Почему нахичевань отдельно от азербайджана. Дипломатический просчет ссср

Каких потрясений ждут Нахичевань и Азербайджан?

Рустам Искандари

Как уже известно из СМИ, 20 декабря на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заместитель главы администрации президента АР Вахид Алиев объявил о создании в Нахичеванской автономной республике Отдельной общевойсковой армии, согласно неопубликованному указу Ильхама Алиеву. Командующим армией назначен генерал-лейтенант Керем Мустафаев . Официальной версией причин подобного новшества является то, что новая армия была создана «с целью усиления обороноспособности Нахичеванской Автономной Республики, повышения боевой подготовки частей и соединений Вооруженных сил и усовершенствования централизованного управлении».

Бакинские аналитики в большинстве своем стараются не делать однозначных выводов, многие отмалчиваются, но невооруженным глазом видна их ошеломленность столь откровенными действиями президента по усилению статуса Нахичевани без видимых на то реальных причин.

Бывший министр обороны АР, генерал-майор Дадаш Рзаев в интервью «Мусават» высказал свое мнение следующим образом: «Азербайджан находится в военном положении, и с каждой стороны имеется опасность. Создание Отдельной общевойсковой армии в Нахичеванской Автономной Республики является неслучайным. Нахичевань находится в условиях блокады, не имеется сухопутной связи с другими частями страны; ... Отдельная общевойсковая армия создана в Нахичевани для того, чтобы в случае опасности, автономная республика могла хорошо защитить наши границы». Военный эксперт Узеир Джафаров поддерживает эту мысль о блокаде и о том, что «для ее надежной защиты требовалось определенная работа».

Однако, как справедливо отмечает глава центра «Доктрина» Джасур Сумеринли , «аргументации, приведенные во время создания Особой общевойсковой армия в Нахчыване, абсурдны. Для реализации целей, вполне можно было обойтись без создания новой структуры. Потому что формат старого армейского объединения не создавал препятствий этих целей. Необходимо было всего лишь желание».

Итак, в чем истинная цель создания «Нахичеванской армии»? И почему этот шаг был предпринят именно сейчас?

Эйнулла Фатуллаев - известный ныне правительственный пропагандист - изучает в своем аналитическом материале три версии причин реформы:

1. Угроза Нахичевани;

2. «Распил бабла»;

3. Конфедерализация Азербайджана.

Первые две версии он справедливо отметает (я не стану приводить всю аргументацию Фатуллаева - статья доступна в Интернете), но останавливается на третьей.

Создание Нахичеванской армии он связывает с недавними переговорами Алиева и Саргсяна в Вене и предстоящей евразийской интеграцией АР и Армении, которая невозможна без урегулирования карабахской проблемы (автор совершенно беспочвенно (учитывая целый ряд очевидных проблем двухсторонних отношений) утверждает, что «Азербайджан фактически уладил все проблемы с Путиным, страна входит в зону геополитических интересов России и де-факто находится в союзнических отношениях с Кремлем»). Он считает увеличение самостоятельности Нахичевани опытным и демонстрационным образцом будущего статуса Карабаха. «На мой взгляд, создание отдельной Нахчыванской армии - это символическое решение, напрямую связанное с карабахским урегулированием. Если даже допустить вероятное объединение Азербайджана и Карабаха в конфедеративном государстве, то, видимо, Алиев не желает, чтобы это объединение включало в себя два равнозначных субъекта - слишком унизительный мир, поскольку это уравнивает в статусах Азербайджан и Карабах, и получится что-то вроде Боснии и Герцоговины, поэтому, возможно, решили разбавить Азербайджан и Нахчываном», - пишет Фатуллаев . Однако здесь же он отмечает: «С другой стороны, повышение государственного статуса Нахчывана - форпоста нынешней азербайджанской элиты тоже может быть рассчитано с вероятными планами на долгосрочную перспективу, и трудно предположить развитие внутриполитической ситуации, скажем, через 15 лет. Первый шаг был сделан в 2009 году, когда во время конституционной реформы Нахчыван получил статус государства - автономного государства, второй шаг - создание своей армии... Остается сделать третий - признать независимость и подписать конфедеративный договор». Именно в последней мысли и кроется главная интрига указа Алиева. Вероятнее всего, вопрос карабахского урегулирования, как это часто происходит в АР, является всего лишь фоном или даже, скорее, ширмой для проведения серьезных структурных изменений в государстве.

Статья 134 Конституции АР (вопреки утверждению Фатуллаева, эта статья не редактировалась в 2009 году (http://www.trend.az/news/politics/1442873.html)) определяет статус Нахичевани следующим образом: «Нахчыванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики». Статья 1 Конституции НАР гласит: «Нахчыванское автономное государство является демократической, правовой, светской автономной республикой в составе Азербайджанской Республики ». При этом статья 2 Конституции НАР имеет примечательную деталь: «Статус Нахчыванской Автономной Республики определяют Конституция Азербайджанской Республики, Московский — от 16 марта 1921 года и Карсский — от 13 октября 1921 года международные договоры ». Дело в том, что ни Московский, ни Карсский договоры не содержат статей о вхождении Нахичевании в состав Азербайджана. Речь в них идет лишь о протекторате и покровительстве Азербайджана над Нахичеванью. Отсылка к этим соглашениям все годы независимости АР служила источников своего рода латентного сепаратизма нахичеванской элиты.

Известно и то, что 19 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости . Верховный Совет Нахичевана обратился за помощью к ООН, Турции, Ирану и ко «всем государствам мира». В постановлении (п. 6) указывается: «Довести данное постановление до сведения государства Азербайджанской ССР и государства СССР» . 17 ноября того же года Верховный Совет изменил название государства на Нахичеванскую Автономную Республику. Нахичевань фактически перестала принимать участие в политической жизни Азербайджана.

Вплоть до захвата власти в АР, Гейдар Алиев проводил фактически независимую от Баку политику в Нахичевани. Одним из самых показательных действий Алиева в этот период стал сепаратный мир автономной республики с Арменией, содействовавший сосредоточению армянских войск на карабахском фронте .

С приходом Алиева-старшего к власти в Баку сепаратизм Нахичевани перешел в латентную фазу, но никоим образом не угас , как это может показаться на первый взгляд. Нахичеванцы (вместе с еразами и курдами) полностью взяли власть в свои руки в АР.
Как писал в 2004 году (в газете «Монитор») тогда еще оппозиционный (не просидевший еще в тюрьме) Эйнулла Фатуллаев , «в политическом лексиконе «нахичеванец» и «алиевец» стали понятиями тождественными». В самой Нахичевани после кратковременной борьбы за правление с Намиком Гасановым, местным «ханом» стал Васиф Талыбов, близкий родственник Гейдара Алиева, который, по словам последнего, таскал ведра с водой для купания Алиева-старшего, когда тот был в опале.

Немаловажно отметить, что за время правления Талыбова из Нахичевани выехала значительная часть официально проживающих там 400.000 (по переписи 2009) людей. Вместо тюркского населения туда активно завозятся курды из Турции и Ирака - сородичи Талыбова, Алиева и многих других высших функционеров АР. Постепенно вскрываются также детали финансовой поддержки Талыбова Рабочей Партии Курдистана.Плюс к этому, в последнее время учащаются сообщения о конфликте Талыбова с бакинскими элитами.

Как уже много раз нами писалось, в том числе и на ИА REX, Нахичевань всегда рассматривалась Алиевыми не только как «колыбель династии», но и как «запасной выход»: в критический момент одним из вариантов их действий станет «откупоривание старой доброй бутылки» местного сепаратизма.

Поэтому создание отдельной «нахичеванской армии» можно уверенно связывать с возможным ожиданием властями системных потрясений, которые будут сопряжены с необходимостью «самообороны» Нахичевани . Как верно отметил Фатуллаев, до независимости Нахичевани остается один небольшой шаг.

А теперь р ассмотрим сценарии развития ситуация в случае полноценной конфедерализации АР и в случае объявления в будущем независимости Нахичевани .

Конфедерализация АР под начальством Алиевых (по формату Нахичевани) ведет к нескольким сценариям. Первый состоит в том, что в государстве могут появиться несколько новых (изначально полностью подконтрольных Алиевам) квазиобразований в виде автономий некоторых крупных коренных этносов - талышей, лезгин и др., а, следовательно, и несколько новых местных военизированных элит. В условиях криминализованности всего режима не стоит прогнозировать меньшей криминализованности местных элит, а, следовательно, местные элиты не раз предпримут попытку пустить в ход свои армии при разрешении каких-то двух- или многосторонних конфликтов. Эта ситуация может вырасти вплоть до гражданской войны с последующим крахом государства.

Впрочем, несмотря в определенном смысле на внешнюю «очевидность» такого хода развития событий в Азербайджане, который, кстати, некоторыми наблюдателями преподносится в качестве самого вероятного сценария, мы более чем убеждены в том, что Алиевы до последнего не согласятся на создание национальных автономий коренных этносов . Исходя из этого, мы исключаем такого сценария развития событий.

Взглянем на другие варианты, которые, на наш взгляд, в той или иной степени имеют большую вероятность осуществления.

Само озвучивание в СМИ информации о создание отдельной нахичеванской армии из уст двух проправительственных аналитиков - Фархада Мамедова и Заура Расулзаде , причем на не менее проильхамовском сайте haqqin.az уже вызвали подозрения у некоторых аналитиков. Ф. Мамедовым и З. Разулзаде была выдвинута версия о том, что якобы это может быть связано с «начавшимся переходом к конфедеративному устройству Азербайджана». По мнению авторов материала, «вероятно, на армяно-азербайджанских переговорах в верхах наметился определенный прорыв, и в случае, если Армения согласится на включение Нагорного Карабаха в качестве субъекта будущей азербайджанской конфедерации, то спорный субъект может получить право на создание своей армии. Не исключено, что азербайджанское руководство решило проявить добрую волю - и создание отдельной армии Нахчыванской Автономной Республики - это своего рода знак, адресованный армянской стороне, что этим правом после карабахского урегулирования может воспользоваться и карабахская сторона». То, что в дальнейщем эта версия, причем в таком же духе, нашла свое продолжение в вышеназванной «аналитике» руководителя данного сайта Э. Фатуллаева, тоже является косвенным доказательством тому, что И. Алиев с самого начала хотел «увести» читателей по ложному следу. То, что Ф. Абосзода свои комментарии по данной информации озаглавил вопросительным знаком, уверены, связано с тем, что он сразу поставил эту версию под сомнение .

Что касается армянской стороны, кажется маловероятным, если вообще не невероятным, чтобы они согласились сдать не только районы вокруг Нагорного Карабаха, но плюс к этому еще и согласились на то, чтобы Карабах вернулся в лоно азербайджанского государства.

В этом плане, думаю, было неплохо напомнить читателям слова одного авторитетного армянского генерала, сказанные им недавно: «Не Серж Саргсян освободил районы вокруг Нагорного Карабаха, чтобы он взял и подарил какого-нибудь из них Ильхаму Алиеву».

Примечательно, что сами авторитетные бакинские аналитики не верят в то, что таким образом И. Алиев готовится к разрешению Карабахского вопроса. Так, по словам депутата ММ, политолога Расима Мусабекова : «Сегодня завлечь НК в состав Азербайджана на повестке дня не стоит. Потому что армяне все формы автономии, предлагаемые Азербайджаном, отвергают. Сегодня реально рассматривается армянами только статус НК для переходного периода, при котором де-факто он не будет входить в состав Азербайджана, а де-юре этот вопрос остается открытым. Ничего другого армяне обсуждать не хотят. Они обсуждают только один вопрос: независимость Нагорного Карабаха. Когда мы им говорим о примере швейцарских кантонов или Олланда, они говорят о примере Андорры. Поэтому найти формулу, чтобы Азербайджан и Армения нашли взаимоприемлемое решение, не удается».

По мнению политолога Арифа Юнуса , возможно здесь присутствует элемент переговорного процесса по Нагорному Карабаху, но вряд ли нахичеванский пример станет привлекательным для карабахских армян. «Нахчыван - это отдельный вопрос, Карабах - отдельный. Это совершенно разные вещи. Я также не думаю, что власти Азербайджана серьезно рассматривают вопрос конфедеративного устройства страны», - сказал он.

Второй сценарий конфедерализации АР предполагает, что Алиев, предчувствующий скорое отстранение от власти, возможно, желает подготовить почву для переговоров с будущими властями страны и с их согласия пойти на меньшее из зол - стать санджакбейем Нахичевани, номинально подчиняющимся центральным властям. В случае, если это не удастся сделать, то он сможет воспользоваться хитросплетением юридического статуса Нахичевании объявить о ее независимости и выходе из состава Азербайджана.

В таком случае, новые бакинские власти будут иметь мало шансов на начало военных действий с эксклавной Нахичеванью. Как отмечает выше упомянутый Дадаш Рзаев , в Отдельную общевойсковую (Нахичеванскую) армию направляются лучшая в стране техника и специалисты. К тому же военные контингенты в Нахичевани уже давно проходят обучение под управлением турецких военных экспертов по всем критериям НАТО. Более того, нет сомнения в том, что Алиев первым делом подпишет по примеру отца - сепаратный мир с Арменией и, вероятно, попытается подтолкнуть ее к совместным военным действиям против Баку.

Как мы ранее отмечали, одним из сценариев объявления независимости может стать то, что Алиев специально запустит крах АР и появление на его обломках новых государств. Это создаст удобный для него политический фон отделения Нахичевани.

В случае такого сценария развития событий, основной проблемой для Ильхама Алиева станет внешняя легитимизация его действий - признание и поддержка региональных и глобальных акторов. Рассмотрим возможные варианты внешней поддержки.

Запад. Как известно, единственной поддержкой Алиевых со стороны Запада являлись нефтяные богатства Баку, которые силой были захвачены режимом. С потерей этого переговорного аргумента, Алиевы теряют всякий интерес для Запада в качестве партнера.

Турция . Узеир Джафаров сообщил в своем интервью Turan, что еще несколько лет назад Турция выступила с предложением создать подобное военное соединение в Нахичевани. Интересно и то, что на днях, перед объявлением о создании «Нахичеванской армии» в Баку побывали высокопоставленные функционеры Вооруженных сил Турции, которые провели переговоры и консультации со своими азербайджанскими коллегами.

Такой ход событий не может не вызывать сопутствующие выводы. Напомним, что еще в 2010 г. министр иностранных дел Турция после своей встречи с Васифым Талыбовым в Анкаре заявил, что «Турция проявляла активное участие в будущем Нахичевани и будет продолжать это делать».

В ответ на вопрос о Карском договоре, он отметил, что нет никаких сомнений по поводу юридической силы договора. «Турция - гарант статуса Нахичевани - это очевидно», - сказал Давутоглу. «Безопасность и благополучие Нахичевани - это наша безопасность и благополучие». Мало того, что Турция подготавливает военные кадры Нахичевани, она фактически превратила этот регион - по примеру Аджарии - в одну из собственных провинций. Вывод Нахичевани из-под подчинения Баку может рассматриваться Анкарой как промежуточный шаг по включению этой области в состав своей территории. В случае если будет запущен механизм краха АР (под протекторатом которого должна была находиться Нахичевань, согласно упомянутым договорам), задача Турции станет еще более простой.

Но, с другой стороны, весьма сомнительно, что Турция будет рада видеть во главе Нахичевании Алиева или кого-то из его подопечных. На фоне сильно испорченных личных отношений между властями АР и Турции, сомнительно, чтобы турки продолжали - в отсутствие уже нефтяного пряника - терпеть спонсирование Алиевыми строительства будущего Курдистана.

К тому же, если Нахичевань в будущем полноценно переориентируется на построение очага курдской государственности, еще одно курдское квазигособразование (или полноценное государство) на собственной границе вряд ли обрадует Анкару.

Мало того, надо иметь в виду и то, что никто еще не может спрогнозировать ход событий в самой Турции, ситуацию в которой посол США в Анкаре охарактеризовал как «крах целой империи». Что будет, например, если этот «коррупционный скандал» приведет к новой «турецкой весне»? А может создание Нахичеванской армии связано с тем, чтобы быть готовым именно к возможным потрясениям в Турции? Это - одна сторона данного вопроса. Но есть и другая сторона. Как станет реагировать на возможные потрясения в Турции руководство Ирана, которому исторически принадлежала Нахичевань? Наконец, никто еще не может предвидеть, как будут развиваться события в регионе, если «курдский джинн» будет заброшен в Иран, где проживают несколько миллионов курдов? Исходя из этого, попытаемся рассмотреть «Нахичеванское начало» И. Алиева с точки зрения развития событий на «курдском фланге».

Если учитывать то, в каких именно условиях И. Алиев пошел на такой шаг (известные события в Турции и пр.), то, нам кажется, было бы правильно искать ответ на этот вопрос на границе Нахичевани с Турцией и Ираном , где в течение последнего времени «курдский джинн» блуждает над терриориями некоторых государств Ближнего Востока. Вполне возможно, что на фоне ожидаемых в Турции в связи с набирающим ход коррупционным скандалом внутренних потрясений, И. Алиев готовится к «геополитическому эндшпилю» разрешения курдского вопроса . Учитывая, что это будет касаться интересов Турции и Ирана, то укрепление боевой мощи нахичеванской армии представляется более логичным и правдоподобным.

Предполагаемый Курдистан. Несмотря на то, что большинство экспертов сходиться во мнении, что создание Курдистана является неизбежным, мало кто говорит о формате будущего государства. Как известно, на тех территориях, на которые претендуют курды, живут как носители сильно отличающихся друг от друга (вплоть до отсутствия взаимопонимания) диалектов курдского языка (курманджи, сорани, леки (фейли), келхури), на каждом из которых плодотворно создается литература (особенно - на курманджи и сорани), так и других языков, называемых курдами, «курдскими диалектами» - например, зазаи и горани. Кроме того, силен и спектр распределения курдов по их религиозным убеждениям - от различных шиитских сект и суннитских тарикатов вплоть до языческих верований (например, езиды).

Стоить добавить, что в среде курдов, несмотря на происходившие в ХХ веке изменения, сохраняется сильная племенная идентичность. В предполагаемом Курдистане будет, вероятно (кстати, подобных примеров полно в других странах) сильна идентификация по государствам, от которых откололась та или иная часть Курдистана: турецкие курды, иракские курды, сирийские курды и т.д.

Немаловажным является и факт наличия реальной разобщенности курдского политикума в связи с сильной амбициозностью различных курдских лидеров .

Таким образом, весьма сомнительно, чтобы построение унитарного курдского государства - если будет претворяться именно такая модель его устройства - пройдет спокойно и безболезненно как для самих курдов, так и для их ближайших соседей. Вполне, вероятно, что хотя бы на первом этапе будет сформировано некое федеративное/конфедеративное объединение, которое в будущем должно будет слиться в единое государство.

На этом фоне можно говорить о том, что Алиев и его ближайшее окружение, долгие годы импортирующее курдов в АР, в том числе и в НАР, предпримут попытку стать частью федеративного Курдистана, а до его полноценного формирования войти в состав - условно - лиги курдских квазигосударств. Сложностью здесь является то, что подобная тенденциозность вполне может не устроить глобальных акторов, не говоря уже о Турции и Иране. В этом случае курды скорее предпочтут повременить со своими закавказскими абмициями (а они, безусловно, есть) и не будут рисковать «синицами в руках» ради Алиевской Нахичевани, вступая в конфронтацию, в первую очередь, с соседями.

Иран . ИРИ, разочарованная в Алиеве-старшем, который фактически обвел их вокруг пальца, вряд ли устремится на помощь Алиеву-младшему, который в этом плане мало чем отстает от своего отца. Хоть ИРИ и заинтересован в крахе антииранского режима в АР, а часть иранской элиты - и самой Азербайджанской Республики, т.к. это стало бы сильным ударом по сепаратизму части тюркских активистов внутри Ирана, она вряд ли согласится с тем, что здесь появится новый тенденциозный региональный актор.

Тем более, что на него будет претендовать Турция или Курдистан (а при некоторых обстоятельствах - совместное образование турков и курдов). Нельзя отбрасывать вариант того, что Иран при определенных условиях поддержит претензии Армении на Нахичевань, ведь исторически так сложилось, что в этой области с разных времен проживали армяне, выселенные в течение ХХ века, вытесняемые ныне тюрки, курды, численность которых здесь последовательно увеличивается, а на юге, в Джульфийском и Ордубадском районах - азари-талышские этносы (килитцы, котамцы и пр. потомки местного мидийского населения), ныне полностью тюркизированные.

Нахичевань может стать еще одним плацдармом для экспорта нестабильности в сам Иран. Мы ранее останавливались более подробно на этой ситуации, поэтому ограничимся краткой характеристикой ситуации: продолжающее становление курдского квазигосударства в Ираке, ожидаемое разрешение «курдского вопроса» в Турции, вероятное юридическое оформление де-факто появившегося курдского квазигосударства в Сирии высвобождает значительные курдское военные ресурсы. Учитывая начавшееся сближение Ирана и Запада, стоит также ожидать, что Запад потребует от ИРИ демократизации, в том числе, и в области «национальных прав и свобод». Сомнительно, чтобы нынешние власти ИРИ это легко приняли. Но вполне возможно, что это будет принято уже после Али Хаменеи, сообщения о смертельной болезни которого в последние годы только учащаются.

Таким образом, появятся параллельные движения - военное и мирное - за предоставление иранским народам, в первую очередь, курдам различных национальных прав и свобод, в том числе, и права на самоопределение (хотя бы в рамках самого Ирана). Нахичевань, огибающая на севере Иранский Курдистан, в этом случае действительно будет одним из стратегических плацдармов для военных действий курдских боевиков против Ирана.

Россия. Судя по всему, Россию устраивает роль «внешнего наблюдателя» в нынешних, да и в предстоящих событиях в регионе, и, вероятно, не стоит ожидать ее активного включения в эти процессы, в крайнем случае, как кажется, в начале ожидаемого «цунами». Можно только строить догадки, каким именно может быть «подключение» России в последующих этапах развития ситуации. Но все-таки безусловном является и то, что Россию вряд ли до конца будет устраивать роль пассивного наблюдателя, если принять во внимание то, что с известных времен этот регион входит в сферы интересов этого государства, не говоря уже о том, что Гюлистанский и Тюрменчайский мирные договора никто еще не отменял. А ведь согласно им, все эти земли в течение последних почти 200 лет принадлежали непосредственно России.

Итак, подготавливая себе «уютную лагуну» в условиях приблежающегося геополитического шторма и желая вписаться в новую мозайку региона, Ильхам Алиев, судя по всему, рискует не только оказаться в самой гуще новых потрясений, но и стать одной из «спичек» будущего регионального пожара. А значит, «спичке» придется «догореть» до самого конца.

Нахичевань - город с особым колоритом, который впитал в себя сразу несколько различных культур и характерных черт, и стал чем-то вроде их своеобразного примирения. Здесь чувствуются и остатки когда-то великого советского государства, и влияние соседствующих Ирана и Китая. Сегодняшний город Нахичевань - это Азербайджанский город со множеством Иранских названий, потрясающими видами на кавказские горы (в особенности - на Арарат) и нещадной реконструкцией, упорно стремящейся замаскировать азиатские черты улочек и вокзалов под европейские.

Туристическая сторона города Нахичевань

Для туристов Нахичевань является практически неизведанной главой. Причины этого досадного недоразумения кроются в том, что въезд в город наравне со многими другими пунктами Азербайджана был заблокирован из-за боевых действий в рамках азербайджано-армянской войны в 1992-94 годах. И сейчас Нахичевань не позиционирует себя как город туристический - поэтому вниманием путешественников этот регион страны далеко не избалован.

На фоне общей картины вовсе не удивительно, почему в городе так немного развлекательных мест, нацеленных на туристов и гостящих здесь проездом путешественников. Достопримечательностей в Нахичевани критически мало, но, тем не менее, каждая из них достойна внимания и интереса.

Нахичевань: как добраться

Так как «наплыв» туристов в Нахичевань, мягко скажем, не пышет ажиотажем, авиарейсов и железнодорожных сообщений из России сюда существует минимальное количество. К примеру, самолет в Нахичевань из Москвы летает лишь один раз за неделю. В связи с этим и билеты следует покупать загодя. Несмотря на то, что на самом деле людей на этих рейсах не так много, у многих с собой зачастую присутствует багаж, занимающий по 2-3 пассажирских места дополнительно! Поэтому самолеты никогда не бывают пустыми.

Авиа перелет является наиболее целесообразным способом добраться до Нахичевани. А вот перемещаться внутри страны - гораздо удобнее и проще на поезде. Построенный около сотни лет назад, но при этом превосходно отремонтированный ж/д-вокзал выглядит гротескно-массивным на фоне того мизерного числа сообщений, которые он обслуживает. Дело в том, что в советское время Нахичевань представляла собой популярный транспортный узел, через который проходила уйма поездов в Ленинград и Москву, в Тегеран и по Закавказью.

Однако сегодняшние реалии намного менее вдохновляющие. Нынешний вокзал простаивает: он обслуживает лишь две пары поездов в день - из Ордубада в Шарур и обратно. Расписание этих поездов составлено с расчетом, что с утра любой житель НАР сумел прибыть в столицу республики, а уже в обед была возможность вернуться обратно в свой город.

Цены в отелях и магазинах

Попав, наконец, на азербайджанскую землю, возникает вопрос: как же доехать из аэропорта в центр Нахичевани? Где поселиться? Как ни странно, оптимальный транспортный вариант в этом случае - такси. Дорога от аэропорта займет около 2,5-3 км, за что таксист попросит около 5 евро. Подрабатывать в НАР таксистом, как нередко бывает в России или Украине, нельзя.

Каждому таксисту необходимо приобрести своеобразную лицензию - специальный номерной знак синего цвета. Лишь при наличии такого отличительного знака водитель имеет право работать в качестве таксиста.

Такси в городе много - все они, в основном, китайские. Проезд по городу обойдется не более чем в 2 евро. Центр Нахичевани удивительно чист, при том, что по улицам не снуют дворники и видимой работы по наведению порядка не проводится. Самой престижной гостиницей по праву считается «Тэбриз».

Неподалеку располагается небольшой комплекс, включающий в себя несколько ТРЦ и изящный парк с красивым каскадом водопадов. Что примечательно, в Нахичевани многие кафе и магазины носят названия крупных городов: Стамбул, Баку, Дубай.

Рядом раскинулся колхозный рынок, в котором лавки четко разграничены по регионам, из которых приехали торговцы. Стоимость всех товаров здесь поистине низка и ни с чем несравнима, при том качество их - всегда на высшем уровне. Здесь представлены натуральные, природные, выращенные собственными трудами и усилиями здешних жителей продукты.

Район железнодорожного вокзала находится в низине, в то время как центр города поднимается на возвышенности. На горном склоне расположился мемориальный комплекс, чествующий память погибших в военных действиях 90-х годов. На высоком холме стоит крепость Кехня-Кала, на которую следует подняться как минимум ради того, чтобы увидеть потрясающий открывающийся отсюда вид на южную часть города и долину р. Аракс, протекающей между Ираном и Азербайджаном. Здесь . Главная достопримечательность в крепости - Мавзолей Ноя (да, того самого, что согласно библейским сюжетам отстроил ковчег и пришвартовал его около горы , находящейся в 120 км от Нахичевани).

Еще один мавзолей (под открытым небом) превосходит гробницу Ноя по размерам и убранству. Это мавзолей Момине Хатун с высеченными в камне декоративными архитектурными элементами, поражающими воображение.

Северо-западная часть Нахичевани знаменита тем, что именно тут находится самая крупная городская мечеть. В остальном же примечательных для туристов мест в городе практически нет. Разумеется, уже сами виды, открывающиеся на горные хребты и разделяющие их реки, можно без сомнений называть бесценной достопримечательностью и особенностью этого скрытного города.

Нахиджеван -Исконно Армянская земля,под оккупацией закавказских татар(1923-азербайджана)


Флаг Нахиджевана

Административное деление нахиджевана

Нахиджеван-Руки прочь от нахиджевана

История Нахиджевана

Нахичеван — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова. «Нахичеван» — арм. → «Нах» — первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает об этническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского «Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют „местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монах Месроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана, после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Краткая хроника

Нахичевани, относятся к эпохе неолита(9500 лет до н. э).

Айастан

Айаса

Аррата

Torgom(2570-2507)

Айаса(Hayasa) (2492 г. - 331 г. до н. э.)

История Нахиджевана(Нахичеван)-Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что по преданию город Нахичевань был основан Ноем, а дата основания города по персидским и армянским источникам — 1539 год до н. э. — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова.«Нахичеван» — арм. → «Нах» Современная наука также относит основание города к 1500 году до н. э.— первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает обэтническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского«Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принесязатем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют„местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монахМесроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана,после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Армянские, хеттские, ассиро-вавилонские, персидские и греческие источники свидетельствуют о правлении семи основных всеармянских царских династий в Армении:

590 г. до н. э. — в составе Арарата(на ассирийском Урарту)

Во II веке н. э. Нахичеван уже был известен Птолемею под именем Ναξουὰνα.

Тигран II -140 год до н. э. — 55 год до н. э.

Столицы Арташат, с ок. 200 Вагаршапат, с 338 Двин

Мовсес Хоренаци (V или IX вв н. э), описывая деяния легендарного армянского царя Тиграна I Ервандида (Тигран I Древний) повествует о крепости Нахиджеван (арм.Նախիջևան).

Средневековый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби приписывал основание Нахичевана (Нахшеван или Накшиджихан) легендарному царю Турана по иранской мифологии Афрасиябу. Иранский историк и географ XIV века Хамдаллах Казвини в своей книге «Нузхат Ал-кулуб» («Услада сердец») основателем города Нахичевань (Накш и-джахан) считал сасанидского иранского полководца, в последующем шахиншаха Ирана, Бахрам Чубина, жившего в конце VI века н. э.

В составе Великой Армении

C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянамиземель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составеАрмении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары(уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн,район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (нынеШахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственнымигофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мыслио необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, гдепроповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоцаназвание Месропаван.

В VI—IV вв. до н. э. город — в составе персидской сатрапии «Армения».

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии.

В V—VII вв. столица Персидской (т. н. Марзпанской) Армении,после в составе провинции Армения Арабского Халифата.

590 г. до н. э. — в составе Мидии, с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии «Армения»,В составе Великой Армении. C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянами земель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составе Армении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн, район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

В 623 году временно отошел к Византии, в
середине VII века завоеван арабами.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Хармпредставителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек)




В VIII векенаселение этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

Анийское царство Багратидов


В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. о владения князю Сюника. В 902 г.

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии. В 623 году временно отошел к Византии, в середине VII века завоеван арабами. В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек) В VIII веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.



Анийское царство Багратидов

В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, накануне монгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


Смбат передал его владетелюВаспуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этогоНахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районеНахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна(XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, наканунемонгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. Во второй половине IX века и особенно в эпоху правления Гагика I Нахичевань, как остальные южные области Армении не были подвергнуты нападениям.
После этого Нахчаван, или Нахиджеван, как его также стали называть, оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани.



Сельджуки, монголы, Тимур



Сельджуки, монголы, ТимурВ 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства.
Династия Закарян (Еркарабазук, Мхаргрдзели) (1196 - 1261)

В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства Ильдегизидов.В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»Оттеснение армянского населения тюрками.Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как и мусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские кочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору

В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.),сохранили свое значение и после тюркского завоевания.Разорялась монголами (XIII век), Тамерланом (конец XIV века).

Ильдегизидов.

В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетившийНахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства ивеличайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсотармянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»

Папский посол Рубрук, посетивший Нахичевань вскоре после её разгрома монголами, нашёл на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

В XVII веке входит в состав государства Сефевидов.

Оттеснение армянского населения тюркамиУже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлымтюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как имусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.

В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватывает у турок практически не сопротивлявшийся Нахичевань, об этом свидетельствует побывавший с австрийским посольством Георг Тектандер отмечая, что«Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись Персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд в Мидии, Нахичевань, Джульфа в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем»»После занятия города шах выселил всё его население в глубь Персии, по словам армянского автора Аракела Даврижеци, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению»Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал регион как цветущий край. Челеби писал о Нахичевани, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменскиекочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору.

Эпоха персидско-турецких войн

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенный преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):

а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;

б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);

в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных

путей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.В составе Персии. Нахичеванское ханство.Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели

Эпоха персидско-турецких войн.

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.

Сефевидов.

Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизонгорода Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе сжителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци,поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинныебороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержатьрегион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (какармянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню]благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана былоугнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенныйпреимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга(Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе сосвященниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород,существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли припереселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионовавыделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванныхпутей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительныхработах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться вНахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивалрезню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидскихвойн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.

Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В составе Персии. Нахичеванское ханство.

Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий крайи называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городеКарабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описываягород Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборныхмечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В конце XVIII — начале XIX веков столица независимого Нахичеванского ханства. 26 июня 1827 без боя занята русскими войсками генерала Паскевича.

Согласно статье III Туркманчайского мирного договора, подписанного 10 февраля 1828 г.

Вместе со всем ханством была уступлена шахом «в полную собственность» Российской империи. Тогда же вошёл в состав Армянской области.

В составе России

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и cогласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеваньское и Эриваньское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров; в

результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгеpли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешел на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожаловано звание генерал-майора русской службы и походного атамана войска Кенгерли.; он был назначен наибом (капитан-исправником, руководителем гражданской части) Нахичеванского уезда, тогда как его брат - Ордубадского. По рескрипту Николая I от 20 марта 1828 года сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединенных к России Нахичеваньского и Эриваньского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением

Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркское население. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое

переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %, «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66 армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.Погром армян в Нахичевани 1905—1906 Вандализм азербайджанцoв 1905—1906

С 1849 года центр Нахичеванского уезда Эриванской губернии.

К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркскоенаселение. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовоепереселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения,лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российскийпосол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичудать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %,«адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.

О том, что в последнее время в Нахичевани наблюдается серьезная концентрация не только азербайджанских, но и турецких войск, говорилось много. Реакция азербайджанских масс-медиа, старающихся по возможности не реагировать и не отвечать на подобную информацию, время от времени проскакивающую в изданиях их коллег по региону, лишний раз доказывает, что дело там действительно обстоит нечисто.

Некоторые из экспертов называют конкретные цифры, уверяют, что сегодня в Нахичевани расположился и окопался целый армейский корпус. И что количество турецких солдат в этом районе раза в три больше, чем азербайджанских.

Достаточно часто эту цифру упоминают лидер Демократической партии Армении (ДПА) Арам Гаспарович Саркисян и бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. Они уверены, что Турция именно сейчас осуществляет в Нахичевани своеобразную ползучую, негласную армейскую экспансию. Причем делается это не просто с молчаливого согласия Баку, а в силу конкретных договоренностей с ним.

Директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян считает, что Анкара целенаправленно усиливает свое влияние и увеличивает количество своего армейского контингента в автономной области, так как в планах у Турции в среднесрочной перспективе — увеличение своего влияния и усиление давления на геополитические процессы в регионе Южного Кавказа.

Все это действительно способно навести на тревожные мысли, особенно в том плане, что граница с Нахичеванью проходит всего лишь в каких-то 80-100 километрах от столицы Армении. То есть Ереван в радиусе действия турецких ракетных комплексов, которых у азербайджанской армии на вооружении очень много.

Если ко всему вышесказанному добавить еще и тот фактор, что Баку в последнее время достаточно часто проводит в Нахичевани военные учения (штабные, танковые, пехотные), то можно с уверенностью говорить о том, что в автономной области идет накачивание военной силы.

Только в последних общевойсковых учениях там участвовало до 25 тысяч военных, до 250 единиц танков и бронетехники, до 50 единиц армейской и фронтовой авиации. Причем наша армейская разведка имеет данные, что участвовали в учениях далеко не только азербайджанская бронетехника и пехотные подразделения.

Самая свежая информация, поступающая из Нахичевани, свидетельствует, что на днях там была открыта новая полноценная воинская часть. Вернее даже целый учебно-образовательный центр. Там построены солдатские казармы, армейский бытовой комплекс, здание штаба, госпиталь. Созданы смотровая площадка, спортивный городок, стрелковый полигон — словом, полный набор.

Поговаривают, что основной преподавательский состав в учебно-образовательном центре — специалисты из Турции, прошедшие натовскую подготовку.

Примечательно, что на церемонии сдачи в эксплуатацию всего комплекса присутствовал президент Азербайджана Ильхам Алиев, который в эти дни приезжал в Нахичевань в связи с мероприятиями, посвященными 95-летию дня рождения своего отца Гейдара Алиева.

Там же, во время своего выступления Алиев говорил о том, что скоро (в ближайшие три года) будет сдана в эксплуатацию та часть железной дороги, которая будет соединять Нахичеванскую автономную республику с "материковым" Азербайджаном через территорию Ирана.

Президент Азербайджана назвал это "прорывом блокады", в которой, оказывается, все эти годы находился Нахичевань.

12:58 — REGNUM

В Армении в постсоветские годы очень популярен вопрос: выиграл или пострадал армянский народ из-за вступления Армении в состав СССР? Точки зрения по этому поводу самые разные, и все имеют свои обоснования. Многие, в основном, представители молодежи, вовсе и не задумывались над этим вопросом. А пожилое поколение прекрасно помнит эпизоды вхождения Армении в СССР по рассказам своих дедов и прадедов. Публикуемое сегодня письмо составлено в достаточно смелой для своего времени форме, даже если учитывать уже наступившую ""оттепель"". Заслуженный деятель искусств Армянской ССР, заслуженный архитектор Армянской ССР, лауреат Государственной премии Рафаэль Исраелян 20 июля 1962 года обратился к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Письмо до Хрущева дошло. На одном из приемов в Кремле С. Исраелян напомнил первому секретарю о поднятых вопросах, на что последовал ответ Хрущева: "Время еще придет". Копия письма ныне хранится в Национальном архиве Армении. публикует это письмо без сокращений.

Глубокоуважаемый Никита Сергеевич !

В N173 газеты "Правда" от 22/VI 1962 года была опубликована статья под заглавием "К предстоящему изданию многотомной истории КПСС", в которой есть и такие строки:

"В истории КПСС будет показана сущность ленинской национальной политики партии, как партии последовательных интернационалистов, ее непримиримая борьба против всяких проявлений буржуазного национализма (великодержавного шовинизма, местного национализма), за осуществление полного политического, экономического и культурного равенства всех национальностей Советского Союза, за укрепление дружбы народов СССР и дальнейшего сплочения их в общей борьбе за построение коммунизма". Прочел я эту статью - и передо мной встал вопрос, ответ на который я хотел бы получить от редакции: а правильно ли была осуществлена ленинская национальная политика при создании Армянской Советской Социалистической республики в 1920-21гг.? Как старый агитатор, пропагандист и работник политпросвета, я хотел бы рассеять возникшие у меня сомнения. Поясню на фактах свою мысль.

Воспользовавшись разрухой, вызванной антинародной авантюристической политикой дашнаков и турецким вторжением в Армению, грузинские меньшевики и азербайджанские мусаватисты решили отхватить себе часть исконных армянских земель. Но в первые же месяцы тезисы Ленинской национальной политики были торжественно провозглашены ответственными руководителями Советского государства и большевистской партии: уже 2 декабря 1920 года на торжественном заседании Баксовета по поводу установления Советской власти в Армении тов. Серго Орджоникидзе процитировал декларацию главы Азербайджанской Советской Республики тов. Н.Нариманова относительно армянских областей Зангезур, Нахичевань и Нагорный Карабах, областей, которые антинародное правительство мусаватистов пыталось отторгнуть от Армении. Очень характерно выступление тов. Нариманова. Он прочел свою декларацию о Зангезуре, Нахичевани и Карабахе. Тов. Нариманов говорит: "Берите их себе! Берите эти земли для Армении!" Глава Азербайджанской республики выходит и говорит: "Этого ужасного вопроса больше не существует!" (см. Г.К. Орджоникидзе. Избранные речи и статьи, 1956г., стр. 139-141) . А вот и сама декларация тов. Н.Нариманова от 2/XII 1920 года от имени Ревкома Азербайджана: "Территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении. А трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право на самоопределение." (ЦГА Арм. ССР, ф. 114, д. 80, л. 1. Впервые опубликовано в газете "Коммунист" 2 декабря 1920 года) .

А 4 декабря 1920 года Наркомнац возглавляемого Лениным Советского государства, торжественно подтвердил от имени Советского правительства: "Первого декабря Советский Азербайджан добровольно отказывается от спорных провинций и декларирует передачу Советской Армении Зангезура, Нахичевани, Нагорного Карабаха" (см. И. В. Сталин, Сочинения, том 4, стр. 414) .

Но дальше совершается нечто совершенно необъяснимое: из этих составляющих нераздельную часть территории Советской Армении земель создается Нахичеванская АССР. Этого недостаточно - и самое управление этой "автономной республики" передается не Армянской ССР, а - Азербайджану! Но ведь территория этой "автономной республики" с ее густым, компактным армянским населением числилась в составе еще Эриванской губернии, и подчинялась она эриваньскому губернатору! Этим территория самой Армении была разодрана на две части: для того, чтобы, например, из Еревана попасть в армянские области Кафан, Мегри, Сисиан, сейчас приходится проезжать по землям, которые вклинены в территорию Армянской ССР, но почему-то закреплены за Нахичеванской "автономной республикой". Всего полвека назад территория этой "автономной республики" Нахичевань была густо населена компактным армянским населением. Но в годы искусственно насажденной межнациональной розни это коренное население было частично вырезано, частично бежало в пределы нынешней территории Армянской ССР, где проживает и поныне, не смея вернуться на родные места. Постепенно уходит из родных мест и остальное армянское население, покидая свою исконную, исторически ему всегда принадлежащую территорию, жить на которой в созданных условиях немыслимо. Но если покинуло и покидает родные места армянское население, то не могут же двинуться с мест армянские памятники материальной культуры, архитектуры, которыми усеяна здесь вся земля. На каждом шагу встречаешь здесь памятники с армянскими надписями, с редкостными фресками, которым грозят забвение и прямое уничтожение. Так, в нескольких километрах от станции Кизил-ванк, находился выдающийся памятник армянской культуры - Кармраванк, который в 1958 году был взорван. И подобных примеров варварского отношения к национальной культуре исконного армянского населения так много, что об этом неудобно и говорить в наше время. Почему-то был превращен в автономную область и Нагорный Карабах, и опять-таки подчинен не Армянской, а Азербайджанской ССР, вопреки декларации руководителей Советского Азербайджана и Советского Союза. А ведь территория Нагорного Карабаха составляет непосредственное продолжение территории Армении, а 90% населения его составляют армяне. Разве не противоречит ленинской национальной политике подобное расчленение и территории, и населения советской социалистической республики?

Будучи оторванными от Армении, ни Нахичеванская Автономная Республика, ни Нагорный Карабах не развиваются так, чтобы темпы их экономического и культурного развития отвечали требованиям строительства коммунизма. Возьмем хотя бы Шушу - этот процветавший в прошлом центр Нагорного Карабаха: мусаватисты сожгли этот город, население его было вырезано. Сорок лет назад вид лежавшего в обугленных руинах города вызывал чувства потрясения и возмущения, но точно такие же чувства вызывают эти жуткие развалины и сейчас, ибо за 40 с лишним лет не позаботились застроить и заселить это армянское Ли́дице (чеш. Lidice, нем. Liditz) - шахтёрский посёлок в Чехии, в 20 км к западу от Праги и к юго-востоку от города Кладно, 10 июня 1942 уничтоженный по требованию немецкого правительства - ИА REGNUM).

Может подобное положение способствовать "укреплению дружбы народов и их сплочению"?

В Нагорном Карабахе наблюдается дискриминация населения, отсутствуют достижения в области развития национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Лишь самой ничтожной части молодежи Нагорного Карабаха удается преодолеть применяемую дискриминацию и пробить себе дорогу к специальному и высшему образованию. Армянская молодежь отторгнутых от Армянской ССР территорий лишена возможности знакомиться с историей своего народа, с его многовековой литературой и искусством, изучать памятники национальной культуры родного Карабаха. Население края искусственно держат вдали от его национальной культуры, отношение преобладающего армянского населения и национального меньшинства - азербайджанцев далеки от диктуемых ленинской национальной политикой.

Надо прямо сказать - всех этих вопросов и не возникало бы, если б при создании советских республик Закавказья были разумно учтены национальные и исторические особенности армянского населения (в свое время признанные советскими руководителями, но почему-то не учтенные ими, или, вернее, преданные ими забвению). Тогда не было бы места такому положению, про котором лишь 64% армянского населения Закавказья находится в пределах Армянской ССР, а целая ТРЕТЬ этого компактного населения не проживала бы на армянских же землях, почему-то включенных и переданных инонациональной республике, в свое время декларировавшей свой отказ от претензий на эти территории, "составляющие нераздельную часть Армянской ССР".

Был бы весьма признателен за ответ, который выяснил бы мне - насколько я прав в своих суждениях и заключениях.

Остаюсь с глубоким уважением (подпись) С. ИСРАЕЛЯН (Ленина орденоносец)

Мой адрес: гор. Ереван-9, улица Туманяна, д. N73.

Подготовил Ашот Погосян