Помощь детям с сдвг. Cиндром дефицита внимания с гиперактивностью

Уважаемые господа.

Мы, родители детей с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) , объединенные интернет-сайтом и форумом «Наши невнимательные гиперактивные дети », обращаемся к вам в надежде, что Министерство образования и науки обратит внимание на типичные проблемы наших и других подобных им детей. Основная проблема - в том, что методики и подходы, принятые на вооружение в нашей школе, не учитывают индивидуальных особенностей детей и приводят к неуспеваемости, причем эффективных способов коррекции неуспеваемости в школе тоже нет.

Синдром дефицита внимания (и гиперактивности) - состояние, не являющееся в строгом смысле слова заболеванием. Оно характеризуется тем, что ребенок с нормальным (часто высоким) интеллектом быстро устает, легко отвлекается, чрезвычайно подвижен и импульсивен. Поэтому почти все дети с СДВГ имеют серьезные учебные трудности. Объективность существования этого феномена подтверждается и российскими, и зарубежными исследованиями. В России терминология еще не устоялась, медики пользуются терминами ММД (минимальные мозговые дисфункции), СДВГ, СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью) и т. п. За рубежом он классифицируется как ADHD (Attention Deficit/Hyperactivity Disorder).

Единственное упоминание об СДВГ в нормативных документах, имеющих отношение к обычной школе, мы нашли в Приложениях 13-16 к Методическим рекомендациям «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье», утвержденным Госкомэпиднадзором в 1996 году. Рекомендации эти не вполне точны и полны, однако и они практически не учитываются в работе школ.

Синдром чрезвычайно широко распространен среди детей младшего и среднего школьного возраста. По разным оценкам, от 5 до 20% учеников в классе страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее. Кроме того, в каждом классе есть дети, имеющие другие расстройства, требующие коррекции: прежде всего различные проблемы, вызванные затруднениями в обработке информации того или иного вида (в том числе дислексия и дисграфия), психоневрологические заболевания и так далее.

Школа сейчас распознаванием и коррекцией проблем не занимается - отчасти из-за некомпетентности, отчасти принципиально, считая, что это - дело родителей. Но родители тем более не обладают специальными познаниями в области психологии и коррекционной педагогики и не могут квалифицированно помочь своему ребенку. Чаще всего они не понимают причин затруднений и не знают, куда обратиться за помощью.

В результате игнорирование проблемы приводит к формированию у «проблемных» учеников стойкой школьной дезадаптации: они не хотят учиться, попадают в неуспевающие, избегают всего, что связано со школой и т.п. Согласно опубликованному в Неврологическом журнале (№6, 1998) исследованию Заваденко, Петрухина, Манелис и др., разными формами школьной дезадаптации страдает треть учащихся начальной школы. У 7,6% обследованных 537 детей в московских школах эта группа ученых выявила СДВГ, который является одним из основных факторов развития дезадаптации.

В существовании СДВГ уже не сомневается ни медицина, ни педагогика . У специалистов пока нет единого мнения относительно причин и способов лечения (корректировки) этого состояния. Однако своевременная диагностика, педагогическая и психологическая помощь способны своевременно скорректировать ряд проблем.

Для детей с СДВГ насущными потребностями является частый отдых, чередование разнообразных видов деятельности, использование интерактивных методик, опытов, экспериментов, творческих заданий и т. п. Как правило, они не справляются с заданиями, где жестко ограничено время, не выносят длинных однообразных уроков (им следует позволить отвлечься ненадолго), не могут длительное время концентрировать внимание на многочисленных мелких подробностях. Часто они имеют трудности с математикой и изучением иностранного языка, кроме того, нередко СДВГ у них сопровождается дисграфией, дислексией и т.п. Для того, чтобы справиться с каждой из этих проблем, разработаны способы и методики, которые в нашей школе практически не применяются. Дети вполне могут справиться с учебной программой в обычном классе, нет даже острой необходимости собирать их в отдельный коррекционный класс - чтобы они были успешны, зачастую достаточно учительского понимания и желания помочь.

Даже когда родители информируют учителей о проблеме в надежде на помощь, педагоги отказываются от сотрудничества: «Вы все придумали, просто он у вас ленивый, а вы с ним не занимаетесь», «Начитались всякого Интернета», «Не могу я с вашим ребенком нянчиться, у меня их 25 человек, и всех надо научить».

Таким образом, наши дети очень быстро попадают в отстающие и проблемные. А от таких детей школа хочет избавиться любым возможным способом: отсеять, потребовать перевода в другую школу, не брать в 5(10) класс и т.п. Известны нам и вопиющие случаи, когда диагноз СДВГ рассматривали как наличие психической болезни, инвалидности, умственной отсталости, отказывали в приеме в первый класс или требовали перевести ребенка в коррекционную школу, на домашнее обучение и т.п.

Мы реалистично оцениваем действительность и понимаем, что российская школа находится в крайне тяжелом положении. Однако мы видим и то, в каком положении в ней находятся наши дети. Помощь им не требует больших капиталовложений. Уже само по себе признание феномена дефицита внимания учителями будет большим сдвигом.

Поэтому мы обращаемся в Министерство образования и науки с просьбой:

Мы понимаем, что для того, чтобы наши дети стали получать в полном объеме именно ту помощь, которая им нужна, в рамках государственной системы образования, должно пройти немало времени.

Однако уже сейчас вполне возможно облегчить их существование в школе и предотвратить развитие школьной дезадаптации, благодаря которой все больше детей становятся незаинтересованными в учебе, немотивированными, не умеющими и не желающими учиться.

Мы надеемся на понимание Министерства и содействие. Мы, в свою очередь, готовы помогать всем, чем можем, и с радостью будем сотрудничать со всеми, кто возьмется реально помочь нашим и подобным им детям в российских школах.

ВНИМАНИЕ! Российским родителям - письмо в Минобразования .

Вот форум родителей детей с СДВГ
авторы которого планируют обратиться в Министерство образования России с этим письмом.

Ещё на эту тему:

  • Тесты Владимира Пугача на СДВ, СДВГ, амбидекстрию
  • Новое качество экспресс-диагностики и эффективной коррекции СДВГ

СДВГ - легкое нарушение минимально-мозговой функции. Это заболевание может протекать в разной форме. Первым признаком расстройства считается дефицит внимания у детей. Симптомы проявляются как в школе, так и дома. Родители могут заподозрить у своего ребенка отклонения, если он:

  • Легко отвлекается и быстро переключает внимание.
  • Часто забывает свои вещи.
  • Ему трудно длительное время оставаться сосредоточенным на одном деле.
  • Быстро забывает то, что ему сказали или поручили.

Ребенку с таким синдромом очень сложно последовательно выполнять данные ему задания. Поэтому он, как правило, испытывает трудности в обучении, постоянно получает замечания по поводу своего поведения. Однако его интеллектуальное развитие довольно высокое. Успеваемость по школьным дисциплинам может быть разная.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется нарушениями памяти. Ребенок постоянно что-то теряет, и не помнит, куда он мог деть предметы. Иногда родители отмечают, что их малыш будто забывается. Он может слушать, что ему говорят, но при этом будто не слышать. У детей с такими отклонениями могут возникать кратковременные потери памяти, из-за этого им очень тяжело дается запоминание школьной программы.

В основе синдрома лежит серьезное нарушение коры головного мозга и подкорковых структур. Чрезмерная гиперактивность у ребенка - еще один признак, указывающий на проблему. Обеспокоиться родители должны, если их малыш постоянно суетится. Ему необходимо много внимания, при этом, он очень болтлив, что вызывает раздражение окружающих. Ребенку с таким нарушением:

  • сложно сидеть на одном месте;
  • трудно спокойно и тихо играть;
  • необходимо постоянно двигаться;
  • сложно терпеть, он с трудом дожидается своей очереди.

Слишком импульсивные дети постоянно пристают к окружающим. Они могут задавать им вопросы, вмешиваться в разговор старших. Гиперактивность у подростков проявляется склонностью к совершению необдуманных действий. Он может не понимать последствий и, например, залезать на высокие деревья, забираться на крыши, сбегать из дома, ломать предметы.

Подросток испытывает трудности со сном. Он долго засыпает, часто ворочается. На гиперактивность указывают и симптомы внутреннего беспокойства. Например, больной постоянно стучит пальцами по столу, ерзает на стуле, дергает ногами.

Специалисты отмечают, что далеко не у каждого ребенка, у которого наблюдаются вышеперечисленные симптомы, есть СДВГ. Такое поведение может быть связано с чертами его характера, особенностями определенного возраста подростка, внутренними переживаниями.

Методы диагностики

Точно распознать заболевание может только высококвалифицированный специалист. Он с легкостью определит СДВГ, отличив его от других недугов и соматических расстройств. Подскажет, что делать с гиперактивностью у ребенка, психиатр. Также в лечении и диагностике причин проблемы может участвовать невропатолог.

На первом приеме врач внимательно выслушает все жалобы родителей. Заподозрить заболевание он может уже по перечисленным симптомам. В дальнейшем доктор побеседует с ребенком, проведет его обследование.

Специальных тестов, которые бы помогли определить СДВГ, не существует. Для подтверждения диагноза пациента направят на обследование. Ребенку предстоит пройти ЭЭГ (электроэнцефалографию). Это безопасная и безболезненная процедура, которая позволяет врачам диагностировать гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте и:


  • оценить состояние головного мозга;
  • изучить особенности его работы;
  • определить наличие отклонений;
  • найти очаги патологической активности.

Также используется для диагностики МРТ. Это исследование назначают по показаниям. Метод помогает детально изучить строение мозга, выявить точную локализацию нарушения, которое привело к синдрому.

Главная трудность в диагностике СДВГ связана с тем, что проблема часто сопровождается другими нарушениями. Например, довольно большой процент детей наряду с дефицитом внимания испытывают редкий синдром Туретта.

Лечение СДВГ у детей в Детском центре

Полностью справиться с расстройством практически невозможно. Однако при квалифицированном и комплексном лечении синдром хорошо поддается коррекции. Помощь в борьбе с таким заболеванием предоставляют специалисты Детского центра на Пресне. Положительная динамика наблюдается у пациентов уже после 1-2 приемов невролога.

Наши врачи разрабатывают для ребенка индивидуальный курс терапии, учитывая при этом тяжесть недуга и особенности его течения. Лечение синдрома дефицита внимания у детей проводится в нашей клинике по новейшим методикам. Мы помогаем справиться с СДВГ любой тяжести. Как правило, пациенту назначается 1-2 курса медикаментозного лечения. Препараты помогают:

  • повысить внимательность;
  • улучшить восприятие и запоминание информации;
  • справиться с гиперактивностью.

При необходимости врачи нашего центра назначат пациенту консультации психиатра или занятия с психологом. Беседы со специалистом позволяют уменьшить проявления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Доктор помогает ребенку научиться сдерживаться, справляться с импульсивностью, соблюдать правила социальных взаимоотношений, принятых в обществе.

При тяжелом течении заболевания пациентам могут назначить магнитотерапию и электрофорез с медикаментами. Первый метод основан на воздействии магнитного поля на организм ребенка, что улучшает циркуляцию крови и лимфы и нормализует обменные процессы.

В ходе электрофореза препараты доставляются в организм чрезскожно. При этом, улучшается функционирование вегетативной нервной системы, что положительно влияет на продолжительность и глубину сна. В среднем, проводят 5-10 сеансов тех и других физиотерапевтических процедур, которые помогают снизить степень тревожности пациента.

Первый подход, который я использую в работе с СДВ-детьми (все, что я говорю, вполне применимо и к взрослым людям, страдающим синдромом дефицита внимания и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), заключается в том, чтобы научить их четко различать моменты, когда они «здесь» и когда они «выпадают из реальности» . Я прошу детей уделять особое внимание тому, когда они присутствуют в настоящем моменте, то есть там, где мы должны впитывать и запоминать что-то, и когда их присутствие является только видимым.

Родители могут помочь детям натренировать то, что я называю мышцей внимания , играя в игру, которую я назвала «Отвлекающий монстр» . Попросите ребенка сосредоточить внимание на выполнении какого-нибудь простого домашнего задания, пока вы будете пытаться (для начала в легкой форме) отвлечь его чем-то. Когда ребенок начнет решать задачу по математике, мама может вслух произнести: «Интересно, что бы мне приготовить такое на ужин? Ммм, детям всегда нравится что-нибудь типа брюквы и брюссельской капусты...»

Ребенок должен стараться изо всех сил не отвлекаться и не поднимать головы. Если он справляется с этим заданием, то получает один балл. Если ребенок отвлекается, то балл получает мама. Детям нравится, когда у них появляется возможность проигнорировать слова родителей, и подобная игра, становящаяся с каждым разом все труднее, помогает им научиться концентрировать внимание.

Другая интересная игра, позволяющая детям тренировать внимание, заключается в том, чтобы дать им сразу несколько команд , которые они должны выполнить, предварительно запомнив нужную последовательность (с учетом того, что вы не будете повторять это дважды). «Выйди задом наперед во двор, сорви три травинки, положи их в мою левую руку, а затем начинай петь „С днем рожденья тебя“».

Начинайте с простых заданий, а затем переходите к более сложным. Большинству детей очень нравится эта игра, поскольку благодаря ей они понимают, что значит использовать свое внимание на все сто процентов.

...И правильное питание

Хорошо отдохнувший и получивший достаточное количество жидкости и полезной пищи мозг способен работать эффективнее, чем мозг уставший, обезвоженный и не набравший нужное количество калорий.

Ко мне на прием приходили люди с серьезными проблемами, связанными с вниманием, которые добивались невероятных результатов, просто сократив количество потребляемого сахара и увеличив количество часов для сна. Исследование, проведенное Корнельским университетом в 1993 году, показало, что исключение из рациона молочных продуктов, пшеницы, кукурузы, дрожжей, цитрусовых, яиц, шоколада, арахиса и искусственных красителей и консервантов сокращало проявление симптомов СДВГ.

Предшествующее этому исследование выявило, что гипоаллергенная диета, дополненная приемом витаминов и таких микроэлементов, как кальций, магний, цинк, способствовала достижению благоприятных результатов. Уровень содержания омега-3 кислот в плазме и красных кровяных тельцах у детей с СДВГ всегда гораздо ниже, чем у детей, не страдающих подобным синдромом, посему включение в рацион дневной дозы омега-3 будет способствовать положительной динамике лечения.

Домашнее задание

Давайте немного поговорим о том, что представляет наибольшую проблему для детей с СДВГ (и без него): домашняя работа. Важно еще раз подчеркнуть, что родители должны поддерживать ребенка, проявляя заботу и дружелюбие, объясняя, что они на его стороне, а не выступать с позиции противоборствующей силы или угрозы.

Осознавая, с чем ребенку приходится сражаться, когда он старается изо всех сил сконцентрироваться на выполнении совершенно непривлекательного и скучного для него задания — например, когда он решает несколько страниц задач по математике или переписывает слова, дабы выучить их правописание, — родитель может сказать: «Я понимаю, дорогой, это совсем тебе не интересно, не так ли?» и тем самым помочь ему больше раскрыться для участия и советов.

Я учу детей, как помочь их мозгу проснуться перед выполнением домашней работы при помощи легких постукиваний пальцами по всей голове или мягкого массажа ушных раковин (при этом происходит стимулирование важных акупунктурных точек). Перед выполнением домашнего задания дети могут также разбрызгать немного освежителя воздуха в комнате, где они будут заниматься. Ненавязчивый запах поможет быстрее запустить мозг в работу.

Десятиминутное правило может оказать огромную помощь при выполнении домашней работы, к которой дети так не хотят приступать. Этот метод сводится к тому, что вы говорите ребенку, что домашнее задание, которое ему больше всего не нравится, он может выполнять в течение всего десяти минут, даже если по факту на это нужно намного больше времени. Через десять минут ребенок уже решает сам, будет ли он продолжать заниматься или остановится на достигнутом. Это один из самых моих любимых трюков, при помощи которого я заставляю себя выполнять повседневные дела, такие как заполнение бумаг или мытье посуды!

Еще одна идея заключается в том, чтобы попросить ребенка выполнить небольшую часть задания, а потом подпрыгнуть десять раз или походить туда-сюда по дому и лишь после этого продолжить занятия. Подобный перерыв в постылом домашнем задании поможет пробудить префронтальную кору и активизировать работу центральной нервной системы. Благодаря этому ребенок начнет проявлять больше внимания к тому, что он делает, и уже не будет воспринимать свою работу как пожизненную каторгу.

Мы хотим, чтобы ребенок обязательно увидел свет в конце туннеля, и добиться этого можно, разбивая большие задания на меленькие и посильные кусочки.

Обсуждение

27.06.2018 21:36:18, AnyMans85

Комментировать статью "Как помочь ребенку с СДВГ? 10-минутное правило и еще 5 способов"

СДВГ ли? Ваше мнение.. Медицина/ дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой Врачи ставили гиперкинетический синдром, но я то вижу, что и дефицит внимания есть.

Занимаясь лечением простуды у ребенка, мамы могут сталкиваться с ошибочными рекомендациями, которые не только не помогут малышу выздороветь, а порой даже являются опасными для его здоровья. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные ошибки и заблуждения в лечении респираторных инфекций у детей. «Температуру необходимо срочно сбивать» Повышение температуры тела - это защитная реакция детского организма, целью которой является уничтожение инфекции. Сбивая температуру уже при...

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных Рассосалось позднее) У меня была гиперактивность без дефицита внимания) 02.08.2015 10 на СДВГ, хотя и с другим ездят.Там кровных 99 % Пытала врача от чего и почему, из его...

Психолог и блогер Джун Силни написала потрясающую статью о том, как жить рядом с человеком, страдающим от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). А AdMe.ru перевел ее для вас. - На самом деле, любить человека с СДВГ трудно. Вы никогда не знаете, что сказать. Это как гулять по минному полю: вы ходите на цыпочках, но понятия не имеете, какой шаг (или слово) вызовет взрыв эмоций. Люди с СДВГ страдают. Жизнь для них сложнее, чем для большинства. Их блестящие умы постоянно находятся в...

Что такое внимание? В основе любого психического процесса лежит какое-либо действие. Внешнее действие, которое первоначально происходило с участием сенсорных и моторных органов чувств, сворачивается и становится автоматическим, осуществляясь без внешнего выражения и речевого сопровождения. Внимание - это нечто, что происходит в головном мозге незримо. Это умственно-автоматизированное действие. Бессмысленно говорить ребенку: «Будь же, наконец, внимательным», когда он не видит и не воспринимает...

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

Первый раз в первый класс... Для каждого родителя это радость, а вот для маленького первоклашки - это один из самых сложных этапов в жизни, который сопровождается стрессом. Поэтому родителям стоит уделять внимание не только материальной стороне этого события (покупать рюкзаки, тетради, карандаши и т.д.), но и психологическому здоровью своего ребенка. Для успешного обучения младшего школьника очень важен как режим дня, так и равномерно распределенная нагрузка. Кроме того, ему необходима...

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к...

Там серьезные специалисты. У нас тоже стоял вопрос о дефиците внимания перед школой. После того как _преподаватели_ услышали меня. Не ребенок кого то, а взрослые люди И если задаться целью, то признаки СДВГ (да чего угодно) можно найти у любого ребенка.

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Агрессия совсем не признак СДВГ, как и серьезные нарушения в сфере социального общения.основной признак это дефицит внимания, т.е Адаптировать ребенка к школе можно, многие СДВГ дети учатся в школах.и медикаментозное лечение тоже иногда не плохо помогает.

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы...

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей.

..."ММД, гипертензивный синдром, гипердинамический синдром с дефицитом внимания ". СДВГ я пока не наблюдаю, обращенную речь понимает хорошо, так что я стараюсь сама не нервничать У обоих моих самодельных детей был гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ). В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье.

СДВГ (вопрос к Элле Анатольевне). Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Впервые услышала, что существует медицинский термин " синдром дефицита внимания /гиперактивность".

синдром гиперактивности и дефицита внима. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Я считаю, что это выдуманная болезнь, и родители делают большую ошибку, сажая детей на таблетки. А у меня ко всем мамам детей с СДВГ вопрос - страдают ли ваши дети ночным...

Я мама ребёнка с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью). То тут, то там по всему русскому Инету я вижу обсуждение темы гиперактивных детей. А не объединиться ли нам в единый форум взимопомощи и поддержки родителей детей с СДВГ?


Владимирова И.М.,
педагог-психолог ГБОУ ЦДК СПб,
кандидат психологических наук, доцент

Введение.

Количество детей с СДВГ, оказавшихся в фокусе внимания психолога, в последние годы растет. Число обращений лиц данной группы (их семей)за специализированной психологической помощью в ГБОУ ЦДК СПбсоставляет около 15% от общего числа клиентов. При этом, по личной инициативе обращаетсяполовинаиз них,40%-по рекомендации педагога,либо администрации школы, 10 % детей направляются коллегами - специалистами консультативной службы (чаще неврологами и логопедами). К психологам школ за помощью родители обращаются реже, предпочитая мнение независимого эксперта. По причине хронической или «острой» конфликтной ситуации в школе обращаются около 10% семей детей с СДВГ.
Наибольшее количество обращений приходится на период обучения в начальной школе. Не перестает удивлять тот факт, что многие взрослые, взаимодействующие с детьми данной группы, несмотря на большое количествоинформации,проводимую психологами просветительскую работу, все же игнорируют неврологический статус ребенка, объясняют (сознательно или неосознанно) его поведение слабой мотивацией, ленью, баловством, плохим воспитанием в семье. С такими фактами психологам приходится сталкиваться в своей повседневной работе. Педагогам часто не удается интегрировать детей с СДВГ в учебный процесс. Поведение такого ребенка на занятиях шокирует и вызывает заметное отторжение.
Дети данной группы плохо адаптируются к любому учебному процессу, особенно на этапе обучения в начальной школе. Для них типичны: нарушения дисциплины, трудности в развитии навыков планирования, организации, контроля учебной деятельности, неусидчивость и невнимательность на уроках, нестабильная, либо устойчиво низкая мотивация к обучению, сложности в формировании навыков письма, чтения, счета. Именно у этих детей некрасивый (почти нечитаемый) почерк, именно они не записывают домашние задания в дневник. Как правило, подобный «энергоемкий» ребенок требует от взрослого много усилий по его вовлечению в учебный процесс. Общаясь с ним, и родители, и педагоги чувствуют себя эмоциональной и физически опустошенными. Не менее значительные трудности возникают и у самого ребенка. В многочисленных исследованиях показано, что дети с СДВГ, не получившие своевременной помощи, являются в подростковом и взрослых возрастах группой риска в плане формирования различных вариантов отклоняющегося поведения.
Обобщая все, сказанное выше, хотелось бы подчеркнуть, что у ребенка с СДВГ довольно тяжелая жизнь и дома, и в школе. Несмотря на хорошие способности, лояльное отношение к одноклассникам и взрослым, в школе у него многое не получается, из-за этого страдают отношения с родителями. Многие родители признают, что проявляет агрессию по отношению к детям (вербальную и физическую).Еще тяжелее приходится учителям, которые не имеют ни морального, ни профессионально-этического права на проявление враждебности по отношению к детям.

1.Наблюдаемые проявления СДВГ в школьном возрасте.

Типичные жалобы родителей: «не может собраться, когда делает домашние задания, постоянно отвлекается», «не сообщает, что задали, приходится обзванивать одноклассников», «неорганизованный, постоянно теряет вещи», «дневник весь красный от замечаний учителей». Кроме того, взрослые сообщают специалисту, что ребенка «невозможно ничем увлечь надолго», «сложно дисциплинировать», он «плохо контролирует себя в гневе, вспыльчив, импульсивен», «болезненно реагирует на неудачи». Часто родители отмечают низкую или неравномерную успеваемость ребенка, подчеркивая его в целом хорошие способности. Проблемы в общении с одноклассниками выделяют реже.
Типичные замечания педагогов: «шаловлив», «в классе он то с нами, то ни с нами» (часто отвлекается), «не работает на уроке», «качается на стуле», «постоянно что-то роняет», «мешает вести урок, выкрикивает, громко смеется, вскакивает с места». Кроме того, они отмечают, что ребенок «регулярно не готов к уроку, забывает школьные принадлежности», «делает много ошибок по невнимательности». По собственным данным, около 20 % детей демонстрируют лишь поведенческие нарушения в школе и хорошую, даже высокую, успеваемость.
Типичные комментарии детей: «часто ругают и наказывают, нередко несправедливо», «в школе замечают только мои проступки, а шалости других детей почему-то не видят», «очень долго делаю уроки дома, свободного времени совсем нет», «взрослые постоянно придираются ко мне», «меня не любят». Дети, особенно в начальной школе, великодушнее в оценках взрослых людей (педагогов и родителей), редко на них жалуются.

2. Основные сведения о СДВГ (причины и механизмы заболевания).

Попытки найти альтернативные (научные) объяснения подобного поведения предпринимались достаточно давно. Уже в середине XIX века (1845 г.) немецкий врач-психоневролог Генри Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С начала ХХ века врачи стали выделять подобное состояние как патологическое. В настоящее время количество публикаций, посвященных СДВГ постоянно растет. В научной литературе обсуждаются терминология, диагностические критерии заболевания, очерчиваются его границы, намечаются схемы лечения. В многочисленных исследованиях показаны нейропсихологические причины и механизмы формирования подобных расстройств, вскрыта возрастная динамика их проявлений, изучена распространенность .
Установлено, что синдром дефицита внимания и гиперактивности является одной из наиболее распространенных форм пограничных психических состояний у детей. По данным Сиротюк А.Л., детей с СДВГ в России около 18 %,в США - 20 %, в Китае - до 13 %, в Италии - 10 %, в Великобритании - до 3 %,. Данное неврологическое расстройство обусловлено мозговой дисфункцией и в самом общем виде проявляется задержкойразвития различных функциональных систем мозга, недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и торможения при преобладании первых. Зоной анатомического дефекта СДВГ считают префронтальные области лобных долей коры головного мозга (отвечают за произвольность и самоконтроль).
Среди причинспециалистынаиболее часто называют генетическую предрасположенность, патологию пре- и перинатального периодов развития, (типичны травмы шейных отделов позвоночника), первых лет жизни, экологические и психологические факторы, (климат в семье, воспитание, стресс). Широко обсуждаются социальные, культурологические аспекты формирования и поддержания подобного расстройства. Подчеркиваются положительные качества детей с СДВГ: жизнерадостность, активность, общительность, устойчивость к критике и негативным дисциплинарнымвоздействиям, изобретательность, хорошие способности. Эту группу представляют такие известные люди, как У. Черчилль и Т. Эдисон.
К «триаде»основных симптомов специалисты относятпатологию произвольного внимания, избыточную двигательную активность и импульсивность.Подгиперактивностьюпонимают неспособность спокойно сидеть на месте, двигательное беспокойство.Импульсивностьпредполагаетнедостаточную целенаправленность поведения, трудности в выделении приоритетов, сложности в формировании запрета на какое-либо действие, низкую способность подавлять немедленные реакции на факторы окружения, конкурирующие в привлечении внимания детей. Нарушения внимания чаще представлены высокой отвлекаемостью. Установлено, что в основе дефицита внимания лежит низкий уровень возбуждения корковых структур головного мозга, особенно лобных его отделов. Поэтому дети высоко утомляемы, энергетически бедны. Для компенсации пониженного возбуждения организм вынужден прибегать к своеобразной стимуляции коры головного мозга через двигательные центры. То есть повышенная двигательная активность ребенка при СДВГ носит компенсаторный характер и временно восстанавливает нормальное взаимодействие между различными зонами коры головного мозга, сохраняет возможность полноценного интеллектуального развития. К признакам заболевания также относят: нарушения координации, в том числе зрительно-двигательной, специфическую неспособность к учебе в отношении какого-либо предмета (чтения, письма, арифметики), нарушения речи и др. Типичны вторичные отклонения (негативная самооценка, проблемы в общении, враждебность).
Пик частоты регистрации синдромаприходится на возраст 4-6 лет с легкой тенденцией к снижению до 10-11лет. Отмечается положительная динамика заболевания. Двигательная активность с возрастом уменьшается, неврологические изменения стираются. По мнению ряда специалистов, при условии ранней диагностики и адекватной помощи ребенку проявления СДВГ могут быть нивелированы к 7 годам (Сиротюк А.Л., 2002). Другие авторы утверждают, что устойчивые улучшения могут быть достигнуты лишь к подростковому возрасту. Считается, что часть детей «перерастает» свое заболевание. Вместе с тем, у 30-70 % детей проявления СДВГ переходят в подростковый и во взрослый возраст (ШевченкоЮ.С., 2003, ЛазебникТ.А., 2007). По данным директора Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Т.Б.Дмитриевой, когнитивные и поведенческие нарушения сохраняются у 85 % подростков и 65 % взрослых людей. Есть мнение, что в России от 70-90 % детей с СДВГ остаются вообще без всякого лечения (МурашоваЕ.В., 2004).
На прогноз заболевания влияют: тяжесть расстройства, ранняя постановка диагноза и лечение, воспитательная позиция родителей, возможность применения специализированных подходов при обучении. Большое значение придается психосоциальным факторам.
Специалисты подчеркивают актуальность ранней коррекции проявлений СДВГ.Учитывая распространенность расстройства (до 18% популяции), поиск путей интеграции представителей данной группы в общество представляет собой серьезную социальную проблему. В 2006 году проходил I Международный форум «Охрана здоровья детей в России». К этому форуму специалисты собирали информацию, проводили исследования. По данным академика В.И. Покровского, представленным в докладе на этом форуме, на 2006 год в России было около 2 миллионов детей с СДВГ. Автор указывает, что от 32 до 40% из них бросают школу; лишь 5 - 10% заканчивают вузы; у 40% девочек выявляется беременность в подростковом возрасте, а у 16% - венерические заболевания; в антисоциальную деятельность втягиваются 40 -50% из них. От 50 до 70% детей имеют меньше друзей, чем их сверстники (или совсем не имеют). Во взрослых возрастах от 50 до 70% лиц с СДВГ плохо справляются с работой, страдают депрессиями (до 30%) и расстройствами личности.
Хотелосьбы прокомментироватьэкономическую составляющуюрассматриваемой проблемы. На 2010 год примерная стоимость лечения ребенка с СДВГ составила от 85 до 105 тысяч рублей в год. Учитывались расходы на фармакотерапию, психотерапию (два визита в месяц), массаж и ЛФК (два раза в неделю). При этом, по данным Федеральной службы государственной статистики, среднегодовой доход на душу населения на 2008 год в России составил около 145 тысяч рублей. В США стоимость подобного лечения составляет до 560 тысяч долларов.

3.Существующая система помощидетям с СДВГ.

Основные направления, формы и методы оказания психологической помощи детям и их семьям подробно освещены в литературе . Среди них: фармакотерапия, использование методов обратной связи (нейробиоуправления), психотерапия. Показана высокая эффективность индивидуальных и групповых форм работы, обозначена решающая роль семьи, адекватной системы воспитания в коррекции и компенсации отклонений в развитии ребенка с СДВГ. И это не случайно, ведь именно близким людям предстоит долгие годы помогать ребенку решать ежедневно возникающие трудности, правильно направлять его, «шлифовать» некоторые неровности его характера.
Международный опыт показывает, что коррекция детей с СДВГ должна быть длительной и комплексной. Для получения полноценного лечебного эффекта необходимо сочетанное применение психофармакологии, нейробиоуправления, физиотерапевтического лечения, методов индивидуальной групповой и семейной психотерапии.
Наиболее адекватная система помощи детям с данным расстройством разработана в США. По данным доктора Дж.Дж.ДюПола в СШАнаиболее распространены следующие способы воздействия на детей с СДВГ:
- применение психотропных препаратов;
-ситуационный менеджмент на дому (обучение родителей навыкам поведения и воспитания ребенка);
- ситуационный менеджмент в школе (жетонная система вознаграждений для закрепления последствий поведения);
- обучение детей на дому (поведенческая психотерапия);
-ежедневное заполнение табеля успеваемости или написание заметок учителя для родителей.

Организация психологической помощи детям с СДВГ и их семьям предполагает несколько этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОМОЩИ- ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА.
На первоначальном этапе родителям требуется помощь в диагностике состояния ребенка. Им нужно подсказать, как провести полное медицинское обследование ребенка, предоставить информацию о современных методах исследования высшей нервной деятельности. К этим методам относятся следующие.
1)ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭЭГ) - метод исследования электрической активности головного мозга. Предполагает регистрацию и изучение разности биопотенциалов, отводимых через неповрежденные покровы черепа от различных его точек. Электроэнцефалограмма - кривая, представляющая собой запись колебаний биопотенциалов мозга. Отражает динамику изменений функционального состояния отдельных участков мозга. У детей с СДВГ часто определяетсяповышенная эпиготовность мозга.
2) КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (КЭЭГ) представляет собой прямое отображение функционирования ЦНС. Позволяет описать топическую картину повреждения и количественно оценить динамику изменений состояния. Показала высокую эффективность при выборе фармакологических препаратов для лечения.
3)КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ФАРМАЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ позволяет оценить клиническое действие новых лекарственных препаратов и их эффективность. На основе статистической оценки изменений основных ритмов ЭЭГ под действием лекарств разработаны компьютеризированные профили разных психофармакологическихпрепаратов.
4)ЭХОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭХО-ЭЭГ)-метод, использующий ультразвук. Информацию несет отраженный от срединно расположенных структур мозга сигнал (М-эхо), в норме расположенное строго по средней линии. Отклонения от средней линии более чем на 2 мм указывает на наличие опухоли, зоны повышенного внутричерепного давления.
5)Ультразвуковое исследование (УЗИ, НЕЙРОСОНОГРАФИЯ) - объемное исследование мозга при помощи ультразвука, обладающее более высокой точностью, чем ЭЭГ. Данные обрабатываются компьютером.
5)КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ (в переводе с греческого - «послойное изображение»). Изобретатели метода, Нобелевские лауреаты 1979 г. Кормак А.М.и Хаунсфильд Г.Н, использовали теорию поглощения рентгеновского излучения различными тканями человеческого организма и компьютерного отображения этого процесса. Сканирование головного мозга позволяет выявить возможную патологию.
6)ЯДЕРНО-МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ (ЯМРТ) - метод, основанный на фиксации содержания и свойств воды в различных органах. Используется при диагностике врожденных изменений ЦНС. Превосходит компьютерную томографию по четкости изображения, является более безвредным.
7)ПОЗИТРОННО-ЭЛЕКТРОННАЯ ТОМОГРАФИЯ (ПЭТ) позволяет изучать изображения анатомических структур. Для этого в кровь, омывающую мозг, вводится вещество, используемое мозгом при его нормальной работе, в котором один из атомов заменен на радиоактивный изотоп С11, испускающий позитрон, который, сталкиваясь с электроном, испускает гамма-кванты. Они регистрируются соединенным с компьютером детектором. На экране ПЭТ отображаютсяучастки мозга, активизирующиеего работу при предъявлении испытуемому той или иной задачи.
8) ОДНОФАТОННАЯ ЭМИССИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ - близкий аналог ПЭТ. Используется при изучении кровоснабжения мозга. Установлено, что уровень кровотока мозга соотносится с нейронной активностью того или иного его участка. Введение изотопа осуществляется ингаляционным методом.
9) ДОПЛЕРОГРАФИЯ - метод, основанный на эффекте Доплера (изменение частоты колебаний при отражении от движущегося объекта). Метод позволяет изучать расстройства мозгового кровообращения.На исследуемый сосуд направляется ультразвук (от 2 до 8 мГц), он отражается эритроцитами крови и замеряется пьезодатчиком. Изменение частоты сигнала («доплеровский сдвиг») обрабатывается компьютером.

Подобные методы исследования нужно применять для возможно более ранней диагностики СДВГ у ребенка, поскольку, чем раньше поставлен диагноз и начато лечение, тем больше шансов для выздоровления. Хотелось бы подчеркнуть, что центральное звено патологической системы бывает довольно трудно определить при стандартном неврологическом исследовании.Часть детей, имеющих «стертые» проявления расстройства, «ускользает» от пристального внимания медиков в условиях массовых осмотров, следовательно, не получает своевременной помощи.
Родителям следует знать, что признаки СДВГ проявляются очень рано. У новорожденных это: повышенное беспокойство, раздражительность, нарушения сна. Имеет значение, как ребенок сосет грудь, часто ли он мигает. Должны насторожить быстрая утомляемость, двигательная активность, плохая координация и неточность движений. В дошкольном возрасте с малышом трудно справиться, за ним не уследить, он агрессивен, любит все ломать, «задерживается» в периоде негативизма, любит коллектив, но часто конфликтуют с товарищами. В школьном возрасте ребенок не может усидеть на одном месте, он неорганизованный, неаккуратный,

ВТОРОЙ ЭТАППОМОЩИдетям с СДВГ и их семьям предполагаетЛЕЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЮ.

Если диагноз ребенку поставлен, важно правильно сориентировать родителей в том, как ему можно помочь. При лечении ребенка с СДВГ важен комплексный подход. В настоящее времяиспользуются следующие методы.
Методы лечения детей с СДВГ.
В мировой практике наиболее часто используется лечение лекарственными препаратами (ФАРМАКОТЕРАПИЯ). Фармакологическое воздействие направлено на подавление патологической активности структур-генераторов. Симптоматика снижается, но типично возобновление симптома при отмене препарата. Важен индивидуальный подбор препаратов. Есть побочные эффекты. Фармакологические методы воздействия многие специалисты считают подготовительными. Поскольку диагноз СДВГ обычно ставится в 5 лет, а компенсация синдрома достигается к 15 годам, многолетний прием препаратов пугает родителей, они от него отказываются.
Другой популярный подход- применение методаБИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Предполагается активация резервных возможностей мозга. Нейробиоуправление является направленной модификацией церебрального электрогенеза. Метод ориентирован на механизмы пластичности и изменение конфигурации сети ствол-таламус-септальные ядра-гиппокамп - стриатум - префронтальная кора. В качестве обратной связи используют звуковые или световые сигналы. Специалисты отмечают высокую эффективность метода: стойкий результат (глубокая ремиссия или выздоровление) отмечается у 70-80 % детей. В среднем требуется 40-50 сеансов. Эффект сохраняется в течение 18-24 месяцев.
Наиболее длительный эффект имеет ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СДВГ. В США и другихразвитых странах используется поведенческая терапиядетей с СДВГ. В России показана высокая эффективность системной семейной терапии.Установлено, что лечить ребенка вне семьи нельзя. Также применяютсяразличные варианты прогрессивной мышечной релаксации,кинезиотерапии, аутогенной тренировки.

4.Помощь ребенку с СДВГ в школе.

Кроме перечисленных выше мероприятий необходима ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В ШКОЛЕ, которую можно рассматривать какТРЕТИЙ ЭТАП в системе оказания ПОМОЩИдетям и их семьям.
Специалисты утверждают, что проблемы, возникающие в процессе обучения детей с СДВГ, в последние годы становятся сравнимыми по выраженности с медицинскими проблемами при этом расстройстве. В многочисленных исследованиях показано, что комплексная помощь детям с СДВГ невозможна без профилактики (устранения) школьной дезадаптации, являющейся острейшей проблемой современной школы. Обычно такие дети не находят понимания в школах. Часто администрация настаивает на их выводе на надомное обучение, на переводе в специальные классы, на смене образовательного учреждения.Ухудшает ситуацию и малое число школьных психологов. В зарубежных странах проводится работа с педагогами.
Вопрос об организации специальных классов неоднозначно обсуждается в литературе. Ряд авторов отмечает целесообразность создания таких классов, ссылаясь на зарубежный и отечественный опыт (Брязгунов И.П., 2001). В 70-е годы ХХ века в Чехословакии группа специалистов под руководством Зд. Тржесоглавы проводила исследования в этом направлении. Была показана необходимость особого внимания детям с СДВГ с самого начала их обучения в школе. Создание специализированных классов рассматривалось как лечебный фактор. Предлагалась малая наполняемость класса (10-15 учеников), меньшая продолжительность уроков (до 35 минут), специальная программа обучения при сохранении полного объема занятий. Оборудование кабинета предполагалоотсутствие отвлекающих предметов, расположениеучеников отдельно на значительном расстоянии друг от друга. Академик Штарк М.Б.также рекомендует создание для детей с СДВГ классов повышенной комфортности, но при обязательном условии одновременной интенсивной нейробиологической коррекции. По данным автора, полученным в 2002-2006гг. в Академгородке г. Новосибирска, нейробиоуправление в 50- 70 % случаев приводило к глубокой ремиссии состояния детей или излечению. Рекомендовалось отдельное обучение детей в первые два года, затем дети «растворялись» в обычном коллективе.
Другие авторы (их большинство) утверждают, что перевод детей в специализированные классы только ухудшает ситуацию (МурашоваЕ.В, 2004 г., ЗаваденкоН.Н., 2001 г.). Дети лишаются опыта школьной социализации, общения со сверстниками, их поддержки, ориентации в личных учебных достижениях на одноклассников. При таком подходе вся работа с ребенком сводится исключительно к индивидуальной помощи. Однако, успешная коррекция возможна только при условии интенсивной работы с детьми именно в школах. В таких случаях у 70 % детей возможенблагополучный выход из состояния (Бердышев И.С., Яковенко В.В., 2006).
В мировой междисциплинарной практике предусматриваются следующие направления работы с ребенком с СДВГ в школе:
- обучение учителей младших классов (с 1 по 6) проактивным формам педагогики;
- интеграция усилий школьной команды поддержки детей с усилиями их родителей;
- обучение детей контролю за своим поведением, управлению гневом, сдерживанию агрессии;
- профилактика академической (учебной) несостоятельности и повышение образовательной компетентности детей с СДВГ;
- оптимизация референтности (повышения уровня уважения) детей в глазах их одноклассников.
Хотелось бы отметить, что развитой и внедренной в педагогическую практику на государственном уровне системы помощи детям данной группы все еще не существует. При этом, предложено много методик и научных разработок, применение которых могло бы существенно облегчить жизнь и детям, и родителям, и педагогам.

5. Особенности психики и аспекты поведения детей с СДВГ, которые нужно учитывать при организации работы с ними.

Психологи, в частности ЯсюковаЛ.А., выделяют следующие психологические особенности детей с СДВГ, которые нужно учитывать при организации работы с ними. Они делают понятными и обоснованнымипрактические рекомендации педагогам и родителям.
1.Для детей характерна быстрая умственная утомляемость и низкаяумственная работоспособность (ребенок работает без перерыва не более 5 минут, при этом, физическое утомление может отсутствовать). Типично значительное увеличение частоты и продолжительности релаксационных циклов в деятельности мозга (через каждые 5-7 минут работы идет релаксационное отключение на 3-5 минут, полностью теряется сознательный контроль и фиксация чего-либо в памяти). ЧТО ДЕЛАТЬ: следует интеллектуальную деятельность детей согласовывать с циклами активности, пережидать 3-5 минут, пока их мозг отдыхает и восстанавливает работоспособность.
2.У детей резко снижена возможность самоуправления и произвольнойрегуляции в любых видах деятельности (не может выполнить обещание, составить план, следовать ему). ЧТО ДЕЛАТЬ:взрослые должны взять на себя организацию их деятельности, не указывая, что надо делать, а проделывая все совместно с ребенком.
3.Наблюдается существенная зависимость деятельности детей (особенно умственной) от характера внешней социальной активации (ребенок вял, сонлив в одиночестве и полностью дезорганизован в шумной многолюдной обстановке). ЧТО ДЕЛАТЬ: понимать, что ребенок может работать только в спокойной обстановке в диалоге с терпеливым взрослым.
4.Происходит явное ухудшение деятельности при эмоциональной активации (не только отрицательной, когда ругают, но и положительной, когда ребенок весел и счастлив).ЧТО ДЕЛАТЬ:при работе с ребенком обращать внимание на психологическую атмосферу, создавать эмоционально нейтральную обстановку.
5. Существуют большие трудности в формировании произвольного внимания.ЧТО ДЕЛАТЬ: кроме прямого развития функций внимания следует предварять работу рассуждением, это переводит контроль ее выполнения на сознательный уровень. Нужно развивать мышление и заменять визуальный контроль интеллектуальным, при котором снижаются нагрузки на внимание. Следует избегать работы, требующей распределения внимания, заменять пошаговым переключением с одного вида деятельности на другой с подробными инструкциями.
6.Характерно снижение оперативных объемов внимания, памяти, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации). ЧТО ДЕЛАТЬ: следует обучать внешним формам фиксации информации, избегать пространных объяснений при изложении материала, использовать его наглядное представление, учитывающее зрительное восприятие.
7.Отмечаются трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Запоминание требует большего числа повторений. В состоянии утомления временные связи не только не укрепляются, но и могут разрушаться недавно установленные связи. ЧТО ДЕЛАТЬ: не насиловать ребенка, не учить на ночь и пр.
8. Присутствуют дефекты зрительно-моторной координации (допускают ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог),поэтому такие дети при списывании и срисовывании не замечают несоответствий даже при последующем сравнении. ЧТО ДЕЛАТЬ: необходим предварительный речевой анализ любой предстоящей работы и поэлементное сличение правильности выполнения.

Для решения стратегических задач развития ребенка с СДВГ важно облегчить для него процесс адаптации к условиям обученияв начальной школе. Следует помочь ему сориентироваться на странице тетради, учебника, научить распределять свои силы в ходе урока. У детей с СДВГ часто встречаются нарушения письма и чтения, важно помочь ребенку преодолеть трудности в формировании этих навыков. Следует подробно разъяснить правила поведения на уроке и на перемене, подсказать, как лучше взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Наибольший акцент следует сделать на развитии устойчивости произвольного внимания, формировании волевых задержек, представлений о «можно» и «нельзя», поддержании мотивации к обучению. Педагогу стоит задействовать двигательную активность ребенка: такие дети любят труд, с удовольствием вытрут доску, сбегают «вымыть тряпку», польют цветы. Важно помнить, что избыточная двигательная активность нужна ребенку именно для стимуляции деятельности мозга, поэтому он не может одновременно сидеть спокойно и слушать внимательно, слушать внимательно он может, только раскачиваясь на стуле. Педагогам стоит учитывать, что такие дети плохо работают на отсроченный результат, для них важен принцип «здесь и сейчас», им трудно дается поэтапная отработка навыка. Поэтому среди любимых предметов оказываются практические дисциплины: труд, рисование, физкультура. В сравнении с коллективными видами, им больше подходит деятельность в малых группах. Лучше посадить ребенка на первую парту, где он будет в фокусе внимания педагога. Важно находить повод похвалить ребенка, сравнивать его достижения с его личными результатами, а не деятельностью более успешных детей. В начальной школе многие дети невнимательно записывают домашние задания, лучше давать им их в распечатанном виде, помещать на доступных для обозрения родителей стендах.

К основным направлениям компенсирующего развитиямладшего школьника с СДВГ психологи относят:
- развитиенавыков социализации, особенно способности к социальному прогнозированию (вследствие высокой импульсивности детям трудно представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах поведения окружающих; им нужно разъяснять и показывать алгоритмы общения с окружающими людьми);
- умение следовать инструкции взрослого человека, с одной стороны, и определенную независимость, с другой стороны (дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно постепенно приучать их самим занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность);
- усиление способности к концентрации и устойчивость произвольного внимания;
- совершенствованиетонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук);полезны рисование карандашом, штриховка, обведение по контуру, разукрашивание;
- усиление волевых качеств (организованности, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, инициативности, ответственности за порученное дело), формирование понятий «надо» и «нельзя» (для этого важно вменить ребенку что-то в обязанность, почаще приписывать роль дежурного). Для формирования внутреннего контроля при взаимодействии с таким ребенком очень важно выдерживать режимные моменты (принцип «от дисциплины к самодисциплине»). В развитии волевых качеств и поддержании позитивной самооценки помогают командные виды спорта, коллективные игры, где нужно действовать по правилам и согласовывать свою деятельность с другими игроками;
- поддержание интереса к обучению.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
(шпаргалка для взрослых,Лютова Е, Монина Г. )
1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4.Быть драматичным, экспрессивным родителем и педагогом.
5.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6.Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.
7.Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8.Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9.Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывать на будущее.
12.Предоставлять ребенку возможность выбора.
13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.

7. Психологическая помощь родителям.

Установлено, что, обладая достаточными способностями в потенциале, дети с СДВГ в силу ряда обстоятельств не могут проявить их в классе. Часто этому способствует недостаточная психологическая компетентность воспитывающих и обучающих их взрослых. Крайне редко родителям разъясняют психологический смысл диагноза «СДВГ», им не подсказывают, каким образом нужно растить ребенка, чтобы компенсировать его врожденные неврологические дисфункции.
Существует и обратный аспект рассматриваемой проблемы: воспитывать ребенка с СДВГ чрезвычайно трудно. По удачному выражению английского исследователя Сюзанны Досани - «СДВГ длится двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю».Ряд российских авторов предлагает рассматривать СДВГ как общее заболевание ребенка и его матери (БрязгуновИ.П., КасатиковаЕ.В., 2001 г.). Часто родители чувствуют себяраздраженными и опустошенным. По данным собственных исследований, патология стиля воспитания выявлена в 60 % семей детей с СДВГ (опросник «АСВ» Эйдемиллера Э.Г.). Преобладают следующие отклонения: неустойчивость стиля воспитания, воспитательная неуверенность, потворствующая и доминирующая гиперпротекция,отвержение ребенка. Многие родители признают, что проявляют по отношению к ребенкуагрессию (вербальную и физическую). Соответственно, у 80 % детей обследованной группы (128 человек) выявлены признаки эмоционального дискомфорта, низкой самооценки, нарушенных отношений в семье (данныетеста М.Люшера, ЦТО, проективных рисуночных тестов, личностного дифференциала). По этой причине психологическая помощь родителям может рассматриваться как важный элемент помощи детям.
Итак,ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ являетсяЧЕТВЕРТЫМважнейшим ЭТАПОМ рассмотренной выше системы оказания помощи ребенку с СДВГ.
Специалисты указывают, что ведущим звеном в коррекции СДВГ является именно изменение поведения родителей по отношению к ребенку. Важно помнить, что прекратить синдром нельзя. Компенсаторные механизмы в нервной системе протекают медленно. После установления диагноза родители должны настроить себе на долгую нелегкую работу по нормализации состояния ребенка. Особенно важно обратить их внимание на формирование у ребенка стабильной адекватнойсамооценки. Родителям обязательно нужно найти союзников (родственников и специалистов). Роль специалиста (психолога) заключается в предоставлении информации, психологической поддержке ребенка

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.