авторитет Руси, смогла сохранить русский престол для своего сына Святослава.

После смерти Ольги, в Киеве началось правление Святослава Игоревича, известного своей богатой внешней политикой

Святослав Игоревич

Время жизни: вторая половина 10 века.

Годы правления 945 - 972 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Вел дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники.

1.2. Попытался создать империю.

2. Внешняя политика:

2.1. Провел военный поход на Булгарию в 967 году.

2.2. Разгромил Хазарский каганат в 965 году.

2.3. Провел военный поход против Византии.

Итоги деятельности:

Завязал дипломатические отношения со многим народами мира, упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата, расширил владения киевского князя, хотел создать империю, однако его планам не суждено было сбыться.

После смерти Святослава на киевский престол вступил князь Ярополк (972-980 гг.), который за 8 лет своего правления внес очень небольшой вклад в историю Древней Руси. После его княжения на киевский престол вступил Владимир I, в народе прозванный Красным Солнышком.

Владимир I Святославович (Святой, Красное Солнышко) — Исторический портрет

Время жизни: 3 четверть X века - первая половина XI века (~ 960-1015 гг.);
Годы правления: 980-1015 гг.

Основные направления деятельности:
1. Внутренняя политика:
1.1. Окончательное присоединение земель вятичей, червенских городов, а также земли по обе стороны Карпат.
1.2. Языческая реформа. С целью упрочнения великокняжеской власти и приобщения Руси к остальному миру, в 980 году Владимиром была проведена Языческая реформа, согласно которой во главе пантеона славянских богов ставился Перун. После неудачи реформы Владимиром I принимается решение крестить Русь по византийскому обряду.
1.3. Принятие христианства. После неудачи языческой реформы, при Владимире в 988 году, в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсунь. Поводом к выбору христианства как основной религии была женитьба Владимира на Византийской царевне Анне и распространенность этой веры на Руси.
2. Внешняя политика:
2.1. Защита границ Руси. При Владимире в целях защиты была создана Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения.
2.2. Разгром ополчения радимичей, поход в Волжскую Булгарию, первое столкновение Руси с Польшей, а также покорение Полоцкого княжества.

Результаты деятельности:
1. Внутренняя политика:
1.1. Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.
1.2. Реформа упорядочила языческий пантеон. Побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
1.3. Укрепление княжеской власти, поднятие авторитета страны на мировой арене, заимствование Византийской культуры: фреска,зодчество,иконопись, произвелся перевод Библии на славянский язык...
2. Внешняя политика:
2.1. Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения помогала быстро оповестить центр о пересечении границы, а соответственно о нападении, что давало Руси преимущество.
2.2. Расширение границ Руси путем активной внешней политики князя Владимира Святого.

После Владимира, весьма заметным правителем оказался Ярослав, прозванный Мудрым.

Ярослав Мудрый

Время жизни: конец X– середина XIвека

Годы правления: 1019—1054 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Установление династических связей с Европой и Византией, путем заключения династических браков.

1.2. Основатель письменного русского законодательства – «Русской Правды»

1.3. Возвел Софийский Собор и Золотые ворота

2. Внешняя политика:

2.1. Военные походы в Прибалтику

2.2. Окончательный разгром печенегов

2.3. Военный поход на Византию и польско-литовские земли

Итоги деятельности:

Во время правления Ярослава, Русь достигла своего расцвета. Киев стал одним из крупнейших городов Европы, авторитет Руси повысился на мировой арене, было положено начало активного строительство храмов и соборов.

И последним князем, характеристику которого мы дадим в данном посте, будет Владимир II.

Владимир Мономах

В ремя жизни: вторая половина 11 века - первая четверть 12 века.

Годы правления: 1113—1125 гг.

Основные направления деятельности:

1. Внутренняя политика:

1.1. Остановил распад Древнерусского государства. «Каждый да держит отчину свою»

1.2. Нестором составлена «Повесть Временных лет»

1.3. Ввел «Устав Владимира Мономаха»

2. Внешняя политика:

2.1. Организовал успешные походы князей против половцев

2.2. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой

Итоги деятельности:

Смог ненадолго объединить русские земли, стал автором «Поучения детям», у него получилось прекратить половецкие набеги на Русь.

© Иван Некрасов 2014

Вот такой пост, дорогие читатели сайта! Надеюсь, он Вам помог сориентироваться среди первых князей Древней Руси. Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно))

Похожие материалы