Причины люблинской унии 1569 г. Люблинская уния

21 декабря 1568 г. Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательно плана работы совместного польско‑литовского сейма. Заседания сейма начались в январе 1569 г.

В начале первого совместного заседания посланники польской шляхты потребовали, чтобы во всех дискуссиях участвовали обе стороны, и никто не проводил отдельных совещаний. Поляки на опыте прежних сеймов опасались, что литовские вельможи, собираясь отдельно, смогут подавить оппозицию со стороны своей шляхты. Литовцы отказались принять польское требование, и на первом своем самостоятельном собрании попытались сформулировать свой план унии. Как того и опасались посланники польской шляхты, окончательным вариантом литовской программы стала программа вельмож. В итоге каждая из двух сторон – поляки и литовцы – представляла на рассмотрение совместных заседаний свой собственный проект унии, и существенные расхождения обеих сторон в отношении характера унии приводили в тупик.

Поляки настаивали на полном включении Великого княжества Литовского в состав Польши. Даже само название Литва должно было быть исключено, и у монарха должен был быть единственный титул – «король Польши».

Литовцы, наоборот, предлагали тесную федерацию Польши и Литвы. Общего правителя должен выбирать совместный сейм, который следует проводить на границе между двумя странами, и в Кракове монарха будут короновать королем Польши, а в Вильно – великим князем литовским. Для решения вопросов внешней политики, войны, и других важных дел, касающихся интересов обеих стран, должен будет собираться по очереди то в Польше, то в Литве совместный польско‑литовский сейм. Местные дела каждого из государств должны будут обсуждаться отдельно на польских и литовских сеймах. Литва сохранит свои собственные законы и систему правосудия. Только коренные жители великого княжества смогут быть назначены на официальные должности в великокняжеском правительстве и администрации. Однако полякам и литовцам будет позволено покупать земельные угодья в другой стране‑участнице договора.

Литовский план вызвал у польских депутатов негодование. Поляки доказывали, что во времена первой унии между двумя государствами, принятой в 1385 г., Литва входила в состав Польши, и что последующие изменения статуса унии и уступки Литве отменили основного принципа этой унии. Польский подход к проблеме, таким образом, был скорее юридическим, нежели практическим. Польский делегат Иероним Оссолинский заявил, что «уния Великого княжества Литовского (с Польшей) была установлена и скреплена клятвой давным‑давно. Польские короли на этом основании правили Литвой и даровали ей различные свободы. Нам остается только внести такие коррективы (в детали договора об унии), которые представляются необходимыми, а затем провести в жизнь все положения прежней унии».

Двумя главными ораторами от литовской делегации были воевода Вильно Николай Радзивилл Рудый и судебный исполнитель Ян Иеронимович Ходкевич. Во время совещания между польскими сенаторами и литовскими членами совета вельмож Ходкевич сказал, что «наши народы (т.е. литовцы и русские) и мы (т.е. члены совета вельмож) – честные и достойные люди, а что касается наших свобод, то мы равны любому другому народу, включая и вас, господа поляки. Нам бы не хотелось заключать унию, прежде чем мы установим добрый порядок в нашем содружестве и покажем вам, что вы заключаете союз с друзьями, равными вам по достоинствам и внутреннему устройству. В первую очередь, мы должны решить этот вопрос с нашим собственным государем (т.е. Сигизмундом Августом, как великим князем литовским). Только после этого мы будем рады обсудить унию с вами. Король (т.е. Сигизмунд Август, как король Польши) ничего в вопросе об унии нерешает. Это исключительно наше дело, поскольку мы свободные люди и христиане. Никто не может вести наших дел, кроме нас самих как это делали наши предки».

Николай Радзивилл, отвечая Оссолинскому, прибавил и замечание исторического характера: "Ваша честь, вы сказали, что польские короли долгое время правили Литвой. Я не думаю, что уже отпет реквием по усопшему великому князю литовскому или что Литва получила свободы только тогда, когда король Польши начал править ею".

Защита литовской автономии Ходкевичем и Радзивиллом сильно разгневала поляков. Как отмечает автор «Дневника» сейма, «такие беседы приносили больше взаимного раздражения, чем результатов».

Положение литовцев действительно было серьезным, поскольку большинство поляков не желало идти на какие‑либо уступки, а сложная военная и дипломатическая ситуация диктовала необходимость немедленного соглашения с ними. 29 января Николай Радзивилл сказал с горечью: «Когда мы уезжали на сейм, враг (т.е. московиты) был у нас за спиной. Мы мечтали о том, что уния с вами будет скреплена взаимной любовью. Мы почти бежали сюда, чтобы заключить ее, в то время как наши праотцы в таких же случаях обычно ходили медленно».

В феврале, чтобы выйти из тупика, король приказал литовцам прекратить их сепаратные совещания и провести общее заседание с поляками. Вместо того, чтобы подчиниться приказу, литовские вельможи решили бойкотировать дальнейшие собрания. Один за другим они начали уезжать домой. Большинство делегатов от литовской шляхты последовало за ними. К 1 марта на сейме остались одни поляки.

Вскоре выяснилось, что литовцы недооценили возникшую ситуацию. Поляки были полны решимости и так просто дела оставлять не собирались. Кроме того, что было более существенно, готовность отделиться от великого княжества выразила русская (украинская) шляхта Волыни и Подляшья.

Возможно, что в то время как все еще шли заседания сейма, между поляками и посланниками от украинской шляхты из этих двух областей велись тайные дружеские переговоры. Во всяком случае, поляки были хорошо осведомлены о теплом отношении к унии делегатов Волыни и Подляшья и решили воспользоваться этим.

5 марта Сигизмунд Август выпустил Эдикт о «возвращении» Польше Волыни и Подляшья и немедленном включении этих двух областей в состав Польши. Через три дня он отдал приказ вельможам и посланникам шляхты Волыни и Подляшья 27 марта явиться на сейм и присягнуть на верность польской короне.

Первой реакцией литовцев было желание оказать королю вооруженное сопротивление. В Подляшье и Волынь советом вельмож, были разосланы приказы о мобилизации на войну с Польшей. Поляки также собрались объявить военный сбор. Однако вскоре литовцы поняли, что их сил недостаточно, особенно после того, как шляхта тех двух областей, которые у них были отняты, отказалась сотрудничать с ними.

Утрата Волыни и Подляшья стала для Литвы суровым ударом, лишившим великое княжество значительной части его военных и финансовых ресурсов. Более того, многие литовские вельможи владели в тех областях земельными угодьями и занимали там административные должности. От них незамедлительно потребовали принести клятву верности Польше на основании указа Сигизмунда Августа от 8 марта.

Наиболее показательным примером противоречия указа Сигизмунда желаниям литовских вельмож был случай с Остафием Воловичем, помощником канцлера великого княжества. Когда литовцы в феврале покинули сейм, они оставили Воловича и помощника казначея великого княжества Николая Нарушевича в Вильно в качестве наблюдателей. Волович не владел наследственными поместьями в Подляшье, но ему было даровано там три бенефиция в качестве награды за его заслуги перед великим княжеством. Сразу же после указа от 8 марта король приказал Воловичу принести присягу верности Польше. Волович умолял короля «открыть свое второе ухо» (т.е. выступить в качестве великого князя литовского) и позволить ему (Воловичу) посоветоваться другими литовскими вельможами. Сигизмунд остался глух к его просьбам, и Волович отказался принести присягу, за что был наказан конфискацией его бенефициев в Подляшье.

Литовские вельможи решили сделать последнюю попытку защитить права великого княжества. 5 апреля польский сенат принял особую литовскую делегацию, состоявшую из Яна Ходкевича, Остафия Воловича и еще трех вельмож. Они выступили с протестом против решения короля присоединить к Польше Подляшье и Волынь и потребовали нового избрания депутатов и всестороннего обсуждения этой проблемы другим сеймом. Поляков не устраивали срочные выборы и возобновление заседаний сейма к 29 мая, но, хотя и неохотно, они согласились, потребовав «возвращения» Польше еще двух областей – Киева и Браслава. 6 июня Сигизмунд Август издал указ о возвращении Киевской земли и включении ее в состав Польши. Что касается Браслава, король решил, что специально предпринимать что‑либо не имеет смысла, поскольку раньше Браслав был частью Волыни и его включение в состав Польши являлось всего лишь делом административного порядка. 16 июня шляхта из Браславской и Винницкой земель дали присягу верности польской короне.

К 6 июня, когда литовские вельможи и посланники шляхты вернулись на сейм, Великое княжество Литовское уже лишилось всех своих украинских владений – то есть, примерно трети своего населения. Дальнейшее сопротивление Польше было невозможно. Представ перед сеймом, Ходкевич слезно просил о возвращении Литве незаконно отобранных областей и настаивал на некоторых изменениях в пользу Литвы в польском проекте договора; но дело великого княжества было проиграно. Отчаяние литовских вельмож в полной мере проявляется в письме Николая Радзивилла Нарушевичу, в котором автор горько сожалеет о «похоронах и уничтожении навсегда ранее свободного и независимого государства, известного как Великое княжество Литовское».

1 июля 1569 г. договор об унии был подписан как поляками, так и литовцами. 4 июля Сигизмунд Август утвердил его.

В своей основе договор представлял собой польский план унии. Пожелания литовцев были приняты в расчет только в некоторых деталях. Основные принципы были следующими:

1. Польша и Литва должны были составить единое содружество (res publica), единое государство (unum regnum), единый народ (unus populus).

2. Они должны иметь единого суверена, с титулом «король Польский, Великий князь Литовский».

3. Суверен должен избираться сенатом и шляхтой объединенного народа.

4. Избирательный сейм должен будет собираться в Польше, а не в Литве.

5. Вновь избранный король, после того как примет корону, должен дать клятву защищать свободы обоих народов.

6. Король должен быть коронован в Кракове. Отдельной церемонии посажения на великое княжение литовское не будет.

7. Будет существовать лишь один сенат и один сейм; и тот и другой будут установлениями польской короны («коронными»).

8. Внешняя политика будет одной и той же для обоих народов.

9. Земельные угодья могут приобретаться поляками в Литве и литовцами в Польше.

Легче было провозгласить эти принципы, чем воплотить их в реальную действительность. Полностью Литва в состав Польши так и не вошла и сохранила свою автономию даже после Люблинской унии.

Показательно, что противоречия в этом отношении были в самом тексте договора. Хотя слияние двух народов – поляков и литовцев и было провозглашено, в договоре все‑таки упоминались «два народа», пусть и объединенные. Все еще продолжал использоваться титул «Великий князь Литовский». Все должности в правительстве и высшей администрации великого княжества остался нетронутыми. Великое княжество все еще сохраняло свой государственный герб. Литве было позволено пользоваться ее собственным сводом законов (статутом), хотя ей и были даны указания, пересмотреть его для координации с польским законодательством.

Примечательно также, что на сейме было решено определи статус Ливонии, как включенной и в Польшу и в Литву. Такое решение тоже подразумевало существование двух разных государств, хотя и объединенных.

В дальнейшем развитии взаимоотношений между Польшей и Литвой автономия последней подтверждалась часто и во многих аспектах. Договор об унии, как уже было сказано, запрещал дальнейшую деятельность литовского сейма. Фактически же, это учреждение было возрождено в качестве предварительного совещания литовских депутатов перед поездкой на совместный сейм в Польше. Это совещание называлось «Головной Сейм» великого княжества. Сейм принял характер конгресса польской и литовской делегаций, на котором должны были улаживаться их разногласия. Во многих случаях литовцы выражали свои «протесты» сейму. Автономный статус Великого княжества Литовского явно ощущался во время междуцарствия, когда литовский Головной Сейм фактически управлял страной.

Хотя, согласно Люблинской Унии, литовский свод законов, должен был быть пересмотрен для того, чтобы приспособить литовские законы к польским, эта ревизия была проведена в Литве литовско‑русскими юристами и продолжала традиции первых двух статутов. Новый статут – третий – был одобрен королем Сигизмундом III в 1588 г. Характерно, что существование унии даже не было упомянуто в Третьем Статуте. Как и первые два, Третий Статут был написан по‑русски (по‑западнорусски). Впервые его напечатали в Вильно сразу же после принятия.

В своем предисловии к первому изданию Третьего Статута его издатель, Лев Сапега, писал: «Из всех народов нам было бы особенно стыдно не знать своих законов, поскольку они написаны нами на нашем собственном, а не на иностранном языке».

Русский язык оставался официальным языком правительства, администрации и законотворчества Великого княжества Литовского на протяжении более чем столетия после Люблинской унии. Только в 1697 г. литовское правительство повелело заменить в официальных документах русский язык на польский.

Даже после совершенной полонизации в конце XVII века Литва сохраняла свою автономию еще на протяжении почти столетия. Лишь в соответствии с положениями польской конституции от 3 мая 1791 г. остатки литовской конституции были аннулированы, и полное вхождение Литвы в состав Польши состоялось окончательно. Однако это произошло накануне падения самой Польши. Оба народа пережили свое возрождение после первой мировой войны в качестве двух отдельных государств.

Хотя Литва и оставалась автономной после Люблинской унии, ее мощь значительно ослабла из‑за присоединения к Польше украинских областей великого княжества. Последнее сохранило за собой только белорусские земли.

Что касается взаимоотношений между социальными группами в Литве, то привилегированное положение вельмож в значительной степени поколебалось. Теперь в политическом отношении на передний план выдвинулась шляхта, и совет вельмож вынужден был с этим смириться.

Но, как это ни странно, главный удар был нанесен унией по русским. До нее только Галиция и часть Подолии находились под непосредственным господством Польши. Теперь вся Западная Русь была разделена на две части, одна из которых оставалась присоединенной к Литве, а другая находилась под властью Польши. Белоруссия и Украина в политическом отношении были отделены друг от друга.

Постепенно полякам удалось распространить свое влияние на основную часть украинского дворянства, но они не смогли добиться того же с украинскими казаками и крестьянами. Вскоре стало очевидным, что в Люблине Польша «проглотила» больше чем она могла «переварить».

Предпосылки

Процесс объединения двух государств длился столетиями. Люблинская уния должна была наконец завершить его и стать финальным аккордом в закреплении предыдущих уний, коих было немало: Кревская, Виленско-Радомская, Городельская и другие. С одной стороны, это было нужно для укрепления позиций государств. Особенно в объединении нуждалась Литва, которой необходимо было дать отпор Русскому царству. С другой стороны, именно литовские аристократы пытались этому объединению противостоять. Они опасались, что в новом государстве их позиции будут менее прочными, чем у польских шляхтичей.

Впрочем, претензии были и у представителей Польши. Они не хотели объединяться на равных условиях. По их мнению, Королевство Польское должно было стать «первой скрипкой» в союзе с Литвой. Взаимного понимания литовцы и поляки наконец достигли к 1560-м годам, когда и начали совместно обдумывать военные кампании.

Люблинский сейм

В 1569 году началось рассмотрение вопроса о предполагаемой унии. В связи со всеми упомянутыми причинами длилось оно довольно долго: польско-литовский сейм начал работу 10 января, а точка в обсуждении была поставлена лишь 12 августа. Несмотря на то, что акт был подписан 28 июня, представители обеих стран долго обсуждали распределение должностей.

Герб Речи Посполитой

О чем же в итоге удалось договориться полякам и литовцам? Они решили, что объединение государств — как бы мы сейчас сказали, на правах субъектов федерации — должно повлечь за собой создание единой денежной системы. Сейм тоже должен был стать общим. Также было принято решение, что возглавит государство король, которого совместно выберут представители Польши и Литвы. Однако последние все же пошли на уступки и передали во владение Королевства Польского некоторые земли, например, Волынь, Подолье и Полесье. Ливония же объявлялась совместным владением. Кроме того, важно отметить, что отныне Королевство Польское и Великое княжество Литовское должны были решать внешнеполитические вопросы как единое государство.

Что касается культуры и религии, здесь во всю развернулась Польша: началось насаждение католичества, а польский язык вскоре получил статус основного.

Уния привела к образованию третьего по величине европейского государства. Его превосходили только Русское царство и Османская империя, которая, впрочем, по большей части находилась на азиатских территориях.

«Пирамида» Станислава Ореховского

Объединению двух государств посвящено полемическое произведение, написанное за пять лет до заключения акта унии. Автором сочинения, получившего название «Пирамида», стал польский публицист Станислав Ореховский. Он был убежден, что Великое княжество Литовское должно стать частью Королевства Польского. При этом Ореховский подчеркивал, что Литве необходимо согласиться на вхождение в состав Польши на любых условиях.


Станислав Ореховский

По его мнению, литовцы жили в «прирожденной неволе», и выход из этого положения был только такой: «А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля».

Более того, Ореховский отмечал, что Литва должна принять польские порядки и установить аналогичную форму правления. «Хорошо сочетаются ветер с водой, так оба влажные, однако никак не сочетаются вода с огнем, так как ничего не имеют общего: вода — влажная и мокрая, огонь — сухой и теплый. Поэтому и не могут быть вместе. По этой причине и несвободная Литва не может быть соединена со свободной Польшей, когда не будет иметь одинаковой с ей формой правления».

Правда, до образования Ореховскому не суждено было дожить: он скончался в 1566 году.

В августа 1385 года года было подписано Кревская уния, согласно которой Ягайло должен: 1) перевести Литву на латинский алфавит; 2) принять меры, чтобы вернуть утраченные Польшей и Литвой земли; 3) вернуть Польше земли, отобранные от нее каких-либо; 4) освободить пленных (очевидно, поляков) 5) приобщить литовские И русские земли к Короне Польской.

У1387 году Галичина и Подолье перешли под власть Польши. Но отношения Польши с Литвой оставались напряженными. Литовцы не хотели пускать поляков непосредственно на литовские земли. Ягайло в этом не получил поддержки со стороны земляков. Уже в 1389 году Кревская уния была отменена и провозглашена независимость Великого княжества Литовского. Особенно она окрепла после битвы под Грюнвальдом в 1410 году, где совместные силы Польши и Литвы противостояли Тевтонскому ордену. Литва при этом сыграла ведущую роль в победе над немецкими рыцарями, и Польша отдала литовцам Подолья.

Отрицательное значение для дальнейшей судьбы Литовско-Русского государства должна Городельская уния 1413, которая закрепила идею литовской автономии, но внесла в литовско-польское общество разлом на религиозной почве; уния обеспечивала права, равные с правами поляков, только католикам, которые были поставлены над православными, что привело к обострению отношений между ними. Образы на религиозной почве толкают православных в Москву. По Витовта (1382-1430) Москва считалась с силой Литовского государства. Приобщение в 1404 году Смоленской земли, влияние Витовта на Рязанское и Тверское княжества свидетельствовали о преимуществе Литвы над Москвой.

Литовско-московские отношения

В 1480 году Московское княжество не без помощи украинских и белорусов повергло ордынское иго. Это событие показала появление сильной Московского государства. Великий князь Иван III официально провозгласил своей главной задачей в области внешней политики борьбу за воссоединение всех земель, входивших в Киевской Руси, в едином государстве, но под руководством Москвы. Это отразилось в принятии Иваном титула "великий князь всея Руси". Литва, конечно, не собиралась отдать Москве украинские и белорусские земли. Это стало поводом российско-литовских войн, которые продолжались с переменным успехом довольно долгое время.

В последней четверти XV в. черниговские князья пошли под покровительство Москвы. Ускоряется процесс объединения земель под властью московского князя. Этому соответствовала идеологическая теория, которая исходила из того, что московские князья-наследники Византии.

Распространенное значение приобрела теория трех Римов: первый Рим пал, второй Рим-Константинополь-тоже упал, третий Рим - Москва - "стоять вечно". Активно распространялась идея, что Москва - наследница Киева, а московские князья - потомки Мономаха. Эту теорию в Московском княжестве распространяли всеми мерами, пренебрегая фактами, Юрий Долгорукий - младший сын Мономаха - должен уступить права его старшему брату Мстиславу И - князю Киевскому и его потомкам. Забывая о существовании Галицко-Волынского государства, коронацию Даниила, московские политики утверждали о наследственные права московских князей, о шапке Мономаха, якобы доказывает их наследственные права на Византию и на Киев. Этот мотив-идеологическое оформление политики Москвы, красной нитью проходит через все события XV - XVIII вв., Когда оправдывается захвата украинских земель при распределениях Польши.

В результате этих событий украинское население Великого княжества Литовского оказалось в затруднительном положении. С одной стороны ему угрожали латинизация и полонизация, а с другой-на него наступало православное Московское княжество, которое пока заманивали льготами и во всяком случае - равноправием. Стесненность положения осложнялась разрухой, которую терпел украинский народ от крымских татар. Последние были в союзе как с Литвой, так и с Москвой.

В 1482 году крымский хан Менгли-Гирей разрушил Киев, многие киевляне забрал в плен, ограбил и сжег церкви. Золотые дискос и потир из собора св. Софии он прислал как дар Ивану III, поблагодарил его за киевский погром. Литва также не хотела портить отношения с Крымом и не вступилась за украинское население. Казимир написал хану, что разгром Киева - "наказание за грехи».

Так монархи двух христианских государств реагировали на ограбление и уничтожение колыбели христианства Восточной Европы.

Татарское тяжелые над украинскими землями продолжалось несколько веков и оставило негативный глубокий след в сознании народа.

Люблинская уния 1569

Начало XVI в. характеризуется для Великого княжества Литовского поляризацией стремлений различных групп населения. Польские магнаты потребовали полного объединения Польши и Литвы водную государство, литовцы - унии с Польшей и сохранения политической самостоятельности Литвы. Белорусские и украинские магнаты были против сближения с Польшей и некоторые из них склонялись к Московскому княжеству.

В XVI в. на политической арене появляется новая сила - дворянство, интересы которого были направлены на объединение Литвы и Польши. Шляхта в Литве стремилась ограничить магнатов и добиться привилегий, которыми пользовалась польская шляхта. Этим воспользовались польские правящие верхи, мечтали присоединить к Польше подвластны Литве украинские земли. Это намерение поддержала значительная часть украинской шляхты.

В январе 1569 в Люблине собрался польско-литовский сейм. Литовцы предложили новый проект унии, поляки не поддержали его. Тогда литовские послы покинули сейм, принесло Литве только вред. Поляки без литовцев приняли решение о присоединении к Польше Волыни и Подляшье. Через некоторое время в Польшу добровольно присоединились Киевщина и Брацлавщина. Здесь, возможно, действовало желание не расставаться с другими украинскими землями государственными границами. Эти земли были присоединены якобы на исторических основаниях, хотя на самом деле ни одна из них никогда не принадлежала Польше.

1 июля 1569 литовские послы вернулись на сейм, и был подписан акт Люблинской унии, согласно которому Корона (т.е. Польша) и Великое княжество Литовское объединились в единое государство - Речь Посполитую. По условиям унии, избирался общий король, которого одновременно провозглашали Великим князем. Сеймы должны быть только объединенными, то есть польско-литовскими. Общей была денежная система. Польская и литовская шляхта имела право владеть землями в обеих частях государства. Отдельными оставались гербы, финансы, администрация и войско. В Великом княжестве Литовском государственными остались древнерусский язык и II Устав как действующее законодательство.

Последствия Люблинской унии имели отрицательное значение для Украины. Она была расчленена. Большая ее часть - Галичина, Холмщина, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Подляшье - отошла к Польше. По Великим княжеством Литовским с украинских земель остались Брестское воеводство и Пинщина. Буковина с середины XIV века. находилась в составе Молдавии, а с 1564 года по Молдавией перешла под турецкое подданство. Закарпатье принадлежало Венгрии, а после 1526 было разделено между Австрией и Трансильвании (княжество на территории будущей Румынии). Часть Украины оказалась под властью Москвы.

Украина понесла наибольшие потери от Люблинской унии: национальной жизни и национальным традициям был нанесен тяжелый удар.

Ливонская война, начавшаяся в 1558 году, шла для ВКЛ с переменным успехом. Однако к концу 60-х годов многим магнатам и шляхте, находившимся у власти, стало понятно, что на дальнейшую борьбу с Московским княжеством у ВКЛ не хватит сил и это может привести не только к поражению в войне, но и к потере большинства земель, принадлежавших Великому княжеству Литовскому.

У обеих сторон был свой интерес: польские магнаты и католическая церковь стремились заполучить новые земли и папства, большая же часть магнатов ВКЛ хотела сохранить полную независимость и не допустить поляков к собственности ВКЛ, считала, что будет достаточно только военно-политического союза, а мелкая шляхта наоборот стремилась к объединению с Польшей, чтобы получить такие же права и вольности как у польской шляхты.

Обеспокоенные сохранением самостоятельности ВКЛ от Польши магнаты, перед тем как отправляться на общий сейм с поляками для подписания Унии, провели два сейма ВКЛ. Городенский - в мае-июле 1568 года и Воиновенский - 9-го мая 1568 года. На обоих сеймах подчеркивалась важность сохранения государственности ВКЛ. Присутствовавший на этих сеймах Великий князь литовский и король польский Сигизмунд Август, 21 декабря, вынужден был издать привелей с обещанием сохранить ВКЛ и нигде не упоминать о его подчиненности Польше. 23 декабря 1568 года делегация ВКЛ из Воинова отбыла на сейм в Люблин.

Люблинский сейм Сигизмунд Август официально открыл 10 января 1569 года. С обеих сторон в заседании сейма принимало до 160 делегатов. В состав делегации от Литвы входили канцлер и виленский воевода Николай Радзивилл Рыжий , жемойстский староста Ян Ходкевич, подканцлер Остафий Волович и другие магнаты и представители шляхты.

С первых дней заседаний Люблинского сейма между двумя сторонами возникло противостояние. Не было согласия даже в процедурной части проведения сейма. Литвины держались обособлено, а поляки требовали совместных заседаний. И даже когда стороны сходились, то полякам не удавалось сагитировать магнатов ВКЛ, а делегаты от Литвы не могли поговорить с Сигизмундом Августом.

Чем дальше шли переговоры, тем всё больше нарастала конфронтация между двумя сторонами. Споры доходили до истерической реакции. Поляки готовы были уступать лишь по формальным внешним вопросам. 3 февраля 1569-года польские делегаты предложили свой проект Люблинской унии, в котором говорилось следующее:

  • Оба государства будут объединены в единое и неделимое целое;
  • Монарх, избираемый в Люблине король Польши, принимая польскую корону, становится и Великим князем Литовским в том числе;
  • Права поляков и литвинов утверждаются одним общим актом, но государственные советники и сановники присягают королю по отдельности;
  • Каждые три года созываются общие сеймы, в случае необходимости могут собираться чаще;
  • Для рассмотрения текущих дел допускаются раздельные сеймы в Польше и ВКЛ с допуском к участию сенаторов другой стороны;
  • С другими странами договоры заключаются совместно;
  • Во всех иных случаях уния не должна затрагивать права, свободы и законы Великого княжества Литовского, а также сохраняются некоторые литовские должности.

Литвины, рассмотрев данный проект, не согласились с ним и 15 февраля предложили свой вариант следующего содержания:

  • Общий монарх, король Польский и Великий князь Литовский, избирается равным числом выборщиков на границе обоих государств. Он должен короноваться и присягать в каждой стране при участии представителей другой стороны. Не позднее трёх месяцев после коронации в Кракове, монарх должен вступить на литовский престол. Без присяги ВКЛ он не является Великим князем Литовским и к власти не допускается;
  • Общие сеймы созываются по вопросам избрания монарха, войны и мира, отправки послов, военных налогов. Все решения удостоверяются печатью двух сторон. Кроме того, по решению обеих сторон монарх созывает на границе государств сеймы, которые должны проходить попеременно в обеих странах. Дела каждой страны рассматриваются на отдельных сеймах этого же государства;
  • Сохраняются титулы и должности;
  • Оборона осуществляется совместно;
  • Приобретать землю и селиться можно в обеих странах, но светские и церковные должности могут занимать только жители своей страны;
  • Уравнивается денежный курс, но на легенде литовских монет чеканится титул Великого князя Литовского;
  • В Великом Княжестве Литовском экзекуция не проводится.

Проект унии литвинов не устроил польскую сторону, и в сейме вновь разгорелись бурные споры. Переговоры зашли в тупик. Великий князь литовский и король Польский, продолжавший колебаться в принятии решения (аргументы литвинов всё ещё влияли на него), в итоге решил уступить полякам и пообещал решить вопрос об унии. 28 февраля Литовской делегации было объявлено, что отныне заседания сейма будут проходить совместно, а Сигизмунд Август поддержит польский проект унии и объявит свое решение.

В ответ на такое заявление 1 марта делегация ВКЛ демонстративно покинула сейм, а отдельные представители начали уезжать из Люблина. В ответ, чтобы принудить Литовскую делегацию Сигизмунд Август даёт согласие на требования польской стороны присоединить к Польше Подльяшие, Волынь, Киевское и Брацлавское воеводства. Литвинам ничего не оставалось делать, как снова вернуться за стол переговоров, тем более, что союз им нужен был больше чем Полякам.

Переговоры вновь возобновились 5 апреля. Снова начались споры по проекту унии и других условий создания союзного государства. Они продолжались до 28 июня 1569 года, в этот день обе стороны согласились подписать акт унии.

По акту Люблинская уния содержала следующие пункты:

  • Польское королевство и Великое Княжество Литовское объединялись в конфедеративное государство Речь Посполитая (Республика Обоих Народов);
  • Общий (вильный) сейм созывается в Польше;
  • Избирается общий монарх, который коронуется только в Кракове и не возводится на престол ВКЛ в Вильно. Ему присваивается титул король Польский и Великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жемойтский, Киевский, Волынский, Подляшский и Лифляндский;
  • Сохранялись отдельная администрация ВКЛ, отдельные права и законы, территория ВКЛ и государственные границы, войско, казна и правовая система.

В итоге, Люблинская уния одновременно принесла положительный и отрицательный результат для ВКЛ. Положительный в военном и политическом плане, так как новообразованное государство Речь Посполитая стала одним из самых крупных и могущественных стран Европы, и отрицательный, поскольку Литва потеряла почти половину своей территории.

Новый этап союзных отношений ВКЛ и Польши начался с избрания в 1447 г. великим князем Андрея Казимира (сына Ягайлы и Софьи Гольшанской) на польский престол, вследствие чего он стал государем двух самостоятельных государств. Установившаяся персональная уния на протяжении многих десятилетий служила крепкой основой союза двух равноправных государств, каждое из которых имело обособленный государственный аппарат, самостоятельную судебную систему, отдельные финансы, законодательство и др. Персональная уния была прервана смертью Казимира в 1492., но затем она была возобновлена в 1501г., когда новый великий князь Александр был избран королем Польши. В последующем персональная уния была продолжена в ХVI в. при великих князьях Жигимонте (Сигизмунде) I и Жигимонте II Августе. При этом неоднократно велись переговоры о более тесном союзе обоих государств, но при условии сохранения равноправия и «братской любви». Расхождение представителей ВКЛ с польскими феодалами заключалось только в условиях унии. Так, в грамоте 1568 г. говорилось, что союз обоих государств должен быть основан на «милости, згоды братское, который бы был, однако и заровно во всем пожиточный обеюм тым панствам» (Любавский М.К. Литовско-русскийсейм. М., 1900. Приложение №70. С.208). Для решения этого вопроса предполагалось созвать общий сойм. Укрепление союза способствовало бы оказанию помощи ВКЛ со стороны Польши в Ливонской войне.

Жигимонт Август в инструкциях, разосланных в поветы ВКЛ с целью сбора шляхты на сойм, уверял, что результатом новой унии и будет помощь Польши в Ливонской войне. Стремясь рассеять опасения шляхты, в декабре 1568 г. Жигимонт Август выдал новую грамоту, в которой клятвенно обещался соблюдать права, интересы, территорию ВКЛ и не выдавать никаких грамот без согласия панов-рады. Заседания Люблинского сойма начались 10 января 1569 г. Польские феодалы, поддерживаемые Жигимонтом Августом, католическим духовенством, послами римской курии и германского императора Максимилиана, сразу же потребовали включения ВКЛ в состав Польши и подписания соответственно подготовленного ими документа безо всякого обсуждения. Представители ВКЛ, не добившись обсуждения вопроса и сохранения суверенитета Княжества, 1 марта 1569 г. покинули Люблин. Воспользовавшись тем, что феодалы ВКЛ не могли оказать сопротивления, т.к. в это время продолжалась тяжелая Ливонская война, Жигимонт Август 5 марта 1569 г. издал незаконный акт об отторжении от ВКЛ Подляшской земли (с городами Дрогичином, Мельником, Бельском и другими) и присоединении ее к Польше. Феодалам и должностным лицам Подляшья было приказано под страхом конфискации имущества принести присягу на верность Польше. Одновременно король обещал снять с них все тяготы и притеснения, если окажется, что они их терпят «по торговым сборам и платежам или от евреев, или как-нибудь иначе». Убедившись, что этот захватнический акт не получил надлежащего отпора ни со стороны феодалов ВКЛ, ни со стороны населения Подляшской земли, в значительной степени распропагандированного католическим духовенством, Жигимонт Август в таком же незаконном порядке постепенно присоединил к Польше Волынь, Подолье, Киевщину.

Отторжение от ВКЛ огромной территории привело к тому, что государство оказалось не в состоянии самостоятельно вести Ливонскую войну и вынуждено было в целях получения помощи от Польши 1 июля 1569 г. подписать акт унии на условиях, продиктованных польскими феодалами. Люблинская уния была оформлена в виде привилея-договора, скрепленного постановлением Люблинского сойма. Текст акта был изготовлен в двух экземплярах, один из них был скреплен печатями польских феодалов, а другой - печатями феодалов ВКЛ, после чего стороны обменялись этими актами. Эта процедура должна была скрыть насильственный, агрессивный и неравноправный характер унии, придав ей видимость добровольного соглашения сторон. В акте Люблинской унии говорилось, что «королевство Польское и Великое Княжество Литовское представляют собою уже одно нераздельное и неотделимое тело, а также не отдельную, а одну общую республику, которая соединилась и слилась в один народ из двух государств и народов» (Зельварович Л.М. Литовская метрика. Т.I СПб, 1883. С.55-57). Отмечалось, что в дальнейшем должны собираться только общие соймы и единая рада, существовать единая армия, единообразная монета и др., хотя говорилось, что международные договоры должны заключаться только с общего ведома и совета обоих государств и др. Однако дальнейший ход событий показал, что жизненные силы ВКЛ хотя и были подорваны, но не были уничтожены окончательно. Опасаясь народных восстаний в ВКЛ, и особенно массового перехода населения на сторону России, польские феодалы и руководство католической церкви вынуждены были согласиться на сохранение ВКЛ как самостоятельного государства. Юридическое закрепление самостоятельности и обособленности ВКЛ (без присоединенных к Польше территорий) было оформлено в Статуте 1588 г. и других законах. В XVII-XVIII вв. государственно-правовые связи ВКЛ с Польшей свидетельствуют, что их правовой характер на протяжении этого времени не претерпел коренных изменений. Вместе с тем насильственный процесс окатоличивания и ополячивания белорусов и украинцев постепенно охватывал все большие слои населения, что способствовало все большей зависимости ВКЛ от Польши.

В середине XVI в. межконфессионные отношения в государстве значительно обострились. В 1573 г. в Речи Посполитой был принят закон «О сохранении в мире всех граждан со стороны разного понимания и употребления службы христианской». Однако он не мог сдержать внутренних междоусобиц после усиления католической контрреформации и активизации влияния московского духовенства на внутренние дела Речи Посполитой, особенно после провозглашения в Москве собственного патриархата в 1589 г., который стремился распространить свое влияние на православную церковь в ВКЛ. Снова появилась идея объединения греко-православной и римско-католической церквей под властью Папы Римского, которую в декабре 1595 г. благословил Папа Римский Климент VII. В январе 1596 г. он подписал проект создания церковной унии, состоящий из 33 статей, в котором предусматривалось пользование униатским духовенством такими же правами, как и католическое, хотя униатские попы могли иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, сохранение обрядов службы греко-православной церкви и др.

Митрополит Киевский с согласия короля Речи Посполитой объявил о созыве 6 октября 1596 г. в Бресте церковного собора для утверждения унии. В первый же день собора делегаты разделились на сторонников и противников унии, которые не могли прийти к какими-либо совместным решениям и параллельно создали два отдельных собора. 8 октября 1596 г. униатский собор торжественно объявил заключение Брестской церковной унии. Второй собор противников унии отказался от заключения унии. Униатский собор принял решение, в соответствии с которым священники, не принявшие унию, лишались своих церковных санов. Противники унии на своем соборе также символично лишили сана униатского митрополита и епископов. Оба собора обратились к верховной светской власти Речи Посполитой признать законность своих решений. Акт Брестской унии был утвержден универсалом короля Речи Посполитой и великого князь Жигимонт III Ваза.