Логопедические занятия на букву ж. «Звук

Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Раннее выявление нарушений речи и организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). На занятиях по формированию правильного звукопроизношения у детей с ФФНР (конспект прилагается) дети учатся правильно произносить звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполняют звуковой анализ и синтез слогов, слов, упражняются в употреблении лексико-грамматических категорий языка, составляют предложения. Особенностью данной работы является то, что она проводится с опорой на имеющееся зрение и с использованием всех сохранных анализаторов: слухового, речедвигательного, тактильного. В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты, а также частично компенсировать последствия зрительной патологии.

Цель занятия: автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, слуховое внимание и память, зрительное восприятие, мышление, интонационную сторону речи, межполушарные связи, совершенствовать навыки проведения звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений, через опору на вспомогательные средства, упражнять в словообразовании, развивать координацию, ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитание активности, творческой инициативы, желания говорить красиво и правильно.

Оборудование: фланелеграф, картинки-символы, индивидуальные зеркала, профили артикуляции звуков, предметные и сюжетные картинки, звуко-слоговые схемы слов, наборы цветных полосок для составления схемы предложения, мяч, тетради, карандаши, ТСО (магнитофон).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: Катя подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован круг. Наташа подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован треугольник.

Дети занимают свои места.

2. Отгадывание загадки

Логопед:

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет,
И польет нам огород!

Дети: Дождик.

Логопед: Назовите третий звук в слове. Показывает схему слова дождик.

Дети: Звук [ж].

Логопед: Кто издает такой звук?

Дети: Жук.

3. Сообщение цели занятия

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие со звуком [ж]. Будем учиться правильно его произносить.

На фланелеграфе логопед прикрепляет картинку-символ: изображение жука

4. Уточнение правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов. Характеристика звука

Логопед: Возьмите зеркала. Прижмите правую ладошку к горлышку. Произносим вместе звук [ж]. По одному. Скажите, в каком положении губы?

Дети: Окошечком.

Логопед: В каком положении зубы?

Дети: Сближены.

Логопед: В каком положении язык? Поднимает кисть руки «чашечкой».

Дети: Чашечкой.

Логопед: Касается ли кончик языка потолочка?

Дети: Нет.

Логопед: Поднесите ладошку ко рту, произносим звук [ж]. Какой воздух выходит теплый или холодный?

Дети: Теплый.

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж].

Дети: Звук [ж] – согласный, звонкий, твердый.

Логопед: Почему звонкий?

Логопед: Выберите мне схему артикуляции звука [ж]. Объясните свой выбор.

На фланелеграфе – профили артикуляции трех разных звуков, выполненные из бархатной бумаги. Дети обводят их руками и выбирают соответствующую схему.

5. Игра «Чуткое ушко»

Логопед: Сейчас мы узнаем у кого из вас самое чуткое ушко? Я буду называть слова, вы вставайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Слова: жалко, поземка, кружево, дедушка, заноза, мороженое, пушок, порошок, слушать, дружба, макушка, этажи.

6. Подвижное упражнение «Слоговые дорожки»

На полу – «дорожка» из трех цветных квадратов.

Логопед: Хотите побегать по слоговым дорожкам? Запоминайте слоги: жа-жо-жу.

Ребенок идет по «дорожке» и повторяет цепочку слогов.

Логопед: Поставь третий слог первым, а первый третьим. Какая получится дорожка?

Ребенок: Получится жу-жо-жа.

Логопед: Что общего в этих слогах?

Ребенок: Звук [ж].

Логопед: Чем отличаются?

Дети: Гласными звуками.

7. Произношение звука [ж] в словах

Игра: «Из нескольких слов – одно»

Логопед на фланелеграфе показывает перевернутые изображения предметов.

Логопед: Сегодня мы будем учиться составлять одно слово из нескольких слов. Назовите предметы на картинках.

Дети: Жираф, утка, кот.

Логопед:

Дети: Звуки [ж], [у], [к].

Логопед: Соедините звуки [ж], [у], [к]. Какое слово получится?.

Дети: Жук.

Логопед: Назовите следующие предметы на картинках.

Дети: Жакет – аист – радуга – арбуз.

Логопед: Произнесите первый звук в каждом слове.

Дети: Звуки [ж], [а], [р], [а].

Логопед: Соедините звуки [ж], [а], [р], [а]. Какое слово получится?

Логопед: Припомните и назовите все слова, которые вы составили.

Дети: Жук, жара, жаба, ужата.

Логопед: Назовите одинаковый звук в словах. Подберите звуко-слоговую схему к слову жаба. Почему эту схему?

Дети: В этом слове два слога, а слово состоит из четырех звуков.

Логопед : Какой по счету звук [ж] в слове?

Дети: Звук [ж] по счету первый.

8. Зрительная гимнастика

Логопед: Теперь пусть ваши глазки отдохнут. Проведем зрительную гимнастику. Вам надо внимательно следить глазами за полетом жука.

Логопед перемещает картинку-символ по фланелеграфу: вверх, вниз, по центру, налево, направо.

9. Произношение звука [ж] в словосочетаниях

Игра: «Составь слово»

Логопед: Вы, наверное, обратили внимание, сколько новых домов построено в нашем городе. Дом, в котором один этаж – какой?

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором два этажа – какой?

Дети: Двухэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором много этажей – какой?

Дети: Многоэтажный дом.

Игра с мячом: «Посчитай правильно»

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Два…

Дети: Одноэтажных дома.

Логопед: Пять…

Дети: Одноэтажных домов.

10. Произношение звука [ж] в предложениях.

Логопед: Давайте и мы представим себя строителями. Только строить мы будем не дома, а мостик из предложений. У каждого на столе картинка. Составьте по ней предложение. Повторите предложение с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией. Дети составляют предложения по картинкам.

Логопед: Назовите сколько слов в предложении. В каком слове слышится звук [ж]. Составьте схему предложения. Разделите слова на слоги. Звук [ж] поставьте в слог на свое место.

Дети составляют схему предложения и проводят его анализ.

11. Игра «Медвежата» (на релаксацию)

Логопед: Я предлагаю вам превратиться в маленьких медвежат, которые готовятся к зимней спячке. Сейчас вы услышите прекрасную музыку (П. Чайковский «Сладкие грезы») под которую медвежата засыпают. Но как только запоет жаворонок («Песня жаворонка») вы проснетесь. После отдыха логопед предлагает медвежатам снова превратиться в детей.

12. Работа в тетрадях

Логопед: Вы знаете, как зовут детенышей у медведицы. А как зовут детенышей у ежихи?

Дети: Ежата.

Логопед:

Сейчас мы с вами выучим чистоговорку.

Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.

Дети проговаривают чистоговорку в умеренном темпе и одновременно двумя руками обводят контурное изображение ежа в тетради.

13. Итоги

Логопед: Наше путешествие со звуком [ж] закончилось. Чему мы научились?

Дети: Мы научились правильно произносить звук [ж]

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж]

Дети: Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед оценивает работу каждого ребенка на занятии.

Литература :

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера» 2007.
2. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) – М.: Изд- во «Экзамен», 2003г.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: Просвещение, 1990.
4. Шаховская С.Н. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. – Москва, 1992.

Цель занятия: упражнять ребенка в выделении на слух звука [ж] и четком его произношении. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое индивидуальное занятие

Тема: «Звук и буква Ж, ж.»

Цель занятия:

1. Упражнять уч-ся в выделении на слух и четком произношении звука [ж]. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой.

2. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

3. Воспитывать интерес к учебным занятиям.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сегодня на занятие к нам собирается какой – то гость. Но кто это ты узнаешь позже.

Прежде чем встретить гостя, нужно размяться, сделать гимнастику.

  • «Заборчик»
  • «Трубочка» - следи, чтобы губы были округлены, а зубы сомкнуты.
  • «Качеля»
  • «Чашечка». Она должна быть широкая, большая, вынесена изо рта.
  • «Ветерок» - подуй на носик.

Занеси чашечку в рот и удержи там.

Теперь пора узнать, кто к нам пришел в гости.

II. Сообщение новой темы.

1. Сообщение темы занятия

Угадай, кто это?

Шесть ног без копыт,

Летит - жужжит,

Упадёт на землю - ползёт. (Жук)

Как можно назвать маленького жука (Жучок)

Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

Жук, жучок, жуки - какой первый звук вы слышишь? (Ж)

Сегодня мы будем упражняться в произношении этого звука.

2. Уточнение артикуляции звука.

Как мы произносим этот звук?

Губы округлены и несколько выпячены вперёд. Зубы сближены. Кончик языка приподнят к краю нёба. Кончик языка дрожит. Голосовые связки вибрируют.

Какой это звук?

При произнесении звука воздух встречает преграду. Он согласный, звонкий, твёрдый. Звук «Ж» обозначается, синим квадратом.

3. Автоматизация звука.

Жук выучил разные песенки, давай споем вместе с ним.

ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА. 2. ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА.

ЖО-ЖО, ЖО-ЖО-ЖО. ЖО-ЖО-ЖО, ЖО-ЖО.

ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ

Повтори чистоговорки.

Жа-жа-жа – жаба встретила ежа

Жу –жу –жу – я жука вам покажу

Жи – жи – жи – режут острые ножи

4. Пальчиковая гимнастика.

Жу – жу…

Я весёлый майский жук. (круговые движения указательным пальцем)

Жу – жу…

Над лужайками кружу.

5. Игра «Я начну, а ты закончи)».

бро ма

вя (жу) бу

хо гля

ви ре

6. Лото (картинки, в названиях которых встречается звук ж )

7. Игра «Большой – маленький».

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

8. Определение наличия звука в словах: Жало, шило, сумка, змея, лужа, жираф, живот, ваза, желудь, пижама, замок, узор, жакет, ужин, жир, гроза, жар, шум, зонт, жаба.

9. Определение места звука в словах с опорой на картинку.

Картинки достаются из корзинки.

10. Звуковой анализ.

Жаба лужа

Произнеси слово четко.

Какой первый звук? (ж)

Охарактеризуй его (согласный, твердый, звонкий)

Какой фишкой обозначается? (синей) и т.д.

Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

11. Закрепление знания буквы Ж.

Жук загадает тебе загадку:

«Эта буква широка и похожа на жука

Что это за буква?».

12. Выкладывание буквы из палочек.

13. Чтение слогов.

Жа, жо, жу,

Аж, ож, уж

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

Научить правильно произносить звук [Ж].

Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи;

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ж].

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...

Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?

Эта..., гара..., чи..., черте..., мор-

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).

Флаг - флажок, берег - .., друг - .., рог - .., пирог - .., круг - .., утюг - ..

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук).

Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот)

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук - жук, баба - .., мир - ., мало- ., пакет - ., билет - ., пучок - ., Веня - ..

Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

жук [ж у к], жаба [жаб а].

Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.

Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:

ЖА: -ра, -кет...;

ЖУ: -равль, -ки...;

ЖИ: -раф, -вот...

Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:

ЖИ: но-..., лы-...;

ЖА: лы-..., ко...

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):

Женя жует.

Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.

В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?

Задание 17 . Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.

Задание 18 . Знакомство с буквой Ж.

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

О. Гофман

На что еще похожа буква Ж?

Сравнивание букв К и Ж:

Это - Ж, А это - К,

Целый жук и полжука.

А. Шибаев

Игры с буквами .

Задание 19 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:

жук, жуки, кожа, жаба, жабы.

Чтение, списывание предложений:

Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.

Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.

Задачи:

Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.

Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.

Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].

Ход занятия

I . Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).

Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.

Я живу - не тужу,

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Дети. Жук.

Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).

Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Дети дуют.

Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)

Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.

А сейчас предлагаю поиграть в школу.

Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)

Жуки сядут за урок.

Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.

Начинается наш первый урок - грамота.

Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?

Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.

Логопед: Какой звук издают жуки?

Дети: Ж-ж-ж.

II . Постановка звука. .

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?

Дети: округлены, в положении «рупор».

Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Дети: разомкнуты.

Логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?

Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].

Хоровое произношение

Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.

Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.

Жук летит, пыхтит, жужжит

И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)

Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).

Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?

Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.

Логопед: Потом пошел дождь.

Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.

Логопед: Наступила ночь.

Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.

Логопед: Наступило утро.

Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.

III . Закрепление звука [ж].

Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?

Начинаем.

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)

Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)

Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!

Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?

Дети: нет таких слов и т.п.

Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].

IV . Знакомство с буквами Ж, ж

Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?

Дети: Буквой Ж (жэ).

Логопед: Из скольки элементов она состоит?

Дети: из пяти.

Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.

Дети: самостоятельно выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!

Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».

Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!

(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)

Логопед: Отлично все справились с заданием!

Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).

Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)

Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.

Давайте вернемся в группу.

Литература:

1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.

2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с.

Галина Поломошнова

Конспект занятия «Звук [Ж]»

Программные задачи

Образовательная

1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж];

2) развитие фонематического слуха: выделение звука[ Ж] на слух среди слогов и слов;

3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове;

4) закрепление обозначения звука Ж символами;

5) уточнение лексического значения слов «пиджак», «жакет», «джемпер», «пижама», «жилет»; закрепление употребления в речи сущ. в Р. П. и Тв. П.

Развивающая

1) обучение детей отгадывать загадки и понимать их скрытый смысл;

2) умение координировать речь с движением;

3) совершенствование психофизических функций: внимания и памяти;

4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

Воспитательная

1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

Оборудование: игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков, «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове, пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки: жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата, собачка, дом, тюльпан, утюг, рисунок пиджака и жилета, рукавов и воротника.

Ход занятия:

1. Орг. момент отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке.

Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата e. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Логопед: «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж])

2. Произнесение звука [Ж]

Логопед: «Когда мы произносим звук [Ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

Логопед: «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж]. какой он? Давайте ей расскажем».

3. Характеристика звука [Ж] по схеме «Речецветик»

Логопед: «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте, язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

? – Звук [Ж] гласный или согласный?

? – Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ: [Ж] – согласный звук, т. к. воздух встречает преграду на пути: язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

? – Какие ещё звонкие согласные звуки вы знаете? (Дети называют изученные звонкие согласные)

4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

Логопед: «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж]. А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой

длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]!»

Среди слогов:

Среди слов:

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Логопед: «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж], но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)»

( Дети называют картинки, определяют, есть ли в их названии звук [Ж] и ставят их на фланелеграф).

Логопед: «Молодцы, вы правильно определили слова. Давайте ещё раз их назовём, а Божья Коровка поиграет с вами в игру «День--ночь». Я скажу «ночь», вы закроете глаза, а Божья Коровка спрячет какую-то картинку. Я скажу «день», вы откроете глаза и назовёте картинку, которой не хватает».

Дети проигрывают и второй вариант игры: логопед переставляет картинки местами, а дети говорят, что изменилось.

6. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать».

Жужжу: ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать».

Жужжу: ж-ж-ж…

7. Игра «Пирамида» (определение количества слогов в слове)

Логопед: «У меня есть пирамидка, но она поломана, её нужно построить. Пирамидка состоит из 4-х полосок: внизу 4 квадрата для 4-хсложных слов, выше – для 3-хсложных слов 3 квадрата, ещё выше – для 2-хсложных 2 квадрата, а наверху для односложных слов 1 квадрат. Заполните пирамидку картинками и скажите из скольких слогов состоят слова» (Дети, используя картинки из задания №5, отхлопывают количество слогов в каждом слове и определяют место картинки на пирамидке).


8. «Догадайся сам, загадай своим друзьям» (загадки)

1) Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

(Дети отгадывают загадки и делают звуковой анализ слов-отгадок)


9. «Бабушкина игра»

Логопед: «Ребята, пока мы с вами отгадывали загадки, божья коровка улетела загадать их своим деткам, а нам оставила 100 рублей и сказала:

Что хотите покупайте, но наряды выбирайте лишь со звуком [Ж] в названии… Приготовились. Внимание!

Отвечайте полными предложениями»

? – Вы купите платье или пижаму?

? – Вы выберите пиджак или плащ?

? – Вам понравился джемпер или свитер?

? – Вы остановите свой выбор на жакете или пальто?

? – Вам по размеру рубашка или жилет?

? – Пуговицы на пиджаке будут оранжевые или красные?


Обувь тоже выберем со звуком [Ж] в названии. Выбирайте: боты, туфельки, босоножечки, тапочки, сапожочки.

? – Бижутерию будем покупать?

(Логопед ещё раз вместе с детьми называет все слова со звуком [Ж] из этой игры и уточняет их лексическое значение).

Пиджак – часть мужского костюма – куртка с отложным воротником и застёгивающимися полами.

Пижама – спальный, домашний или больничный костюм, состоящий из куртки и брюк.

Жакет – короткая верхняя одежда, преимущественно женская.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов.

Джемпер – вязаная кофта, надевающаяся через голову.)

Логопед: «Ответьте, что без чего?»

Джемпер без… (пуговиц)

Жилет без (рукавов и воротника)

Пиджак с чем?

Пиджак с … (пуговицами, рукавами и воротником)

10. Итог занятия

? – Какой звук мы сегодня изучали?

? – Можно его спеть?

? – Какие слова со звуком [Ж] вы знаете?

Литература

1. Ожегов С. И. «Словарь русского языка» М. «Русский язык», 1986

2. Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить», М. «Просвещение», 1993

3. Лопухина И. «Логопедия»(Упражнения для развития речи)С. -П. «Дельта», 1997