«Пример сочинения Цель и средства». Сильные делают мечту целью, слабые - цель мечтой

Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?

На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.

В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего. Сразу вспоминается главный герой комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование заграницей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взятничество, невежество. Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич смело бросает некрасивую правду представителям «века минувшего» в лицо. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим. Это трагическая история о том, когда человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.

Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову - созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С. Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя » благодаря своему упорству и храбрости спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю. Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему. Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.

По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях, а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.


Пример итогового сочинения 2017-2018: «Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?» [Смелость и трусость]

Часто ли мы задумываемся об истинном значении слов? Казалось бы, что может быть проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Тот, кто способен рискнуть своей жизнью, конечно же смельчак, малый не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего боязлив и малодушен…

Но так ли всё просто на самом деле? Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катается на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость - это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, - это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как называет её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир«. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска - самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудная шалость эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска успели пополнить припасы и окрепнуть, что решило исход войны.

Пример сочинения по направлению «Цель и средства»: «Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?

На протяжении всей жизни человек ставит перед собой цели, маленькие и большие, высокие и приземлённые, выполнимые и невозможные… За каждым нашим осмысленным поступком стоит намерение, а дорога к нему выстлана средствами к достижению результата. Каковы же отношения между целью и средствами?

Думаю, что Олдос Хаксли был прав. То, что «средства определяют природу цели», было не раз доказано историей. Мировые войны, геноцид, кровопролитные революции всегда прикрывались благими намерениями. Прозрение приходит позже, когда становятся очевидны средства: разрушенные судьбы и массовая гибель людей.

Литература дала нам немало примеров того, что безнравственная цель обнажается средствами к её достижению. Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский убедительно показывает, как жестоко ошибся главный герой, считавший, что великим личностям, двигающим прогресс, дозволено совершать чудовищные преступления во благо. Раскольников проверяет теорию, совершив убийство жадной старухи-процентщицы. Кровавая расправа, жертвой которой становится не только «ничтожная, злая, больная старушонка», но и тихая и добрая Лизавета, не делает мир лучше. Родион не облагодетельствовал человечество, а только умножил зло этого мира.

Истинный характер цели определяется через средства и в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иваныч долго мечтал о собственной усадьбе с кустами крыжовника. Не самая возвышенная цель, но и ничего дурного, на первый взгляд, в ней нет. Чимша-Гималайский упорно добивался своего, используя все доступные средства. Он «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк». Даже свою жену не пожалел Николай Иваныч, «держал её впроголодь», из-за чего она и умерла. Да, человек обрёл счастье, но разве может быть доброй цель, ради достижения которой загублена человеческая жизнь?

Мне кажется, что каждую цель стоит проверять теми средствами, которыми она может быть достигнута. Если дорога к результату проходит через чужие страдания, может быть это ложная цель?

Ниже мы приводим пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Цели и средства» с аргументами из литературы. Ознакомившись с приведенным ниже примером и структурой написания итогового сочинения, вы придете на экзамен с подготовленными тезисами и аргументами по теме!

«Всегда ли цель оправдывает средства?»

Вступление

Каждый деятельный человек с активной жизненной позицией ставит перед собой цели, из достижения которых и складывается смысл нашего существования. И во многом от нас зависит выбор средств для воплощения задуманного, которые могут быть нравственными, человечными, а могут быть, напротив, аморальными.

Проблема

Существует такое знаменитое выражение: «Цель оправдывает средства». Но всегда ли это так, или есть случаи, когда стоит реально оценить возможности и последствия своих действий?

Тезис №1

Порой ради достижения цели человек безрассудно приносит в жертву свое окружение, часто уничтожая самое безвредное, наивное и безобидное.

Аргументация

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников решил проверить, сможет ли он переступить через нравственные нормы и самого себя. Он убивает старуху-процентщицу, ее сестру, носящую ребенка под сердцем, ставшую случайной свидетельницей убийства.

Вывод

Следовательно, нельзя жертвовать не то что жизнью, но и благополучием, комфортом кого-то во имя своих устремлений.

Тезис №2

Ради воплощения своих мелочных, недостойных целей человек обиженный может выбрать слишком жестокие средства, не задумываясь о последствиях.

Аргументация

К примеру, Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Онегин», поддавшись глупой обиде, отомстил лучшему другу. Ленский пригласил его на именины Татьяны, которой тот не так давно отказал в любви. Их посадили напротив друг друга, и Онегин испытал сильнейший дискомфорт. За это он начал заигрывать с невестой Ленского. Это привело к дуэли и смерти Владимира.

Вывод

Этот пример подтверждает, что прежде чем предпринять какие-то действия, как бы вам чего-то не хотелось, о чем бы вы ни мечтали, необходимо задуматься о последствиях. Иначе подобные игры могут разрушить чьи-то жизни, привести к утрате самоуважения и, в конце концов, к разрушению собственной личности.

Тезис №3

Бывает так, что человек жертвует собой ради достижения какой-либо цели.

Аргументация

Так в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» один из героев Данко вырвал из груди свое горящее сердце, чтобы осветить путь своему народу и вывести его из темного леса. Но его благие намерения не были оценены, кто-то просто раздавил его сердце ногой.

Вывод

Во имя добра мы можем делать все, что угодно, при условии, что это не ущемляет интересов других людей.

Заключение (общий вывод)

Все, на что мы имеем право – жертвовать самими собой, своими средствами, своим благополучием во имя реализации своих мечтаний. Так мы никому не причиним вреда, кроме себя, но и, вполне возможно, поможем окружающим.

Сентябрь 13th, 2017 risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

На протяжении всей жизни человек ставит перед собой цели, маленькие и большие, высокие и приземлённые, выполнимые и невозможные… За каждым нашим осмысленным поступком стоит намерение, а дорога к нему выстлана средствами к достижению результата. Каковы же отношения между целью и средствами?

Думаю, что Олдос Хаксли был прав. То, что «средства определяют природу цели», было не раз доказано историей. Мировые войны, геноцид, кровопролитные революции всегда прикрывались благими намерениями. Прозрение приходит позже, когда становятся очевидны средства: разрушенные судьбы и массовая гибель людей.

Литература дала нам немало примеров того, что безнравственная цель обнажается средствами к её достижению. Так, в романе Ф.М. Достоевский убедительно показывает, как жестоко ошибся главный герой, считавший, что великим личностям, двигающим прогресс, дозволено совершать чудовищные преступления во благо. Раскольников проверяет теорию, совершив убийство жадной старухи-процентщицы. Кровавая расправа, жертвой которой становится не только «ничтожная, злая, больная старушонка», но и тихая и добрая Лизавета, не делает мир лучше. Родион не облагодетельствовал человечество, а только умножил зло этого мира.

Истинный характер цели определяется через средства и в рассказе А.П. Чехова . Николай Иваныч долго мечтал о собственной усадьбе с кустами крыжовника. Не самая возвышенная цель, но и ничего дурного, на первый взгляд, в ней нет. Чимша-Гималайский упорно добивался своего, используя все доступные средства. Он «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк». Даже свою жену не пожалел Николай Иваныч, «держал её впроголодь», из-за чего она и умерла. Да, человек обрёл счастье, но разве может быть доброй цель, ради достижения которой загублена человеческая жизнь?

Недав­но я про­чи­та­ла на­блю­де­ния Се­не­ки о непро­дол­жи­тель­но­сти че­ло­ве­че­ской жизни, и на пер­вый взгляд един­ствен­ное, что можно сде­лать после этого, - сроч­но уво­лить­ся

Какие уроки можно вы­не­сти из уче­ния фи­ло­со­фа-сто­и­ка

«Цель не может оправ­ды­вать сред­ства по той про­стой и оче­вид­ной при­чине, что сред­ства опре­де­ля­ют при­ро­ду цели»,

- Олдос Хакс­ли

На что вы тратите (да, именно тратите) большую часть своей жизни (не считая сна)?

Позволяет ли среда, в которой вы проводите время, развиваться и самовыражаться?

Если нас вол­ну­ет лич­ност­ный рост, то ответ на вто­рой во­прос осо­бен­но важен, по­сколь­ку вли­я­ние среды, ко­то­ро­му мы по­сто­ян­но под­вер­га­ем­ся, опре­де­ля­ет наше от­но­ше­ние к жизни, наше по­ве­де­ние и в ко­неч­ном счете наш жиз­нен­ный путь.

Мой ответ на пер­вый во­прос сей­час со­сто­ит из двух ча­стей: дом и ра­бо­та. Моя по­след­няя ра­бо­та за­ни­ма­ла 10 часов в день, вклю­чая до­ро­гу, и это были 10 часов в день, когда я собой не рас­по­ря­жал­ся.

Я обыч­но сплю 6−7 часов, 1−2 часа го­тов­лю и ем, еще два часа за­ни­ма­юсь йогой и ме­ди­ти­рую. Еще я люблю чи­тать, фо­то­гра­фи­ро­вать, бе­гать в горах, пи­сать вдум­чи­вые пись­ма дру­зьям и род­ствен­ни­кам, про­сто си­деть и ду­мать, что-то улуч­шать дома и не за­бы­вать о лич­ной ги­ги­ене. А еще хо­чет­ся, чтобы оста­ва­лось сво­бод­ное время, и, если по­сту­па­ет ка­кое-то неожи­дан­ное, но при­ят­ное при­гла­ше­ние, можно было про­сто ска­зать «да».

Но, се­кун­доч­ку... ка­жет­ся, время давно кон­чи­лось?

«Дело не в том, что у нас мало вре­ме­ни на жизнь - мы про­сто тра­тим его зря. Жизнь до­ста­точ­но длин­ная, и, если бы мы тра­ти­ли все время с умом, мы были бы воз­на­граж­де­ны вы­со­чай­ши­ми до­сти­же­ни­я­ми»,

- Се­не­ка

Се­не­ка, жив­ший с 4 года до н. э. до 65 года н. э., был рим­ским фи­ло­со­фом-сто­и­ком, го­су­дар­ствен­ным де­я­те­лем и дра­ма­тур­гом . Недав­но я про­чи­та­ла на­блю­де­ния Се­не­ки о непро­дол­жи­тель­но­сти че­ло­ве­че­ской жизни, и на пер­вый взгляд един­ствен­ное, что можно сде­лать после этого, - сроч­но уво­лить­ся, по­сколь­ку любой труд «на дядю» на­чи­на­ет вос­при­ни­мать­ся ис­клю­чи­тель­но как трата дра­го­цен­но­го вре­ме­ни.

Урок №1

«Люди ценят день­ги, по­сколь­ку с их по­мо­щью они могут на­нять дру­гих людей или ку­пить их услу­ги, но со­вер­шен­но не ценят время, как будто оно ни­че­го не стоит. По­это­му не идите за тол­пой, и, если вам ка­жет­ся, что штор­ма, с ко­то­ры­ми при­хо­дит­ся бо­роть­ся, уже вам не по воз­рас­ту, оставь­те дела и уда­ляй­тесь в мир­ную га­вань»,

- Се­не­ка

Од­на­ко пе­ре­чи­тав его мысли, я об­на­ру­жи­ла, что смот­рю на них со­вер­шен­но иначе. Стоик воз­вра­ща­ет нас к ба­наль­ной мысли: время дра­го­цен­но, и не толь­ко то время, ко­то­рое мы при­вык­ли счи­тать сво­бод­ным, а во­об­ще все время.

Урок №2

«Когда бо­гат­ство сва­ли­ва­ет­ся на непод­хо­дя­ще­го че­ло­ве­ка, оно мгно­вен­но рас­тра­чи­ва­ет­ся, скром­ное же со­сто­я­ние, до­став­ше­е­ся хо­ро­ше­му хра­ни­те­лю, лишь уве­ли­чи­ва­ет­ся, при­но­ся поль­зу. То же и наша жизнь - если жить с умом, она про­дле­ва­ет­ся»,

- Се­не­ка

Так как же пра­виль­но жить? Ос­нов­ные ре­ко­мен­да­ции Се­не­ки та­ко­вы: нужно от­во­дить до­ста­точ­но вре­ме­ни на досуг, глав­ным при­о­ри­те­том долж­но быть по­ни­ма­ние себя, и, кроме того, не стоит от­да­вать самый цен­ный ре­сурс тому, кто его не ценит .

Зву­чит вдох­нов­ля­ю­ще, но не очень прак­тич­но. Всем хо­чет­ся не жить в дол­гах, хо­ро­шо пи­тать­ся, по­ку­пать книги и пу­те­ше­ство­вать. По­че­му мы ра­бо­та­ем? Ответ на этот во­прос дает воз­мож­ность в любой мо­мент, когда по­ка­жет­ся, что ори­ен­ти­ры по­те­ря­ны, огля­нуть­ся и вспом­нить, ради чего все де­ла­ет­ся.

Урок №3

«Вспом­ни, когда ты по­след­ний раз сам рас­по­ря­жал­ся собой, когда на твоем лице было его есте­ствен­ное вы­ра­же­ние, когда твой ум был без­мя­те­жен, сколь­ко раз ты, сам того не по­ни­мая, гра­бил свою жизнь, сколь­ко всего ты по­те­рял, сле­дуя со­блаз­нам об­ще­ства, и как мало тебе оста­лось для себя»,

- Се­не­ка

Нам не обя­за­тель­но гра­бить себя, не осо­зна­вая по­терь - вме­сто этого мы можем по­ме­нять под­ход к ра­бо­те , чтобы по­тра­чен­ное на нее время оста­ва­лось в нашем рас­по­ря­же­нии.

Помня о пре­ду­пре­жде­ни­ях Се­не­ки и при­ме­няя их к со­вре­мен­ной жизни, можно на­пол­нить ра­бо­ту чув­ством глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти, эн­ту­зи­аз­мом и но­виз­ной. Рань­ше я ра­бо­та­ла гор­нич­ной на част­ной яхте. Стан­дар­ты были очень вы­со­ки­ми, при­хо­ди­лось тра­тить на убор­ку кучу вре­ме­ни, вклю­чая чист­ку за­тир­ки между плит­ка­ми ват­ной па­лоч­кой. Сна­ча­ла это вре­мя­про­вож­де­ние ка­за­лось мне со­вер­шен­но невоз­мож­ным, но позже друг дал мне совет: «Сде­лай так, чтобы это было твое время ».

Урок №4

«Мы всю жизнь су­е­тим­ся, уста­вая от на­сто­я­ще­го и бес­по­ко­ясь по по­во­ду бу­ду­ще­го, Но че­ло­век, ко­то­рый все свое время тра­тит на себя, ко­то­рый живет каж­дый день как по­след­ний, не бо­ит­ся зав­траш­не­го дня и не ждет его. Каких новых ра­до­стей ждать ему от сле­ду­ю­ще­го часа?»,

- Се­не­ка

Этот совет все из­ме­нил. Я за­ду­ма­лась, как можно ис­поль­зо­вать эти часы? Во-пер­вых, я ку­пи­ла плеер, за­гру­зи­ла туда несколь­ко лек­ций Алана Уотса и вошла в мра­мор­ные хо­ро­мы, ко­то­рые мне пред­сто­я­ло дра­ить, со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Моя по­верх­но­сти, я со­сре­до­та­чи­ва­лась на ды­ха­нии, по­ли­руя их, слу­ша­ла лек­ции, вы­ти­рая, об­ду­мы­ва­ла услы­шан­ное. И по­лу­чи­лось, что я боль­ше не трачу день на бес­смыс­лен­ное дело, на­про­тив, мне пла­тят, а я фи­ло­соф­ствую прямо на ра­бо­чем месте.

Урок №5

«Ис­тин­ное сча­стье - на­сла­ждать­ся на­сто­я­щим, не бес­по­ко­ясь о бу­ду­щем, не пре­да­вать­ся ни на­деж­де, ни стра­ху, но удо­вле­тво­рят­ся тем, чего у нас и так до­ста­точ­но. Все ве­ли­чай­шие блага че­ло­ве­че­ства - внут­ри нас и в пре­де­лах нашей до­ся­га­е­мо­сти. Муд­рый че­ло­век до­во­лен своей судь­бой, какой бы она ни была, и не же­ла­ет того, чего у него нет»,

- Се­не­ка

Ду­хов­ный учи­тель Эк­харт Толле ис­поль­зу­ет эту идею при ра­бо­те с лю­дь­ми, ко­то­рые чув­ству­ют, что ра­бо­та их не вдох­нов­ля­ет. Он пред­по­ла­га­ет, что в таком слу­чае уси­лия лучше на­пра­вить не на по­пыт­ку найти поль­зу в самой ра­бо­те, а ис­поль­зо­вать ра­бо­чую среду в ка­че­стве фона, как воз­мож­ность по­прак­ти­ко­вать­ся в осо­знан­но­сти.

Этот тип прак­ти­ки как раз под­хо­дит для про­сто­го неква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го труда. Неко­то­рые на­вер­ня­ка ходят на лю­би­мую ра­бо­ту. Утром они под­пры­ги­ва­ют на кро­ва­ти от нетер­пе­ния, какую же новую ра­дость при­не­сет пред­сто­я­щий день.

Од­на­ко дру­гие живут в иной ре­аль­но­сти, в ко­то­рой неин­те­рес­ная, воз­мож­но, вре­мен­ная ра­бо­та слу­жит кон­крет­ной цели: опла­тить счет, ку­пить билет или про­фи­нан­си­ро­вать сле­ду­ю­щий про­ект.

Урок №6

«Обыч­но он за­став­лял себя тру­дить­ся с по­мо­щью уте­ши­тель­ной, хотя и лож­ной мысли, что в один пре­крас­ный день он за­жи­вет для себя»,

- Се­не­к

Это наш выбор: злить­ся и ску­чать на ра­бо­те или на­чать жить для себя прямо сей­час. Се­не­ка пы­та­ет­ся по­мочь, пе­ре­да­вая ощу­ще­ние тра­ге­дии по­те­рян­но­го вре­ме­ни - пока мы от­кла­ды­ва­ем жизнь на потом, оно про­сто ис­па­ря­ет­ся.

Урок №7

«В беде ли, в про­цве­та­нии - при­чи­ны для бес­по­кой­ства все­гда най­дут­ся. Жизнь будет че­ре­дой забот, и мы будем ждать от­ды­ха, но ни­ко­гда его не уви­дим»,

- Се­не­ка

Сде­лав выбор и решив ис­поль­зо­вать каж­дый час бодр­ство­ва­ния в соб­ствен­ных ин­те­ре­сах, неза­ви­си­мо от того, какие нас свя­зы­ва­ют обя­за­тель­ства, мы можем пол­нее ис­поль­зо­вать от­ве­ден­ное нам дра­го­цен­ное время.

Кон­крет­ный спо­соб у каж­до­го свой. На­при­мер, я де­ла­ла неболь­шой пе­ре­рыв в ра­бо­те, чтобы выйти на улицу и по­ме­ди­ти­ро­вать. Во время обеда я бе­га­ла, пла­ва­ла или чи­та­ла книгу, а по воз­вра­ще­нии ела. Когда мне нужно было ча­са­ми гла­дить, я вни­ма­тель­но сле­ди­ла за своей позой, а когда кол­ле­ги что-то го­во­ри­ли, ста­ра­лась по­нять, что они пы­та­ют­ся со­об­щить, не огра­ни­чи­ва­ясь про­из­но­си­мы­ми ими сло­ва­ми. И в конце дня меня на­сти­га­ло ощу­ще­ние покоя.

Это зна­чи­ло, что мне уда­лось сте­реть гра­ни­цу между ра­бо­той и лич­ным вре­ме­нем, и мне дей­стви­тель­но ка­за­лось, что я живу пол­но­цен­но и ни­че­го не от­кла­ды­ваю на зав­тра . И если это то, к чему мы стре­мим­ся, - на­учить­ся жить, - то нужно на­чи­нать прямо сей­час. опубликовано

Урок №8

«Жизнь - на­и­ме­нее важ­ная де­я­тель­ность за­ня­то­го че­ло­ве­ка, но жить бы­ва­ет так труд­но на­учить­ся. В дру­гих делах легко найти ру­ко­вод­ство, а учить­ся жить при­хо­дит­ся всю жизнь»,

- Се­не­ка

Под­го­то­ви­ла: Тая Аря­но­ва

Сочинение на тему: Цели и средства

Цель оправдывает средства - это крылатое выражение, которое часто приписывается Н. Макиавелли. Идею о том, что цель оправдывает средства Макиавелли выразил в своём сочинении «Государь». По другой версии данная фраза могла принадлежать основателю ордена иезуитов Игнатию де Лойоле.

Так оправдывает ли цель средства? Все ли средства хороши для достижения цели? Можно ли ради достижения своей цели пойти на всё?

Ответы на эти вопросы никогда не будут однозначными. Для каждого человека средства достижения его целей будут зависеть от его морально-этических ценностей, психологических особенностей и специфики характера, образования и навыков, в конце концов - от объективных реалий жизни.

Вспомним "Преступление и наказание" Достоевского. Для героя его произведения убить старушку ради выправления своего финансового положения - вполне очевидный выход.

Гоголь, анализируя эту проблему на страницах поэмы «Мёртвые души», рисует двойственный образ главного героя. Вроде бы у Чичикова есть огромное желание "жарко заняться службою, всё победить и преодолеть. " Мы видим самоотверженного, терпеливого и ограничивающего себя во всех нуждах человека. Но с другой стороны, писатель отмечает, с помощью каких средств достиг герой своей цели: он "принялся угождать во всяких незаметных мелочах" своему начальнику, начал ухаживать за его дочерью и даже пообещал на ней жениться. Автор показывает, что для достижения успешной карьеры Чичиков пренебрегает законами морали: он лжив, расчетлив, лицемерен и циничен. Не случайно в финальной части фрагмента Н.В.Гоголь подчеркивает, что нравственный «порог» был самым трудным и после этого герою не составляло большого труда обманывать, угождать и подличать ради достижения своих целей. Так автор предупреждает читателя: свернуть с нравственного пути легко - трудно на него вернуться. Гоголь предлагает задуматься: стоит ли идти против общечеловеческих принципов, становиться негодяем даже ради достижения желанного?

Конечно, я согласна с этой точкой зрения и считаю, что стремление достичь желаемого любой ценой не только не приводит к счастью и благополучию, но и может сказаться на жизни других людей.

Обосновать свою позицию я хочу, обратившись к роману Льва Николаевича Толстого "Война и мир". На примере его героини Элен Курагиной, женщины безупречной внешней красоты и лоска, мы понимаем, к чему может привести эгоистичное стремление добиться своего. Охотясь за богатством графа Безухова, она добивается своего: выходит замуж за Пьера, становится одной и самых богатых женщин Петербурга. Но брак не приносит счастья молодым людям: Элен не любит своего мужа, не уважает его, продолжает вести привычный образ жизни. Мы видим, как циничный расчет героини приводит к краху семьи. История Элен и Пьера заставляет задуматься о том, есть ли смысл добиваться желанной цели любыми средствами.

Своё мнение мне бы хотелось обосновать, обратившись к рассказу "Нажмите кнопку", принадлежащего перу Ричарда Матесона. По сюжету перед нами предстаёт среднестатистическая семья Льюис. На первый взгляд, мы не можем упрекнуть Артура и Норму в бездуховности, ведь сначала предложение мистера Стюарта обменять жизнь незнакомого человека на пятьдесят тысяч долларов вызывает у супругов отвращение, негодование. К сожалению, уже на следующий день героиня начинает всерьез задумываться над заманчивым, на её взгляд, предложением агента. Мы видим, как в этой тяжелой внутренней борьбе побеждает мечта о путешествиях по Европе, новом коттедже, модной одежде... Читая этот рассказ, понимаешь, что неумение расставить приоритеты, отказ от общепринятых ценностей губителен для человека: ценой желаний Нормы оказалась жизнь ее мужа Артура. Так Ричард Матесон показал, к чему может привести стремление достичь желаемого любой ценой.

Произведения Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого и Р. Матесона позволяют понять, что человек не должен ставить перед собой цели, достижение которых требует отказа от общечеловеческих законов нравственности.

В завершение хочется напомнить полный текст крылатой фразы, которая была проанализирована ранее: "цель оправдывает средства если эта цель спасение души ". Именно в таком контексте будет правильно воспринимать данное высказывание.

Ещё примеры сочинений по направлению "Цели и средства" :

.
.
.
.
.

Аргументация для раскрытия темы итогового сочинения: "Цели и средства"

Примеры тематики целей и средств в литературе

В "Преступлении и наказании" Раскольников создает собственную философию, оправдывая свои меркантильные поступки, идя при этом на убийство с одной целью - добыть денег. Но автор дает своему герою шанс раскаяться в своих проступках.
В "Американской трагедии" молодой парень также оказывается перед выбором: быстрая карьера или жизнь с любимой девушкой, но которая бедна. В стремлении избавиться от нее как от голоса совести, он идет на ее убийство, но это не ведет его к счастью.
В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков ставит перед собой весьма странную цель и еще более странным образом пытается ее достигнуть - скупает души умерших крестьян.
В басне Крылова И.А. "Ворона и лисица" хитрая лиса крадёт сыр и это и есть её цель. Для неё не имеет значения, что своей цели она добилась лестью и обманом.
В "Тарасе Бульбе" Н.В. Гоголя - измена Андрия как средство достижения цели - личного благополучия.
В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Андрей Болконский, уходя на службу жаждал прославиться, "найти свой Тулон", но, получив ранение и осознав ужас происходящего, он кардинально изменяет своё мировоззрение.

Цели и средства аргументация

Первоочередной и самый очевидный аргумент в данном тематическом направлении итогового сочинения - это оправдывают ли цели средства? Стоит ли того результат, ради которого нужно стольким пожертвовать?
Другие аргументы:
§ невозможно достижение добра с помощью зла;
§ благие намерения требуют безгрешных способов реализации;
§ для добрых намерений порочные подходы не годятся;
§ невозможно достичь замысла аморальными способами.

Темы итогового сочинения по направлению "Цели и средства"

Аспекты данной тематики довольно многообразны, а, следовательно, можно предложить следующие темы для обсуждения:
  • Зачем нужны цели?
  • Почему столько важно иметь цель в жизни?
  • Можно ли достичь цели, когда препятствия кажутся неприступными?
  • Каков смысл поговорки: «Овчинка выделки не стоит»?
  • В чём состоит смысл фразы: «Когда цель достигнута о пути забывают»?
  • Достижение какой цели приносит удовлетворение?
  • Какие качества нужны человеку, чтобы достигать великих целей?
  • Как Вы понимаете слова А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?
  • Согласны ли Вы с Конфуцием: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
  • Что предполагает понятие «великая цель»?
  • Кто или что помогает человеку добиваться поставленных в жизни целей?
  • Можно ли жить вообще без цели?
  • Как Вы понимаете поговорку "Благими намерениями вымощена дорога в Ад"?
  • Как быть если Ваши цели сталкиваются с целями близких Вам людей?
  • Может ли цель потерять актуальность?
  • Как объединить людей для достижения общих целей?
  • Общие и частные цели - сходства и различия.
  • Что для Вас является "недопустимыми" средствами достижения цели?
  • Средства без целей не имеют ценности.
Материалы для итогового сочинения 2017-2018 года.