Командные крейсеры вмф ссср.

Эти маленькие гадости, которые делают жизнь любого командира невыносимой, но безумно интересной, мы - офицеры штаба должны постоянно претворять в жизнь.

«Не следует стыдливо натягивать юбчонку на колени, товарищ капитан 1-го ранга, когда вы пришли за помощью к венерологу. Рассказывайте, как вы умудрились из такого хорошего и нужного дела как прием шефской делегации, устроить пьяную оргию с поездками на командирском катере по зимнему заливу с профилактическим гранатометанием?

К сожалению, уровень общеобразовательной подготовки большинства командиров кораблей не позволяет им не только без сучка и задоринки прочесть составленное наиболее бойкими подчиненными командирское решение на морской бой, но и правильно поставить неопределенный артикль „б… дь“ в фразе „Кто последний за водкой“.

Когда я с пролетарской беспощадностью начинаю вдумчиво лечить командиров крейсеров, то они тут же начинают ломать передо мной японскую трагедию: отец - рикша, мать - гейша, сын - Мойша, а мы - невиноватые.

Знаний у наших командиров нет никаких, поэтому их придется допускать к самостоятельному управлению кораблями, а самим сушить сухари и готовиться в тюрьму.

Если про известную актрису больше не говорят, что она - б… дь, значит - она теряет популярность. Если командира корабля подчиненные в разговоре между собой хотя бы иногда не называют мудаком, значит, его пора снимать с должности.

А бывший командир РКР „Маршал Устинов“ все, что мог совершить - уже совершил: крейсер развалил, с питерскими милиционерами подружился, в академию поступил, квартиру у государства незаконными методами выудил. Так что мне не надо комментировать все достоинства этого удивительного человека.

Что меня серьезно и по настоящему радует, так это то, что на большинство наших командиров кораблей в случае начала глобальной ракетно-ядерной войны можно смело положиться. Никто из них не сойдет с ума, ведь для этого его надо хотя бы иметь, по крайней мере.

А вы - начальник штаба бригады, щечки свои соберите в кулачек и, не дыша, с вожделением записывайте мои умные мысли, а в конце, когда я закончу, можете пискнуть - разрешите, товарищ вице-адмирал, не одну тренировку запланировать - а четыре.

Я был буквально поражен, когда при попытке лично дозвониться до командира крупнейшего в России боевого корабля нарвался на автоответчик. Командир дивизии, запоминайте дословно, потом этому мерзавцу передадите под запись - это про таких, как он, в народе частушка сложена: „Я миленка целый вечер, Не могла застать никак. Дорогой автоответчик, передай, что он - мудак“.

Любой командир корабля только тогда заслуживает уважения, когда сумеет сделать жизнь своих подчиненных невыносимой.

Честное слово, мне иногда стыдно становиться, когда я слышу речи некоторых особо ретивых командиров кораблей, дорвавшихся до „пипки“ микрофона пятикиловатной трансляции на верхней палубе. У них, что ни слово, то - гнусная матерщина. Ну, прямо, как дети малые.

Командир дивизии, если вам сейчас надо кого-нибудь из командиров кораблей натянуть, то у вас есть целых пять минут - не надо сдерживать души прекрасные порывы. Если надо - я готов отвернуться.

Есть люди, которые до 3-х лет головку держать не умели, все окружающие говорили вокруг, что вот-вот помрет, а они не только выжили, но и крейсерами командовать на-чали врагам на радость, а нам - на огорчение.

Далеко ли может пойти тот, кого далеко послали? Отвечаю - до ближайшего кабака. Именно там был задержан комендантом гарнизона во время занятий по специальности старший офицер оперативного отдела эскадры капитан 2 ранга Давиденко, которого я за 50 минут до этого выгнал со служебного совещания за гнусную, трехдневную небритость. Одно радует - за это время он хоть успел побриться. Правда и нажраться - тоже.

Ну что Вы, товарищ капитан 3-го ранга, как институтка - смолянка, краснеете и мнетесь перед картой, пытаясь что-то жалобно промычать? Разве старшие товарищи не рассказали вам, что настоящий мужчина стесняется всего два раза в жизни? Первый раз, когда не может второй раз, а второй раз - когда не может первый раз?

Честный ребенок любит не маму с папой, а трубочки с кремом. Честный матрос хочет не служить, а спать. По этому, его надо принуждать к службе.

И вот после всей этой утомительной и монотонной работы клиент начинает привыкать к мысли, что деньги придется отдать. А ведь клиент привык к другому, привык массово, безалаберно, с восторгом.

Непуганый матрос расположен к безобразиям, это - потенциальный преступник, будущий убийца и насильник.

Запомните, товарищи офицеры, чтобы ничего не делать, надо уметь делать все.

Если начальник позволит своим подчиненным говорить все, что они думают, то вскоре они полностью разучатся думать.

Перед тем, как излагать перед своими подчиненными какую-нибудь дельную мысль, надо их непременно чем-нибудь ошарашить и огорошить, да желательно - чем-то поувесистее. Чтобы у них от болевого шока временно пропала способность бездумно рассуждать над смыслом сказанного. А если эту процедуру повторять периодически, то почетный статус умелого руководителя вам гарантирован пожизненно.

За всеми негативными явлениями на кораблях обычно стоят нормальные люди, деятельность которых не подвергнута контролю со стороны командования.

Кому еще не понятно, что целомудрие - самое неестественное сексуальное извращение и что офицер-девственник не способен адекватно вникать в нюансы корабельной службы.

А свои пиндюрочные малогабаритные блокнотики, в которых могут поместиться два-три презерватива и три-четыре адреса легкомысленных женщин, оставьте дома, товарищи офицеры, надежно спрятав их от жен во избежании провокационных вопросов. А на службе вы все должны пользоваться учтенной, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной мастичной печатью широкоформатной рабочей тетрадью.

А все леденящую душу факты надо тщательно собирать, грамотно обобщать, вдумчиво анализировать, и - по самые гланды, с особым цинизмом, дерзостью и жесткостью проникновения. Гуманизм и человечность в вопросах поддержания боевой готовности - вещи преступные уже по самому определению.

Вы, товарищ капитан 2-го ранга, отличаетесь от ребенка лишь размерами детородных органов и умением жрать водку в неограниченных размерах.

Давно пора запомнить, что каждый недисциплинированный матрос, планируя самовольную отлучку с пьянкой на берегу, заранее узнаёт: кто будет стоять дежурным по кораблю; кто - вахтенным офицером; кто остается старшим; кто – обеспечивающим; кто его - мерзавца будет забирать из комендатуры; кто будет морду бить. И если в этой цепи найдется одно слабое звено - пьянка возможна, а если несколько - она неизбежна.

И все-таки я остался доволен результатами контрольной проверки хода подготовки нашей АМГ (авианосной многоцелевой группы) к выполнению предстоящих боевых задач, которую нам учинил Главком ВМФ с карательным отрядом верных нукеров из Главного Штаба. Утраченные иллюзии - это тоже ценное приобретение.

А с деятелями, задержанными за рулем в нетрезвом состоянии, товарищ начальник отдела кадров, надо разбираться очень обстоятельно и обязательно - с привлечением независимой комиссии. Чтобы они потом не бегали по судам с выпученными навыкат глазами и не заваливали международную комиссию Организации Объединенных наций по защите прав человека многочисленными жалобами, что у них, дескать, восемь детей по лавкам жмутся и денег на бутылку пива не хватает.

Если у вас дырка в полголовы, и вы не способны запомнить даже таблицу умножения, то наймите себе на полставки секретаршу, чтобы она за вас все записывала. Но только - страшную и без ног, чтобы не отвлекаться от исполнения обязанностей военной службы, предаваясь сексуальным грезам.

Сегодня - суббота, завтра - воскресенье, чертовски хочется поработать.

Пишут нам много… Погубит нас всеобщая грамотность.

Живот втянуть, приосаниться, говорить умные и хорошо понятные вышестоящему командованию красивые слова рублеными фразами.

Если матрос бездумно радуется жизни, то я настораживаюсь до тех пор, пока улыбка медленно не сползет с его лица.

Танки клопов не давят, я даже не буду с вами разговаривать, товарищ капитан 3-го ранга.

Мне, конечно, приятно открывать вам глаза на мир, рассказывать о чем-то новом и увлекательном, будоража при этом ваш пытливый флотский ум, но я - не заезжий лектор общества „Знания“, я - заметный представитель великой инквизиции и могу сделать больно сразу всем.

Не забывайтесь, если я туда направлюсь, то это будет поездка по вашим телам на танке с мелкими гусеницами, чтобы было больнее.

Когда я был старпомом, то по понедельникам, я лично, в течении 45 минут, во время проведения строевых занятий, тренировал командиров вахтенных постов по принципу: „Бежит незнакомый мужик с копьем - ваши действия?“

Начальник штаба флота вчера ругал меня резкими словами с привлечением ненормативной лексики, вызвавшей в моей душе чувство внутреннего протеста и обиды.

А я давно заметил, что наш эскадренный правовик по возвращению из отпуска так и норовит то винцом „Припять лучистая“ меня попотчевать, то чернобыльскими яблочками угостить. Видно желает, чтобы мой главный орган засветился и упал навсегда.

И вот, нежно взяв меня у трапа под белы рученьки и бодро цокая копытцами, вы с гордостью должны вести меня по своим заведованиям после устранения моих замечаний.

Возвращаться из отпуска - увлекательно интересно, сразу в глаза бросаются вещи непонятные, невозможные и несовместимые с военной службой на море. А в голове долгое время настойчиво свербит одна и та же мысль: „Почему мы до сих пор не сгорели и не утонули“, но через пару дней поневоле к безобразиям привыкаешь, хотя и дергаешься некоторое время во сне.

А старпом тяжелого ракетного крейсера „Адмирал Ушаков“ обнаглел до такой степени, что мерзкий рапорт написал на имя командующего Северным Флотом с просьбой оградить его от моих нападок и оскорблений. Такое не забывается никогда - я все сделаю, но этот рапорт постараюсь ему даже в гроб положить.

„Бей бабу молотом - будет баба золотом“ - гласит народная мудрость. Тоже можно сказать и про наших десантников. Единственное, что надо помнить, по голове не бить - бесполезно, да и инструмент быстро выходит из строя.

По своему обыкновению, наш матрос необычайно любопытен и чрезвычайно шаловлив. Пробегая по коридору единственного в России авианосца, он бездумно ткнул своим грязным пальцем с обгрызенным ногтем кнопку на симпатичном неопломбированном приборе, а услышав за переборкой громкий хлопок и шум льющейся воды, радостно подпрыгнул и помчался в хлеборезку воровать масло. Какое ему дело до того, что в течение нескольких секунд он вывел из строя сразу более сотни лучших в мире зенитных ракет класса „воздух-воздух“, за каждую из которых некогда братская нам Украина дерет с нас по лучшим мировым стандартам свыше ста тысяч долларов.

Кому непонятно, что когда я начинаю характеризовать деятельность любого офицера, он должен бойко ответить: „Я “, быстро встать и густо покраснеть. Причем, если оценка его деятельности позитивная, то глазки должны радостно блестеть и выражать немедленную готовность к дальнейшим свершениям, а если деятельность оценивается, как обычно, негативно, то ему надобно нахохлить уши, чтобы по ним было легче попадать, а глазки виновато потупить вниз.

Молодые офицеры - выпускники военно-морских институтов, справедливо снискавшие в нашей суровой флотской среде прозвище „институток“, ранимые как дети, вот только не плачут, уткнувшись лицом в мамкину юбку, а водку пьют в обществе местных ночных бабочек.

Офицер должен быть постоянно в состоянии эмоциональной вздрюченности, нос по ветру, ширинка расстегнута, готовность к немедленным действиям - повышенная. Тогда - из него будет толк.

Напоминаю флагманским специалистам, желающим избежать вечернего изнасилования, что месячный анализ подготовки соединений по специальности надо сдать началь-нику штаба до 15 часов 30 минут.

Корабельный офицер, способный за ночь удовлетворить женщину более двух раз (а в звании капитан 3-го ранга и выше - более одного раза) - это явление вредное, социально опасное и чуждое нам, как не отвечающее интересам родного государства. Ему, подлецу, корабельной службы не хватает, он на ней не выкладывается.

Когда вы согласно киваете головой во время заслуженной взбучки, так и хочется сказать: „Любви моей не опошляй своим согласьем рабским, сволочь“.

Хочу поздравить с предстоящим очередным бракосочетанием нашего помощника начальника РЭБ эскадры, который в свои 34 года хорошо для себя уяснил, что после женитьбы, может быть и не лучше, но наверняка - чаще.

Когда я беседую с некоторыми офицерами оперативного отдела штаба эскадры, так и хочется посоветовать: „Скажи отцу - чтоб впредь предохранялся“.

Когда по понедельникам мне докладывают, что какой-то офицер штаба заболел и не может прийти на службу, то хочется заявить: „Чихать хотел я на твою простуду, дядя. Ты морду с перепоя покажи“.

Вот посмотришь на вас в курилке, товарищ капитан 2 ранга, так Вы там такой страсть бедовый и ловкий, ну прямо как Филиппок из детской книжки, а как только дашь вам слово на служебном совещании, то вспотеешь неоднократно, выцарапывая хоть какую-нибудь дельную мысль из вашей словесной хляби.

Не уходи в себя, механик, там тебя найдут в два счета.

Товарищ Бонченко, а ваше прибытие из Петербурга с обучения закончилось тем, что самая младшая инфузория - туфелька с РКР „Маршал Устинов“ в чине старшего лейтенанта заступила распорядительным дежурным по нашему оперативному объединению и утром меня встречала с дрожью в голосе и диким испугом на лице. Я его послал куда надо, (то есть - к вам), а он расплакался, но жевательную резинку изо рта не выплюнул, чтобы не нарушать кислотно-щелочной баланс в ротовой полости (РКР - ракетный крейсер).

Если понадобится, товарищи офицеры штаба, то при проведении итоговой проверки на кораблях, вы не должны чураться закатать рукава повыше и покопаться в дерьме поглубже, для более полного освещения обстановки. И знайте - копаться в дерьме не стыдно, стыдно - получать от этого удовольствие.

Офицер штаба эскадры должен уметь говорить долго и умно, пока его не остановит вышестоящий начальник.

А где юный соратник начальника организационно - мобилизационного отдела? Радость моя, вы должны тут не спать укромкой, спрятавшись за широкой спиной начальника ПВО эскадры, пуская радужные пузыри, а сидеть с приоткрытым ротиком и радостно выпученными глазками лихорадочно записывая мои заветы российским воинам. Ведь это так полезно для вашей неокрепшей психики и не сформировавшейся активной жизненной позиции.

Товарищ Бонченко, а неужели вы не вспоминаете своего корефана, сбежавшего в штаб бригады на должность с меньшим объемом работы, но большим должностным окладом, нежными и ласковыми словами: „С кем ты, падла, любовь свою крутишь, с кем дымишь сигаретой одной?“

А где самое умное лицо наиболее интеллигентного представителя оперативного отдела товарища Давиденко? Что - опять упал и не может встать?

Когда я вызываю к себе на ковер юного ленинца - начальника отдела службы войск и безопасности военной службы, то постоянно задаю себе вопрос – а не посадят ли меня за малолетку.

И вот с милыми улыбками, с цветочками в петлицах - штаб прибывает на атомный ракетный крейсер „Адмирал Нахимов“ и начинает тщательно запланированный геноцид.

Я знаю, что вы - демагог редкостный, товарищ капитан 1-го ранга, и даже способны убедить остро нуждающуюся в мужской ласке даму, что лежачий член намного лучше стоячего, но я вас даже слушать не буду. А если вы попытаетесь прервать меня и заговорить, то сразу получите по лбу пудовой гирей.

Ваши подвиги по достойному воспитанию усталых воинов, товарищ начальник ПВО, известны всему флоту - шайка мародеров еще та.

Почему так много и часто пьете, товарищ Давиденко? Неужели это так вкусно?

А вы, товарищ начальник оперативного отдела, нашли себе прекрасного корешка - капитана 2-го ранга Давиденко и всегда его, как щит, впереди себя выставляете. А об его голову даже крупнокалиберный снаряд - стальное ядро с удовольствием разбивается.

Начальник отдела кадров, у меня такое впечатление, что вы специально себе пальцы чернилами мажете перед совещаниями, чтобы все думали, что вы много работаете.

По-моему, ни для кого не является секретом то, что на флоте все обязанности строго распределены:
- лейтенант - должен все знать и хотеть работать;
- старший лейтенант - должен уметь работать самостоятельно;
- капитан - лейтенант - должен уметь организовать работу;
- капитан 3-го ранга - должен знать, где и что делается;
- капитан 2-го ранга - должен уметь доложить, где и что делается;
- капитан 1-го ранга - должен самостоятельно находить то место в бумагах, где ему необходимо расписаться;
- адмиралы - должны самостоятельно расписываться там, где им укажут;
- Главком ВМФ - должен уметь ясно и четко выразить свое согласие с мнением Министра Обороны;
- Министр Обороны - должен уметь в достаточно понятной форме высказать то, что от него хочет услышать Верховный Главнокомандующий;
- Верховный Главнокомандующий (президент) - должен периодически, (но не реже одного раза, желательно перед выборами) интересоваться тем, какая же в данный момент армия находиться на территории его государства. Если выяснится, что своя, то постараться выплатить ей жалование за последние годы и пообещать его повысить (потом, может быть) процентов на 10-15.

Вице-адмирал Радзевский Геннадий Антонович

Родился 14 июля 1949 г.
Деятель отечественного ВМФ, вице-адмирал (1999 г.).
Специалист в области управления соединениями и объединениями разнородных сил ВМФ.

Родился в г. Порккала-Удд, Финляндия. В ВМФ с сентября 1966 г. В 1971 г. окончил штурманский факультет ВВМУ им. М.В. Фрунзе, командир БЧ-1,4, РТС морского тральщика МТ-486 проекта 254, с 1971 г. - помощник, с 1972 г. - командир базового тральщика БТ-360 проекта 1253В 94-й бригады Таллинской ВМБ БФ. В 1974 г. назначен командиром ТЩ «Контр-адмирал Хорошхин» пр. 266М, затем - командиром гвардейского Т-205 «Гафель» пр. 266 Балтийского флота. В 1974 г. Р. досрочно присвоено звание капитан-лейтенанта. С 1976 г. - старший пом. командира эсминца «Спешный» 56-го проекта 12-й дивизии кораблей ПЛО. Слушатель ВСОК ВМФ (1978-1979 гг.), с августа 1979 г. - командир ЭМ «Настойчи¬вый» 12-й дивизии РК. С 1982 г. - командир СКР «Дружный» пр. 1135 12-й ДиРК. 13 лет провел на командирском мостике.

В 1987 г. с отличием окончил командный факультет ВМА им. А.А. Гречко, нач. штаба 128-й бригады кораблей ПЛО 12-й дивизии РК, нач. штаба 32-й дивизии кораблей ПЛО БФ. В 1989 г. назначен командиром 32-й дивизии ПЛК. Слушатель ВАГШ ВС РФ (1993-1995 гг.), назначен нач. штаба, с 1998 г. - командиром 7-й оперативной эскадры кораблей СФ. Участник уникальной операции по постановке в док АПРК «Курск». В 2004 г. уволен в запас по возрасту. С 2004 г. - член совета директоров ЗАО «Абсолют». Награжден орденами «За службу Родине в ВС СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги», медалями.


Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

Приложение Результаты атак самолетами Люфтваффе кораблей и судов Северного флота, а также судов из состава союзных конвоев Дата – Название и тип корабля, результат атаки – Место26.06.41 – теплоход «Роза Люксембург», поврежден – Баренцево море, в районе поселка

Из книги Техника и вооружение 1997 11-12 автора

II . КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ, ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И КОМПЛЕКСОВ БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ Корабельный самолет-снаряд «Щука» (КСЩ) Корабельный самолет-снаряд «Щука»В 1948 году НИИ-4 выдало ТТЗ на противокорабельные самолеты-снаряды «Щука».Крылатая авиационная ракета 6* «Щука»

Из книги Техника и оружие 1996 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Крылатые ракеты надводных кораблей, подводных лодок и Береговой

Из книги Миноносцы Первой эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне (1904-1905 гг.) автора Несоленый Сергей Валерьевич

Из книги Советские асы на истребителях ленд-лиза автора Иванов С. В.

§ 2. Миноносцы первой эскадры флота Тихого океана в период оборонительных действий русского флота (29 июля-20 декабря 1904

Из книги Атлантическая эскадра. 1968–2005 автора Белов Геннадий Петрович

«Харрикейны» над морями ВВС Северного флота Летчики ВВС СФ освоили новый тип истребителя очень быстро. Первую победу для 78 ИАП СФ одержал в ноябре 1941 года лейтенант Д.Синиев, который на «Харрикейне» сбил Ме-110. А 27 ноября свою первую победу на этом истребителе одержал

Из книги Линейные корабли типа “Куин Элизабет” автора Михайлов Андрей Александрович

2. Создание 7 оперативной эскадры 7-я оперативная эскадра была создана приказом ГК ВМФ 18 января 1968 года. В состав эскадры были введены 170-я БЭМ, командир бригады капитан 2 ранга И. М. Капитанец, в составе эсминцев «Несокрушимый», «Скромный», «Московский комсомолец»,

Из книги Битва за Кавказ. Неизвестная война на море и на суше автора Грейгъ Ольга Ивановна

1. Эскадра на учениях Северного флота, Военно-Морского флота и Вооруженных Сил СССР и РФ 1968 год в июне-июле корабли 7 ОПЭСК принимали участие в ЗКШУ «Север-68» и КШУ «Арктика» под руководстовм ГК ВМФ.1969 год с 12 по 15 августа учение «Кольский берег» под руководством ГК ВМФ. В

Из книги Трагедии Северного Подплава автора Бойко Владимир Николаевич

Из книги автора

3. Визиты кораблей эскадры в порты иностранных государств Надо сказать, что всегда официальные и дружеские визиты советских и Российских кораблей в порты иностранных государств носили не только демонстрацию мощи и силы, но и выполняли важную дипломатическую миссию. Не

Из книги автора

5. Заслуги кораблей эскадры В 1970 году по итогам года БПК «Адмирал Зозуля» награжден почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума ВС и СМ СССР.23 марта 1971 года приказом Командующего флотом БПК «Адмирал Зозуля» объявлен «отличным кораблем».25 июля 1972 года БПК «Кронштадт» награжден

Из книги автора

6. Посещения кораблей эскадры руководством государства, МО и ВМФ 10 февраля 1967 года БПК «Адмирал Зозуля» посетили член политбюро ЦК КПСС Д. Ф. Устинов, заместители председателя Совмина СССР С. А. Новиков, А. В. Смирнов и ГК ВМФ С. Г. Горшков.В апреле 1968 года БПК «Адмирал

Из книги автора

Приложение № 1 Повреждения линейных кораблей 5-й эскадры в Ютландском бою[* Из книги К.П. Пузыревского. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ленинград. Судпромгиз. 1940 г.] "Уорспайт". Принадлежал к пятой эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.В

Из книги автора

Обстановка во время вступления в командование 11-й армией 17 сентября я прибыл к месту расположения штаба 11-й армии, русский военный порт Николаев, находящийся у устья Буга, и принял командование.Прежний командующий генерал-полковник фон Шоберт был накануне похоронен в

Из книги автора

Из книги автора

Мартиролог погибших подводных лодок Северного Флота 1915–1917Подводная лодка №-2. 15 октября 1915 года сорвана штормовыми волнами с буксира парохода «Сергей Витте» и выброшена на берег острова Сосновец, где была разрушена прибоем.Подводная лодка №-1. 26 апреля 1917 года в шторм

С середины 1960-х гг. сложилась новая форма применения сил ВМФ в мирное время – «боевая служба». Первоначально ее цели были определены как «поддержание боевой готовности сил к решению поставленных им задач с началом военных действий и обеспечение геополитических интересов страны в оперативно важных районах Мирового океана». Основное содержание боевой службы заключалось в том, чтобы мероприятиями и действиями заблаговременно развернутых группировок сил

ВМФ не допустить внезапного нападения или ослабить до минимума ракетно-ядерные удары ВМС США и НАТО по Советскому Союзу и дружественным государствам. Впоследствии в руководящих документах понятие боевой службы сил ВМФ и ее содержание было официально сформулировано и регламентировано к руководству и исполнению в следующем виде: «Боевая служба представляет собой совокупность мероприятий, которые проводятся Военно-Морским флотом на океанских и морских театрах военных действий по единому плану и замыслу с целью поддержания постоянной боевой готовности сил к решению поставленных им с началом военных действий задач и обеспечению интересов страны в оперативно важных районах Мирового океана в мирное время».

В конце 60-х годов задачами боевой службы являлись:

– боевое патрулирование ракетных подводных крейсеров стратегического назначения;

– боевое обеспечение РПК СН для придания им боевой устойчивости с началом войны;

– поиск и слежение за атомными подводными лодками иностранных ВМС, вооруженных баллистическими ракетами (ПЛАРБ), в готовности к их уничтожению с началом войны;

– слежение за авианосными (и другими) группировками иностранных ВМС в регламентированных районах в готовности к применению оружия по главным целям с началом войны;

– недопущение разведывательной деятельности иностранных ВМС на подходах к нашему побережью;

Проводившаяся боевая служба обеспечивала поддержание благоприятного оперативного режима в наиболее важных для нашей страны районах Мирового океана. Так, например, в 1967 и 1973 гг. быстрое наращивание сил боевой службы в Средиземном море до необходимого состава стабилизировало обстановку на Ближнем Востоке, не позволив 6-му флоту США вмешаться в Арабо-Израильский конфликт на стороне Израиля и увеличить его масштабы. В 1986 г. эту функцию выполнила Средиземноморская эскадра ВМФ без дополнительного наращивания сил в Ливанском конфликте. Не принимая непосредственного участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах, крупные оперативные группировки ВМФ СССР до начала 1990-х годов решали важные задачи внешней политики СССР в Мировом океане:

– демонстрация силы в противовес военно-морским группировкам США и НАТО. Присутствие кораблей под флагом ВМФ СССР свидетельствовало не только о наличии советских интересов в регионе, но и способности оказания эффективной помощи одной из противоборствующих сторон конфликта.

– поддержание стабильности в зонах возможных или уже прошедших вооруженных столкновений, которая отвечала бы интересам СССР.

– ведение постоянного наблюдения как за кораблями вероятного противника, так и за активностью на море противоборствующих сторон в локальной войне или вооруженном конфликте.

– обеспечение защиты районов собственных рыбных промыслов и охрана коммуникаций торгового судоходства.

– ликвидация последствий локальных войн – боевое траление, подъем затонувших судов, эвакуация из кризисных районов оборудования, личного состава и гражданских лиц.

Организованная в 60-х годах боевая служба к середине 70-х прошла ряд этапов:

– от плавания одиночных кораблей, групп и отрядов кораблей до создания постоянно действующих оперативных и оперативно-тактических объединений и соединений;

– от эпизодического кратковременного слежения за ударными группировками противостоящей стороны до решения задач противостояния флотам США и НАТО в важных районах Мирового океана.

Первое оперативно-тактическое объединение было сформировано в мае 1965 г. Основу его составляли корабли, находящиеся на боевой службе в Средиземном море. В июне 1967 г. группировка в составе нескольких надводных кораблей и подводных лодок под командованием первого заместителя командующего Черноморским флотом вице-адмирала В. Сысоева оказалась в самой гуще так называемой «Шестидневной войны» (5-10 июня 1967 г.), в результате которой Израиль нанес серьезное поражение Египту, Сирии и Иордании. Военно-морское присутствие СССР становилось существенным противовесом деятельности ВМС США и являлось составной частью стратегического равновесия в глобальном и региональном масштабах, нарушать которое в одностороннем порядке никто не решался.

Наращивание сил боевой службы способствовало началу процесса сведения одиночных кораблей и отдельных отрядов во временные «нештатные» оперативно-тактические соединения. При этом следует заметить, что находясь в кризисных районах, непосредственного участия в вооруженных конфликтах ВМФ СССР не принимал. Вместе с тем советское правительство, оперативно реагируя на изменения военно-политической обстановки в мире, использовало часть сил боевой службы для формирования отдельных групп, а в ряде случаев и соединений с целью обеспечения прямого или косвенного влияния на социально-политическую обстановку в прибрежных государствах, оказания поддержки правительствам дружественных государств, в том числе предотвращения или прекращения агрессивных действий против них. В отдельных случаях советское руководство формировало и направляло в некоторые регионы, такие как Красное море, экваториальная часть Западного побережья Африки, временные соединения и отряды кораблей для решения целого ряда специфических задач.

Внедренная Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза С. Г. Горшковым новая концепция действий флота в мирный период – несение кораблями ВМФ боевой службы в районах активных действий флотов США и НАТО, существенно изменила соотношение сил в районах мирового океана. Учитывая сложную военно-политическую обстановку в Средиземном море, Политбюро ЦК КПСС и Правительство СССР согласилосьс предложением Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова о формировании новых оперативных соединений.

Внедрение этих предложений проводилось последовательно. В июне 1967 года было принято решение о создании 5-й оперативной эскадры ВМФ – Средиземноморской эскадры (приказ Главнокомандующего ВМФ № 0195 о создании 5-й эскадры вышел 14 июня 1967 года). Активные действия эскадры в Средиземном море, принесшие видимые результаты, позволили С. Г. Горшкову воплотить эту идею до конца, когда были организованы оперативные соединения на Северном флоте – 7-я оперативная эскадра, а также на Тихоокеанском флоте – 8-я и 10-я оперативные эскадры. Была проведена перестройка работы структур Главного штаба ВМФ, направленная на обеспечение управления силами боевой службы ВМФ по всему Мировому океану. Успешные действия оперативных эскадр со всей очевидностью доказали, что ВМФ способен отстаивать стратегические интересы государства в морях и океанах и оказывать существенное влияние на политику и события в мире. Таким образом, Военно-Морской флот в новых условиях выдвинулся на передовой рубеж стратегического построения обороны государства, отодвинутый далеко за пределы от его границ. Силы боевой службы ВМФ в стратегическом развертывании Вооруженных Сил занимают одно из важнейших мест. Сейчас оперативных эскадр нет, да и силы боевой службы недостаточны, но флот возродится и вновь появится необходимость в боевой службе и оперативных эскадрах. Важно сохранить их бесценный опыт.

2. Создание 7 оперативной эскадры

7-я оперативная эскадра была создана приказом ГК ВМФ 18 января 1968 года. В состав эскадры были введены 170-я БЭМ, командир бригады капитан 2 ранга И. М. Капитанец, в составе эсминцев «Несокрушимый», «Скромный», «Московский комсомолец», «Сознательный», «Бывалый» и крейсера «Мурманск», командир капитан 1 ранга В. М. Гринчук, выведенного из состава 2-й дивизии противолодочных кораблей. 1 февраля было сформировано управление 7-й оперативной эскадры КСФ, а 10 февраля в командование эскадрой вступил контр-адмирал Г.Е. Голота. Главным боевым противником 7 ОПЭСК в Атлантическом океане являлся 2-й оперативный флот ВМС США.

По состоянию на середину 1970-х годов на боевой службе в составе пяти оперативных эскадр ВМФ СССР находилось свыше 30 многоцелевых атомных лодок, столько же атомных подводных крейсеров стратегического назначения, полсотни дизель-электрических субмарин, 100+ боевых надводных кораблей и судов обеспечения. Всего за время «эпохи застоя» количество боевых патрулирований субмарин ВМФ СССР возросло в 20 раз, количество дальних походов, совершаемых надводными кораблями – в 10 раз. К 1985 году в разных уголках Мирового океана ежедневно несли службу до 160 советских кораблей и судов обеспечения.


Оперативная эскадра (ОпЭск) ВМФ СССР - тактическое соединение, сформированное для несения службы в важных регионах планеты. Всего в отечественного флота существовало пять ОпЭск:

5-я Средиземноморская оперативная эскадра;

7-я оперативная эскадра (зона ответственности - Атлантика);

8-я оперативная эскадра (Персидский залив и Индийский океан);

10-я ОпЭСК (Тихий океан);

17-я ОпЭСК (она же – 15-я), для решения оперативно-тактических задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе (преимущественно – Южно-Китайское море, Вьетнам и Юго-Восточная Азия).

Увеличение числа боевых кораблей на позициях в Мировом океане потребовало изменить подход к организации боевой службы и управления корабельными соединениями. Уже к середине 60-х годов, с активизацией мер противодействия вражеским подводным ракетоносцам в Средиземном море и усилением присутствия ВМФ СССР в зонах военных конфликтов возникла острая необходимость в передовых флагманских командных пунктах (ФКП). Советскому флоту требовался специализированный штабной корабль, оснащенный современными системами связи, средствами планирования боевых операций и координации мероприятий по тыловому и специальному обеспечению сил флота.

Настоящий «мозговой центр», куда бы стекалась вся информация о текущей обстановке в зоне ответственности ОпЭск и откуда могло осуществляться управление разнородными силами эскадры (противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, разведчиками, судами обеспечения, морской авиацией и подводными лодками).

Решением проблемы командных кораблей стало переоборудование двух морально устаревших артиллерийских крейсеров проекта 68-бис (шифр «Свердлов») в крейсера управления по проекту 68-У. Согласно первоначальному плану, «Жданов» и «Адмирал Сенявин» должны были лишиться части своего артиллерийского вооружения, взамен корабли рассчитывали получить спецоборудование связи, подготовленные помещения для организации работы ФКП, а также современные системы самообороны, радиотехнической разведки и РЭБ.


Представитель проекта 68-бис. Крейсер "Михаил Кутузов"


Выбор крейсеров проекта 68-бис был отнюдь не случайным – крупный боевой корабль, полным водоизмещением 16 тысяч тонн, со множеством рабочих помещений и широкими возможностями для размещения внешних антенных устройств. Запас мазута на борту обеспечивал океанскую дальность плавания 9000 морских миль на крейсерской скорости 16 узлов, а максимальная скорость – 32 узла – позволяла выполнять боевые задачи наравне с современными кораблями ВМФ.

Крейсер проекта 68-бис, как наследник славной эпохи дредноутов, обладал повышенной боевой живучестью и превосходным уровнем защищенности – в отличии современных «безбронных» кораблей, старый крейсер был надежно укутан в 100 мм «шубу» главного броневого пояса.
Наконец, 9 шестидюймовых орудий в трех сохранившихся башнях ГК обеспечивали кораблю солидную огневую мощь в морском бою на коротких и средних дистанциях.

Крейсер управления «Жданов»

В 1965 году крейсер «Жданов» был расконсервирован и переведен с Балтики в Севастополь. Модернизация корабля заняла семь лет – в июне 1972 года, пройдя цикл государственных испытаний и зачетных стрельб, «Жданов» был зачислен в состав 150-й бригады больших ракетных кораблей Краснознаменного Черноморского Флота.

Для решения основных задач, вместо третьей башни главного калибра появилась новая надстройка и 32-метровая ферменная мачта с антеннами системы КВ-радиосвязи «Вяз» и блоками космической связи «Цунами». На борту крейсера находилось 17 KB- и СВ-радиопередатчиков, 57 КВ-, ВВ-, СВ- и ДВ-приемников, девять радиостанций УKB, три радиорелейные УКВ-системы и аппаратуру спутниковой связи – всего 65 антенн и 17 постов для размещения радиотехнической аппаратуры, позволявшей формировать до 60 каналов передачи данных. Надежная радиосвязь с кораблями и берегом осуществлялась на дальности до 8 тыс. километров, а на спутниковые линии обеспечивали связь с любым регионом планеты.

Вследствие значительного роста энергопотребления (мощность только одного передатчика «Вяз» достигала 5 кВт) изменению подверглась электростанция корабля – мощность генераторов пришлось увеличить на 30% с соответствующим расширением помещений под установку нового оборудования.

Немалые перемены произошли во внутренних помещениях корабля – здесь был размещен ФКП командующего флотом, в составе группового оперативного поста управления эскадрой, штабные посты разведки и связи, помещение для шифровальщиков, а также группа оперативного планирования и выполнения оперативно-тактических расчетов. Всего для этих целей было предусмотрено 350 кв. метров пространства с возможностью расширения за счет прилегающих помещений. Также появились несколько комфортабельных кают для высшего командного состава и качественно отделанный салон для приема зарубежных гостей. На борту имелась даже собственная типография, фотолаборатория и кубрик для музыкального оркестра.

Существенно улучшились условия обитаемости – на корабле установили низконапорную систему кондиционирования воздуха, обеспечивавшую комфортные условия в жилых помещениях, на боевых постах и соблюдения норм хранения в погребах боезапаса при повышенных температурах воздуха снаружи корабля.

Что касается комплекса вооружения, снижение артиллерийской мощи крейсера было компенсировано повышением его оборонительных возможностей – в кормовой части корабля появилась пусковая установка ЗРК «Оса-М» (20 зенитных ракет малой дальности), а контур ПВО был сформирован из четырех спаренных автоматических зениток с радарным наведением АК-230 (калибр 30 мм, темп стрельбы 2100 выстр./мин., питание – металлическая лента на 1000 снарядов).

Полное водоизмещение корабля возросло на 2000 тонн по сравнению с проектным значением крейсера 68-бис.

В боевых походах на борту «Жданова» размещался штаб 5-ой средиземноморской оперативной эскадры. Помимо стандартных функций ФКП и ретранслятора, корабль выполнял представительские миссии во время деловых заходов в порты Югославии, Сирии, Египта, Франции, Греции, Италии. Черноморский крейсер регулярно выходил на боевую службу в Северную Атлантику, заходил с визитами в холодный Североморск, обеспечивал непрерывную радиосвязь на всем маршруте через Атлантический океан во время визита Л.И. Брежнева в США и на Кубу (1973 год).


В центре - "Жданов". По правому борту пришвартован СКР "Беззаветный", прославившися навалом на крейсер ВМС США "Йорктаун"


Периодически вел самостоятельное слежение за кораблями «вероятного противника», угрожая превратить в руины хлипкие палубы современных фрегатов и эсминцев одним залпом своих крупнокалиберных орудий. В 1982 году, во время Ливанской войны, «Жданов» находился в Сирии, обеспечивая ПВО советской военно-морской базы Тартус от возможных налетов ВВС Израиля. Крейсер активно участвовал в учебно-боевой работе флота, принимал на своем борту делегации высокопоставленных лиц СССР и зарубежных стран, не отказывался от удовольствия сняться в фильмах или принять участие в праздничных парадах. В последние годы на корабле часто проходили практику курсанты военно-морских училищ СССР.

Хороший во всех отношениях крейсер, честно прослуживших 35 лет под флагом ВМФ СССР.
10 декабря 1989 года Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР крейсер управления «Жданов» был исключен из состава кораблей военно-морского флота. Судьба «Жданова» завершилась в ноябре 1991 года, когда разоруженный корпус старого крейсера был уведен на разделку в индийский порт Аланг.

Крейсер управления «Адмирал Сенявин»

Гораздо более интересная и драматическая судьба ожидала второго представителя командных крейсеров ВМФ СССР.

Удивительна история появления этого корабля – в чьем-то бойком уме возник проект еще более серьезной модернизации «Адмирала Сенявина» со снятием обеих кормовых башен ГК. На этой почве между сторонниками и противниками корабельной артиллерии разгорелся настолько горячий спор, что по приказу из Москвы вокруг четвертой башни ГК было выставлено вооруженное оцепление.

При модернизации на владивостокском «Дальзаводе» крейсеру все-таки «ампутировали» лишнюю башню и когда артиллеристы хватились пропажи, было уже поздно – башню и орудия отправили на гвозди, а вместо четвертой башни ГК на крейсере появилась вертолетная площадка и ангар для размещения Ка-25. В целом, решение оказалось правильным, а появившийся резерв пространства и весов позволили усилить ПВО крейсера – вместо четырех, как на «Жданове», «Адмирал Сенявин» получил 8 зенитных установок АК-230 с радиолокаторами управления огнем.

Чтобы как-то скрыть факт инцидента с башней, проекту модернизации «Сенявина» присвоили задним числом новый номер 68-У2 («Жданов», соответственно, получил обозначение 68-У1).

Второй командный крейсер долго и праведно служил в составе Тихоокеанского флота, много бороздил океан в дальних широтах, посещал с деловыми визитами Индию, Сомали, Вьетнам, остров Маврикий…

Однако, в июне 1978 года на крейсере «Адмирал Сенявин» произошло несчастье – даже в официальных документах того времени с грифом «секретно» оно проходит как «тяжелое». В «несчастливый» по всем поверьям день, 13 июня 1978 года, во время зачетных артиллерийских стрельб, в присутствии на борту большого количества высокопоставленных лиц, произошло ЧП в башне ГК №1 – после восьми залпов в правом 152 мм орудии произошел пропуск девятого выстрела. При досылке в ствол снаряда следующего, десятого по счету, снаряда, он раздавил застрявший внутри девятый. Корабль дернулся и мелко задрожал от мощного удара, носовая башня ГК окуталась призрачной пеленой дыма. Когда отдраили броневую дверь – все 37 человек, находившихся внутри башни и перегрузочного отделения, были мертвы.



Результаты расследования специальной комиссии показали, что винить в катастрофе некого – кто-то из расчета орудия снял блокировку. Ситуацию усугубил небезызвестный «генеральский эффект», недавно прошедшая демобилизация (за пару месяцев до трагедии на берег сошло немало опытных моряков) и общая нервозность внеочередных «показательных» учений. К счастью, страшного пожара не произошло, погреб боезапаса был экстренно затоплен и корабль, после ремонта, вернулся в строй.

В июле 1983 года «Адмирал Сенявин» уже сам принимал участие в аварийно-спасательной операции по подъему АПЛ в бухте Саранная на Камчатке (лодка затонула во время дифферентовки на глубине 45 метров).
Тихоокеанский командный крейсер закончил службу в 1989 году и через пару лет, как и его собрат «Жданов», пополнил груду металлолома на далеком индийском берегу.

Эпилог

Командные крейсера проекта 68-У1/68-У2 отражали текущие представление командования ВМФ СССР на структуру и тактику применения океанских боевых групп. Как показала практика, корабли подобного класса оказались весьма специфическим средством, чье применение было оправдано при проведении крупных операций у чужих берегов, с привлечением разнородных сил авиации, морской пехоты и флота. Что вполне соответствовало концепции применения сил Черноморского и Тихоокеанского флотов.

В то же время, стратегический Северный флот - самый крупный и мощный в ВМФ СССР – прекрасно обходился без крейсеров управления. Как и его «коллега» – скромный Балтийский флот. Для управления эскадрами кораблей было достаточно обычных командных постов на крейсерах и эсминцах. Ретрансляцию осуществляли многочисленные ССВ (суда связи, морские разведчики) и орбитальные спутники, а важные приказы обычно отдавались непосредственно из кабинетов Кремля, Генштаба ВМФ и береговых ФКП.

Что касается нашего времени – прогресс в радиоэлектронике и боевых информационно-управляющих системах не стоит на месте. Сейчас роль флагмана может выполнять как тяжелый атомный крейсер, так и любой из эсминцев или даже фрегатов. Для этого на их борту имеется все необходимое оборудование.

Возвращаясь к крейсерам управления «Жданов» и «Адмирал Сенявин» - то был удачный экспромт, созданный для решения конкретных задач в условиях Холодной войны. Флот получил мощные боевые единицы, ко всему обладающие специальными возможностями для обеспечения координации и управления соединениями кораблей.

Фотогалерея командных кораблей

Основным противником 7 эскадры был Ударный флот НАТО, а не 2-й флот США, который действовал только у атлантического побережья США.

Создание эскадры

В связи с принятием правительством СССР в начале 1968 года решения о формировании 7-й оперативной эскадры из состава 2-й дивизии противолодочных кораблей была исключена 170-я БЭМ (бригада эскадренных миноносцев). В состав эскадры при её формировании вошли лёгкий крейсер «Мурманск» и 6 эсминцев 170-й бригады эсминцев («Несокрушимый», «Скромный», «Московский комсомолец», «Сознательный», «Бывалый» и «Оживленный»). Управление 7-й ОпЭск было сформировано 1 февраля 1968 года . 24 января заместителем командира эскадры был назначен капитан 1 ранга И. И. Карачев. 10 февраля в командование эскадрой вступил контр-адмирал Г. Е. Голота .

Основными задачами ОПЭСК были определены:

Состав оперативной эскадры

  • 170-я бригада эскадренных миноносцев (1 февраля -1 августа 1972 года), с 1 августа 1972 по 1 октября 1991 года - 170-я бригада противолодочных кораблей, с 1 октября 1991 года по 31 декабря 1993 года - 44-я дивизия противолодочных кораблей;
  • 120-я бригада ракетных кораблей (15 января -1 октября 1991 года), с 1 октября 1991 по 1 октября 2005 года - 43 дивизия ракетных кораблей;
  • 56-я бригада эскадренных миноносцев (1 октября -1 мая 1998 года);
  • 121-я бригада десантных кораблей (5 сентября -30 мая 2001 года);
  • 2-я дивизия противолодочных кораблей (1 июня -1 октября 2005 года) .

История боевой службы

7-я оперативная эскадра была расформирована 30 ноября 2005 года .

Командиры эскадры

  1. Контр-адмирал Голота, Григорий Емельянович (10 февраля 1968 - 22 августа 1969)
  2. Контр-адмирал Соловьёв, Николай Васильевич (4 сентября 1969 - 17 августа 1973)
  3. Контр-адмирал Калинин, Алексей Михайлович (17 августа 1973 - 8 сентября 1975)
  4. Вице-адмирал Зуб, Виталий Иванович (8 сентября 1975 - 29 июля 1982)
  5. Контр-адмирал Колмагоров, Вадим Александрович (29 июля 1982 - 4 марта 1985)
  6. Контр-адмирал Воинов, Дмитрий Павлович (15 мая 1985 - 25 июня 1989)
  7. Контр-адмирал Ерёмин, Василий Петрович (25 июня 1989 - 29 октября 1991)
  8. Контр-адмирал Устименко, Юрий Гаврилович (29 октября 1991 - 15 октября 1992)
  9. Контр-адмирал Бессонов Владимир Фёдорович (15 октября 1992 - 6 сентября 1994)
  10. Вице-адмирал Доброскоченко, Владимир Григорьевич (6 сентября 1994 - 16 сентября 1998)
  11. Вице-адмирал Радзевский, Геннадий Антонович (16 сентября 1998 - 25 декабря 2003)
  12. Вице-адмирал Максимчук, Алексей Романович (25 декабря 2003 - 30 ноября 2005) .

См. также

Напишите отзыв о статье "7-я оперативная эскадра"

Примечания

Литература

  • Щедролосев В. В. 7-я оперативная эскадра СФ. Часть 2 // Тайфун: альманах. - 1998. - Вып. 10 .
  • Щедролосев В. В. 7-я оперативная эскадра СФ. Часть 3 // Тайфун: альманах. - 1998. - Вып. 11 . - С. 24-30 .

Ссылки

  • Заборский В. В. . Независимое военное обозрение (13 октября 2006). Проверено 6 октября 2009. .
  • . - Неофициальный сайт 7-й оперативной эскадры. Проверено 12 октября 2009. .

Отрывок, характеризующий 7-я оперативная эскадра

Князь Андрей приехал в Петербург в августе 1809 года. Это было время апогея славы молодого Сперанского и энергии совершаемых им переворотов. В этом самом августе, государь, ехав в коляске, был вывален, повредил себе ногу, и оставался в Петергофе три недели, видаясь ежедневно и исключительно со Сперанским. В это время готовились не только два столь знаменитые и встревожившие общество указа об уничтожении придворных чинов и об экзаменах на чины коллежских асессоров и статских советников, но и целая государственная конституция, долженствовавшая изменить существующий судебный, административный и финансовый порядок управления России от государственного совета до волостного правления. Теперь осуществлялись и воплощались те неясные, либеральные мечтания, с которыми вступил на престол император Александр, и которые он стремился осуществить с помощью своих помощников Чарторижского, Новосильцева, Кочубея и Строгонова, которых он сам шутя называл comite du salut publique. [комитет общественного спасения.]
Теперь всех вместе заменил Сперанский по гражданской части и Аракчеев по военной. Князь Андрей вскоре после приезда своего, как камергер, явился ко двору и на выход. Государь два раза, встретив его, не удостоил его ни одним словом. Князю Андрею всегда еще прежде казалось, что он антипатичен государю, что государю неприятно его лицо и всё существо его. В сухом, отдаляющем взгляде, которым посмотрел на него государь, князь Андрей еще более чем прежде нашел подтверждение этому предположению. Придворные объяснили князю Андрею невнимание к нему государя тем, что Его Величество был недоволен тем, что Болконский не служил с 1805 года.
«Я сам знаю, как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях, думал князь Андрей, и потому нечего думать о том, чтобы представить лично мою записку о военном уставе государю, но дело будет говорить само за себя». Он передал о своей записке старому фельдмаршалу, другу отца. Фельдмаршал, назначив ему час, ласково принял его и обещался доложить государю. Через несколько дней было объявлено князю Андрею, что он имеет явиться к военному министру, графу Аракчееву.
В девять часов утра, в назначенный день, князь Андрей явился в приемную к графу Аракчееву.
Лично князь Андрей не знал Аракчеева и никогда не видал его, но всё, что он знал о нем, мало внушало ему уважения к этому человеку.
«Он – военный министр, доверенное лицо государя императора; никому не должно быть дела до его личных свойств; ему поручено рассмотреть мою записку, следовательно он один и может дать ход ей», думал князь Андрей, дожидаясь в числе многих важных и неважных лиц в приемной графа Аракчеева.
Князь Андрей во время своей, большей частью адъютантской, службы много видел приемных важных лиц и различные характеры этих приемных были для него очень ясны. У графа Аракчеева был совершенно особенный характер приемной. На неважных лицах, ожидающих очереди аудиенции в приемной графа Аракчеева, написано было чувство пристыженности и покорности; на более чиновных лицах выражалось одно общее чувство неловкости, скрытое под личиной развязности и насмешки над собою, над своим положением и над ожидаемым лицом. Иные задумчиво ходили взад и вперед, иные шепчась смеялись, и князь Андрей слышал sobriquet [насмешливое прозвище] Силы Андреича и слова: «дядя задаст», относившиеся к графу Аракчееву. Один генерал (важное лицо) видимо оскорбленный тем, что должен был так долго ждать, сидел перекладывая ноги и презрительно сам с собой улыбаясь.
Но как только растворялась дверь, на всех лицах выражалось мгновенно только одно – страх. Князь Андрей попросил дежурного другой раз доложить о себе, но на него посмотрели с насмешкой и сказали, что его черед придет в свое время. После нескольких лиц, введенных и выведенных адъютантом из кабинета министра, в страшную дверь был впущен офицер, поразивший князя Андрея своим униженным и испуганным видом. Аудиенция офицера продолжалась долго. Вдруг послышались из за двери раскаты неприятного голоса, и бледный офицер, с трясущимися губами, вышел оттуда, и схватив себя за голову, прошел через приемную.
Вслед за тем князь Андрей был подведен к двери, и дежурный шопотом сказал: «направо, к окну».
Князь Андрей вошел в небогатый опрятный кабинет и у стола увидал cорокалетнего человека с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями над каре зелеными тупыми глазами и висячим красным носом. Аракчеев поворотил к нему голову, не глядя на него.
– Вы чего просите? – спросил Аракчеев.
– Я ничего не… прошу, ваше сиятельство, – тихо проговорил князь Андрей. Глаза Аракчеева обратились на него.
– Садитесь, – сказал Аракчеев, – князь Болконский?
– Я ничего не прошу, а государь император изволил переслать к вашему сиятельству поданную мною записку…
– Изволите видеть, мой любезнейший, записку я вашу читал, – перебил Аракчеев, только первые слова сказав ласково, опять не глядя ему в лицо и впадая всё более и более в ворчливо презрительный тон. – Новые законы военные предлагаете? Законов много, исполнять некому старых. Нынче все законы пишут, писать легче, чем делать.