Осознанность: значение, этапы, образ жизни и развитие ума. Осознание без осознающего

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

М: Я осознаю, что бодрствую или что вижу сны.
В: Я не улавливаю. Что именно вы хотите сказать? Я сформулирую вопрос по другому: под глубоким сном я имею в виду бессознательность, под бодрствованием – сознание, под сновидением – сознавание своего ума, но не окружения.

М: Я имею в виду почти то же самое, с одним лишь различием. В каждом из состояний вы забываете о двух других, для меня же существует только одно состояние бытия, включающее и превосходящее три ментальных состояния бодрствования, глубокого сна и сна со сновидениями.

В: Видите ли вы в мире цель и направление?
М: Мир – это всего лишь отражение моего воображения. Я могу видеть всё, что захочу. Но зачем мне придумывать модели сотворения, эволюции и разрушения? Я в них не нуждаюсь. Мир находится во мне, мир и есть я. Я его не боюсь и не имею желания заключать его в картину ума.

В: Возвращаясь к сну. Вы видите сны?
М: Конечно.
В: Что они собой представляют?
М: Отголоски состояния бодрствования.
В: А глубокий сон?
М: Сознание мозга приостановлено.
В: Тогда вы не сознаёте?
М: Не сознаю своё окружение.
В: Не совсем бессознательны?
М: Я продолжаю осознавать, что бессознателен.
В: Вы используете слова «осознавать» и «сознавать». Разве это не одно и то же?

М: Осознание первично, это изначальное состояние – без начала, без конца, без причины, без основы, без составных частей, без изменения. Сознание зависимо, это отражение на поверхности, состояние двойственности. Не может быть сознания без осознания, но может быть осознание без сознания, в глубоком сне. Осознание абсолютно. Сознание относительно, зависимо от своего содержания, сознавать всегда нужно что то. Сознание разделено и изменчиво. Осознание целостно, неизменно, спокойно и безмолвно, это общая матрица любого переживания.

В: Как выйти за пределы сознания и достичь осознания?

М: Поскольку именно осознание делает возможным сознание, осознание присутствует в любом состоянии сознания. Поэтому само сознание того, что вы сознаёте, – это уже движение в осознании. Интерес к потоку своего сознания приведёт вас к осознанию. Это не новое состояние. Оно сразу узнаётся как основное, изначальное существование, которое есть сама жизнь, а также любовь и радость.

В: Если реальность всё время с нами, из чего состоит самореализация?

М: Реализация – это противоположность неведению. Принимать мир как реальное, а своё я как нереальное – это неведение, причина несчастий. Знать, что я – единственная реальность, а всё остальное скоротечно и непостоянно, – это свобода, радость и покой. Это очень просто. Вместо того чтобы воображать вещи, научитесь видеть их такими, какие они есть. Когда вы сможете видеть всё таким, какое оно есть, вы увидите и себя таким, какой вы на самом деле. Это подобно протиранию зеркала. То же самое зеркало, показывающее вам настоящий мир, покажет и ваше собственное лицо. Мысль «я есть» – это ткань для протирания. Используйте её.

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Сегодня поговорим об осознанности. Это, пожалуй, ключевое понятие в духовном развитии. Какую бы практику, предлагающую действенный путь для духовного роста мы не взяли, все сводится к повышению осознанности. По сути, разные практики различаются лишь методами. Что же такое – осознанность? У этого слова имеется несколько значений.

Осознанность – это способность наблюдать, не нуждаясь в этот момент в мыслях. Человек устроен таким образом, что он автоматически маркирует и обозначает в своем уме все, что видит вокруг и «смешивает» все это в своих мыслях. В дальнейшем Вы поймете, что можете следить за своими мыслями и чувствами в качестве наблюдателя без осуждения, каких-либо интерпретаций.

Осознание – это роль наблюдателя. Мысли создают интерпретации, чувства создают эмоции, события созданы мыслями в уме – но все это может наблюдаться в форме чистой осознанности.

ОСОЗНАНИЕ имеет несколько уровней понимания. Это слово связано с самим знанием: О – объединение, СО – соединение и в итоге мы получаем, что О-СО-ЗНАНИЕ – это есть объединенные соединенные в месте знания.

Таким образом, понятие ОСОЗНАНИЕ означает, что мы знаем и понимаем, почему и как происходит все вокруг нас и не только вокруг, но и внутри нас. И чем больше вещей, происходящих снаружи и внутри нас, соотнося их друг с другом, мы понимаем, тем шире наше осознание, тем больше сторон нашей жизни мы понимаем, тем глубже мы проникаем в суть различных сфер нашего бытия.

Также следует отметить, что ОСОЗНАНИЕ – это есть способ взаимодействия с реальностью, при котором мы наблюдаем за своей умственной и физической деятельностью. Мы просто наблюдаем за своими мыслями, чувствами, ощущениями и действиями в процессе повседневной жизни, не оценивая их и не деля на правильные и неправильные, тем самым мы видим всю картину в целом.

«Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали».

Сознание есть часть человеческой души, посредством которой мы воспринимаем мир. Осознание - это понимание. Осознанность – степень понимания природы вещей и процессов их взаимодействия.

Когда человек осознан, то он:

— понимает подлинные причины своих действий, и потому свободен выбирать, как ему поступать;

— предвидит следствия своих действий, отличается развитым чувством ответственности;

— способен понять её истинную природу проблемы и «растворить» её, применив наиболее подходящее действие для разрешения проблемы;

— более глубоко ощущает красоту. Все, что разум считает окрашенным в один цвет, при достаточной осознанности, как под под лучами солнца приобретает тысячи оттенков! Конечно, проще использовать свою логику и сказать — это белое, это тёмно-синее, это светло-синее. Но что если выключить логику и включить сознание? Что ты увидишь тогда?

Пути и способы приобретения осознанности.

Ключом к осознанности является внимание и то, каким образом вы его направляете. Поощряя проявление внимания во всём, ты с каждым разом становишься всё более сознательным человеком.

Ошо, тремя основными этапами развития осознанности выделяет осознание посредством наблюдения тела, за тем, желаний и эмоций, и только после этого сферы мысли. Тогда три этих слоя образуют предельную осознанность.

Гурджиев, описывая свой путь развития осознанности, говорил, что первым шагом было осознание процесса ходьбы. Это то, что большинство из нас имеет радость делать каждый день. Проследите за тем, как вы ходите, и тогда каждый ваш шаг по жизни, от простого к сложному, будет развивать способность к пониманию мира.

Нахождение в моменте «Здесь и сейчас» даёт самое эффективное состояние для реакции на внешние события. Отсутствие « внутреннего диалога » освобождает дополнительную энергию для импульса действия. В боевых искусствах и йоге учителя ставят своей основной целью научить учеников действовать из этого состояния, а потом и жить в нём. Действие из этого состояние происходит целостно и максимально эффективно, без задержек.

Правда повышает сознательность, ложь понижает её. Каждый раз, когда ты принимаешь правду, поощряешь правду, говоришь правду — ты повышаешь свою осознанность.

Ускорившееся время требует от нас еще большей осознанности, чем раньше. Эго всё еще желает вернуть свою власть и будет тянуть назад и подставлять подножки. И потому очень важно повышать свой уровень сознания, очищать и исцелять его, уметь наблюдать за собой и своими реакциями для того, чтобы развиваться, творить свою реальность, строить гармоничные отношения и жить счастливой и радостной жизнью.

По материалам сайтов:
http://www.psychologos.ru, http://naturalworld.ru, http://rodovid.mi/blog

Приветствую Вас, мой читатель.

Сегодня речь пойдет с первого взгляда не о простой теме.

Прошу Вас сконцентрироваться и тогда многие вопросы разрешатся.

Статья пишется, как ответ на очень серьезные и глубокие вопросы.

Дело в том, что на пути одного активного и успешного человека очень остро встал вопрос осознания самого себя.

Философы предлагают огромное разнообразие ответов на данный вопрос, однако как-то от этого не становится легче.

Давайте вместе разберемся.

Тема « хоть и не простая, но так или иначе внутри каждого человека есть неосознанное движение в эту сторону.

Ведь мы не рождены, как говорит Фриман для того чтобы: «жрать, срать, ржать».

Переходим к разбору темы:

Сознание строит нам некую картину мира. И у каждого из нас она разная.

Почему так?

Популярная психология с пеной у рта начинает говорить о позитивном и негативном мышлении, кто-то начинает утверждать, что все зависит от того, как мы воспитаны и так далее… Точек зрения на самом деле множество.

Для того, чтобы разобраться, давайте рассмотрим функциональную структуру человека.

Подчеркиваю – функциональную, а не биологическую. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Итак, как мы воспринимаем мир?

Ведь от того, как мы воспринимаем окружающий мир, зависит то, какую картину мира мы себе нарисуем, а как следствие, используя ее, как карту, будем действовать.

Итак, в первую очередь на первом месте у нас органы чувств.

Мы их все хорошо знаем: это слух, зрения, обаяние, осязание, вкус.

Чувства работаю в независимости от нашей воли, мы не можем управлять этим процессом.

В этом мы схожи с животными. Так как у любого живого организма, даже самого простейшего есть чувства.

И если человек опускает на данную платформу свое осознание, то его жизнедеятельность сводится к: еде, сну, совокуплению.

Все наше тело состоит из органов чувств, и мы стремимся наполнить их, это называют удовлетворение.

Но если бы наше функциональное тело состояло только из чувств и постоянного удовлетворения их, мы ничем не отличались от животных.

Однако различие колоссальное.

Так как у нас есть еще ум.

Очень многие школы и направления относят ум также к органу чувств. Но он скрыт от нас, то есть находится не на поверхности, как к примеру слух.

Ум любого человека занят сбором информации из органов зрения, слуха, осязания и так далее.

То есть глаза только – видят, уши – слышат… и вся эта информация как бы собирается в уме.

Что с ней делает ум?

Он все ощущает и хранит в себе, находясь постоянно в движение, так органы чувств раздражаются постоянно.

И у ума всего две функции, это принимать то, что нравится чувствам и отвергать все то, что не нравится. Он работает для разделения на нравится - не нравится, люблю - не люблю во вкусе, звуке, зрении.

Чувства, как бы постоянно давят на ум, а приятное он не может отвергнуть.

Если сознание помещается в ум, то человек не может отказаться к примеру от выпивки, несмотря на то, что это может быть вредным для его здоровья.

Ум формирует в жизни определенную зависимость от ощущений и удовольствия. Ум очень мощный механизм и если его оставить без контроля, то люди были бы похожи на мышек из эксперимента, которым к центру удовольствия подключили слабый ток, и нажимая на педаль, раздражался центр удовольствия. В итоге этим мышки преставали есть, пить и размножатся, а бесконечно долбили по педальке, чтобы получить серию удовольствия, пока не умирали.

Это ум без контролера.

Что же является контролером?

Это разум.

Разум, также как и ум имеет две функции, он принимает все то, что полезно и отвергает все то, что вредно.

И только разум может проконтролировать ум. Это высокая ступень развития.

По наблюдениям со стороны очень многие просветленные, гуру, учителя жизни говорят и учат с позиции сознания находящегося в разуме, однако люди, которые сове сознание держат на уровне чувств или ума просто не слышат их.

Они кивают башкой, понимают, что «да – так оно и есть и это истина», но идут и делают всё наоборот в своей жизни.

Но только разум, может заставит делать ум то, что ему не приятно делать.

Самый бытовой пример:

Когда с утра охота поваляться и понежиться, и уж точно не охота заниматься в течение часа физкультурой или бегать, это проявление ума. Однако разум может заставить ум заткнуться, и для поставленных целей достижения оптимальной физической формы и здоровья, с утра заняться зарядкой, бегом, обливанием, обтиранием.

И так со временем это входит в привычку.

На данном примере привычка – это перестраивание ума сопротивляться делать НУЖНЫЕ действия.

Таким образом, существует три позиции сознания. Оно находится или на уровне чувств, или на уровне ума, или на уровне разума.

Наше сознание очень гибко и может перемещаться по этим трем уровням.

К примеру, когда художник пишет свою картину, он концентрируется на уровне чувств – сосредотачивается только на форме и цвете.

Когда человек погружен в размышления (сознание в уме), то вокруг него по ощущениям перестает существовать время и пространства. Называется «ушел в себя надолго, вернусь не скоро».

Когда сознание на уровне разума, мы близки к максимальной эффективности и просветлению. Это движение ввысь.

Не люблю слова в духе просветления и тому подобные, ибо они ограничивают понимание данного уровня шаблонами образа неких гуру в балахонах вещающих истину. Однако иных слов подобрать не могу…

Это просто примеры для понимания.

Человек устроен так, что его тянет нестерпимо вниз в уровень чувств из-за удовольствий, а также в ввысь – на уровень высшего знания и просветления… Нас как бы разрывает на части. Отсюда масса заморочек и непонимания.

Поэтому мудрые люди говорят, что счастливы только полные идиоты и глупцы, это когда осознание себя, как человека на уровне чувств или мудрецы и святые, то есть осознание себя, как человека, на уровне разума.

Теперь не удивительно, что человек постоянно сталкивается с кучей проблем, которые его внутренние затыки мешают ему решить.

Мы рассмотрели с Вами кратко основные позиции. Можно сказать, провели теоретический ликбез.

Ведь осознание сознания слишком важно, так как от него зависит, сумеет ли человек развить Осознанность или так и дальше будет спотыкаться.

Ибо осознанность, это цель любого саморазвития и личностного роста.

Приветствуются от Вас вопросы и размышления на данную тему.

Предлагаю писать их ниже в комментариях, так как то, что Вы пишите мне в личку на самом деле очень часто бывает важно и интересно для иных читателей сайта.