Прохождение shadows on the vatican act. Broken Sword: The Angel of Death: Прохождение


Возьмите телефон с кухонного стола (он находится между холодильником и газовой плитой). После телефонного разговора поговорите с пришедшим Марио обо всём – получите ключи. Пройдите в ванную (она находится справа). В шкафу справа от раковины осмотрите швейный набор – получите иголку, нитки и герметик. Из шкафчика над раковиной достаньте аптечку. В инвентаре раскройте аптечку – получите вату, перекись водорода, скальпель и марлю. Осмотрите биде (достижение "Italian memories" ). Вернитесь в комнату. Включите газовую плиту. Достаньте из инвентаря иглу и прокалите её над газовой плитой. В инвентаре вставьте нитку в прокалённую иголку. В инвентаре намочите вату перекисью. Достаньте из инвентаря намоченную вату и протрите ею порез на руке Марио. Достаньте из инвентаря нитку с иголкой и зашейте рану Марио. Достаньте из инвентаря марлю и перебинтуйте руку Марио (достижение "James Murphy, doctor" ).

Вы пройдёте в бар и получите от Марио бутылку граппы. Выйдите наружу. После звонка достаньте из инвентаря ключи и отоприте ими красную машину. Отправьтесь на Пьяццо Фарнезе.

Оказавшись в Каса Ди Санта Бриджита, попробуйте поднять с пола записную книжку. Поднимите записную книжку и книгу "In nome di Dio". Осмотрите ремешок и пятно крови. Выйдите наружу (достижение "The game is on" ).

После посещения больницы вернитесь на Пьяццо Фарнезе. Войдите в обитель. В инвентаре осмотрите книгу – получите закладки. Если вы хотите получить достижение "Harder path" , отправьтесь к дому Джона, войдите в квартиру, достаньте из инвентаря закладки и приложите их к календарю на стене. Если нет, то же можно проделать и в обители: достаньте из инвентаря закладки и приложите их к календарю, находящемуся за монахиней. Достаньте из инвентаря закладки и положите их обратно в книгу. В инвентаре осмотрите книгу. Далее осматривайте закладки, запоминайте дату и месяц, после чего в тексте выбирайте слово, где номер строки соответствует дате, номер слова – месяцу:

  • Святой Алексиc Фальконьери – 17.02 – cooperative;
  • Святой Иаков – 03.05 – Ostia;
  • Святой Иосиф – 19.03 – bank;
  • Святой Ян Непомуцкий – 05.01 – credit;
  • Святой Станислав Щепановский – 11.04 – of;

Выйдите наружу. Отправьтесь в банк.

Поговорите с женщиной, сидящей слева, обо всём. Поговорите с Паолой Марано обо всём (она стоит справа). Поговорите с женщиной, сидящей слева, обо всём. Достаньте из инвентаря библию и отдайте её женщине. Возьмите со стеклянного стола книгу. В инвентаря осмотрите только что полученную книгу. Скопируйте надпись в записную книжку (щёлкните левой кнопкой мыши по надписи). Достаньте из инвентаря скальпель и вскройте выпуклость под надписью. Достаньте медаль. Достаньте из инвентаря книгу и верните её женщине, сидящей слева (достижение "Zen Master" ). Выйдите наружу. Отправьтесь на Пьяццо Фарнезе.

Пройдите в обитель. Поговорите с монахиней обо всём. Осмотрите шкаф с ключами. Попробуйте взять ключ. Осмотрите пустую бутылку под картиной. Достаньте из инвентаря бутылку граппы и отдайте её монахине (достижение "James the Sinner" ). Возьмите ключи. Выйдите наружу. Отправьтесь к дому Джеймса.

Войдите в квартиру. В инвентаре осмотрите медаль. Воспользуйтесь ноутбуком, откройте поисковик (сбоку появится блокнот с надписью на латыни), щёдкните по фразе на латыни, нажмите кнопку "Search" (достижение "Cyberspace Surfer" ). Закройте ноутбук. Выйдите наружу. Воспользуйтесь красной машиной. Отправьтесь в Капену.

Поговорите со смотрителем обо всём. Попробуйте снять с кафедры драпировку. Достаньте из инвентаря кошелёк и отдайте из него деньги смотрителю – он уйдёт (достижение "Cheap James" ). Снимите с кафедры драпировку. Достаньте из инвентаря драпировку и повесьте её на гаситель свечей. Достаньте из инвентаря гаситель свечей с драпировкой и повесьте драпировку на дальнее окно. Поверните драпировку так, чтобы крест был вертикален, длинная его перекладина совпадала с перекрестьем шпросов (достижение "Take that, dr. Jones" ).

Достаньте из инвентаря связку ключей Кристофоро и отоприте ими замок в нише у левой части арки – получите дневник и телефон. Выйдите наружу. Отправьтесь к дому Джеймса.

Войдите в квартиру. Достаньте из инвентаря телефон и подключите его к ноутбуку. PIN-код был написан в записной книжке Кристофоро – 3795. Введите его с клавиатуры и нажмите кнопку "Enter". Щёлкните по иконке видеоролика "movie_01" – получите кадр ролика. Откройте карту и отправьтесь на Пьяццо Фарнезе.

Достаньте из инвентаря фотографию и используйте её на ювелирный магазин. Воспользуйтесь домофоном. Во время разговора достаньте из инвентаря фотографию и покажите её продавцу, в появившемся окошке укажите на свидетеля в правом нижем углу, затем на преступника – продавец уйдёт, предварительно бросив сигару. Поднимите сигару с земли (достижение "Not afraid of pixel hunting" ). В инвентаре сравните сигару с фотографией. Ещё раз воспользуйтесь домофоном. Во время разговора достаньте из инвентаря сигару. Откройте карту и отправьтесь в клуб "Раджа".

Во время погони двигайтесь следующим образом (направления даются относительно экрана, а не вида из машины): направо, направо, налево, направо, вверх, налево, направо, вниз, вниз, вниз, направо (достижение "Lights off" ).

Нажмите пробел (достижение "Look, a bush!" ). Достаньте из инвентаря телефон Кристофо и спрячьте его в плюще на заборе над серой машиной (правее вашей красной машины). Когда охранник отвернётся, перебегите за мусорный бак. В инвентаре воспользуйтесь телефоном. Когда охранник отойдёт, переберитесь к красной машине. Достаньте из инвентаря намокшую вату и протрите номера на задней части машины. Вернитесь к дому Джеймса.

Зайдите в бар. Поговорите с Марио обо всём – узнаете логин и пароль для входа в базу данных полиции. Выйдите наружу. Войдите в квартиру. В инвентаре откройте дневник и пролистайте его – узнаете про организацию DreamRes (если прочитаете до конца, получите достижение "Attentive reader" ). Воспользуйтесь ноутбуком. Откройте поисковую систему. Щёлкните в блокноте DreamRes и нажмите кнопку "Search". Закройте окно поисковика. Войдите в базу данных. Введите логин и пароль с блокнота (Anita-L и Nolk27 соответственно), нажмите кнопку "Enter" (достижение "Mysterious password" ). Введите номер с блокнота (VK-3C*G2) и нажмите кнопку "Enter". Поскольку нас интересует элитный автомобиль в Риме, подходят два номера: VK-3C3G2 и VK-3C7G2, наш – второй. Закройте ноутбук. Откройте карту и отправьтесь в дом Эвола.

Осмотрите поломанную ограду возле камеры. Передвиньте мусорный контейнер. Достаньте из инвентаря скальпель и перережьте провода камеры. Перелезьте через забор. Достаньте из инвентаря скальпель и отрежьте кусок ткани, которой покрыта машина. Заберитесь по лесам. Достаньте из инвентаря ключи Кристофо и зацепитесь ими за леса. Оказавшись на крыше, достаньте из инвентаря герметик и промажьте им дверь. Если хотите получить достижение "Ho ho ho!" , сохранитесь, выйдите из игры, измените время компьютера на 24 декабря, загрузите сохранённую игру, попробуйте залезать в трубу – после получения достижения время компьютера можно вернуть обратно. Достаньте из инвентаря кусок ткани и закройте им трубу.

Играем за Сильвию (достижение "Lots of space here..." ). Поговорите с Джоном обо всём. Если хотите получить дополнительные достижения, скажите, что вы Элиза Флави (достижение "Audere Semper" ); когда Джон попросит вас посчитать, попытайтесь пошутить, затем сказать "7" (достижение "Math ace" ).

Ночью включите лампу, стоящую рядом с диваном. Возьмите одеяло, лежащее на коробках слева. Возьмите швабру, стоящую в красном ведре у входа в ванную комнату. С дивана возьмите подушку. В инвентаре соедините подушку со шваброй, затем полученный агрегат – с одеялом. Положите получившийся манекен на кровать. Выключите лампу. Спрячьтесь за коробками у входной двери (достижение "Thrilled face" ). Дополнительное достижение "Dialogue skipper" вы получите в том случае, если пройдёте первый эпизод быстрее чем за два часа.

Продолжение следует.

Сюжетные достижения

Достижения открывающиеся в процессе прохождения игры. Их невозможно пропустить.
Таких достижений 12 из 20.

Джеймс Мёрфи, доктор

Подсказка:
Необходимо найти, чем зашить рану бармену. Иголку нужно стерилизовать.
Ответ:
Идем в ванную комнату(Bathroom). Берем предметы(Sewing Kit), затем аптечку в шкафчике над раковиной(Cabinet). В меню инвентаря, распаковываем аптечку(жмем на нее ПКМ). Там же объединяем предметы: Cotton и Peroxide. Выходим из ванной комнаты.
Включаем плиту(Stove). Стерилизуем иголку(Needle). Обрабатываем рану Марио с помощью Soaked cotton. В инвентаре объединяем Sterile needle и Thread. Используем их на пациенте.
Обматываем рану бинтами(Gauze).

Игра началась

Подсказка:
Выходим на улицу, отправляемся на встречу с другом. Исследуем место, где его найдем.
Ответ:
После того как бутылка алкоголя телепортировалась из руки бармена в руку ГГ, выходим на улицу.
Берем ключи и используем их на красном автомобиле. Едем в Piazza Farnese.
В гостинице, берем вещи с пола: Notepad, Book. Осматриваем остальные с помощью ПКМ. Уходим.

Дзен Мастер

Подсказка:
Ответ на загадку спрятан в книге. Ключом к разгадке, являются даты. Найдите календарь.
Ответ:
На карте выбираем Piazza Farnese. Идем в Santa Brigida"s house. Открываем книгу(Book) c помощью ПКМ. Забираем закладки(Holy pictures). Используем их на календаре, позади монашки. Возвращаем закладки в книгу.
Теперь каждой странице нужно найти спрятанное слово. Подсказки в виде даты появляются, при нажатии на закладку с помощью ПКМ. На первой странице подсказка - 17 февраля. Значит ответ будет - 2 слово справа в 17 строке сверху. И т.д.
Все ответы согласно порядку страниц: сooperative, Ostia, bank, credit, of.

Отправляемся в банк(Bank).

Подсказка:
Старушка не даст вам взять книгу с журнального столика. Убедите ее. Та книга с секретом, потом книгу нужно будет вернуть.
Ответ:
Сначала разговариваем со старушкой, обсуждаем с ней всех ее родных. Затем с девушкой у стойки, затем снова со старушкой. На стеклянном столике лежит книга(Book of prayers), но ее не взять, не доказав бабуле ваши добрые намерения. Покажите ей вашу Библию. Берем ту книгу, открываем ее. Жмем на подпись. Затем используем скальпель на левом форзаце, ниже подписи. Забираем монету. Отдаем книгу старушке и уходим.

Джеймс грешник

Подсказка:
Возвращаемся в Santa Brigida"s house и соблазняем сестру Кандиду. Взамен она позволит вам сделать кое-что запрещенное.
Ответ:
Возвращаемся к монашке в Santa Brigida"s house. Видим как она закладывает за воротник. (И это на рабочем то месте, и с самого утра!!!) Жмем ПКМ по той бутылке, которую она поставила позади себя. Берем бутылку в вашем инвентаре и даем монашке. Теперь мы можем забрать ключи Христофора, висящие в шкафчике, позади монашки.

Интернет серфер

Подсказка:
В интернете найдите информацию о монете.
Ответ:
Возвращаемся в свою квартиру. Осматриваем монету, полученную в банке, с помощью ПКМ. Используем ноутбук, для поиска информации о ней. На рабочем столе ноутбука выбираем ярлык Web search engine. Жмем на записи из блокнота, потом кнопку поиска.

Плохой Джеймс

Подсказка:
Подкупите сторожа церкви.
Ответ:
Отправляемся в Capena. Пытаемся снять драп(Drap) с церковного аналая.(Тумба с которой проводится проповедь). Сторож не позволит этого сделать. Тогда отдаем ему наши кровные(Walet).

Сделано, доктор Джеймс

Подсказка:
Одно из окон в церкви хранит в себе подсказку.
Ответ:
Снимаем драп(Drap). Соединяем драп с посохом в углу(Candle-snuffer). Используем получившийся предмет с левым крайним окном. Полотно нужно установить так, чтоб посох в руках священника совпадал с вертикальной стойкой окна. А горизонтальная стойка попадала на горизонтальные поперечины посоха. Ответ под спойлером на скриншоте, по ссылке ниже.

Внимательный читатель

Подсказка:
Открыть тайник, на который указал луч света из окна. Там есть что-то важное.
Ответ:
Используем ключи Христофора на то место, куда падет тень от занавешенного окна.
Пролистываем дневник до конца. Персонаж делает пометки в блокноте.

Сюжетные достижения, после церкви

Не побоялся охоты за пикселями

Подсказка:
Ответ на вопрос, кто напал на Христофора, кроется в его мобильном телефоне.
Ответ:
Возвращаемся к себе на квартиру. Используем ноутбук, для подключения мобильного телефона. Пин-код написан в блокноте Христофора - 3-7-9-5
Отправляемся в Piazza Farnese. Используем Photo of the meeting чтобы попасть в магазин драгоценностей(Jewellery). Затем воспользуемся домофоном(Interfone). Вышедшему человеку, так же показываем Photo of the meeting. Сначала, во время диалога, на фото указываем на подозреваемого, потом в другой раз, на заднем плане, стрелочкой находим нашего собеседника. Подбираем сигару на мостовой, возле магазина.

Таинственный пароль

Подсказка:
Нужно расколоть владельца магазина на некую информацию. Отправляемся в то место, о котором узнали от него. После бешеной, голливудской погони, мы все же догоняем нужный нам автомобиль. Здесь нам нужно отвлечь охранника и узнать номер машины. Затем идем к бармену, у него (как раз!!!) есть возможность пробить номер автомобиля по базе данных.
Ответ:
Соединяем сигару с фото(Photo of the meeting). Снова звоним в домофон. Снова предъявляем владельцу магазина фотографию. Вот тут он дает нам наводку на некоего типа. Отправляемся в ночной клуб. Тут следует мини-игра: погоня за подозреваемым. Проходим ее.
В переулке, над серой машиной находятся кусты(Bash), прячем там телефон Христофора. Затем, прячась за мусорным баком, звоним на этот телефон. Это отвлекает охранника, и мы добираемся до красного автомобиля(Luxury car). Заодно помоем его номер(License plate number), используя вату, которой ранее обрабатывали рану бармену Марио. Кстати к нему мы сразу после этого и возвращаемся, поговорить. Затем идем в свою квартиру. Используем ноутбук, чтобы узнать кому принадлежит автомобильный номер. Жмем на рабочем столе Motor Vehicles Department. Вводим логин, пароль. Регистр букв важен.
Подсказка:
Находим координаты владельца автомобиля и отправляемся к нему домой. В том доме нужно устроить маленькую пакость, чтобы отвлечь его владельца.
Ответ:
Вводим автомобильный номер: VK-3C*G2 . Жмем 4 и 8 в списке. Затем ищем координаты владельца в интернете - вторая строчка в блокноте, напротив поиска. Если нет этой строчки, значит вы не прочитали дневник Христрофора.
Отправляемся в новое место. На этой локации только следующая комбинация сдвигает этот чертов ящик: ПКМ на Damaged fence + ЛКМ на Garbage bin. Затем скальпелем отключаем камеру слежения. Перелезаем через Damaged fence. Срезаем скальпелем кусок от полотна, закрывающего автомобиль. Пытаемся залезть на крышу по строительным лесам. И.... Чтоб не сорваться, нам приходят на помощь, неожиданно, ключи Христофора!!! Затем, так же неожиданно, дверь нужно смазать силиконом, чтоб она не открылась. Теперь забиваем трубу тем куском брезента от машины.

Взволнованное лицо

Подсказка:
Из подручных средств нужно сделать приманку.
Ответ:
Разговариваем с Сильвией. Много разговариваем.
Начинаем играть за Сильвию, включаем лампу, она стоит рядом. Берем все, что плохо лежит: подушку с дивана, клетчатую ткань(Blanket), возле картонных коробок на переднем плане и швабру(Rag), в углу, возле красного ведра. Все это соединяем вместе и размещаем на диване(Sofa). Затем выключаем свет и прячемся в картонной коробке(Boxes), возле двери, на переднем плане.
Первый акт считается пройденным, после финального ролика.

Достижения которые легко пропустить

Таких достижений в этой игре 8.

Итальянские воспоминания

Во время обучения, когда вы будете залечивать рану Марио, в ванной комнате можно найти биде. Обследовав его ПКМ, заработаете достижение.

Ватикан

Вернувшись к стенам Ватикана, вы заметите сидящего на скамье Арчи. Спросите у него, что он здесь делает и попробуйте стащить у него бутылку денатурата. Естественно бродяга не позволит вам забрать ее и предложит обменять денатурат на какой-нибудь полезный предмет из вашего инвентаря. Но поскольку у вас нет подходящего предмета, оставьте Арчи в покое и идите дальше.
От главных ворот, охраняемых двумя стражами, сверните налево и поройтесь в мусорном баке. В нем вы обнаружите полбутылки шампанского. Предложите эту находку Арчи и он с удовольствием обменят шампанское на денатурат.
Возвращайтесь к мусорному баку, вылейте в него денатурат и подожгите его с помощью зажигалки Альфонсо. После того, как бак охватит пламя, Джордж и Нико автоматически спрячутся за углом. Посмотрите как стражники в панике пытаются потушить огонь. Поскольку они оставили ворота без присмотра у вас есть возможность проникнуть на территорию вафельной фабрики незамеченным.
В здании фабрики идите в ранее запертую дверь, за которой вы обнаружите еще одну машину по производству вафель. За процессом наблюдает не кто иная, как сестра Анжелика. Пока Нико беседует с монахиней тет-а-тет, осмотрите помещение. Обратите внимание на две тестомешалки и на горстку рассыпанной рядом золотой пыли. Затем спросите сестру Анжелику откуда здесь взялось одноатомное золото. Пока вы будете беседовать с монахиней, на территорию фабрики зайдет кардинал Джинелли. Оставьте сестру Анжелику в покое и идите за кардиналом.
Выйдите через боковую дверь и направляйтесь за кардиналом в сад монастыря. Здесь вам придется остановиться, поскольку территорию патрулируют пятеро монахов с фонарями. Изучите маршрут патрулирования ближайшего монаха и, как только появится подходящий момент, проследуйте за ним прямо к парадной двери монастыря. Входите внутрь.
Оказавшись в монастыре, идите прямо по коридору пока не увидите приоткрытую дверь в кабинет отца Девлина. Здесь вы, наконец, узнаете всю правду о заговоре, о ковчеге и об истинном предназначении одноатомного золота. В конце разговора Джорджа как всегда наградят звонкой оплеухой и отправят в глубокий нокаут.
Через несколько минут вас разбудит Марк и скажет, что Нико утащили в подземелье под монастырем. Подойдите к умирающему кардиналу Джинелли и заберите у него еще один манускрипт. Изучив его, выходите в коридор и идите к люку. Попросите Марка подержать люк, пока вы используете на замке клюшку для гольфа. Сломав его, откройте люк и спускайтесь вниз, где вас ждет очередная головоломка.
Перед вами две статуи ангелов. Под каждой из них расположены песочные часы, которые необходимо повернуть так, как это нарисовано на картине в кабинете кардинала Джинелли. Подойдите к любому из ангелов и поверните левые часы песком вниз. Правые - песком вправо. Затем заберитесь на статую и поверните голову ангела. Если после этого раздастся щелчок, значит вы все сделали правильно. Со следующим ангелом проделайте ту же процедуру (расположение песочных часов на обеих статуях должно быть идентичным). После этого попросите Марка подержать голову ангела в повернутом положении и спускайтесь по появившейся в полу лестнице в подземелье.
Попав в катакомбы, идите по коридору пока не упретесь в массивную дверь. С помощью огнестойкого одеяла выкрутите лампочку и возвращайтесь в начало коридора. Открутите ножом защитную панель распределительного щита. Затем, вооружившись резиновыми перчатками, отсоедините один из проводов и направляйтесь к двери. Вставьте в плафон взрывчатку вместо лампочки и вновь соедините провода дабы детонировать С4. Выходите через образовавшийся после взрыва проход.
Войдя в помещение с колоннами вы лицом к лицу столкнетесь с вооруженными монахами. Благо к вам на подмогу вовремя подоспеет кавалерия во главе с Марком и мистером Спалаччи. Да еще и Анна Мария вытащит вас прямо из-под пуль. Переговорите с ней и, дождавшись окончания пальбы, прочтите четырнадцать латинских стихов, выгравированных на каждой колонне. Узнав, таким образом, важные вещи о ковчеге спросите Марка и Спалаччи об их самочувствии. Убедитесь, что с ними все в порядке и вместе с Анной Марией выходите через дверь.
В следующем помещении вас ждет еще одна загадка. Подсказка к ней спрятана в правой верхней части манускрипта. Сообразив что к чему, расположите три креста так, как это показано на рисунке.

Еще один коридор и еще одна головоломка. На этот раз вам необходимо пройти по изображенным на полу эмблемам. Постарайтесь не ошибиться, иначе Джорджа раздавит огромный валун. Чтобы безопасно до конца пути начните со второй эмблемы слева и сделайте шаг вперед. Затем два шага направо и еще два - вперед. Влево. Вперед. Два шага влево и опять два вперед. Наконец пройдите пару шагов направо и, не опасаясь быть раздавленным, идите вперед. После этой процедуры подождите пока Анна Мария присоединится к вам и идите дальше.
Дальше вы увидите пропасть, через которую ведет узенький мост. Аккуратно перейдите по нему на противоположную сторону. Как только Джордж упадет в открывшийся люк, скомандуйте Анне Марии потянуть вниз рычаг с кинжалом. Затем с полумесяцем и львом. И наконец, с крестом.
В конце последнего на сегодня коридора стоит статуя предположительно Жака де Моле. Исходя из подсказки в манускрипте, вложите в руку статуи карту и подожгите ее с помощью зажигалки. Когда дверь откроется, входите в пещеру, в которой хранится ковчег. Но теперь его здесь нет. Более того входная дверь захлопнется и помещение начнут заполнять клубы ядовитого газа. Подбегите к постаменту, на котором стоял ковчег, и вставьте в отверстие четки Анны Марии. Подождите пока откроется боковая дверь и выходите навстречу финальному ролику игры.