Кто Вы с точки зрения психиатра: Вини Пух, Пятачок, Сова, Ослик Иа, Кролик,Тигра? Акцентуация — норма или психическое отклонение? Типы акцентуаций.

Винни Пух

Циклоид-сангвиник, pеалистического синтонного хаpактеpа, находящийся в гаpмонии с окpужающей действительностью: смеющийся, когда смешно, и гpустящий, когда гpустно. Циклоиду чужды отвлеченные понятия. Он любит жизнь в ее пpостых пpоявлениях - еду, вино, женщин, веселье, он добpодушен, но может быть недалек.

Пятачок

Пpимеp психастеника, pеалистического интpовеpта, хаpактеp котоpого опpеделяется дефензивностью, чувством неполноценности, pеализующимся в виде тpевоги, тpусливо-напpяженной неувеpенности, тоскливо-навязчивого стpаха пеpед будущим и непpестанным пеpеживанием событий пpошлого. Он анализиpует возможный исход событий и всегда в качестве пpивелигиpованного pассматpивает самый ужасный. В то же вpемя чpезвычайно совестлив, стыдится своей тpусости и хочет быть значительным в глазах окpужающих, для чего пpибегает к гипеpкомпенсации.

Сова

Яpко выpаженная аутоистичность, замкнутость на себя и свой внутpенний миp, полный отpыв от pеальности, постpоение имманентной гаpмонии в своей душе. Это свойство шизоида, замкнуто-углубленной личности.

Ослик Иа

Иа пpежде всего обpащает на себя внимание своим постоянным мpачным настpоением. Психиатp бы сказал, что он стpадает тяжелой эндогенной депpессией, котоpая всецело овладевает личностью и упpавляет ее поведением. В таких случаях хаpактеp может дефоpмиpоваться и пpеобpетать пpотивоpечивое сочетание хаpактеpологических pадикалов. С одной стоpоны, Иа агpессивен и казуистичен, с дpугой - отоpван от окpужающих. Пеpвое составляет существенное свойство эпилептоида - напpяженно-автоpитаpного хаpактеpа, втоpое - шизоида. Иа убежден, что все безнадежно плохои все плохо к нему относятся, но в глубине души он достаточно тонок и, даже, скоpее добp. Он может изощpенно издеваться над собеседником, но пpи этом в глубине души чувствовать к нему pасположение. Иа напоминает хаpактеpом Ф. М. Достоевского. В психопатологии такой хаpактеp называется мозаичным.

Кpолик

Автоpитаpен, стpемится подчинить себе окpужающих, что сочетается в нем с комплексом неполноценности и механизмом гипеpкомпенсации в качестве способа ее пpеодаления. Деффинзивно-эпилептоидный. Самая его сильная стоpона - оpганизатоpские способности. Самая слабая - неискpенность и недалекость. Имманентный внутpенний миp его пpактически пуст, для удовлетвоpения социально-педагогических амбиций ему необходимы люди. Он стpемится что-то оpганизовывать, кем-то командовать. Иногда это ему удается, но чаще всего он попадает впpосак и в силу отсутствия глубины и тонкости недооценивает своих паpтнеpов.

Тигра

Hезpел и демонстpативен - свойства истеpика. Он стpемится обpатить на себя внимание, неимовеpно хвастлив, совеpшенно не в состоянии отвечать за свои слова. Он напоминает Хлестакова. Главный pадикал - сангвинический с гипеpтимическим уклоном.


Прикольно! Но есть такой тест - Сонди! Вот там все точно! Этот тест проходят при устройстве на работу в полицию!

Психиатры к нам спешат.
Вылечить надеются.
Скоро,скоро биатлон.
Только мне не верится!

Слава богу, хоть не порося. Нашел в себе задатки Иа. Правда, почему-то оптимистичного, хотя осел по мультику обязан быть пессимистом. Новембер, ответь как специалист: это что, раздвоение личности?

новембер, спасибо, добрый Вы человек. Вам, по моему, больше бы подошёл образ Буратино.

Вот это ты выдал!

Алина,нас всех надо лечить

сайт

у меня походу от каждого понемногу)

новембер, с Вами не нужен!Спасибо за позитив!

новембер, я врач-терапевт,1 категории. А приятельница-психиатр.

Львица, психиатр-это Ваша профессия?Или тоже смеётесь?

новембер, я так смеюсь!С точки зрения психиатра-я психиатр.

Львица,будьте проще и улыбнитесь!Не походите на мультяшную Сову-это Вам не идёт!Все глупости на земле совершаются с серьёзным выражением лица и нравоучительным тоном!

новембер,возникают вопросы по поводу Вашей осведомлённости в психиатрии. Где такой бяки нахватались? ВЫПЛЮНЬТЕ и ВЫМОЙТЕ РОТ!

хахахаха, а я главный Винни - Пух тогда))

новембер

А я даже не знаю...какой у менят тип характера?
Точно не Тигра и не Кролик, и не ослик Иа.
Сова слишком замкнута,Пятачок труслив,Ну а на Винни -Пуха тоже не похожа(

А забавно получается:«Что же касается главного героя, РБ-шника, то он, по мнению психологов, наркоман, страдающий тяжёлой психической зависимостью от биатлона. Биатлон является центром его существования, и РБ-шник по-настоящему счастлив только когда он есть.»

larakarp,мы все тогда Вини Пухи,потому что любим биатлон как мёд. Наркоши,короче!

Интересно, а если в характеристике Винни-Пуха «мед» заменить на «биатлон», то кому-нибудь она подойдет?

Группа канадских экспертов в области психологии проанализировала (.pdf) характеры и поведение героев одной из самых популярных в мире детских книг. Оказалось, всё совсем не так мило и забавно, как это представляется невинному детскому взгляду. В мире взрослых Винни, Тигра, Пятачок и другие обитатели Волшебного леса имеют серьёзные психические отклонения.

Так непоседливый Тигра страдает ярко-выраженным синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что не даёт ему ни минуты посидеть на месте спокойно, не пытаясь привлечь внимание окружающих.

Проблема Пятачка - это патологическая беспричинная тревога и страх, она же - тревожное расстройство. Об этом свидетельствует как пугливый и нервный характер поросёнка, так и сама его манера поведения: вздрагивание, тремор, постоянные попытки забиться в уголок и спрятаться от страшного мира.
Кролик

Кролик - типичный ананкаст, то есть патологический педант. Вот как описывают это расстройство психологи: «тревожная мнительность, боязнь загрязниться, боязнь воров, негодяев, сверхаккуратность, сверхпунктуальность, требовательность, муки совести…». Узнаёте нашего героя?

Сове досталось ОКР - обсессивно-компульсивное расстройство. Тоже приятного мало: «мнительные личности, склонные к редким максимально-решительным действиям, что сразу заметно на фоне их доминирующего спокойствия.»

Диагноз Иа-Иа может поставить и неспециалист: хроническая депрессия. Поникший вид, замедленная речь, меланхолия и неизбывный пессимизм - эти симптомы понятны каждому, кто хоть раз в своей жизни испытывал депрессию.

Винни-Пух

Что же касается главного героя, Винни-Пуха, то он, по мнению психологов, наркоман, страдающий тяжёлой психической зависимостью от мёда. Мёд является центром его существования, и Пух по-настоящему счастлив только когда он есть. Когда же мёда нет, все мысли медвежонка заняты только тем, как его добыть. Причём Пух, как истинный наркоман, готов пойти на что угодно, его мозг очень изобретателен в борьбе за мёд, в то время как во всех остальных сферах жизни Пух глуповат и мало в чём заинтересован.

Заметила, что хочется иногда говорить серьезно о смешном и смешно о серьезном. Итак, психологический анализ личности и поведения ослика Иа (героя мультфильма «Винни-Пух и день забот») сквозь призму трех подходов: психодинамического, гуманистического и когнитивно-бихевиористского.

1. Психодинамический подход к изучению личности ослика Иа.

Согласно Фрейду, в структуре личности доминирует «бессознательное». Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ID. Для удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры EGO (часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ID, в соответствии с ограничениями, накладываемыми внешним миром) и SUPER-EGO (приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека).

Ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни: «Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище, кошмар…» — социально приемлемое проявление агрессии к окружающему миру. То есть агрессивно настроенная часть ослика подавляется супер-эго. Пример проявления либидо у ослика прослеживается в радости, относительно помещения лопнувшего шарика в пустой горшочек. «Гляди, входит и выходит, входит и выходит…».

В диалоге с Винни-Пухом:

— В такой день.
— А какой сегодня день?



— Нет
— Я тоже… Это шутка… ха-ха…

отчетливо прослеживается неудовлетворенная часть супер-эго . В обществе, в котором живет ослик, принято отмечать День Рождения с подарками и угощениями. Неудовлетворение этой части ведет ослика к плохому настроению, грусти и несчастному виду.

Фрейд считал, что большинство конфликтов связано с «фиксацией» человека на одной из стадий развития личности – оральной, анальной и фаллической. У ослика Иа мы наблюдаем фиксацию на оральной стадии , так как ему присуще такие психологические свойства, как «недоверие», «ненасытность», «неудовлетворенность всем предлагаемым» — общий «пессимизм».

Id, ego и super-ego находятся в постоянном конфликте. Для временного снятия конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы . Рассмотрим какие защитные механизмы выработала личность ослика Иа.

Отрицание. (способ справляться с переживаниями заключается в отказе признавать существование проблем, как таковых)

— А что случилось с твоим хвостом?
— А что с ним могло случиться?
— Его нет.
— Ты не ошибся?
— Хвост или есть или его нет совсем, тут нельзя ошибиться»
— А что же тогда там есть?
— Ничего.
— Не может быть.

Проекция. (Механизм, при котором у воспринимаемых объектов внешней среды избирательно выделяются качества, соответствующие внутренним переживаниям.)

Ослик Иа проецирует собственные переживания скорби и безнадежности на внешний мир, игнорируя при этом оптимистические и радостные стороны жизни.

— Доброе утро, Иа!
— Доброе утро, Винни-Пух, если оно вообще доброе, в чем я лично сомневаюсь.

— Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.

— Наверное, ты его (хвост) где-нибудь оставил.
— Нет. Наверное, его кто-нибудь стащил. Впрочем, удивляться не приходится. Этого следовало ожидать.

На протяжении сюжета с осликом Иа происходят следующие травматические ситуации , в результате которых образовываются психологические травмы и возникает интенсивный уровень напряжения.

  • Потеря объекта. В виде хвоста.
  • Потеря любви объекта. Нет внимания друзей в День Рождения.

При устранении этих ситуаций (Сова принесла хвост, Винни-Пух и Пятачок принесли подарки и все поздравили с Днем Рождения) напряжение уменьшается, появляется радость и удовлетворенность происходящим.

— Настоящий День Рождения! Столько подарков!
— Мой настоящий собственный хвост?!
— Приятно другу подарить подарок в День Рождения!
— И я, и я, и я того же мнения!

2. Гуманистический подход к изучению личности ослика Иа.

Главным источником развития личности в гуманистической психологии Роджерс считал врожденные тенденции к самоактуализации. На основе этой тенденции у человека в процессе развития возникает особая личностная структура Я, которая включает «Идеальное Я» и «Реальное Я». Эти подструктуры находятся в сложных отношениях от конгруэнтности до полной дисгармонии. Маслоу выделял типы: дефицитарный и ростовой потребностей. А также, пять уровней потребностей.

  1. Физиологический (еда, сон) — дефицитарная
  2. Потребности в безопасности (квартира, работа) – дефицитарная
  3. Потребности в принадлежности (в другом человеке, семье) – промежуточнае
  4. Потребность в самоценке (самоуважении, компетенции, достоинстве) — ростовая
  5. Потребность в самоактуализации (творчество, красота, целостности) — ростовая

У ослика Иа неудовлетворенны следующие потребности:

  • третьего уровня «в принадлежности ». Он ожидает принятия себя друзьями Винни-Пухом, Пятачком, Совой в День его Рождения, что может проявляться в виде поздравления и подарков на День Рождения.

— В такой день.
— А какой сегодня день?
— Пятница, День моего Рождения. Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.
— Сегодня? Твой День Рождения?
— Ну да. А разве не видишь, подарки, именинный пирог, клюква в сахаре и прочее. Не видишь?
— Нет
— Я тоже… Это шутка… ха-ха… но я не жалуюсь, не обращай на меня внимание, медвежонок Пух. Хватит и того, что я сам такой несчастный в свой День Рождения, а если все остальные будут несчастными…

  • пятого уровня «в самоактуализации ». Ослик задумывается над устройством мира и «странностями жизни». Но эстетика и красота внешнего мира не воспринимается им. Устройство жизни оставляет у него лишь вопросы.

Ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни.
— Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар…
Перешел озеро на другой берег.
— Ну вот, я так и думал, с этой стороны ничуть не лучше, а все почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?…

— Как поживаешь?
— Не очень как… Я даже думаю совсем никак…

У ослика Иа прослеживается низкая самооценка и низкое значение конгруэнтности (Идеальное Я выше оценивается, чем Реальное Я), в результате чего отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. Он отказывается от попыток удовлетворить свои потребности.

— Что с тобой?

— Чего не могут?
— Веселиться, петь, плясать «не беда! Да-да-да» и тому подобное…

— …но я не жалуюсь, не обращай на меня внимание, медвежонок Пух. Хватит и того, что я сам такой несчастный в свой День Рождения, а если все остальные будут несчастными…

Низкая самооценка в качестве гипотезы может быть обусловлена «меня не поздравляют друзья, значит, я не достоин их поздравления».

Таким образом, в силу некоторых определенных обстоятельств, на пути роста и развития ослика Иа возник временный блок (резкое расхождение между «Реальным Я» и «Идеальным Я»), застревание на 3 уровне потребностей, устранив которое, ослик Иа возвращается к нормальному, недепрессивному поведению и как следствие к лучшему удовлетворению 5-го уровня. Теперь мир и жизнь представляются ему более радостным, он смеется и поет песни. Даже в лопнувшем шарике находит плюсы.

— Нет, как раз воздушные шарики в такой горшочек не влезут, они слишком большие.
— Это другие не влезут, а мой влезет. Гляди, пятачок, входит и выходит.
— Входит и выходит!

3. Когнитивно – бихевиористский подход к изучению ослика Иа.

У каждого человека, по мнению Келли, имеется своя собственная система личностных конструктов, своеобразных классификаторов-шаблонов нашего восприятия других людей и себя (умный – глупый, сильный – слабый, хороший – плохой и т.д.). Основной блок личности, согласно Бандуре – самоэффективность (могу – не могу).

Опираюсь на клинические наблюдения и экспериментальные исследования Бека о когнитивной триаде.

1. негативно относится к собственной персоне .

— Как поживаешь?
— Не очень как… я даже думаю совсем никак.

— … я сам такой несчастный…

— Доброе утро, Пятачок, в чем я лично сильно сомневаюсь, но это не важно (обесценивание своего мнения)

2. Склонен к негативной интерпретации своего текущего опыта . Негативно истолковывает ситуацию при наличии более правдоподобных альтернативных объяснений.

— Наверное, ты его где-нибудь оставил
— Нет. Наверное, его кто-нибудь стащил…

— Всем наплевать, никому нет дела.

Хотя по сюжету следует, что друзья попросту не знали о событии.

3. Негативно относится к собственному будущему . Обращая взгляд в будущее, ожидает провала.

— Впрочем, удивляться не приходится. Этого и следовало ожидать.
Перейдя озеро:
— Ну вот, я так и думал, с этой стороны ничуть не лучше…

Видя у Совы свой хвост, он продолжает не верить
— Мой хвост?
— Мой настоящий собственный хвост?

Пятачок:
— Поздравляю тебя с Днем Рождения!
— Как ты сказал? Повтори.
— Поздравляю с Днем Рождения.
— Кого? Меня? С Днем Рождения?

Таким образом, Ослик ошибочно полагает, что он отвергнут людьми, его эмоциональная реакция столь же негативна, как и в случае действительного отвержения. Пессимизм и чувство безнадежности парализуют волю. Он не предпринимает попыток исправить ситуацию.

Он искажает факты или воспринимает только те из них, которые вписываются в доминирующие в его сознании дисфункциональные схемы. Нормальный процесс соотнесения схемы со стимулом нарушен вторжением активных идиосинкразических схем.

Убежденность ослика в достоверности его негативных идей сохраняется благодаря следующим систематическим ошибкам мышления:

  • Произвольные умозаключения: ослик делает выводы и умозаключения при отсутствии фактов, поддерживающих эти заключения, или вопреки наличию противоположных фактов.

— Всем наплевать. Никому нет дела.

  • Избирательное абстрагирование: ослик строит свои заключения, основываясь на каком-то одном, вырванном из контекста фрагменте ситуации, игнорируя ее более существенные аспекты.

— Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище, кошмар…

  • Генерализация: ослик выводит общее правило или делает глобальные выводы на основании одного или нескольких изолированных инцидентов и затем оценивает все остальные ситуации, релевантные и нерелевантные, исходя из заранее сформированных выводов.

После принятия от Пятачка лопнувшего шарика
— Поздравляю с Днем Рождения, желаю счастья в личной жизни. Пух.
— Спасибо, мне уже посчастливилось (грустно)
— Я принес тебе маленький подарок.
— У меня уже есть один подарочек (с сарказмом)

  • Абсолютизм, дихотомизм мышления: Ослик Иа склонен мыслить крайностями, делить события, людей, поступки и т. д. на две противоположные категории.

— Спасибо, Пятачок, ты настоящий друг, не то, что некоторые…

Очевидна у ослика Иа так называемая «выученная беспомощность » (по теории Селигмана) Так как ослик считает, что внeшниe coбытия от нac не зaвиcят, и мы ничeгo не мoжeм cдeлaть, чтобы иx пpeдoтвpaтить или видoизмeнить.

— Это почему? Что с тобой?
— Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного, все же не могут…
— Чего не могут?
— Веселиться… петь… плясать…

Согласно этой теории, негативные представления о собственной персоне, своем будущем и окружающем мире формируются у ослика на основе раннего опыта. Эти представления (схемы) могут до поры до времени находиться в латентном состоянии - их активируют специфические обстоятельства, как то: потеря хвоста и отсутствие внимания друзей в «такой день».

Заключение.

Сменить невыносимую тяжесть быть Иа на легкость бытия может помочь психолог любого направления!

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Винни-Пух и Все-Все-Все... (продолжение)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ,
в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит

Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинёшенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьёзных Вещах. Иногда он грустно думал: “Почему?”, а иногда: “По какой причине?”, а иногда он думал даже так: “Какой же отсюда следует вывод?” И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чём же он, собственно, думает.

Поэтому, сказать вам по правде, услышав тяжёлые шаги Винни-Пуха, Иа очень обрадовался, что может на минутку перестать думать и просто поздороваться.

Как самочувствие? - по обыкновению уныло спросил он.

А как твоё? - спросил Винни-Пух. Иа покачал головой.

Не очень как! - сказал он.- Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.

Ай-ай-ай,- сказал Пух,- очень грустно! Дай-ка я на тебя посмотрю.

Иа-Иа продолжал стоять, понуро глядя в землю, и Винни-Пух обошёл вокруг него.

Ой, что это случилось с твоим хвостом? - спросил он удивлённо.

А что с ним случилось? - сказал Иа-Иа.

Его нет!

Ты не ошибся?

Хвост или есть, или его нет. По-моему, тут нельзя ошибиться. А твоего хвоста нет.

А что же тогда там есть?

Ну-ка, посмотрим,- сказал Иа-Иа.

И он медленно повернулся к тому месту, где недавно был его хвост; затем, заметив, что ему никак не удаётся его догнать, он стал поворачиваться в обратную сторону, пока не вернулся туда, откуда начал, а тогда он опустил голову и посмотрел снизу и наконец сказал, глубоко и печально вздыхая:

Кажется, ты прав.

Конечно, я прав,- сказал Пух.

Это вполне естественно,- грустно сказал Иа-Иа.- Теперь всё понятно. Удивляться не приходится.

Ты, наверно, его где-нибудь позабыл,- сказал Винни-Пух.

Наверно, его кто-нибудь утащил...- сказал Иа-Иа.- Чего от них ждать! - добавил он после большой паузы.

Пух чувствовал, что он должен сказать что-нибудь полезное, но не мог придумать, что именно. И он решил вместо этого сделать что-нибудь полезное.

Иа-Иа,- торжественно произнёс он,- я, Винни-Пух, обещаю тебе найти твой хвост.

Спасибо, Пух,- сказал Иа.- Ты настоящий друг. Не то, что некоторые!

И Винни-Пух отправился на поиски хвоста.

Он вышел в путь чудесным весенним утром. Маленькие прозрачные облачка весело играли на синем небе. Они то набегали на солнышко, словно хотели его закрыть, то поскорее убегали, чтобы дать и другим побаловаться.

А солнце весело светило, не обращая на них никакого внимания, и сосна, которая носила свои иголки круглый год не снимая, казалась старой и потрёпанной рядом с берёзками, надевшими новые зелёные кружева. Винни шагал мимо сосен и ёлок, шагал по склонам, заросшим можжевельником и репейником, шагал по крутым берегам ручьёв и речек, шагал среди груд камней и снова среди зарослей, и вот наконец, усталый и голодный, он вошёл в Дремучий Лес, потому что именно там, в Дремучем Лесу, жила Сова.

“А если кто-нибудь что-нибудь о чём-нибудь знает,- сказал медвежонок про себя,- то это, конечно, Сова. Или я не Винни-Пух,- сказал он.- А я - он,- добавил Винни-Пух.- Значит, всё в порядке!”

Сова жила в великолепном замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было приколото объявление:

А под колокольчиком другое объявление:

Оба эти объявления написал Кристофер Робин, который один во всём Лесу умел писать. Даже Сова, хотя она была очень-очень умная и умела читать и даже подписывать своё имя - Сава, и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова.

Винни-Пух внимательно прочёл оба объявления, сначала слева направо, а потом - на тот случай, если он что-нибудь пропустил,- справа налево.

Потом, для верности, он нажал кнопку звонка и по стучал по ней, а потом он подёргал шнурок колокольчика и крикнул очень громким голосом:

Сова! Открывай! Пришёл Медведь. Дверь открылась, и Сова выглянула наружу.

Здравствуй, Пух,- сказала она.- Какие новости?

Грустные и ужасные,- сказал Пух,- потому что Иа-Иа, мой старый друг, потерял свой хвост, и он очень убивается о нём. Будь так добра, скажи мне, пожалуйста, как мне его найти?

Ну,- сказала Сова,- обычная процедура в таких случаях нижеследующая...

Что значит Бычья Цедура? - сказал Пух.- Ты не забывай, что у меня в голове опилки и длинные слова меня только огорчают.

Ну, это означает то, что надо сделать.

Пока она означает это, я не возражаю,- смиренно сказал Пух.

А сделать нужно следующее: во-первых, сообщи в прессу. Потом...

Будь здорова,- сказал Пух, подняв лапу.- Так что мы должны сделать с этой... как ты сказала? Ты чихнула, когда собиралась сказать.

Я не чихала.

Нет, Сова, ты чихнула.

Прости, пожалуйста, Пух, но я не чихала. Нельзя же чихнуть и не знать, что ты чихнул.

Ну и нельзя знать, что кто-то чихнул, когда никто не чихал.

Я начала говорить: сперва сообщи...

Ну вот, ты опять! Будь здорова,- грустно сказал Винни-Пух. л

Сообщи в печать,- очень громко и внятно сказала Сова.- Дай в газету объявление и пообещай награду. Надо написать, что мы дадим что-нибудь хорошенькое тому, кто найдёт хвост Иа-Иа.

Понятно, понятно,- сказал Пух, кивая голо вой.- Кстати, насчёт “чего-нибудь хорошенького”,- продолжал он сонно,- я обычно как раз в это время не прочь бы чем-нибудь хорошенько подкре...- И он покосился на буфет, стоявший в углу комнаты Совы.- Скажем, ложечкой сгущённого молока или ещё чем-нибудь, например, одним глоточком мёду...

Ну вот,- сказала Сова,- мы, значит, напишем наше объявление, и его расклеят по всему Лесу.

“Ложечка мёду,- пробормотал медвежонок про себя,- или... или уж нет, на худой конец”.

И он глубоко вздохнул и стал очень стараться слушать, то, что говорила Сова.

А Сова говорила и говорила какие-то ужасно длинные слова, и слова эти становились всё длиннее и длиннее... Наконец она вернулась туда, откуда начала, и стала объяснять, что написать это объявление должен Кристофер Робин.

Это ведь он написал объявления на моей двери. Ты их видел, Пух?

Пух уже довольно давно говорил по очереди то “да”, то “нет” на всё, что бы ни сказала Сова. И так как в последний раз он говорил “да, да”, то на этот раз он сказал: “Нет, нет, никогда!” - хотя не имел никакого понятия, о чём идёт речь.

Как, ты их не видел? - спросила Сова, явно удивившись.- Пойдём, посмотрим на них.

Они вышли наружу, и Пух посмотрел на звонок, и на объявление под ним и взглянул на колокольчик и шнурок, который шёл от него, и чем больше он смотрел на шнурок колокольчика, тем больше он чувствовал, что он где-то видел что-то очень похожее... Где-то совсем в другом месте, когда-то раньше...

Красивый шнурок, правда? - сказала Сова.

Пух кивнул.

Он мне что-то напоминает,- сказал он,- но я не могу вспомнить что. Где ты его взяла?

Я как-то шла по лесу, а он висел на кустике, и я сперва подумала, что там кто-нибудь живёт, я позвонила, и ничего не случилось, а потом я позвонила очень громко, и он оторвался, и, так как он, по-моему, был никому не нужен, я взяла его домой и...

Сова,- сказал Пух торжественно,- он кому-то очень нужен.

Иа. Моему дорогому другу Иа-Иа. Он... он очень любил его.

Любил его?

Был привязан к нему,- грустно сказал Винни-Пух.

С этими словами он снял шнурок с крючка и отнёс его хозяину, то есть Иа, а когда Кристофер Робин при бил хвост на место, Иа-Иа принялся носиться по Лесу, с таким восторгом размахивая хвостом, что у Винни-Пуха защекотало во всём теле и ему пришлось поскорее побежать домой и немножко подкрепиться.

Спустя полчаса, утирая губы, он гордо спел:

Кто нашёл хвост? Я, Винни-Пух! Около двух (Только по-правдашнему было около одиннадцати!) Я нашёл хвост!