Некрасов тот не поэт. Некрасов н

"Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой... - бесхитростный, веселый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности... человек, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому," - так говорил Панаев о Некрасове.

И, действительно, Некрасов был необыкновенным человеком, еще много подобных отзывов о нем можем мы прочитать у его современников. Но выразительней всего

Тот портрет, я думаю, который складывается у нас по прочтению некоторых некрасовских

Произведений. Его творчество глубоко проникнуто знанием народной жизни, сочувствием русскому крестьянству. Пылкий патриот своей Родины, он почти в каждом своем произведении старается выразить ту огромную любовь к ней, которую чувствует с детства.,

Нетрудно понять, что для Некрасова поэт - прежде всего патриот и гражданин своей

Страны, всегда готовый в трудную минуту прийти на помощь своему народу, поддержать

Его и вдохновить на борьбу, а тот,

Кто слезы лил в

Годину испытанья,

И трепетал под игом

Тяжких бед,

И не носил

Безропотно страданья,

Тот не поэт! – Своим бодрым духом и крепкими словами поэт должен вселять в сердца людей надежду, открывать перед ними тот светлый путь, ведущий к свободе, а:

Кто духом слаб и немогуч душою,

Ударов жребия могучего рукою

Бесстрашно отразить в чьем сердце силы нет,

Тот не поэт!

Однако, признавая поэта борца, Некрасов не отрицает и тех, кто посвятил свою лиру чувствам и красоте:

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства..:

Ему сочуствие в толпе,

Как рокот волн ласкает ухо... –

Но не таким, по мнению Некрасова, должен быть настоящий поэт. Истиный поэт - тот, кто сумел насытить свои песни жгучей правдой и суровой справедливостью.

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений. –

И пусть его преследуют "хулы", вклад его творчества будет настолько велик и важен,

Она посылает на землю таких гениев:

Природа-мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива

Стихотворение "Поэт и гражданин" наиболее отчетливо

Открывает нам взгляд Некрасова на призвание поэта. Тут наиболее ярко выражается демократический дух некрасовской поэзии. Стихотворение построено как диалог, как спор о долге поэта, о роли его в обществе. Не только Некрасов, но и его предшественники не раз обращались к этой теме. Вспомним Пушкина - "Пророк",

"Разговор книгопродавца с поэтом",

Лермонтова - "Журналист, читатель и писатель". Эти произведения Пушкина и Лермонтова проникнуты мечтой поэта о читателе-единомышленнике, о публике,

Духовно родственной поэту и глубоко понимающей его.

В произведении же Некрасова теперь тот самый читатель-гражданин призывает поэта на требования жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неотступно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать... –

Но поэт "хандрит и еле дышит", и "Муза вовсе отвернулась" от него "презренья горького полна". Однако, это еще не значит, что призыв гражданина совершенно чужд поэту. В его

Словах нельзя не почувствовать.сурового самообвинения, укоров совести. Поэт не

Может простить себе, что душа его "пугливо отступила", хоть угроза была

Очень серьезной:

И что ж? ...мои послушав звуки,

Сочли их полной клеветой;

Пришлось сложить смиренно руки

Иль поплатиться головой...

Вначале он был силен и неустрашим:

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни...

Но стена непонимания и протеста сломила юную душу:

Под игом лет душа прогнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна. –

Однако не все кончено, гражданин всеми силами пытается возвратить поэта к жизни. Он открывает поэту глаза на его истинное предназначение - "не в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать", а громко он восклицает!

Проснись: громи пороки смело... ,

А ты, поэт! Избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих! -

Судьба поэта очень похожа на судьбу самого Некрасова, целеустремленного и чуть остывшего и приунывшего с годами. В 1877 году Некрасов пишет стихотворение "О Муза! я у двери гроба", где говорит о тяжелой судьбе своей Музы и о ее силах, помогших выдержать все испытания о том, что русский народ никогда не забудет об ее трудах и

В 1840 году в Петербурге, в типографии Егора Алипанова, была напечатана книга «Мечты и звуки. Стихотворения Н. Н.». Автору ее – Николаю Алексеевичу Некрасову – не было и девятнадцати лет.

Любви святой, высокой, благородной

Кто не носил в груди своей огня,

Кто на порок презрительный, холодный

Сменил любовь, святыней не храня;

Кто не горел в горниле вдохновений,

Кто их искал в кругу мирских сует,

С кем не беседовал в часы ночные гений.

Тот не поэт!

Эта заключительная строфа вошедшего в «Мечты и звуки» стихотворения «Тот не поэт» дает достаточно наглядное представление если не о художественной манере молодого сочинителя в делом, то, во всяком случае, о его эстетическом идеале.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

И идеал этот, надо признаться, не очень оригинален. Миссия Поэта высока и таинственна, путь его тернист и многотруден, вдохновение подобно буре, а толпа никогда не поймет вечной загадки гения – к тридцатым годам прошлого столетия высокие каноны романтизма уже не могли никого удивить. Из прежде значимых слов выветрился смысл, и они превратились просто в «слова». Название первого некрасовского сборника по-своему было весьма точным – в книге действительно были «мечты» и «звуки», иллюзорные видения, порожденные достаточно трафаретной фантазией, стихотворческие навыки, в которых порой чувствовался сбой. (Мы не касаемся здесь сложного вопроса о том, как ранние стихи Некрасова отразились в его дальнейшем поэтическом творчестве. Наша характеристика носит заведомо суммарную оценку, при которой можно оставить в стороне отдельные удачи, несомненно присутствующие в «Мечтах и звуках».)

Сборник был встречен критикой достаточно холодно. Особой убийственностью отличался отзыв, помещенный в № 3 «Отечественных записок» за 1840 год. Автором его был Белинский, в ту пору с Некрасовым еще незнакомый. В незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Некрасов так писал о своей реакции на критику «Отечественных записок»: «Но всех более огорчила и оскорбила меня критика журнала, в котором участвовали люди, недовольные настоящим порядком вещей и стремившиеся к идеалу какой-то другой, более истинной и плодотворной литературы. Здесь без шуток, отечески увещательным тоном было высказано, что писать звучные стишки без идеи и содержания не значит еще быть поэтом; что люди с истинным призванием к поэзии смотрят на свой талант как на дело святое и великое, как на достояние всего человечества и не расточают его на воспевание личных своих интересов и страданий, действительность которых к тому же подвержена еще большому сомнению <...>, что поэт настоящей эпохи в то же время должен быть человеком глубоко сочувствующим современности; что действительность должна быть почвою его поэзии и так далее». История с «Мечтами и звуками» преподала Некрасову жестокий урок. Книгой стихов юный мечтатель желал прославиться, сделать себе имя в словесности. Вышло иначе. Литературное фиаско органически вписывалось в ту цепь горьких поражений, что опутала поэта.

Некрасов прибыл в Петербург в июле 1838 года после пятилетнего обучения в Ярославской гимназии. Отец будущего поэта хотел видеть сына в мундире Дворянского полка - военно-учебного заведения, воспитанники которого становились армейскими офицерами. Сам Некрасов мыслил свою судьбу иначе: он хотел учиться в университете, но главные надежды возлагал на стихи, которые должны были принести ему славу. Отказ от поступления в Дворянский полк привел Некрасова к ссоре с отцом, лишившим его материальной поддержки. Нищета стала реальностью, какова же была эта реальность, читатели могут представить себе по «Повести о бедном Климе» и «Петербургским углам», произведениям с отчетливой автобиографической тональностью.

Слава поэта была нужна Некрасову не из одного честолюбия, она была нужна ему насущно: стихами хотел молодой провинциал, лишенный связей и протекций, завоевать неприступный, холодный, чужой Петербург. «Мечты» рассеялись, «звуки» не были расслышаны. Некрасов не сдался.

Провинциал, пытающийся покорить столицу, занять в ней свое место, – типичный сюжет в литературе 1830 – 1840-х годов, как западноевропейской, так и русской. Итоги подобного «единоборства» хорошо известны: человек либо оказывался раздавленным, либо с ним происходило «превращение» и он приспосабливался к изначально враждебному, чужому миру, утрачивал вместе со смешной восторженностью юношеского романтизма душевную чистоту, благородство, переставая различать добро и зло, честность и подлость. Этот процесс был обстоятельно описан И. А. Гончаровым в романе «Обыкновенная история» (между прочим, младший Адуев тоже был поэтом). Об этом же прежде писал Бальзак (вспомним Эжена Растиньяка в финале романа «Отец Горио»).

Некрасов не хотел той победы, что далась Растиньяку или Александру Адуеву. Но не хотел он превратиться и в одну из бесчисленных жертв Петербурга, как то произошло, скажем, с гоголевским художником Пискаревым, или, если взглянуть на творчество самого Некрасова, с «бедным Климом». Его борьба была борьбой не только за хлеб насущный, но и за собственное человеческое достоинство, обрести которое можно было, лишь став на «почву действительности». Такой почвой стал для поэта подчас изнурительный труд литератора-профессионала, бравшегося за самую «чёрную» работу.

Некрасов мог писать длиннейшие стихотворные сказки («Баба Яга», «Сказка о царевиче Ясносвете») для коммерческих изданий купца В. П. Полякова, мог сочинять афишу «Кабинет восковых фигур», мог переводить с французского пятиактную драму, «не зная буквально слова по-французски», как вспоминает Д. В. Григорович, мог писать, писать и писать, не разгибая спи-ны. Не мог он другого: никогда Некрасов не сотрудничал с Гречем и Булгариным, не боялся он и резко задевать этих «литературных промышленников». Он сумел расслышать правду в словах Белинского о своей первой книге, он стал своим человеком в кружке великого критика, а не его литературных врагов. Путь Некрасова к правде и поэзии был путем трудным, но честным, и путь этот стоит пристального внимания.

«Этот юноша, вышедший из праздной дворянской среды, оказался на диво неутомимым работником. В 1840 и 1841 годах он написал столько стихотворений, рассказов, сказок, фельетонов, критических заметок, рецензий, комедий, водевилей и т. д., сколько другому не написать во всю жизнь», – отмечает крупнейший исследователь творчества Некрасова К. И. Чуковский. Разумеется, не все в некрасовском наследии первой половины 40-х годов равноценно – наиболее важной частью его представляется некрасовская проза.

Источники:

  • Некрасов Н. А. Избранная проза/ Сост., послесл. и комм. А. С. Немзера; Ил. М. Ф. Петрова.- М.: Правда, 1985.-480 с., ил.
  • Аннотация: Проза Н. А. Некрасова (1821--1877/1878) - яркое и характерное явление русской литературы XIX века. В повестях и рассказах, включенных в настоящий сборник, автор с присущим ему своеобразным юмором, занимательностью рисует широкую панораму российской действительности прошлого столетия. В предлагаемое издание включены такие произведения, как «Макар Осипович Случайный», «Капитан Кук», «Петербургские углы» и т. д.

"Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой... - бесхитростный, веселый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности... человек, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому," - так говорил Панаев о Некрасове.

И, действительно, Некрасов был необыкновенным человеком, еще много подобных отзывов о нем можем мы прочитать у его современников. Но выразительней всего

Тот портрет, я думаю, который складывается у нас по прочтению некоторых некрасовских

Произведений. Его творчество глубоко проникнуто знанием народной жизни, сочувствием русскому крестьянству. Пылкий патриот своей Родины, он почти в каждом своем произведении старается выразить ту огромную любовь к ней, которую чувствует с детства.,

Нетрудно понять, что для Некрасова поэт - прежде всего патриот и гражданин своей

Страны, всегда готовый в трудную минуту прийти на помощь своему народу, поддержать

Его и вдохновить на борьбу, а тот,

Кто слезы лил в

Годину испытанья,

И трепетал под игом

Тяжких бед,

И не носил

Безропотно страданья,

Тот не поэт! – Своим бодрым духом и крепкими словами поэт должен вселять в сердца людей надежду, открывать перед ними тот светлый путь, ведущий к свободе, а:

Кто духом слаб и немогуч душою,

Ударов жребия могучего рукою

Бесстрашно отразить в чьем сердце силы нет,

Тот не поэт!

Однако, признавая поэта борца, Некрасов не отрицает и тех, кто посвятил свою лиру чувствам и красоте:

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства..:

Ему сочуствие в толпе,

Как рокот волн ласкает ухо... –

Но не таким, по мнению Некрасова, должен быть настоящий поэт. Истиный поэт - тот, кто сумел насытить свои песни жгучей правдой и суровой справедливостью.

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений. –

И пусть его преследуют "хулы", вклад его творчества будет настолько велик и важен,

Она посылает на землю таких гениев:

Природа-мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива

Стихотворение "Поэт и гражданин" наиболее отчетливо

Открывает нам взгляд Некрасова на призвание поэта. Тут наиболее ярко выражается демократический дух некрасовской поэзии. Стихотворение построено как диалог, как спор о долге поэта, о роли его в обществе. Не только Некрасов, но и его предшественники не раз обращались к этой теме. Вспомним Пушкина - "Пророк",

"Разговор книгопродавца с поэтом",

Лермонтова - "Журналист, читатель и писатель". Эти произведения Пушкина и Лермонтова проникнуты мечтой поэта о читателе-единомышленнике, о публике,

Духовно родственной поэту и глубоко понимающей его.

В произведении же Некрасова теперь тот самый читатель-гражданин призывает поэта на требования жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неотступно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать... –

Но поэт "хандрит и еле дышит", и "Муза вовсе отвернулась" от него "презренья горького полна". Однако, это еще не значит, что призыв гражданина совершенно чужд поэту. В его

Словах нельзя не почувствовать.сурового самообвинения, укоров совести. Поэт не

Может простить себе, что душа его "пугливо отступила", хоть угроза была

Очень серьезной:

И что ж? ...мои послушав звуки,

Сочли их полной клеветой;

Пришлось сложить смиренно руки

Иль поплатиться головой...

Вначале он был силен и неустрашим:

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни...

Но стена непонимания и протеста сломила юную душу:

Под игом лет душа прогнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна. –

Однако не все кончено, гражданин всеми силами пытается возвратить поэта к жизни. Он открывает поэту глаза на его истинное предназначение - "не в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать", а громко он восклицает!

Проснись: громи пороки смело... ,

А ты, поэт! Избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих! -

Судьба поэта очень похожа на судьбу самого Некрасова, целеустремленного и чуть остывшего и приунывшего с годами. В 1877 году Некрасов пишет стихотворение "О Муза! я у двери гроба", где говорит о тяжелой судьбе своей Музы и о ее силах, помогших выдержать все испытания о том, что русский народ никогда не забудет об ее трудах и