Пираты штурм небес гайд пространственный скачок. Первый взгляд на игру «Пираты: Штурм Небес

The Elder Scrolls V: Скайрим - Прически с физикой


Платформа игры: TES V: Skyrim Legendary Edition
Оригинальное название: KS Hairdos - HDT Physics
Русское название: Прически с физикой
Актуальная версия: 1.0
Язык мода: Индифферентно
Размер: 79 Мб
Stealthic and Kalilies


Описание


Модификация добавляет в Skyrim набор причесок, содержащий семьдесят пять женских причесок с HDT-физикой, т.е. присутствует анимация движения волос. Этот мод является автономным и не требует наличие оригинального мода KS Hairdos Renewal. Есть поддержка для эльфов. По дополнительной ссылке можно скачать патч для тел с физикой BBP или HDT (грудь), который устанавливается поверх основного мода с заменой файлов.

Требования:

  • или Showracemenu Precache Killer

Установка:
Посредством NMM/MO менеджеров либо вручную.​

  1. У вас должны быть установлены HDT physics extension и SKSE. Если их нет, то установите.
  2. Скачайте сам мод и поместите папку Data из архива в папку Data вашей игры (не Data в Data, а поверх нее.
  3. Подтвердите замену файлов, если потребуется.
  4. Подключите мод в лаунчере.
  5. Если у вас тело имеет физику BBP/HDT (грудь), то скачайте опциональный патч по дополнительной ссылке и установите поверх основного мода с заменой файлов.
  6. Откройте консоль нажатием ~ и введите в консоли showracemenu чтобы войти в меню настроек перса и выбрать прическу.

Удаление:

  • Отключите esp в лаунчере.
  • Удалите файлы мода.

Известные проблемы:

  • Наиболее распространенной проблемой является то, что некоторые прически, возможно, будут отображаться как "клонированные", одна прическа имеет физику, а другая нет. Чтобы исправить это, просто прокрутите список причесок туда-сюда или просто выйдите из racemenu с выбранным вариантом прически, повторно зайдите в RaceMenu и снова примерьте прическу.
  • Другая проблема заключается в том, что мод будет конфликтовать с телами имеющими HDT физику груди, так что скачайте опциональный патч и установите после установки основного мода, чтобы избежать проблем.
  • Если у вас большие груди, то прически могут иметь отсечения текстур или проваливаться в грудь. Если у вас очень маленькая грудь, волосы могут немного "плавать" не прилегая плотно к телу, потому что прически были были сделаны на основе среднего размера груди UNP тел.
  • Если вы будете делать резкие повороты, то волосы будут сильно "трястись". Если волосы застрянут в странном положении, просто крутитесь туда-сюда, и волосы должны вернуться в исходное положение.
  • Вы можете заметить некоторые проблемы прозрачности на нескольких прическах, которые авторы мода могли пропустить. Пишите о таких случаях им на Нексусе.

Еще немного видео

Минимальные

  • Операционная система: Windows XP
  • Процессор (CPU): Intel Core 2 Duo 2.1 GHz или аналог от AMD
  • Оперативная память (RAM): 2 GB
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce 8600 GT, 256 MB
  • Операционная система: Windows 7 и выше
  • Процессор (CPU): Intel Core 2 Quad 2.2 GHz или аналог от AMD
  • Оперативная память (RAM): 4 GB
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTS 250, 512 MB
  • Свободное место на жёстком диске: 2 GB
  • Интернет: Доступ в Интернет по ADSL 128 Кбит/с или более высокоскоростной канал.
  • Классы боевых кораблей

    Первоначальный выбор, который вам предстоит сделать в игре – это выбрать боевое судно, которое дополнит вашу привычную игровую стратегию. Не стоит пренебрегать возможностью изучения всей доступной информации о возможных противниках, а также союзниках.

    На сегодняшний день в игре представлено более 70 кораблей астрала, не говоря о том, что у вам предоставляется возможность создания собственного уникального корабля, активируя различные умения и подключая разнообразные модули.

    Легкие - маленькие, но шустрые и сверх маневренные судна, которые, как не странно, обладают неплохим боевым потенциалом. За счет своей маневренности могут без особых проблем способные прорваться во вражеский тыл и поразить противника мощным торпедным залпом. За счет небольших размеров попасть по нему гораздо труднее, но в случае попадания в корпус корабля даже не большого снаряда, ваш катер-разведчик разлетается на маленькие кусочки.


    Средние - оптимальный баланс между огневой мощью, защитой и скоростью передвижения. Будут хорошим выбором как для новичков, так и для более опытных игроков. В процессе прокачки модулей, вам придется выбирать между маневренностью, увеличивая скорость за счет телепортации, или же в сторону выживаемости, оснастив свое боевое судно активируемыми щитами.


    Тяжелые - бронированные посудины, с очень опасными орудиями способными нанести колосальный урон противнику. В то же время, за счет своих габаритов и толстого слоя брони, скорость передвижения заставляет желать лучшего, а учитывая особенность игры и большинство игровых режимов, то это может быть существенным недостатком. Однако, высокая живучесть частично компенсирует этот недостаток, а в некоторых случаях и режимах даже покроет недостаток скорости.


    Дредноуты - это своеобразная артиллерия, которая на данный момент представлена всего несколькими видами. Имеет высокую дальность поражения и может делать очень больно. Из недостатков можно отметить долгое время перезарядки.

    Улучшение команды

    Подобно играм World of Tanks и World of Warships все боевые единицы обслуживает команда экипажа, от мастерства которой зависят множество факторов, напрямую влияющие на исход сражения.


    В «Пираты. Штурм небес» экипаж представлен в виде коллекционных карточек, которые различаются по качеству: легендарные, редкие или обычные, а также по типам: инженерные, ремонтные и оружейники. Возможность набирать новых членов команды есть только у опытного капитана. О том как прокачивать капитана корабля будет рассказано чуть ниже.


    Качество карточки влияет на ее эффективность. К примеру, от если вы обладаете карточкой легендарного канонира, то орудия боя будут менее подвержены перегреву, поскольку скорость остывания будет значительно выше. Все наборы характеристик, которые появляются на карточках, определяются случайным образом.


    Вместе с тем следует отметить, что возможность переноса команды с одного судна на другое допустима, но только в том случае если эти корабли одного типа.

    Капитанский опыт

    Участвуя в сражениях и побеждая в них, вы будете зарабатывать ценные очки опыта и золото, которые необходимо тратить не только на улучшение летательного средства, но и экипажа, обслуживающего его.


    После каждой победы опыт капитана (а также всех членов команды) будет увеличиваться. После того, как количество очков опыта достигнет определенной отметки, капитанский уровень повысится на единицу, а игроку станут доступны новые возможности и умения. Например, станут доступными различные элементы декора и украшений, такие как портрет или рамка для фото. Эти предметы позволяют не только повысить свое эго, но и позволяют потролить побежденного противника. Дело в том, что после того, как вы уничтожили корабль противника, в течении нескольких секунд ему придется смотреть на фотографию капитана, который его победил.


    Помимо декоративных вещей, перед капитаном/игроком также открываются новые возможности. К примеру, капитан с более высоким уровнем попадает в братство, своеобразную касту более мастеровитых игроков. Находясь в этой группе, планирование боевых операций, будет происходить намного проще и быстрее. Вместе с тем, вы получаете доступ к капитанским талантам, а также к возможности искать сокровища.

    Капитанские таланты

    После достижения десятого уровня, капитану становятся доступными новые таланты и умения. Например, восстановление прочности корпусов союзных кораблей или же снижение скорости нагрева пушек. В то же время некоторые навыки будут доступны только в сочетании с конкретным типом корабля.

    Экспедиции и сокровища

    После достижения определенного уровня капитана вы будете получать карты сокровищ, которые будут выдаваться после победы в боях или при повышении уровня. Обладая такой картой, можно отправить своих подручных в экспедицию, из которой те, с большой вероятностью, привезут ценные награды и сокровища. В сундуках, помимо различных украшений, можно также найти лицензию на получение уникального корабля. Также здесь можно найти редкие карточки членов команды.

    Тактические модули

    Тактические модули - это уникальные навыки, которыми может овладеть ваше боевое судно. Для каждого корабля существует несколько доступных модулей, которые зависят от класса корабля, а также от специфики.


    Все модули разделяются на семь категорий.

    Генератор щита

    Заряд мощности генератора влияет на то, какое количество повреждений может выдержать щит. В игре есть несколько видов щитов. Некоторые могут выдержать больше повреждений, а другие больше восстанавливают заряд мощности.

    Корпус

    Корпуса кораблей в основном прокачиваются по одной ветке развития - запас прочности.

    Двигатель

    Двигатель корабля влияет сразу на несколько параметров и характеристик:


    • Скорость передвижения

    • Ускорение

    • Вертикальная скорость движения

    • Вертикальное ускорение

    Различные виды двигателей позволяют совершать маневры более эффективней и быстрее.

    Руль

    От штурвала зависит то, сможет ли ваш корабль выполнять маневры и насколько быстро и мобильно он это может сделать. В то же время если у вас выбран тяжелый класс корабля, то значительного прироста к маневренности вы не заметите, несмотря на качество штурвала.

    Пушки

    Сильно большого разнообразия между стволами и орудиями в игре «Пираты. Штурм небес» нет. В то же время нет и идеальной пушки, их следует выбирать в зависимости от вашего стиля игры и ваших предпочтений. Если вы предпочитаете ближний бой, то здесь следует обратить свое внимание на скорострельные пулеметы, которые хоть и обладают уменьшенным уроном, но за счет непрерывной стрельбы могут сильно повлиять на исход сражения. Если же вы предпочитаете заниматься кемпиренгом или же просто не хотите сближаться с вражеским судном, то ваш выбор - это дальнобойные орудия, наносящие большой урон, вот только скорость перезарядки у них, мягко говоря, не очень.

    Торпедный аппарат

    Торпеды они и в Африке торпеды. Дав торпедный залп можно поджечь корабли противника или же вывести из строя некоторые модули или же серьезно повредить оборудование судна.


    Танки есть, корабли придумали, монстр-машины тоже появлялись. Дирижабли - вот чего нам не хватало!

    Отправить

    Про « » было мало информации до 17 декабря, пока не началось открытое тестирование. Предполагалось, что игра будет дополнением вселенной « », но в другом жанре, призванном не только увеличить аудиторию, а доказать умение разработчиков адаптироваться в современном мире. Фанаты гадали, как много в проекте останется от « », и насколько удастся сохранить уникальную атмосферу оригинала. Сразу откроем тайну: лучеметов тут нет, но похожие на них орудия присутствуют. Давайте разберемся, что еще нам уготовили создатели.

    Геймплей не уходит далеко от канонов сетевых онлайн игр. В « » есть несколько режимов сражений на разных картах, в каждом из которых участвуют две команды по семь человек. Типичные для подобного жанра командные бои и захват точек разбавлены интересными вариациями в виде поиска сокровищ или сопровождения караванов. Совсем нестандартных сражений пока нет, но надо отдать должное разработчикам: они часто добавляют новый контент.

    Наибольший интерес вызывают сами воздухоплавательные средства. На момент открытого тестирования добавлены 47 различных кораблей. Они вооружены бортовыми и носовыми орудиями, а также обладают тремя слотами под активируемые модули. Дирижабли можно улучшать, исследуя и устанавливая на них новое оборудование. Пока существует четыре ранга кораблей, а для получения нового требуется хорошенько изучить предыдущий. В игре силы поделены на две фракции с примерно одинаковым количеством доступной техники. Визуальное отличие между кораблями разных сторон сведено к минимуму - непонятно для чего это вообще сделано, ведь похожие по задачам классы есть и у тех и у других.


    Новичку разобраться со всем многообразием судов будет тяжело, а начальный туториал слишком скуп на информацию и учит только азам управления. Для упрощения дирижабли можно разделить на несколько базовых типов.

    Самыми юркими считаются клиперы, которые благодаря своей маневренности оказывают сильное влияние на исход поединков. Слабая прочность корпуса делает их уязвимыми перед любыми типами орудий, поэтому эффективно их использовать смогут далеко не все. Клиперы оснащаются медленными, но мощными торпедами, которые наносят огромный урон в случае попадания в цель. Существуют также клиперы поддержки, способные давать бонусы команде или ослабить противника.

    Чуть менее маневренными стали легкие корветы, которые несут на борту особые мины, наносящие урон по большой площади. Также бывают корветы поддержки, восстанавливающие прочность корпусов или щитов союзника.


    Универсальными можно назвать инженерные фрегаты, которые могут устанавливать особые механизмы, действующие самостоятельно. Это могут быть турели или мини-боты, исцеляющие команду и калечащие врага.

    Для новичков рекомендована серия средних крейсеров, обладающих самонаводящимися снарядами. К сожалению, это единственный их бонус, а сами суда довольно слабые по характеристикам по сравнению с остальными. Основной атакующей силой на поле боя стали средние штурмовые крейсера, способные наносить солидный урон и вовремя выходить из гущи событий.

    Роль защитников выполняют всевозможные галеоны и линкоры, огромные и неповоротливые. Низкая маневренность компенсируется или хорошей защитой, или мощным вооружением - в зависимости от типа судна. Для уничтожения тяжелого линкора приходится сосредотачивать силу целой команды, а снайперские галеоны придерживаются принципа «один выстрел - сразу труп».


    После старта открытого тестирования в « » появился особый тяжелый линкор, способный управлять ходом сражения издалека, меняя режим обзора на стратегический. К сожалению, открыть его не удалось, поэтому позавидуем счастливчикам, которые до него добрались первыми.

    Каждый игрок олицетворяет собой капитана и может выбрать соответствующую его настроению иконку, рамку и прочие украшательства. Капитанские таланты открываются после выполнения серии заданий и могут повышать характеристики некоторых орудий, что добавляет индивидуальности.

    За участие в сражениях можно получить в награду карты сокровищ, с помощью которых собираются экспедиции для добычи золота, опыта, премиум валюты и различных украшений для корабля. Капитаны загнаны в жесткие дизайнерские рамки, и сильно изменить внешний вид дирижаблей не удастся. На выбор предлагают поменять цвет корпуса судна, выбрать броский флаг или установить паруса другого цвета и рисунка. Декорирование доступно не только за премиум-валюту: при получении особых достижений упорные игроки смогут получить некоторые редкие варианты расцветок.


    В первые же дни работы серверов игроки могли объединиться в пиратские братства - аналог гильдий. Небольшой бонус в виде приписки названия братства к никнейму обойдется в два миллиона золотых, а позволить себе такое смогут далеко не все. В будущем разработчики обещают новый режим, участие в котором будет приносить специальные ресурсы для строительства. Строить предлагают аванпосты, которые помогут братствам зарабатывать больше денег. Также появятся режимы, где придется защищать свои или атаковать чужие аванпосты. Игрокам-одиночкам будет доступна охота на гильдейские караваны, перевозящие ресурсы для строительства, а также участие в виде наемника на осадах этих фортов. К сожалению, это все еще в планах, а на данный момент никаких игровых бонусов от вступления в братство еще нет.

    Как и в других играх подобного жанра, здесь существует сильная зависимость от команды. Каким бы хорошим капитаном вы ни были, в одиночку одолеть команду врага будет невозможно. Поэтому крайне рекомендуется как можно скорее найти себе команду и вылетать хотя бы вдвоем-троем, что повысит шансы на победу в несколько раз.


    Многие тестировщики жаловались на плохую оптимизацию, хотя на настройках выше средних частота кадров в секунду держалась выше 30 даже в самых горячих сражениях на довольно старом компьютере. Также радуют практически ежедневные хотфиксы, меняющие баланс и добавляющие новый контент. Чувствуется, что на тестирование тратится много сил и времени, а разработчики ответственно подходят к работе.