Маяковский и только под вечер где.

Теле-граммой / лети / строфа!
Воспа-ленной губой / припади / и попей
Из реки /по имени — / «Факт».
Мы / распнем / карандаш на листе,
Чтобы шелест страниц, / как шелест знамен,
Надо лбами /годов / шеле-стел.

2

Автор вспо-ми-нает о том, как после Февраль-ской рево-люции не суждено было осуще-ствиться чаяниям народа на окон-чание войны, на то, что дадут наконец землю, вместо этого «на шее кучей Гучковы и мини-стры Родзянки...» Власть по-преж-нему «к богатым рыло воротит», поэтому народ не хочет ей подчи-няться и призы-вает к ее свер-жению. Много-чис-ленные партии зани-ма-ются в основном болтовней, и боль-ше-вики наби-рали «и гроши, и силы, и голоса». По деревням идет слух, что «есть за мужиков какие-то „боль-шаки“.»

3

В царском дворце, постро-енном Растрелли, «раски-нулся какой-то присяжный пове-ренный» (Керен-ский). «Глаза у него бона-партьи и цвета защит-ного френч. Слова и слова...» Керен-ский сам опьянен своею славой — «пьяней, чем соро-ка-гра-дусной». Когда Керен-ский проез-жает по Невскому, «дамы и дети-пузан-чики кидают цветы и розан-чики». Сам себя он назна-чает «то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще мини-стром... подма-хи-вает подписи достойно и стара-тельно». Услышав о беспо-рядках, прика-зы-вает послать кара-тельный отряд, на доклад о Ленине и боль-ше-виках реаги-рует так: «Арестуйте и выло-вите!» Керен-ский желает дого-во-риться с Корни-ловым, с англий-ским королем Георгом. Портрет Керен-ского рисуют и Брод-ский, и Репин.

4

Поздний вечер. Петер-бург. Автор в гротес-ковой форме описы-вает разговор преста-релой мадам Кусковой и утеша-ющей ее «усатой няни» П. Н. Милю-кова. Диалог паро-ди-рует разговор Татьяны с няней из пушкин-ского «Евгения Онегина». Кускова жалу-ется, что ей душно, она просит «няню» поси-деть с ней и пого-во-рить о старине, делится своим мнением о том, кого следует поса-дить на престол. Милюков в ответ обещает дать народу «свобод и консти-туций». Кускова в ответ призна-ется, что «я не больна. Я, знаешь, няня... влюб-лена...», «влюб-лена в Сашу, душку...» (Керен-ского). Милюков раду-ется, отве-чает: «При Николае и при Саше мы сохраним доходы наши».

5

Разго-ва-ри-вают «аксель-бан-тами увешанные до пупов» адъютант и штабс-капитан Попов. Они спорят о власти, Попов говорит, что он не за монархию «с коро-нами, с орлами», но для соци-а-лизма «нужен базис». Он считает, что вначале следует ввести демо-кратию, потом парла-мент. «Куль-тура нужна, а мы — Азия-с...» Заме-чает, что тех, кто ездит в «плом-би-ро-ванном вагоне», надо пове-сить. Ленин, по его мнению, сеет смуту. Адъютант считает, что Россия больна. Вспо-ми-нают в разго-воре каза-че-ство, гене-рала Кале-дина, «бесштан-ного Левку». А в это время «в конце у Лиговки» из подвалов «поды-ма-лись другие слова». Некий товарищ из «партийной бюры» раздает оружие — патроны, маузеры, винтовки, боепри-пасы. Это боль-ше-вики гото-вятся к реши-тельным действиям. Решают, что завтра следует высту-пать: «Ну, не несдоб-ро-вать им! Быть Керен-скому биту и ободрану!»

6

Октябрь. Едут «авто и трамваи, под мостом по Неве плывут крон-штадтцы». «Бывшие» убегают в ужасе. Зимний берут в кольцо. А в это время в Смольном «в думах о битве и войске, Ильич грими-ро-ванный мечет шажки, да перед картой Антонов с Подвой-ским втыкают в места атак флажки». Проле-та-риат берет Зимний дворец. «А Керен-ский спря-тался — попробуй вымань его!» Атака пред-ва-ря-ется залпом «Авроры». «Вбегает юнкер: „Драться глупо!“ Трина-дцать визгов: — Сдаваться! Сдаваться! — а в двери бушлаты, шинели, тулупы». «И в эту тишину, вкатив-шися всласть, бас, окрепший, над реями рея: «Которые тут временные? Слазь! Кончи-лось ваше время». В Смольном побе-дившие проле-тарии поют вместо «И это будет...» «Это есть наш последний...» По-преж-нему ездили трамваи, авто, но «уже при соци-а-лизме».

7

Описы-ва-ется петер-бург-ская темень, пустые набе-режные, лишь среди всего этого стоит «виде-нием кита туша Авро-рова». Кое-где видны костры. У костра автор встре-ча-ется с Алек-сан-дром Блоком. На вопрос автора, что он думает обо всем проис-хо-дящем, Блок посмотрел вокруг и сказал — «Очень хорошо». «Кругом тонула Россия Блока... Незна-комки, дымки севера шли на дно, как идут обломки и жестянки консервов». Народ идет «за хлебом, за миром, за волей». «Бери у буржуев завод! Бери у поме-щика поле!» Проле-тарии экспро-при-и-руют имуще-ство «буржуев»: «Чем хуже моя Нина?! Барыни сами! Тащь в хату пианино, грам-мофон с часами!»

Этот вихрь, / от мысли до курка,
И постройку, / и пожара дым
Приби-рала / партия / к рукам,
Направ-ляла, / строила в ряды.

8

Очень холодная зима. Но комму-нисты, несмотря на холод, колют дрова на трудовом суббот-нике.

В наши вагоны, / на нашем пути,
Наши / грузим / дрова.
Можно / уйти / часа в два,
Но мы — уйдем поздно.
Нашим това-рищам / наши дрова
Нужны: това-рищи мерзнут.

«Соци-а-лизм: свободный труд свободно собрав-шихся людей».

9

Капи-та-листы не могут понять, что за респуб-лика такая соци-а-ли-сти-че-ская, какие у нее харак-терные особен-ности — «какие такие фрукты-апель-сины растуг в боль-ше-вист-ском вашем раю?» Они инте-ре-су-ются, «за что вы идете, если велят — „воюй“»? Указы-вают на то, что слишком много труд-но-стей. Поэт отве-чает:

Слушайте, /нацио-нальный трутень, —
День наш / тем и хорош, что труден.
Эта песня / песней будет
Наших бед, /побед, / буден.

10

Интер-венция. Плывут «из Марселя, из Дувра... к Архан-гельску». «С песней, с виски, сыты по-свински». Капи-та-листы грабят, «чужими руками жар гребя». С севера идет адмирал Колчак, в Крыму, на Пере-копе Вран-гель засел. Полков-ники разго-ва-ри-вают во время обеда о том, как они храбро сража-ются с боль-ше-ви-ками, один расска-зы-вает о том, как раз «десяток чудовищ боль-ше-вист-ских» убил и, «как денди», девушку спас. Боль-ше-вики в кольце, «Москва на островке, и мы на островке. Мы — голодные, мы — нищие, с Лениным в башке и с наганом в руке».

11

Автор расска-зы-вает о том, что живет в домах Стахеева, в которых теперь разме-ща-ется ВСНХ. Голодно, холодно, «зимой в печурку-пчелку суют тома шекс-пирьи». Автор явля-ется свиде-телем всему проис-хо-дя-щему. В своем доме, как в лодке, он «проплыл три тыщи дней».

12

Возле учре-ждения ходят спеку-лянты, «обнимут, заце-луют, убьют за руп». Секре-тарши «топают вален-ками», за хлеб-ными карточ-ками стоят лесо-рубы, но никто не выра-жает недо-воль-ства, так как пони-мают, главное — отбить белых. Мимо проходит «неза-ме-нимый» работник — «идет за пайком — прав-ление выдало урюк и повидло». Ученым тоже живется несладко, так как «им фосфор нужен», «масло на блюдце». «Но, как назло, есть рево-люция, а нету масла». Луна-чар-ский выдает людям, полезным делу рево-люции «сахар, жирок, дров бере-зовых, посуше поленья... и шубу широ-кого потреб-ленья».

13

Автор сидит в поме-щении с Лилей, Осей (Брики) и с собакой Щеником. Холодно. Автор одева-ется и едет на Ярослав-ский. «Забрал забор разло-манный», погрузил на санки, привез домой, развел огонь. Автор вспо-ми-нает, что ему дове-лось много блуж-дать в теплых странах.

Но только / в этой зиме
Понятной / стала / мне / теплота
Любовей, / дружб / и семей.
Лишь лежа / в такую вот голо-ледь,
Зубами / вместе /проляскав —
Поймешь: / нельзя / на людей жалеть
Ни одеяла, / ни ласку.

14

Не домой, / не на суп,
а к любимой / в гости
две /морко-винки / несу
за зеленый хвостик.
Я / много дарил / конфект да букетов,
но больше / всех / дорогих даров
я помню / морковь драго-ценную эту
и пол- / полена / бере-зовых дров.

Автор вспо-ми-нает, как питался кониной, как делился с младшей сестрой Олей солью, «щепоткой отсы-ревшей». За стенкой сосед говорит жене: «Иди продай пиджак». Автор вспо-ми-нает, что «за тучей берегом лежит Америка». «Лежала, лакала кофе, какао». Но поэт по-преж-нему говорит: «Я землю эту люблю... Землю, с которой вдвоем голодал, — нельзя никогда забыть».

15

Стоят локо-мо-тивы. Пути занесло снегом. Люди расчи-щают лопа-тами снег. Пять человек обмо-ро-зи-лись, но локо-мотив все-таки пошел вперед. В это время ходят «обыва-тель-ские слухи: Деникин подходит к самой, к Туль-ской, к поро-ховой серд-це-вине». Красные наго-няют Мамон-това, сража-ются. Поэт вспо-ми-нает о поку-шении Каплан на Ленина:

Ветер / сдирает /списки расстре-лянных,
рвет, / закру-чи-вает / и пускает в трубу.
А лапа / класса / лежит на хищнике —
Лубян-ская лапа Чека.

«Милли-онный класс встал за Ильича», обыва-тели «хоро-ни-лись за кухни, за пеленки». Автор говорит, что видел много мест, «где инжир с айвой росли без труда у рта моего».

Но землю, / которую / заво-евал
и полу-живую / вынянчил,
Где с пулей встань, / с винтовкой ложись,
Где каплей / льешься с массами, —
С такою / землею / пойдешь / на жизнь,
На труд, / на праздник / и на смерть!

16

Вран-гель бежит из Крыма. Крики, ругань. Бегут «добро-вольцы» (солдаты Добро-воль-че-ской армии), «чистая публика и солдатня». Вся эта публика забыла приличия, «бросила моду», бегут кто как: «бьет мужчина даму в морду, солдат полков-ника сбивает с мостков». «Вчерашние русские» бегут за границу, чтобы «доить коров в Арген-тине, мереть по ямам афри-кан-ским». Пришлось убраться и интер-вентам. В Крым входят красные с песней «И с нами Воро-шилов, первый красный офицер». После победы все вспом-нили — «недо-па-хано, недо-жато у кого».

Я с теми, / кто вышел / строить и месть
в сплошной / лихо-радке / буден.
Отече-ство / славлю, / которое есть,
но трижды — / которое будет.
Я / планов наших / люблю громадье,
Размаха / шаги саженьи.
Я радуюсь / маршу, / которым идем
В работу / и в сраженья.
Я, / как весну чело-ве-че-ства,
Рожденную / в трудах и в бою,
пою / мое отече-ство, / респуб-лику мою!

18

Поэт говорит, что «девять октябрей и маев» (поэма была напи-сана к десятой годов-щине рево-люции) зака-лили его дух. Свиде-тель-ством тех далеких событий высту-пают памят-ники, которые уже успели построить, и мавзолей Ленина. Поэт вспо-ми-нает тех, кто отдал жизнь за дело рево-люции — Красина и других. Теперь зару-бежные страны признают мощь России (СССР): «Ваша подро-сток-страна с каждой весной осле-пи-тельней, крепнет, сильна и стройна...» Многие инте-ре-су-ются, «достроит коммуну из света и стали респуб-лики вашей сего-дняшний житель?» Поэт также озабочен этим вопросом и спра-ши-вает, не тянет ли людей «всевластная тина», «чинов-ность в мозгах паутину не свила?»

Скажите — / цела? / Скажите — / едина?
Готова ли / к бою / партийная сила?

19

Я / земной шар /
чуть не весь / обошел, —
и жизнь / хороша,
и жить — / хорошо!
А в нашей буче, / боевой и кипучей, —
И того лучше.
Вьется / улица-змея.
Дома / вдоль змеи.
Улица — моя.
Дома — мои.

Вновь открыты мага-зины, прода-ются продукты, «сыры не заси-жены», снижа-ются цены, «стала оперяться моя коопе-рация».

Моя / фамилия / в поэти-че-ской рубрике.
Радуюсь я — / это / мой труд
Влива-ется / в труд / моей респуб-лики.

Поэт осознает свою причаст-ность ко всему проис-хо-дя-щему вокруг, он полно-властный хозяин страны, как и каждый ее граж-данин. Автор наде-ляет эпитетом «мой» и депу-татов, и чинов-ников, едущих на засе-дание, милицию, которая «меня бережет», летчиков, военных, которые всегда готовы дать отпор врагу.

«Хорошо!»


Поэма «Хорошо!» - узловое произведение в творчестве В.В. Маяковского. Оно имеет не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический портрет эпохи. О революции можно написать по-разному: восхвалять или осуждать ее. Но она есть свершившийся факт российской истории, кардинально повлиявший на судьбу последующих десятилетий, да и на современную эпоху нельзя не смотреть сквозь призму событий начала XX в., ведь еще живы их последние свидетели и участники.

В.В. Маяковский считал, что будущим поколениям надо знать, как жили их деды и прадеды. Он сумел показать события изнутри, стремился к максимально объективной оценке, хотя и не мог не расставить определенные акценты. Симпатии его, несомненно, находятся на стороне большевиков. Автор их не скрывает, но в строках поэмы воплотились не только бравурные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика столкнувшаяся с процессом передела собственности. Прежде всего это кровопролитная гражданская война. В.В. Маяковский последовательно показывает, как одно трагическое событие влечет за собой другие. Голод, нищета, разруха, холод - вот те проблемы, с которыми столкнулись люди. В эгу смутную эпоху они хлебнули много горя.

Важно, что поэма написана не от лица стороннего наблюдателя. С судьбой родной земли у В.В. Маяковского неразрывно связана судьба лирического героя. Он голодает и мерзнет вместе со всем народом, но его патриотическое чувство лишь крепнет в испытаниях. Свою нищую, ослабленную войной родину поэт не променяет на сытую, благополучную Америку.

Поэма написана в 1927 г. (к юбилею Октябрьской революции), но каждая ее главка настолько явственно переносит читателя в изображаемый момент исторического развития, что произведение воспринимается как поэтический дневник, ежегодные записи которого пополнялись именно в первые послереволюционные годы.

Название произведения отражает итог масштабных социально-экономических преобразований за десятилетие. Первоначально поэма имела грехчастное композиционное членение. Произведение имело заглавие «Октябрь», затем «25 октября 1917».

Главы поэмы были инсценированы для праздничного спектакля, поставленного в октябрьские праздники 1927 года в ленинградском Малом оперном театре.

Поэма В.В. Маяковского «Хорошо!» - своеобразный учебник истории, в котором емким, художественно выразительным языком излагаются реальные факты действительности. 11о жанру это лиро-эпическая поэма с четко прописанным сюжетом. Можно было бы охарактеризовать ее как поэму-хронику.

Каждая эпоха порождает своих героев. В.В. Маяковский в этой связи, конечно, прославляет Ворошилова, Дзержинского, Подвойского, Антонова, Войкова, Красина, но не обходит вниманием и имена членов Временного правительства Керенского, Милюкова, Гучкова. Родзянко и предводителей Белой армии Врангеля, Колчака, Корнилова. При этом Керенский едко высмеян в произведении. Его властолюбие, трусость и позорное бегство из Зимнего дворца внушают лишь отвращение. Александр Федорович Керенский - представитель эсеровской партии. В состав Временного правительства он вошел в качестве министра юстиции. В первом коалиционном правительстве Керенский был военным и морским министром, а с 8 июля 1917 г.

Министром-председателем, а также верховным главнокомандующим. В.В. Маяковский в поэме иронизирует над многочисленной сменой Керенским постов и функций, намекая на то, что он сам себя на них и назначает. 25 октября 1917 г. Керенский, переодевшись в женское платье, бежал из столицы на машине американского посольства. Сначала он перебрался на Дон к атаману Каледину, а с 1918 г. жил за границей.

В главах поэмы Александр Федорович ассоциируется у В.В. Маяковского с царицей Александрой Федоровной. Поэт, с одной стороны, подчеркивает, что Керенский не сделал ничего для того, чтобы изменить самодержавную имперскую политику по отношению к своему народу, поверившему и поддержавшему его, а, с другой стороны, намекает на позорное бегство Верховноглавнокомандующего из Зимнего дворца перед штурмом. А вот разбитый Врангель, прощающийся с родной землей, выглядит в произведении трагически жалким. В.В. Маяковский не отказывает в уважении его патриотическому чувству, подчеркивает его храбрость и гордость. Петр Николаевич Врангель (1878-1928) был генералом русской царской армии. Он возглавлял контрреволюционные действия белогвардейской «добровольческой армии» на юге России в апреле-ноябре 1920 г. Врангель происходил из прибалтийских баронов. Он был связан с кругами крупных помещиков и иностранного финансового капитала. В ноябре 1920 г. после разгрома его войск Врангель бежал за границу. Однако, уезжая, он все равно желает родине блага:

И над белым тленом,
Как от пули падающий,
на
оба
колена
упал главнокомандующий.
Трижды
землю
поцеловавши,
трижды
город
перекрестил.

В этой сцене отразилась трагедия тысяч людей, вынужденных покинуть Родину после революции и умерших в эмиграции, страдая до конца дней от ностальгии.

Отражены в поэме и тяготы оставшейся в России интеллигенции, которая также сильно пострадала в революционной смуте. В частности, эпизод, связанный с А.А. Блоком, где поэт сетует на то, что в имении сожгли его библиотеку, имел реальную биографическую основу: В.В. Маяковский однажды встретил А.А. Блока, греющегося у костра перед Зимним дворцом, и тот рассказал ему об этом факте.

Однако несчастный случай с блоковской библиотекой - всего лишь незначительная мелочь по сравнению с той полосой трудностей, с которыми пришлось столкнуться в последующие годы русской интеллигенции, оставшейся в России. В воспоминаниях поэтессы И. Одоевцевой «На берегах Невы» подробно описываются настроения в писательской среде того времени. Люди творческого труда также замерзали и голодали в те годы, как вся Россия. В.В. Маяковский в данном случае не противопоставляет интеллигенцию простому народу, а наоборот, подчеркивает единство судьбы ученого и лесоруба в сложный, переломный момент истории.

И все-таки не стоит забывать о том, что поэма В.В. Маяковского - произведение светлое, оптимистическое. Все многочисленные трудности и проблемы современности отражены в ней не столько с целью объективного воплощения эпохи, сколько в стремлении показать, как дорого заплатила Россия за то, чтобы построить новое общество - общество социальной справедливости и благополучия. Чем сложнее был путь к юбилейному, 1927 г., тем ярче должны были казаться эпохальные достижения этого периода. Таким образом, в основе композиционного построения поэмы лежит прием контраста. Проявляется он и в построении отдельных главок. Вспомним, например, эпизод субботника.

Владимир Маяковский

Октябрьская поэма.

вещь необычайно длинная,были времена прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети,

строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки

по имени - "Факт". Это время гудит телеграфной струной, это

сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или

в моем. Я хожу,

чтобы, с этою

книгой побыв, из квартирного

мирка шел опять

на плечах

пулеметной пальбы, как штыком,

просверкав. Чтоб из книги,

через радость глаз, от свидетеля счастливого,в мускулы усталые лилась строящая и бунтующая сила. Этот день воспевать никого не наймем. Мы распнем карандаш на листе, чтобы шелест страниц, как шелест знамен, надо лбами годов шелестел.

"Кончайте войну! Довольно! Будет! В этом голодном году невмоготу. Врали:

"народа свобода,

эпоха, заря..."и зря. Где

чтобы землю

к лету? Нету! Что же

дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? Шиш. На шее

кучей Гучковы, черти, министры, Родзянки... Мать их за ноги! Власть

к богатым рыло воротит чего подчиняться ей?!. Бей!!" То громом, то шепотом этот ропот сползал

из Керенской тюрьмы-решета. в деревни шел по травам и тропам, в заводах сталью зубов скрежетал. Чужие

партии бросали швырком. - На что им сбор болтунов дался?! И отдавали большевикам гроши,

построил Растрелли. Цари рождались, жили, старели. Дворец

не думал о вертлявом постреле, не гадал, что в кровати, царицам вверенной, раскинется какой-то присяжный поверенный. От орлов, от власти, одеял и кружевца голова

просяжного поверенного кружится. Забывши

и классы и партии, идет

на дежурную речь. Глаза

у него бонапартьи и цвета

защитного френч. Слова и слова. Огнесловая лава. Болтает

сорокой радостной. Он сам

опьянен своею славой пьяней,

чем сорокаградусной. Слушайте, пока не устанете, как щебечет иной адъютантик: "Такие случаи были он едет

в автомобиле. Узнавши,

кто и который, толпа

распрягла моторы! Взамен

лошадиной силы сама

на руках носила!" В аплодисментном плеске премьер

проплывет над Невским. и дамы,

и дети-пузанчики кидают

цветы и розанчики. Если ж

с безработы загрустится, сам

уверенно и быстро назначает

то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром. И вновь

возвращается, сказанув, ворочать дела и вертеть казну. Подмахивает подписи достойно и старательно. "Аграрные? Беспорядки?

Ряд? Пошлите,

карательный отряд! Ленин?

Большевики?

Арестуйте и выловите! Что?

Не слышу без очков. Кстати...

об его превосходительстве...

Корнилове... Нельзя ли

сговориться

казачков?!. Их величество?

Ну да!.. И руку жал.

Какая ерунда! Императора?

И черную корку? При чем тут Совет?

Приказываю

туда, в Лондон,

к королю Георгу". Пришит к истории,

пронумерован

и скреплен, и его

и Бродский и Репин.

Петербургские окна.

Синё и темно. Город

и покоем скован. НО не спит

мадам Кускова. Любовь

и страсть вернулись к старушке. Кровать

розоватит восток. Ее волос

пожелтелые стружки причудливо

слезливый восторг. С чего это

сохнет и вянет? Молчит...

но чувство,

видать, велико. Ее утешает

усатая няня, видавшая виды,

Пе Эн Милюков. "Не спится, няня...

Здесь так душно... Открой окно

да сядь ко мне". - Кускова,

что с тобой?

"Мне скушно... Поговорим о старине".

О чем, Кускова?

бывало, хранила

немало старинных былей,

небылиц и про царей

и про цариц. И я б,

с моим умишком хилым,короновала б

Михаила. чем брать

династию

чужую... Да ты

не слушаешь меня?!"Ах, няня, няня,

я тоскую. Мне тошно, милая моя. Я плакать,

я рыдать готова..." - Господь помилуй

и спаси... Чего ты хочешь?

Попроси. Чтобы тебе

не дуться, дадим свобод

и конституций... Дай

речей водою горящий бунт...

"Я не больна. Я...

знаешь, няня...

влюблена..." - Дитя мое,

господь с тобою!И Милюков

с мольбой крестил

профессорской рукой. - Оставь, Кускова,

в наши лета любить

смысла нету."Я влюблена".

снова в ушко

профессору

она. - Сердечный друг,

ты нездорова."Оставь меня,

я влюблена". - Кускова,

полечись ты..."Ах няня,

он такой речистый... Ах, няня-няня!

Ах! Его же ж

носят на руках А как поет он

про свободу... Я с ним хочу,

так в воду". Старушка

тычется в подушку, и только слышно:

Душка!" Смахнувши

рукавом, взревел усатый нянь:

В кого? Да говори ты нараспашку!"В Керенского..."

В какого?

В Сашку?И от признания

такого лицо

расплылось

Милюкова. От счастия

профессор ожил: - Ну, это что ж

одно и то же! При Николае

и при Саше мы сохраним доходы наши.Быть может,

на брегах Невы подобных

видали вы?

довоенной выковки, аксельбантами

увешанные до пупов, говорили

адъютант

(в "Селекте" на Лиговке) и штанс-капитан

Попов. "Господин адъютант,

не возражайте,

не дам,скажите,

поджидаем мы? Россию

продают жидам, и кадровое

офицерство

уже под жидами! Вы, конешно,

профессор,

либерал, но казачество,

пожалуйста,

оставьте в покое. Например,

мое положенье беря, это...

черт его знает, что это такое! Сегодня с денщиком:

Эй, наваксь

щиблетину,

чтоб видеть рыло в ней!И конешно

к матушке,

а он м е н я

к м о е й, к матушке,

к Елизавете Кирилловне!" "Нет,

я не за монархию

В такие ночи,
      в такие дни,
в часы
   такой поры
на улицах
     разве что
            одни
поэты
   и воры́.
Сумрак
   на мир
      океан катну́л.
Синь.
      Над кострами -
         бур.
Подводной
     лодкой
        пошел ко дну
взорванный
        Петербург.
И лишь
   когда
      от горящих вихров
шатался
   сумрак бурый,
опять вспоминалось:
         с боков
            и с верхов
непрерывная буря.
На воду
   сумрак
      похож и так -
бездонна
     синяя прорва.
А тут
      еще
     и виденьем кита
туша
     Авророва.
Огонь
  пулеметный
        площадь остриг.
Набережные -
         пусты́.
И лишь
   хорохорятся
         костры
в сумерках
     густых.
И здесь,
   где земля
        от жары вязка́,
с испугу
   или со льда́,
ладони
   держа
      у огня в языках,
греется
   солдат.
Солдату
      упал
      огонь на глаза,
на клок
   волос
      лег.
Я узнал,
   удивился,
        сказал:
"Здравствуйте,
        Александр Блок* .
Лафа футуристам,
        фрак старья
разлазится
     каждым швом".
Блок посмотрел -
        костры горят -
"Очень хорошо".
Кругом
   тонула
      Россия Блока…
Незнакомки,
      дымки севера*
шли
  на дно,
     как идут
            обломки
и жестянки
     консервов.
И сразу
   лицо
      скупее менял,
мрачнее,
      чем смерть на свадьбе:
"Пишут…
       из деревни…
         сожгли…
            у меня…
библиоте́ку в усадьбе".
Уставился Блок -
        и Блокова тень
глазеет,
   на стенке привстав…
Как будто
     оба
      ждут по воде
шагающего Христа* .
Но Блоку
   Христос
        являться не стал.
У Блока
   тоска у глаз.
Живые,
   с песней
        вместо Христа,
люди
     из-за угла.
Вставайте!
     Вставайте!
         Вставайте!
Работники
     и батраки.
Зажмите,
       косарь и кователь,
винтовку
     в железо руки!
Вверх -
   флаг!
Рвань -
      встань!
Враг -
   ляг!
День -
   дрянь.
За хлебом!
     За миром!
         За волей!
Бери
  у буржуев
      завод!
Бери
  у помещика поле!
Братайся,
     дерущийся взвод!
Сгинь -
       стар.
В пух,
   в прах.
Бей -
   бар!
Трах!
     тах!
Довольно,
     довольно,
         довольно
покорность
     нести
        на горбах.
Дрожи,
   капиталова дворня!
Тряситесь,
     короны,
        на лбах!
Жир
  ёжь
страх
     плах!
Трах!
     тах!
Тах!
  тах!
Эта песня,
     перепетая по-своему,
доходила
     до глухих крестьян -
и вставали села,
          содрогая воем,
по дороге
     топоры крестя.
Но -
  жи -
   чком
     на
      месте чик
лю -
  то -
   го
      по -
        мещика.
Гос -
  по -
   дин
     по -
      мещичек,
со -
  би -
   райте
         вещи-ка!
До -
  шло
   до поры,
вы -
  хо -
   ди,
     босы,
вос -
  три
   топоры,
подымай косы.
Чем
  хуже
      моя Нина?!
Ба -
  рыни сами.
Тащь
  в хату
     пианино,
граммофон с часами!
Под -
     хо -
   ди -
     те, орлы!
Будя -
   пограбили.
Встречай в колы,
провожай
     в грабли!
Дело
     Стеньки
      с Пугачевым,
разгорайся жарчи-ка!
Все
  поместья
      богачевы
разметем пожарчиком.
Под -
  пусть
     петуха!
Подымай вилы!
Эх,
  не
   потухай, -
пет -
  тух милый!
Черт
     ему
     теперь
        родня!
Головы -
     кочаном.
Пулеметов трескотня
сыпется с тачанок.
"Эх, яблочко,
      цвета ясного.
Бей
  справа
     белаво,
слева краснова".
Этот вихрь,
     от мысли до курка,
и постройку,
      и пожара дым
прибирала
     партия
        к рукам,
направляла,
        строила в ряды.

Холод большой.
         Зима здорова́.
Но блузы
       прилипли к потненьким.
Под блузой коммунисты.
           Грузят дрова.
На трудовом субботнике.
Мы не уйдем,
      хотя
        уйти
имеем
   все права.
В наши вагоны,
        на нашем пути,
наши
   грузим
      дрова.
Можно
   уйти
     часа в два, -
но мы -
     уйдем поздно.
Нашим товарищам
         наши дрова
нужны:
   товарищи мерзнут.
Работа трудна,
      работа
         томит.
За нее
   никаких копеек.
Но мы
   работаем,
        будто мы
делаем
   величайшую эпопею.
Мы будем работать,
            все стерпя,
чтоб жизнь,
     колёса дней торопя,
бежала
   в железном марше
в наших вагонах,
           по нашим степям,
в города
      промерзшие
         наши .
"Дяденька,
     что вы делаете тут,
столько
   больших дяде́й?"
- Что?
   Социализм:
           свободный труд
свободно
       собравшихся людей.

Перед нашею
     республикой
           стоят богатые.
               Но как постичь ее?
И вопросам
     разнедоуменным
            не́т числа:
что это
   за нация такая
         "социалистичья",
и что это за
     "соци -
        алистическое отечество"?
"Мы
     восторги ваши
         понять бессильны.
Чем восторгаются?
           Про что поют?
Какие такие
        фрукты-апельсины
растут
   в большевицком вашем
              раю?
Что вы знали,
      кроме хлеба и воды, -
с трудом
      перебиваясь
         со дня на день?
Такого отечества
         такой дым
разве уж
     настолько приятен?*
За что вы
   идете,
      если велят -
            "воюй"?
Можно
   быть
      разорванным бо́мбищей,
можно
   умереть
      за землю за свою ,
но как
   умирать
      за общую?
Приятно
      русскому
        с русским обняться, -
но у вас
   и имя
      "Россия "
           утеряно.
Что это за
     отечество
         у забывших об нации?
Какая нация у вас?
        Коминтерина?
Жена,
      да квартира,
        да счет текущий -
вот это -
     отечество,
         райские кущи.
Ради бы
      вот
     такого отечества
мы понимали б
         и смерть
           и молодечество".
Слушайте,
     национальный трутень, -
день наш
       тем и хорош, что труден.
Эта песня
     песней будет
наших бед,
     побед,
        буден.

Владимир Маяковский
"Хорошо!"
Поэма
Октябрьская поэма.
1 Время
вещь необычайно длинная,были времена прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети,
строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки
по имени - "Факт". Это время гудит телеграфной струной, это
сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или
в сердце
было
в моем. Я хожу,
чтобы, с этою
книгой побыв, из квартирного
мирка шел опять
на плечах
пулеметной пальбы, как штыком,
строкой
просверкав. Чтоб из книги,
через радость глаз, от свидетеля счастливого,в мускулы усталые лилась строящая и бунтующая сила. Этот день воспевать никого не наймем. Мы распнем карандаш на листе, чтобы шелест страниц, как шелест знамен, надо лбами годов шелестел.
2
"Кончайте войну! Довольно! Будет! В этом голодном году невмоготу. Врали:
"народа свобода,
вперед,
эпоха, заря..."и зря. Где
земля,
и где
закон,
чтобы землю
выдать
к лету? Нету! Что же
дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? Шиш. На шее
кучей Гучковы, черти, министры, Родзянки... Мать их за ноги! Власть
к богатым рыло воротит чего подчиняться ей?!. Бей!!" То громом, то шепотом этот ропот сползал
из Керенской тюрьмы-решета. в деревни шел по травам и тропам, в заводах сталью зубов скрежетал. Чужие
партии бросали швырком. - На что им сбор болтунов дался?! И отдавали большевикам гроши,
и силы, и голоса. До самой мужичьей земляной башки докатывалась слава, лилась и слыла, что есть за мужиков какие-то "большаки" - у-у-у!
Сила!
3 Царям
дворец
построил Растрелли. Цари рождались, жили, старели. Дворец
не думал о вертлявом постреле, не гадал, что в кровати, царицам вверенной, раскинется какой-то присяжный поверенный. От орлов, от власти, одеял и кружевца голова
просяжного поверенного кружится. Забывши
и классы и партии, идет
на дежурную речь. Глаза
у него бонапартьи и цвета
защитного френч. Слова и слова. Огнесловая лава. Болтает
сорокой радостной. Он сам
опьянен своею славой пьяней,
чем сорокаградусной. Слушайте, пока не устанете, как щебечет иной адъютантик: "Такие случаи были он едет
в автомобиле. Узнавши,
кто и который, толпа
распрягла моторы! Взамен
лошадиной силы сама
на руках носила!" В аплодисментном плеске премьер
проплывет над Невским. и дамы,
и дети-пузанчики кидают
цветы и розанчики. Если ж
с безработы загрустится, сам
себя
уверенно и быстро назначает
то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром. И вновь
возвращается, сказанув, ворочать дела и вертеть казну. Подмахивает подписи достойно и старательно. "Аграрные? Беспорядки?
Ряд? Пошлите,
этот,
как его,
карательный отряд! Ленин?
Большевики?
Арестуйте и выловите! Что?
Не дают?
Не слышу без очков. Кстати...
об его превосходительстве...
Корнилове... Нельзя ли
сговориться
сюда
казачков?!. Их величество?
Знаю.
Ну да!.. И руку жал.
Какая ерунда! Императора?
На воду?
И черную корку? При чем тут Совет?
Приказываю
туда, в Лондон,
к королю Георгу". Пришит к истории,
пронумерован
и скреплен, и его
рисуют
и Бродский и Репин.
4
Петербургские окна.
Синё и темно. Город
сном
и покоем скован. НО не спит
мадам Кускова. Любовь
и страсть вернулись к старушке. Кровать
и мечты
розоватит восток. Ее волос
пожелтелые стружки причудливо
склеил
слезливый восторг. С чего это
девушка
сохнет и вянет? Молчит...
но чувство,
видать, велико. Ее утешает
усатая няня, видавшая виды,
Пе Эн Милюков. "Не спится, няня...
Здесь так душно... Открой окно
да сядь ко мне". - Кускова,
что с тобой?
"Мне скушно... Поговорим о старине".
- О чем, Кускова?
Я,
бывало, хранила
в памяти
немало старинных былей,
небылиц и про царей
и про цариц. И я б,
с моим умишком хилым,короновала б
Михаила. чем брать
династию
чужую... Да ты
не слушаешь меня?!"Ах, няня, няня,
я тоскую. Мне тошно, милая моя. Я плакать,
я рыдать готова..." - Господь помилуй
и спаси... Чего ты хочешь?
Попроси. Чтобы тебе
на нас
не дуться, дадим свобод
и конституций... Дай
окроплю
речей водою горящий бунт...
"Я не больна. Я...
знаешь, няня...
влюблена..." - Дитя мое,
господь с тобою!И Милюков
ее
с мольбой крестил
профессорской рукой. - Оставь, Кускова,
в наши лета любить
задаром
смысла нету."Я влюблена".
шептала
снова в ушко
профессору
она. - Сердечный друг,
ты нездорова."Оставь меня,
я влюблена". - Кускова,
нервы,
полечись ты..."Ах няня,
он такой речистый... Ах, няня-няня!
няня!
Ах! Его же ж
носят на руках А как поет он
про свободу... Я с ним хочу,
не с ним,
так в воду". Старушка
тычется в подушку, и только слышно:
" Саша!
Душка!" Смахнувши
слезы
рукавом, взревел усатый нянь:
-В кого? Да говори ты нараспашку!"В Керенского..."
-В какого?
В Сашку?И от признания
такого лицо
расплылось
Милюкова. От счастия
профессор ожил: - Ну, это что ж
одно и то же! При Николае
и при Саше мы сохраним доходы наши.Быть может,
на брегах Невы подобных
дам
видали вы?
5
Звякая
шпорами
довоенной выковки, аксельбантами
увешанные до пупов, говорили
адъютант
(в "Селекте" на Лиговке) и штанс-капитан
Попов. "Господин адъютант,
не возражайте,
не дам,скажите,
чего еще
поджидаем мы? Россию
жиды
продают жидам, и кадровое
офицерство
уже под жидами! Вы, конешно,
профессор,
либерал, но казачество,
пожалуйста,
оставьте в покое. Например,
мое положенье беря, это...
черт его знает, что это такое! Сегодня с денщиком:
ору ему
-эй, наваксь
щиблетину,
чтоб видеть рыло в ней!И конешно
к матушке,
а он м е н я
к м о е й, к матушке,
к свет
к Елизавете Кирилловне!" "Нет,
я не за монархию
с коронами,
с орлами, НО для социализма
нужен базис. Сначала демократия,
потом
парламент. Культура нужна.
А мы
Азия-с! Я даже
социалист.
Но не граблю,
не жгу. Разве можно сразу?
Конешно, нет! Постепенно,
понемногу,
по вершочку,
по шажку, сегодня,
завтра,
через двадцать лет. А эти?
От Вильгельма кресты да ленты. В Берлине
выходили
с билетом перронным. Деньги
штаба
шпионы и агенты. В Кресты бы
тех,
кто ездит в пломбированном!" "С этим согласен,
это конешно, этой сволочи
мало повешено". "Ленина,
который
смуту сеет, председателем,
што ли,
совета министров? Что ты?!
Рехнулась, старушка Рассея? Касторки прими!
Поправьсь!
Выздоровь! Офицерам
Суворова,
Голенищева-Кутузова благодаря
политикам ловким быть
под началом
Бронштейна бескартузого, какого-то
бесштанного
Лёвки?! Дудки!
С казачеством
шутки плохиповыпускаем
им
потроха..." И все адъютант
-ха да хиПопов
-хи да ха."Будьте дважды прокляты
и трижды поколейте! Господин адъютант,
позвольте ухо: их...ревосходительство
...ерал Каледин, с Дону,
с плеточкой,
извольте понюхать! Его превосходительство...
Да разве он один?! Казачество кубанское,
Днепр,
Дон..." И все стаканами
дон и динь, и шпорами
динь и дон. Капитан
упился, как сова. Челядь
чайники
бесшумно подавала. А в конце у Лиговки
другие слова подымались
из подвалов. "Я,
товарищи,
из военной бюры. Кончили заседание
тока-тока. Вот тебе,
к маузеру,
двести бери, а это
сто патронов
к винтовкам. Пока соглашатели
замазывали рты, подходит
казатчина
и самокатчина. Приказано
питерцам
идти на фронты, а сюда
направляют
с Гатчины. Вам,
которые
с Выборгской стороны, вам
заходить
с моста Литейного. В сумерках,
тоньше
дискантовой струны, не галдеть
и не делать
заведенья питейного. Я за Лашевичем
беру телефон,не задушим,
так нас задушат. Или
возьму телефон,
или вон из тела
пролетарскую душу. С а м
приехал,
в пальтишке рваном,ходит,
никем не опознан. Сегодня,
говорит,
подыматься рано. А послезавтра
поздно. Завтра, значит.
Ну, не сдобровать им! Быть
Керенскому
биту и ободрану! Уж мы
подымем
с царёвой кровати эту
самую
Александру Федоровну".
6
Дул,
как всегда,
октябрь
ветрами как дуют
при капитализме. За Троицкий
дули
авто и трамы, обычные
рельсы
вызмеив. Под мостом
Нева-река, по Неве
плывут кронштадтцы... От винтовок говорка скоро
Зимнему шататься. В бешеном автомобиле,
покрышки сбивши, тихий,
вроде
упакованной трубы, за Гатчину,
забившись,
улепетывал бывший"В рог,
в бараний!
Взбунтовавшиеся рабы!.." Видят
редких звезд глаза, окружая
Зимний
в кольца, по Мильонной
из казарм надвигаются кексгольмцы. А в Смольном,
в думах
о битве и войске, Ильич
гримированный
мечет шажки, да перед картой
Антонов с Подвойским втыкают
в места атак
флажки. Лучше
власть
добром оставь, никуда
тебе
не деться! Ото всех
идут
застав к Зимнему
красногвардейцы. Отряды рабочих,
матросов,
голидошли,
штыком домерцав, как будто
руки
сошлись на горле, холёном
горле
дворца. Две тени встало.
Огромных и шатких. Сдвинулись.
Лоб о лоб. И двор
дворцовый
руками решетки стиснул
торс
толп. Качались
две
огромных тени от ветра
и пуль скоростей,да пулеметы,
будто
хрустенье ломаемых костей. Серчают стоящие павловцы. "В политику...
начали...
баловаться... Куда
против нас
бочкаревским дурам?! Приказывали б
на штурм". Но тень
боролась,
спутав лапы,и лап
никто
не разнимал и не рвал. Не выдержав
молчания,
сдавался слабыйуходил
от испуга,
от нерва. Первым,
боязнью одолен, снялся
бабий батальон. Ушли с батарей
к одиннадцати михайловцы или константиновцы... А Керенский
спрятался,
попробуй
вымань его! Задумывалась
казачья башка. И редели
защитники Зимнего, как зубья
у гребешка. И долго
длилось
это молчанье, молчанье надежд
и молчанье отчаянья. А в Зимнем,
в мягких мебелях с бронзовыми выкрутами, сидят
министры
в меди блях, и пахнет
гладко выбритыми. На них не глядят
и их не слушаютони
у штыков в лесу. Они
упадут
переспевшей грушею, как только
их
потрясут. Голос-редок. Шепотом,
знаками. - Керенский где-то?- Он?
За казаками.И снова молча И только
под вечер: - Где Прокопович?- Нет Прокоповича.А из-за Николаевского чугунного моста, как смерть,
глядит
неласковая Авроровых
башен
сталь. И вот
высоко
над воротником поднялось
лицо Коновалова. Шум,
который
тек родником, теперь
прибоем наваливал. Кто длинный такой?..
Дотянуться смог! По каждому
из стекол
удары палки. Это
из трехдюймовок шарахнули
форты Петропавловки. А поверху
город
как будто взорван: бабахнула
шестидюймовка Авророва. И вот
еще
не успела она рассыпаться,
гулка и грозна,над Петропавловской
взвился
фонарь, восстанья
условный знак. - Долой!
На приступ!
Вперед!
На приступ!Ворвались.
На ковры!
Под раззолоченный кров! Каждой лестницы
каждый выступ брали,
перешагивая
через юнкеров. Как будто
водою
комнаты полня, текли,
сливались
над каждой потерей, и схватки
вспыхивали
жарче полдня за каждым диваном,
у каждой портьеры. По этой
анфиладе,
приветствиями оранной монархам,
несущим
короны-клады,бархатными залами,
раскатистыми коридорами гремели,
бились
сапоги и приклады. Какой-то
смущенный
сукин сын, а над ним
путиловец
нежней папаши: "Ты,
парнишка,
выкладывай
ворованные часычасы теперича наши!" Топот рос
и тех
тринадцать сгреб,
забил,
зашиб,
затыркал. Забились
под галстук
за что им приняться?Как будто
топор
навис над затылком. За двести шагов...
за тридцать...
за двадцать... Вбегает
юнкер:
"Драться глупо!" Тринадцать визгов:
-Сдаваться!
Сдаваться!А в двери
бушлаты,
шинели,
тулупы... И в эту
тишину
раскатившийся всласть бас,
окрепший
над реями рея: "Которые тут временные?
Слазь! Кончилось ваше время". И один
из ворвавшихся,
пенснишки тронув, объявил,
как об чем-то простом
и несложном: "Я,
председатель реввоенкомитета
Антонов, Временное
правительство
объявляю низложенным". А в Смольном
толпа,
растопырив груди, покрывала
песней
фейерверк сведений. Впервые
вместо:
-и это будет...пели:
-и это есть
наш последний...До рассвета
осталось
не больше аршина,руки
лучей
с востока взмолены. Товарищ Подвойский
сел в машину, сказал устало:
"Кончено...
в Смольный". Умолк пулемет.
Угодил толков. Умолкнул
пуль
звенящий улей. Горели,
как звезды,
грани штыков, бледнели
звезды небес
в карауле. Дул,
как всегда,
октябрь ветрами. Рельсы
по мосту вызмеив, гонку
свою
продолжали трамы уже
при социализме.
7
В такие ночи,
в такие дни, в часы
такой поры на улицах
разве что
одни поэты
и воры. Сумрак
на мир
океан катнул. Синь.
Над кострами
бур. Подводной
лодкой
пошел ко дну взорванный
Петербург. И лишь
когда
от горящих вихров шатался
сумрак бурый, опять вспоминалось:
с боков
и с верхов непрерывная буря. На воду
сумрак
похож и такбездонна
синяя прорва. А тут
еще
и виденьем кита туша
Авророва. Огонь
пулеметный
площадь остриг. Набережные
пусты. И лишь
хорохорятся
костры в сумерках
густых. И здесь,
где земля
от жары вязка, с испугу
или со льда, ладони
держа
у огня в языках, греется
солдат. Солдату
упал
огонь на глаза, на клок
волос
лег. Я узнал,
удивился,
сказал: "Здраствуйте,
Александр Блок. Лафа футуристам,
фрак старья разлазится
каждым швом". Блок посмотрел
костры горят"Очень хорошо". Кругом
тонула
Россия Блока... Незнакомки,
дымки севера шли
на дно,
как идут
обломки и жестянки
консервов. И сразу
лицо
скупее менял, мрачнее,
чем смерть на свадьбе: "Пишут...
из деревни...
сожгли...
у меня... библиотеку в усадьбе". Уставился Блок
и Блокова тень глазеет,
не стенке привстав... Как будто
оба
ждут по воде шагающего Христа. Но Блоку
Христос
являться не стал. У Блока
тоска у глаз. Живые,
с песней
вместо Христа, люди
из-за угла. Вставайте!
Вставайте!
Вставайте! Работники
и батраки. Зажмите,
косарь и кователь, винтовку
в железо руки! Вверх
флаг! Рвань
встань! Враг
ляг! День
дрянь! За хлебом!
За миром!
За волей! Бери
у буржуев
завод! Бери
у помещика поле! Братайся,
дерущийся взвод! Сгинь
стар. В пух,
в прах. Бей
бар! Трах!
тах! Довольно,
довольно,
довольно покорность
нести
на горбах. Дрожи,
капиталова дворня! Тряситесь,
короны,
на лбах!
Жир
ёжь страх
плах! Трах!
тах! Тах!
тах! Эта песня,
перепетая по-своему, доходила
до глухих крестьяни вставали села,
содрогая воем, по дороге
топоры крестя. Но
жи
чком
на
месте чик лю
то
го
по
мещика. Гос
по
дин
по
мещичек, со
би
райте
вещи-ка! До
шло
до поры, вы
хо
ди,
босы, вос
три
топоры, подымай косы. Чем
хуже
моя Нина?! Ба
рыни сами. Тащь
в хату
пианино, граммофон с часами! Под
хо
ди
те, орлы! Будя
пограбили. Встречай в колы, провожай
в грабли! Дело
Стеньки
с Пугачевым, разгорайся жарче-ка! Все
поместья
богачевы разметем пожарчиком. Под
пусть
петуха! Подымай вилы! Эх,
не
потухай,пет
тух милый! Черт
ему
теперь
родня! Головы
кочаном. Пулеметов трескотня сыпется с тачанок. "Эх, яблочко,
цвета ясного. Бей
справа
белаво, слева краснова". Этот вихрь,
от мысли до курка, и постройку,
и пожара дым прибирала
партия
к рукам, направляла,
строила в ряды.
8
Холод большой.
Зима здорова. Но блузы
прилипли к потненьким. Под блузой коммунисты.
Грузят дрова. На трудовом субботнике. Мы не уйдем,
хотя
уйти имеем
все права. В н а ш и вагоны,
на н а ш е м пути, н а ш и
грузим
дрова. Можно
уйти
часа в два,но м ы
уйдем поздно. Н а ш и м товарищам
н а ш и дрова нужны:
товарищи мерзнут. Работа трудна,
работа
томит. За нее
никаких копеек. Но м ы
работаем,
будто м ы делаем
величайшую эпопею. Мы будем работать,
все стерпя, чтоб жизнь,
колёса дней торопя, бежала
в железном марше в н а ш и х вагонах,
по н а ш и м степям, в города
промерзшие
н а ш и. "Дяденька,
что вы делаете тут? столько
больших дядей?" - Что?
Социализм:
свободный труд свободно
собравшихся людей.
9
Перед нашею
республикой
стоят богатые.
Но как постичь ее? И вопросам
разнедоуменным
нет числа: что это
за нация такая
"социалистичья", и что это за
"соци
алистическое отечество"? "Мы
восторги ваши
понять бессильны. Чем восторгаются?
Про что поют? Какие такие
фрукты-апельсины растут
в большевицком вашем
раю? Что вы знали,
кроме хлеба и воды,с трудом
перебиваясь
со дня на день? Т а к о г о отечества
т а к о й дым разве уж
н а с т о л ь к о приятен? За что вы
идете,
если велят
"воюй"? Можно
быть
разорванным бомбищей, можно
умереть
за землю за с в о ю, но как
умирать
за общую? Приятно
русскому
с русским обняться,но у вас
и имя
"Р о с с и я"
утеряно. Что это за
отечество
у забывших об нации? Какая нация у вас?
Коминтерна? Жена,
да квартира,
да счет текущийвот это
отечество,
райские кущи. Ради бы
вот
такого отечества мы понимали б
и смерть
и молодечество". Слушайте,
национальный трутень,день наш
тем и хорош, что труден. Эта песня
песней будет наших бед,
побед,
буден.
10
Политика
проста.
Как воды глоток. Понимают
ощерившие
сытую пасть, что если
в Россиях
увязнет коготок, всей
буржуазной птичке пропасть. Из "сюртэ женераль",
из "интеллидженс Сервис", "дефензивы"
и "сигуранцы" выходит
разная
сволочь и стерва, шьет
шинели
цвета серого, бомбы
кладет
в ранцы. Набились в трюмы,
палубы обсели, на деньги
вербовочного агентства. В Новороссийск
плывут из Марселя, из Дувра
плывут к Архангельску. С песней,
с виски, сыты по-свински. Килями
вскопаны воды холодные. Смотрят
перископами лодки подводные. Плывут крейсера, снаряды соря. И миноносцы с минами носятся. А поверх
всех с пушками
чудовищной длинноты сверх
дредноуты. Разными
газами
воняя гадко, тучи
пропеллерами выдрав, с авиоматки
на авиоматку пе
ре
пархивают "гидро". Послал
капитал
капитанов ученых. Горло
нащупали
и стискивают. Ткнешься
в Белое,
ткнешься
в Черное, в Каспийское,
в Балтийское,куда
корабль
ни тычется, конец
катаниям. Стоит
морей владычица, бульдожья
Британия. Со всех концов блокады кольцо и пушки
смотрят в лицо. - Красным не нравится?
Им
голодно? Рыбкой
наедитесь,
пойдя
на дно. -А кому
на суше
грабить охота, те с кораблей
сходили пехотой. - На море потопим, на суше
потопаем. -Чужими
руками
жар гребя, дым
отечества
пускают
пострелинывыставляю
впереди
одураченных
ребят, баронов
и князей недорасстрелянных. Могилы копайте, гроба копитеЮденича
рати прут
на Питер. В обозах
еды вкуснятся, консервы
пуд. Танков
гусеницы на Питер
прут. От севера
идет
адмирал Колчак, сибирский
хлеб
сапогом толча. Рабочим на расстрел,
поповнам на утехи, с ним идут
голубые чехи. Траншеи,
машинами выбранные, саперами
Крым перекопан, -Врангель
крупнокалиберными орудует
с Перекопа. Любят
полковников
сантиментальные леди. Полковники
любят
поговорить на обеде. - Я
иду, мол
(прихлебывает виски), а на меня
десяток
чудовищ
большевицких. Раз-одного,
другого
ррраз, -кстати,
как дэнди,
и девушку спас. -Леди,
спросите
у мерина сивогоон как Мурманск
разизнасиловал. Спросите,
какДвина-река, кровью
крашенная, трупы
вытая, с кладью
страшною шла
в Ледовитый. Как храбрецы
расстреливали кучей коммуниста
одного,
да и тот скручен. Как офицера
его величества бежали
от выстрелов,
берег вычистя. Как над серыми
хатами
огненные перья и руки
холёные
туго
у горл. Но...
"итс э лонг уэй
ту Типерери, итс э лонг уэй
ту го!" На первую
республику
рабочих и крестьян, сверкая
выстрелами,
штыками блестя, гнали
армии,
флоты катили богатые мира,
и эти
и те... Будьте вы прокляты,
прогнившие
королевства и демократии, со своими
подмоченными
"фратэрнитэ" и "эгалитэ"! Свинцовый
льется
на нас
кипяток. Одни мы
и спрятаться негде. "Янки
дудль
кип ит об, Янки дудль дэнди". Посреди
винтовок
и орудий голосища Москва
островком,
и мы на островке. Мы
голодные,
мы
нищие, с Лениным в башке
и с наганом в руке.
11
Несется
жизнь,
овеевая, проста,
суха. Живу
в домах Стахеева я, теперь
Веэсэнха. Свезли,
винтовкой звякая, богатых
и кассы. Теперь здесь
всякие и люди
и классы. Зимой
в печурку-пчелку суют
тома шекспирьи. Зубами
щелкают,картошка
пир им. А летом
слушают асфальт с копейками
в окне: -Трансваль,
Трансваль,
страна моя, ты вся
горишь
в огне!Я в этом
каменном
котле варюсь,
и эта жизньи бег, и бой,
и сон,
и тленв домовьи
этажи отражена
от пят
до лба, грозою
омываемая, как отражается
толпа идущими
трамваями. В пальбу
присев
на корточки, в покой
глазами к форточке, чтоб было
видней, я в
комнатенке-лодочке проплыл
три тыщи дней.
12
Ходят
спекулянты
вокруг Главтопа. Обнимут,
зацелуют,
убьют за руп. Секретарши
ответственные
валенками топают. За хлебными
карточками
стоят лесорубы. Много
дела, мало
горя им, фунт
-целый!первой категории. Рубят,
липовый чай
выкушав. -Мы
не Филипповы, мы
привыкши. Будет обед,
будет
ужин,белых бы
вон
отбить от ворот.
Есть захотелось,
пояс
потуже, в руки винтовку
и
на фронт.А мимонезаменимый. Стуча
сапогом, идет за пайкомПравление
выдало урюк
и повидло. Богатые
ловче, едят
у Зунделовича. Ни щей,
ни кашбифштекс
с бульоном, хлеб
ваш, полтора миллиона. Ученому
хуже: фосфор
нужен, масло
на блюдце. Но,
как назло, есть революция, а нету
масла. Они
научные. Напишут,
вылечат. Мандат, собственноручный, Анатоль Васильича. Где
хлеб
да мяса, придут
на час к вам. Читает
комиссар мандат Луначарского: "Так...
сахар...
так...
жирок вам. Дров...
березовых...
посуше поленья... и шубу
широкого потребленья. Я вас,
товарищ,
спрашиваю в упор. Хотите
берите
головной убор. Приходит
каждый с разной блажью. Берите
пока што ногу
лошажью!" Мех
на глаза, как баба-яга, идут
назад на трех ногах.
13
Двенадцать
квадратных аршин жилья. Четверо
в помещении Лиля,
Ося,
я и собака
Щеник. Шапчонку
взял
оборванную и вытащил салазки. - Куда идешь?
В уборную иду.
На Ярославский. Как парус,
шуба
на весу, воняет
козлом она. В санях
полено везу, забрал
забор разломанный Полено
тушею, тверже камня. Как будто
вспухшее колено
великанье. Вхожу
с бревном в обнимку. Запотел,
вымок. Важно
и чинно строгаю
перочинным. Нож
ржа. Режу.
Радуюсь. В голове
жар подымает градус. Зацветают луга, май