Моря российской арктики. Русская Арктика (фото, карты, описание)

1. Как меняется природа арктических морей с за-пада на восток?

Природа арктических морей сурова и неприветлива, большую часть года они покрыты льдом. С запада на восток моря становятся все более холодными. Если в Баренцевом море еще чувствуется влия-ние Атлантики, то далее на восток увели-чивается толщина льда и степень покры-тия морей льдами. Отепляющее влияние Тихого океана проявляется только в части Чукотского моря, непосредственно при-мыкающей к Берингову проливу.

2. Почему арктические моря оказывают большее влияние на климат внутренних районов Сибири ле-том, а не зимой?

Зимой арктические моря, как и суша, покрыты льдом, и различий ни по темпе-ратуре, ни по влажности не проявляется. Летом же холодные водные массы кон-трастируют с относительно теплой сушей.

3. По карте атласа проследите, в каких географи-ческих названиях осталась память об исследовате-лях Арктики.

На карте можно найти немало геогра-фических объектов, названных в честь русских исследователей: пролив Виль- кицкого, мысы Челюскин и Меньшико-ва, острова Большой Ляховский, Вранге-ля, Вилькицкого, Свердрупа, Большой Бегичев и др.

Заметим, что на карте российской Арк-тики немало и зарубежных названий. На-пример, пролив Лонга назван по имени американского китобоя, капитана кораб-ля Т. Лонга; архипелаг Норденшельда (у берегов полуострова Таймыр) носит имя шведского исследователя Арктики, ино-странного член-корреспондента Петер-бургской академии наук (1879) Н. Нор-деншельда. В 1878-1879 гг. Норденшельд на корабле «Вега» первым прошел Северо-Восточным проходом из Атланти-ческого океана в Тихий. Другой остров хранит память о норвежском полярном исследователе О. Свердрупе — участни-ке экспедиции Ф. Нансена, который в 1914-1915 гг. активно искал пропав-шую экспедицию Г. Я. Седова, В. А. Руса-нова и Г. Л. Брусилова.

4. Какая хозяйственная деятельность связана с арктическими морями? Какие экологические про-блемы возникают в связи с этим? Каковы возмож-ные пути решения?

С арктическими морями издавна связан промысел морских животных, который привел к истреблению ряда видов и был запрещен.

5. Арктические моря, несмотря на суровость их природы, привлекают туристов. Предложите турис-тические маршруты по ним. Какие объекты и при-родные явления, на ваш взгляд, могут привлечь ту-ристов?

Один из самых популярных маршру-тов — посещение Северного полюса, и не-смотря на все трудности многие люди стремятся на эту «макушку» Земли. Та-кие рейсы совершаются на ледоколе «Ямал». Другие туристические объек-ты — это «птичьи базары», лежбища мор-ских котиков и моржей, которые наблю-даются по всему побережью и в заповед-никах. Нередко встречаются на просторах Арктики и белые медведи.

6. Подумайте, с какими странами мира Россия могла бы сотрудничать и сотрудничает в настоящее время в решении проблем хозяйственного освоения Арктики. Материал с сайта

В начале XXI в. в связи с разработкой нефтегазовых месторождений арктиче-ского шельфа вновь заговорили о Север-ном морском пути (СМП). Министерство транспорта РФ рассматривает концепцию развития Северного морского пути как транспортного коридора, обеспечивающе-го альтернативный путь доставки нефте-продуктов. Предполагается, что по нему пройдет около 10 млн т грузов, прежде всего с северных нефтедобывающих пред-приятий. Основным фактором, препят-ствующим развитию СМП, является от-сутствие ледоколов. Чтобы Севморпуть мог принять запланированные объемы грузов, требуется построить около 14 ле-доколов. Однако ледоколы — продукция дорогостоящая (не менее 40 млн долл.). Новый ледокол в нашей стране строится уже 15 лет. Большой интерес к строитель-ству ледоколов проявляет сейчас круп-нейшая судостроительная держава — Южная Корея. Эта свободная ото льда страна имеет в своих научных учреждени-ях уже несколько ледовых бассейнов для испытания перспективных конструкций.

2007 год объявлен международным арктическим годом. Все арктические страны (Норвегия, Швеция, Дания, Фин-ляндия, США, Канада и др.) планируют крупномасштабные совместные исследо-вания для изучения морей и островов Се-верного Ледовитого океана с целью их возможного хозяйственного освоения и решения экологических проблем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • влияние арктических морей на природу сибири
  • название животных морей арктики
  • какое влияние на природу сибири оказывают арктические моря
  • сочинение на тему арктика
  • описание арктического моря

Арктические моря являются одними из самых чистых

Моря Арктики являются одними из самых чистых на планете, сообщил ТАСС заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института Дмитрий Ишкулов по итогам экспедиции, проведенной в 2017 году учеными института.

"Несмотря на активное освоение и использование Севера, моря здесь остаются одними из самых чистых на планете", – сказал он.

В течение 2017 года ученые ММБИ провели несколько масштабных экспедиций в Арктику. Впервые за многие годы и даже десятилетия речь идет именно о фундаментальных научных исследованиях, а не о прикладных задачах. Это стало возможным при финансовой поддержке Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

За год были проведены работы в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. Завершил сезон 30-суточный рейс научно- исследовательского судна ММБИ "Дальние Зеленцы" в район Шпицбергена: ученые работали в территориальных водах архипелага – в Ис-фьорде.

Ряд результатов, полученных в ходе экспедиции, потребовал длительных лабораторных исследований, аналитической работы. Этим ученые занимались в течение нескольких месяцев. Были изучены пробы воды, донных отложений, растений, животных, что, в частности, позволило сделать выводы о состоянии экологии.

Буфер для экологии

Пробы проверялись на самые разные загрязняющие вещества – от радиации до пластика. В частности, очень подробные данные были получены для Баренцева моря. "Баренцево море по-прежнему достаточно чистое, несмотря на то, что на побережье много промпредприятий, военных заводов, идет развитие нефтегазовой отрасли. И похожая ситуация сохраняется и в других морях, где проводились экспедиции", – сказал Ишкулов.

Это касается всех видов загрязнений. Так, не обнаружили ученые микрочастиц пластика, об опасности накопления которых в воде давно говорят экологи.

По мнению мурманских биологов, Арктику "спасает" то, что моря здесь открытые. "Еще одна причина – мощные буферные процессы в арктических морях, их способность к сохранению равновесия, саморегуляции", – сказал Ишкулов.

Не приносят в Арктику загрязнений и крупные течения, заходящие сюда из Атлантики.

Тепло для Севера

Атлантическому течению Гольфстрим ученые уделяют все больше внимания. Именно он определяет климат западной Арктики. Некоторые экологи считают, что глобальное потепление может привести к изменению течения и необратимым последствиям для арктического региона.

Однако ученые ММБИ, сравнивая результаты своих замеров с многолетними данными, пришли к выводу о стабильности течения. "Его изменения носят только сезонный характер", – отметил Ишкулов.

Не видят морские биологи и причин говорить о необратимом потеплении на планете. "Мы придерживаемся мнения, что это циклический процесс. В последние годы действительно температура растет, льды отодвигаются, но в будущем должен наступить обратный процесс, такие циклы уже наблюдались", – сказал ученый.

Поведение животных

Во время экспедиции было также изучено поведение животных в Арктике. В частности, неожиданным открытием стало то, что птицы могут летать не только с севера на юг, но и поперек меридианов на тысячи километров.

Это было выявлено после того, как ученые установили метки на моевок – один из видов чайки. Раньше считалось, что в западной Арктике и на Дальнем Востоке существуют две обособленные популяции этих птиц, но оказалось, что их представители летают "друг к другу". Пока невыясненным остался только вопрос, что влечет птиц в такие далекие путешествия.

Еще одним важным результатом стали данные об увеличении популяции гренландских китов. Ученые все чаще встречают этих животных на своем пути. Вероятно, это связано как с потеплением, так и с запретом китового промысла.

Арктическая морская геополитика - многогранная проблема, затрагивающая интересы России как в политическом, так и в экономическом аспектах. Остро назрела необходимость реального освоения минерально-сырьевого потенциала северных территорий и акваторий нашей страны – её будущего расцвета.

В общероссийском балансе запасов и добычи только территория севера европейской части России (наиболее изученная!) занимает:

I-е место по запасам и добыче кварцевого сырья, каолина, апатитов, вермикулита, флогопита, янтаря;I-е место по запасам лития;

II-е место по разведанным запасам угля, алмазов; по запасам и добыче никеля, вместе с которым попутно извлекаются кобальт, медь, платиноиды, селен, теллур, золото и серебро;

Только на территории северо-запада России добывается цирконий.

Здесь же сосредоточены крупные балансовые запасы редких металлов, значительная часть добычи нефелинового и кварц-полевошпатового сырья, добываются руды черных и цветных металлов, бокситы, золото, фосфаты, слюда-мусковит и огнеупорные глины. Есть реальные перспективы открытия в северо-западном арктическом регионе России новых месторождений титана, хромитов, алмазов, полиметаллических руд, марганца, барита, металлов платиновой группы, золота.

Будущее за восточными регионами России, минерально-сырьевой потенциал которых велик!

Нефть и газ в настоящее время являются самыми важными ресурсами, которыми обладают Арктика. Поиски, разведка и освоение залежей нефти и газа в арктических районах связаны с суровыми природно-климатическими условиями и решением сложных технико-технологических задач. Проблема постановки научно-исследовательских работ и приоритетность их проведения будет зависеть и от географической ситуации – Россия обладаетсамой протяженной арктической границей (22600 км) среди всех северных держав и потому не может не быть субъектом приполярных экономических и юридически-правовых процессов (рис. 19).

Юридический статус Арктики с точки зрения межгосударственных соглашений и международного права - вопрос существенно менее определенный и гораздо более спорный.

Работы по обоснованию внешней границы континентального шельфа России активно проводятся после ратификации в 1997 году Россией Конвенции ООН по морскому праву. Это особенно актуально в нашем XXIвеке, когда на российский север простираются интересы разных государств, даже тех, которые не имеют непосредственных границ с морями Северного Ледовитого океана. Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2020 г. утверждена Президентом России В.В.Путиным 20 февраля 2013 г. В этом документе сформулированы приоритетные направления развития Арктики и обеспечения национальной безопасности. Одним из приоритетных направлений развития российского севера является эффективное использование ресурсной базы. Располагая огромными минерально-сырьевыми ресурсами, Арктика и восточные районы России характеризуются малой заселенностью (12 млн. чел.) и чрезвычайно слабой социально-промышленной инфраструктурой.

Рисунок 19. Потенциальные претенденты на арктический шельф.

Анализ структуры распределения начальных суммарных ресурсов (НСР) углеводородов (УВ) по арктическим акваториям показывает, что наибольшая доля (85%) приходится на моря Западной Арктики – Баренцево, Печорское и Карское (табл. 19).

Таблица 19. Структура НСР УВ арктических акваторий России

Акватории (моря)

Показатели НСР УВ, млн т у.т.

Число месторож-дений

Накоплен-ная добыча

Баренцево

Печорское

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Чукотское

Всего

83702, 65

75451,32

Геолого-геофизическая изученность арктического шельфа остается сравнительно низкой и крайне неравномерной (табл. 20).

Таблица 20. Геолого-геофизическая изученность морей России

Число пробуренных скважин

Плотность сейсмических работ, км/км 2

Восточно-арктические

Баренцево

Всего: 64

Средняя: 0,15

Общее число пробуренных скважин:197

Моря России всего:

Средняя плотность сейсмических работ: 0,24

Северное море (Норвегия)

Основой экономического развития арктического региона является воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ) и, в первую очередь, становление и подъем её топливно-энергетической составляющей.

Присутствие и геологическое разнообразие крупнейших нефтегазогеологических элементов свидетельствует о больших перспективах арктических территорий и акваторий на нефть и газ.

В связи невысоким уровнем геолого-геофизической изученности континентального шельфа проводится широкий цикл геологосъемочных работ и научных обобщений по территориям и акваториям Арктики.

Анализ состояния геолого-геофизических исследований российского континентального шельфа свидетельствует о наличии научно-методических и теоретических проблем требующих своего решения:

Развитие нормативной базы освоения ресурсов шельфа;

    развитие научных представлений об особенностях глубинного строения, тектоники и геодинамики земной коры и верхней мантии арктического шельфа и прилегающих частей суши;

    развитие методики трехмерного моделирования структур платформенного чехла и консолидированной коры по комплексу сейсмических, гравиметрических, магнитометрических, электроразведочных данных и результатов бурения.

Важнейшим достижением последних лет стало открытие глобального Арктического пояса нефтегазоносности. Здесь раскрыта общая геологическая структура изученных шельфовых зон, выявлены основные параметры нефтегазоносности, определены структурные элементы и тенденции изменения мощностей осадочного чехла. Установлено, что средняя плотность извлекаемых НСР УВ составляет 20-25 тыс. т/км 2 . В Западной Арктике (Баренцево и Карское моря), несмотря на скромный объем выполненных геологоразведочных работ (сейсморазведки в 5-6 раз, а бурения в 20-25 раз меньше, чем в норвежском секторе Северного моря – таблица 20), геологоразведочными работами закартированы многочисленные локальные объекты, выявлено 22 месторождения. На шельфе Баренцева (включая Печорское) моря открыты Приразломное, Варандей-море, Медынское-море, Долгинское нефтяные, Приразломное, Варандей-море, Медынское-море, Долгинское нефтегазоконденсатное, Штокмановское, Поморское, Ледовое газоконденсатные и Северо-Кильдинское, Мурманское, Лудловское газовые месторождения.

На шельфе Карского моря, в Тазовской и Обской губах открыты Салекаптское. Юрхаровское нефтегазоконденсатные, Ленинградское, Русановское газоконденсатные и Антипаютинское, Семаковское, Тота-Яхинское, Каменомысское-море, Северо-Каменомысское, Гугорьяхинское, Обское газовые месторождения.

За относительно короткий срок в Баренцево-Карской нефтегазоносной провинции можно разведать несколько супергигантских по запасам газовых месторождений и подготовить к освоению 20-25 трлн. м 3 газа с газоконденсатом, а вместе с Русановским и Ленинградским месторождениями - 30-35 трлн. м 3 , что приведет к созданию новой, надежной, крупнейшей российской базы газоснабжения планетарного значения, способной обеспечить решение проблем энергетической политики страны, развитие производственного потенциала ее регионов в XXI в.

В связи с перспективой развития нефтегазопоисковых работ и в других арктических акваториях (моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и для превращения прогнозных нефтегазовых ресурсов шельфа в реальный резерв углеводородного сырья необходима разработка Государственной Программы геологоразведочных работ в арктической зоне России.

Таблица 21. Уникальные и крупные месторождения нефти и газа, учтенные Госбалансом

Месторождения

нефти и газа

Баренцево

Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море

Нефтяные:

Не открыты

Приразломное

Медынское-море

Долгинское

уникальные

Газоконденсатные, газовые:

Не открыты

Лудловское

Мурманское

уникальные

Штокмановское

Русановское

Ленинградское

Для бурения поисково-разведочных скважин на континентальном шельфе, как показывает отечественный опыт, в зависимости от глубины моря могут применяться следующие технические средства: от 20 до 75 м – самоподъемные установки с выдвижными опорами; от 50 до 200 м – полупогружные установки с якорной системой позиционирования; от 50 до 300 м – буровые суда с динамической системой позиционирования.

Проведен сравнительный анализ характеристик (тип моря, площадь, объем, глубина /средняя, наибольшая/, температура /воздуха, воды/, скорость ветра, соленость воды, плотность воды, циркуляция вод, приливы, колебания уровня моря, льды, содержание /кислорода, питательных солей/, хозяйственное использование) Чукотского и Восточно-Сибирского морей, моря Лаптевых, Карского и Баренцева морей. В зоне транзитного мелководья целесообразно применение самоподъемных установок с выдвижными опорами. В других частях морей, где глубины нарастают, складывается сложная ледовая обстановка (рис. 20) и проявляются другие климатические характеристики, повышающие риск ведения бурения с морских платформ.

Рисунок 20. Ледовая обстановка в Баренцевом море

Предлагается глубокое бурение с островов. Первоочередными объектами для постановки глубокого бурения могут быть острова Врангеля (о.Геральд), Айон, Медвежьи, Бол. Ляховский (о-ва Мал. Ляховский, Котельный, Новая Сибирь), дельта Лены, острова Бол. Бегичев, Большевик (о-ва Октябрьской Революции, Комсомолец), мыс Челюскина, острова Свердрупа (о-ва Арктического института, Известий ЦИК и др.), Гыданский полуостров, острова Вайгач, Колгуев, полуостров Канин (мыс Канин Нос). На бурение глубоких скважин в арктической зоне возложить задачи, присущие задачам опорного и параметрического бурения.

Данные бурения глубоких скважин будут способствовать:

Повышению достоверности интерпретации геофизических исследований;

Получению обоснованной количественной оценки нефтегазового потенциала;

Выявлению районов преобладающей нефте- или газоносности;

Прогнозу и определению нефтегазоносных комплексов, зон нефтегазонакопления и типов ловушек;

Получению информации о нефтегазоносности континентального склона и глубоководной области в пределах экономической зоны России.

Кроме этого, учитывая средние и максимальные глубины арктических морей, климатические условия (айсберги, дрейфующие льды и ледовые поля, шторма) представляется возможным использование для выполнения научно-исследовательских и буровых работ подводного флота. Подводные лодки, отработавшие свой штатный срок, но корпуса и двигательные установки которых могут ещё послужить (!) должны быть оборудованы буровыми установками и специальной аппаратурой для проведения гидрологических и геофизических исследований (послойное изучение температур, солености, плотности, газогидратности и других характеристик вод морских бассейнов) и «точечного» бурения с бортов подводных судов для изучения донных осадков и геологического разреза чехла в обусловленных пунктах перспективных земель.

Серьёзный риск при постановке и проведении морских буровых работ представляют газогидраты, которые все еще мало изучены в наших арктических морях.

Газогидраты - соединение газа и воды, в котором молекулы газа (обычно метана) размещаются внутри молекул воды, приобретая вид снега. При этом объем метана в газогидрате уменьшается почти в 200 раз. При разрушении газогидрата, а происходит это при уменьшении давления или увеличении температуры, выделяется большой объем газа.

Газогидрат может образоваться в донных осадках при давлении 25 атм и температуре 0°С. Если температура выше, то для образования газогидрата необходимо увеличение давления.

В морях водная толща создает высокое давление на осадочные породы (на каждые 10 м глубины давление возрастает на 1 атм при этом придонная вода имеет постоянно низкую температуру до – -2- -3° С. В океанах и морях газогидраты обычно встречаются на глубинах от 300-400 м до 1000-1200 м и более. Они насыщают верхний двухсотметровый слой донных осадков, содержатся в поровом пространстве в виде прослоев, линз, в рассеянном состоянии и составляют 10-20% от общего объема осадков.

Роль газовых гидратов двойственна. С одной стороны газовые гидраты участвуют в процессе формирования залежей нефти и газа, так как являются хорошим покрытием для их сохранения. С другой - при активизации зон разломов происходит интенсивная миграция газа из залежей газогидратов, из-под подошвы эалежей газогидратов, происходит разрушение нефтегазовых залежей и нефтегазоносных пород к дневной поверхности.

В районе выходов пузырей метана формируются морфоструктуры нарушенных донных осадков. Как на глубине моря, так и на шельфе эти структуры напоминают грязевые вулканы.

В глубоководной зоне, например, Баренцева моря, в которой выявлено уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, природные условия также благоприятны для образования и стабильного существования гидрата метана: глубина моря свыше 240 м, температура придонной воды – -1°С, геотермический градиент 20-40 град/км, достаточная концентрация растворённого газа. Высокое газосодержание переводит мелко- и тонкозернистые пески в плывунное состояние. Пузырьки газа, содержащиеся в поверхностных осадках Печорского моря, снижают водо- и газопроницаемость грунта, переводят его в состояние «тяжёлой жидкости». Прочность таких жидкообразных систем стремится к нулю, погружение в них конуса под заданной нагрузкой, несколько замедляясь, может продолжаться до подошвы толщи. Песчаные и супесчаные газонасыщенные толщи Печорского моря (и других аналогичных акваторий) не могут рассматриваться в качестве надёжного основания для любых инженерных сооружений.

Серьёзные проблемы для проектирования и строительства буровых платформ и других подводных сооружений на морском дне под толщей воды свыше 240-300 м создаёт возможность присутствия в грунтах природных газовых гидратов. В любом случае, учитывая неустойчивость гидратоносных многолетнемёрзлых грунтов с подземными льдами, следует избегать контактов с ними подводных сооружений.

Весьма актуальным является изучение процессов гидратообразования, прогноз зон газогидратообразования, влияние новейшего тектогенеза на рельефопреобразующую роль газовых гидратов и оценка рисков при разработке месторождений нефти и газа в зонах гидратообразования Баренцева моря.

Инвестирование Государственной Программы комплексных нефтегазопоисковых работ в арктической зоне России должны в значительной степени осуществлять крупнейшие нефтегазодобывающие компании, кровно заинтересованные в устойчивости и пополнении своего капитала, связанного с освоением новых нефтегазоперспективных территорий и акваторий.

Судоходство по Северному морскому пути (СМИ) тесно связано с развитием производительных сил Крайнего Севера, с использованием природных богатств этого края для нужд народного хозяйства России и для поставки на мировые рынки.

Перед морским флотом стоят задачи дальнейшего развития судоходства по СМП, укрепления и совершенствования его материально-технической базы, развития сквозного плавания, улучшения экономических показателей работы ледокольного и транспортного флота.

Первоочередными задачами являются увеличение времени арктической навигации, обеспечение проводки судов в планируемые сроки и при любых ледовых условиях; рост сквозных перевозок грузов по СМП из Европы на Дальний Восток и обратно; совершенствование взаимодействия морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта для рационального и эффективного обеспечения потребностей развивающейся промышленности северо-востока России с максимальным использованием СМП и сети судоходных рек Сибири, развитие арктических портов.

Физико-географическая и навигационная характеристика Арктических морей

Северный полюс расположен в центре вод, окруженных тремя континентами: Северной Америкой, Европой и Азией.

Глубины Северного ледовитого океана значительны (2000 5000 м), а его центральная часть круглогодично (более или менее шип но) покрыта льдами. Ледовый покров время от времени разрывается ветрами, а затем снова сколачивается в ледовые массивы, дрейфующие в разных направлениях.

Моря, омывающие южные берега Северного Ледовитого океана (Гренландское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Чукотское, Бофорта) большую часть года покрыты льдами, а для судоходства пригодны два-три месяца в году.

Северо-Восточный проход часто называют Северным морским путем (СМИ) -- это трасса, проходящая из Атлантического океана и Тихий вдоль северных берегов Европы и Азии через моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово до одноименного пролива. Протяженность его от Архангельска до Берингова пролива составляет 3500 миль. (Впервые этот путь был пройден с зимовкой во льдах в 1878-1879 гг. Норденшельдом на шхуне «Вега». За один сезон СМП был пройден экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта только в 1932 г. на ледоколе «Сибиряков»).

Несмотря на общее потепление климата Арктики, навигацией ные условия на трассе СМП остаются крайне трудными, поскольку она проходит по узким и быстрозамерзающим проливам Карские* Ворота и Югорский Шар (между Новой Землей и материком) и проливом Вилькицкого (между Северной Землей и п-овом Таймыр).

Арктический морской бассейн занимает площадь 3051 тыс. км 2 .

Берега от пролива Югорский Шар до Берингова пролива низ менные, местами возвышенные и изрезанные.

Глубоко врезаются в сушу Байдарацкая, Обская, Колючинская и Чаунская губы, Енисейский, Хатангский, Оленекский, Янский и другие заливы.

Берега островов большей частью возвышены.

Арктические моря лежат в пределах самой обширной в Мировом океане материковой отмели. Глубины вдоль материка небольшие, пятидесятиметровая изобата проходит в десятках миль от берега. К северу глубины увеличиваются.

В арктические моря впадают крупные судоходные реки Обь, Енисей, Лена, Хатанга, Яна, Индигирка, Колыма, которые своими теплыми водами ускоряют вскрытие прибрежных районов ото льда.

Для климата на трассе СМП типичны низкие средние годовые температуры, суровая и продолжительная зима, короткое лето и сложная ледовая обстановка. Средняя температура января от -20 до -30°С; средняя летняя температура в прибрежных районах не поднимается выше +13°С, а в море от 0 до +2°С.

Воды морей сильно охлаждены. Их температура летом в устье рек достигает +6°С, а в открытом море - около нуля; зимой подо льдом от -1,5 до -1,8°С.

В Восточно-Сибирском и Чукотском морях наблюдается постоянное течение, направленное против часовой стрелки.

Летом над морями Арктики преобладают северные ветры.

В зимнее время моря покрыты сплошными льдами с мощным береговым припаем. В мае-июне ледяной припай начинает разрушаться, и во второй половине июля прибрежная зона шириной до нескольких сотен километров очищается ото льда и становится доступной для судоходства (но не везде).

Навигация длится не более 3-4 месяцев. Во второй половине октября начинается ледообразование, а в ноябре моря замерзают; толщина льда достигает более 2,5 м и навигация прекращается. В отдельные годы на некоторых участках (пролив Вилькицкого) плавучие льды держатся даже летом.

Наиболее сложные ледовые условия в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском, где находятся не тающие круглый год ледовые массивы Таймырский, Айонский, Врангеля и Колючинский.

Приливно-отливные колебания уровня воды незначительны; наибольшего значения они достигают в районе Чукотки - 1,5 м, в За-падной части Карского моря - 1,2 м, а в остальных районах не превышают 0,3 м. Сгонно-нагонные колебания уровня воды - 1-2 м.

Осадков выпадает от 100 до 200 мм в год, преимущественно в виде снега. дальневосточный навигационный арктический ледовый

Расположение морей за Северным Полярным кругом отличает их от других бассейнов резким изменением видимости. Зимой стоят полярные ночи, а летом - полярные дни.

Среднее число ясных дней здесь не превышает 2-3 в месяц. В начале лета часты туманы.

В Архангельске открытие арктической навигации обычно приходится на середину мая (закрытие 15 октября), в Мезени навигация продолжается с середины мая до 10 ноября, в Нарьян-Маре-с 1 июня до 25 октября, а в Енисейском заливе с 15 июля до 15 сентября.

урок позволяет показать необходимость Северного морского пути для России, дает обучающимся общее представление об условиях Севера, позволяет воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к людям труда, создающим богатство на земле, и в государстве.

Чудина Елена Анатольевна, 14.05.2017

1078 152

Содержимое разработки

Задание 1. Найдите пару

    Самый курортный район России

Варианты ответов:

М. - Центральный

О - Северо-Кавказский

С - Северный

И - Западно-Сибирский

А - Волго-Вятский

Р - Уральский

У - Поволжский

Я - Центрально-Черноземный

Ответ : ________________________

Задание 2. Перечислите моря омывающие территорию России:

Отгадайте загадки, что их объединяет?

. ___________________

Это красивое быстрое изящное животное, одетое в тёплую короткую шубку, да ещё имеющее ветвистые рога на голове. Живёт он в холодной тундре, питается ягелем, который ещё называют оленьим мохом, и чувствует себя вполне уютно в арктическом регионе. Заселяет многие острова огромного холодного водоёма. Это животное имеет вес около двухсот килограмм, а высота в холке не превышает полутора метров. У него очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до жухлой растительности, прячущейся под снежной шубой. _____________________

Это животное хищное. Она является самой же свирепой и крупной среди птиц. Питается грызунами. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. Может полакомиться и детёнышем более крупного зверя - к примеру песца. ______________________

Задание 3. Тема нашего урока до сих пор скрыта от нас под числами. Каждое число – буква, по порядку в названии темы, чтобы их открыть нужно найти самое наименьшее число. Расположи их в порядке возростания чисел и прочти слова.

_____________________ ________________ ___________

Задание 4. Заполните таблицу «История развития Северного морского пути»

Задание 5.

Задание 6. Сравните моря Северного Ледовитого океана, используя таблицы приложения 6 и карты атласа.

Практическая работа

Название моря

Особенности климата и природы

Хозяйственная деятельность

Баренцево

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Чукотское

Домашнее задание:

*«5» - все правильно, «4 » - одна ошибка; «3» - две ошибки (баллы)

Содержимое разработки

Арктические моря. Северный морской путь, его значение.

Цель урока: сформировать представление о северных морях России, раскрыть значение Северного морского пути для народного хозяйства страны.

Задачи урока: показать необходимость Северного морского пути; дать обучающимся общее представление об условиях Севера; продолжать работу над развитием умений давать характеристику природным условиям; совершенствовать умение работать с разными видами географических карт; воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к людям труда, создающим богатство на земле, и в государстве.

Опорные знания 8 класса: формирование территории; Ледяная (арктическая) зона, сложности ее освоения; охрана животного мира; заповедник на острове Врангеля; Северный морской путь.

Основные знания: 1930 г. – первый ледокол «Сибиряков» прошёл путь от Мурманска до Эйлина, с 1960 г. – по Северному морскому пути плавают атомные ледоколы.

Основные термины и понятия: навигация, порты Диксон, Певек, Тикси, Мурманск, Владивосток.

Оборудование и материалы: карты: «Природные зоны России», «Физическая карта РФ», контурные карты.

Ход урока

    Орг. момент

    Проверка знаний: Найдите пару

    Район, имеющий больше всего населения в России.

    Самый курортный район России

    Район – родина автомата Калашникова

    Район, который славится своими черноземами

  1. Варианты ответов:

    М. - Центральный

    О - Северо-Кавказский

    С - Северный

    И - Западно-Сибирский

    А - Волго-Вятский

    Р - Уральский

    У - Поволжский

    Я - Центрально-Черноземный

    Ответ : 1- М; 2 – О; 3 – Р; 4 – Я. (МОРЯ)

    Прочтите слово, что у вас получилось?

    Перечислите моря омывающие территорию России:

    Территория России омывается водами тринадцати морей, которые принадлежат к бассейнам Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское), Атлантического океана (Балтийское, Азовское, Черное), к бассейну внутреннего стока (Каспийское).

    Выпишите их в тетрадь .

    Перед вами загадки, прочтите их и отгадайте:

    Это самый крупный сухопутный хищник. Длина его тела достигает 2,5 метра, вес полтонны. Он нападает на тюленей, нерп, моржей. Его крепкие зубы знакомы полярным дельфинам, а песец всегда кормится возле этого могучего зверя, получая объедки с барского стола. Прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. (Белый медведь).

    Это красивое быстрое изящное животное, одетое в тёплую короткую шубку, да ещё имеющее ветвистые рога на голове. Живёт он в холодной тундре, питается ягелем, который ещё называют оленьим мохом, и чувствует себя вполне уютно в арктическом регионе. Заселяет многие острова огромного холодного водоёма. Это животное имеет вес около двухсот килограмм, а высота в холке не превышает полутора метров. У него очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до жухлой растительности, прячущейся под снежной шубой. (Северный олень)

    Это животное хищное. Она является самой же свирепой и крупной среди птиц. Питается грызунами. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. Может полакомиться и детёнышем более крупного зверя - к примеру песца. (Полярная сова)

    Что объединяет этих животных? Обитают на Севере России – в Арктике.

    Что вы знаете об Арктике.

    Просмотр видеоролика. Какой же будет тема нашего урока?

    Но тема нашего урока до сих пор скрыта от нас под числами. Каждое число – буква, по порядку в названии темы, чтобы их открыть нужно найти самое наименьшее число. Расположи их в порядке возростания чисел и прочти слова. (Буквы разрезаются)

  1. Изучение нового материала:

    Ученики выполняют задание у себя в тетради и записывают число и тему урока

    Попробуйте сформулировать задачи нашего урока, что же мы должны узнать?

    Что такое Северный морской путь?

    Где он проходит и что соединяет?

    Какова его роль?

    Какова природа морей Северного Ледовитого океана?

    Суровый северный край. На сотни километров снега, льды. Это снежная, безмолвная пустыня, где редко увидишь живое существо.

    Заполните с помощью материала учебника и дополнительного материала таблицу История развития Северного морского пути.

    1. Русские поморы плавали по Баренцеву и Карскому морям

      По указу Петра 1 составлены карты морского побережья и сделано описание северных морей

      Северный морской путь был пройден за одну навигацию советской экспедицией о.Ю. Шмидта на судне «Сибиряков»

    Проверяем.

    Используя карты атласа, нанесите на контурную карту Северный морской путь: порты через которые он проходит.

    Как вы думаете, какие сложности могли испытывать моряки, двигаясь Северным морским путем?

    Для этого мы сравним с вами моря Северного Ледовитого океана, используя Таблицы приложения 6 и карты атласа.

    Практическая работа

    Дайте характеристику Арктических морей России, данные занесите в таблицу.

    1. Название моря

      Особенности климата и природы

      Хозяйственная деятельность

      Баренцево

      Лаптевых

      Восточно-Сибирское

      Чукотское

    1. Закрепление знаний: Назовите:

      самое холодное из морей… Восточно-Сибирское (летом температура воды +1°С);

      море, которое зимой не покрывается льдом… самое глубокое море России - Берингово (наибольшая глубина 5500 м);

      Самое мелководное море…

      Самое большое по площади… Берингово;

      самое чистое - Чукотское;

      Какое значение для нашей страны имеет Северный Морской путь? Выгоден ли он России? Стоит ли вкладывать в него деньги?

      Просмотр видеоролика…

      Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Административно Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168º з. д. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км).

      Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).

      Альтернатива Северному морскому пути – транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём – только 5770 морских миль.

      Домашнее задание:

    Содержимое разработки


    Найдите пару

    • Район, имеющий больше всего населения в России.
    • Самый курортный район России
    • Район – родина автомата Калашникова
    • Район, который славится своими черноземами

    Варианты ответов:

    М. - Центральный

    О - Северо-Кавказский

    С - Северный

    И - Западно-Сибирский

    А - Волго-Вятский

    Р - Уральский

    У - Поволжский

    Я - Центрально-Черноземный


    2 – О

    3 – Р

    4 – Я

    МОРЯ



    Тема урока?



    Русские поморы плавали по Баренцеву и Карскому морям


    Дата

    Событие

    11-13 вв

    Русские поморы плавали по Баренцеву и Карскому морям

    По указу Петра 1 составлены карты морского побережья и сделано описание северных морей

    Северный морской путь был пройден за одну навигацию советской экспедицией о.Ю. Шмидта на судне «Сибиряков»



    Дайте характеристику Арктических морей

    России, данные занесите в таблицу.

    Название моря

    Особенности климата и природы

    Баренцево

    Хозяйственная деятельность

    Карское

    Лаптевых

    Восточно-Сибирское

    Чукотское


    Баренцево море

    Ба́ренцево мо́ре - окраинное море Северного Ледовитого океана. Оно омывает берега России и Норвегии. Юго-западная часть моря зимой не замерзает из-за влияния Северо-Атлантического течения.


    Карское море

    Ка́рское мо́ре - часть Северного Ледовитого океана. Это одно из самых холодных морей России, только близ устьев рек температура воды летом выше 0°C. Часты туманы и штормы. Бо́льшую часть года море покрыто льдами.


    Море Лаптевых

    Мо́ре Ла́птевых - окраинное море Северного Ледовитого океана.

    Бо́льшую часть года оно покрыто льдами.

    Море названо в честь братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, русских полярных исследователей.


    Восточно-Сибирское море

    Восто́чно-Сиби́рское мо́ре - окраинное море Северного Ледовитого океана. Это самое холодное море.

    Бо́льшую часть года море покрыто льдом.

    Промысел моржа, тюленя, рыболовство.


    Чукотское море

    Чуко́тское мо́ре - окраинное море Северного Ледовитого океана, расположено между Чукоткой и Аляской. Температура воды летом от 4 до 12 °C, зимой от −1,6 до −1,8 °C.

    С октября - ноября по май - июнь море покрыто льдами.



    • п.45,
    • составить портрет одного из морей Северного Ледовитого океана,
    • Русские исследователи на карте Арктики.

    Спасибо за работу!

    До новых путешествий!