На кого учатся в военное медицинское. После мединститута в армию

Военные врачи или, как их еще называли, военврачи – это военнослужащие, имеющие высшее медицинское образование и имеющие соответствующее звание. В свое время именно российские военные врачи внесли огромный вклад в военную медицину, так Николай Иванович Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии, основателем анестезии. В годы Великой Отечественной войны, а также во время локальных конфликтов современности: война в Афганистане и Чеченские кампании, российские военные врачи спасли сотни тысяч жизней.

13 июня 2013 года в Центральном академическом театре Российской армии состоялась очередная, 13-я по счету церемония вручения премии лучшим врачам России под названием «Призвание». Данную церемонию вели народный артист России Александр Розенбаум и известная телеведущая Елена Малышева. На церемонии в номинации «Военные врачи. Специальная премия врачам, оказывающим помощь пострадавшим во время войн, террористических актов и стихийных бедствий» награда досталась группе военных врачей Минобороны РФ, которые во время контртеррористической операции 1994-1995 годов на территории Чечни оказывали необходимую медицинскую помощь пострадавшим и раненным.


Премию военным врачам вручал лично министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. В приветственной речи Шойгу отметил важность работы военных врачей, а также высказал им слова признательности и благодарности за их самоотверженный труд не только во время ведения боевых действий, но и в мирной, повседневной жизни. На сцене номинантов поблагодарили российские офицеры Алексей Буздыгар и Сергей Музяков, которые в 1995 году сами прошли через заботливые руки награжденных военных медиков.

Группе военных врачей в составе начальника госпиталя Олега Попова, а также хирургов Александра Дракина, Михаила Лысенко, терапевта Александра Кудряшова в составе 696-го медицинского отряда особого назначения в декабре 1994 года пришлось развернуть свой военно-полевой госпиталь в районе города Моздок. В те дни военные медики работали по 16-18 часов в сутки, операции шли одна за другой без перерыва. Каждый день личный состав полевого госпиталя готовил к эвакуации и отправке на «большую землю» сотни раненых российских солдат и офицеров. За все время ведения боевых действий на Кавказе военные врачи спасли тысячи жизней российских военнослужащих.

Судьба доктора Олега Попова и его коллег во многом показательна и служит примером героизма и самоотверженности, преданности долгу. Всю первую войну в Чечне Олег Александрович Попов прошел, что называется «от звонка до звонка», будучи назначенным в 1993 году командиром 696-го медицинского отряда спецназначения. Именно силами врачей данного отряда в Моздоке был своевременно развернут госпиталь, где смог получить своевременное лечение почти каждый третий военнослужащий, раненный на территории Чечни. За свою отличную службу на Северном Кавказе Олег Александрович был отмечен орденом «За военные заслуги». Но это не единственные его боевые награды, предыдущие 4 боевых ордена военный врач получил, оказывая медицинскую помощь советским солдата и офицерам во время Афганской войны.

В марте 1996 года Олег Попов был уволен из рядов Вооруженных Сил: тяжелая контузия, которую он получил еще во время афганской кампании, в Чечне усугубилась, и его состояние здоровья больше не позволяло исполнять обязанности военного медика в прежнем ритме. После увольнения из российской армии Олег Попов – этот единственный во всех Вооруженных Силах офицер медицинской службы, который был награжден 5 боевыми орденами – 11 лет был простым военным пенсионером. Однако в 2007 году Попов был приглашен на свою нынешнюю должность. Олег Попов стал гендиректором межрегиональной общественной организации «Объединение ветеранов военно-медицинской службы России». С тех самых пор ветераны российской медицинской службы находятся под его непосредственной, личной опекой. Он старается сделать все возможное и невозможное, для того чтобы оказать своим коллегам необходимую социальную, медицинскую, а бывает и материальную помощь.


Если говорить о Чеченских кампаниях, то найдется немало солдат и офицеров, которые вспомнят российских военных медиков добрым словом. Относится к таким и капитан Александр Краско, которого на Кавказе «убивали» 3 раза. Два раза это был снайпер еще в первую чеченскую кампанию. В третий раз, уже полковником, он был подорван боевиками на дороге к Урус-Мартану. Он до сих пор не может забыть свое самое первое ранение. Тогда пуля снайпера вошла ему в шею и отбросила за бордюр. Этот бордюр и спас ему жизнь, снайпер не смог его добить. Позже через улицу его вытаскивал уже медик из их батальона. Во время спасения раненного он сам получил тяжелое ранение, но смог дотащить Краско до МТЛБ. Всего через 15 минут офицера уже оперировали в Ханкале.

После этого Александр Красно еще достаточно долгое время лечился в военных госпиталях. Вернулся в строй он только через год, а в августе 1996 года в Грозном он снова получил пулю. В этот раз офицера под плотным огнем боевиков эвакуировали на вертолете. Медицинская вертушка получила 37 различных пробоин. Но военные летчики и сопровождавшие раненых военные врачи смогли вовремя доставить 5-х тяжелораненых военнослужащих в военный госпиталь. С тех самых пор офицер Александр Краско отмечает свой день рождения 4 раза в году. И всегда поднимает рюмку и говорит тост за врачей в погонах. И таких историй, как с полковником Александром Краско, в российской военной медицине десятки, если даже не сотни.

Тем обиднее многим было смотреть на то, что происходило с российской военной медициной в последние годы. Недавно новый министр обороны России Сергей Шойгу отметил, что военные госпитали больше закрывать не собираются, по его словам у Минобороны России по этому вопросу существует своя «дорожная карта». «Закрывать мы больше ничего не планируем», – отметил генерал, который с визитом посетил Государственный летно-испытательный центр им. Чкалова, расположенный в Ахтубинске. При этом позднее Шойгу уточнил, что часть военных госпиталей будет передана в ведение Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). В частности, речь идет о тех военных городках и гарнизонах, в которых мало военнослужащих и нет смысла содержать там большое число медицинских работников.


«Все-таки у нас во многих местах клиники вроде бы хорошие, и оборудование замечательное, но вот со специалистами похуже. Поэтому будем готовить новые медицинские кадры в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге и направлять, в том числе, и в Ахтубинск», – отметил Сергей Шойгу. Напомним, что передать военные госпитали ФМБА глава Минобороны решил еще в конце 2012 года. Тогда сообщалось, что все переданные медицинские учреждения получат статус «гражданских», и обращаться туда за медицинской помощью смогут не только военнослужащие и члены их семей, но также и местные жители.

Массовое расформирование военных госпиталей, началось по инициативе бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова еще в 2008 году в рамках реформы российской системы военной медицины. Уже к 2009 году в стране было расформировано 22 госпиталя и несколько десятков поликлиник, а число военных врачей уменьшилось с 15 000 до 5 800 человек.

Уровень медобслуживания и его эффективность в военных госпиталях России и СССР были высокими с тех пор, как эти учреждения только стали появляться в наших городах. Качество оказываемых здесь военными специалистами медицинских услуг не подвергалось сомнению ни во времена существования Российской империи, ни во времена СССР. Казалось бы, если отрасль обладает славной и приносит очевидную пользу гражданам, то ее надо всеми силами поддерживать и развивать. Но на деле все обстоит иначе. Специалисты не устают говорить о том, что в наши дни военная медицина находится не в лучшем своем состоянии. В результате реформирования, которое осуществлялось в последние годы, была нарушена четкая преемственность от построения научного, клинического, реабилитационного комплексов до получения на выходе после прохождения всей этой медицинской цепочки здорового гражданина. И это лишь малая часть проблем, с которыми почти каждый день сталкиваются военные медики.

Одна из основных проблем – это плохое состояние материальной базы больниц и госпиталей. Многие из них были построены еще в прошлом веке, а их износ составляет от 80% до 100%. Понятно, что для их восстановления требуются существенные денежные средства. По словам Сергея Шойгу, сегодня 72% зданий эксплуатируется уже более 40 лет, большая часть из них нуждается в проведении реконструкции и капремонте, помимо этого есть острая потребность в новых помещениях. Не только ветхие здания, но и качество предоставляемых услуг сегодня оставляет желать лучшего, подчеркнул министр обороны. Вызывает тревогу слабое оснащение медицинских подразделений специализированной техникой. Это достаточно серьезный вопрос, так как отсутствие необходимой аппаратуры означает невозможность оказания качественной медпомощи в полевых условиях.


Есть проблемы и с обеспечением лекарственными препаратами. Потребность военной медицины в лекарственном обеспечении в прошлом году составила 10 млрд. рублей. Но выделено было лишь 40% от необходимой суммы. Отсутствие достаточных денежных средств в бюджете по данной статье, конечно же, никак не способствовало улучшению ситуации. Похожее положение наблюдается и по финансированию постройки новых лечебных учреждений. На сегодня процент обеспечения в строительстве и капремонте составляет не более 30–40%. Отсюда и длительные хронические недострои, и изношенность материальной базы. Некоторые медицинские объекты не вводятся в строй больше 10 лет, что не позволяет оказывать медицинскую помощь в полном объеме.

Как известно, примерно 17 регионов России полностью лишились медучреждений Минобороны. Это привело к тому, что примерно 400 тысяч военнослужащих, а также военных пенсионеров теперь вынуждены обращаться за медицинской помощью в и без того переполненные пациентами гражданские медицинские учреждения. Если в ряде регионов Центральной России военные пенсионеры, теоретически, без особых проблем могут себе позволить обратиться за медпомощью в гражданские больницы и поликлиники, то есть достаточно много уголков России, где от места проживания до населенного пункта с подходящей больницей приходится преодолевать не менее нескольких сотен километров.

Но ситуация все-таки будет выправляться. Министр обороны Сергей Шойгу распорядился выделить 1,4 млрд. рублей на приобретение новой медицинской техники, а также доукомплектацию военных госпиталей выпускниками медицинских вузов. Помимо этого должен быть разрешен вопрос по введению в эксплуатацию госпитальных судов и сделан подробный анализ необходимости и целесообразности сокращения количества военных медучреждений в ряде регионов России. Все это не может не радовать.

Источники информации:
-http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/9639-lechit-po-prizvaniyu
-http://medportal.ru/mednovosti/news/2013/05/07/047mil
-http://newsland.com/news/detail/id/587854
-http://blog.kp.ru/users/2763549/post261039031

В третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Накануне профессионального праздника врачей наш корреспондент побывал в Военно-медицинской академии имени Кирова, где узнал, зачем российской армии робот-санитарка, как будущие военные хирурги учатся не бояться крови с помощью плачущих манекенов и каково будущее российской военной медицины.

Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова без преувеличения можно назвать уникальным высшим учебным заведением. Только здесь готовят врачей для Вооруженных сил России. Семь факультетов, 63 кафедры и около 30 клиник при них — потенциал, которому позавидуют многие гражданские медицинские вузы.

В отличие от гражданских институтов в академии большое внимание уделяется занятиям по военной экстремальной медицине. Наряду с изучением общепринятых медицинских дисциплин слушатели постигают работу в полевых условиях, проводят военно-медицинские учения и стажируются в войсках. Факультеты, на которых учатся военные врачи, делятся по видам Вооруженных сил.

Будущие специалисты медицинских подразделений Военно-воздушных сил углубленно изучают проблемы, связанные с воздействием на человеческий организм многократных перегрузок и недостатка кислорода на больших высотах. Также на факультете преподают методику специального контроля за состоянием здоровья летчиков и систему их медицинского обследования.

Факультет подготовки врачей для РВСН и Сухопутных войск готовит специалистов по широкому кругу вопросов. Как правило, его выпускники становятся врачами войсковой части и на них ложится ответственность не только за оказание медицинской помощи, но и за санитарно-эпидемиологическое состояние подразделения, а также за профилактику заболеваний. Без военврача не обходится и боевая подготовка — стрельбы, марши, полевые выходы всегда проходят под его контролем.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Своя специфика и у военно-морского факультета. Здесь особое внимание уделяется влиянию глубоководных погружений и повышенного давления воздуха на здоровье моряков-подводников: врач на субмарине должен уметь оказывать помощь при кессонной болезни и в случае чрезвычайных происшествий, связанных с резкими перепадами давления.

К тому же все выпускники военно-морского факультета получают квалификацию хирурга. Корабельный врач, что на подлодке, что на надводном корабле, в дальних походах часто работает в одиночку и потому обязан уметь проводить операции на борту. Как правило, это ушивание ран, удаление воспаленного аппендикса или вскрытие гнойника.

Отработка ушивания резаных ран. Фото: Анна Горбань

Наука лечить

Обучение слушателей Военно-медицинской академии построено в соответствии с государственным стандартом, однако учебный процесс военных медиков имеет ряд преимуществ по сравнению с их гражданскими коллегами. В первую очередь это возможность учебы «у постели больного». Как было сказано выше, кафедры ВмедА обладают собственными клиниками. Они одновременно работают на медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей и на практическое обучение слушателей.

Эти клиники оборудованы самой современной медтехникой, и будущие военврачи имеют возможность знакомиться с ней уже в процессе учебы. В то же время студенты гражданских вузов иногда сталкиваются со сложной аппаратурой только после выпуска.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Еще одно новшество Военно-медицинской академии — Центр симуляционного обучения. Роботизированные манекены, напичканные датчиками, изображают различные повреждения и травмы. Специальная компьютерная программа, контролируемая преподавателем, выдает на диагностические мониторы изменения в работе «организма». Если слушатель допускает ошибки, то «пациент» начинает истошно кричать от боли, умирать и даже брызгать красной краской из поврежденных «конечностей».

Как рассказал корреспонденту «Защищать Россию» заместитель начальника Академии по учебной и научной работе генерал-майор медицинской службы профессор Богдан Котив, применение интерактивных симуляторов облегчает подготовку слушателя к практической врачебной работе.

Отработка реанимационных мероприятий на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Помимо манекенов в занятиях используются и макеты отдельных участков человеческого тела, которые покрыты специально выделанной свиной кожей, а также имитируют всю структуру мягких тканей под ней. На них слушатели отрабатывают множество навыков — от внутримышечных и внутривенных инъекций до наложения и снятия швов.

«Раньше нужно было определенное время, чтобы адаптироваться, не бояться работать с тканями и понимать границы болевых ощущений человека», — отметил профессор Котив, — «А на симуляторах это делать безопасно и комфортно. Слушатель может повторить это много раз. Это перспективный метод обучения, потому что многократное повторение без риска навредить живому человеку позволяет хорошо закрепить навыки».

Богдан Котив. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Работа с симуляторами также является одной из стадий в психологической подготовке будущего врача. Вообще же процесс его созревания имеет комплексный многоступенчатый характер. Поначалу вид крови, мертвых или живых тканей вызывает у человека эмоциональное потрясение или страх. Побеждают его за счет систематических занятий, на которых слушатель постепенно знакомится со строением человеческого тела, изучает нормальные и патологические процессы в организме.

Затем обучаемые получают первичные навыки реанимации, хирургии, перевязок, обезболивания. В определенный момент весь этот комплекс знаний и навыков формирует у слушателя спокойное восприятие пациента, находящегося в тяжелом состоянии. После третьего курса обучения, подчеркнул Богдан Котив, слушатель уже способен оказывать медицинскую помощь на достаточно серьезном уровне.

Диагноз «Ратника»

Наряду с учебой в Военно-медицинской академии ведется интенсивная научная работа. О некоторых реализованных научных проектах «ЗР» побеседовал с начальником отдела подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы Евгением Ивченко.

Евгений Ивченко. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Так, в ВМедА продолжается разработка мобильного стоматологического кабинета, предназначенного для переброски в удаленные и труднодоступные войсковые части. В медицинские подразделения российской армии уже поступил один такой кабинет на базе автомобиля КАМАЗ с прицепом, однако его пробная эксплуатация выявила ряд недостатков, которые были учтены при постройке других стоматологических комплексов. В ближайшее время на снабжение войск будет передано четыре модернизированных кабинета.

Другая разработка научного коллектива академии — индивидуальные аптечки нового образца. В отличие от общеизвестных аптечек АИ-2 и АИ-4 , содержавших в себе противохимические и противорадиационные препараты, новые комплекты содержат в себе кровоостанавливающие и перевязочные средства. Также в нее включен новый противошоковый препарат ибупренорфин, которым заменили устаревшее обезболивающее промедол, вызывавшее у раненых угнетение дыхательного аппарата.

Что касается перспективных направлений, то сегодня в академии ведется разработка автоматизированной системы дистанционной оценки состояния здоровья военнослужащих. Электронный модуль, интегрированный в комплект боевой экипировки « », с помощью нескольких датчиков будет измерять температуру тела, частоту дыхательных движений и сердечных сокращений бойца, и на основе этих замеров выдавать ответ о состоянии его здоровья.

Боевая экипировка «Ратник». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также планируется оснастить этот модуль системой геопозиционирования и соединить его с цифровым комплексом разведки, управления и связи «Стрелец» (командирский планшет), также входящим в состав «Ратника». Одновременно идет разработка планшета начальника медицинской службы. На его экране военнослужащие будут обозначены точками, цветовая гамма которых будет сигнализировать об их состоянии по шкале «здоров-ранен-убит» . Глядя на них, военный медик будет решать, куда посылать бригаду санитаров.

В дальнейшем устройство мониторинга состояния военнослужащего будет доработано до возможности оценки психофизиологического состояния человека на поле боя. Эта система позволит командиру решить, кто из его подчиненных наиболее пригоден для выполнения конкретной задачи в бою.

Что касается сегодняшних медицинских исследований, то ученые академии совершили несколько интересных открытий в области лечения черепно-мозговых травм контузионной природы. Евгений Ивченко отметил, что полученные данные являются ноу-хау российских военных медиков, поэтому от дальнейших комментариев по этому поводу он отказался.

Фото: Анна Горбань

Срочная работа

Вместе с кадровыми сотрудниками академии изысканиями занимаются и солдаты срочной службы в недавно созданной в ВМедА научной роте. Она включает в себя три взвода: биофармацевтический, медико-профилактический и инженерно-технический. В первом служат выпускники гражданских медвузов, которые сегодня занимаются вопросами раневой баллистики. С помощью баллистического мыла и геля они моделируют повреждения мягких и твердых тканей. В последующем результаты модельных расчетов войдут в разработку государственного стандарта по оценке заброневой контузионной травмы.

«Это очень важное направление, которым кроме Военно-медицинской академии никто не занимается», — подчеркнул Евгений Ивченко, — «В ряде случаев тяжесть повреждения при попадании в бронежилет пули может оказаться больше, чем если бы эта пуля прошла насквозь».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Медико-профилактический взвод вместе с сотрудниками кафедры общей и военной гигиены участвует в исследованиях комплекта боевой экипировки «Ратник». Среди научно-практических вопросов — сколько можно держать в ухе гарнитуру рации, чтобы не образовалось пролежня, как чувствуют себя мягкие ткани в подременном пространстве и т. д.

Инженерно-технический взвод разработал и представил на форуме « » концепт робота-доставщика лекарств до постели больного. По проекту, лечащий врач будет делать назначения больному через компьютер, лекарственный терминал отсортировывать необходимые препараты по контейнерам, а робот — забирать их и развозить по палатам. Также инженеры научной роты планируют разработать робота-уборщика. Конечно, эта техника не заменит труд младшего медперсонала, но существенно облегчит его работу. В боевой же обстановке, когда каждая пара рук необходима для приема раненых, такие робот будут очень востребованы.

Отработка остановки кровотечения на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Будущее военной медицины

Одним из перспективных направлений станет дальнейшая работа по вопросам психофизиологического обеспечения военнослужащих, в частности дистанционная оценка их состояния. Связано это с тем, что сегодня в Вооруженных силах появилось много должностей, на которых военнослужащие работают со сложной компьютеризированной техникой, однако, с точки зрения их медицинского обеспечения, никаких рекомендаций сегодня, по большому счету, не выработано. Также будет развернута работа по вопросам пребывания наших воинских формирований в различных климатических условиях, в том числе экстремальных. Например, специалисты будут изучать возможности безопасного потребления в пищу российскими военнослужащими животных и растений, обитающих в разных регионах мира.

Одним из главных направлений развития военной медицины специалисты Военно-медицинской академии называют телемедицину, когда врач на экране монитора сможет не просто посмотреть на пациента, но и увидеть его электрокардиограмму, результаты ультразвукового исследования или рентгеновский снимок. В далеком же будущем, когда наука изобретет сверхнадежные каналы связи, военные врачи станут дистанционно делать хирургические операции с помощью робота. Но до этого пока далеко.

Солдат научной роты за работой в лаборатории. Фото: Анна Горбань

Военный врач - одна из самых старых профессий, истоки которой известны еще из папирусов Древнего Египта. Это специалист, востребованный ВС РФ в равной степени и в мирное время, и в условиях боевых операций. Несмотря на отсутствие строгих критериев к физической подготовке, кандидаты на трудоустройство должны иметь высокий интеллект, психологическую и эмоциональную выносливость.

Трудовым контрактом предусмотрено, что гражданин может быть направлен в горячие точки для выполнения своих обязанностей. Подписывая договор, специалист самостоятельно соглашается с таким направлением. Отказаться от командировки врач не может.

Введение в тему

  • предотвращение заболеваний солдат и массовых эпидемий;
  • контроль над выполнением санитарных норм;
  • оказание медицинской помощи;
  • организация лекций с солдатами по оказанию первой медпомощи;
  • проведение медицинских осмотров;
  • организация эвакуации раненых с поля боя;
  • оперативное лечение пострадавших в боевых операциях.

В целом, можно сказать, что это и контролирующие функции, и профилактические, и лечебные.

Воинские звания для военных медиков

Как уже отмечалось выше, занять должность военного медика может только тот претендент, который имеет звание лейтенанта. Далее присвоение воинских званий осуществляется согласно правилам, принятым и для других категорий военных.

Если же претендент на службу окончил гражданский ВУЗ, и завершил срочную службу, то максимальное звание, на которое можно рассчитывать - это сержант. Независимо от образования с таким званием можно занять одну из следующих должностей:

  • медицинская сестра (медбрат);
  • фельдшер;
  • санитар.

Чтобы в дальнейшем продвигаться по карьерной лестнице, предстоит завершить образование в специальном ВУЗе для получения наименьшего офицерского звания.

На сегодняшний день вопрос замещения вакантных должностей военного врача очень актуален. Это связано с тем, что 8 лет назад прошла волна сокращений имеющегося персонала. Таким образом планировалось сократить финансирование, вместо этого возникла проблема отсутствия специалистов на труд.

Если у вас есть опыт работы военным врачом или вы обучались в ВУЗах этой направленности, то поделитесь им с другими пользователями в графе «Комментарии».

Военно-медицинская академия — старейшая среди военных академий и медицинских вузов страны. Образована 18 декабря 1798 года Указом Императора Павла I и с момента создания носила наименование «Медико-хирургическая Академия».

Академия в дальнейшем неоднократно переименовывалась: в 1808 году — в «Императорскую Медико-хирургическую академию», в 1881 году — в «Императорскую Военно-медицинскую академию».
История академии на протяжении более чем двух веков увековечена архитектурными памятниками, зданиями, над которыми трудились лучшие архитекторы России.

Вскоре после учреждения академия была возведена в ранг «Первых учебных заведений империи» и до 1917 г. совмещала функции учебного заведения и Академии медицинских наук.
В 1918 году академия стала носить название «Военно-медицинская академия», а в 1935 году переименована в «Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова».

В академии одновременно осуществляются 3 взаимосвязанные функции: учебная, научная и лечебно-диагностическая .

Военно-медицинская академия является основным центром профессиональной подготовки военных врачей по качеству учебно-материальной базы, обеспеченности клиник современной аппаратурой и подбором тематических больных, где сосредоточено обучение по наиболее наукоемким и затратным медицинским специальностям действующей номенклатуры.

Академия включает:

—4 центральных учреждения Министерства обороны Российской Федерации: Центральная военно-врачебная комиссия МО РФ; Центральная патологоанатомическая лаборатория МО РФ; Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств МО РФ; Центр фармации и медицинской техники МО РФ.

—5 центров: Центр (учебно-методической, научной работы и подготовки научно-педагогических кадров); Научно-исследовательский центр; Фармацевтический центр; Клинический центр экстракорпоральной детоксикации; Инженерно-технический центр (эксплуатации и обслуживания медицинской техники).

—4 самостоятельных отдела: клинический отдел; отдел медицинского снабжения; строевой отдел; отдел кадров.

—6 факультетов подготовки военнослужащих и 1 факультет подготовки и усовершенствования гражданских врачей (на внебюджетной основе).

—Медицинский отряд (специального назначения) (учебный).

—Медицинский колледж.

—63 кафедры (28 военных, 35 гражданских), из них: 17 хирургических; 14 терапевтических; 3 профилактических; 29 теоретических.

—4 подразделения обеспечения: база обеспечения учебного процесса; Военно-медицинский музей; редакция журнала (военно-медицинского); военный оркестр.

—Научно-исследовательский испытательный институт (военной медицины).

В составе академии содержатся 13 должностей главных медицинских специалистов Министерства обороны Российской Федерации. Все офицеры и лица гражданского персонала имеют соответствующий занимаемой должности уровень образования и подготовки.

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года Военно-медицинская академия осуществляет свою деятельность как федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Как учебное заведение Военно-медицинская академия осуществляет додипломную и последипломную подготовку медицинских специалистов для всех видов Вооруженных Сил, других силовых структур и гражданского здравоохранения Российской Федерации, а также для ряда иностранных государств. Образовательный процесс ведется практически по всему спектру медицинских специальностей.

Система подготовки военных врачей в Военно-медицинской академии по праву считается оптимальной моделью военно-медицинского образования в Вооруженных Силах страны. Это очень трудоемкий и многолетний процесс: 6 лет обучения на факультетах подготовки врачей с получением диплома, затем еще один год в интернатуре академии с получением первичной специализации.

Додипломная подготовка военных врачей проводится на факультетах первичной подготовки: факультете подготовки врачей (для Ракетных и Сухопутных войск), факультете подготовки врачей (для Военно-Воздушных Сил), факультете подготовки врачей (для Военно-Морского Флота), Факультете подготовки и усовершенствования гражданских врачей, Факультете подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий).

Последипломная подготовка осуществляется на Факультете (послевузовского профессионального и дополнительного образования), Факультете руководящего медицинского состава, Факультете подготовки и усовершенствования гражданских врачей и Факультете подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий).

Ведущий, исторически сложившийся отечественный принцип подготовки врачей в академии, предполагает «обучение у постели больного» — практическое усвоение элементов знаний и практических навыков профессиональной деятельности, прежде всего вынесенных в категории учебных программ «Владеть!» и «Иметь опыт (навык)!».

Важным компонентом образовательной деятельности является проведение всех видов (учебных и производственных) практик в академии.

В процессе обучения курсанты и слушатели академии участвуют в командно-штабном (тактико-специальном) военно-медицинском учении под условным названием «Рубеж», в ходе которого отрабатываются вопросы организации работы медицинских подразделений по приему раненых и больных, оказанию им первой, врачебной и квалифицированной медицинской помощи, приобретаются практические навыки работы в качестве младшего медицинского персонала в подразделениях и частях медицинской службы по розыску и выносу раненых и больных с поля боя, погрузке (выгрузке) раненых и больных на транспортные средства.

В итоговом учении, проводимом на базе полевой выучки в Красном Селе, принимают участие до 1000 человек, привлекаются свыше 20 кафедр академии, от которых выделяются около 100 преподавателей, все факультеты, представители военного и гражданского здравоохранения.

Право на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования и выдачу дипломов государственного образца предоставлено Военно-медицинской академии лицензией от 05 октября 2010 года № 0231 и свидетельством об аккредитации от 11 апреля 2011 года № 0893, выданными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации.

Факультет подготовки врачей (для Ракетных и Сухопутных войск)
Воинская учетная специальность выпускников «Лечебное дело в наземных войсках» . Осуществляет профильную подготовку по специальности высшего профессионального образования «Лечебное дело» квалификации «Врач» и военно-профессиональную подготовку для выполнения должностных обязанностей начальника медицинской службы (медицинского пункта) полка (бригады) в Ракетных и Сухопутных войсках ВС РФ, частях ВДВ, других силовых министерств и ведомств.

Факультет подготовки врачей (для Военно-Воздушных Сил)
В ходе учёбы курсанты изучают вопросы медицинского обеспечения полетов и контроля за состоянием здоровья летного состава, оценки функционального состояния летчиков в условиях гипоксии, отрабатывают практические речевые навыки в кислородной маске под избыточным давлением, испытывают защитное действие высотного компенсирующего костюма и т.д.

Факультет подготовки врачей (для Военно-Морского Флота)
Специализированные кафедры дают возможность обучающимся изучить вопросы военно-морской подготовки, организации и тактики медицинской службы флота в мирное и военное время, организации и проведения медицинского контроля за условиями жизнедеятельности военных моряков в мирное и военное время, обеспечения радиационной безопасности на береговых объектах и кораблях с атомными энергетическими установками, ознакомиться с медицинскими аспектами ликвидации последствий радиационных аварий на различных объектах ВМФ.

В учебных центрах курсанты практически отрабатывают вопросы аварийно-спасательного обеспечения, физиологии военно-морского труда и медицинского обеспечения водолазного дела. Практические специальные знания отрабатываются в период флотской и войсковой стажировки, а также флотской и войсковой практики на кораблях и в частях Северного Флота.

Факультет подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий)

Вид обучения

Специальность

Продолжительность обучения

10 месяцев

Первичная подготовка врачей:

Лечебное дело в наземных войсках

Лечебное дело в авиации

Лечебное дело на кораблях

Лечебное дело

Интернатура

Подготовка руководящего медицинского состава

Клиническая ординатура

Усовершенствование и профессиональная переподготовка

от 1,5 до 5 месяцев

Адъюнктура

Докторантура

Соискательство ученых степеней

Военнослужащий иностранного государства, желающий обучаться в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова обращается к национальному командованию своей страны, которое в свою очередь подает заявку через Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Обучение иностранных военнослужащих проводится на русском языке. Для иностранных военнослужащих, которые не владеют русским языком или владеют им слабо, вводится подготовительный курс обучения продолжительностью до 10 месяцев.

При факультете имеется гостиница для размещения иностранных военнослужащих. Оплата за проживание производится в соответствии с заключенными контрактами.

Пребывание иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации и миграционный учет осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями Федеральной миграционной службы России при поддержке командования академии и управления факультета.

Факультет подготовки и усовершенствования гражданских врачей
Основной целью деятельности факультета является решение главных задач, определенных для факультета академией:

— подготовка специалистов с высшим медицинским образованием в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело»;

— послевузовское профессиональное образование гражданских врачей в виде интернатуры и ординатуры в соответствии с Государственными образовательными стандартами медицинских специальностей;

— дополнительное профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и сертификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием;

— организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи, её патриотическому воспитанию и подготовке к поступлению в академию.

Факультет руководящего медицинского состава
Осуществляет подготовку офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по специальности «Управление медицинским обеспечением войск (сил)», а также обучение в интернатуре и ординатуре. Первичная специализация в интернатуре выпускников факультетов подготовки врачей осуществляется по 30 основным профессиональным образовательным программам номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Послевузовское профессиональное образование в ординатуре осуществляется по 89 основным профессиональным образовательным программам номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Качественной подготовке выпускников способствует участие слушателей в ежегодных тактико-специальных учениях «Рубеж», итоговых командно-штабных военно-медицинских учениях, развертывании полевых военно-медицинских учреждений в учебном центре Военно-медицинской академии, стажировки в органах управления медицинской службой, практическая работа в клиниках академии.

На факультете большое внимание уделяется научной деятельности обучаемых офицеров. Слушатели принимают активное участие во всех Всероссийских и международных научно-практических конференциях, проводимых в Санкт-Петербурге.

Ежегодно 5-7 слушателей успешно защищают диссертации и получают ученую степень кандидата медицинских наук.

Факультет (послевузовского профессионального и дополнительного образования)
На факультете (послевузовского профессионального и дополнительного образования) осуществляются следующие виды подготовки врачей в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования:

— профессиональная переподготовка медицинских специалистов;

— общее и тематическое усовершенствование офицеров медицинской службы и лиц гражданского персонала МО РФ по медицинским и фармацевтическим специальностям;

— тематическое усовершенствование руководящего состава медицинской службы МО РФ, родов и видов Вооруженных сил РФ, военных округов, флотов;

— тематическое усовершенствование профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений, учебных центров и кафедр военной и экстремальной медицины ВУЗов.

Срок обучения слушателей на факультете по профессиональной переподготовке, повышении квалификации от 1 до 4 месяцев .

Медицинский колледж Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова
Базовый уровень образования и углубленная подготовка по специальностям:

060501 «Сестринское дело»:

Квалификация: «Медицинская сестра (брат)» на основе среднего общего (полного) образования; срок обучения: очная форма подготовки — 2 года 10 месяцев, очно-заочная форма подготовки - 3 года 10 месяцев;

Квалификация: «Медицинская сестра с углубленной подготовкой» по направлениям:

—организация сестринского дела;

—анестезиология и реаниматология;

На основе среднего медицинского образования (базовый уровень); срок обучения: очная форма подготовки — 10 месяцев, очно-заочная форма подготовки — 1 года 6 месяцев.

060604 «Лабораторная диагностика»

Квалификация: «Медицинский лабораторный техник», на основе среднего общего (полного) образования. Срок обучения: очная форма — подготовки 2 года 10 месяцев; очно-заочная форма подготовки — 3 года 10 месяцев.

Отделение повышения квалификации Медицинского колледжа Военно-медицинской академии проводит последипломную подготовку, аттестацию и сертификацию среднего медицинского персонала по всем специальностям номенклатуры Минздравсоцразвития РФ.

Научно-исследовательская работа в Военно-медицинской академии проводится по всем основным направлениям военной и клинической медицины. При этом главной задачей признается укрепление и развитие научных школ академии как фундаментальной основы для исследований и подготовки высококвалифицированных военно-медицинских кадров на всех уровнях образования.

Ряд фундаментальных и прикладных направлений исследований реализованы в новейших разработках кафедр и научно-исследовательских подразделений.

В академии существует стройная система подготовки научных кадров. Большое внимание уделяется научной работе, в том числе и работам курсантов и слушателей. Более 50 лет в академии существует военно-научное общество курсантов и слушателей (ВНОКС).

В Военно-медицинской академии работают известные учёные, среди которых 5 академиков Российской академии медицинских наук (РАМН), 8 член-корреспондентов РАМН, 25 заслуженных деятелей науки РФ, 94 Заслуженных врачей РФ, 52 заслуженных работника высшей школы РФ, 15 лауреатов Государственной премии, 12 лауреатов премии Правительства, 105 академиков и 46 член-корреспондентов отечественных и зарубежных академий.

Подготовка научно-педагогических и научных кадров в академии осуществляется в докторантуре и адъюнктуре, а также путем оформления соискательства ученой степени доктора и кандидата наук.

В академии созданы и активно работают 13 диссертационных советов по защите докторских диссертаций по 33 научным специальностям.

Клиническая база академии имеет штатную коечную емкость в 2616 коек, и представлена 16 клиниками хирургического профиля (в том числе 7 клиник общехирургических и 9 специализированных), 13 клиниками терапевтического профиля (в том числе 7 общетерапевтических и 6 специализированных), клиническим центром экстракорпоральной детоксикации и 5 клиническими подразделениями (в т.ч. приемные отделения №№ 1 и 2, станцией переливания крови и др.).

Продолжается работа по освоению новых видов и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Из 137 видов, установленных Минздравсоцразвития России, сейчас в клиниках академии оказываются 90, что составляет более 65% от общего количества.

В академии получают различные виды лечения более 350 тыс. человек ежегодно.

В российских военных ВУЗах набор девушек открыт только по определенным специальностям, не связанным с интенсивными физическими нагрузками, вредными для женского здоровья. Что это за ВУЗы и какую специальность могут в них получить девушки? Об этом вы можете узнать из данной статьи, в которой мы также затронем тему преимуществ и недостатков службы в армии для женщин.

В Советском Союзе стать профессиональным военным могли только представители сильного пола. Женщины же, если и становились военнослужащими, то только в случае поступления на службу в армию по вполне "гражданским" специальностям (таким как бухгалтер, повар, медсестра и т.д.). В современной России ситуация кардинальным образом изменилась: женщины могут не только поступить в армию по контракту и наравне с мужчинами нести военную службу, но и окончить один из военных ВУЗов, которые принимают на обучение представительниц женского пола, и тем самым, стать профессиональным военным.

Правда, в российских военных ВУЗах набор девушек открыт только по определенным специальностям, не связанным с интенсивными физическими нагрузками, вредными для женского здоровья. Что это за ВУЗы и какую специальность могут в них получить девушки? Об этом вы можете узнать из данной статьи, в которой мы также затронем тему преимуществ и недостатков службы в армии для женщин.

Военные ВУЗы, принимающие девушек на обучение


Как и любое другое гражданское высшее учебное заведение, военные ВУЗы для девушек являются, в первую очередь, источником профессиональных знаний и навыков. Поэтому требования к усвоению информации и ее применению на практике ничем не отличаются от тех, которые выдвигаются в гражданском ВУЗе (зачастую они даже выше). Преподаватели не делают снисхождений девушкам-курсантам только лишь потому, что они "слабого" пола либо по другим причинам, не касающимся "военных" причин. В итоге, в военные ВУЗы поступают только те девушки и женщины, которые по-настоящему мечтают о военной карьере.

Строгая дисциплина, высокие требования к усвоению информации, а также полная самоотдача курсантов приводит к тому, что уровень подготовки и трудоспособности женщин-офицеров по окончанию военного ВУЗа намного выше, чем у тех, кто рассматривает любой ВУЗ только как возможность получения высшего образования.

К сожалению, на сегодняшний день далеко не все военные ВУЗы принимают на обучение женщин и девушек, поэтому о такой возможности необходимо уточнять заранее. Среди же тех университетов и академий, которые готовы посвятить представительниц прекрасной половины человечества в премудрости военного дела , особой популярностью среди абитуриенток пользуются такие ВУЗы, как:

  • – специализируется на подготовке высококвалифицированных профессионалов в сфере телекоммуникаций и автоматизации для армии и профильных ведомств/министерств. Срок обучения – 5 лет. После завершения обучения выпускницам выдаются дипломы государственного образца и присваивается звание "лейтенант".
  • – занимается подготовкой военных врачей по таким специальностям, как "Медико-профилактическое дело" и "Лечебное дело" (срок обучения – 6 лет), а также "Фармация" и "Стоматология" (срок обучения – 5 лет). По окончании ВУЗа выпускницам выдается диплом государственного образца и сертификат специалиста, а также присваивается звание "старший лейтенант медслужбы".
  • – представительниц женского пола зачисляют на специальность "Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи". Срок обучения – 5 лет. Курсанткам, которые успешно завершили обучение, выдается диплом государственного образца о получении специальности "Применение подразделений связи ВДВ" и присваивают звание "лейтенант".
  • – занимается подготовкой офицеров (в том числе и женщин-офицеров) с высшим военно-специальным образованием по таким направлениям, как психология, журналистика, социальные работы, прокурорско-следственные действия, лингвистика и перевод. Срок обучения – 5 лет. Выпускницам университета выдается диплом государственного образца и присваивается звание "лейтенант".
  • – занимается подготовкой высококвалифицированных кадров для подразделений воздушно-космической обороны и иных родов войск и видов вооруженных сил по 39 военным специальностям (в том числе, "Метеорология специального назначения" и "Военная картография"). Срок обучения – 5 лет. Выпускницам академии присваивается звание "лейтенант" и выдается диплом государственного образца по специальности подготовки.


Преимущества и недостатки службы в армии для женщин

Испокон веков военное дело было прерогативой мужчин. Женщины же неизменно ассоциировались с хранительницей семейного очага, матерью и украшением нашей жизни. В современном обществе все перевернулось буквально с ног на голову: мужчины нередко ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей, а женщины осваивают "мужские" профессии, в число которых входят и военные специальности .

Что заставляет "слабый пол" поступать в военные академии или на службу в армию по контракту? Прежде всего, тот факт, что сегодня женщины более активны, уверены в себе и амбициозны, а также отличаются повышенным стремлением к равноправию. Кроме того, их привлекает целый ряд преимуществ, которые дает армия военным специалистам:

  • личностная реализация - военная служба – это одна из тех немногих сфер жизнедеятельности, которая позволяет без огромных капиталовложений и "полезных" знакомств получить приличное образование, продвинуться по карьерной лестнице и содержать свою семью;
  • стабильность – какие бы экономические катаклизмы не сотрясали страну, военные специалисты будут востребованы всегда;
  • решение жилищных проблем – в первые пять лет прохождения военной службы, женщинам-офицерам и их семьям предоставляется служебное жилье. При выслуге более 5 лет, военнослужащая получает жилье на общих основаниях (при невозможности выделения жилья им выплачивается денежная компенсация);
  • ранняя пенсия – военные специалисты выходят на пенсию в возрасте 40-50 лет, что позволяет им жить не только на пенсию (которая, кстати, достаточно большая). Они с легкостью могут устроиться на работу как в государственную, так и в муниципальную структуру и получать вполне приличную зарплату.

Примечательно, что многих женщин не останавливают даже явные недостатки службы в армии , к которым можно отнести:

  • психологические нагрузки – армия – серьезная школа жизни, которая сильную личность делает еще сильнее, а вот слабый человек может легко "сломаться";
  • реальная опасность для жизни – никто не знает, где вам придется служить и не начнется ли завтра война;
  • необходимость беспрекословно подчиняться приказам – для многих женщин, которые в большинстве своем имеют собственное мнение на все и вся, именно этот фактор является самым сложным в военной службе;
  • отсутствие полноценных выходных и ненормированный рабочий график – само понятие "выходной" у военных весьма условно, поскольку они живут непосредственно на территории гарнизона, а значит, отдыхают "без отрыва от производства";
  • ограничение передвижения – покинуть пределы гарнизона или военного городка можно только с разрешения командования.


Согласитесь, что все перечисленные выше недостатки не идут ни в какое сравнение с материально-социальными гарантиями, ощущением собственной значимости и полезности обществу. Ну и самое главное, девушка в форме Вооруженных Сил России - это просто красиво.