Компенсация за питание на домашнем обучении. Обучение детей-инвалидов: компенсации, льготы и формы обучения

Подростковый период ― один из основополагающих в жизни каждого. Постепенно, с моментом взросления человек из беззаботного ребёнка превращается в личность. Пройдя этап беззаботности, человек вступает в новый, ответственный период взросления, где постепенно учится самостоятельному принятию решений.

Часто у родителей возникают проблемы с подростками-детьми. Эти проблемы связаны в первую очередь с тем, что родители не могут найти взаимопонимание со своими детьми. Чаще всего основа этого конфликта закладывалась самими родителями задолго до взросления ребёнка.

Однажды к известному квалифицированному психологу на приём пришла женщина ― расстроенная мать. Пришла она не одна, а со своим сыном-подростком. Причина визита состояла в том, что мама жаловалась на нежелание её сына заниматься хоть чем-то. Звучал удручающий диагноз: «моему сыну ничего не интересно».

Действительно, такое клеймо в XXI веке ставится чуть ли не каждому подростку. Непрекращающиеся компьютерные игры только подливают масла в огонь. Внимательному родителю со стороны может показаться, что его ребенок застрял в виртуальном мире и не желает из него выбираться.

В ходе диалога с психологом выяснилось, что ребёнок не хочет заниматься определенными вещами. Теми, которыми занимаются все нормальные подростки: учиться, подрабатывать, заниматься чем-то полезным, влюбляться, помогать маме. Безусловно, такая ситуация будет огорчать маму, которая изо всех сил старается воспитать порядочного сына и сделать его счастливым. Однако здесь стоит остановиться и задать вопрос ― а не слишком ли она старается?

На приёме мама жаловалась на лень своего сына, не переставая. Психолог мягко и тактично поинтересовалась общей обстановкой в этой семье и выяснила, что отца у мальчика уже нет с самого детства. Мама развелась с папой, поэтому вынуждена была занять место мужчины и содержать семью. В итоге ребенок остался на попечении бабушки.

Через некоторое время в кабинет того же психолога постучался этот мальчик. Сам, без принуждения мамы сел в кресло для разговора с психологом. Тогда специалист выяснила, что мальчик учится в элитной школе, изучает языки, занимается спортом с лучшим тренером и занимается конным спортом.

Беседа получилась занимательная. Выяснилось, что мальчик на самом деле хотел бы играть на гитаре и по собственному желанию скорее всего не занимался бы курсами английским, да и конный спорт ему не очень интересен. Этот мальчик привык к тому, что с самого детства решения за него принимает мама, поэтому повзрослев, он принимает то, что ему предлагает мама. Так привычнее и удобнее.

В этой ситуации виноват не только и не столько мальчик в своей лени и разнузданности. Просто мама в своё время не научила своё дитя быть самостоятельным. Возможно, причина этого кроется в самой маме, ведь после развода с мужем она, наверняка, испытывала чувство вины перед сыном за неполную семью, пусть даже неосознанно.

Пытаясь прикрыть глобальную проблему подарками, дорогостоящими курсами иностранных языков, мама совершенно забыла о том, что она растит не просто мальчика, а будущего мужчину. Того человека, который во взрослой жизни должен будет стать самостоятельным человеком, впоследствии главой семьи.

На первый взгляд маме может быть совершенно непонятно, почему её любимое дитя не интересуется ничем, ведь он же ходит на курсы изучения языков и конным спортом занимается. Проблема в том, что делает он это по привычке, не привыкнув отказывать маме. При этом его собственные интересы вовсе не берутся в расчёт.

Такое излишнее покровительство со стороны родителей вполне объяснимо психологами. Предыдущее поколение скорее всего выросло из семей, где рано приучали к труду. И это правильно, но позднее, при рождении ребенка, родители стараются опекать его от тяжёлой жизни, давая ему всё, чего он хочет, без каких-либо усилий.

Любящий родитель стремится оградить ребёнка от опасностей внешнего мира. Такое отношение может продолжаться до взрослого возраста. Многое здесь зависит от самого подростка, и оттого, насколько родители и ребёнок могут договариваться. Психологи советуют попытаться абстрагироваться от подростка, уважая его личную свободу.

Родитель может предъявлять к своему чаду слишком завышенные, подчас противоречащие друг другу требования. Воспитывая в своём ребёнке личность, родитель должен помнить о том, что он сам не идеален, а значит, и его ребенок также имеет право на ошибку. Это значит, что даже в той ситуации, когда ребёнок не прав, он заслуживает родительскую любовь и заботу.

Подчас родительская опека может доставлять неудобства повзрослевшим детям. Проявляется это в том, что родители проверяют личные вещи детей, следят за его переписками в социальных сетях. В этой ситуации психологи советуют обсуждать возникающие проблемы, причём инициатива может исходить со стороны подростка.

Важно построить конструктивный диалог, не переходя на ссоры и упреки. На самом деле в подростковом возрасте крайне важно не пытаться управлять своим ребёнком, навязывая ему свое мнение. В этот трудный этап человек начинает осознанно отделяться от родительского контроля, становясь самостоятельной личностью.

Подросток испытывает непонимание и отчуждение от родителей. В конце концов результат таких поспешных действий родителей может быть непредсказуем. Заканчивается всё тем, что разозлившийся подросток окончательно замыкается в своём мире и не пускает туда родителей.

Такое отчуждение связано прежде всего с тем, что взрослые пытаются проникнуть в его пространство насильно, а не дружелюбно. Решить эту проблему можно только тогда, когда родители перестанут видеть в ребенке свою собственность, и начнут строить с ним дружеские отношения.

Так что же делать, если возникает такая непростая проблема с подростком. Как правило, такие конфликты «отцов и детей» всплывают в отношениях тогда, когда ребёнок уже давно повзрослел, а родители продолжают упорно этого не замечать. На самом деле существует несколько действенных методов избежать этой ошибки, чтобы подросток однажды не сказал маме, что ему ничего не интересно.

Правильно распределенные роли в семье

В примере с проблемным мальчиком ярко видно, что семейные роли были расставлены неправильно. Постоянно работающая мама просто не имела времени на то, чтобы объяснить своему сыну важность самостоятельного принятия решений.

В то же время бабушка просто не имела перед ребёнком того непререкаемого авторитета, которое имеют родители. Так мальчик вырос без примера правильного мужского поведения в семье, поэтому чувство ответственности ему просто неведомо.

Для того чтобы ребенок во взрослом возрасте смог выбрать для себя семейную роль правильно, важно с самого детства распределить обязанности мамы и папы. Так, на сильные плечи отца должны лечь все заботы по материальному обеспечению семьи, а мама может заниматься домашним хозяйством.

Такой патриархальный уклад в современном обществе иногда вызывает протест. Предполагается, что в этом случае ущемляются интересы женщины, и она перестает быть социально активной, но это не совсем верно. Женщина, занимаясь детьми, полностью реализует свою природу. При этом она может подрабатывать на работе, которая не отнимает у неё полного рабочего дня.

Посвящая себя ребёнку, мама имеет возможность привить ему истинные ценности и заодно научить принимать решения самому. К тому же перед глазами у сына или дочки будет пример трудолюбивого работающего отца, кормильца семьи, и это дополнительный плюс.

Исправить это положение сложно, если ребёнок воспитывается в неполной семье. В этом случае нужно постараться приобщить ребёнка к общению со взрослым человеком мужского пола. Этим примером может стать дядя, дедушка и старший брат.

Бывает так, что ребёнок уже вырос без понимания правильных семейных ролей, как в том примере с мальчиком-подростком. Тогда необходимо поговорить с подростком, и лучше, чтобы этот разговор произошел с родственником мужчиной, которому он доверяет.

Разговор по душам с подростком имеет особое значение. В этом возрасте дети часто не доверяют родителям свои секреты и планы на жизнь. По этой причине с детьми лучше всего разговаривать. Это позволит вызвать доверие у ребёнка, что сыграет на руку в будущем.

Приобщение к труду

Наверняка каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был добрым, трудолюбивым, настойчивым и добился всего, чего хотел. Как та постоянно работающая мама рассказывала психологу, что желала своему сыну только добра и жизнь на него положила.

Покупая ему всё самое лучшее, мама не давала ему возможности задуматься о том, каким трудом было получено всё то, что он имеет. Крутой смартфон, ежегодный отпуск, красивая одежда ― всё это мальчик приобретал без особых усилий, не предполагая, что деньги зарабатываются тяжелым трудом.

Изменить ситуацию возможно, если научиться расставлять приоритеты. Например, поговорив с ребёнком, следует объяснить, что дорогой телефон семья сейчас купить не может из-за непростого финансового положения, зато есть деньги для того, чтобы поехать в отпуск. При таком подходе ребенок научится выбирать и, расставляя акценты, сможет ценить деньги.

Приобщить подростка к труду можно посредством нетяжелой работы в детском лагере или на частичной работе с неполным графиком. Особенно это актуально для семьи, в которой нет отца. Тогда ребенок станет помощником в семье и быстрее научится самостоятельности.

Психологи советуют как можно раньше приучать детей к труду. Преимущества этого очевидны. Научившись трудовой деятельности, ребенок начинает ценить деньги, приобретает навыки взрослой жизни и становится более социально адаптированным к окружающему миру.

Когда ребёнок маленький, родителю кажется, что он еще не способен трудиться. Тем не менее уже с малых лет ребенка можно приучать к помощи. Делать это следует ненавязчиво, предлагая ему оказать помощь под предлогом усталости или объясняя, что самостоятельно справиться с делами трудно.

Ребёнок, чувствуя искренность взрослого, скорее всего откликнется на призыв о помощи и почувствует свою полезность, нужность. Вполне вероятно, что чуть позже он сам будет рад помочь в каком-то деле без предварительной просьбы. Важно в этот момент не оттолкнуть его.

Иногда случается так, что ребёнок начинает помогать сам, но бдительный родитель обрывает такие попытки на полпути, считая, что маленький человечек плохо справится с задачей. Эта ошибка подстерегает почти всех взрослых.

Лучше постараться дать ребенку возможность проявить свою помощь. Даже если он сделает это неидеально, такой разумный подход родителей поможет ему начать прислушиваться к своим желаниям. Ведь идея помочь возникла у него по собственному желанию, а не спонтанно.

Желания ребенка на первом месте

В разговоре с психологом мама из примера постоянно упоминала о том, что её сыну ничего не интересно. Возможно поэтому она пыталась компенсировать это тем, что записывала его в секции и кружки, не задумываясь о том, чем он сам бы хотел заниматься.

Прислушиваться к желаниям своего ребенка ― это одна из важных составляющих любого воспитания. Только так можно добиться того, чтобы ребёнок повзрослел и научился принимать решения без посторонней помощи. Тот же проблемный подросток рассказал психологу, что хотел бы играть на гитаре, но по какой-то причине до сих пор не сказал об этом маме.

Желания ребенка не нужно путать с капризами. В этом поможет откровенный разговор, в ходе которого можно выяснить его истинные интересы, и после этого уже записывать в соответствующие кружки. Как утверждают психологи, ребенок с большим удовольствием будет усваивать ту информацию, которая ему интересна. Поэтому ребёнок в школе часто не испытывает желания учить тот или иной предмет, чувствуя, что у него нет способностей к нему.

Задача родителей развить в ребёнке его сильные стороны, а не подтягивать слабые. Хотя родители зачастую делают как раз наоборот. Так, если ребёнок плохо учится по математике и хорошо по русскому языку, родители скорее всего наймут репетитора по математике, но это в корне неверно.

Прислушиваясь к желаниям ребёнка, родитель одновременно оказывает поддержку своему чаду и даёт ему право выбора. Так ребёнок учится самостоятельно принимать решения. В этот момент между родителями и ребенком устанавливается доверие. Так, создав будущую семью, этот ребенок перенесет такую модель поведения на своих детей.

Умение прислушиваться к ребенку ―– верный путь к тому, чтобы стать его советчиком и другом. Тогда родитель всегда будет в курсе происходящих событий в жизни подростка, и при возникновении проблем ребёнок будет знать, к кому можно обратиться. Не осуществляя гнета, родитель станет ближе ребенку.

Такие доверительные отношения между родителями и детьми устанавливаются далеко не всегда. Обычно родители до определенного момента пытаются контролировать своих детей, решая всё за них. Мнение психологов на этот вопрос категоричное. Считается, что такое поведение родителей развивает в детях инфантилизм, заставляя их терять свою индивидуальность.

В том примере маме разумнее всего было бы прислушаться к желаниям ребенка и помочь ему записаться на курсы обучения игры на гитаре. Поощряя его интерес, мама со временем смогла бы установить с ним утраченное доверие. Мальчик в свою очередь стал бы жить насыщенной жизнью.

Разумные желания ребёнка должны выйти на первый план. Это решит одновременно множество проблем. Подросток расширит кругозор, откроет для себя новый неизведанный ранее мир и станет более активным. Вовлечение в интересное занятие поможет избавить ребёнка от интернет-зависимости.

Способ избавления от компьютера

Одним из действующих и главных способов оторвать ребенка от компьютерных игры ― это помочь ему обрести призвание. Психологи утверждают, что только призвание обладает такой магнетической силой, которая способна поглотить все внимание подростка настолько, что у него не останется времени на посторонние дела.

Призвание, как известно, формируется в раннем возрасте. Внимательные родители могут помочь ребенку обнаружить его призвание, если будут постоянно наблюдать за ним, подмечая его способности. Даже в подростковом возрасте то дело, к которому есть призвание, продолжает манить и будоражить человека.

К сожалению, родители не всегда уделяют внимание этому важному вопросу в воспитании. Детские желания и стремления не воспринимаются как нечто серьезное, а значит, и подход к ним соответствующий. Это одна из причин, по которой выросший ребенок в подростковом возрасте не знает, чем ему заниматься.

Не стоит думать, что подросток, делающий такие заявления, лентяй и чувствует себя прекрасно. Напротив, это разочаровавшийся человек, который не знает себя и переживает по поводу своей несостоятельности. В этот момент родитель должен не винить его в разгильдяйстве, а помочь ему определить его дело жизни.

Важно заметить, что призвание не проявляется сразу, а вырастает из интереса. Проблемный мальчик скорее всего имеет способности к музыке, раз в его интересы входит игра на гитаре. Обучившись азам музыкального мастерства, этот подросток скорее всего мог бы обрести себя, а потом не только зарабатывать деньги, но и заниматься любимым делом.

Дело жизни формируется постепенно. Подобно тому как маленький мальчик сначала учится ходить, потом говорить, а затем писать, призвание раскрывается, если оттачивать мастерство и производить постоянную работу. Имея интерес к танцам, ребёнок должен последовать за желанием и всерьез овладеть этим искусством. Тогда у выросшего подростка останется интерес к жизни.

Нередко случается и так, что ребёнок со временем теряет интерес к какому-то роду деятельности. В этом случае важно поступить тактично, не обвиняя его в легкомысленности и непостоянстве. Мудрее предложить аналог или поддержать другой его интерес.

При таком родительском воспитании ребёнок сможет лучше узнать себя, найдёт себе дело по душе и останется благодарным родителям за понимание и поддержку. Родители тоже могут внести вклад в развитие личности своего ребёнка, причём не только оплачивая курсы или секции.

Как помочь найти призвание?

Призвание можно найти методом исследования. Нужно учитывать, что подросток, утверждающий, что ему ничего неинтересно, ― это не лентяй, а человек, который еще не нашел своего призвания. Обычно призвание обретается с детства, но и в юности можно найти дело по душе.

Для того чтобы решить эту непростую задачу, следует проделать несколько шагов.

  1. Выявить круг интересов у подростка. Это может быть музыка, танцы, наука, стремление к изучению какой-то определённой сферы. На этом этапе можно даже не учитывать способности, а ориентироваться исключительно на интерес, ведь если будет желание, то подросток с охотой будет обучаться этому.
  2. Исследовать каждый интерес в отдельности. Можно записаться на курсы кройки и шитья, авиамоделирования, робототехники или пения, если у подростка наблюдается к этому интерес. Оттачивая мастерство, через некоторое время он поймет, хочется ли ему продолжать развиваться в выбранном направлении или нет.
  3. Продолжать поиски. При отказе от первоначального варианта, важно не останавливаться на этом, а дипломатично договорившись со своим ребёнком, записать его на другие курсы. Так, постепенно меняя сферы, подросток сможет попробовать себя на разном поприще и определиться с той деятельностью, которая нравится ему больше всего.
  4. Поддерживать своего ребёнка во всём. Одна из главных составляющих воспитания ― поддержка, ведь именно она формирует доверие. Помочь подростку обрести призвание может любящий родитель, который стремится окружить своего ребенка пониманием и не осуществляет психологического давления над ним.

Таким образом, найти взаимопонимание с подростком вполне можно. При условии, что родитель проявит терпение и по-настоящему захочет стать близким человеком своему подросшему ребенку. Тогда и подросток научится самостоятельно принимать важные решения в жизни. Со временем конфликт между родителями и ребёнком будет исчерпан.

Подросток – это то, что вы с ним делаете… А поведение в подростковый период, когда ребенок становится просто невыносимым, вредным и неуправляемым, провоцируем именно мы, dphjckst. Пора разобраться, что мама и папа делают не так, и тогда не придется после родительских собраний пить корвалол и рвать волосы на голове.

Итак, вы долгое время растили своего малыша. Сначала этот маленький комочек прижимался к вам каждую минуту. На тот период ему это было нужно. Физически и энергетически. Папа и мама – герои, главные защитники, развлекатели, покупатели, заменители всего и вся.

В старшей группе детсада стали появляться новые герои: папа Мити – он мотоциклист, Человек-паук – он крутой, Иван Петрович – он мой тренер. Вы уже постепенно стали героями на одну десятую меньше. Не заметили? Ладно.

Идем дальше – начальная школа. Теперь главные – учительница, друг Сережка, подруга Машка! Мама и папа не знают, как пройти уровень в «Майнкрафт» и как смеется котенок в телефоне. Мама и папа хотят лишь хороших отметок и строго это контролируют. А вот смеяться вместе стало уже не так важно. Не так трепетно проходят обнимашки. И не так часто этого хочется, как в три года. Вы, родители, герои лишь наполовину.

Фото GettyImages

А потом наступает 5−6-й класс, 10−11 лет. Ребенок начинает понимать, что мир огромный и неизведанный. Тут появляется лишь один герой «наполовину»: мама или папа. Это нормально. На двоих мира не хватает. И невидимая пуповина, связывающая вас и ребенка, становится все длиннее и прозрачнее. Возникает желание показать или спрятать свой мир: кричать о себе или замкнуться.

Но вы, дорогие родители, к этому еще не готовы. Это они медленно растут для вас, а для себя-то они вырастают быстро. И тут наступает гадкий, противный и военный пубертат.

Никитка стал огрызаться, не могу ничего заставить сделать.

Вчера Сашка сорвал урок!

Сонечка была таким славным ребенком, теперь спорит до хрипоты.

Не могу загнать купаться и почистить зубы, просто с боем!

Данил мне сказал, что он меня ненавидит, это кошмар!

А теперь давайте последовательно разберемся, почему это происходит и почему подросток – это отражение наших действий.

Если у ребенка не было так называемого сложного, подросткового периода, значит, вы правильно сложили с ним отношения.

Первое: ребенок не бунтует, он просит вас отказаться от санкций

Представьте, ваша Маша, Даша, Аришка или Егорка – это новая огромная республика. В голове – правительство, молодое, неопытное, но ужасное смышленое. И эта республика входит в состав вашей страны. Да-да, вы гипотетическая ПАПАМАМАЛАНДИЯ. Все, что было до этого, не считается. Вы сами вырастили республику и дали ей права и законы. Законы общие. Вы-то еще думаете, что прав у дитяти нет, а есть только обязанности. Ребенок уже сам наделил себя правами. И ничего уже не поделать. Вы его защищали, вы вслух говорили: «Да учитель не имеет права так говорить, кто это придумал так издеваться над детьми, ребенок – это личность!» Мы не обсуждаем сейчас, что правильно, а что нет. Права получены. Самостоятельно. Потому, что это важно для ребенка 12−15 лет.

И что происходит в этой новой республике в огромной стране? Республика пробует жить. Как умеет, как научили перед этим, и что-то делает вопреки, по-другому, придумывает новые законы и кричит о правах. Что делают небожители (т.е. родители)? Они жизнь прожили, они много знают, они всегда правы.

  • В большой стране все построено, а вы еще строите.
  • В большой стране есть закон, а вы нарушаете.
  • В большой стране все успокоились: не надо недосыпать ночами и рвать все силы на рисование стенгазет в школу, не надо соперничать, как в начальной школе.

Фото GettyImages

А тут бунт! И главные вводят жесткие санкции: республика еще маленькая, а у нее столько всего развивается, она не успевает, у нее не получится, надо отгородить, отнять, запретить. Историю мы все учили. Что будет дальше? Революция.

Как надо (следует): принять новое правительство с его огромным потенциалом. Открою вам секрет: большинство взрослых не разумнее подростков, ибо наработанные внутренние преграды зачастую мешают жить им самим. И эти гештальты автоматически переходят и на детей. Да, мы ограничены, смиритесь. Опыт – это не всегда залог мудрости. У вашей же республики ромашковые поля возможностей! Еще нет этого «Я знаю, чем это кончится!», есть «Интересно, как это может закончиться?», а вариантов всегда миллионы.

Хочу пояснить, что мы не говорим о потенциально опасных вещах в жизни подростка (с этим строго и сразу ограничиваем). Пусть придет осознание, что пятилетки, целующей вас каждую минуту, больше нет. А раз нет, надо менять себя, а не ребенка! Это не мы изменились. Это он изменился. Ему трудно, ему непонятно, ему подчас больно. И, как бы он ни кричал и ни ссорился с вами, не вводите санкции, расширяйте его республику внутри себя.

Второе: если подросток психует, конфликтует с вами… значит, ему не хватает вашей любви!

Большинство родителей считают, что для ребенка важно, чтобы его понимали. Подросток же кричит: «Да не надо меня понимать, любите меня таким, какой я есть, я и сам себя не понимаю».

Роли уже поменялись, а вы и не заметили.

  • Теперь он общается с вами как взрослый. И пусть отец кричит в сердцах, что что-то выросло, а мозги нет. Все выросло. От ребенка осталось мало.
  • Пересмотрите ваши роли в семье. Если что-то можно было позволить с десятилеткой, теперь нельзя! Вы помните, как лет шесть назад вы приседали на корточки, чтобы поговорить с заплаканной дочкой? Сейчас вы должны делать то же самое, только общайтесь в роли «взрослый – взрослый».
  • Когда ребенок психует, он пытается крикнуть: «Я поменялся, любите меня по-новому!» Это значит, что

Почему в подростковом возрасте более распространено состояние депрессии? Как отличить депрессию у подростка, по каким признакам заметить? Как родителям помочь своим детям справиться с подростковыми депрессиями?

Отвечают Виктория Винникова, учитель математики и Виктория Гоголева, психолог:

Здравствуйте, Александра. Спасибо за вопросы, которые откликаются в сердцах многих родителей подростков. Действительно, почему именно в подростковом возрасте возникают депрессии? Что подразумевается под депрессией у подростков? Что делать родителям, ведь депрессия в подростковом возрасте наступает всегда неожиданно.

Еще вчера такие послушные и предсказуемые подростки вдруг становятся неуправляемыми, не слушаются, одни закатывают истерики, казалось бы, на ровном месте, другие вообще уходят в себя и не хотят ни с кем общаться.

Родители в замешательстве, они просто не знают, как помочь детям пройти этот сложный период подростковых депрессий.

Подростковая депрессия — новейшие открытия в психологии

Для своих ощущений и состояний мы легко находим слова и можем даже описать свои чувства. А вот что творится в душе подростков, когда их настигает депрессия, нам неизвестно. Попробуем понять причины возникновения подростковых депрессий с помощью новейших открытий в психологии – системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Когда мы хотим разобраться в вопросе что такое депрессия вообще и подростковая депрессия в частности, без этих знаний просто не обойтись. Системно-векторная психология Юрия Бурлана разделяет людей по их бессознательным желаниям. Группы этих врожденных желаний называются векторами. Всего векторов 8, их признаки и свойства строго классифицированы и не пересекаются друг с другом.

Оказывается, настоящую депрессию испытывают только подростки со звуковым вектором. Таких людей всего 5%. У остальных семи векторов это сложности подросткового переходного периода, особенности проявлений психики или просто смены разных состояний.

Что такое подростковая депрессия? Разбираем системно

Часто подростковой депрессией называют то, что ею не является. Трагедию первой неразделенной любви или глубокие обиды. Иногда депрессию приписывают некоторым особо активным подросткам, которые испытывают злость и досаду на то, что кто-то оказался шустрее и обогнал их в достижении успеха. Все это действительно сложные эмоциональные переживания и состояния подростков, но депрессией они не являются.

Большая путаница в определениях и терминах создает такую же неразбериху в действиях. Ведь когда взрослые не знают, что делать с подростковой депрессией, они просто мечутся во все стороны, пытаясь предпринять какие-то шаги по выведению ребенка из сложного состояния депрессии. В ход идут самые разные методы от медикаментозного лечения депрессии у подростов до снятия порчи.

Однако, мы наблюдаем, что у большинства детей и подростков при исполнении их материальных желаний — достижении успеха, новой влюбленности, признании заслуг в учебе – плохие состояния улетучиваются, а настроение улучшается. Подросток снова радостен и активен — в таком случае о депрессии нет и речи.

Совсем иначе обстоят дела у подростка со звуковым вектором . У него другие желания, а значит и другие причины плохих состояний, а именно – депрессий, которые могут быть неочевидны при рассмотрении с привычных всем позиций.

Особенность в том, что все бессознательные желания такого подростка направлены на нематериальное, находятся в абстрактном мире идей и мыслей. С детских лет он задает вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Зачем мы делаем то или это, чтобы что?..» — и это на самом деле главные для него вопросы, без ответов на которые, взрослея, он не находит себе места. Его пытливый ум ищет смысл существования, он пытается разобраться в себе, а по сути пытается постичь природу человека, и в этом и состоит главная задача обладателя звукового вектора.

Причины подростковых депрессий

Звуковики с раннего возраста сосредоточены на себе, они интроверты по своей природе. Само по себе это не плохо, все зависит от степени этой погруженности в себя. Главное, чтобы сохранялся контакт с внешним миром, а для этого им необходима ТИШИНА. У них особый, сверхчувствительный слух, и навык сосредоточения на внешнем мире они как раз и получают через вслушивание в тишину. Это необходимое условие для их психического комфорта и нормального развития.

Если же их окружают крики и шум, они как от удара, прячутся от болезненных воздействий в свою ракушку, постепенно отстраняясь от враждебного внешнего мира. Их мысль оказывается замкнутой внутри их Я, без связи с внешним миром она уже не может быть продуктивной. Снижается обучаемость (и это при том, что потенциал их абстрактного интеллекта просто колоссальный!).

Подросток отгораживается от мира наушниками, громкой музыкой. Погружаясь в себя, отстраняясь и теряя связи с внешним миром, такие подростки испытывают сильнейшие страдания. Именно здесь мы говорим о подростковой депрессии, опасной и трудно различимой снаружи.

Сами подростки далеко не всегда понимают, что именно так гложет их изнутри, и их вопросы могут звучать по-разному: «Зачем учиться? Зачем работать? Для чего вся эта суета, семья в будущем, дети?», «Почему родители постоянно кричат?» В поиске ответов они пытаются уединиться в тишине, чтобы понять, разобраться, найти смысл в происходящем вокруг и внутри себя, или прячутся в виртуальный мир, где они могут быть теми, кем пожелают.

Депрессия в подростковом возрасте, когда кругом сплошные идиоты

А мир вокруг них грохочет и кружится! Ярмарка потребления радует людей с другими векторами. А звуковой подросток одинок. Он нигде не находит понимания. Не разделяет интересов других людей. Ему кажется, что «все кругом идиоты». Его желания познать неизведанное слишком отличаются от желаний сверстников. Он понимает, что он не такой, как все, он особенный. Он чувствует себя гениальным. Каждый новый день – это непрекращающийся внутренний диалог о смысле жизни. Но в одиночку, погружаясь в себя, будучи оторванным от реального мира, он не может разгадать загадку этого мира – зачем все это создано?

Мир звуковика — это идеи, именно из них он строит свой мир. Ошибочная идея о том, что жизнь не имеет смысла, выстраивает мост в бесконечную бездну депрессии. Часто на пике таких состояний, чтобы избавиться от страданий тела такой подросток может пойти на суицид.

Симптомы и признаки депрессии у подростков

На возникновение депрессии у подростков очень влияет обстановка в семье. Неблагоприятная атмосфера, ссоры или даже скандалы между родителями лишают любого ребенка чувства защищенности и безопасности, а для звукового подростка являются огромным стрессом и одной из причин возникновения депрессии.

Отличить подростковую депрессию от угнетенного состояния непросто. Но в любом случае родители и педагоги, проявив чуть больше внимательности, могут заметить ряд характерных признаков и симптомов депрессии у подростка. Обладая знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, это сделать в разы легче, так как вы глубоко понимаете психику ребенка.

Прежде всего обращаем внимание на:

  • Длительную апатию, безучастность, равнодушие, отрешение от всего происходящего — людей, событий. Отсутствие всяких желаний и отсутствие очевидных причин для таких состояний.
  • Явное или завуалированное высказывание мыслей о бессмысленности всего того, что происходит. Такие подростки часто бывают вялыми, на вопросы о развлечениях часто отвечают вопросом на вопрос: А смысл? Или просто констатируют – все это не имеет смысла.
  • Еще одним из симптомов депрессии у подростков является бессонница в ночное время, и невозможность разбудить таких детей и подростков утром. В своих ощущениях звуковой подросток ненавидит каждый новый день, который своим грохотом опять не даст ему сосредоточиться на своих мыслях. А вот ночью, когда мир ненадолго замолкает — наступает его время. По внутренним ощущениям в реальной жизни такой подросток как будто просто спит и видит жуткий бессмысленный сон. Он может и проговаривать эти мысли о том, что мир иллюзорен, что также является одним из признаков депрессии.
  • В состоянии депрессии у подростков возникает ненависть к другим людям. Они ненавидят весь мир. Отличительным признаком депрессии является то, что они оживляются, слыша известие о скором конце света. В звуковом векторе нет ценности тела, напротив, именно с телом они связывают свои страдания. Им кажется, что, освободив свою душу от оков тела, они, наконец, почувствуют облегчение.

Отгораживаясь от мира, звуковые подростки могут:

  • Погрузиться в компьютерные игры, слушать громко тяжелую музыку, скрываться от мира за наушниками. Вообще капюшоны и наушники лучшие друзья звуковиков, они помогают им спрятаться от мира снаружи. Но отгораживаясь от мира вокруг, они еще больше погружаются в депрессию.
  • Еще одним из признаков подростковой депрессии является высокомерие и эгоцентризм. Такие подростки часто считают себя гениальными, а других людей идиотами.

Все эти признаки и симптомы могут присутствовать в случае депрессии и в более раннем возрасте у детей, но период пубертата многократно увеличивает все эти проявления.

Депрессия в подростковом возрасте что делать?

Пубертат — это период длительного процесса взросления и одновременно повышенной турбулентности для любого подростка. В это время он проходит все эмоциональные и физические состояния в ускоренном формате. Плюс накладываются гормональные изменения, выбор профессии, окончание школы, сдача экзаменов, поиск своего места в этой жизни.

Тут не каждый взрослый справится с такой нагрузкой. А в душе подростка все эти вопросы встают в полный рост. Он реально делает выбор своего будущего. Но когда реализация своих врожденных желаний не находит выхода, давление социума становится невыносимым, подросток со звуковым вектором погружается в депрессию.

Депрессия у подростка что делать? Выход из турбулентности есть!

В пубертате подростки впервые пробуют свои свойства в социуме и первый, на ком они тренируются, это родители. Самое важное в этот момент, даже несмотря на непонятные выходки, сохранять контакт с подростком дать ему ощущение защищенности и безопасности. Подросток просто должен чувствовать, что с любой своей проблемой он может прийти домой и его поддержат и помогут.

Итак, если вашему подростку сейчас плохо, вы замечаете у него признаки и симптомы подростковой депрессии, то при всей кажущейся замкнутости и заявлениях: «Оставьте меня в покое!», больше всего ему нужна ваши понимание и поддержка. Не пытайтесь перетянуть его на свою сторону, попробуйте научиться говорить на его языке, т.е. понимая его состояния и переживания.

Звуковой подросток, особенно в депрессии, часто вызывает у окружающих неприятные чувства. Он высокомерен, эгоцентричен, никого вокруг не хочет замечать, для звуковика существует только один человек — он сам. И остальных это раздражает, звуковика так и хочется наказать за его возвышение над другими. Не всякий родитель в состоянии вытерпеть звуковое высокомерие и наказывает своего звукового ребёнка, чаще всего криком, вымещая на страдающем подростке обиду, чувство униженности и злость. Такое отношение всё только усугубляет. Подросток всё больше чувствует себя лишним в этом мире, всё чаще ему кажется бессмысленным его существование. «Если я никому не нужен, если меня все ненавидят, то зачем я живу?» И ребёнок задумывается о том, как поскорее уйти из жизни, закончить это бессмысленное существование. Так звуковые дети решаются на суицид. Они молча, часто никого не предупреждая, прыгают с высотных домов, испытывая колоссальное страдание, не сравнимое ни с чем.

И лечить подростковую депрессию надо начинать с себя. При поддержке родителей понимании с их стороны он пройдет этот период с наименьшими потерями. Сложности все равно будут. Без них не бывает движения вперед. Главная задача родителей не дать ребенку свалиться в бездну депрессии и одиночества.

Здесь самое важное — никаких унижений! Никаких разговоров типа «Ты что, самый умный?» или «Только о себе и думаешь!». Нам кажется, что здесь нет ругательных слов, но звуковой ребёнок воспринимает их болезненно, понимая, что он какой-то не такой, он лишний, никому не нужный и нет смысла в его существовании. В этих словах скрыто унижение его самости, ведь в потенциале он и есть тот, кто думает, делает работу мысли, он на самом деле самый умный. Но этот потенциал никогда не состоится, если ребенка бить словом по его самому больному месту — его Я.

Не нужно скандалить. Ни с самим ребёнком, ни с супругом. Важно создать в доме тишину и дать понять подростку, что он в любой момент может уединиться, чтобы поразмышлять, и к нему не будут приставать с расспросами. Подросток должен чувствовать, что в любой момент он может обратиться за помощью, поговорить по душам или просто помолчать рядом — никто не будет читать ему нотаций.

Вместо поучений и указаний, как жить, лучше просто поговорите о жизни, пофилософствуйте. Важно облегчить состояние подростка в депрессии, поддержать его внутреннее неосознанное стремление к изменению мира. Может быть, даже сказать: «кто же, если не ты, сделает этот мир лучше?» (И пройти с ним тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, он всё поймёт!).

Как и многие родители вы можете дать своему ребенку подростку это ощущение, что вы его принимаете. И помните, что все разговоры о карьере и достатке, о любви и семье не найдут отклик в душе подростка в депрессии, но только оттолкнут его от вас. А в подростковом возрасте на волне противоречий могут еще глубже погрузить подростка в состояние депрессии. Лучше всего тихо шепнуть ему на ушко: «Смысл в жизни есть…»

Вот как это делали родители подростков в депрессии:

Читайте отзывы и результаты:

Я каждое утро просыпаюсь с мыслью о том, что я знаю, чего я хочу от этой жизни!

Я знаю, для чего просыпаться, я знаю, для чего и почему мы живем и знаю, что Я такое...

Это Потрясающе...

Спасибо Системно-векторной психологии Юрия Бурлана за эту возможность...

Сделайте этот первый шаг навстречу своему ребенку и выведите его наружу из бездны подростковой депрессии.

Запись на бесплатный онлайн тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

«Красота спасет мир! А где в этом мире мое место? Кто спасет меня? Что делать, если я некрасивая?! В резервацию отправить, чтобы я этот «прекрасный мир» не отравляла своим присутствием. » Крики отчаяния: «Что делать, если я уродина?!» — можно часто встретить в социальных сетях. Тогда как на прикрепленных к ним фотографиях - милые, очаровательные девочки, чаще всего подростки. А очередная жертва низкой самооценки смотрит на такие снимки и думает: «Это они еще меня не видели…»

Естественный отбор

Нравиться окружающим - нормальное желание для здравомыслящего человека, тем более для женщины. Недаром женщин так и называют: прекрасная половина человечества. Считается, что красота автоматически обеспечивает расположение людей, вызывает интерес к личности, приятное впечатление, внимание и уважение. В таком случае сам собой напрашивается вывод, что у красивой женщины отбоя нет от претендентов на руку и сердце, она всегда счастлива и интересно проводит время. Не то что «страшненькая». Неудивительно, что так много девушек взволнованы вопросом: «Что делать, если я некрасивая?»

Несметное множество утонченных красавиц, высокообразованных умниц, прекрасных хозяюшек давно уже могли бы создать самые многочисленные женские партии под названием: «Что со мной не так?», «Что делать, если я толстая?» или «У меня худшая сотня несовершенств!». Они одиноки, несчастливы и с завистью поглядывают на дурнушек, которых мужья носят на руках.

Что двадцатисекундный просмотр модного журнала способен снизить самооценку женщины на 75%? Заметьте, любой женщины, даже самой, на ваш взгляд, красивой. А вы видели когда-нибудь ненакрашенную модель? Знаете, как она выглядит на снимках, сделанных обыкновенной мыльницей, без специальной подсветки, профессионального макияжа, прически и в одежде, выбранной по своему вкусу, а не стилистом? Представили? Ужаснулись? Улыбнулись? А вы еще говорите: «Что делать, если я некрасивая?» Честь и хвала знаменитым дурнушкам за то, что они справились с этим комплексом!

Приведите мозг в порядок

Выходит, дело не в красоте. Или, если точнее, не в том, что вы подразумеваете под словом «красота». Безобразие - в мыслях! Каждый человек - творение Бога. Вы считаете, что он недостаточно профессионален и допускает погрешности?

И все же — что делать, если я некрасивая, странная, не такая, как надо?

Найдите себе достойный пример для подражания. Такую артистку, певицу, модель, телеведущую и т. п., которая более-менее похожа на вас, вашего фенотипа. Согласитесь, среди них, красивых, счастливых и успешных, есть и маленькие, и полненькие, и непропорциональные… Но у них есть шарм, обаяние, взгляд с искринкой, которые можно легко перенять. А манеру одеваться, преподносить себя окружению — бессовестно копировать и вносить свои эксклюзивные изменения. Стоит только это взять на вооружение, как вы заметите восхищенные взгляды, когда вам вслед будут долго смотреть, пытаясь понять, что же в этой женщине такое притягательное, неуловимо таинственное, почему так хочется разгадать ее загадку.

Источник:
Что делать, если я некрасивая?
"Что делать, если я некрасивая?" — часто спрашивают юные и далеко немолодые барышни. Скажите, пожалуйста, а откуда взялась такая уверенность в собственной некрасивости? Ах, "из телевизора и журналов"? Пора разобраться, в чем разница между эталоном и посредственностью.
https://www.syl.ru/article/91134/chto-delat-esli-ya-nekrasivaya

Что делать если не хочется жить подростку

«Если бы подростки знали, сколько о них написано, то они ужасно возгордились бы…» Такими словами начинается одна из великого множества книг, посвященных переходному, кризисному, «трудному» подростковому возрасту. О чем эти книги? О взрослении, проблемах общения с родителями и со сверстниками, школе, дружбе, первой любви, первых драмах и разочарованиях; о внешности, музыке, деньгах, выборе профессии.

И еще – об особенных, «больных» темах: о детских и подростковых правонарушениях, проституции, бродяжничестве, о суицидах, об алкоголизме и наркомании.

Вот и мы сегодня публикуем материал, посвященный анализу психологических причин подростковой преступности. Надеемся, что факты и советы, приведенные в этой статье, не только помогут вам лучше понять психологию правонарушителя, но и уберегут от возможных неприятностей, подскажут, как самому не стать жертвой малолетних преступников и что делать, если это все-таки произошло

Итак, подросток-правонарушитель. Конечно, не только подростки нарушают нормы и правила, существующие в обществе; не только подростки совершают преступления. И среди взрослых, увы, немало нарушителей закона. Почему же именно к подростковому возрасту приковано внимание юристов, педагогов, психологов? Это неудивительно. Во-первых, подростки и молодежь – это будущее любой страны, от их поведения и зависит в конечном счете судьба общества, государства. Во-вторых, помочь оступившемуся подростку значительно легче, чем исправить закоренелого взрослого преступника.

Многие причины, по которым подростки преступают закон, обусловлены именно их возрастными особенностями.

Что же представляет собой подростковый возраст – период взросления – с точки зрения психологии?

Безусловно, это особенный (и, наверное, самый сложный) период в жизни человека. Большинству подростков свойственны противоречивые психологические особенности: чаще всего это чувствительность, ранимость, тревожность, сочетающиеся с конфликтностью, вспыльчивостью и даже агрессивностью.

Многим подросткам присуще стремление освободиться от навязчивого контроля и опеки родителей; критически относятся они и к ценностям, существующим в мире взрослых. Ведь с точки зрения подростка для утверждения себя необходимо отвергнуть прежнее, «устаревшее»! Формы подросткового протеста могут быть разными – от создания чего-то нового путем собственной активности и творчества (что, к сожалению, в юном возрасте не так уж и доступно) до активного противостояния общественным нормам (так называемый подростковый негативизм).

Между прочим, безусловно образованный и интеллигентный петербургский писатель Даниил Гранин («Искатели», «Иду на грозу», «Тайный знак Петербурга»), познакомившись еще в советские времена в Англии с миром зажиточных, благополучных и законопослушных обывателей, тоже проникся духом протеста и воскликнул: «И, представив себе такую жизнь, я ощутил желание взбунтоваться. Как угодно, но я другой, я отдельно! Нацепить на себя дурацкий колпак с бубенчиками, повесить на шею череп, дохлую кошку!». Конечно, это осталось только восклицанием: свою энергию Даниил Гранин направил в творчество – здесь и научная фантастика, и повести о войне, и размышления о судьбах великих людей прошлого (кстати, за свою литературную деятельность писатель был даже награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»)

Статистика: некоторое время назад число преступлений, совершенных подростками за год, составило около 250 тыс.

Но вернемся к подростковому возрасту. Не зря этот возраст называют переходным: подросток находится как будто на границе двух миров – детства и взрослости, но при этом свое детское «я» он уже перерос, а взрослое еще не сформировалось.

В то же время потребность чувствовать себя взрослым очень велика. И нередко подростки доказывают, что они «уже не дети», подражая внешним признакам взрослости. Этой цели могут служить курение, употребление алкоголя, следование моде, использование косметики и украшений, недетские способы отдыха и развлечений.

Конечно, до настоящей взрослости еще далеко (да и не каждый взрослый по паспорту оказывается психологически взрослым – самостоятельным и ответственным человеком).

Итак, подросток открывает и утверждает уникальность и неповторимость своего «я». Известный зарубежный психолог Эрик Эриксон называл этот процесс становлением «чувства идентичности», которое заключается в осознании себя личностью и в возможности дать четкий ответ на вопрос «кто я?». И очень важно для последующей жизни, чтобы этот ответ был положительным.

Вот тут-то мы и подходим к пониманию причин, которые подталкивают подростка к совершению проступков и даже преступлений.

Мы уже выяснили, что в подростковом возрасте особенно важно чувствовать себя успешным и признанным другими людьми – сверстниками и взрослыми.

Увы, здесь возможности некоторых подростков оказываются весьма и весьма ограниченными! Не всем выпало счастье родиться и жить в благополучной семье, где родители и другие близкие любят и поддерживают своего ребенка, обеспечивают ему надлежащий уход и заботу, дают хорошее воспитание и образование.

По разным причинам далеко не все живут с ощущением комфорта в душе, не все пользуются любовью и признанием окружающих, не у всех приятный и ровный характер. Не все одинаково способны к наукам и любимы учителями. И (к сожалению, но такова реальность) далеко не у всех развиты чувство долга, ответственность, совестливость…

Но какими бы разными мы ни были (и подростки, и взрослые), для каждого из нас очень важно ощущать собственную ценность и значимость (психолог гуманистического направления Абрахам Маслоу считал это одной из основных человеческих потребностей – при условии, конечно, что человек не голоден и у него есть крыша над головой).

А вот если подростку невозможно добиться успеха в учебе, спорте, общественной жизни, то тут-то и могут начаться нарушения дисциплины, прогулы и правонарушения. Подросток действует по принципу «лучше быть плохим, чем никаким!».

Как правило, следующей «ступенькой» становится знакомство подростка с «уличной» жизнью, с людьми, такими же «отверженными», как он сам. Здесь он может найти своего рода убежище от не понимающего его социального окружения и узнать новые правила жизни («выживает сильнейший» – и поэтому «надо противостоять враждебному обществу»).

Даже не занимая внутри асоциальной группы лидирующего положения, подросток будет очень за нее держаться: кем бы он ни был внутри группы, для остальных окружающих он – «авторитет».

Вот так, будучи не понятыми взрослыми, подростки объединяются в группы со своими ценностями, интересами, языком (сленгом), символами, и далеко не всегда их союз отличается законопослушностью.

Большинство подростковых правонарушений (около 70%) совершается именно в группе – там усиливается агрессия, снижаются страх наказания и критический взгляд на свое поведение.

Далее подросток начинает следовать этим правилам и получает от общества (родителей, учителей, близкого окружения) так называемое клеймо – определение его социальной роли. Теперь у него есть ответ на вопрос «кто я?» : «двоечник», «прогульщик», «трудный подросток», «хулиган», «правонарушитель», «преступник»… В большинстве случаев подростку ничего не остается, кроме следования этим «ярлыкам», и всем своим поведением он начинает подтверждать правоту окружающих.

Как бы ни сложилась на сегодняшний день ваша судьба, какова бы ни была ваша семья и каким бы «трудным» ни был ваш характер – не верьте, если вам говорят, что вы ни на что не годитесь, что по вам плачет тюрьма, а единственная работа, с которой вы справитесь, – подметать улицы.

Это неправда. Взрослые могут так говорить от отчаяния, потому что не знают, как заставить вас слушаться; потому что очень боятся за вас и не хотят, чтобы ваша жизнь сложилась плохо; потому что в вашей семье уже были такие случаи – и им страшно, что все повторится; потому что взрослые устали от своих проблем и вымещают раздражение на младших; потому что им не удалось чего-то достичь в жизни, а вы – их последняя надежда, которую не хочется терять.

Конечно, все это вслух взрослые не высказывают. Но теперь, когда вы это знаете, уже не обязательно видеть свой жизненный сценарий в таком черном свете.

Теперь можно найти в себе хорошие качества, способности, а может быть, даже таланты; можно вспомнить о своих успехах и достижениях; о том хорошем, что вы сделали для своего развития и для окружающих – близких и далеких.

Подумайте о целях и о способах их достижения. Проверьте, насколько хорошо будет для вас самих и для других людей, если вы будете действовать задуманным образом и если ваши цели осуществятся.

Постарайтесь оценить себя объективно: возможно, следует что-то изменить в себе самом, для того чтобы ваши отношения с окружающими стали лучше.

Желаю вам чаще находиться в гармонии с окружающим миром и с самим собой!

Итак, от поведения подростка, от поставленных им целей, от выбранной системы ценностей во многом зависит его будущее.

Что же совершает подросток, которого называют правонарушителем?

И в России, и за рубежом сегодня принято выделять два понятия – проступок, то есть незначительное правонарушение, и преступление, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом. В психологии и юриспруденции есть даже разные названия для таких видов поведения.

Совершение мелких провинностей, правонарушений называют делинквентным поведением (от латинского слова delinquo - провиниться). Это школьные прогулы, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, порча чужого имущества, «домашние кражи» денег и вещей, драки и мелкое хулиганство. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте разбираются в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовно наказуемое поведение называют криминальным . Наказание наступает в соответствии со статьями Уголовного кодекса.

Первые упоминания об уголовной ответственности несовершеннолетних относятся к статьям «Нового указа» 1669 г., где сказано: «…если отрок седьми лет убьет, то не повинен есть смерти» (то есть малолетний не несет ответственности за преступление).

1742 г. По указанию Сената запрещено подвергать малолетних (до 17 лет) тем же наказаниям, что и взрослых: их нельзя казнить, пытать и бить кнутом; разрешалось лишь тюремное заключение.

1868 г. Открыт Московский исправительный приют (сегодня там находится Икшанская исправительная колония для несовершеннолетних).

1910 г. В России созданы специальные суды по делам несовершеннолетних.

1918 г. Все несовершеннолетние освобождены из тюрем. Для того чтобы заниматься воспитанием малолетних правонарушителей, была создана Комиссия для несовершеннолетних («Комонес»).

1920 г. Принято решение о возврате уголовного наказания для подростков, совершивших серьезные преступления.

1935 г. Возраст уголовной ответственности снижен до 12 лет. К несовершеннолетним разрешают применять все виды наказаний.

1958–1961 гг. Судебная реформа в СССР. В Уголовно-процессуальном кодексе появляется раздел «Производство по делам несовершеннолетних», в котором подробно описаны действующие и поныне правила привлечения подростков к уголовной ответственности

Очевидно, что об асоциальном поведении несовершеннолетних имеет смысл говорить лишь по достижении ими определенного возраста – не раньше 6–8 лет. Маленький ребенок не может в полной мере осознавать и контролировать свое поведение (мы не будем называть правонарушителем ребенка, который принес домой из детского сада понравившуюся игрушку, однако объясним ему недопустимость таких поступков). Только в школе ребенок впервые по-настоящему сталкивается с социальными требованиями, и от него начинают ожидать выполнения определенных правил.

Статистика: среди подростков, в течение года задерживавшихся милицией, было выявлено свыше 44 тысяч, не имеющих начального образования

Но не все подростки следуют правилам поведения и соблюдают законы. Почему?

Некоторые проступки и правонарушения совершаются подростками из-за озорства или любопытства, из желания развлечься, показать силу, смелость, утвердиться в глазах сверстников (нередко это самоутверждение оказывается связанным с насилием). И чем старше становятся подростки, тем чаще их асоциальное поведение делается рациональным, спланированным, и тогда на первое место выходят мотивы корысти, выгоды, зависти. Исследователи отмечают, что именно таких подростковых преступлений становится в последние годы все больше…

Какие подростки чаще всего становятся правонарушителями?

В первую очередь в «группе риска» находятся несовершеннолетние, в близком окружении которых много «криминальных» личностей (родственников или друзей). Такие подростки быстро усваивают преступные способы поведения и сознательно начинают им следовать.

Также это могут быть подростки, у которых типичные возрастные особенности поведения выражены слишком сильно (вспыльчивость, чувство протеста, ложно понятое чувство взрослости, повышенная внушаемость и склонность к подражанию). В некоторых случаях противоправные действия совершаются подростками ввиду нарушения их психического развития. Например, последствия черепно-мозговых травм или других нарушений психики часто приводят к невозможности полностью осознать последствия своих поступков, а также к трудностям самоконтроля, излишней возбудимости и вспыльчивости. Такие подростки быстро начинают злиться или впадать в гнев; могут ударить обидчика, даже если повод незначителен; в возбужденном состоянии плохо контролируют свои действия (бьют посуду, швыряют вещи, ломают мебель).

И, наконец, к совершению правонарушений могут быть склонны те подростки, у которых оказались неразвиты высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким). Такие подростки практически не читают, заполняют свободное время беспорядочным просмотром развлекательных телепередач или проводят его в компании похожих на них сверстников.

Больше всего они ориентированы на получение сиюминутного удовольствия, равнодушны к чужим переживаниям и страданиям.

Вот примеры «жизненных девизов» таких подростков: «Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы»; «Если нельзя, но очень хочется, то можно»; «Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни».

Статистика: нигде не работают и не учатся 30% от числа подростков, совершивших преступления.

Что делать, если ваш ребенок ворует?

Причины детского воровства

Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок).

Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.

Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Основная причина – неправильное воспитание.

Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку.

Склонен подражать плохому примеру, воровать «за компанию».

Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.

Серьезная психологическая неудовлетворенность.

Возмущение чрезмерным количеством запретов и ограничений.

Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл – стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.

С младенчества объясняйте ребенку, что без разрешения нельзя брать чужие вещи.

Обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм.

Обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытанное в результате улаженной проблемы. Подавайте положительный пример ребенку своим поведением.

Объясняйте ребенку «цену денег». Рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.

Статистика: основная масса правонарушений (58%) совершается подростками в свободное от занятий время, с 18 до полуночи.

Как реагировать на воровство

Постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую.

Без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком.

Сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки: украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки или лишение развлечений, иной способ возмещения ущерба.

психолог, кандидат психологических наук