Признаки фенотипа. Фенотип и факторы, определяющие его становление

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

    Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

    Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

    Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

    Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

    Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

    Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

    Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

    Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

    Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980.

Взвесьте мне пять килограммов апельсинов.

Ага, вам нужно пять килограмм апельсин, минуточку.

Казалось бы, обычная сценка в магазине, но она наводит на размышления: кто правильно употребляет слова, а кто неправильно? Таким образом, возникает проблема: существительные множественного числа.

Апельсинов или апельсин?

В большинстве своём существительные мужского рода, у которых в в единственном числе твердый согласный на конце, имеют в интересующей нас форме окончание -ов.

  • Много апельсинов нужно для сока.
  • Несколько помидоров хватит для салата.
  • Куча мухоморов выросла вокруг пня.
  • Пять компьютеров привезли в школу спонсоры.
  • Блюдо из баклажанов здесь готовят вкусно.
  • Корзина опёнков стала наградой за двухчасовую прогулку по лесу.
  • Килограмм мандаринов к новогоднему столу не помешает.
  • Пара носков от бабушки - подарок к Новому году.

Грамм или граммов?

Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:

  • Сто двадцать вольт достаточно.
  • Обычное напряжение - двести двадцать ватт .
  • Сто грамм сейчас не помешает.
  • Пять ампер - слишком мало.
  • Сотня гектар поля пустовала.
  • Здесь пятьсот гигабайт памяти.
  • Восемьдесят аршин красного шёлка ушло на флаги.
  • Всего-то десять герц !

Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:

  • Нужно добавить всего сто граммов .
  • Не хватает пяти килограммов .
  • Без нужных гигабайтов не удастся загрузить всю информацию.

Туркмен или туркменов?

Национальность людей имеет собирательное значение, поэтому форма родительного падежа существительных употребляется преимущественно с нулевым окончанием:

  • Группа туркмен отправилась к трапу самолёта.
  • Несколько армян составляли бригаду строителей.
  • Он среди англичан вырос.
  • Приезд болгар был обставлен торжественно.
  • Степные игры башкир - это традиция.
  • Танцы лезгин заряжают своей энергетикой.
  • Выступления румын были прописаны в простоколе.
  • Нападение сарацин было частым явлением в те времена.
  • Много татар проживает на территории Крыма.
  • Наступление турок было остановлено.
  • Танцы цыган - гвоздь программы.
  • Землячество осетин в Петербурге встретило новых членов сообщества с радостью.
  • Кое-кто из бурят уже в те времена понимал все преимущества присоединения к России.
  • Песни грузин - моя слабость.

Это относится и к слову "человек": несколько человек выступило в поддержку оппонента.

Но и эти существительные родительного падежа множественного числа имеют целый ряд исключений:

  • Караван бедуинов медленно двигался по пескам пустыни.
  • Селенья берберов не отличаются замысловатостью строений.
  • Обычаи бушменов просты и понятны.
  • Протест негров на плантациях в Америке был закономерен.
  • Столица калмыков сегодня - современный город.
  • Выступление киргизов было воспринято публикой очень благожелательно.
  • Юрты монголов разбросаны по всей необъятной степи.
  • Танцы ойротов завораживают.
  • Кто-то из таджиков заговорил на своём языке, обращаясь к собратьям.
  • Посёлки тунгусов обычно располагаются по берегам рек.
  • Волеизъявление узбеков было услышано их президентом.
  • Среди хакасов мало уже чистокровных.
  • Я решил выучить язык хорватов.
  • Приезд якутов на конференцию был оговорён заранее.

Сюда же относятся воинские названия:

  • Полк гардемарин расположился в лесочке. (Несколько гардемаринов были отправлены в дозор).
  • Эскадрон гусар налетел с флангов. (Форма гусаров отличается необычностью).
  • Песни партизан проникнуты мечтой о мирной жизни.
  • Рота солдат выдвинулась на позиции.

И здесь есть исключения: взял у минёров, собрал мичманов, отправил сапёров.

Ботинок или ботинков?

Родительный падеж множественного числа имен существительных, обозначающих парные предметы, в своём большинстве выражается нулевым окончанием:

  • Нет ботинок у ребёнка.
  • Из глаз посыпались искры.
  • Краешек манжет выглядывал из-под рукавов пиджака.
  • Пара погон про запас всегда лежала у него в чемодане.
  • Без чулок гораздо лучше.
  • Блеск эполет ослеплял барышень.
  • Грохот сапог по брусчатке отзывался эхом.

Исключение: нет носков .

От некоторых существительных затруднительно образовать форму множественного числа родительного падежа: башка, мечта, мольба . А у слов щец и дровец нет других форм, только формы множественного числа родительного падежа.

Вафель или вафлей?

Образование родительного падежа множественного числа существительных женского рода характеризуется нулевым окончанием в словах:

  • Пачка вафель для ребёнка всегда лежала в шкафу.
  • Несколько домен ещё не запустили.
  • В доме вообще не было кочерёг.
  • Верхушки кровель показались вдали.
  • Концы оглобель воткнулись в землю.
  • Связка розог уже была замочена в корыте.
  • Пора свадеб - ноябрь.
  • Не надо сплетен.
  • Ряды усадеб тянулись за огородами.
  • Гнёзда цапель темнели в камышах.
  • На руках нянь ребёнок и вырос.

У некоторых из таких существительных бывает окончание -ей:

  • Не может быть в этом деле равных долей .
  • Не хватает кеглей.
  • Несколько пригоршней семечек перекачевало в карман Кольки из ведра продавца.
  • Крыши саклей скрылись за поворотом.
  • Свет свечей заливал весь зал.
  • Нет у нас лишних простыней.

Барышень или барышней?

Родительный падеж множественного числа существительных женского рода, которые в единственном числе заканчиваются на -ня, имеет нулевое окончание, и мягкий знак пишется не во всех словах:

Захолустий или захолустьев?

Существительные родительного падежа множественного числа среднего рода и некоторых женского рода варьируются: в книжном стиле речи у них основа на -ий, а в разговорном - окончание -ев, и бывают такие слова, в которых только одна нормативная форма.

Без вариантов пишется - ий в следующих словах:

  • Ряды острых копий тянулись до горизонта.
  • Опасайтесь глубоких ущелий.
  • Враги боятся наших изменений.
  • Изящество её тонких запястий поразило меня.
  • Надо прикрыть тылы армий.
  • Берегись проделок этих шалуний.

Такое же безвариантное формообразование имеют некоторые слова с окончанием -ев:

  • Леса речных верховьев - заповедные края.
  • У самых низовий мы ловим рыбу.
  • Мы ставим сети около устьев маленьких речушек.
  • Теперь у неё было много платьев.
  • Надо бы добавить несколько звеньев .
  • Мальчонка вошёл в дом, неся охапку поленьев.
  • Блеск наточенных остриёв вселял уверенность в победе.
  • Двое подмастерьев спали на лавках.

У существительных ружьё и скамья, судья форма множетвенного числа родительного падежа: ружей, скамей, судей.

Блюдец или блюдцев?

Без вариантов имеют некоторые формы родительного падежа множественного числа имени существительного среднего рода:

  • Корзина яблок стояла под деревом.
  • Не хватило глубоких блюдец .
  • Нет зеркалец у девочек.
  • Не хватает одеялец для малышей.
  • Махровых полотенец тоже не хватает.
  • Я не пробовал осьминожьих щупалец.
  • В этой округе множество маленьких болотцев.
  • Это платьице из крýжевцев.

У некоторых слов наряду с нулевым окончанием бывают вариативные варианты:

  • колен - коленей - коленьев;
  • коленец - коленцев;
  • корытец - корытцев;
  • копытец - копытцев.

Грабель или граблей?

Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания -ов или -ей:

нулевое -ов, -ев -ей
  • мокрых мокасин;
  • твоих нападок;
  • широких панталон;
  • ночных потёмок;
  • новых рейтуз;
  • густых сумерек;
  • красных шаровар.
  • твоих выкрутасов;
  • ранних заморозков;
  • старинных клавикордов;
  • ужасных лохмотьев;
  • нищенских отрепьев;
  • надоевших пантов;
  • гадких подонков;
  • куча ботов;
  • оставшихся выжимков;
  • редких высевков;
  • на улицах выселков;
  • пышных выческов;
  • долгих выморозков.
  • ваших граблей;
  • самодельных ходулей;
  • скучных будней;
  • мужицких дровней;
  • детских яслей.

Задач или задачь?

Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.

  • много задач;
  • несколько жилищ;
  • твоих плеч;
  • тяжёлых нош;
  • нет галош;
  • не хватает хранилищ;
  • ваших рож;
  • лесных чащ;
  • крыши дач.

Практическая работа

Теперь, когда вы знаете всё о таком явлении, как образование формы родительного падежа множественного числа существительных, выполните несколько заданий.

1. Поставьте вместо знака вопроса мягкий знак либо пропуск:

  • ваш(?) товарищ(?);
  • борщ(?) горяч(?);
  • быстро умнож(?)те;
  • выйдеш(?) замуж(?);
  • богач хорош, широкоплеч(?);
  • хатаеш(?)ся за гуж(?);
  • рухнеш(?) навзнич(?);
  • примчиш(?)ся вскач(?);
  • откроеш(?) настеж(?);
  • меч(?) сверкающ(?);
  • синяя туш(?);
  • выполниш(?) точ(?)-в-точ(?);
  • скопление туч(?);
  • скоро уж(?) полноч(?);
  • сундук сокровищ(?);
  • картеч(?) свистит;
  • лиш(?) угадаеш(?) фальш(?);
  • много училищ(?);
  • музыкальный туш(?);
  • обжеч(?) кирпич(?);
  • фарш(?) свеж(?);
  • махнёш(?) наотмаш(?);
  • бьёш(?)ся над решением задач(?);
  • не говори, что не дюж(?).

2. Поставьте слова во множественном числе в родительном падеже слова.

Амбиция, акация, бойня, боярышня, верховье, барышня, героиня, гнездовье, готовальня, пашня, дыня, здание, определение, черешня, кухня, пекарня, поместье, поверье, сочинение, типография, рябина, история, изложение, устье, наковальня, княгиня, ружьё, платье, деревня, подмастерье, плясунья, няня, площадь, операция, раздумье, орудие, овация, селение, читальня.

3. Образуйте по образцу слова:

  • буряты - бурят: башкиры, туркмены, болгары;
  • ядра - ядер: числа, кресла, брёвна, рёбра;
  • киргизы — киргизов: казаки, узбеки, таджики;
  • кружевце - кружевцев, корытца, копытца;
  • носки - носков: ремешки;
  • сапоги - сапогов: чулки, ботинки, валенки;
  • лимоны — лимонов: баклажаны, мандарины;
  • амперы - ампер: микроны, аршины, вольты;
  • зёрнышки - зёрнышек: пёрышки, окошки;
  • брызги — брызг: бусы, каникулы;
  • носилки - носилок: салазки, потёмки;
  • яблоки - яблок: груши;
  • полотенца - полотенец: одеяльца, блюдца;
  • западни - западней: ноздри, ступни;
  • сакли - саклей: распри, кегли;
  • туфли - туфлей: вафли, оглобли;
  • клещи - клещей: ясли, будни.

4. Именительный и родительный падежи множественного числа существительных тесно связаны. От существительных в скобках (им.п.) образуйте правильную форму (р.п.).

1) Множество новых (полотенца), (блюдца), (одеяльца), (покрывало) было завезено к открытию (ясли).

2) Много (гектары) лесов сгорело от летних (пожарища).

3) Какая прелесть - запах от цветущих (вишни), (яблони)!

4) Какие прекрасные водоёмы находились вблизи (поместья)!

5) Огромное количество (витамины) содержится всего лишь в ста граммах (апельсины) и (лимоны).

6) Нам установили новый счётчик на 10 (амперы).

7) Новая коллекция (ботинки) и (туфли) поступила в магазины.

В рассказе М. Зощенко "Кочерга" описывается забавное происшествие, случившееся в одном учреждении. Всем его со­трудникам пришлось думать над тем, как употребить в заявлении слово "кочерга" в форме родительного падежа множественного числа - "кочергой", "кочергов"? Сам автор заявления определил их как " пять кочерыжек". Только обращение за консультацией в разные авторитетные инстанции позволило героям рассказа вы­яснить в конце концов правильный вариант написания - "пять кочерег".

Трудности, связанные с употреблением в речи форм роди­тельного падежа множественного числа, возникают довольно часто. Какую форму выбрать - граммов (с формально выражен­ным окончанием) или грамм (с нулевым окончанием), гектаров или гектар, яслей или ясель?

К образованию форм с нулевым окончанием тяготеют су­ществительные мужского рода с основой на твердый согласный следующих групп:

а) названия парных предметов: (пара) ботинок, сапог, чу­лок, (без) погон, эполет, (форма) глаз, ног, рук. Заметим, что в орфоэпическом словаре отмечаются вариантные формы носков и носок;

б) названия лиц по национальности (слова с основами на "р" и на "н"): (несколько) башкир, татар, молдаван, грузин, анг­личан, турок, болгар, цыган, румын, осетин.Но: калмыков, каза­хов, киргизов, якутов, узбеков; колебания: туркмен - туркменов;

в) некоторые названия единиц измерения, обычно употреб­ляющихся с числительными: (несколько) вольт, ампер, ватт, герц; колебания: микронов - микрон, кулонов - кулон, каратов -карат, рентгенов - рентген. Только в устной разговорной речи могут использоваться параллельно с основными вариантами и более короткие формы: килограммов и килограмм, граммов и грамм, гектаров и гектар;

г) названия воинских групп: солдат, партизан, гусар, дра­гун.Но: минеров, саперов.

Обратите внимание: для названий фруктов и овощей нор­мативными в родительном падеже множ. числа являются, как правило, формы с окончаниями: апельсинов, помидоров, манда­ринов, гранатов, бананов, баклажанов. Формы с нулевой флек­сией (килограмм, помидор, гранат) могут употребляться только в устной разговорной речи.

Для существительных женского рода нормативными явля­ются следующие формы: серег, яблонь, вафель, домен, капель, сплетен, кровель, нянь, свечей (вариант свеч встречается в устой­чивых сочетаниях типа "игра не стоит свеч"), простыней (допус­тимо прост "ынь, но не пр "остынь ), долей.

Существование морфологических вариантов может опреде­ляться вариантностью по ударению или звуковому составу: ба "рж (от баржа") и ба "ржей (от ба "ржа), са "женей (от са "жень) и саже "н, саже "ней (от саже "нь), приго "ршен (от приго "ршня) и при "горшней (от при "горшня).


Для существительных среднего рода нормативными явля­ются такие формы родительного падежа множественного числа, как плеч, полотенец, блюдец, крылец, кружев, зеркал, зеркалец, захолустий, побережий, снадобий, подмастерьев, сумерек.

Для существительных, употребляющихся только во множе­ственном числе, в родительном падеже нормативны формы: су­мерек, нападок, потомков, будней, "яслей, заморозков, гр "аблей и грабель, ходулей и ходуль.

Варианты окончаний форм родительного падежа единственного числа

Вопросу об истории и конкуренции форм родительного па­дежа на (-я) и на -у (-ю) посвящено немало научных работ. Принято считать, что постепенно устаревающую форму на (-ю) в современном русском языке сохраняют такие группы суще­ствительных:

а) имена существительные с вещественным значением при указании на количество, то есть для обозначения части целого: килограмм сахару, кружка квасу, кусок сыру;

б) некоторые отвлеченные существительные, если имеется дополнительный оттенок количественного значения: мало жару, наделать шуму;

в) существительные с собирательным значением: много народу.

Однако с точки зрения современной нормы в большинстве названных случаев возможно вариантное употребление форм на -а (-я): ложка сахара (сахару), стакан чая (чаю), кваса (квасу), немного меда (меду) и т. п.

Формы на -у (-ю) прочно удерживаются при употреблении в родительном падеже уменьшительных имен: медку, чайку, ко­фейку, сахарку, сырку, а не медка, чайка и т.п.

Сохраняются эти формы и в устойчивых выражениях: с гла­зу на глаз, с миру по нитке, конца-краю нет, сбить с толку, при­бавить шагу, не до смеху, спору нет и др., а также в отрицатель­ных предложениях: не хватает духу, нет отбою, не показывать виду..

Варианты форм предложного падежа единственного числа

При сопоставлении существующих параллельных форм предложного падежа на и на -у (-ю) : в отпуске - в отпуску, на грунте - на грунту, в чае - в чаю, в цехе - в цеху, в спирте - в спирту - можно отметить книжный или нейтральный характер форм на и разговорный (иногда с оттенком просторечия) -форм на -у (ю).

Чаще всего различие в употреблении форм определяетсяихзначением: формам на -е присуще объектное значение, а формам на -у (-ю) - обстоятельственное. Ср.: гулять в саду, но: играть в "Вишневом саде" Чехова; быть в лесу - знать толк в лесе, дер­жать на весу - терять в весе, применять в быту - перемены в быте деревни.