Лекции по литературе, истории и др. XX век, Средние века, Возрождение

Узнать первым

Об интеллектуальном перфомансе

Мы начинаем очень важный и интересный разговор.
Цикл 100 ГЛАВНЫХ КНИГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА рассчитан на год.
За это время мы безмерно обогатим свою жизнь, узнав без каких книг невозможно стать образованным и успешным человеком, освоим навыки глубокого чтения и просто полюбим читать. И что очень важно, сможем передавать эти знания по наследству.

Классическая литература очень сложна для восприятия — с этим сегодня трудно поспорить. А те самые 100 книг, без которых нельзя обойтись, в основном, состоят из классики. Всем хочется быть людьми образованными и передать это по наследству своим детям. Как сказал Жванецкий, образованный человек и живёт дольше, и жизнь его интереснее. Мы уверены, что «100 главных книг» и способны сделать жизнь продолжительнее и интереснее.

Почему продолжительнее?
Потому, что многие фатальные ошибки человек совершает из-за того, что живёт в первый раз и не знает последствий своих поступков. Мировая же литература за 3,5 тысячи лет существования накопила опыт многих и многих прошлых жизней. Говорят, что на земле жило около 100 миллиардов человек, и вся эта толща описана в мировой классике.
Почему интереснее?
Потому, что мы просто очень многого за свою жизнь не успеем. Книга, как часть мировой культуры, помогает нам обогатить свой личный опыт опытом человечества.
Почему книг 100?
Потому, что мы только и делаем, что задаём вопросы. И не всегда наши друзья и близкие способны на них ответить.
Вопросов много. Так давайте ответим хотя бы на 100 самых главных.
Мы будем учиться задавать правильные вопросы 100 великим книгам человечества.

Как подступиться к сложной классике?
Очень просто. Вся она уже давным-давно нашла своё отражение в так называемой популярной литературе, которую может, если захочет, прочитать каждый. Мы будем подходить к вершинам классики с помощью разговора о книгах популярных и понятных.
Иными словами, вся классика уже пересказана. Мы будем использовать этот же прием. Возьмем для иллюстрации несчастную школьную программу. Все обязательные произведения можно прочитать по-новому. Например, «Мёртвые души» Гоголя — это не только русский реализм, но ещё и своеобразное отражение поэмы Данте «Божественная комедия». Здесь можно вспомнить и о книге Дэна Брауна «Инферно», и о романе Пэрла «Клуб Данте», и даже об американском фильме, снятом в жанре триллера «Семь».
Во время наших бесед мы сделаем серьёзный шаг в сторону одного из величайших произведений мировой литературы. «Классика в пересказе» — так мы назвали этот принцип.

Как и с чего начать?
Чтобы познать 100 великих книг, необходимо научиться читать серьёзную литературу. Здесь нужны определённая методика и навыки. Это подобно изучению нотной грамоты, без которой невозможно исполнение музыки. Мы будем беседовать о том, что такое сюжет и фабула и чем они отличаются. Что такое контекст произведения? Что такое подтекст? Как организовано пространство и время в произведении? Что такое законы жанра и художественная деталь? Зачем нужны пейзажи? Что такое авторский стиль?
Наши встречи будут проходить в виде комментированного чтения популярной и доступной литературы, чтобы подготовить вас к самостоятельному чтению литературы классической.

Итак, ждем вас, друзья, на вводной лекции.

Жаринов Евгений Викторович - Профессор, доктор филологических наук, член Союза писателей России, один из крупнейших в мире специалистов в области массовой культуры. Блестящий харизматичный лектор, остроумный рассказчик. Круг интересов и тем охватывает литературу, историю, философию, кинематограф, архитектуру, живопись, скульптуру и другие явления культуры, которые Евгений Викторович рассматривает как единый текст.
Основная задача и миссия: научить любить читать.

Генеральный продюсер Юлия Брук.

Полное описание

Почему Ponominalu?

Не откладывайте покупку

Покупайте в интернете

Скидки и подарки

Почему Ponominalu?

У Ponominalu заключены официальные договора на реализацию билетов. Все цены официальные.

Не откладывайте покупку

Покупая в последний момент, вы рискуете не попасть на интеллектуальный перфоманс.

Покупайте в интернете

Покупая заранее, вы экономите время и делаете это в комфорте. Сразу после оплаты вы гарантируете себе посещение интеллектуального перфоманса.

Скидки и подарки

Кроме того, вы получите предложения от партнеров со скидками и подарками.

Адрес: станция метро Арбатская, Большой Николопесковский пер., д. 11

  • Арбатская
  • Смоленская
  • Арбатская
  • Смоленская

Музей А.Н. Скрябина

Музей А.Н. Скрябина в Москве – это уникальное места, интересная достопримечательность и для гостей, и для самих жителей столицы. Это место не просто музей, это настоящая, та самая квартира, где жил и творил уникальный русский композитор и выдающийся музыкант и поэт своего времени – Александр Скрябин. Уникальный, талантливейший Александр Скрябин прожил в московской квартире по адресу: Большой Николопесковский переулок, дом номер 11 с 1912 по 1915 годы, это были его последние годы жизни, насыщенные творчеством, общением и, конечно, искусством. В этой мемориальной квартире и по сей день чувствуется неповторимая атмосфера, которой были пропитаны вечера семьи композитора и их друзей. Квартира композитора была не просто местом встреч талантливых людей Москвы, таких как Булгаков, Пастернак, Бальмонт, это был один из самых передовых центров развития русской культуры двадцатого века. Статус «национальное культурное достояние» было присвоено квартире Скрябина в 1918 году. В мемориальный музей квартира превратилась в 1922 году, и с тех самых пор это единственный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского композитора, пианиста и поэта. Это место – отражение целой эпохи в развитии нашей культуры.

Как добраться до музея А.Н. Скрябина: он располагается в историческом центре Москвы, в самом ее сердце. Точный адрес - Большой Николопесковский переулок, 11. Добраться до музея не составит большого труда. Ближайшая станция метро – «Смоленская». При выходе из метро Вам нужно пройти до Троилинского переулка и на нем свернуть направо. Пройдя несколько десятков метров, Вы выйдете на улицу Арбат. Двигаясь по ней прямо, Вам необходимо дойти до театра имени Вахтангова и перед его зданием свернуть налево. Идя вперед по небольшой улочке, скоро Вы заметите нужный дом.

Жаринова Наталья Николаевна кандидат физико-математических наук, доцент

Краткая биография

В 1992 году окончила факультет автоматики и вычислительной техники Государственной Академии нефти и газа имени И.М.Губкина по специальности «Автоматика и телемеханика».

Ученая степень кандидата физико-математических наук присуждена диссертационным советом МИЭТ в 2001 году.

Стаж научно-педагогической работы соискателя составляет 17 лет, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях превышает 14 лет. На кафедре общей физики работает с 2002 года.

Является ученым секретарем факультета электронных и компьютерных технологий с 2003 года.

Повышение квалификации

В 2016 году прошла повышение квалификации на базе Учебного центра «Решение» Санкт-Петербург по по дополнительной профессиональной программе «Интерактивные технологии в обучении».

В 2015 году прошла повышение квалификации на базе ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»» по дополнительной профессиональной программе «Проектирование фондов оценочных средств в системе высшего образования. Управление деятельностью вузов».

В 2011 году прошла повышение квалификации на базе МФТИ по программе «Проблемы модернизации высшего образования. Вариативный подход в преподавании фундаментальных основ физики» по приоритетному направлению «Актуальные вопросы введения ФГОС».

В 2007 году прошла повышение квалификации на ФПКП МАИ по кафедре физики.

Научная деятельность

Область научных интересов: самоорганизация структурных неоднородностей, формирование структуры поверхности твердых тел.

Список научных трудов включает 19 опубликованных работ и 2 научно-технических отчета, методические пособия по физике «Методы решения базовых задач по механике», «Электричество и магнетизм. Пособие для самостоятельной работы студентов по решению задач».

Принимала участие в создании модуля для самостоятельной работы студентов по разделу «Электричество и магнетизм» в рамках инновационной программы МИЭТ.

Некоторые публикации:

  1. Электричество и магнетизм Методическое пособие по решению задач // кафедра ОФ – М., МИЭТ, 2007.
  2. Методы решения базовых задач по механике. Учебно-методическое пособие // ИПК, МИЭТ, М., 2007.
  3. О терминологии и формулировках основных теорем электромагнитизма // Материалы научно-методической школы семинара по проблеме «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» и совещания зав.кафедрами физики технических ВУЗов России – М.,2007.
  4. Влияние упругих напряжений на внедрение одиночных атомов в системе квантовых точек // Известия вузов. Электроника №3 (77) – М., 2009.
  5. Влияние упругого взаимодействия примесных атомов на их распределение в системе двумерных квантовых точек // Известия вузов. Электроника № 2(82) – М., 2010.
  6. Электричество и магнетизм. Пособие для самостоятельной работы студентов по решению задач // ИПК, МИЭТ, М., 2014.

Любовь или огромные деньги? - разве думала Сандра, обыкновенная продавщица в магазине игрушек, что когда-нибудь ей придется делать подобный выбор. Неожиданно она узнала, что могущественный хозяин промышленной империи завещал ей девять миллионов долларов, которые она получит, если выйдет замуж за его сына. Правда, сначала скромной провинциальной девушке нужно превратиться в блестящую светскую женщину. Когда цель уже почти достигнута, Сандра отказывается от фантастического брака ради любви другого мужчины. Однако странному завещанию все же суждено сбыться.

Она сама выбрала судьбу.

А судьба выбрала ее.

Глава 1. ПРОГУЛКА ПОД ДОЖДЕМ

На улицах Риги в этот холодный вечер было малолюдно. Ничто в природе не напоминало о наступившем лете: ни серое, набухшее беспрестанным дождем небо, ни ветер, несший колкую изморось, ни печальные вороньи крики. Деревья, всего месяц назад одевшиеся молодой листвой, уныло протягивали из скверов свои почерневшие от влаги ветви, словно удивляясь, куда исчезло долгожданное солнце. Поэтому так мало оказалось желающих выйти на прогулку, хотя заканчивалась пятница и наступило время студенческих каникул.

Одинокая женская фигура в длинном плаще свернула в узкий переулок. Девушка прятала озябшие руки, натянув рукава свитера до самых кончиков пальцев, и задумчиво помахивала сложенным черным зонтом, не замечая, что мелкий дождь оседает на ее пышных пепельных волосах, густых бровях, длинных подкрашенных ресницах. Она медленно шла по мощеному тротуару старого города, и ее лицо с характерной северной бледностью выражало упрямую отрешенность. Редкие прохожие, попадавшиеся навстречу, не обращали на нее ни малейшего внимания, даже не догадываясь, что в черной сумочке из кожаных лоскутков, недавно до отказа набитой тетрадками, сегодня лежит свеженький, еще пахнущий полиграфией диплом выпускницы экономического факультета Рижского университета.

Удивительно, что такое радостное событие Сандра отмечала одинокой прогулкой по городу, в то время как ее бывшие однокурсники проводили официальное мероприятие в недорогом кафе возле университета. Они весело макали только что обретенные «корочки» в бокалы с шампанским и собирались продолжить банкет у кого-нибудь на квартире. Приглашали, конечно, и ее, однако не слишком настойчиво. Сандру в университетской компании считали странной. Она была редкой гостьей на студенческих вечеринках, не искала дружбы с первой красавицей факультета или внимания первого красавца, не старалась быть лидером в учебе или общественной работе, и потому в ее отношении окружающим чудилось презрение. «Слишком много о себе воображает!» - гласил всеобщий приговор. Наверное, он был отчасти справедливым. Сандру действительно раздражали эти инфантильные мальчики и девочки, которые, имея за спиной обеспеченных родителей, могли прогуливать занятия и не думать о будущем. Она, приехавшая в Ригу из Лиепае пять лет назад, должна была заботиться о себе сама.

Сначала Сандра, как и все иногородние, поселилась в студенческом общежитии в новой части города. Однако потом, устроившись на вторую половину дня продавщицей в магазине игрушек, она уже не могла тратить столько времени на дорогу. Ей удалось недорого снять комнату неподалеку от работы, и теперь там можно было наспех пообедать после занятий, что, как посчитала молодой специалист по бухгалтерскому учету, позволяло экономить даже по сравнению с дешевой университетской столовой. Зарплата, стипендия «хорошистки» и нечастые денежные переводы от отца позволяли ей чувствовать себя вполне самостоятельной.

Продолжая свою одинокую прогулку, девушка заметила в сквере под ясенем скамейку, которую дерево могло защитить от дождя, и решительно перешагнула через низенькую оградку сквера, угодив при этом ботинком в лужу. Скамейка была мокрой, но Сандра достала из сумки полиэтиленовый пакет, расстелила его и уселась, не заботясь больше о сохранности плаща. Она вытащила из кармана пачку болгарских сигарет, закурила и стала просматривать содержимое сумки. Вот диплом. Увы, совсем не «красный» - в нем неприятно выделялись две тройки. Сандра усмехнулась и убрала свою «путевку в жизнь» обратно в сумку. Вместо этого она достала вскрытый конверт и, бросив сигарету в сторону урны, развернула мелко исписанный двойной лист из тетради в клеточку.

«Дорогая доченька, - обращались к ней четкие буквы, словно сошедшие с чертежного бланка, - я очень рад, что ты определилась с темой дипломной работы. Я считаю, что у тебя не было никаких оснований брать академический отпуск, кроме твоей лени, к которой ты, к моему сожалению, склонна. Труд - это не всегда радость, это, в первую очередь, долг, и нужно с молодости приучить себя выполнять даже ту черновую работу, которая кажется скучной…»

Морщась, как от зубной боли, Сандра перевернула страницу, не дочитывая.

«…как и твое настойчивое желание переехать в Москву. Вряд ли я сейчас смогу тебе помочь: у нас с тобой разные специальности, и мои немногочисленные связи ничего не дадут в поиске работы для тебя. Но я не сомневаюсь, что тебя с твоим дипломом охотно возьмут бухгалтером в магазин, где ты сейчас работаешь…»

Как бы не так! Сандра тоже рассчитывала, что в магазине все с нетерпением ждут, когда она получит высшее образование, чтобы тотчас повысить ее в должности и зарплате. Но совсем недавно появилась новый бухгалтер, «опытный и ответственный», как подчеркнула заведующая в неприятной беседе с Сандрой. Наверняка, это была какая-то ее родственница. Так что в будущем девушку ждал только восьмичасовой рабочий день за прилавком, а у нее и за четыре часа успевала разболеться спина. Конечно, университет предложил ей вакансию по распределению - это было место заведующей какого-то сельского магазина, но она вежливо поблагодарила государство за заботу и отказалась.

«А теперь о главном, - вновь обратилась она к письму отца. - Дорогая доченька, мы так давно с тобой не виделись, а ведь за это время в моей жизни произошли важные события. Мы с Люсей расписались. Я виноват, что не сообщил тебе об этом раньше, но, во-первых, ты все равно не смогла бы приехать на свадьбу, а во-вторых, мне показалось, что ты неправильно это воспримешь, - ведь в своих письмах ты так резко и совершенно несправедливо отзывалась о Людмиле Павловне. Неделю назад Люсенька родила девочку, так что у тебя теперь есть сестренка. Мы назвали ее Ольгой в честь твоей бабушки. Разумеется, я по-прежнему буду стараться помогать тебе, но прости, если мне придется временно сократить твою «стипендию»: сама понимаешь, маленький ребенок - это такие расходы! Кроме того, Люсенька не совсем здорова. Но ты уже вполне самостоятельный человек и со всем справишься».

Сандра заметила, что плачет, лишь когда ощутила на губах соленые капли. Нет, письмо отца не было для нее неожиданностью. Они никогда не были близки с ним даже при жизни мамы: сердце подсказывало девочке, что между родителями не было настоящей любви. Не имея другого опыта, она воспринимала это как должное и всегда вставала на сторону матери. Отец был латышом, мама - русской, и Сандра тянулась к русской культуре. Кроме того, мать, прожившая часть жизни за границей, свободно владела английским языком, и маленькая Сандра с детства слушала английские песенки, что ей очень помогло потом в университете. По английскому у нее всегда была уверенная пятерка.

Шесть лет назад мама умерла. Этот страшный год до сих пор преследовал Сандру в ночных кошмарах. О болезни матери она узнала весной, когда заканчивала девятый класс. Летом Марию Сергеевну положили в больницу. Сандра нечасто навещала ее: вид больничных палат, запах лекарств, выражение обреченности в глазах больных были невыносимы. Психика девушки сопротивлялась, и Сандра с головой уходила в жизнь, в летнее солнце, в первую любовь… А в августе мамы не стало.

«Мастер и Маргарита» Булгакова - попса. Такая же, как и «Божественная комедия» Данте, откуда черпает «Человеческую комедию» Бальзак. В том смысле, что Булгаков сотворил обреченную на популярность вещь по известной литературной схеме, ведущей к формуле успеха. Книга, ввергающая в восторг шофера и интеллектуала. С готовыми гэ-гами вроде «осетрины второй свежести» из капустников МХАТа, для которого столь часто писал Михаил Афанасьевич. С опереточным Воландом, годным разве что для водевиля или бродвейского шоу, но никак не задевающего настоящее зло, которое всегда рядом. Демонология знает все о дьяволе. Он столь же реален, как сейчасная ночь. Каждый из нас заключает с ним сделку. Вот и Булгаков заключил, получив известность и славу, пусть и посмертно. Кто сказал, что известностью нельзя наслаждаться после смерти? И иерархия ангелов - тоже реальна. Ее первый описал Дионисий. Ересь? Но Дионисий сделал это тогда, когда отсутствовало еще понятие «ересь», когда и само христианство как таковое выступало сектой в жестком конкурентом окружении других религиозных движений. Это позже оно заручилось поддержкой Константина, получив всю финансовую и административную мощь, мощь римской империи.

О Москве тридцатых и о натуральном дьяволе примерно в то же самое время, что и «Мастер и Маргарита», начал писать и другой писатель. И писал он эту книгу, в отличие от Булгакова, 40 лет. «Пирамида» Леонида Леонова. Антипод «Мастера и Маргариты», не попса.

- А Пелевин - попса или полный отстой? - интересуется

Это мясо, жеванное другими, как и все наши постмодернисты, за исключением «Москва-Петушки» Венички Ерофеева. Вы почитайте монологи монахов 14 века у постмодерниста Умберто Эко и монологи дворян у Пелевина. Какой писатель? Какой постмодернизм? - ставит диагноз профессор Евгений Жаринов.

Я-то думала, что любимым писателем Михаил Афанасьича был Гоголь (его «Портрет» как иллюстрацию сделки с дьяволом Евгений Викторович, правда, упомянул), а выяснилось, что вся его многослойная вещь вышла из шинели Анатоля Франса, чернокнижника, букиниста в 10 колене, вернее, из его новеллы «Понтий Пилат», вернее даже - из одной фразы этой новеллы, послужившей толчком, ставшей пружиной для Булгакова: «Еешуа из Назарета? Не помню!», - заявил чиновник Понтий Пилат, когда старый друг спросил его, помнит ли, как отправил на смерть…

Профессор Жаринов вспомнил и еще один роман из восьмитомника Франса - «Восстание ангелов», из фабулы которого, чем дальше профессор ее рассказывал, тем ярче проступали для меня «Ослепшие» Элиас Канетти, которые я имею счастье сейчас читать и которые получили Нобелевку спустя полвека, почти как «Мастер и Маргарита» - известность. Остановилась как раз на том моменте, когда гениальный профессор-синолог Петер Кин занимается расстановкой книг в своей библиотеки, равной которой можно считать лишь сгоревшую Александрийскую, и разговаривает на китайском с древними философами из своих манусткриптов, вместе с ними объявляя войну своей новоиспеченной жене-экономке (уж не с жены ли Джойса списал этот портрет Элиас Каннети?)… Пожалуй, пойду продолжу погружение в вавилонскую башню, в фигуры "Ослепших". Тем более что продолжение лекции о Булгакове Жаринова есть счастливая возможность послушать в полдень на Патриарших Прудах во время экскурсии.

Вообще, когда организаторы встречи в Петровиче в рамках «Мастерской диалога» начали показывать сегодня дядечке Жаринову, что время подошло закругляться ввиду позднего часа, а он воскликнул «Я только начал!», я поняла, что ему можно смело устанавливать рекорд Гиннесса по продолжительности и увлекательности лекций по литературе, философии, культуре мира, а если еще в аудиторию нагнать человек 100 культуртрегеров, которые время от времени будут возражать и пытаться спорить, да и просто что-то невпопад спрашивать, то эта лекция профессора будет длиться вечно, не теряя притягательности и лишь распаляя любознательность. Мою, по крайней мере.