На вопрос какова скорость появления новых слов. Причины появления новых слов

Основные способы словообразования.

Законы словообразования с примерами :

1) Учитывать лексическое значение слова (наручники <= рука (ручники по смыслу не подходят)-приставочно-суффиксальный)

2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный)

3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую)

I) Суффиксальный

  • Наречия на –о, -е (молниеносно-молниеносный)
  • Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть)
  • Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)

II) Переход из одной части речи в другую (думаю не стоит объяснять, так как всё понятно)

III) Приставочный (если слово существует в языке и обйсняет исходное слово)

  • Глаголы (воздействует-действует…)
  • Наречия (навсегда – всегда…)
  • Существительное (сверхчеловек – человек…)
  • Прилагательное (гиперактивный – активный….)
  • Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)

IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)

  • Глаголы (разбежаться – бег…)
  • Прилагательное (беспомощный - помощь…)
  • Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)
  • Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)

V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)

  • Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть, бег – бегать….)
  • Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….)

VI) Сложение основ (легко, но не путать с суффиксальным: Земледельческий <= земледелие, суффиксальный )

VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет).

VIII) Способ, которого также нет в ЕГЭ. Постфиксальный – это аффиксальный способ словообразования, который использует в качестве средства словообразования постфикс: купать – купаться.

Подробнее о способах словообразования

Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:

  • от какого слова образовано данное слово?
  • каким способом образовано данное слово?

Выделяют следующие способы образования:

1) проситель ниц а проситель (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-);

3) под окон ник а окн о (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);

4) взрыв взрыв ать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный);

5) пят иэтаж ный ← пять этаж ей (сложение двух корней).

Правило №1.

Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Ловушка!

перечита л ← перечита ть (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.

Правильно : перечитал, н.ф. перечита ть – чита ть (приставочный способ).

Правило №2.

Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка!

вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!

Правильно : вход вход ить (бессуффиксный способ).

Помни!

При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:

Е/о/и/а/ноль звука (собр ать – собир ать – собер у);

Ошибка : виш енный ← виш ня (суффиксальный способ, суффикс –енн).

Правильно : вишен ный ← вишн я (суффиксальный способ, суффикс –н).

Шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пуск ать, пуст ить, пущ у);

Б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (люб ить, любл ю, влюбл енный).

При подборе однокоренного слова помни следующее:

часть речи от какой части речи может быть образовано каким способом
существительное существительное приставочный, суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

прилагательное суффиксальный, бессуффиксный
глагол
прилагательное существительное суффиксальный, приставочно-суффиксальный
прилагательное приставочный
глагол суффиксальный
глагол глагол приставочный, суффиксальный
существительное суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

прилагательное
наречие существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

причастие суффиксальный
причастие, деепричастие только глагол только суффиксальный

Способы словообразования:

1) Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую.

Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.

В прошлое (какое? ) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что? ) прошлое.

В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое? , т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

2) Приставочный способ.

Помни! Приставка не меняет часть речи!

Распространенные модели:

раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.

3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).

4) Приставочно-суффиксальный способ.

5) Сложение

При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).

Алгоритм действий.

1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).

2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.

3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)

4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Разбор задания.

Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!

Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».

Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),

Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),

Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).

Таким образом , правильный ответ – слово сначала.

Потренируйся.

1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.

3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

1) бездонной

2) предстать

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Какова скорость мысли?

Какова скорость мысли?

Правда ли то, что мысль имеет самую большую скорость, какую только можно представать? Когда-то, в давние времена, это считалось бесспорным, что и объясняет такие выражения, как «быстрее мысли». Сегодня нам известно, что мысль представляет собой импульс, который проходит по нервным волокнам нашего тела и что скорость этого импульса можно измерить довольно точно. Выясняется удивительная вещь: оказывается, мысль - это очень медленный процесс.

Нервный импульс движется со скоростью, которая составляет всего 155 миль/час (около 250 км/час)! Это означает, что какая-либо информация может быть передана быстрее вне нашего тела, чем внутри него, от одного органа к другому! Телевидение, радио, телефон - все эти средства передают информацию гораздо быстрее, чем наша нервная система. Мысль, переданная по нервам от Нью-Йорка до Чикаго прибудет до места назначения на несколько часов позже, чем та же самая мысль, переданная по радио, телефону или телеграфу. Когда что-то случается с пальцем у нас на ноге, то, пока импульс с информацией об этом дойдет до мозга, пройдет некоторое время.

Представьте, что вы великан, голова которого на Аляске, а ноги в Южной Африке. Если в понедельник утром вас укусит акула за палец на ноге, то ваш мозг ничего об этом не узнает до вечера в среду. А если вы решите вытащить палец из воды, то остаток недели уйдет на то, чтобы передать команду об этом в ноги! Различные виды сигналов заставляют нас реагировать с различной скоростью. Мы быстрее реагируем на звук, чем на свет, на яркий свет быстрее, чем на тусклый, на красный цвет быстрее, чем на белый, а на что-то неприятное быстрее, чем на что-то приятное. Скорость прохождения мысленных импульсов у каждого человека немного разная. Поэтому некоторые люди гораздо быстрее других реагируютна какие-то сигналы.

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Какова скорость звука? Если мы слышим какой-либо звук, значит, поблизости должен находиться вибрирующий предмет, который колеблется. Звуки исходят от вибрирующих предметов.Но звук должен где-то распространяться. Что-то должно его переносить от источника к приемнику. Это

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Какова прочность алмаза? Если у тебя есть немного замазки, что ты делаешь, чтобы она сделалась плотнее и тверже? Ты ее разминаешь, сжимаешь, и чем больше ты ее разминаешь, тем плотнее она становится.Алмазы также создавались в природе. Сотни миллионов лет назад поверхность

Из книги Как написать повесть автора Воттс Найджел

Какова её тема? Темой мы подробно займемся в разделе 11. Если говорить коротко, «тема» - это смысл, кроющийся за действием пьесы, то, что автор «хотел сказать». Например, если предметом повести есть распад семьи, вызванный изменой, то тема может звучать так: «любовь сильнее,

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Какова высота Эйфелевой башни? Эйфелева башня, главная достопримечательность Парижа, достигает в высоту 324 метров. Этот известный проект французского инженера Гюстава Эйфеля первоначально задумывался как временное сооружение – оно должно было служить всего лишь

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Какова сила притяжения? Притяжение всех земных предметов Землей кажется нам естественным и обычным явлением. Но когда нам говорят, что предметы притягивают также и друг друга, мы не склонны этому верить, потому что в обыденной жизни ничего подобного не замечаем.Почему, в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Какова структура Вселенной? Изучение скоплений и сверх-скоплений галактик позволяет создать модель Вселенной в большом масштабе, то есть определить, как распределяется материя внутри очень большого пространства. В этом смысле самый значительный результат, полученный

автора Джуан Стивен

Какова роль мочек ушей? Мочки ушей не имеют особого значения для человеческого организма. У разных людей они различаются, что обусловлено генами. Определенная форма мочек ушей, по статистическим данным, связана с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, однако

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Где находится селезенка и какова ее функция? (Спрашивает Ивонна Чамберс, Хакни, Южная Австралия)Селезенка – очень важный компонент иммунной системы. Она вырабатывает лимфоциты (разновидность лейкоцитов), фильтрует кровь, обнаруживает чужеродные тела, хранит клетки

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Какова функция тонкой кишки? (Спрашивает Крис Бернард, Вентуортвил, Новый Южный Уэльс, Австралия)Тонкая кишка – это часть кишечника между желудком и толстой кишкой. Сокращясь, ее мышечные стенки проталкивают пищу дальше по пищеварительному тракту. Это похоже на

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Какова температура тел у животных? Передвигаясь с места на место, мы можем ощущать, как изменяется температура вокруг нас, но мы не думаем, что может измениться температура нашего тела. Она и не изменяется. Мы относимся к «гомеотермическим», и наш вид включает всех

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Какова наиболее экономически выгодная скорость автомобиля? Годами автопроизводители твердили всем, кто водит машину, что оптимальная скорость езды с точки зрения эффективности использования топлива – около 88,5 км/ч. Но в действительности эта цифра гораздо ниже.В 2008 г.

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Внутри транспортного средства, едущего со скоростью 300 км/ч, летает муха; какова в этот момент скорость полёта мухи? ВЛАДИМИР ОВЧИНКИНКандидат технических наук, профессор МФТИСкорость всегда рассчитывается относительно чего-либо. Относительно машины муха будет

Из книги Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов автора Таормина Шейла

Какова ваша формула плавания? Чтобы определиться с вашей индивидуальной формулой плавания, нужно выяснить скорость вашего гребка и сколько гребков вы совершаете.Поскольку невозможно одновременно плыть и следить за секундомером, придется попросить кого-то замерить

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Женщина в произведении. Какова ее роль? Почти все самые заметные произведения построены на любви или на интригах с участием женщин. Но если раньше женщины махали белым платочком вослед отъезжающему герою, а потом сидели у окошка и ждали, когда вернется со щитом и увезет,

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какова структура Вселенной? Изучение скоплений и сверхскоплений галактик позволяет создать модель Вселенной в большом масштабе, то есть определить, как распределяется материя внутри очень большого пространства. В этом смысле самый значительный результат, полученный

Проведя анализ словарей неологизмов, можно выявить основные принципы развития и расширения лексической системы в русском языке. Выделяются следующие способы появления новых слов:

1. Морфологический, при котором новые образования в языке - это результат деривационных (словообразовательных) процессов. Например: «ментальный», «мелочевка». Деривация подразумевает под собой образование новых слов по определенным моделям из морфем, уже существующих в языке.

2. Лексико-семантический. В этом случае новые значения появляются у известных слов. Например: «пенал» (тип гаража), «зебра» - пешеходный переход.

3. Лексико-синтаксический (непродуктивный). При подобном способе словообразование происходит на базе словосочетаний. Например: «сегодня», «сейчас».

4. Морфолого-синтаксический (малопродуктивный). Это способ, при котором одна часть речи переходит в другую. Например: «благодаря» (кого?) - деепричастие, (чему?) - предлог.

5. Внешнее влияние. Заимствования - один из способов словообразовательного запаса. Сюда относятся такие слова, как: «фломастер», «ноу-хау», «икебана» и др.

По мнению исследователей, результатом словообразований в нашем языке является более 90% всех новообразований последних нескольких десятилетий. Основным способом на сегодняшний день остается морфологический, когда из уже существующих в языке основ и аффиксов появляются новые слова. Они, как правило, создаются по образцу уже имеющихся слов. Например: «пиарщик» - по аналогии «спорщик».

Возникший вместе с новым предметом, вещью, понятием неологизм не сразу входит в активный состав словаря. После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом. Такой путь прошли, например, слова советский, коллективизация, колхоз, звеньевая, тракторист, комсомолец, пионер, мичуринец, метростроевец, целинник, лунник, космонавт и многие другие.

Следовательно, в силу непрерывного исторического развития лексического состава языка многие слова, еще в XIX в. воспринимавшиеся как неологизмы с отвлеченным значением (например, беллетристика, вольность, действительность, гражданственность, гуманизм - гуманность, идея, общественный, равенство и др.), в современном языке входят в состав активного запаса словаря.

А некоторые слова, возникнув совсем недавно (продналог, продразверстка, уком, нэпман, комчванство, партмаксимум, партминимум, нарком и др.), успели перейти в разряд устаревших.

Причины появления новых слов:

1) В повседневной речи мы создаем новые слова в следующих целях:

1. С помощью нового слова мы именуем новые предметы и явления: сапоги-дутики, сорт пшеницы «днепрянка».

2. Однако мы можем создать название и для явления хорошо извест­ного, но не имеющего словесного обозначения в языке. Например, совсем не нов уход зрителей из зала, когда фильм им не нравится, но мы не обоз­начаем это явление особым словом. А вот один свердловчанин обозначил: «Зал ногоплескал ».

3. Создаются слова и тогда, когда нам хочется ярче обозначить явление, имеющее название, вместо затейливый о тюрингском фарфоре сказано финтифлюшистый, герметик назван прилепончиком.

4. Можно играть словами. Это охотно делают дети, осваивающие язык, но взрослые не прочь иногда забавы ради сочинить какое-нибудь словцо: «Раз есть авторучка, должна быть и автоножка. Здесь нет ни нового предмета, ни старого явления, лишенного названия. Здесь есть словотворчество ради шутки, развлечения.

2) То, что наблюдается в повседневной речи, происходит в художественной или публицистической речи. Здесь получают новые имена новые предметы, созданные воображением художника: киберы у Стругацких, наилучшесть у В. Зорина и др.



Новые слова делятся на две группы в зависимости от причин появления в языке. Неологизмы - это новые слова, созданные для обозначения новых явлений. Все остальные - окказионализмы.

Кроме неологизмов, являющихся достоянием общенародного языка, выделяются новые слова, образованные тем или иным автором. Одни из них вошли в литературный язык, например, чертеж, рудник, маятник, насос, притяжение, созвездие и др. (у М. Ломоносова), промышленность, влюбленность, рассе­янность, трогательный (у Карамзина), стушеваться (у Ф. Достоев­ского) и т.д.

Другие остаются в составе так называемых окказио­нальных авторских образований. Они выполняют изобразительно-выразительные функции только в условиях индивидуального контекста и, как правило, создаются на основе существующих словообразовательных моделей, например, мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый, чемберленье и многие другие (у В. Ма­яковского); буревал, пересуматошить (у Б. Пастернака), мохнатинки, страна Муравия и Муравская страна (у А. Твардовского), магичествовать, целлофанированные (у А. Вознесенского), бокас­тый, незнакомость, надмирье, несгибинка и другие (у Е. Евтушенко) и т.п.

Источники новых слов

Источниками новых слов являются: словообразование и за­имствование из другого языка. Поскольку о заимствованиях речь идет в 3.2, здесь скажем о словообразовании неологизмов и окказионализмов.

Общий источник новых слов - это образование по активным словооб­разовательным моделям или образцам: дутые сапожки – дутики, вареный - варенка «джинсовая ткань, цвет которой изменен в процессе кипячения - варки ». Ср.: дубленый полушубок - дубленка; дутики - вероятно, как ходики, трусики, хотя это разные модели словообразования.

Окказионализмы также создаются по активным словообразователь­ным моделям, такие образования называют потенциальными словами: Там гадалка повозилась с обедом, гревшимся на керосинке «Грец», по-кухарочьи вытерла руки о передник, взяла ведро с отколовшейся местами эмалью и вышла во двор за водой » (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).

Наречие по-кухарочьи образовано по продуктивной модели «по- + прилагательное + -и». Мы можем по ней образовать большое число слов типа: по-поварски, по-студенчески, по-журналистски, по-водительски и прочее в зависимости от нашей фантазии. Модель открыта. Образования, которые мы получаем, в одних случаях кажутся малоприемлемыми, вроде пo-поварски , в других - как будто даже и существующими, нормативными. Это и есть свойство продуктивной модели, у которой граница между формативными и окказиональными образованиями размыта за счет единиц, которые существуют как бы на кончике пера, так что невозможно сказать, выбрали ли мы их из нашего словарного запаса или только что создали в связи с возникшей потребностью выражения мысли.

Образуются окказионализмы и по слову-образцу. В «Газетных порт­ретах» В. Коняхина создан такой ряд слов: «Самые работящие, самые беззаветные патриоты своей газеты и своего города получаются из бывших рабкоров, инженеркоров, селькоров, военкоров, юнкоров и домохозяйкокоров. Особое их достоинство - отличное знание географии и демографии вcex предприятий и династий города ».

Слова «инженеркоры» и «домохозяйкокоры» созданы по образцу соседних слов. При желании этот ряд опять можно продолжить, ведь профессий много: учителекор, врачкор .

Окказионализм может быть получен за счет смыслового преобразования существующей модели. Например, в романе Ю. Бондарева «Берег» использованы такие наречия: «Мансарда краснела черепицей в горячих лу чах солнца, вблизи - сосны, утренне высвеченные на одной стороне стволов»; «Снежно цвела сирень»; «Старший сержант Зыкин в угрюмой замкнутости каменно уставился на огонек плошки»; «...жестяно звеневший на ветру будылье кукурузы ».

Наречия с помощью суффиксов -о/-е образуются от качественных прилагательных и обозначают признак, отнесенный к действию: хорошее письмо - хорошо писать . Здесь же наречия образованы от относительных прилагательных: утренний, снежный, каменный, жестяной . Изменился ли общий смысл полученных наречий? Конечно. Они обозначают
признак действия через сравнение: стволы высвечены солнцем так, как
это бывает утром; сирень цвела, как снег; уставился неподвижно, как камень; будылья звенели, как жесть
. И вновь мы можем пополнить ряд подобных образований: кирпично краснели, деревянно шагал, небесно улыбался.

Иногда окказионализм представляет собой словообразовательный синоним существующего слова. Например, вместо нормативного говорильня В. Коняхин в «Газетных портретах» употребляет следующее: «Он не обидится, потому что принципиально не ходит на эти говориловки ».

Корень у окказионализма тот же, что и у нормативной лексической единицы, но словообразующий элемент сменился: вместо суффикса –льн- использован суффикс -ловк-. Здесь простор для нашей фантазии значительно сократился, мы можем только примерить к данному корню два-три суффикса: говорилка, говорильство, говорилище , и уж совсем
странно звучит «говореж ». Надо сказать, что эти новообразования гораздо менее естественны, чем то, которое использовано писателем, и, следовательно, если бы мы задумали включить их в свой текст, скорее всего панадобилась бы какая-то оправдательная оговорка, пояснение, оценка, вобщем - извинение перед читателем за неуклюжее творение. Или же надо было бы создать особый контекст, который оправдал бы наше образование.
Например: «Вокруг стоял не галдеж, а скорее говореж - все разбились на группки и говорили, говорили, говорили о своих делах ».

Наконец, окказионализм может быть создан автором, так сказать, по оригинальному проекту, в результате оригинального сочетания морфем. Например, С. Кирсанов в поэме «Макс-Емельян» создал от глаголов «yснуть » и «проснуться » два существительных: от уснявин до проснявин . Такой модели у существительных нет, этот способ объединения морфем принадлежит поэту.

До сих пор рассматривались окказионализмы, которые строились из реального морфемного материала: существующих корней, суффиксов, интерфиксов, приставок. Однако ранее уже были показаны случаи, когда слово строилось автором прямо из звуков, вспомним маршаковский «алинон». Там же в «Умных вещах» есть меч зинг-зенг - слово тоже составлено из звуков, а не из морфем. Случаи эти редки и всегда художественно обоснованы, например, как эксперимент. Вот стихотворение В. Хлебникова «Гроза»:

Вей, вай, эву!

Взи зоцерн. Вэ-церци.

Вравра, вравра!

Врап, врап, врап!

Гугога. Гак. Гакри.

Вивавэво...

Кому-то дано, кому-то не дано услышать в этом наборе звуков рокот грозы и дробь дождя. Для нашей темы важен сам факт попытки написать картину не музыкальными, а языковыми звуками. Это крайний случай сотворчества. И для полноты описания упомянуть о нем необходимо.

1.6.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. На какие группы делится словарный состав общена­родного языка?

2. Какие слова относятся к активному словарному запасу языка? Приведите примеры.

3. Какие слова относятся к пассивному словарному запасу языка? Приведите примеры.

4. Каковы особенности процесса утраты слов языком?

5. На какие группы делятся устаревшие слова? Расскажите о каждой подробно. Приведите примеры.

6. Каким образом можно использовать устаревшие слова?

7. Каковы способы объяснения устаревших слов в тексте?

8. Какие слова называются неологизмами?

9. Каковы причины появления новых слов?

10. Каковы источники новых слов?

Новые слова (неологизмы)

Способы объяснения устаревших слов в тексте

Устаревшие слова, включенные в художественный текст, в ряде случаев требуют объяснения. Это можно сделать:

1) в сноске или в словарике после текста;

2) иногда пояснение дается в скобках (см. статью Юрия Шаталова «Первая гробница Святого князя» в Приложении 30);

3) более сложные способы толкования устаревших слов, включенные в само художественное изложение.

06ратимся к книге В. Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», в которой слово является для автора таким же предметом воспоминания, как люди, вещи и события, окружавшие его в детстве. Поэтому значение слова раскрывается подробно и любовно, через специально оговариваемую параллель с современным словом или через живую картинку - описание предмета:

«Я очень любил, когда мама брала меня с собой в магазин Карликов за покупками. Должен прибавить, что сам Карлик всегда был в котелке, отчасти напоминая этим старьевщиков, так как все старьевщики нашего го­рода носили котелки и назывались не старьевщиками, а «старовещиками», «Мы тут же - не теряя времени - побежали в подвал дома Женьки Дубастого и быстро нашли там множество всякой всячины... и в числе прочего тюбик универсального клея «синдетикон», весьма популярного в то далекое-предалёкое время. ... «Синдетикон» действительно намертво склеивал самые различные материалы, но в особенности от него склеива­лись пальцы, которые потом очень трудно было разлепить. Этот густой, вонючий, янтарно-желтый клей имел способность тянуться бесконечно тонкими, бесконечно длинными волосяными нитями, налипавшими на одежду, на мебель, на стены, так что неаккуратное, поспешное употреб­ление этого универсального клея всегда сопровождалось массой неприят­ностей...».

Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются неологизмами (от гр. neos - новый + logos - слово).

Неологизмы делятся на два вида:

1) лексические неологизмы обозначают появление в жизни новых вещей, явлений, качеств (например, целинник, лунник, космонавт и др.);

2) семантические неологизмы – новое название того, что уже имеет наименование (например, подоплека – подкладка у крестьянской рубахи, шумиха – сусальное золото и др.).

Возникший вместе с новым предметом, вещью, понятием неологизм не сразу входит в активный состав словаря. После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом. Такой путь прошли, например, слова советский, коллективизация, колхоз, звеньевая, тракторист, комсомолец, пионер, мичуринец, метростроевец, целинник, лунник, космонавт и многие другие.



Следовательно, в силу непрерывного исторического развития лексического состава языка многие слова, еще в XIX в. воспринимавшиеся как неологизмы с отвлеченным значением (например, беллетристика, вольность, действительность, гражданственность, гуманизм - гуманность, идея, общественный, равенство и др.), в современном языке входят в состав активного запаса словаря.

А некоторые слова, возникнув совсем недавно (продналог, продразверстка, уком, нэпман, комчванство, партмаксимум, партминимум, нарком и др.), успели перейти в разряд устаревших.

Причины появления новых слов:

1) В повседневной речи мы создаем новые слова в следующих целях:

1. С помощью нового слова мы именуем новые предметы и явления: сапоги-дутики, сорт пшеницы «днепрянка».

2. Однако мы можем создать название и для явления хорошо извест­ного, но не имеющего словесного обозначения в языке. Например, совсем не нов уход зрителей из зала, когда фильм им не нравится, но мы не обоз­начаем это явление особым словом. А вот один свердловчанин обозначил: «Зал ногоплескал ».

3. Создаются слова и тогда, когда нам хочется ярче обозначить явление, имеющее название, вместо затейливый о тюрингском фарфоре сказано финтифлюшистый, герметик назван прилепончиком.

4. Можно играть словами. Это охотно делают дети, осваивающие язык, но взрослые не прочь иногда забавы ради сочинить какое-нибудь словцо: «Раз есть авторучка, должна быть и автоножка. Здесь нет ни нового предмета, ни старого явления, лишенного названия. Здесь есть словотворчество ради шутки, развлечения.

2) То, что наблюдается в повседневной речи, происходит в художественной или публицистической речи. Здесь получают новые имена новые предметы, созданные воображением художника: киберы у Стругацких, наилучшесть у В. Зорина и др.

Новые слова делятся на две группы в зависимости от причин появления в языке. Неологизмы - это новые слова, созданные для обозначения новых явлений. Все остальные - окказионализмы.

Кроме неологизмов, являющихся достоянием общенародного языка, выделяются новые слова, образованные тем или иным автором. Одни из них вошли в литературный язык, например, чертеж, рудник, маятник, насос, притяжение, созвездие и др. (у М. Ломоносова), промышленность, влюбленность, рассе­янность, трогательный (у Карамзина), стушеваться (у Ф. Достоев­ского) и т.д.

Другие остаются в составе так называемых окказио­нальных авторских образований. Они выполняют изобразительно-выразительные функции только в условиях индивидуального контекста и, как правило, создаются на основе существующих словообразовательных моделей, например, мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый, чемберленье и многие другие (у В. Ма­яковского); буревал, пересуматошить (у Б. Пастернака), мохнатинки, страна Муравия и Муравская страна (у А. Твардовского), магичествовать, целлофанированные (у А. Вознесенского), бокас­тый, незнакомость, надмирье, несгибинка и другие (у Е. Евтушенко) и т.п.