Осип Эмильевич Мандельштам. «На бледно-голубой эмали…

«На бледно-голубой эмали…» Осип Мандельштам

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,-

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…»

Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно бытия. Одним из таких пестрых «лоскутков» является стихотворение «На бледно-голубой эмали…», написанное в 1909 году. Посвящено оно приходу весны, которая имеет множество различных обликов. Это и тающий снег, и первые лучи ласкового солнца, и пение птиц, которые радуются теплу. Однако для поэта весна ассоциируется с березами, силуэты которых отчетливо проступали на ярком апрельском небе, «ветви поднимали и незаметно вечерели».

Этот узор настолько тонок и изящен, что автор не перестает удивляться его красоте. Он сравнивает эту живопись природы со старинной фарфоровой тарелкой, на которой «рисунок, вычерченный метко». Это сравнение является той нитью, которая соединяет события и помогает их сохранить в вечности. И хоть узор березовых ветвей на фоне апрельского неба уже через несколько недель изменится, поэт придает ему не менее важное значение, чем рисунку на посуде. Да, фарфор более прочен и является материальным проявлением времени. Однако Мандельштам убежден, что в этом мире нет ничего временного и случайного. Поэтому если успеть уловить тот или иной волшебный момент, рассказать о нем, превратив ощущения в слова, то и они останутся в вечности. Это действительно так, потому что спустя век строчки, написанные этим поэтом, переносят читателей в холодный апрель 1909 года и помогают уловить то настроение, которое был у автора, наблюдающего за голубым небом сквозь паутину березовых ветвей.

Второй образ, который увековечил автор, связан с весенними заморозками, покрывающими оконные стекла не менее изысканным узором. Вывел их «художник милый», который сам по себе является вечностью. Но его творения исчезают с первыми лучами весеннего солнца, которое беспощадно к морозу. Мандельштам пытается остановить мгновение, чтобы каждый смог им насладиться. Ведь это единственное, что в итоге оказывается по-настоящему важным «в сознании минутной силы, в забвении печальной смерти». Таким образом, поэт пытается донести мысль о том, что жизнь удивительна и прекрасна, но состоит она из мгновений, которые и следует ценить превыше всего. Могут забыться имена и даты, слова и поступки, однако чувства, которые человек испытывает при виде простых и понятных вещей, останутся с нами навсегда.

/ / / Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали… »

Осип Мандельштам на протяжении всего творческого пути пытался запечатлеть в своих стихотворных работах не только чувства, эмоции, мысли, которые переполняли его душу. Он старался передать на бумаге отдельные моменты своего бытия, из которых и состоит вся жизнь.

В 1909 году в печать поступает новое стихотворение «На бледно-голубой эмали… ». На его написание, автора наталкивает приход весны, постепенное исчезновение снега, первые теплые солнечные лучи, прилет птиц. Но, основное внимание автора забирают белоснежные стволы тоненьких березок, которые разрисованы черными узорами. Эти узоры очень напоминают автору рисунки на фарфоровой посуде, которые метко вычерчены. В таком сравнении, Осип Эмильевич пытается показать связь обычных вещей, которые могут остаться в вечности.

Конечно, если логически рассуждать, то фарфоровая посуда может остаться в нашем пользовании намного дольше, чем пейзаж голубого небо и стволы берез. Однако, внося такие строки и все пережитые эмоции в свои творческие работы, Мандельштам увековечил такой простой, обычный и достаточно холодный пейзаж.

Вчитываясь сейчас в строки данной работы, каждый из нас представляет себе прохладный апрельский денек, когда можно поднять голову к верху и увидеть чистое, безоблачное небо. А на его фоне, ветви берез образуют своеобразную паутину.

В стихотворении «На бледно–голубой эмали… » есть еще один прекрасный образ, который Мандельштам желал увековечить. Это морозные узоры, которые остались на окнах домов после весенних заморозков. Конечно, теплые солнечные лучи быстро стирают их со стеклянных поверхностей. Однако можно уловить тот великолепный момент и получить удовольствие от природного волшебства.

Осип Эмильевич в своей работе пытается донести мысль о том, что в жизни можно наслаждаться даже самыми малыми прелестями, которые останутся в наших памятях надолго.

«Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Это изречение Леонардо да Винчи по отношению к Анне Ахматовой справедливо вдвойне. Она не только хорошо, достойно прожила свою жизнь, но срок, отпущенный ей на земле, и в самом деле оказался удивительно долгим. Однако, радуясь творческому долголетию Ахматовой, нельзя не сказать о некоторых особенностях мемуарной литературы о ней, проистекающих из этого фактора. Почему мы имеем столь богатую мемуарную литературу об Александре Блоке или Сергее Есенине?

Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город - «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...

Поэт в России - больше, чем поэт…

Е.Евтушенко

Короткой и трагичной была жизнь О.Э.Мандельштама. Но не количеством прожитых лет измеряется жизненный путь человека. После смерти остается память. Продолжают звучать стихи. Сохраняются мысли.

Стихи О.Э.Мандельштама очень разные. Одни подобны яркой и кратковременной вспышке настроения. В других запечатлены раздумья над законами бытия. В третьих отразились волнения, связанные с жестоким веком. Но все они о жизни – конечной и бесконечной, человечной и бесчеловечной, разрушающей и созидающей. О жизни как вечной и непостижимой тайне.

Ранняя лирика Мандельштама очень лёгкая, светлая, яркая, метафоричная. Образы понятны и ясны. Интонация стихотворений преимущественно радостная.

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели,-

тонкими линиями, как способен только настоящий художник, рисует картину весны поэт. Апрель 1909 года. Мандельштам молод, увлечён французской поэзией, и мир видится ему приветливо красивым, наполненным весенними звуками и красками. Прозрачная акварель эпитетов создаёт лёгкое настроение, ощущение воздуха. В нашем воображении возникает светлая картина весеннего неба, в которое берёзы «подняли» ветви, словно руки. И бледно-голубая эмаль, и апрель, и берёзы – это всё единый и неделимый мир, который живёт, дышит, просыпается и «незаметно вечереет».

Поэт смотрит на «узор отточенный и мелкий» и удивляется филигранности «тоненькой сетки». Кружево берёзовых ветвей на фоне голубого апрельского неба напоминает рисунок на фарфоровой тарелке. Непрочен фарфор – хрупка застывшая на мгновение тоненькая сетка ветвей. Подует ветер, и нарушится покой, исчезнет «рисунок, вычерченный метко».

Лёгкая грусть появляется при чтении 3-его четверостишия. Всё в жизни мгновенно. Не вечна красота. Минутно сознание художником своих возможностей и силы. «Печальную смерть» можно забыть лишь на короткое время …

И всё же каждый миг складывается в вечность. И после прочтения стихотворения остаются светлые чувства. Легко звучат строки, написанные 4-стопным ямбом. А звукопись (согласные [л] – [л’], гласные , [э], [и]) завершает визуальный ряд образов: строки наполняются музыкой весны. Картинка оживает, звучит.

Узоры, которые рисует жизнь, бесконечны. Природа вновь и вновь будет удивлять причудливыми линиями и изгибами, совершенными формами. Человек не перестанет восхищаться прекрасными мгновениями и замирать в восторге от увиденного. И своеобразным призывом видеть красоту мира, чувствовать дыхание природы, на мой взгляд, является стихотворение О.Э.Мандельштама «На бледно-голубой эмали…».