Обществознание. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A Б В Г Д

Пояснение.

Наука - это логика. Художество - это уникальное выражение эмоций и чувств.

А) образность - искусство.

Б) логическая целостность - наука.

В) художественный язык - искусство.

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира - искусство.

Д) обоснованность - наука.

Ответ: 21221.

Ответ: 21221

Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

A) господство сельского натурального хозяйства - традиционное (аграрное).

Б) доминирование интенсивных технологий - индустриальное.

B) господство общинной собственности - традиционное (аграрное).

Г) преобладание ручных орудий труда - традиционное (аграрное).

Д) развитие расширенного воспроизводства - индустриальное.

Ответ: 12112.

Ответ: 12112

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Экономическая сфера связана с производством, обменом, потреблением материальных благ. Ее институты: деньги, капитал, собственность, производство.

Политическая сфера включает в себя управление и руководство в обществе. Ее институты: власть, разделение властей, суд, государство.

Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Ее институты: семья, брак, материнство.

Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Ее институты: церковь, школа, театр, образование, религия.

А) государство - политика.

Б) религия - духовная культура.

В) образование - духовная культура.

Г) производство - экономика.

Д) семья - социальные отношения.

Ответ: 23314.

Ответ: 23314

Предметная область: Человек и общество. Системное строение общества, элементы и подсистемы

Алексей Балицкий 28.10.2016 13:58

Почему образование - духовная сфера, а не социальная?

Валентин Иванович Кириченко

Духовная сфера общества включает в себя общественное сознание во всех его проявлениях (идеология, идея, знания и т.д.), науки, искусство, религия, образование, мораль. традиции и обычаи.

Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Народная культура - фольклор. Создается неизвестными авторами, сохраняется в виде традиционных праздников, песен, образцов устного народного творчества.

Массовая культура. Общедоступна, понятна большинству людей, непритязательна, ее образцы выпускаются большими тиражами. Создается профессионалами. Продукты массовой культуры - продукт для продажи.

А) показ многосерийного телевизионного фильма - массовая.

Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов - народная.

В) празднование масленицы - народная.

Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен - народная.

Д) концерт эстрадной музыки - массовая.

Ответ: 21112.

Ответ: 21112

Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 5 проблем выпускников, сдающих экзамены по обществознанию.

Как выяснилось, результаты этого ЕГЭ в 2016 году сопоставимы с 2015 годом: 17,6% ребят не смогли достигнуть минимального балла, на 0,7% сократилось количество выпускников, получивших более 80 баллов, и лишь 59 человек набрали 100 баллов (в 2015 году стобалльников было больше - 80 человек).

Copyright

">

Ребята путают понятия "спрос" и "предложение"

А также не знают факторов, которые влияют на увеличение и сокращение этих категорий">

А также не знают факторов, которые влияют на увеличение и сокращение этих категорий

content

Пример задания:

На графике изображено изменение предложения свежих овощей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения

S в положение S1.

(На графике: P - цена товара; Q - количество товара).

Скриншот © L!FE

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

1. Плохой урожай.

2. Снижение доходов потребителей.

3. Повышение тарифов на энергоносители.

4. Повышение цен на фрукты.

5. Наступление отопительного сезона.

Правильный ответ: 1 - плохой урожай; 3 - повышение тарифов на энергоносители.

По мнению экспертов, иногда учащиеся и преподаватели сознательно игнорируют при подготовке к ЕГЭ такой тип заданий.

Специалисты ФИПИ предложили алгоритм для выполнения таких задач:

Школьнику нужно внимательно прочесть условия задания и понять, о чём идёт речь (об изменении "спроса" или "предложения"), ведь порой именно невнимательность влечёт за собой неправильное выполнение задания.

После нужно определить, что произошло, - "увеличение" или "сокращение".

И в конце, прежде чем дать свой ответ, следует проанализировать все предложенные варианты, соотнеся их с изменениями той или иной категории.

Copyright

Из-за незнания терминологии школьники не могут решить задание, где нужно выбрать слово или словосочетание">

Из-за незнания терминологии школьники не могут решить задание, где нужно выбрать слово или словосочетание

Такие проблемы часто возникают из-за невнимательности и нежелания себя перепроверять">

Такие проблемы часто возникают из-за невнимательности и нежелания себя перепроверять

content

Одна из ключевых проблем в неправильности выполнения такого типа заданий заключается в том, что выпускники недостаточно внимательно читают требования к заданию. Типичная ошибка, допускаемая участниками, - это запись слова или словосочетания, которое употреблялось в условии задания. Средний процент выполнения - 67%.

Пример задания:

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Скриншот © L!FE

Правильный ответ: конкретность.

Для того чтобы правильно выполнить такой тип заданий, школьнику нужно определить, каким должен быть ответ, - в одно "слово" или "словосочетание". Далее требуется выявить область знаний, из которой нужно найти это понятие (эксперты советуют обратить внимание на название таблицы и столбцов).

После провести анализ заполненной строки таблицы и затем постараться выявить в условии задачи характеристику термина.

Если требовалось записать "слово", а получилось "словосочетание", следует вспомнить, какие есть синонимы.

Copyright

Проблема выбора обобщающего слова или словосочетания">

Проблема выбора обобщающего слова или словосочетания

Основная проблема в том, что участники не понимают требований: в ответе должно быть указано слово (словосочетание), предлагаемое в задании">

Основная проблема в том, что участники не понимают требований: в ответе должно быть указано слово (словосочетание), предлагаемое в задании

content

Такой тип задания не смогли выполнить 53% участников, не преодолевших минимальный балл.

Пример задания:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово.

Подсистема, институт, общество, группа, личность.

Правильный ответ: общество.

Эксперты просят обратить внимание школьников на необходимость записывать требуемое слово или словосочетание именно в той форме, в которой оно прописано в задании.

Copyright

Выпускники слабо разбираются в признаках государства">

Выпускники слабо разбираются в признаках государства

Для выполнения задания не только нужно знать теорию, но и понимать, что означает ">">

Для выполнения задания не только нужно знать теорию, но и понимать, что означает "родовое понятие"

content

Только треть выпускников правильно выполнили это задание.

Пример задания:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа. Найдите два термина, не соответствующих общему ряду слов, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Суверенитет.

2. Монополия на легальное применение силы.

3. Установление цен на товары.

4. Всеобъемлющий контроль за жизнью граждан.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения.

6. Право на создание общеобязательных правовых норм.

Правильный ответ: 4 - всеобъемлющий контроль за жизнью граждан; 3 - установление цен на товары.

При выполнении такой задачи требуется понимать смысл родового понятия - это такой тип термина, который полностью включает в себя объём информации остальных.

Copyright

">

Неполное раскрытие выбранной темы мини-сочинения

Лишь 1,5% участников при написании мини-сочинения раскрывают выбранную ими тему с опорой на понятия, рассуждения и выводы">

Лишь 1,5% участников при написании мини-сочинения раскрывают выбранную ими тему с опорой на понятия, рассуждения и выводы

content

В задании требуется выбрать одно из предложенных высказываний, раскрыть его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (в качестве фактической аргументации нужно привести не менее двух примеров из различных источников).

Выпускнику следует выбирать только то высказывание, которое он понимает. Эксперты советуют сначала не отвлекаться на термины, главное правильно - изложить и донести мысль. Только после того, как эссе написано в черновике, стоит приступать к объяснению понятий.

План для мини-сочинения по обществознанию:

1. В начале нужно объяснить высказывание (не менее пяти предложений).

2. После этого школьнику стоит выразить своё согласие с ним и прописать одним предложением, чем оно обосновано.

3. После этого участник приводит первый аргумент и пример в защиту своей позиции.

4. Затем пишет второй аргумент, а также пример в защиту его.

5. Заканчивает мини-сочинение выводом.

Что такое аргумент?

Это мысль участника, которая доказывает его правоту: ответ на вопрос, почему он согласен с высказыванием.

Что такое пример?

В пример участник может привести случай из жизни (может быть реальным или придуманным. - Прим. Лайфа ), истории и литературы. Пример нужно подробно прописать. Лучше всего, если он из истории, литературы, географии или СМИ.

Среднее общее образование

Обществознание

ЕГЭ-2019 по обществознанию. Задание 5

Предлагаем вашему вниманию разбор 5 задания из демоверсии ЕГЭ 2019 года по обществознанию. Этот материал содержит пояснения и подробный алгоритм решения, а также рекомендации по использованию справочников и пособий, которые могут понадобиться при подготовке к ЕГЭ.

Разбор демоверсии ЕГЭ-2019 по обществознанию

Задание 5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А-3, Б-2, В-3, Г-1, Д-1

Комментарий

Нужно вспомнить характеристики обществ. В традиционном все основано, как это следует из названия, на традициях и обычаях. В индустриальном люди стремятся к прогрессу, происходят процессы автоматизации, урбанизации. В постиндустриальном ключевую роль играет информация, поскольку многие процессы обеспечивают машины, а люди переходят в серу услуг.

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

Подробности Создано: 15.05.2014 18:30 Просмотров: 4891

Задание В5

Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие.
Правильное выполнение этого задания оценивается следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания:

Примерами оценочных суждений могут служить:

Возникли

Считается, должны

Включают

С точки зрения исследователей

Цифры – (объем)

По-видимому

Решают

Думается

Предназначаются

На наш взгляд

Это – (какой-то факт)

Представляется

Во все времена была

Необходимо признать

Обеспечивают

По мнению ряда исследователей

Поэтому (утверждение)

С нашей точки зрения

Принята, утверждена

Скорее всего

Однако… (какой-то факт)

По нашему мнению

Имеют форму

Согласно другой точке зрения

Признает

Можно предположить

Запрещает (утверждение)

Преуменьшение…неоправданно

Поставила (свершившийся факт)

Идет довольно активно (какой-то процесс)

Вошла в десятку

Однако…

Связывают

Имеет уверенную тенденцию к сохранению

Состоялся

Заявили о слиянии

Что-то сегодня находиться в упадке

Окончила институт

Все это самым губительным образом отражается на…

Много тратит времени

Это величайшее завоевание цивилизации

Все больше пользуются

В этом году он получил злободневную направленность

Поставлен диагноз

Уровень существенно возрос

Специалисты зафиксировали

Это вызвало значительный рост

Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»

Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна

Вряд ли акции будут стабильны

В исследовании приняли участие 30000 мужчин

Она правильно поступает

Дата

Привычка может привести

Фактически свершилось

Он получил злободневную направленность и стал более современным

Произошло

Уровень представленных работ существенно возрос

Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым

Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье

Это мнение может объясняться низким уровнем образования

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Примеры заданий В5

№1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой . (А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.

№ 2.
(А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

№ 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

№ 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

№ 5.
(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Пре­уменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.
(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста­билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела­нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. № 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, не­возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется осно­вой стабильного развития общества. № 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявля­ется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы ока­зался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

№ задания

А

Б

В

Г

Д

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Определение признаков, явлений и понятий по контексту (задание С 5) Учитель истории и обществознания МБОУ Умётской СОШ имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова Понафидина Елена Александровна Умёт 2013

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме. 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество. Может быть приведено иное, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например: − «Ведущей формой политического режима в современном мире является демократия»; − «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека. 1) смысл понятия, например: «Свобода - это возможность действовать на основе собственного выбора, осознавая ответственность за него». Может быть дано другое, близкое по значению определение; 2) два предложения с информацией о свободе человека, опирающиеся на знания курса, например: - «Свобода для человека - это возможность выбора между добром и злом»; - «В понятие "свобода человека" вкладывается как узкий, так и широкий смысл: это и конкретные свободы, записанные в Конституции, и принципиальная возможность всегда поступать на основе своего собственного выбора».

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое лидерство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом лидерстве. 1) смысл понятия, например: «Политическое лидерство - постоянное влияние со стороны определенного лица на общество, организацию или группу в области политических отношений» 2) два предложения с информацией о политическом лидерстве, допустим: - «Деятельность И.В. Сталина - яркий пример политического лидерства»; - «Политическое лидерство, как правило, имеет многоролевой характер».

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле. 1) смысл понятия, например: «Социальный контроль - это система методов, с помощью которых общество регулирует поведение людей». Может быть дано другое, близкое по значению определение; 2) два предложения с информацией о социальном контроле, опирающейся на знания курса, например: - «Важным звеном социального контроля является групповой контроль (контроль группы, коллектива)»; - «Выделяют два метода социального контроля: принуждение и убеждение».

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании. 1) смысл понятия, например: «Научные знания - это знания, установленные и проверенные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о научном знании, например: - «Научные знания наряду с твердо установленным знанием включают и гипотезы»; - «Одним из методов выявления научных знаний яв­ляется эксперимент».

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о школьном образовании. 1) смысл понятия, например: «Школьное образование - это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, чаще всего в возрасте 7-17 лет»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о школьном образовании, например: - «Школьное образование - важный этап социализации личности»; - «Одна из задач школьного образования - подготовка молодежи к поступлению в высшие учебные заведения».

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах. 1) смысл понятия, например: «Экономические ресурсы производства - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются товары и услуги»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о экономических ресурсах, например: - «Большинство экономических ресурсов ограниченно»; - «Одним из важнейших экономических ресурсов является труд».

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о политическом поведении. 1) смысл понятия, например: «Политическое поведение - это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о политической партии, например: - «Политическое поведение личности направляется ее ценностными установками»; - «Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях».

Какой смысл ученые вкладывают в понятие «издержки»? Привлекая знания курса, составьте два предложения, содержащие информацию об издержках. 1) смысл понятия, например: - издержки фирмы - денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции; 2) два предложения с информацией об издержках, опирающейся на знания курса, например: - «Переменными издержками могут быть плата за сырье и материалы, зарплата рабочих, плата за электроэнергию, транспортные расходы»; - «Прибыль фирмы зависит от соотношения выручки от реализации продукции и издержек».

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе. 1) смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически». Может быть дано другое, близкое по значению определение; 2) два предложения с информацией об обществе, опирающейся на знания курса, например: - «Обществом может быть названа исторически конкретная форма социальных отношений, например, феодальное общество»; -Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, общество любителей книги»).

1) смысл понятия, например: « Учредительный договор - документ о соглашении двух и более сторон, который закрепляет юридический статус создаваемого предприятия (организации), фиксирует уставной капитал, устанавливает порядок распределения расходов, права и обязанности сторон »; 2) два предложения с информацией о политической культуре: - « Учредительный договор может быть подписан как юридическими, так и физическими лицами »; - « Учредительный договор необходим при создании разных видов товариществ, хозяйственных обществ ». Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « учредительный договор »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об учредительном договоре.

1) смысл понятия, например: « Гражданский брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о гражданском браке, например: - « Гражданский брак порождает правовые отношения между супругами »; - « Наряду с гражданским браком различают браки фактические, церковные ». Какой смысл юристы вкладывают в понятие « гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке.

1) смысл понятия, например: « Политическая культура - один из элементов политической системы »; 2) два предложения с информацией о политической культуре: - «Можно говорить о политической культуре общества и политической культуре отдельного человека »; - «В политической культуре человека четко отражается его мировоззрение ». Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « политическая культура »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической культуре.

1) смысл понятия, например: « Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о социализации личности, например: - « Институтом первичной социализации выступает семья»; - « Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни». Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « социализация личности »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

1) смысл понятия, например: « Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений». 2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например: - « Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности »; - «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ». Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.

1) смысл понятия, например: экономический цикл - это периодические колебания деловой активности в стране; 2) два предложения с информацией об экономическом цикле, опирающейся на знания курса, например: - « Экономический цикл включает следующие периоды: подъем, экономический бум (пик), спад, кризис (нижняя точка спада)»; - «По продолжительности действия различают циклы столетние, циклы Кондратьева (50-летние), классические циклы (10-летние) и двух четырехлетние циклы». Какой смысл ученые вкладывают в понятие « экономический цикл»? Привлекая знания курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономическом цикле.

1) смысл понятия, например: рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага; 2) два предложения с информацией о рынке труда, опирающейся на знания курса, например: - «Рынок труда характеризуется мобильностью предлагаемых трудовых услуг». - «Рынок труда отражает структуру общественного производства и общее состояние экономики региона и страны в целом». Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда.

1) смысл понятия, например: « социальная группа - это совокупность людей, имеющих какой-либо общий значимый социальный признак »; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о социальных группах, опирающейся на знания курса, например: - « Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимодействия, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, характеру, возрасту и полу». - «В группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность ». Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « социальная группа »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

1) смысл понятия, например: гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей; 2) два предложения с информацией о гражданстве, опирающейся на знания курса, например: - « Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке принятия гражданства ». - « Гражданство обеспечивает правоспособность человека ». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о гражданстве Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие « гражданство »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о гражданстве.

http:// reshuege.ru Используемая литература