Маршрут путешествия екатерины 2 в крым. История путешествия императрицы екатерины ii на юг украины

«Путь напользу» - самое выдающееся и самое пышное путешествие за всю историю государства российского. Официальная цель путешествия состояла в ознакомлении с результатами освоения обширных территорий, присоединенных к России по условиям Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года и с включением в состав империи Крыма в 1783 году. Эта генеральная цель дополнялась не менее важными задачами, прежде всего внешнеполитического плана - поездка носила демонстративный характер и должна была убедить южного соседа, что утверждение России в Северном Причерноморье и Крыму носит характер не временной акции, а меры, рассчитанной на вечные времена.


Злые языки поговаривали, что десяти миллионов рублей, назначенных Екатериной, впоследствии не хватило. Ко всем расходам плюсовали и затраты князя Потемкина. На что такие траты? Деньги пошли на постройку домов, разведение садов, устройство базаров в местах, через которые проезжала Екатерина. На станциях, где путевые дворцы не планировались, были устроены галереи и готовились «приличные напитки и прибор». На каждой станции должен был находиться плотник и кузнец с инструментами. По обеим сторонам дороги вечером пылали костры. В каждом городе для путешествующих устраивались иллюминация, а иногда и фейерверки. Императрица и ее свита путешествовали на поезде, который состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками, а также 40 запасных саней. Карета самой Екатерины вмещала гостиную на восемь человек, малую библиотеку, кабинет, карточный стол и все удобства; запряжена она была тридцатью лошадьми. Помимо этого Екатерине предназначались шестиместная и четырехместная кареты, а также почивальный возок. На станциях для путешественников были приготовлены по 560 сменных лошадей, а от Петербурга до Киева было устроено 76 станций. На каждой станции сооружались помещения для хранения припасов: три рогатые скотины, три теленка, 15 кур и 15 гусей, два пуда крупитчатой муки, один пуд коровьего масла, 500 яиц, 6 окороков, фунт чаю, полпуда кофе, бочонок сельдей, два пуда сахару, вина белого и красного по три ведра, 50 лимонов, а также пиво. На станциях, где не предполагалось ни обедать, ни ночевать, впрок заготавливались холодные закуски.


При дворе императрицы недоброжелатели Потемкина не уставали твердить, что все траты князя не приносят никакой пользы и что даже приобретение Крыма не стоит тех огромных средств, которые требовал Светлейший. Интриги недругов князя имели известный успех - когда Потемкин в 1786 году прибыл в столицу, то у двора встретил холодный прием. Потемкин, страшно раздраженный, хотел доказать всем, что Россия приобрела «драгоценную жемчужину». Позже и сама Екатерина стала так называть Крым. Путешествие было необходимо, чтобы развеять слухи о недостатках его управления полуденным краем. Экзотика южной природы, быстрое развитие городов, отличное устройство военных портов и заботы князя должны были поразить Екатерину и привести в удивление всю Европу. Мысль самолично убедиться в успехах освоения края подал Екатерине император Иосиф II во время свидания в Могилеве еще в 1780 году. Императрица намеревалась воспользоваться советом императора в 1784 году, но чума, занесенная в Херсон, помешала осуществлению этого намерения. Отсрочка путешествия вполне устраивала Потемкина - блестящий организатор развил бешеную энергию по благоустройству края и свел надежды на свое близкое падение к нулю: не он, а его недоброжелатели оказались в опале. Князь хорошо знал вкусы и слабости императрицы и не жалел ни сил, ни средств, чтобы представить Новороссию, которой он управлял, в лучшем виде; он не упускал ни одной мелочи, способной омрачить взор путешественницы: срочно воздвигались дворцы и триумфальные арки, леса и рощи превращались в английские парки, улучшались дороги, возводились мосты, храмы, основывались деревни.

Екатерину II сопровождали граф А. Безбородко, граф А. Дмитриев-Мамонов и другие. Среди иностранцев были граф де Сегюр, Фиц-Герберт, принц де Линь, австрийский император Иосиф II, который путешествовал под именем графа Фалькенштейна. Генерал-фельдмаршал Потемкин встречал императрицу в Киеве.

Путешествие началось холодной зимой - 2 января 1787 под гром пушек и закончилось в июле. Это было последнее путешествие императрицы. Путники проезжали по обширным снежным равнинам через леса сосен и елей. Дорога была освещена множеством огней и напоминала большое снежное море. В городах и деревнях их встречали толпы любопытных, которые, не замечая стужи, громкими криками приветствовали свою государыню. Императрица вела обычный образ жизни во время всего путешествия. Вставала в шесть часов утра и занималась делами с министрами, потом завтракала, принимала гостей. В девять часов царский поезд возобновлял следование и останавливался в два часа для обеда. Следующая остановка была только в семь часов вечера. Ко сну императрица отправлялась к 9 часам. Везде, где бы ни останавливалась Екатерина, она находила дворец или красивый дом, приготовленный для нее. Французский посол Сегюр, избалованный изнеженными блюдами, претензий к организации питания не предъявлял:

"Везде находим мы теплые покои, отличные вина, редкие плоды и изысканные кушанья" . Императрица писала невестке из Нежина 28 января:

"Мое путешествие так расположено, что это скорее прогулка" .

На пути следования «Высочайшего поезда» в Крыму были воздвигнуты «Екатерининские мили».

Путь на юг лежал через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, Киев, а оттуда до Екатеринослава Днепром. В Екатеринославе путешественница со свитой пересела в карету и отправилась в Херсон, а из него к цели путешествия - в Крым. Обратный маршрут был иным: Черкассы, Бахмут, Тор, Изюм, Харьков, Курск, Орел, Тула, Москва, Петербург. Сохранилось описание пребывания императрицы в Черниговском наместничестве. Приготовления к встрече путешественницы по предписанию малороссийского губернатора П. А. Румянцева начались еще в 1784 году. Согласно предписанию Румянцева, дом для ночлега императрицы должен иметь не менее 16 комнат, соответствующим образом меблированных столами, стульями, зеркалами, занавесками и др. В поисках таких зданий местные власти испытывали немало затруднений. В городе Березне, пограничном в Новгород-Северской губернии, имелось единственное здание подобных размеров, но оно требовало капитального ремонта. Городские власти решили, что выгоднее соорудить новый дом, который после отъезда императрицы останется в казенном ведении, нежели реставрировать старый, подлежавший возврату владелице. Все бы хорошо, если бы не одно маленькое НО: Черниговскому наместничеству на все мероприятия, связанные со встречей императрицы (ремонт дорог, мостов, закупка провианта и фуража, обеспечение станций лошадьми и пр.), казна ассигновала 10 973 рубля 37 копеек, в то время как на сооружение путевого дома предполагалось издержать около половины этой суммы - 5455 рублей 55 копеек. Из этого следовало, что значительную часть расходов должны были взять на себя дворяне и горожане губернии. Некоторые дворяне уклонялись от участия в церемониях встреч и проводов императрицы. Затруднения испытывали и при поисках ораторов, способных, не робея перед императрицей, связно произнести приветствие.

Императрица прибыла в Киев в феврале и задержалась в нем на три месяца из-за позднего освобождения реки ото льда. Екатерина осталась недовольной пребыванием в Киеве - не было торжественных встреч, улицы оказались дурно вымощенными. Екатерина поручила своему фавориту Дмитриеву-Мамонову выразить Румянцеву недовольство, на что фельдмаршал с достоинством ответил:

"Скажите ее величеству, что я фельдмаршал ее войск, что мое дело брать города, а не строить их и еще менее - украшать". Императрица сначала была поражена ответом, нашла его дерзким, но сдержала гнев и сказала фавориту:

"Он прав. Но пусть же Румянцев продолжает брать города, а мое дело будет строить".

Киев произвел на императрицу неблагоприятное впечатление. Сына она извещала, что, прибыв в Киев, она искала, где город, "но до сих пор ничего не обрела, кроме двух крепостей и предместий; все эти разрозненные части зовутся Киевом и заставляют думать о минувшем величии этой древней столицы". 30 апреля флотилия пришвартовалась в Кременчуге - первом городе Новороссии, где хозяином был Потемкин. Он сопровождал карету императрицы во главе официальных лиц. Во время обеда 186 музыкантов и певцов развлекали путешественницу. Екатерина вполне оценила старания Потемкина. Она писала И. П. Салтыкову:

"В Кременчуге нам всем весьма понравилось, наипаче после Киева... и если б знала, что Кременчуг таков, как я его нашла, я бы давно переехала".

Далее следовали комплименты в адрес Потемкина: войска содержатся в исправности и заслужили похвалы иностранных министров, недоимок нет, в то время как в трех губерниях они достигают миллиона рублей. В Херсоне состоялась встреча еще с одной коронованной особой - австрийским императором Иосифом II. Город поразил императрицу двумя тысячами фундаментальных зданий, арсеналом и верфью. Но на Иосифа II город произвел обратное впечатление, навеянное, видимо, его недоброжелательным отношением к Потемкину. Князь и здесь организовал пышную и расточительную встречу, чего стоила что дорога протяженностью в полверсты от дворца, где останавливалась Екатерина, до верфи, которая была покрыта зеленым сукном.

Екатерина выехала из Херсона 17 мая и через два дня вступила на землю Крыма. 21 мая карета императрицы остановилась в Бахчисарае. Императрица, провела в Бахчисарае пять дней и осталась крайне довольной. Состоявший на русской службе принц Нассау-Зинген, сопровождавший Екатерину, восхищался иллюминацией Бахчисарая:

"С наступлением ночи все горы, окружающие город, и все дома, расположенные амфитеатром, были иллюминованы многочисленными огнями; зрелище было великолепное".

Потемкин удивил Екатерину еще одним своим творением - в Кинбурнской гавани он основал порт Севастополь. Здесь уже существовал город с укреплениями, госпиталями, четырьмястами домами, адмиралтейством и сильным гарнизоном. Но главной достопримечательностью нового города был флот: на рейде Севастопольской бухты стояло 15 линейных кораблей, которые Екатерина в сопровождении свиты отправилась осматривать на шлюпках.


"Императрица, - записал Сегюр, - находится в восторженном состоянии по поводу всего, что она видит и при мысли о новой степени величия и могущества, на которую она возводит Русскую империю".

На другой день Екатерина наблюдала морские учения. Увиденное окончательно рассеяло все сомнения о целесообразности присоединения Крыма и укрепило веру в таланты и крайне полезную деятельность своего ученика, как она называла Потемкина. Своими наблюдениями она поделилась с московским губернатором П. Д. Еропкиным:

"Весьма мало знают цену вещам те, кои с унижением бесславили приобретение сего края. И Херсон и Таврида со временем не только окупятся, но надеяться можно, что если Петербург приносит восьмую часть дохода империи, то вышепомянутые места превзойдут плодами бесплодных мест. Кричали и против Крыма и отсоветовали обозреть самолично. Сюда приехавши, ищу причины такова предубеждения нерассудства... Сим приобретением исчезает страх от татар, которых Бахмут, Украина и Елизаветград поныне еще помнят... Сегодня вижу своими глазами, что я не принесла вред, а величайшую пользу своей империи".


Близ Балаклавы императрицу ожидал еще один сюрприз - Потемкин для ее встречи велел учредить роту амазонок, укомплектованную из сотни жен и дочерей балаклавских греков под командованием супруги капитана Саранцева Елены Ивановны. Экипировка амазонок состояла из юбок малинового бархата, отороченных золотыми галунами, и курточек из зеленого бархата. На голове - белый тюрбан с золотыми блестками и страусовым пером. Все амазонки были вооружены ружьями с тремя патронами. Встреча должна была состояться в конце аллеи из апельсиновых, лимонных и лавровых деревьев. Расходы немалые, и все это ради того, чтобы проезжавшая мимо императрица остановилась на минуту-другую и произнесла в адрес Елены Ивановны:

"Поздравляю вас, амазонский капитан! Ваша рота исправна. Я ею очень довольна".

Екатерина пожаловала Елене Ивановне бриллиантовый перстень в 1800 рублей, а всем амазонкам - 10 тысяч рублей. Вслед за тем рота была распущена. Из Севастополя Екатерина поехала через Бахчисарай, Симферополь и Старый Крым до Феодосии, а оттуда к Перекопу.

28 мая Екатерина прибыла в Феодосию, которая была конечной точкой крымского путешествия. Екатерина со свитой посетила бывший ханский монетный двор. Здесь в память о путешествии во время посещения были изготовлены две золотые медали «Путь на пользу». Эти медали князь Потемкин подарил Екатерине и австрийскому императору Иосифу. Спустя 220 лет одна из этих медалей была продана на специальном нумизматическом аукционе в Москве за 130 тысяч долларов. Позднее Айвазовский написал картину «Посещение Екатериной Феодосии», которая в настоящее время выставлена в основной экспозиции Феодосийской картинной галереи. 29 мая кортеж тронулся в обратный путь. 28 июня въехали в Москву, а 11 июля императрица вернулась в Петербург. Обратный путь императрицы не оставил ни в ее памяти, ни в памяти современников столь же ярких и запоминающихся событий, какие в изобилии можно было наблюдать в Новороссии и Крыму.

Вместе с этим читают:


Со 2 января по 11 июля 1787 г. состоялось уникальное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II в Крым.

"...Чтобы быть в курсе состояния дел в провинциях, Екатерина II время от времени предпринимала путешествия по стране. Целью таврического путешествия была инспекция Новороссии, присоединённой к России в результате недавних войн с турками и переданной под управление Г. Потёмкина, а также встреча с австрийским императором Иосифом для обсуждения дальнейших планов совместных действий против Османской империи...."

Свита императрицы - около 3 тысяч человек. Императорский кортеж был из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Сама Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми.

Сегодня трудно представить себе, что ещё лет 150 назад разговор о Крыме как о месте для отдыха и туризма мог вызвать только недоумение. Курортное освоение полуострова, главным образом его южной части, превращение его в «Мекку» для миллионов жителей России, Советского Союза и теперь стран СНГ - дело, в общем-то, совсем недавнего прошлого. Тем не менее ход этого освоения - одна из самых захватывающих страниц в истории развития отечественной экономики, предпринимательства, и более широко - в летописи развития нашей цивилизации.

Отправной точкой в развитии крымского туризма можно считать грандиозный по затратам вояж, который в 1787 году совершила в новоприобретённый «полуденный Край» императрица Екатерина II, тогда же назвавшая Крым «лучшей жемчужиной» своей короны. Конечно, это был не тур в современном понимании, а отчасти инспекционная поездка по землям, отданным в управление Светлейшего Князя Г.А. Потёмкина, отчасти — политическая демонстрация, которая должна была явить величие империи перед её соседями. Но все же главной побудительной причиной было желание императрицы увидеть новые земли, присоединенные к России в результате кровопролитных войн за четыре года до этого. Подготовка путешествия началась загодя. Был составлен маршрут, отправлены распоряжения о ремонте дорог, приготовлении мест стоянок, строительстве путевых дворцов, организации питания и т.д. Потёмкин поручил полковнику Корсакову строительство дороги через Кизикермен и Перекоп в Крым, причем требовал сделать её «богатою рукою, чтобы не уступала римским». Частично она пролегала по битому тракту, но кое-где в горной части полуострова её прокладывали заново. Фрагменты этой дороги в некоторых местах видны и сегодня. Всего на организацию вояжа было затрачено 15 млн. рублей не считая 3 млн. из доходов кн. Потёмкина.

Маршрут путешествия был объявлен почти за год до его начала. Путь пролегал «... через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, в Киев, оттуда по вскрытии вод на судах по Днепру до Нового Кайдака, где назначено быть губернскому городу Екатеринославлю, от сего же места сухим путем в Херсон, область Таврическую, и возвратно через Черкасск, Бахмут, Изюм, Харьков, Курск, Орел, Тулу и Москву». Всего 5657 вёрст. 1 января роскошный императорский поезд из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 саней запасных двинулся в путь. Сама императрица ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где её сопровождали придворные, представители иностранных дипломатических миссий, которые были приглашены в путешествие, и прислуга. Следом двигался «почивальный возок» императрицы.

Екатерининская миля. 30-е гг. XIX в.

Всего в императорской свите было до 3000 человек. На каждой станции кортеж встречали от 500 до 600 свежих лошадей. Двигались неспешно, с 9 утра до семи вечера с трехчасовой остановкой на обед. На границе каждой губернии императрицу встречало губернское начальство, сопровождавшее её до следующей губернии. Прибыв к концу января в Киев, путешественники сделали трехмесячную остановку — ждали, пока Днепр вскроется ото льдов. Когда это произошло, транспорт переменили. Вниз по Днепру императорский кортеж отправился на 80-ти великолепных судах. Императрица плыла на галере «Днепр», судне, специально построенном для этого путешествия и богато разукрашенном. «Стечение народа по берегам было чрезвычайное»,— вспоминал французский посланник де Сегюр. Перед днепровскими порогами блестящий кортеж снова вынужден был совершить перемену транспортных средств, на этот раз пересели в кареты, поставленные на колеса, и двинулись в глубь таврических степей. Немногочисленные поселения и даже отдельные дома в этих местах были специально украшены выписанными из Петербурга художниками, а злые языки утверждали, что многие из них представляли собой не что иное, как декорации, заказанные Потёмкиным, чтобы продемонстрировать плоды своей деятельности по освоению новых земель («потемкинские деревни»). На Перекопских воротах Екатерину встречал девиз «Предпослала страх и принесла мир». Отсюда в путешествие по Крыму её сопровождал конвой родовитых татарских мурз, численностью до 2 тыс. всадников. Первая остановка в Крыму была назначена в Бахчисарае - во дворце крымских ханов, который был для этого специально отремонтирован. Вечером все окрестные скаты были иллюминированы. 22 мая путешественники отправились в Инкерман, где во время застолья в специально построенном дворце Потёмкин приготовил для императрицы и её окружения сюрприз.

Встреча Екатерины II «амазонской ротой» вблизи Балаклавы в 1787 г.

Когда обед был в разгаре, занавеси на окнах были раздвинуты, и взорам путешественников предстал лежащий на противоположном берегу бухты Севастополь, а в самой бухте весь Черноморский флот, приветствовавший императрицу залпами салюта. После обеда путешественники отправились в город на шлюпках. После ночлега в доме командующего флотом Т. Макензи Потёмкин повёз императрицу в Байдарскую долину. Под Балаклавой кортеж встретила «амазонская рота», составленная из жен и дочерей балаклавских греков, которая привела в восторг императрицу. На Южный берег Екатерина не спускалась, так как в это время от Байдарского перевала туда ещё не было проезжей дороги, и императрица вынуждена была удовлетвориться видом, открывшимся ей с Байдарского перевала. Повернув назад, путешественники через Бахчисарай прибыли в Симферополь, где императрица остановилась в специально построенном дворце. В тот же день кортеж выехал в Карасубазар, где императрица сделала смотр расквартированным в Крыму войскам, наградила местных чиновников и мурз и отправилась дальше — в Судак и Старый Крым. Последним пунктом пребывания Екатерины в Крыму была Феодосия, где на местном монетном дворе в честь её и сопровождавшего её австрийского императора Иосифа II были вычеканены две золотые монеты. После этого весь кортеж отправился в обратный путь.

Путешествие Екатерины создало целую традицию императорских вояжей на юг, и все наследники Великой императрицы за исключением императора Павла I считали своим долгом совершить путешествие в причерноморские земли. Так поступил Александр I, посетивший полуостров в 1818 и 1825 гг., и Николай I, вояжировавший по Крыму в 1837 г. и в последующие годы.

В отличие от августейших особ, путешествия которых организовывались специально, прочих путешественников, вознамерившихся отправиться в Тавриду, ждали немалые трудности. Отдаленность от столиц, отсутствие нормальных путей сообщения делали поездку в Крым в конце XVIII начале XIX века не увеселительной прогулкой, а довольно утомительным и иногда небезопасным путешествием, которое могло быть предпринято либо с деловыми, либо с познавательными целями, но никак не для отдыха и развлечений в нашем современном понимании этих слов...


Карта путешествия Екатерины II в Крым в 1787 г.


Таврический вояж (со 2 января 1787 по 11 июля 1787) — беспрецедентное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II и её двора, длившееся в итоге более полугода. С ним связано возникновение легенды о потёмкинских деревнях.

Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме

Михаил Шибанов

Задачи и подготовка

Чтобы быть в курсе состояния дел в провинциях, Екатерина II время от времени предпринимала путешествия по стране. Целью таврического путешествия была инспекция Новороссии, присоединённой к России в результате недавних войн с турками и переданной под управление Г. Потёмкина, а также встреча с австрийским императором Иосифом для обсуждения дальнейших планов совместных действий против Османской империи.


Атлас Российской империи. 1800 год. Лист 38. Новороссийская губерния из 12 уездов


Эрцгерцог Австрии,Император Священной Римской империи,Король Венгрии,Король Богемии,

Король Хорватии и Славонии,Король Галиции и Лодомерии

Предполагаемый маршрут: Луга — Великие Луки — Смоленск — Новгород-Северский — Чернигов — Киев — Екатеринослав — Херсон — Перекоп — Бахчисарай — Севастополь — Ак-Мечеть — Карасубазар — Судак — Старый Крым — Феодосия — Геничи — Мариуполь — Таганрог — Нахичевань-на-Дону — Черкасск — Азов — Бахмут — Белгород — Обоянь — Курск — Орел — Мценск — Тула — Серпухов — Москва — Клин — Торжок — Вышний Волочек — Новгород — Санкт-Петербург. Всего на 5657 верст, в том числе 446 по воде.

Екатерина Вторая.Путешествие в Крым в 1787 г.

Вид Балаклавы

Вид Керчи.

С гравюры Саблина.

Екатерина Вторая. Путешествие в Крым в 1787 г.Вид Феодосии.

С гравюры Химеля

Екатерина Вторая. Путешествие в Крым в 1787 г.

Вид Севастопольской бухты. С гравюры Куше.

Екатерина Вторая. Путешествие в Крым в 1787 г.

Вид Твери. С гравюры Саблина.

Впервые путешествие по новым южным землям обсуждалось еще в 1780 году. Подготовка к путешествию началась в 1784 году с укрепления Черноморского флота и армии, расположенных на юге России. Началось строительство городов и укреплений, появление которых повлияло на рост экономики вновь приобретенного края. Осенью 1786 года Потёмкиным было отдан приказ полкам русской армии разместиться в местах предположительного маршрута путешествия. Этим приказом Потёмкин преследовал 2 цели: близость войск на случай непредвиденных действий врагов России и для выполнения войсками части подготовительных работ. Например, около Киева была сосредоточена армия под командованием П. А. Румянцева (100 тыс. чел.).


Черноморский флот в Феодосии накануне Крымской войны. Полотно Ивана Айвазовского

Григорий Александрович Потёмкин-Таври́ческий

Пётр Александрович Румянцев

Маршрут

Наиболее известные описания вояжа на галерах по Днепру и далее по Крыму оставили сопровождавшие императрицу иностранцы — принц де Линь и граф Сегюр.

Шарль-Жозеф де Линь

Луи Филипп де Сегюр

Императорская свита составляла около трёх тысяч человек. Императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где её сопровождали придворные, прислуга, а также представители иностранных дипломатических миссий. Принять участие в инспекции южных провинций были приглашены иностранные министры: граф Кобенцель — посол немецко-римского императора, Фицгерберт — английского и граф Сегюр — французского двора.

Екатерина Вторая. Путешествие в Крым в 1787 г.

Дорожный возок императрицы.С гравюры Гоппе.

Екатерина Вторая. Путешествие в Крым в 1787 г.

Придворные дорожные экипажи.

Один из участников процессии вспоминал:

Путешествие представляло торжественное шествие. Во время ночи по обеим сторонам дороги горели смоленые бочки. Во всех губернских городах, где её величество останавливалась, были балы, и все улицы и дома иллюминированы.

— Евграф Комаровский

На границах наместничеств встречали государыню её наместники или генерал-губернаторы: у въезда в Новгородскую губернию встретил Н. П. Архаров, наместник новгородский и тверской; на границе Псковской губернии — наместник князь Н. В. Репнин, псковский и смоленский; на границе Белоруссии — П. Б. Пассек, наместник полоцкий и могилевский, а на границе Черниговской губернии — генерал-фельдмаршал граф Румянцев-Задунайский, генерал-губернатор и наместник всей Малороссии.

Николай Петрович Архаров


Николай Васильевич Репнин

Портрет П. А. Румянцева-Задунайского

Работы неизвестного художника конца XVIII века

В Киев приехало множество разных вельмож, а более поляков, и двор был весьма великолепен, особливо у заутрени, в Светлое Христово Воскресение, в Печерской лавре. К вечерне императрица поехала в Софийский монастырь; после оной посетила митрополита Самуила в его келье, больного, который сказал ей речь и уподобил её Христу, явившемуся после Воскресения ученикам.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Софийский собор


Самуил (Миславский), митрополит Киевский и Галицкий

Екатерина стала первым монархом, посетившим царский дворец, ныне известный под именем Мариинского. Там была дана аудиенция будущему латиноамериканскому революционеру Миранде. Под Кременчугом к императрице на берегу Днепра присоединился император Иосиф, приехавший с видом инкогнито под именем графа Фалькенштейна. Императрице во владениях Потёмкина понравилось больше, чем у Румянцева, о чём она не преминула написать в Петербург

Дворец в Киеве. С рисунка И. Сергеева

В Кременчуге нам всем весьма понравилось, наипаче после Киева, который между нами ни единого не получил партизана, и если бы я знала, что Кременчуг таков, как я его нашла, я бы давно переехала. Чтобы видеть, что я не попусту имею доверенность к способностям фельдмаршала князя Потёмкина, надлежит приехать в его губернии, где все части устроены как возможно лучше и порядочнее; войска, которые здесь, таковы, что даже чужестранные оные хвалят неложно; города строятся; недоимок нет. В трех же малороссийских губерниях, оттого что ничему не давано движения, недоимки простираются до миллиона, города мерзкие и ничто не делается.

Отправление Екатерины II из Канева в 1787 году

Екатерина Вторая. Путешествие в Крым в 1787 г.

Императорские галеры, отплывающие из Киева по Днепру. С рисунка Хатфильда.

Екатерина Вторая. Путешествие в Крым в 1787 г.

Императорские галеры прибывают в Кременчуг.

Екатеринослав и Херсон

В Екатеринославе путешественники присутствовали при закладке соборного храма. Ко времени прибытия императрицы на место постройки города по гигантским планам Потемкина князем в Берлине была заказана статуя императрицы, которая, однако, не была готова в мае 1787 года. В походной церкви, то есть в шатре, раскинутом на берегу Днепра, отслужили молебен, а затем происходила закладка собора. Храм этот должен был походить на собор св. Петра в Риме. Желая произвести впечатление на гостей, Потёмкин приказал архитектору «пустить на аршинчик длиннее, чем собор в Риме».


Первоначальный нереализованный проект Преображенского собора Клода Геруа. Лицевой вид.

Иосиф II и Сегюр не без основания скептически относились к будущности Екатеринослава и в беседе между собою смеялись над честолюбием Потемкина. Скоро после закладки храма постройка его была приостановлена. Гораздо позже была построена на том месте, где предполагалось строить громадный собор, церковь в довольно скромных размерах. Фундамент проектированного собора, на который было истрачено более 70 000 рублей, теперь составляет её ограду. Великолепные планы и рисунки колоссального проекта Потемкина были впоследствии переданы в одесский музей.

Спасо-Преображенский собор в Днепр

В Херсон Екатерина приехала в великолепной колеснице, в которой сидела с Иосифом II и Потёмкиным. Херсон удивил даже иностранцев, бывших в свите Екатерины. Крепость почти совершенно оконченная, большие казармы, адмиралтейство с богатыми магазинами, арсенал со множеством пушек, два линейные корабля и один фрегат, совершенно готовые на верфях, казенные здания, несколько церквей, частные дома, лавки, купеческие корабли в порту — все это свидетельствовало о неутомимой и успешной деятельности Потёмкина. Тогда думали, что Херсон сделается вторым Амстердамом. Даже Иосиф II, весьма недоверчиво относившийся к реформам и проектам Потемкина и Екатерины, заметил о Херсоне: Celа а l’аir de quelque chose («Вот это уже на что-то похоже»).

Херсон на Днепре. Набережна Святого Павла.


Херсон на Днепре

При церемонии спуска кораблей в Херсоне, пишет немецкий врач Дримпельман, проявилось мелочное честолюбие Потёмкина: «Государыня явилась запросто, в сером суконном капоте, с чёрною атласною шапочкою на голове. Граф Фалькенштейн также одет был в простом фраке. Князь Потемкин, напротив, блистал в богато вышитом золотом мундире со всеми орденами».

Григорий Александрович Потёмкин

Путешествие по Крыму

После пятидневного пребывания в Херсоне путешественники отправились в Крым чрез Кизикерман и Перекоп. Сооружая этот путь, Потемкин предписывал: «Дорогу от Кизикермана до Перекопа сделать богатою рукою, чтобы не уступала римским; я назову её: Екатерининский путь».

Придворные подъехали к Перекопу 17 мая 1787 года. Через 10 дней императрица отбыла из Карасубазара (совр. Белогорск) и в семь часов вечера прибыла в Старый Крым. Здесь специально для ночлега императрицы был построен небольшой дворец. Екатерину встречал конный Таврический полк, который отдавал честь с преклонением штандартов. Весь вечер били в литавры и играли на трубах. Весьма эффектным эпизодом было окружение императрицы многочисленными депутациями от татар, кабардинцев и других южных народов, долженствовавшее развеять опасения в их антирусском настрое.

Александр Храповицкий

2 января 1787 года поутру в 11 часов из Зимнего дворца в С.-Петербурге «при пушечной пальбе с обеих крепостей» выехала великая импера-трица «попутешествовать в полуденные страны обширной Империи Своей». Ни дальняя и тяжё-лая дорога, ни возраст (а императрице испол-нилось 58 лет) не заставили Екатерину отка-заться от стремления самолично осмотреть свои владения.

То была беспрецедентная по масштабам и числу участников поездка в Крым, длившаяся в итоге более полугода. Вести журнал своего путешествия императрица велела статс-секретарю Александру Храповицкому, кото-рого после поездки приблизила к себе и сде-лала его советчиком и сотрудником в её лите-ратурных и исторических трудах. Свита Екатерины около трёх тысяч человек, а импе-раторский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, в сопровождении придворных, приглашённых представителей иностранных государств и прислуги.

Ехали не спеша. На каждой станции кортеж встречало от 500 до 600 свежих лошадей. Гото-вивший эту поездку Григорий Потёмкин пре-вратил путешествие императрицы в действо, полное впечатляющих картин и театральных представлений. Кортеж встречали на дороге хлебом и солью аккуратно одетые крестьяне. В вечернее время звучали народные песни, услаждая слух путешественников.

Особенно торжественной в начале пути была встреча на родине Потёмкина - в Смоленске, куда императорский поезд прибыл 23 января. Навстречу выехало «100 почтальонов верхами с зажжёнными факелами, генерал-губернатор, губернский предводитель дворянства Степан Юрьевич Храповицкий, 12 уездных предводи-телей, 12 депутатов от дворянства и 50 других видных дворян, 24 офицера, купечество, ремес-ленники с цеховыми значками, духовенство». Кортеж проследовал в город под барабанный бой и пушечную пальбу с крепости.

Вообще, до Киева назначалось 78 остановок с обедами и ночлегом. Проезжали через города Чериков, Рогалин, Пропойск, а потом прибыли на ночлег в Новгород-Северский. Весь вечерний путь освещался огромными кострами, которые устраивались через каждые 30 метров из зара-нее заготовленных еловых, сосновых и берёзо-вых бревен, а при каждой остановке на ночлег путников встречала иллюминация.

29 января приехали в Киев - древнюю сто-лицу первых русских князей. Екатерина оста-новилась во дворце, строительство которого по проекту Растрелли было начато ещё при импе-ратрице Елизавете, а внутренняя отделка завер-шена к 1787 году. При нём разбили большой сад, красоте которого способствовало местополо-жение на крутом берегу Днепра. Здесь разме-стились только самые приближённые импера-трицы, остальные - на квартирах.

В Киеве пробыли почти три месяца - ждали, пока Днепр вскроется ото льдов. Екатерина посетила Киево-Печерскую Лавру, съездила на Старокиевскую гору, к Десятинной церкви, на Подол. Балы и маскарады следовали непрерыв-ной чередой. Но Екатерина «не ограничиваясь одними лишь обычными приветствиями, везде подробно расспрашивала чиновников, духо-венство, помещиков и купцов об их положении, средствах, требованиях, нуждах. Вот чем она снискивала себе любовь своих подданных и допытывалась правды, чтобы обнаружить огромные злоупотребления, которые многие старались скрыть от нея».

Как только река вскрылась, 22 апреля увесе-лительная флотилия из 80 судов с небывалой пышностью двинулась дальше. В Кременчуге, куда доплыли к утру 30 апреля, императорский кортеж был встречен ещё более пышно - это уже была вотчина Потёмкина. Императрице очень по душе пришёлся здешний путевой дво-рец и сад при нём. Четыре дня продолжались торжества в «столице Потёмкина».

Потом остановились в 8 вёрстах от Кайдака, где строился Екатеринослав. 12 мая приплыли в Херсон, который удивил даже иностранцев - в шутку прозвали его вторым Амстердамом. Они увидели почти оконченную крепость, большие казармы, арсенал со множеством пушек, корабли и фрегат на верфях, казённые здания, несколько церквей, частные дома и мно-жество магазинов.

Утром 19 мая царский поезд въехал в Пере-коп - «каменное четырехугольное укрепление и поселение, состоящее из нескольких доми-шек». Ворота крепости были украшены словами, принадлежащими Потёмкину: «Предпослала страх и принесла мир». Здесь отобедали у Пяти Колодезей, где императрица ознакомилась с соляными промыслами. А дальше был Крым.

В роскошной Альминской долине, в пяти вер-стах от Бахчисарая, у фонтана кортеж встре-тили В. Каховский, К. Габлиц и похититель княжны Таракановой Иосиф де Рибас. Старин-ные каменные ворота в виде триумфальной арки, стоящие на въезде в город (разрушены в 1944 году), были украшены надписью «май 1787 года». На подъездах к Бахчисараю, на кру-том спуске кони не смогли удержать тяжёлую карету, в которой ехала Екатерина, и рванули…

Но местные татары не растерялись и, буквально бросившись под лошадей, спасли жизнь импе-ратрице. Екатерина посетила Успенский мона-стырь и Чуфут-Кале, осмотрела их памятники, синагогу, посетила дом караимского старосты. Бахчисарай понравился всем своим необычным видом. А приглашенный австрийский импера-тор Иосиф II нашёл его похожим на Геную.

В Инкермане, поднявшись на вершину, где сейчас расположен западный Инкерманский маяк, гости были приглашены в небольшой деревянный дворец, специально возведённый для этого случая. Скрывшись от майского зноя в залах под занавесом, гости под музыку наслаж-дались изысканными блюдами и напитками. Вдруг, во время обеда, по знаку Потёмкина, занавеси на окнах раздвинулись, и все присут-ствующие замерли от неожиданности - на берегах безвестной бухты Ахтияр перед ними раскинулся город.

После обеда Екатерина II вместе с императо-ром Иосифом и остальной свитой отправились на шлюпках к Севастополю и пристали к специ-ально обустроенной пристани - выходу в город. В честь императрицы её назвали Екатеринин-ской, но официальное название не прижилось. Так и осталась пристань Графской - в память о командующем флотом графе М. Войновиче, который жил здесь на месте будущего адмирал-тейства. Путешественники пошли к месту ноч-лега. Это был одноэтажный дом на взгорке, заложенный одновременно с пристанью. К тому времени дом принадлежал морскому ведомству и был переоборудован под путевой дворец Екате-рины Великой. После ночлега дом стал называться «екатерининским», как и дорога, идущая мимо него на Балаклаву. «Екатерининский дворец» пострадал во время обороны города в 1854-55 годах, однако был восстановлен и ещё долго служил Севасто-полю. Но в начале 1920-х годов его снесли.

В Старом Крыму специально к приезду импе-ратрицы был построен так называемый Екате-рининский фонтан - сооружение в виде крытого черепицей павильона в восточном стиле. Над фонтаном сверху была построена беседка, где знаменитая гостья изволила пить чай. Со време-нем фонтан почти полностью разрушился.

Затем были ещё поездки в Судак и Феодосию. В Феодосии осмотрели бывший ханский монет-ный двор, где в честь Екатерины II и сопрово-ждавшего её австрийского императора Иосифа II были вычеканены две золотые медали с обозна-чением дня посещения. Потом весь император-ский кортеж двинулся в обратный путь. Когда же пришло время расставаться с Потёмкиным в Харькове, Екатерина пожаловала ему звание Таврического.

Возвращалась государыня через Курск, где у курских Триумфальных ворот при пушечной пальбе её встречали губернатор с купечеством и цеховыми. Екатерина пожелала здесь посетить Курский Знаменский монастырь и оттуда, через Орловскую и Тульскую губернии, при-была она в первопрестольный град Москву. У Серпуховских ворот императрицу встречали хлебом с солью и после 101 приветственного пушечного выстрела во всех церквах начался колокольный звон. Но внутренние проблемы требовали присутствия императрицы в сто-лице. Пробыв несколько дней в Москве, доволь-ная своим путешествием Екатерина двинулась со всей своей свитой в Санкт-Петербург.

Несомненно, эта поездка имела и политиче-ский подтекст, она должна была явить величие империи перед её соседями. «В душе Великой Екатерины родилась мысль привести народ свой в то состояние, в котором бы он мог чув-ствовать собственное своё достоинство, извлечь его из невежества, зависимости и слепого под-ражания другим народам, дать ему постоян-ный, отличительный характер и образовать его совершенным». Но если кто коснется чести её короны, нарушит мир в её владениях, тогда она «подобна львице, у которой похищают детей её». Так писал об императрице анонимный автор, перевод которого прилагался в конце данной книги.

Путешествие Екатерины II в полуденный край России в 1787 г.

Собрание карт для путешествия ея императорскаго величества в полуденный край России в 1787 г. / Соч. А. Вильбрехт. - [СПб.: 1787]. - 8 л.: Рукописн., раскраш.; 56х40 (67х46) см. Слад. в футляр 22х17 см. (К 1-РоссЕ 6/3)
Электронный ресурс

Карта Путешествия Ея Императорскаго Величества В полуденный край России в 1787 году. [Соч. А.Вильбрехт]. – СПб.: [Географический департамент Кабинета, 1786]. – M. . – 1л. 38.0х62.0 (42.0х65.0). Гравюра на меди. Накл. на бумагу. (К 1-РоссЕ 2/76)
Электронный ресурс

Из издания: Путешествие Ея Императорскаго Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году. Печатано при Горном училище 1786 года. СПб., 1786 (издание предваряло поездку Екатерины II).

Описание маршрута в издании: Храповицкий А.В. Журнал высочайшего путешествия Ея Величества государыни императрицы Екатерины II. Самодержицы Всероссийской, в Полуденные Страны России в 1787. М., 1787.

Карты охватывают территорию Европейской части России, включая Крым, часть Польского Королевства и Молдавию.

После заключения в 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного договора и подписания Екатериной II в 1783 г. Манифеста о присоединении к Российской империи Крыма и Таманского полуострова Россия прочно утвердилась в Северном Причерноморье и Крыму. Под управлением Г.А. Потёмкина здесь укреплялись флот и армия, возводились города и крепости, благоустраивались дороги.

В 1787 г. Екатерина отправилась лично осмотреть недавно приобретённые владения. Поездка преследовала и политические цели – продемонстрировать перед Турцией и Европой могущество Российской державы и намерение России навечно закрепить за собою полуостров; передислоцировать войска ввиду надвигающейся новой войны с Османской империей; провести переговоры с европейскими монархами – австрийским императором Иосифом II , польским королём Станиславом Августом Понятовским и шведским королём Густавом III .

Екатерина покинула Петербург 2 (13) января 1787 г. Императрицу сопровождали около трёх тысяч человек – прислуга, российские министры и сановники, фрейлины, придворные, а также представители иностранных дипломатических миссий. От Петербурга до Киева было устроено 76 станций, на каждой из них приготовили по 550 лошадей и соорудили помещения для хранения припасов. Путь на юг лежал через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, Киев, а оттуда до Екатеринослава Днепром. В Каневе состоялась встреча Екатерины со Станиславом Августом Понятовским. Под Кременчугом к императрице присоединился император Иосиф II, приехавший инкогнито под именем графа Фалькенштейна. Затем августейшая путешественница отправилась в Херсон, а оттуда к цели путешествия – в Крым. На границе каждого наместничества императрицу встречал наместник или генерал-губернатор. В каждом из главных городов, где по случаю её прибытия устраивались фейерверки, представления и балы, она проводила день или два, встречаясь с представителями дворянства, духовенства и купечества. В Крыму, принимая многочисленные депутации от татар, кабардинцев и других южных народов, Екатерина убедилась в благонадёжности и верности новых подданных. В Феодосии, конечной точке поездки, на бывшем ханском монетном дворе были изготовлены в память о путешествии две золотые медали «Путь на пользу». Князь Потёмкин преподнёс их Екатерине и императору Иосифу.

Путешествие оставило у императрицы самое благоприятное впечатление. Османская империя же расценила поездку Екатерины в Крым как вызов и выдвинула России ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии, а также разрешения на досмотр кораблей, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы. 13 (24) августа 1787 г., получив отказ, Османская империя объявила войну, которая закончилась победой России и заключением Ясского мира