Освобождение крестьян в прибалтике год. Усиление крепостного права в шведских прибалтийских провинциях

Страница 2

В 1804−1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае − в Латвии и Эстонии. В 1804 г. было издано «Положение о лифляндских крестьянах», распространенное и на Эстонию. Крестьяне дворохозяева объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они должны были отбывать владельцу земли барщину и оброк, при этом размеры барщины и оброка существенно увеличивались. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.

Указ от 10 марта 1809 г. отменял право помещика ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки.

Теперь с разрешения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В целом это были уступки буржуазному развитию странны, не посягавшие на права и привилегии помещиков.

В 1818 г. Александр I пытается решить крестьянский вопрос. Было подготовлено несколько проектов. Александр I одобрил проект А. Аракчеева и министра финансов Д. Гурьева (постепенная ликвидация крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной). До практической реализации проекта дело не дошло. Последним либеральным действием Александра I стало предоставление в 1816−1819 гг. личной свободы крестьянам Прибалтики (без земли).

К 1825 г. 375 тысяч государственных крестьян находились на военных поселениях (1/3 русской армии), из которых образовали Отдельный корпус под командованием Аракчеева. В поселениях крестьяне одновременно служили и работали в условиях жесткой дисциплины, подвергаясь многочисленным наказаниям.

19 февраля 1855 г. на престол вступил Александр II. Его правление (1855−1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского общества, главным из которых стало освобождение крестьян от крепостной зависимости.

В основу концепции крестьянской реформы были положены следующие идеи: ее цель − переворот в аграрном строе России, начальная стадия которого − освобождение крестьян от личной зависимости, конечная − превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладения.

Предполагалось предоставление крестьянам в пользование (за повинности), а затем в собственность (за выкуп) земельных наделов, которыми они пользовались до отмены крепостного права, исчисление повинностей от их дореформенных размеров, участие государства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. И хотя при обсуждении проектов отмены крепостного права в Главном комитете и Государственном совете в них были внесены под натиском консервативных сил поправки в интересах помещиков (надельный фонд был уменьшен на 20%, повинности повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины земли), в официальных документах была сохранена либеральная концепция разрешения крестьянского вопроса, заключавшаяся в освобождении крестьян с землей на условиях выкупа.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права. Эти документы определили судьбу 23 млн. крепостных крестьян. Они получили личную свободу и гражданские права. Крестьяне за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят) должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, поэтому назывались «временно обязанными». Размеры крестьянских наделов определялись разнообразными по величине в разных сельскохозяйственных районах (нечерноземный, черноземный, степной) и составляли от 1 до 12 десятин на душу мужского пола (в среднем 3,3 десятины). За наделы крестьяне должны были выплатить своему помещику такую сумму денег, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы (ее они могли выплачивать не деньгами, а работой на помещика). Остальную часть выплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

Средний танк Pz. V Ausf. D
К 1942 году опыт сражений в России показал, что немецкие танки неспособны противостоять врагу. Появившиеся в СССР новые противотанковые пушки и усовершенствованные модификации некоторых танков, в частности Т-34 и тяжелого КВ-1, превосходи...

Татарск
С 1790 года происходит заселение местности на основании указов Сената о переселении крестьян в Сибирь, а также после строительства Сибирской магистрали и особенно в период Столыпинской реформы. В конце XVIII века и возникает населённый пу...


1 января – численность ВКП(б) составила 3872465 членов и кандидатов. Президентом Швейцарии избран представитель Радикально-демократической партии Э. Веттер. 2-6 января - оперативно-стратегические игры в советском генштабе по плану веден...

Страница 1

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них - это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.

В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мнения стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории. После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.

Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем - уезда и только с 1832 г. - в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.

Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин - к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии - к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.

Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».

Избирательные реформы конца XIX в.
В конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на демократизацию избирательного права. В 1872 г. либеральное правительство, стремясь покончить с весьма распространенной практикой подкупа избирателей, провело закон о тайном голосовании. Однако эта мера имела незначительный успех. Закон 1883 г., который ограничивал избирательные изд...

Причины Гражданской войны и интервенции. Проблема периодизации войны
Что привело Россию к войне, каковы ее истоки, причины? Однозначных ответов на этот вопрос нет, как и нет единого мнения о начале и конце войны, а значит и ее периодизации. Прежде чем перейти к причинам войны в России, попробуем разобраться в вопросах ее периодизации. Поскольку ответ на данный вопрос по - существу является производным о...

Кооперация
На фоне скромных результатов земельной реформы впечатляюще выгладили данные, которые я увидела в книге П.М. Коловангина « Собственность на русскую землю», о развитии в тот же период кооперации, которая после революции 1905- 1907 гг. мощно развивались. К началу 1917 г. она охватывала от 16- 18 до 23-24 млн. человек. Вместе с семьями кооп...

Если в самой Швеции AVII в. крепостное право не сложилось как господствующая система, то в шведских прибалтийских провинциях в этом же столетии царило самое жестокое крепостничество.

Это относится как к Лифляндии (по-латышски Видземе), так и к Эстляндии (Северной Эстонии) и Ингерманландии (Ижорская земля).

Шведский гнет тяжело ложился на плечи местного трудящегося населения, особенно крестьянства.

Повышенные по сравнению с собственно Швецией государственные налоги, постоянные реквизиции сельскохозяйственных продуктов и скота (особенно во время частых войн в районе самих балтийских провинций), разнообразные извозные повинности, а самое главное, увеличение барщины и ухудшение юридического положения крестьянства характеризуют наиболее ярко этот период шведского господства в Прибалтике.

Правительство тщательно сохраняло и поддерживало права и привилегии местного остзейского дворянства, являвшегося здесь господствующим классом.

Шведское законодательство санкционировало развивавшееся крепостничество в прибалтийских провинциях, оформляя его юридически и предоставляя феодалам военно-полицейские средства для подавления крестьянства, боровшегося против растущего закрепощения.

Так, законом от 1 февраля 1632 г. о земских судах санкционировалось крепостное право в Лифляндии и утверждалась полицейская власть помещика с правом «домашнего наказания» непослушных крестьян.

Позднее патентом 1639 г. и особенно (Полицейским уставом» 1671 г. крепостными признавались не только дети крепостных, но также все беглые крепостные и вольные люди, поселившиеся на земле феодала.

Крепостной считался полной собственностью помещика, который мог своих крестьян отчуждать или предоставлять кредитору в счет погашения долгов и процентов по ним. Кредитор по своему усмотрению распоряжался крепостными, требуя от них барщины п оброка.

Попадая в руки ростовщика, крестьяне подвергались усиленней эксплуатации. Аналогичные законы были изданы и для Эстляндии.

В 1638-1639 гг. в Лифляндии действовали карательные отряды, направленные сюда для подавления крестьянских волнений.

Новая волна крестьянских движений относится ко времени русско-шведской войны 50-х годов XVII в. Стихийные крестьянские волнения вспыхнули также в 1668 г.

Положение крестьян в Прибалтике продолжало ухудшаться и далее, по мере того как государственные земли переходили к дворянам в собственность в виде всякого рода подарков и пожалований.

Крестьянские земельные наделы в Прибалтике систематически сокращались, вследствие увеличения барской запашки, вызванного ростом хлебного экспорта. Уже по переписи 1638 г., не менее 22% всех крестьян являлись батраками, оставшимися без земли или имевшими лишь небольшое подсобное хозяйство.

Беднейшее крестьянство, даже если оно и вело свое полевое хозяйство, находилось в весьма тяжелых условиях, прежде всего из-за недостатка рабочего скота. Волы и лошади имелись только у состоятельных крестьян. Крестьянин-бедняк нередко вынужден был сам впрягаться в соху вместе с женой и таким образом обрабатывать свой жалкий участок.

Многие крестьяне не имели коров и вместо них содержали коз. Барщина на помещика считалась «нормированной» определенным количеством дней в году; фактически же помещик мог требовать а дополнительной барщины под видом «помочей» и т. п.

По отношению к крепостным широко применялись телесные наказания. Юридически за крепостными признавалось право судебной защиты, но жаловаться на помещика было делом совершенно безнадежным, так как все суды и административные органы в крае находились целиком в руках дворян.

От тяжкой барщины и растущих государственных налогов крестьяне искали спасения в бегстве, и вопрос о бегстве крестьян и мерах борьбы с ним составлял предмет постоянных забот ландтагов (съезды дворян по губерниям), ландратов (выборные от дворянства), различных земских судов и генерал-губернатора.

Крестьяне спасались бегством в Ригу, Ревель (Таллин) и другие города, а также в Польшу, Литву, Курляндию и Россию. Шведское правительство в ответ на жалобы местных баронов неоднократно предъявляло этим государствам требования о выдаче таких перебежчиков.

В 80-х годах шведское правительство широко проводило и в Прибалтике политику редукции, причем здесь это мероприятие осуществлялось энергичнее, чем в самой Швеции. Интересы значительной группы остзейских баронов были серьезно ущемлены.

Как и в самой Швеции, редукция вела к увеличению числа государственных крестьян. Правовое положение крестьян, превратившихся в государственных, улучшилось. Однако в прибалтийских провинциях, в условиях уже оформившегося крепостного права, крестьяне и на государственных землях не получили личной свободы.

В то же время редукция и связанное с ней составление земельного кадастра и новых вакенбухов увеличили крестьянские повинности и платежи (вакенбух - перечень повинностей с каждого крестьянского двора).

Налоговое обложение крестьян к 90-м годам по сравнению с 70-ми годами возросло в Эстляндии в 2,5 раза, в Лифляндии - даже в 5 раз. Государство, вернув коронные земли в казну, фактически само ими не распоряжалось, а сдавало в аренду дворянам.

Таким образом, арендаторы эксплуатировали и крестьян, живших в государственных имениях. В случае отказа от работы или небрежного ее выполнения арендатор или сам лично, или при помощи местной полиции мог подвергать крестьян телесным наказаниям.

Задавленный налогами, отрываемый от своего хозяйства тяжелой барщиной, прибалтийский крестьянин к концу XVII в. все более нищал и попадал в лапы ростовщика. В то же время помещики, а также арендаторы казенных имений все сильнее стесняли крестьянина в его праве пользоваться общинными угодьями (для рубки леса, выпаса скота, рыбной ловли, охоты и т. п.).

В конце XVII в. гнет шведского дворянского государства и местных остзейских баронов привел крестьянское хозяйство к явной катастрофе.

В 1696-1697 гг. в Лифляндии и Эстляндии, как и в соседних странах, было подряд несколько неурожайных годов. Результатом неурожая в Прибалтике был голод и страшная эпидемия. Только в одной Эстляндии за эти годы погибло 75 тыс. человек.

Многочисленные волнения крестьян в 1698 и 1699 гг., расправа их с некоторыми феодалами и управляющими, захват крестьянами хлеба в помещичьих экономиях, массовое бегство крепостных вызвали со стороны правительства жестокие репрессии.

В деревни были посланы новые карательные отряды. Захваченные руководители крестьянских «беспорядков» подвергались пыткам, колесованию и другим казням.

Весной 1700 г., в связи с началом Северной войны, было издано два королевских указа в интересах прибалтийского дворянства.

В одном из них, учитывая недовольство значительной части остзейского дворянства редукцией, король заявлял о полном прекращении мероприятий, связанных с редукцией, в другом обещал впредь оберегать и даже «приумножать» дворянские вольности и привилегии.

Второй указ - своего рода королевский манифест - был торжественно адресован «рыцарству герцогств Эстляндии, Лифляндии и Ингерманландии».

В обоих указах Карла XII отчетливо выразился дворянско-крепостнический характер шведской политики в Прибалтике.

Вопрос 1. В чем вы видите главные причины экономического кризиса в России в 1812-1815 гг.?

Ответ. Причины:

1) запрет на торговлю с Великобританией нанёс российской экономике больше ущерба, чем британской;

2) военные расходы в 1812 году достигли астрономических сумм;

3) разорение западных губерний и их последующее восстановление требовало больших средств, например жителям пострадавших городов, причём не только Москвы, были выплачены пособия на общую сумму в 15 миллионов рублей;

4) французская разведка завозила в Россию большое число поддерльных бумажных рублей специально чтобы подорвать экономику.

Вопрос 2. Какие отрасли хозяйства оказались в наиболее тяжелом положении? Какие меры предпринимали помещики для выведения своих хозяйств из кризисного состояния?

Ответ. Сильнее всего пострадало сельское хозяйство, причём тяжелее пришлось крестьянским дворам, которые составляли основу экономики. Их разорение означало бедствие как для их непосредственных хозяев, так для экономики империи в целом.

Вопрос 3. На каких условиях произошло освобождение крестьян в Прибалтике? Почему не состоялось повсеместной отмены крепостного права в России?

Ответ. Прибалтийские крестьяне были освобождены без земли. Соответственно, они должны были наниматься к помещикам, всё равно выполнять по сути прежние повинности, только теперь помещик не обязан был заботиться об их судьбе. Такая реформа по всей России могла бы вызвать небывалые крестьянские волнения: русские крестьяне, в отличии от прибалтов, главной ценностью в то время считали землю, ради владения ею они были даже готовы терпеть неволю. А главное, против таких мер выступили бы консервативные круги самих помещиков, что было бы гораздо опаснее для императора. В Прибалтике сами владельцы имений в подавляющем большинстве немцы выступили с инициативой такой реформы. В остальной России многие дворяне были не готовы пересматривать вековые устои.

Вопрос 4. В чем состоял смысл проекта А. А. Аракчеева?

Ответ. Первый проект А.А. Аракчеева фактически предполагал личную свободу крестьян без земли, но в замаскированной форме и поэтапно. Предлагалось постепенно выкупать земли у помещиков, которые будут на это согласны (в то время многие закладывали свои имения, чтобы расплатиться с долгами). Из полученных земель предлагалось выделять крестьянам наделы настолько небольшие, чтобы они шли наниматься к помещикам, то есть делали бы то же, что и должны были делать в случае воли без земли.

Вопрос 5. Какие задачи должна была решить организация военных поселений? Были ли достигнуты эти цели?

Ответ. Главной задачей было сокращение расходов на содержание армии. Эту задачу удалось выполнить: за период с 1825 по 1850 годы было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

Вопрос 6. Дайте общую характеристику развития российской промышленности и торговли.

Ответ. Промышленность в России в основном выполняла государственные заказы, потому процветала тяжёлая её отрасль. Однако постепенно развивалась и лёгкая промышленность. В производство внедрялись паровые машины, как и во всей континентальной Европе (в Великобритании этот процесс происходил ещё раньше, в конце XVIII века). Однако из-за сохранения крепостного права внедрение новых технологий шло медленно: низкая себестоимость труда крепостных часто делало экономически не выгодным тратить большие суммы на новое оборудование, в последствии экономить удавалось не так много, чтобы покрыть расходы. Положительным было то, что число наёмных работников в промышленности росло, правда, медленно. Развитие промышленности требовало лучших путей сообщения. Потому строились новые каналы, железных дорог в России ещё не было. Основная торговля продолжала вестись на ярмарках. Это показывает, как мало, несмотря на развитие, была развита промышленность, ведь для сбыта её продукции оказывалось достаточно такой формы торговли.