О вреде чтения "новорусских" справочников. О вреде чтения "новорусских" справочников Стрельбицкий константин борисович контакты

В интернете случайно наткнулся на справочник потерь немецкого ВМФ в годы Великой Отечественной войны, привожу первую страницу этого справочника:

Потери флотов противника на морских ТВД Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Настоящее издание представляет собой справочник, в котором содержатся обобщенные данные о кораблях и судах военно-морских и торговых флотов Германии, Финляндии, Румынии и других стран фашистского блока, потерянных по разным причинам на морских театрах военных действий Великой Отечественной войны. Издание охватывает потери противника, понесенные им в период с июня 1941 г. по май 1945 г. на Балтике, в Заполярье, на Черном и Азовском морях.
Справочник составлен на основании изучения, анализа и обобщения источников и материалов обеих противоборствующих сторон в годы минувшей войны.
Издание предназначено для историков, офицеров ВМФ, преподавателей, слушателей и курсантов военно-морских учебных заведений, всех интересующихся историей Великой Отечественной войны и Советского Военно-Морского Флота.
Авторы считают своим долгом выразить признательность А.Н. Бадякину (Керчь), С.С. Бережному (Москва), П.В. Боженко (Москва), Д.М. Васильеву (Санкт -Петербург), А.Ф. Воронову (Москва), Ю.С. Дудко (Львов), А.В.Овчаренко (Киев), оказавшим большую помощь своими критическими замечаниями и советами, высказанными в процессе создания данной работы, розыске необходимых источников и материалов.

Ну, справочник как справочник, неискушенный пользователь интернета вряд ли нашел бы в нем какие либо недостатки, но автор этой статьи уже занимался вопросом потерь советского и немецкого ВМФ, поэтому даже при беглом просмотре возникло ощущение «пустоты», к примеру, по советским данным: в Заполярье в 1943 г. авиация Северного флота потопила 21 транспорт общим тоннажем 58 432 т, 2 судна водоизмещением каждое не менее 100 т и 5 боевых кораблей. Было повреждено 19 транспортов.

Просматриваем 1943 г. по справочнику:

Заполярье-1943

1 (04.15) - ТР Муанса (1911/5472 брт), м. Нольнесет (в точке 70.49.6, 29.28 или 70.53, 29.27 (по нем. данным)), Т/ПЛ Л-20, +19 / MUANSA с 65 автомашинами, отправленными на ремонт /
8 - норв. ТР Ольса (2200 брт), Сев. Норвегия, т/ав. / не было такого судна /
20 - норв. м/б Таня (137 брт), о. Варде, Т-А лидера Баку. / Tanja, Skibs A/S Nye Tanja, Осло вылетел на камни у маяка Бок-фьорд – без груза, без потерь /

1 (03.40) - СКР V-6115 Оствинд (320 брт), 70°15" с.ш. 31°01" в.д., Т/ПЛ Щ-403 (или Щ-402?), +7. / Ostwind. Щ-403 находилась в ремонте с декабря 1942, Щ-402 в атаки не выходила; СКР потоплен М-172 у Маккаура (хотя координаты не совпадают), +45 /

1 (08.10) - СКР V-5909 Коронель (549 брт), 70°42"с.ш. 30°15"в.д., Т/ПЛ М-172, +20. / Непонятная ситуация – Ровер и Гренер приписывают его М-172, но по времени атаки разница в 5 часов, координаты 70.48-30.12,7, +5. В Schiffsverluste числится потопленным 1.2.43 за Щ-402, но она атаковала 2.2.43. Атака Л-20 была почти через 3 часа после гибели V-5909, совсем в другом месте и потоплен был OTHMARSCHEN. Скорее всего, CORONEL погиб на плав. мине /
1 (10.47) - воен. ТР Н-4 Оттмаршен (б. франц. Билль де Метц) (1920/7077брт), 70°07" с.ш. 27°29" в.д., Т/ПЛ Л-20. / OTHMARSCHEN (б. VILLE DE METZ (F)) , вез 260 т продовольствия /
5 - кор. ПЛО UJ-1108 Эльба (1936/462 брт), 70°57" с.ш., 29°13" в.д. Т/ПЛ Щ-422 (или К-3?) / К-3 /

16 (15.44) - ТР Йоганисбергер (б. франц. Лион) (4533 брт), Варангер-фьорд, Т/ПЛ М-122. / JOHANNISBERGER, перевозил 2042 тонн угля и 60 тонн дегтя /
29 - ТР АякС (1927/2297 брт), Босс-фьорд, Т/ПЛ С-55 (или М-122?). / AJAX, у нас записан на С-101 /

12 (15.00) - норв. м/б. Т138ТК (Тро-4), п. Харштадт, А/ПЛ К-21, +10. / потоплен м/б ФРЕЙ, еще 3 повреждены, +10, 7 взяты в плен /
14 (23.08/23.15) - ледокол Пасвик (237 брт), 69°55",8" с.ш. 30°11" (30.00?) в.д. Т/ПЛ М-122 (или мина?). / ледокольный буксир Pasvik , D/S A/S Pasvik, Киркенес, погиб на мине, поставленной Л-22 20.12.42, по данным Морозова, мины выставили катера МО, +9 /

29 (16.47) - воен. ТР Штурцзее (1921/708 брт), м. Нордкин, Т/ПЛ С-55, +5. / STURZSEE /

17 (04.55) - тнк Евроштадт (1923/1118 брт), 70°48" с.ш. 29°43",7" в.д. Т/ПЛ С-56. / EUROSTADT, 1116, перевозил 1280 тонн горючего, +12 /

1 - госп. судно Бирка (1937/1010 брт), 70°25" с.ш. 21°40" в.д., мина ПЛ, +115. / BIRKA II, 1000 брт, на мине Л-22 /
21 - норв. м/б Фоула, Варангер-фьорд, А/ТКА №13 и №14 / Foula, Halvor Berntsen, Tau, 109 грт. Пытался сбежать с 3 норвежцами и 1 немцем на борту, был тяжело поврежден самолетами люфтваффе и найден пылающим ТКА №13, который подобрал раненых, а мотобот добил /

17 -ТЩ М-346 (543 т), м. Слетнес-Гамвик, Т/ПЛ Щ-403 (или С-51), +32. / 551 брт, потоплен С-56 в точке 71˚07’ с.ш., 28˚22’ в.д. /
19 - СКР NKI-09 Алан (441 брт), м. Слетнес, Т/ПЛ С-56. / ALANE, 466 брт, +21 /
19 - СКР V-1121, там же. / ошибка. 11 Vorpostenflottilia в 1940-43 служила на Северном море, охраняя районе Роттердама, и V-1121 в ней не было вообще (последний – 1115) /

13 - ТР Аргус (1939/3134 брт), Порсангер-фьорд, диверсия. / транспорт с боеприпасами ARGUS, 3360 брт /
30 (10.51) - ПЛ U-639, СВ м. Желания, Карское море, Т/ПЛ С-101, +47. / это было 28.8 /

Сентябрь

3 - кор. ПЛО UJ-1202 (Франц Денкворт), Конгсфьорд, Т/ПЛ С-51 (или мина ПЛ Л-20). / UJ 1202/Franz Dankworth, потоплен С-51 /
11 - кор. ПЛО UJ-1217 (Стар ХХ II) (307 брт), 70°38" с.ш. 30°26" в.д., Т/ПЛ М-107 (или К-1). / UJ 1217/Star XXII, +29, потоплен М-107 /
21 - ТР Антье Фритцен (1912/4330 брт), р-н Петсамо, мина + Т/ТКА №15. / Antje Fritzen /
30 - норв. ТР Санкт Свизун (1376 брт), Сев. Норвегия, Т/ПЛ (или т/ав.). / SANCT SVITHUN, потоплен 6 брит. бомбардировщиками у Стада /

4 - кор. ПЛО UJ-1214 (PaУ V) (381 брт), м. Скальнес, Т/ПЛ М-105 / б. RAU V, погиб на мине в 3.58 точке 70.24,8-31.03,2 – возможно, мина поставлена Л-15 /
12 - ТР Аммерланд (1923/5381 брт), Порсангер-фьорд, Т/ПЛ С-55. / Прорыватель заграждений AMMERLAND с 2500 т продовольствия /

12 - всп. судно Шифф-20 (Нерисса) (1936/992 брт), р-н Киркинеса, Т/ТКА №13. Поднято. См.: 28.6.44. / По непроверенным данным, судно-ловушка SCHIFF-20 NERISSA повреждено 9.11.43 ПЛ М-119 и выбросилось на берег. Но М-119 не выходила в атаку ни 12, ни 9, только 19-го в Сюльте-фьорде, далеко на С от Киркенеса промахнулась по пароходу (Платонов). У немцев в послевоенном справочнике – 19.11.43 потоплено ТКА. В победах ТКА на Севере не числится (вернее, числится только за 28.6.44 /

13 - норв. ТР Банко (462 брт), б. Берлевог, Т/ТКА. / Banco, Edvin Endresen, Ставангер. Реквизирован немцами 2.9.40. В сильный снегопад столкнулся 12.11.43 с нем. патрульным катером NKi-11 и был приведен в Берлевог на буксире вверх дном. Передан норвежцам /

9 - ТЩ R.56 (110 т), Сев. Норвегия, б/ав. Поднят. / МТЩ, 135 т. Не уточняется, чье авиацией потоплен /
12/22 - СКР V-6106 Тироль (б. РТ PС-312) (446 или 535 брт), р-н Вадсё-Еккерей, Т/ТКА №12. / V-6106/ Tirol, 446 брт, погиб 12.12.43 в 20.55 у Эккероя на мине. Точка 70.06,8-30.26,5, +20 /
28 - ТЩ R-64 (110 т), р-н Хоннингсваага, мина ПЛ Л-22. / КТЩ, 135 т. Погиб в 12.13 в т. 70.54.5, 25.55.5 /

И так, если верить данному справочнику наша морская авиация Северного флота смогла за весь 1943 г утопить только один тральщик 9 декабря и то авторы справочника оговариваются - Не уточняется, чье авиацией потоплен /
т.е. то ли нашей то ли английской, вот так вот.
Что бы была явно видна вся лживость и тупость этого «справочника» приведу несколько фактов из истории боевых действий торпедоносцев морской авиации СФ.

14 января 1943 г. в районе Вардё был обнаружен вражеский конвой в составе пяти транспортов и нескольких кораблей охранения. В воздух поднялись самолеты «Хэмпден», переданные англичанами советской стороне в ноябре 1942 г., ведомые капитанами В. Н. Киселевым и А. А. Баштырковым. У Баштыркова это был 106-й вылет.
Обнаружив конвой, самолеты легли на боевой курс. Когда до транспортов оставалось 400-500 м, торпеды отделились от самолетов и устремились к цели.

Капитан А.А.Баштыков

В этот момент машина Баштыркова загорелась. Предвидя неизбежную смерть, он сообщил по радио: «Самолет горит, пикирую на транспорт». В результате атаки был потоплен транспорт водоизмещением 8000 т (Этот случай нашел отражение в известном художественном фильме «Торпедоносцы», правда, вместо «Хэмпдена» там снят Ил-4). Второй «Хэмпден», ведомый капитаном Киселевым, поразил еще одно судно и, несмотря на повреждения, вернулся на свой аэродром.

Сержант В.Н.Гаврилов

Капитану А. А. Баштыркову и стрелку-радисту сержанту В. Н. Гаврилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

15 января «Хэмпдены» капитана Трунова и лейтенанта Зайченко потопили два немецких корабля у норвежского берега. В тот же день два торпедоносца ДБ-3Ф (ведущий лейтенант В.П. Балашов, с 24 июля 1943 г - Герой Советского Союза; штурман старший лейтенант Ю.П. Кочелаевский, с 31 мая 1944 г - Герой Советского Союза) вылетели в Баренцево море для поиска и уничтожения транспортов противника. Метеорологические условия были сложные. Частые снежные заряды сокращали видимость и затрудняли полет на малых высотах. В 11ч 40 м на меридиане Сюльте - фьорда экипажи обнаружили конвой в составе 3 транспортов, миноносца и 2 сторожевых кораблей. Конвой прикрывали два истребителя Ме-110. Торпедоносцы ушли в море, ожидая удобного момента для атаки. В 12.27 истребители противника отошли от конвоя. Торпедоносцы в строю правого пеленга парой с курсового угла цели 100° и дистанции 800 м, преодолев сильное противодействие зенитной артиллерии кораблей, сбросили торпеды по крупному транспорту. Транспорт был потоплен.

29 января самолеты капитанов Островского и Малыгина торпедировали 12 000-тонный транспорт (самая крупная победа «Хэмпденов»). Машина Островского с горящим двигателем еле дотянула до базы. 28 марта четыре «Хэмпдена» атаковали вражеский конвой в Сольтен-фьорде. Им удалось отправить на дно три судна.
Успешно действовали и другие экипажи 9-го гвардейского минно-торпедного полка, которым командовал гвардии майор Ф. В. Костькин.


Торпедоносец «Хэмпден»

Как мы видим из вышеназванного «справочника», нанесенные противнику потери нашими летчиками, там не отражены.

Еще один яркий пример:
В период наступления наших войск наиболее успешным ударом ВВС Северного флота по конвою противника был удар, нанесенный 16 октября 1944 г., когда конвой противника был почти полностью уничтожен. В 12 час. 05 мин. экипаж самолета-разведчика 118-го разведывательного авиаполка обнаружил конвой из 26 судов и кораблей сопровождения, выходившего из Бек-фьорда. Прикрывали конвой 7 Bf-109. Первый удар в 14 час. 30 мин. нанесли 12 Ил-2, возглавляемых капитаном Евдокимовым и старшим лейтенантом H.H. Суворовым. Пилоты докладывали о том, что удалось потопить сторожевой корабль, а также повредить тральщик и транспорт. Второй налет в 14 час. 58 мин. совершили еще 12 штурмовиков, возглавляемые майором С.В. Павловым и лейтенантом П.H. Смородиным. Эта группа доложила о потопленном миноносце, двух сторожевых кораблей и одном сбитом Bf-109 при потере одного Ил-2. Третий удар в 15 час. 01 мин нанесли 10 торпедоносцев из 9-го ГМТАП (командир, майор А.H. Волошин), сопровождаемых 15 истребителями. В этот раз летчики доложили о затоплении транспорта, двух сторожевиков и одного катера. Потери летчиков составили три «Бостонa». Четвертая атака проводилась теми же силами, что и третья, только командиром отряда был полковник Б.П. Сыромятников. Во время атаки в ведущий самолет командира 9-го гвардейского минно-торпедного полка подполковника Б. П. Сыромятникова попал снаряд. Загорелся левый мотор. Через несколько секунд загорелись правый мотор и крыло. Несмотря на это, экипаж продолжал атаку. Штурман полка майор А. И. Скнарев продолжал наводить машину на цель, и ведомые слышали его четкие команды. Летчики сблизились с врагом на дистанцию 500 м, сбросили 2 торпеды и взорвали вражеский транспорт. Но объятый пламенем торпедоносец упал в море.
11 ноября 1944 г. подполковнику Б. П. Сыромятникову, майору А. И. Скнареву и старшему сержанту Г. С. Асееву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В этом бою было потоплено два транспорта, сторожевик, тральщик и катер. На счету у летчиков 5 сбитых Bf-109. Потери советской стороны составили 4 A-20G, в том числе машина Сыромятникова.

16 - СКР V-6706 (КФК-375), р-н Киркинеса, т/ав. / в 6.50 в Коббхольмфьорде вост. Киркенеса атакован самолетами и поражен бомбами, +2. В 11.00 в Хольмграфьорде посажен на мель и к 18.25 весь выгорел /
16 - ТЩ R-301 (1944/150 т), 70°23" с.ш. 31"07" в.д., т/ав. / 190 т, потоплен в Вардё /

Согласно этому "справочнику" в этот день было потоплено всего два небольших корабля (СКР и ТЩ) и то далеко от Бек-фьорда.
И это издание которое «…предназначено для историков, офицеров ВМФ, преподавателей, слушателей и курсантов военно-морских учебных заведений…» !?
Как говорится дополнительные комментарии излишни.

Чем объяснить подобные «пропуски и расхождения», во-первых, скудоумием и непрофессионализмом авторов-писателей, во-вторых, преднамеренным желанием исказить историю, умалить, преуменьшить наши победы, в третьих слепая вера данным из сомнительных, не проверенных источников.

Обычно такие авторы, типа выше названных составителей «справочника» или широко известных в узких кругах «историков» Морозова, Лурье, Платонова начинают ссылаться на какие то немецкие источники, изданные в Германии справочники (У немцев в послевоенном справочнике – 19.11.43 потоплено ТКА ), которые кроме них никто не видел и которые они почему-то не показывают, но при этом имею наглость утверждать, что если в этих справочниках тот или иной корабль или судно в качестве потерь не указано, значит, русские плохо воевали – бомбы все мимо, торпеды, мимо, летчики «плохие», подводники «никудышные», а если советская сторона говорит об ущербе и потерях нанесенном врагу, то это приписки и очковтирательство советской пропаганды, и т.д. эти и им подобные «новорусские историки» уже договорились до того, что и 28 панфиловцев не было!?
И при этом свою ахинею эти «историки» преподносят убедительным тоном «с аргументами». Но только из их мутного блеянья одно не понятно, кто же тогда немцев топил, кто немецкие танки остановил, немцы, что сами утопились и застрелились? И если у нас все так было «плохо», а немцы были «такие классные вояки» то почему мы то победили, а не они? Шапками закидали? Нет. Современные исследования показывают, что соотношение армейских потерь (без учета потерь мирного населения) советской и немецкой стороны 1,3:1. Значит, как не изворачиваются «новорусские историки» все таки мы были лучше немцев, причем во всем, и в умении воевать, и в стойкости, и в техническом оснащении и т.д., поэтому мы победили.

Своими «историческими исследованиями» основанными на «исследовании» «немецких источников», всевозможные Морозовы, Лурье, Платоновы и иже с ними стараются понизить высокий уровень боевой подготовки советских моряков, летчиков, облить грязью, замолчать героизм и самоотверженность советских людей, обвинить в приписках и очковтирательстве, однако их потуги не имеют под собой никаких оснований и доказательств, кроме их пустой брехни, к примеру, во время боевых вылетов советской морской авиации постоянно велась кинофотосъемка результатов атак, поэтому возможность каких - либо приписок была совершенно исключена, зачастую командир подразделения вылетал на боевое задание вместе с ударными самолетами, но участия в бою не принимал наблюдая за действиями экипажей и результатами их атак.


Контрольная фотосъемка результатов воздушного удара – поврежден и горит гидро-авианосец (корабль авиационного обеспечения) «Ганс Альбрехт Ведель», тральщик находившийся в боевом охранении транспорта, тонет. 9 апреля 1945 г. (Балтийское море)

Несомненно, таким попыткам очернить, принизить, замолчать, совершенные подвиги, выставить неумехами и трусами, людей не жалевших жизни за свою Родину необходимо давать отпор на государственном уровне.

Вылупление подобных «справочников» и «историков» возникает: во-первых из-за того что история ВОВ не достаточно исследована (на государственном (официальном) уровне), и не даны ответы на многие важные вопросы в частности по потерям советской и немецкой стороны (имеются в виду не только людские потери, которое более или менее подсчитаны, но и потери в технике и вооружении), во-вторых, из-за бесконтрольности со стороны государства за подобными изданиями, которые на свой лад «изучают и переосмысливают» историческое прошлое нашей страны, и преподносят свои опусы читателям как «истина в последней инстанции».
В нашей стране большое количество вузов, факультетов, аспирантов, кандидатов и докторов исторических наук, на содержание которых страна выделяет большие средства, казалось бы, с такой массой ученых-историков у нас и проблем не должно было быть с исследованием исторического прошлого, ан нет, все историки работают не понятно над чем, защищают научные работы, получают ученые степени не понятно за что, а историей нашей страны, на свой лад, фактически занимаются, гг. Суворов (Резун), Морозов, Лурье, Платонов и иже с ними.

Вместо послесловия:

В вышеназванном «справочнике» на 25 апреля 1943 указано, что в этот день был потоплен транспорт «Леезее», но не указано в результате чего он был потоплен.

25 - ТР Леезее (1922/2624 брт), Конгс-фьорд, т/ав. / LEESEE /

Хочу рассказать гг. Богатырев Сергей Вадимович, Стрельбицкий Константин Борисович, кто его потопил и как.

25 апреля 1943 г. 3-я эскадрилья торпедоносцев атаковала немецкий конвой в Конг-фьорде. Самолет командира эскадрильи капитана В.Н.Киселева был подожжен при пуске торпеды по крупному судну (Как позднее выяснилось судно называлось «Лииси» (Леезее)). Экипаж «Хэмпдена» совершил таран, потопив вражеский транспорт. За этот подвиг Киселев и его штурман, старший лейтенант М.Ф. Покало получили Золотые Звезды, а стрелков наградили орденами Отечественной войны, посмертно.

Константин Борисович Стрельбицкий (23 сентября 1966, Москва) - советский и российский историк флота, председатель Правления «Московского клуба истории флота», преподаватель, исследователь, активный участник военно-поисковых движений, автор военно-исторических публикаций.

Биография

Константин Борисович Стрельбицкий родился 23 сентября 1966 года в городе Москва. Представитель старинного боярско-шляхетского рода Стрельбицких, представители которого в конце XVIII века подтвердили своё дворянское происхождение в Подольской рубернии Российской империи. После утверждения в Департаменте герольдии Правительствующего сената, род Стрельбицких был внесен в VI часть родословной книги Подольской губернии.

  • В 1983 г. окончил среднюю школу.
  • В 1984 г. – первый курс дневного отделения исторического факультета Московского университета; в 1990 г. – истфак.
  • В 1984 - 1986 гг. – военнослужащий срочной службы в частях Дальней авиации: «По окончании школы поступил на дневное отделение исторического факультета Московского университета. В 1984 г., после гибели одноклассника в Афганистане, добровольно ушёл на срочную службу, которую проходил в составе лётно-технических экипажей самолётов Ан-12, Ан-24 и Ту-95 Дальней авиации. Участвовал в обеспечении боевой деятельности Ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, оказании помощи аварийной атомной подводной лодке К-219 в Саргассовом море».
  • В 1986-1990 г. – студент-очник истфака МГУ. С получением диплома - профессиональный историк, активно применяющий свои знания и опыт на многих поприщах – преподавательском, научно-исследовательском, поисковом, а также в военно-исторической публицистике.
  • Начиная с 1989 года исследовательскую работу осуществляет в ведущих государственных и ведомственных архивах СССР и России и, в том числе, в военных - РГАВМФ, РГВА, ЦВМА, ЦАМО, ЦАФПС и др.
  • С 2000 года – активист поискового движения. Был единственным представителем российского поискового сообщества в рядах экспедициях по поиску, нахождению и обследованию погибших в 1941 году речных боевых кораблей Пинской военной флотилии – мониторов «Смоленск», «Винница» и бронекатера № 205.
Участник военно-исторических обследований островов Коневец на Ладожском озере и Гогланд в Финском заливе. Являлся научным консультантом экспедиций на подводные лодки Л-24, М-97, С-8, С-10, Щ-212, транспорт «Родина», а также на ряд других затонувших кораблей и судов. Активно публикуется с 1990 года и, в том числе, в СМИ Польши, стран Скандинавии и Белоруссии. На сегодняшний день – автор около трёх сотен публикаций по тематике военной истории на русском, белорусском, польском, финском и шведском языках. Автор ряда справочников и, в том числе, двух изданий «Мартиролога черноморских подводников Отечества (1909-1945)». Автор-составитель уникальной Компьютерной базы данных «Алфавитный список подводников Российского и Советского Военно-Морского Флота, погибших в 1904–2008 годах», начатой в 1998 году и включающей на сегодняшней день справочные данные в отношении более чем пяти тысяч павших за Родину морякам. «На службе Флоту Отечества свои жизни отдали три моих дяди и брат, поэтому особое внимание уделяю увековечиванию памяти погибших моряков. По моей инициативе и при моём непосредственном участии установлены поимённые памятные доски землякам, погибшим на подводных лодках и на линкоре «Новороссийск» (г. Киев, Украина), памятные кресты с досками погибшим членам экипажа монитора «Винница» (д. Новая Белица Светлогорского района Гомельской области Белоруссии) и морякам рода Белкиных (с. Введенье Ярославского района Ярославской области). Большое внимание уделяю исследованию Морского Некрополя Отечества». Главный редактор альманаха «Тайны подводной войны». Заместитель главного редактора-научный редактор информационно-исторических альманахов «Подводник России» и «За Флотъ!». Член редакционных коллегий морских исторических журналов «Наваль» и «Okrety Wojenny» (Польша).Список публикаций по истории флота

Киниги и брошюры

  • Потери флотов противника на морских ТВД Великой Отечественной войны 1941 - 1945 (Справочное издание). - Львов, 1992. - 88 с. (В соавторстве с С.В.Богатыревым; Интернет-версия.
  • Потери противника на восточно-европейских морских и озерно-речных ТВД в 1941 - 1945 гг. и на Дальнем Востоке в августе 1945 г.: Историческая хроника. Выпуск 1. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1941 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С.В.Богатырёвым).
  • То же. Выпуск 2. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1942 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С.В.Богатырёвым).
  • То же. Выпуск 3. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1943 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С.В.Богатырёвым).
  • Потери Российского Флота в период Первой Мировой войны 1914 - 1918 (Справочник). - Львов, 1994. - 40 с.
  • Потери противников Советского Военно-Морского Флота 1918 - 1940 (Справочник). - Львов, 1995. - 32 с. (на польском языке - Straty przeciwnikow sowieckich sil morskich w latach 1918 – 1940. - «Przeglad Morski», 1996, № 1. - S. 81 – 96)
  • Август 1945: Советско-японская война на море - Цена Победы (Справочник по потерям советского, японского и маньчжурского флотов в ходе боевых действий на Тихом океане и в бассейне Амура 9 августа - 3 сентября 1945 года). - Львов, 1996. - 56 с. (в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого справочника)
  • Боевой счет советских подводников 1918 - 1945 (Справочник). - «Тайны подводной войны: Выпуск 3». - Львов, 1998. - 84 с. (в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого справочника)
  • Путешествие по Яузе. Сборник очерков по экологическому научно-образовательному проекту. - М., 1999. - 96 с. (В соавторстве с группой других авторов).
  • Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920 - 2000 гг. - М; Феодосия, 2001. - 192 с. (В соавторстве с И.М.Алабиным, В.В.Лобыцыным, А.Ю.Савиным).
  • Гражданин города Белый Иван Павлович Маркелов (1864 - 1942). - М., 2002. - 40 с. (Составление и соавторство с И.П.Маркеловым, О.А.Бордюковым и Г.А.Крыловым).
  • Бизертинский Морской сборник 1921 - 1923: Избранные страницы. - М., 2003. - 530 с. (Составление и комментарии в соавторстве с группой других авторов).
  • Навечно остались в глубинах Чёрного моря... Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909 - 1945). - М., 2003. - 156 с.
  • Во имя России: Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909 - 1945). («Подводник России», 2003, Специальный выпуск). - М., 2003. - 196 с.
  • Российский флот и Рязанский край: Опыт историко-энциклопедического словаря. Под ред., сост. Проф. Б.В.Горбунова. – Рязань, 2011. – 448 с. (в соавторстве с группой других авторов).
отдельные авторские публикации
  • Мониторы типа «Шилка». - «Наваль», 1991. - С.59 - 61 (Польский вариант статьи - «Radzieckie monitory typu «Szilka». - «Okrety Wojenne», 2005, № 2 (70), S. 33 – 35; 1. Мониторы типа «Шилка». - «Наваль», 1991. - С.59 - 61 (Польский вариант статьи - «Radzieckie monitory typu «Szilka». - «Okrety Wojenne», 2005, № 2 (70), S. 33 – 35;)
  • Участие советских лодок типа «Правда» в Великой Отечественной войне. - В сб.: «Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы Второй Мировой войны на море 1939 - 1945». - Москва, 1995. - С.36 - 43.
  • Участие подводных лодок Румынии во Второй Мировой войне. - Там же. - С.43 - 59.
  • Боевое использование в 1942 - 1943 годах итальянских сверхмалых подводных лодок на Черном море. - Там же. - С.60 - 67.
  • Отечественная библиография подводной войны 1939 - 1945 гг. - Там же. - С.102 - 107 (В соавторстве с Л.М.Кролом; Интернет-версия -)
  • Краткий обзор истории белых флотилий на Днепре. - В сб.: «Белое движение на Юге России (1917 - 1920): неизвестные страницы и новые оценки». - Москва, 1995. - С. 21 - 26.
  • Иностранные военные флоты на Чёрном море в 1918 - 1921 гг. (Краткий обзор и анализ деятельности). - В сб.: «Революция и Гражданская война 1917 - 1920 годов: новое осмысление. Материалы». - Симферополь, 1995. - С. 90 - 92.
  • Деятельность подводных лодок Черноморского флота в сентябре - октябре 1939 г. - В сб.: «Тайны подводной войны-2. Малоизвестные страницы Второй Мировой войны на море 1939 - 1945». - Львов, 1996. - С.6 - 9.
  • Они начали подводную войну... - Там же. - С. 10 - 15.
  • Подводные лодки малых флотов во Второй Мировой войне 1939 - 1945 годов (Справочный материал). - Там же. - С. 77 - 87.
  • «Топи их всех?». - Там же. - С. 88 - 89.
  • Последний акт «Битвы за Атлантику». - Там же. - С. 90 - 93.
  • Корабли Белого Флота. - «Военная быль», 1995, № 6 (135). - С. 13 - 14; 1995, № 7 (136). - С.38 - 40; 1996, № 8 (137). - С. 49.
  • «Щука» под номером 212. - «Флаг Родины», № 47 (22916). - 1996, 12 марта.
  • В списках флота не значилась... - «Флаг Родины», № 72 (22941). - 1996, 17 апреля.
  • Боны польских воинских частей на территории Западной Белоруссии и Западной Украины (1926 - 1939 гг.). - В сб.: «Четвертая Всероссийская нумизматическая конференция в г. Дмитрове 22 - 26 апреля 1996 г. Тезисы докладов». - М., 1996. - С. 122 - 124.
  • Советская морская железнодорожная артиллерия периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - «Локотранс», 1996, № 3. - С.7.
  • В сентябре 39-го. - «Родина», 1996, № 7 - 8. - С. 91 - 95.
  • Дунайцы на Нижнем Днепре. - «Флаг Родины», № 155 (23024). - 1996, 22 августа.
  • В том самом сентябре 39-го... - «Флаг Родины», № 159 (23028). - 1996, 30 августа.
  • «Байкал» - железнодорожный паром для Байкала. - «Локотранс», 1996, № 4. - C.16 - 17 (В соавторстве с С.Ю.Гордеевым).
  • Рисунки из старого альбома. - «Военная быль», 1995, № 7 (136). - С.23 - 27; 1996, № 8 (137) - С.22 - 25.
  • Корабли и суда - памятники истории Отечественного флота. - В сб.: «Материалы VI Межотраслевого салона «Машиностроение - Конверсия - Рынок»: Публичные чтения «Российский флот: Честь и Слава Отечества!». – М., 1996. - С.66 - 72.
  • Список потерь Советского Военно-Морского Флота в корабельном составе в период советско-финляндской войны (30.11.1939 - 12.03.1940). - «Семь с половиной футов», 1996, № 2. - С.9.
  • Участие Королевского Итальянского ВМФ в Великой Отечественной войне на море в 1942 - 1943 годах (историческая справка). - «Семь с половиной футов», 1997, № 3. - С.2.
  • Корабли и суда китайской Сунгарийской флотилии в 1929 году. - «Бриз», 1997, № 2 (14). - С.1 – 4 (Интернет-версии - http://base13.glasnet.ru/text/ksksf.htm

; в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого материала; на польском языке - Okręty i statki Flotylli Sungarskiej w 1929 roku (на польском языке – Корабли и суда Сунгарийской флотилии в 1929 году). - «Okręty Wojenne», 1999, Numer specjalny. - S. 23 - 25)

  • Бронепоезда Азовской флотилии. - «Локотранс», 1997, № 3 (21). - С.10 - 11.
  • Навечно остались в море... (Подводные лодки Советского ВМФ, погибшие в период Второй Мировой войны 1939 - 1945 годов). - «Тайны подводной войны-4: Малоизвестные страницы Второй Мировой войны на море 1939 - 1945 гг.». - Львов, 1996. - С.5 - 23 (В соавторстве с П.В.Боженко и А.А.Смагиным; на польском языке - Radzieckie okręty podwodne utracone w czasie II wojny swiatowej w latach 1939 – 1945. - «Okręty Wojenne», 1999, № 2 (30). - S. 32 – 35).
  • Потоплены Советским Флотом. - Там же. - С. 24 - 27.
  • Турецкие военные корабли периода войны 1877 - 1878 годов на Дунае. - «Бриз», 1997, № 6 (18). - С.6 - 12 (Интернет-версия - ; в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого материала)
  • Ещё раз о подрыве крейсера «Киров» на мине в октябре 1945 года. - «Страницы морской истории», № 3. - С. 20.
  • Учебный отряд кораблей реки Волга. - Там же. - С. 48 - 49.
  • «Белое пятно» Моонзунда. - «Морской сборник», 1998, № 12. - С.72 - 73.
  • «Пигмей» как в воду канул. - «Военный парад», 1999, № 1 (31). - С.80 - 82. (Интернет-версии – ,azovmar.com›articles.php?article_id=199, ;

в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого материала. Английский вариант статьи - «Pigmei vanisched without a trace». - «Military Parade», 1999, № 1 (31). - P.66 – 68, Интернет-версия - ; сокращённый вариант статьи - «Пигмей» как в воду канул. Итальянские и немецкие подводники учились у советских судостроителей. - «Независимое военное обозрение», 1999, № 29 (152).

  • Существовала ли железнодорожная магистраль через остров Эзель? - «Локоторанс», 1999, № 4 (34). - С.8 (Интернет-версия -)
  • Шведы их нашли. Наш долг сохранить память о них. - «Новые Известия», 1999, 21 августа (№ 153(439); Интернет-версия -)
  • Последний поход «С-8» закончился у Эланда? - «Новые Известия», 1999, 26 августа (№ 156(442).
  • Подводные лодки на дне моря. - «Море», 1999, № 10. - С.36 - 38.
  • Мартиролог погибших русских и советских подводных лодок 1904 - 1991. - «Тайны подводной войны-5». - С.5 - 22 (В соавторстве с П.В.Боженко, А.Ф.Вороновым и А.А.Смагиным).
  • Судьба экипажа подводной лодки С-11: новые находки в архивах. - Там же. - С.52 - 59 (Перепечатка: «Подводный флот», № 9. - С. 25 – 27; Интернет-версия -)
  • Война, которая не состоялась. В 1941 году Красная Армия готовилась к наступлению, а не к обороне. - «Книжное обозрение Ex libris НГ», № 40 (112), 14.10.1999. - С.5 (Интернет-версия -)
  • Год 1940-й: английские и французские субмарины на Чёрном море? - «Тайны подводной войны-6», Львов, 2000. - С. 5 -8.
  • Потеряны на театрах Великой Отечественной. - Там же. - С. 8 - 18.
  • Балтика. Год 1941-й: подводники в обороне Моонзунда. - Там же. - С. 19 - 29 (авторская переработка - «Подводник России», 2002, № 1, с. 116 – 126; Интернет-версия -)
  • Тыловые железнодорожные части и подразделения Советского Военно-Морского Флота периода Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг. - «Локотранс», 2000, № 4 (42). - С. 9.
  • Новые находки на дне Балтики. Кто следующий? - «Новые Известия», № 105(636). - 2000, 17 июня (Интернет-версия -)
  • Бои за остров Вормси в 1941 году. - «Цитадель», 2000, № 1(9). - С. 3 - 12. (Интернет-версия - ,
  • Погибшие русские и советские подводные лодки, обнаруженные на дне Балтийского моря в 1990 - 2000 годах (справочный материал). - «Тайны подводной войны-7: Малоизвестные страницы подводной войны 1914 - 1945», Львов, 2000. - С. 5 - 7.
  • Несостоявшаяся подводная война в джунглях Амазонии. - Там же. - С.20 - 23.
  • Две подводные лодки против «Семи провинций». - Там же. - С. 23 - 25.
  • Судьба первых китайских подводных лодок. - Там же. - С. 30 - 32.
  • В подводной войне не участвовали... (Справочный материал). - Там же. - С. 32 - 34.
  • Речные бронекатера типа «Барс». - «Моряки в Гражданской войне: Сборник». - М., 2000. - С. 28.
  • Боевой счёт русских подводников (1914 - 1917). - «Тайны подводной войны-8: Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века», Львов, 2000. - С. 5 - 15 (авторская переработка - «Подводник России», 2002, № 1, с. 78 – 93, перепечатка с сокращениями - «Подводные силы России 1906 – 2006», М., 2006, с.173)
  • Все потерянные американские подводные лодки (1915 - 1988). - Там же. - С. 15 - 22 (В соавторстве с А.Ф.Вороновым и В.Б.Филипповым).
  • Проблемы изучения истории Черноморского флота периода Второй мировой войны 1939 - 1945 гг. - «Черноморский флот в судьбе России. Международная конференция «Чёрное море и Флот: история и современность», Крым, Симферополь, 26 октября - 1 ноября 1997 г.: Материалы. - Симферополь, 2000. - С. 140 - 143.
  • Послесловие к судьбе «Китобоя». - В: Н.А.Боголюбов «Китобой» на страже чести Андреевского флага. - СПб., 2000. - С. 55 - 56.
  • Участие гидрографов КБФ в обороне Моонзундских островов в сентябре - октябре 1941 года. - «Навигация и гидрография», 1999, № 9. - С.111 – 114 (Интернет-версия - ,)
  • Испания. 1936 - 1939 годы: Гражданская война на море: Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств. - «Бриз», 1999, № 2 (26). - С.21 – 28 (Интернет-версия – ; в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого материала)
  • Гидрографические суда ВМФ СССР, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - «Навигация и гидрография», 2000, № 10. - С.150 – 153 (Интернет-версия -)
  • К 60-летию первого боевого похода «Подводника № 1». - «Тайны подводной войны-9: Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века», Львов, 2001. - С. 5 – 10 (Интернет-версия -)
  • Все потерянные английские подводные лодки (1904 - 1971). - Там же. - С. 11 - 22 (В соавторстве с А.Ф.Вороновым и В.Б.Филипповым).
  • Все атаки и победы «Подводника № 1». - «Тайны подводной войны-11: Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века», Львов, 2001. - С. 6 - 7.
  • Все потерянные японские подводные лодки (1910 - 1945). - Там же. - С. 20 - 32 (В соавторстве с А.Ф.Вороновым и В.Б.Филипповым).
  • Лучшие в каждом подводном флоте во Второй Мировой войне. - Там же. - С.32 - 34.
  • Торпедой - по своим! - Там же. - С.34 - 37.
  • Все потерянные итальянские подводные лодки (1909 - 1945). - «Тайны подводной войны-10: Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века», Львов, 2001. - С. 7 - 21 (В соавторстве с А.Ф.Вороновым и В.Б.Филипповым).
  • Загадки последнего похода подводной лодки «Калев». - Там же. - С. 21 - 36.
  • Жертвы подводной войны (Советские корабли и суда. потопленные подводными лодками противника в период Второй Мировой войны 1939 - 1945 годов). - Там же. - С. 36 - 46.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

«Вот найдут шведы миллионы, поднимут «Сома» на глазах у всего мира и после этого скажут нам официально, что вы ни разу не обратили на это внимания... И мы можем только утереться», – заявил газете ВЗГЛЯД историк флота Константин Стрельбицкий, консультант группы дайверов, которые обследуют затонувшую 100 лет назад российскую подлодку «Сом».

Начиная с прошлой недели в разных уголках России и за границей начали объявляться потомки моряков из экипажа субмарины «Сом», погибшей во время Первой мировой войны у берегов Швеции. Отклики потомков собирает петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ.

«Но наш дайвер мне честно сказал, что его товарищ при съемке задел один выступ. Тот моментально разрушился. В Балтике очень серьезное воздействие ржавчины»

«Мы обратились в МИД РФ с предложением решить со шведскими властями вопрос о признании места гибели подлодки «Сом» воинским захоронением, – сказал ТАСС председатель совета клуба Игорь Курдин. – На момент гибели корабля на его борту находились 18 членов экипажа».

Напомним, что «Сом» погиб 10 мая 1916 года после столкновения со шведским пароходом «Ангермаланд» в ходе боевого дозора. Ветераны ВМФ просят МИД запросить в МИД Швеции материалы по обнаруженной лодке для ее окончательной идентификации российскими специалистами. Они также предлагают провести памятную церемонию на месте гибели подлодки с возможным участием ВМС Швеции.

В память об экипаже они также предлагают установить мемориальную доску в кронштадтском Морском соборе, где уже имеются такие же с именами российских моряков, погибших до 1917 года, а капсулу с морской водой с места гибели субмарины захоронить в братской могиле на Серафимовском кладбище Петербурга, установив там обелиск со списком экипажа «Сома».

О том, какой может быть судьба самой лодки после подъема, газете ВЗГЛЯД рассказал глава «Московского клуба истории флота», историк Константин Стрельбицкий.

ВЗГЛЯД: Константин Борисович, каким способом, по-вашему, лучше поднимать подлодку? Быстро – тяжелым морским краном или постепенно – понтонами, то есть как бы воздушными подушками?

Константин Стрельбицкий: Тут даже обсуждать нечего. Только понтонами. Кран поднимает только с помощью строп. Какие ни были бы полотенца, подкладываемые под эти стропы, они в любом случае повредят корпус. Лет пять назад у побережья Норвегии нашли абсолютно целый немецкий стратегический бомбардировщик «Кондор», который не дотянул до своего аэродрома и сел на лед в свое время. Потом утонул. Он был целым, без единого боевого повреждения. Его стали поднимать краном, и стропы перерезали его на несколько частей. Поэтому, разумеется, подъем может быть только понтонного типа.

Подъем лодки – самая легкая часть, хотя «Сом» и пролежал на дне почти век. Шведская печать уже подсчитала, что только подъем обойдется в 7–8 млн евро. Но дальше никто не думал, во сколько обойдутся обследование лодки и ее консервация. А ведь это сложнейший этап – перемещение на берег для последующей «музеефикации». Если найдутся деньги, это будет очень большим шагом в истории техники начала XX века.

Но нужно ли будет вообще ее целиком восстанавливать? Будет ли доступ внутрь – или лодку можно будет осматривать только снаружи... Проблемы этого плана можно будет понять, только когда лодка окажется на поверхности.

ВЗГЛЯД: Почему подлодка вообще сохранилась за сто лет, а не проржавела и не рассыпалась давно на куски?

К. С.: Качественно сделана. Не хвалю обычно американцев, но это хорошая сталь. Она хорошо сохранилась еще и потому, что этот объект никто не находил. Но самое главное – он находится не в рыболовном месте, вокруг него не было зацепов рыболовных сетей, которыми все повреждается. Люди, спустившиеся туда, были поражены тем, что на этом рэке, то есть на подводном объекте, нету ни одной рыболовной сети. Это уникум. Обычно дайверы работают ножами, обрезают все сети, чтобы понять, что перед ними. А здесь все чисто.

Но наш дайвер мне честно сказал, что его товарищ при съемке задел один выступ, тот моментально разрушился. В Балтике очень серьезное воздействие ржавчины. Приведу такой пример: в прошлом году наши дайверы работали в Финском заливе на подводной лодке, погибшей в Великую Отечественную войну. Дайвер взялся за ствол пушки, и он обломился у него в руках. То есть идет внутренняя консервация в воде, все сохраняется, но любое внешнее воздействие тут же разрушает.

ВЗГЛЯД: Кто может заняться консервацией подлодки? У кого есть такой опыт?

К. С.: Консервация – уникальное понятие. В истории нашего подводного флота после Великой Отечественной было несколько случаев подъема погибших подводных лодок, которые пролежали на дне несколько лет. Эти подъемы были осуществлены на рубеже 40–50-х годов. Но все подлодки тут же шли на слом. 15 лет назад погибла подлодка «Курск». Она тоже была поднята и тоже пошла на слом, хотя пролежала на дне где-то около года.

Пожалуй, у американцев был один такой случай, когда подводная лодка, пролежавшая длительное время на дне, была поднята и законсервирована.

ВЗГЛЯД: Сейчас, насколько известно, власти Швеции ищут деньги на подъем лодки, а пока там с их разрешения работает международная команда дайверов. Они работают как энтузиасты? Кто их содержит?

К. С.: Это собственные расходы. Они выходят туда на судне. Судно обеспечения – не специальное. Простая почасовая аренда. Простые погружения, не более того. Самое дорогое – дыхательные смеси для работы. Чтобы дайверу погрузиться, нужно минимум 1000 долларов. В общем, пока никакой специальной техники и судов не используется. Поэтому расходы небольшие.

ВЗГЛЯД: Каковы шансы на то, что шведы согласятся на инициативу Сергея Шойгу – провести совместную экспедицию?

К. С.: Сергей Кужугетович не как министр, а как глава Русского географического общества (РГО) обратился с такой инициативой к своему коллеге из Королевского шведского географического общества. Знаю, что шведские власти пока лишь рассказали ему в ответ об экспедиции, которая уже работает на «Соме». Трудно сказать о каком-то взаимодействии королевского ВМФ и нашего ВМФ в нынешней обстановке. Недавно Стокгольм выслал из страны российского дипломата. Москва тут же выслала шведского дипломата.

Да и вообще, не думаю, что нужно торопиться с работами. Необходимо все серьезно просчитывать. Не сомневаюсь, что на верхах так и думают и считают.

ВЗГЛЯД: Как вообще принято в мире обращаться с найденными кораблями, на которых погиб экипаж?

К. С.: Начиная с Первой мировой существовал принцип, по которому страны объявляли о том, что такой-то корабль, в частности подводная лодка, не вернулся с моря. И об этом во многих странах просто печаталось в газетах. Это официальное объявление о том, что корабль погиб. В частности, у англичан существовала такая традиция, в том числе во время войны. Таким образом, когда рэк находят под водой, устанавливается, что это такая-то лодка, страна подтверждает это, что автоматически делает найденный рэк подводным воинским захоронением.

Ни в России, ни тем более в Советском Союзе в ходе боевых действий такого принципа не было. До сих пор ни Минобороны, ни МИД не отреагировали на обнаружение «Сома» и официально не признали российским воинским захоронением. По факту это является российским морским воинским захоронением, но официального объявления об этом, к сожалению, нет. Это одна из юридических коллизий. Вот найдут шведы миллионы, поднимут «Сома» на глазах у всего мира и после этого скажут нам официально, что вы ни разу не обратили на это внимания... И мы можем только утереться, как говорится.

Все прекрасно понимают, что останки тех 18 человек, которые были на ней в последнем походе, находятся внутри. Это прекрасно понимают дайверы, они даже в пробоину не совались, понимая, что тревожить память – не комильфо.

ВЗГЛЯД: Кто из потомков погибших моряков уже объявился?

К. С.: В Санкт-Петербурге объявился один из потомков командира лодки. И сейчас идет связь с другой ветвью этого казачьего рода, которая эмигрировала в США. Объявился один из потомков матроса из Киева. Но как он объявился, так и сгинул, больше на связь не выходил.

Мы повсюду направили запросы в местные администрации России, Белоруссии и Украины, но нужно время, чтобы хотя бы что-то найти. К тому же сейчас дайверский сезон, все в нашем клубе на отдыхе.

В архиве в Петербурге мы уже нашли документы по составам семей погибших подводников. Это очень интересно: кто там был, кто остался. Первичные опубликованные мной списки только по местам рождения, а уже есть кое-какие данные, кто остался на берегу у этих людей. Работа идет, хотя вроде бы, казалось, за сто лет ничего не найдешь. Найдешь на самом деле.

ВЗГЛЯД: А американская фирма – изготовитель лодки еще существует? Сохранились ли чертежи лодки?

К. С.: Наследник этой верфи существует. Есть и чертежи. Иностранные члены поисковой экспедиции уже связывались с американскими коллегами, но результаты мне неизвестны.

ВЗГЛЯД: Может, сохранился и аналогичный экземпляр лодки?

К. С.: Есть похожая. В начале XX века – а лодка постройки 1901 года – буквально все строилось индивидуально, а не серийно. Это немножечко другой подход к технике. Подводное оружие тогда было оружием новым. Поэтому каждый подводный корабль строился индивидуально. Подводная лодка «Сом», бывшая американская «Фултон» – оригинальна уже сама по себе. В теории это прекрасный памятник истории техники. Не просто военной техники, а техники вообще.

В той же Америке существует много музейных подводных лодок, но это лодки конкретного штата или верфи. Например, в штате Техас стоит линкор «Техас». Их интересует этот корабль только потому, что он носил название штата.

ВЗГЛЯД: В дайверских кругах находку «Сома» обсуждали и раньше. Почему вообще широкое внимание она привлекла только теперь?

К. С.: Лодка была найдена несколько лет назад. Тогда один из дайверов группы Ocean X Team – кстати, россиянин – погрузился на свой день рождения и нашел ее! Размеры совпали. Этот дайвер общался с коллегами, со мной. Но поскольку было только одно погружение, мы не стали говорить: «Ура, мы нашли «Сома». Ждали нормальной экспедиции, которая и состоялась в этом году. О том, что это точно «Сом», стало известно только теперь.

ВИДЕО

Константин Борисович Стрельбицкий (23 сентября 1966, Москва) - советский и российский историк флота, председатель Правления «Московского клуба истории флота», преподаватель, исследователь, активный участник военно-поисковых движений, автор военно-исторических публикаций.

Биография

Константин Борисович Стрельбицкий родился 23 сентября 1966 года в городе Москва. Представитель старинного боярско-шляхетского рода Стрельбицких, представители которого в конце XVIII века подтвердили своё дворянское происхождение в Подольской рубернии Российской империи. После утверждения в Департаменте герольдии Правительствующего сената, род Стрельбицких был внесен в VI часть родословной книги Подольской губернии.

  • В 1983 г. окончил среднюю школу.
  • В 1984 г. - первый курс дневного отделения исторического факультета Московского университета; в 1990 г. - истфак.
  • В 1984-1986 гг. - военнослужащий срочной службы. По окончании школы поступил на дневное отделение исторического факультета, был отчислен за неуспеваемость, но взял академический отпуск и был призван в армию, служил во вспомогательных подразделениях ВВС, на должностях рядового состава. По окончании службы, восстановился на очное отделение, с потерей курса.
  • В 1986-1990 г. - студент-очник истфака [МГУ], диплом - историк.
  • Начиная с 1989 года исследовательскую работу осуществляет в ведущих государственных и ведомственных архивах СССР и России и, в том числе, в военных - РГАВМФ, РГВА, ЦВМА, ЦАМО, ЦАФПС и др.
  • С 2000 года - активист поискового движения. Был единственным представителем российского поискового сообщества в рядах экспедициях по поиску, нахождению и обследованию погибших в 1941 году речных боевых кораблей Пинской военной флотилии - мониторов «Смоленск», «Винница» и бронекатера № 205.

Список публикаций по истории флота

Книги и брошюры

  • Потери флотов противника на морских ТВД Великой Отечественной войны 1941-1945 (Справочное издание). - Львов, 1992. - 88 с. (В соавторстве с С. В. Богатыревым; Интернет-версия.
  • Потери противника на восточно-европейских морских и озерно-речных ТВД в 1941-1945 гг. и на Дальнем Востоке в августе 1945 г.: Историческая хроника. Выпуск 1. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1941 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С. В. Богатырёвым).
  • То же. Выпуск 2. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1942 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С. В. Богатырёвым).
  • То же. Выпуск 3. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1943 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С. В. Богатырёвым).
  • Потери Российского Флота в период Первой Мировой войны 1914-1918 (Справочник). - Львов, 1994. - 40 с.
  • Потери противников Советского Военно-Морского Флота 1918-1940 (Справочник). - Львов, 1995. - 32 с. (на польском языке - Straty przeciwnikow sowieckich sil morskich w latach 1918-1940. - «Przeglad Morski», 1996, № 1. - S. 81 - 96)
  • Август 1945: Советско-японская война на море - Цена Победы (Справочник по потерям советского, японского и маньчжурского флотов в ходе боевых действий на Тихом океане и в бассейне Амура 9 августа - 3 сентября 1945 года). - Львов, 1996. - 56 с. (в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого справочника)
  • Боевой счет советских подводников 1918-1945 (Справочник). - «Тайны подводной войны: Выпуск 3». - Львов, 1998. - 84 с. (в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого справочника)
  • Путешествие по Яузе. Сборник очерков по экологическому научно-образовательному проекту. - М., 1999. - 96 с. (В соавторстве с группой других авторов).
  • Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920-2000 гг. - М; Феодосия, 2001. - 192 с. (В соавторстве с И. М. Алабиным, В. В. Лобыцыным, А. Ю. Савиным).
  • Гражданин города Белый Иван Павлович Маркелов (1864-1942). - М., 2002. - 40 с. (Составление и соавторство с И. П. Маркеловым, О. А. Бордюковым и Г. А. Крыловым).
  • Бизертинский Морской сборник 1921-1923: Избранные страницы. - М., 2003. - 530 с. (Составление и комментарии в соавторстве с группой других авторов).
  • Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909-1945). - М., 2003. - 156 с.
  • Во имя России: Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909-1945). («Подводник России», 2003, Специальный выпуск). - М., 2003. - 196 с.
  • Российский флот и Рязанский край: Опыт историко-энциклопедического словаря. Под ред., сост. Проф. Б. В. Горбунова. - Рязань, 2011. - 448 с. (в соавторстве с группой других авторов).

Представители которого в конце XVIII века подтвердили своё дворянское происхождение в Подольской рубернии Российской империи . После утверждения в Департаменте герольдии Правительствующего сената , род Стрельбицких был внесен в VI часть родословной книги Подольской губернии .

  • В 1983 г. окончил среднюю школу.
  • В 1984 г. - первый курс дневного отделения исторического факультета Московского университета ; в 1990 г. - истфак.
  • В 1984-1986 гг. - военнослужащий срочной службы. По окончании школы поступил на дневное отделение исторического факультета , был отчислен за неуспеваемость, но взял академический отпуск и был призван в армию, служил во вспомогательных подразделениях ВВС, на должностях рядового состава. По окончании службы, восстановился на очное отделение, с потерей курса.
  • В 1986-1990 г. - студент-очник истфака [МГУ], диплом - историк.
  • Начиная с 1989 года исследовательскую работу осуществляет в ведущих государственных и ведомственных архивах СССР и России и, в том числе, в военных - РГАВМФ , РГВА , ЦВМА , ЦАМО , ЦАФПС и др.
  • С 2000 года - активист поискового движения. Был единственным представителем российского поискового сообщества в рядах экспедициях по поиску, нахождению и обследованию погибших в 1941 году речных боевых кораблей Пинской военной флотилии - мониторов «Смоленск», «Винница» и бронекатера № 205.
Участник военно-исторических обследований островов Коневец на Ладожском озере и Гогланд в Финском заливе. Являлся научным консультантом экспедиций на подводные лодки Л-24 , М-97 , С-8 , С-10 , Щ-212 , транспорт «Родина», а также на ряд других затонувших кораблей и судов. Активно публикуется с 1990 года и, в том числе, в СМИ Польши , стран Скандинавии и Белоруссии . На сегодняшний день - автор около трёх сотен публикаций по тематике военной истории на русском, белорусском, польском, финском и шведском языках. Автор ряда справочников и, в том числе, двух изданий «Мартиролога черноморских подводников Отечества (1909-1945)». Автор-составитель уникальной Компьютерной базы данных «Алфавитный список подводников Российского и Советского Военно-Морского Флота, погибших в 1904-2008 годах», начатой в 1998 году и включающей на сегодняшней день справочные данные в отношении более чем пяти тысяч павших за Родину морякам. «На службе Флоту Отечества свои жизни отдали три моих дяди и брат, поэтому особое внимание уделяю увековечиванию памяти погибших моряков. По моей инициативе и при моём непосредственном участии установлены поимённые памятные доски землякам, погибшим на подводных лодках и на линкоре „Новороссийск “ (г. Киев, Украина), памятные кресты с досками погибшим членам экипажа монитора „Винница “ (д. Новая Белица Светлогорского района Гомельской области Белоруссии) и морякам рода Белкиных (с. Введенье Ярославского района Ярославской области). Большое внимание уделяю исследованию Морского Некрополя Отечества». Главный редактор альманаха «Тайны подводной войны». Заместитель главного редактора-научный редактор информационно-исторических альманахов «Подводник России» и «За Флотъ!». Член редакционных коллегий морских исторических журналов «Наваль» и «Okrety Wojenny» (Польша).

Список публикаций по истории флота

Книги и брошюры

  • Потери флотов противника на морских ТВД Великой Отечественной войны 1941-1945 (Справочное издание). - Львов, 1992. - 88 с. (В соавторстве с С. В. Богатыревым; Интернет-версия .
  • Потери противника на восточно-европейских морских и озерно-речных ТВД в 1941-1945 гг. и на Дальнем Востоке в августе 1945 г.: Историческая хроника. Выпуск 1. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1941 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С. В. Богатырёвым).
  • То же. Выпуск 2. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1942 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С. В. Богатырёвым).
  • То же. Выпуск 3. Потери противника на Черноморско-Азовском ТВД и на Нижнем Дунае в 1943 г. - Львов, 1994. - 12 с. (В соавторстве с С. В. Богатырёвым).
  • Потери Российского Флота в период Первой Мировой войны 1914-1918 (Справочник). - Львов, 1994. - 40 с.
  • Потери противников Советского Военно-Морского Флота 1918-1940 (Справочник). - Львов, 1995. - 32 с. (на польском языке - Straty przeciwnikow sowieckich sil morskich w latach 1918-1940. - «Przeglad Morski», 1996, № 1. - S. 81 - 96)
  • Август 1945: Советско-японская война на море - Цена Победы (Справочник по потерям советского, японского и маньчжурского флотов в ходе боевых действий на Тихом океане и в бассейне Амура 9 августа - 3 сентября 1945 года). - Львов, 1996. - 56 с. (в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого справочника)
  • Боевой счет советских подводников 1918-1945 (Справочник). - «Тайны подводной войны: Выпуск 3». - Львов, 1998. - 84 с. (в Интернете имеется ряд ссылок для скачивания скана этого справочника)
  • Путешествие по Яузе. Сборник очерков по экологическому научно-образовательному проекту. - М., 1999. - 96 с. (В соавторстве с группой других авторов).
  • Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920-2000 гг. - М; Феодосия, 2001. - 192 с. (В соавторстве с И. М. Алабиным, В. В. Лобыцыным, А. Ю. Савиным).
  • Гражданин города Белый Иван Павлович Маркелов (1864-1942). - М., 2002. - 40 с. (Составление и соавторство с И. П. Маркеловым, О. А. Бордюковым и Г. А. Крыловым).
  • Бизертинский Морской сборник 1921-1923: Избранные страницы. - М., 2003. - 530 с. (Составление и комментарии в соавторстве с группой других авторов).
  • Навечно остались в глубинах Чёрного моря… Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909-1945). - М., 2003. - 156 с.
  • Во имя России: Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909-1945). («Подводник России», 2003, Специальный выпуск). - М., 2003. - 196 с.
  • Российский флот и Рязанский край: Опыт историко-энциклопедического словаря. Под ред., сост. Проф. Б. В. Горбунова. - Рязань, 2011. - 448 с. (в соавторстве с группой других авторов).

отдельные авторские публикации