Как легко выполнять запланированное. Извинения не принимаются

Несмотря на то что в современном обществе стало модно жить «в кредит», многие люди решают выбрать менее легкий, но более правильный способ обогащения и задаются вопросом: «Как копить деньги?».

Различного рода займы – ловушка для человека, желающего быть обеспеченным. Кредиты лишь на время создают видимость материального благополучия. По факту за это «удовольствие» приходится платить немалой ценой: деньги нужно возвращать в размере, в среднем, на сорок процентов превышающем сумму первоначального займа.

Стоит задуматься, есть ли хоть один богатый человек, который живет «в кредит», и ? Состоятельные люди финансово грамотны, поэтому бережно относятся к деньгам, делают успешные вложения и занимаются инвестированием.

Одни люди не понимают как откладывать деньги, если их еле-еле хватает на жизнь «от зарплаты до зарплаты», другие не могут удержаться от ненужных дорогих покупок и страдают от своей расточительности, а третьи просто живут богатой жизнью, не задумываясь на что они тратят большие суммы. Так как экономить?

Людей, умеющих и не умеющих копить деньги, можно найти среди представителей населения с доходом ниже среднего, средним и высоким, но процентное соотношение будет различным.

Подавляющее большинство бедных людей, в отличие от богатых, не умеет копить деньги. А как экономить деньги ? Человек, который своим трудом заработал значительное состояние, никогда не станет покупать ненужную вещь, его расходы всегда продуманны и контролируются, а накопленная сумма только увеличивается.

Накопить сумму денег, способную удовлетворить ту или иную потребность или потребности, в состоянии человек с любым уровнем дохода (главное, чтобы он был).

Шаги к успешному накоплению

Человек обычно задается вопросами: «Как научиться копить деньги или как экономить деньги ?», когда уже испытывает их нехватку. Возникает потребность или желание, которое не получается удовлетворить сразу же по причине нехватки средств, а за этим приходит решение накопить деньги.

  • Первый шаг на пути к успешному накоплению денежных средств – знание цели. На что нужны деньги и сколько конкретно их потребуется?

Иногда гражданин решает просто откладывать деньги про запас, в народе говорят «на черный день». Это цель, но не конкретная. На покупку, поездку, отдых, лечение, учебу и так далее накопить энную сумму проще, так как такая цель конкретна, отчего и и воля будут сильнее.

Если возникнет соблазн потратить средства на что-то незапланированное, образ желанного объекта (например, отремонтированной квартиры), скорее поможет удержаться от растрат, нежели эфемерное «на потом». Кроме того, люди обычно не знают сколько денег им понадобится про запас, тогда как цена запланированной покупки или мероприятия заранее известна.

  • Второй шаг. Как экономить деньги ? Этому поможет анализ расходов за прошедшее время. На что обычно уходят зарабатываемые деньги?

Основные статьи расходов это:

  1. питание;
  2. одежда и обувь;
  3. бытовая химия, товары для дома;
  4. обязательные платежи (коммунальные, Интернет, телефон, транспорт, кредиты и прочее);
  5. расходы на развлечения и отдых;
  6. непредвиденные расходы.
  • Нужно освоить домашнюю бухгалтерию. В течение месяца каждый день записывать в таблицу, где каждый столбик – статья расходов, а строчка – календарный день, какая сумма и на что конкретно была потрачена.
  • В конце месяца подвести итоги: на что больше всего тратится денег, каково процентное соотношение по каждой статье расхода, и, самое главное – нужно найти те траты, которые явно были лишними, а так же то, на чем можно экономить.
  • Учет и контроль денег можно вести в специальной компьютерной программе по домашней бухгалтерии. На просторах Интернета можно найти множество подобных программ и выбрать наиболее удобную, например, Toshl Finance.
  • Этот шаг очень важен, потому что перед тем как начать копить деньги, нужно понять как правильно тратить деньги.

Процентное соотношение между доходами и статьями расходов у каждого человека различается, оттого и ежемесячная сумма для накопления будет разной. Но наиболее подходящей для того, чтобы начать откладывать деньги считается сумма, составляющая десять процентов доходов.

Как вывести этот процент демонстрирует следующая формула:

100% - 50% - 20% - 15% - 5% = 10%

100% доходов минус 50% расходов на питание и обязательные платежи, минус 20% расходов на одежду и бытовые товары, минус 15% на развлечения, минус 5 % на непредвиденные расходы = 10% средств, которые можно откладывать в копилку.

Если за месяц получилось потратить меньшую сумму денег, чем было запланировано, то ее добавляют к отложенным десяти процентам, а не тратят впустую. Например, за прошедший месяц не потребовалось приобретать ни одежду, ни обувь – есть дополнительная прибыль.

Важное правило накопления: не стоит экономить на развлечениях! Невозможно отдыхать ни активно, ни пассивно, не затрачивая некоторую сумму денег. Если совсем отказаться от развлечений, накопление денег будет восприниматься как тяжкая необходимость, ухудшающая качество жизни. Соответственно вероятность срыва будет больше, наступит разочарование, захочется махнуть рукой на заветную цель.

  • Третий шаг. Как экономить деньги и скопить их нужное количество? Не обойтись без финансовой дисциплины. Расходы нужно контролировать и правильно распоряжаться деньгами.

Если было принято решение откладывать десять процентов доходов, это нужно делать обязательно. Как правильно экономить ? Можно купить или сделать копилку для денег, а можно отнести и положить их на счет в банке.

К сожалению, быть на все сто процентов уверенным в сохранности денег в банке трудно, но все же, если они лежат там, соблазна и возможности взять их в любую минуту, чтобы потратить на незапланированную покупку, практически нет. К тому же, депозит предполагает выплату банком своему клиенту процентов от вложенной суммы, то есть помимо накопления, можно получить пассивный доход.

Если нужно срочно накопить

Если проанализировав свой бюджет и определив сумму, которую получается откладывать ежемесячно, человек понимает, что накопить нужное количество денег удастся только через десять лет, а ждать столько нет возможности, вопрос: «Как научиться копить деньги?» остается практически без ответа. Поэтому нужно понять как правильно экономить.

Если есть временные рамки, определяющие момент, когда необходимая сумма должна быть собрана, алгоритм действий изменяется:

  1. Период, в который нужно накопить n-ую сумму денег, разбить на месяцы. Необходимое количество денег разделить на количество месяцев и получить ту сумму, которую необходимо откладывать раз в месяц.
  2. Учитывая сумму, которую удастся откладывать без ущерба, определить статьи расходов, которые все-таки нужно сократить ради накопления денег в короткий срок. Проще говоря, найти на чем можно сэкономить и как сэкономить деньги . Возможно, придется отказаться от многого, но если цель желанна, можно немного потерпеть.
  3. Если не получается найти ту статью/статьи расходов, которые можно «урезать», значит нужно либо увеличить свои доходы (искать подработку, пассивный доход, менять место работы и прочее) либо перенести срок достижения цели.

У многих людей вопрос: «Куда ушли деньги?», является риторическим и подразумевает ответ: «Опять в никуда!». Начав вести домашнюю бухгалтерию, удастся увидеть, на что именно расходуются средства и начать . Можно удивиться тому, что средства удается накопить уже просто оттого, что ведется учет и запись доходов и расходов семьи.

Психология бережливости

Как экономить деньги ? Чтобы понять как научиться копить и как правильно экономить деньги , нужно усвоить принцип накопления: необходимо ограничивать себя сегодня, чтобы получить выгоду завтра.

Этот принцип нужно держать в голове и вспоминать каждый раз, когда возникает соблазн потратить средства на ненужную вещь.

Сохранять на высоте психологический настрой помогают такие рекомендации:

  1. Чаще визуализировать образ цели и ощущать радость, которая возникнет, когда желанная сумма будет накоплена и потрачена по назначению.
  2. Переводить стоимость покупки в часы рабочего времени. Сколько стоит один час труда на работе? А сколько этих часов придется отдать в обмен на приобретение того или иного товара или услуги? Понимание того, что, к примеру, за новую обувь нужно расплатиться неделей рабочего времени, заставляет поразмыслить о том, стоит ли приобретать эту дорогую вещь.
  3. Расплачиваться наличными, а не пластиковой карточкой, так как деньги, которые были в руках, морально тяжелее отдавать, чем те, которых даже не удалось увидеть.
  4. Общаться и советоваться с людьми, которым удалось накопить сумму, необходимую для осуществления мечты, брать на вооружение их правила обращения с деньгами. Можно и нужно поинтересоваться биографиями богатых людей, узнать их секреты успеха, а также почитать работы авторов, пишущих о психологии богатства (Р. Кийосаки, Б. Хеджес, М. Фишер, Дж. Кехо и другие).
  5. Как экономить деньги ? Жить на одну и ту же сумму. Обычно, при увеличении зарплаты или поступлении денег в качестве подарка и в иных случаях увеличения доходов, люди начинают больше тратить. С возрастанием доходов, растут потребности, поэтому важно правильно распоряжаться деньгами . Чтобы скопить деньги, ожидаемые или неожиданные надбавки лучше также откладывать в копилку. Так желанная сумма накопится скорее.
  6. Как правильно тратить деньги ? Сразу же после получения доходов на руки, отложить сумму обязательных платежей. Так можно уберечься от роста долгов, а также уменьшить внутреннюю тревогу и напряжение.
  7. Научиться ценить и любить деньги. Бережное отношение к деньгам проявляется даже в том, в каком виде они хранятся: уложенными ровно в кошельке от купюр меньшего номинала к большему или скомканными по карманам и разным углам сумки.

Любовь к деньгам можно развить, если отказаться от негативных установок (деньги – это зло; больших денег честным трудом не и прочие) и усвоить позитивные.

  • даруют свободу на материальном уровне;
  • придают уверенности в себе и будущем;
  • помогают выжить в материальном мире;
  • это сила, с помощью которой можно достичь многого;
  • помогают исполнять свои и чужие желания;
  • помогают выйти из затруднительного положения, поправить здоровье, стать красивее и прочее;
  • делают жизнь комфортной, приносят радость, уверенность, спокойствие.

Эти установки должны находить отклик в душе, восприниматься эмоционально положительно, в них нужно верить.

Помогают изменить восприятие и отношение к деньгам положительные аффирмации. Например, такие: «Я люблю деньги, поэтому они любят меня», «Деньги текут ко мне рекой», «Я мудро расходую деньги», «Каждый день я получаю больше и больше денег», «Я зарабатываю денег больше, чем трачу».

Позитивные утверждения нужно повторять по нескольку раз в день в течение месяца (минимум, необходимый для закрепления привычки) осознанно и внимательно, вслух или про себя.

Всякий раз, решив начать новую жизнь, мы составляем список будущих достижений. Самые опытные записывают план действий и ведут ежедневник. Проблемы начинаются, когда приходится жить по этому плану и воплощать "громадье планов" в жизнь.

Как красиво выглядит список дел на завтра в ежедневнике офисного сотрудника или домохозяйки! Все учтено и посчитано, так что можно начинать новую жизнь.

Вот только радужное «завтра» имеет свойство превращаться в тусклое «сегодня», когда снова остаются висеть неоконченные дела, а расписание завтрашнего дня растет и ширится.

Как составлять правильный распорядок дня? Сколько времени отводить на каждое дело? Как заставить себя выполнять запланированное? Ответы ниже.

Составляем список дел

Лучше всего составлять расписание завтрашнего дня вечером предыдущего, так у вас еще свежи воспоминания о сегодняшней работе, о том, что осталось недоделанным. Самое главное правило – ставить перед собой реальные и конкретные цели (см. « »). Задача «начать новую жизнь» не конкретна и не реальна, а вот «сделать зарядку» и «принять с утра контрастный душ» уже вполне выполнимы.

Не пытайтесь впихнуть в расписание сразу все дела, ведь в сутках всего 24 часа. Лучше сделать хорошо 2-3 дела, чем запланировать 15-20 и не сделать ни одного.

После того, как составите список дел, расставьте приоритеты, то есть те дела, которые имеют наибольшую важность, выделите другим цветом или подчеркните.

Если вы мните себя сильным человеком, способным сразу включаться в работу, запланируйте все важные дела на утро. Если же вы сторонник теории биоритмов и вам нужно «раскачаться», на утро оставьте несложные занятия, которые настроят вас на рабочий лад.

Как только ваш план готов, взгляните на него «со стороны» – есть ли в нем дела, которые уже потеряли свою актуальность либо не будут способствовать вашему успеху? Если такие дела есть, смело их вычеркивайте, не пытайтесь перенести на другой день. Эти бесперспективные задачи тянут вас назад.

Теперь о времени. Каждой задаче пропишите время, которое вы собираетесь затратить на нее. Эти драгоценные минуты следует просчитывать максимально точно, чтобы завтра все шло по плану, а сроки не срывались. Постарайтесь реально оценить объем предстоящей работы.

Чтобы исключить срыв сроков, запланируйте резервное время. Для этого разделите рабочий день условно на две половины и между ними укажите резервный блок. Так, если в первой половине дня у вас возникнет срочная проблема, и время по плану сдвинется, вы компенсируете эту потерю за счет резерва. Можно также оставлять 15 запасных минут в каждом часе с той же целью.

В первое время работы по расписанию вы будете задействовать резерв, но потом он будет оставаться, и вот тут встает другой вопрос – на что вы его потратите? На развлечения или на самообразование? Конечно, второй вариант предпочтительнее, но все зависит от того, как вы привыкли проводить свое свободное время.

Как выполнить план?

Есть несколько причин, по которым планы не выполняются:

Время тратится на «энергопожирателей» – телевизор, интернет, перекуры и т. п. Зашли в «Одноклассники» всего на минуточку – посмотреть личные сообщения, а зависли на целый час – у Пети сын родился, надо поздравить, Маша развелась, надо посочувствовать, Леша съездил в Таиланд, надо лайки поставить под фотографиями…

Неправильно рассчитано время на выполнение задач. Собирались мыть посуду всего полчаса, но не оценили заранее ту гору, что ждала вас в мойке, и в итоге потратили полтора часа.

Вы отвлеклись на другую задачу, возникшую внезапно, но более простую. Занимались квартальным отчетом, а тут вдруг позвонила Вера Иванова и попросила сделать ей справку о доходах к концу рабочего дня. «Дело на пять минут» – подумали вы и потратили на него четверть часа. Теперь вам снова придется сосредотачиваться на плане, и время во всем расписании сдвинется.

Что же нужно делать, чтобы двигаться по плану – от первого до последнего пункта? Если вы составили правильное расписание, то полдела сделано – вам не придется сидеть и придумывать, чем же заняться.

Как только вы выполнили какую-либо задачу, обязательно отметьте ее в плане. Но ни в коем случае не помечайте галочкой те дела, что вы не доделали. Если в плане у вас был звонок клиенту, но вы не смогли ему дозвониться, дело не сделано, его следует перенести на следующий день.

За каждую выполненную задачу похвалите себя и вручите себе награду. Например, за успешно завершенный проект разрешите себе поиграть в любимую онлайн-ферму.

И постоянно напоминайте себе, чем вам грозит невыполнение пунктов плана – не сделанный отчет гарантирует вам бессонную ночь, а отложенный визит к стоматологу приведет к долгому и болезненному лечению. Почему-то на людей сильнее действует отрицательная мотивация, чем положительная.

Согласитесь, обрести контроль над своей жизнью лучше, чем сидеть вечером и вздыхать о бесцельно прожитом дне. Составляйте списки дел, рассчитывайте свое время и обязательно оставляйте резерв времени на отдых или самосовершенствование. Тогда в вашей жизни появится покой и размеренность, а нервозность и вечные дедлайны исчезнут.

Дата: 2013-05-30

Здравствуйте читатели сайта .

У многих людей деньги не задерживаются. И человек, как правило, обвиняет в этом свой меленький доход, или жену-транжиру. Но сколько бы он не зарабатывал, хоть 1 500 000 рублей и больше, деньги все равно куда-то исчезают! Я уже говорил в статье – , что с ростом дохода растет потребление. Вот такой вот человек с..а. И главное сам себе говорит, что если он будет больше зарабатывать, то деньги у него автоматически начнут откладываться. Но они не будут до тех пор, пока человек не научиться копить их. Так как копить деньги , чтобы на черный день было на что жить? Об этом ниже!

Почему деньги не задерживаются?

Чтобы узнать, как копить деньги, сначала ответим на вопрос – почему деньги не задерживаются ? Очень часто бывает так, что у человека появляются незапланированные затраты. Вроде думаешь, получу такую-то сумму и отложу столько-то. Но возникает парадокс! Как деньги приходят, так тут же приходят непредвиденные затраты. В моем случае это бесконечное вложение средств в рекламу для развития сайта. Казалось бы, что я не нашел хорошей площадки для рекламы, но она тут же появляется, когда появляются деньги. А я пока не попробую эту рекламную площадку, она так и будет мне сниться.

У других людей может быть починка автомобиля, рождение ребенка, незапланированный отпуск, долг, который ты уже не отдаешь два года, штрафы, появилась девушка, неуплата коммунальных услуг, заболело что-то, что нужно лечить, ремонт квартиры. Если этого нет, то деньги просто потерялись.

Знаете, такое ощущение, что когда денег нет – нет идей для их вложения. Как деньги появляются, тут же возникают идеи, куда их вложить. А зачем откладывать, когда лучше потратить все, и тогда чесаться не будет. Вообще, для меня деньги – это возможность. Я их называю opportunities (с англ. - возможности). Когда они появляются в конкретном размере, открываются новые возможности, которые раньше были не доступны.

Например, если раньше денег не было, то я не задумывался о том, чтобы пойти изучать английский язык и отправиться на экскурсию в Америку. Как деньги появились, так появилась возможность это сделать. Конечно, при новых более высоких доходах человек не будет жить как прежде. Он выходит на новый уровень, который требует больших затрат. Поэтому деньги не задерживаются, они тут же сливаются на новые возможности: покупка квартиры, машины, путешествие, вещи, образование и так далее.

Если бы человек при новых доходах жил так же, как при старых – деньги обязательно бы копились. Но так бывает крайне редко. Человек не такое существо, чтобы сдерживать себя. Особенно это происходит тогда, когда денег долгое время не было (например 5 лет), а тут вдруг они появились. Тогда человек обязательно побежит утолять свой голод.

Отсюда можно сделать выводы, почему деньги не задерживаются. Первое – непредвиденные затраты , второе – рост потребностей , третье – человеческий фактор, связанный с «утоление голода» , четвертый – новые возможности, которые человек давно хотел использовать .

Если всё это убрать, то у человека столько денег скопиться, что он потом в старости будет жить припеваючи. Но мы с Вами не такие, и нам нужны специальные способы, которые помогут нам скопить много денег.

Как научиться копить деньги?

Если Вы взрослый человек и у Вас есть семья, то Вам нужно начать вести семейный бюджет . Все свои дневные затраты начните записывать в специальной тетрадочке. В конце месяца Вы сможете провести анализ своих затрат и выявить то, от чего можно отказаться. В следующем месяце Вы сможете сэкономить приличную сумму. Кроме этого, Вы будете знать свои постоянные затраты, и сколько можно отложить в копилку.

Прекратите покупать ненужное. Почти все люди при росте дохода начинают покупать то, что им не нужно. Например, женщина начинает покупать сумочки или туфли. Зачем ей это нужно, если в ее шкафу и так полно туфель, а сумок столько, что на все дни недели хватит поносить. Мужчины могли бы отказаться от бутылок пива и сигарет, или хотя бы сократить их потребление. Это и деньги сэкономит, и здоровью на пользу пойдет.

Как я уже говорил, при повышении дохода расходы увеличиваются. Я не советую Вам отказывать себе в чем-то. Ведь для чего мы тогда живем? Но если Вы хотите научиться копить деньги, то будет лучше, если Вы начнете контролировать свои новые запросы . Старайтесь свободные деньги хотя бы на 50% откладывать в копилку. Например, Ваш ежемесячный доход составлял 20 000 рублей. Позже он вырос до 27 000 рублей. Денег больше стало на 7000 рублей. Отложите 50% этой суммы (3500 руб.) себе в копилку. А остальное израсходуйте на свои нужды. Я крайне не рекомендую Вам в чем-то себя ограничивать, но вышеизложенный совет обязательно используйте, а иначе Вы никогда не научитесь копить деньги.

Обычно, люди не начинают вот просто так копить деньги. Они копят на что-то конкретное. Поэтому, чтобы научиться откладывать деньги – . На что Вы будете копить деньги? На покупку квартиры, машины, отпуск? Когда есть , тогда есть мотив.

Лучший способ не потратить деньги, это если они будут лежать в банке или на карточке. Наличные деньги тратятся мгновенно. А вот если они находятся в банке, то Вам будет лень идти их снимать. Ведь это нужно в очереди простоять, потратить часы впустую, да еще проценты отнимутся (в некоторых случаях).

Так же Вам стоит научиться планировать свои расходы . Я уже говорил, что нередко случается так, что при появлении «лишних» денег, возникают новые источники затрат. Так вот, если они появились не запланировано, отложите их на следующий месяц, или через два. Например, появилась потребность купить новый телевизор, так как старый сломался. Непредвиденная ситуация. Но ведь Вы можете смотреть фильмы по интернету, а можете вообще не смотреть этот телевизор. Отложите покупку или ремонт телевизора на более поздний срок. Если Вам телевизор срочно нужен, то покупайте/чините, а полученные затраты спишите на следующий месяц.

Вы один из тех, кто все делает в последний момент? У вас было две недели, чтобы начать работу над новым проектом, но вы пальцем о палец не ударили до самого последнего дня? На работе вы обычно откладываете до последнего сложные задачи или те, которые вам не нравится выполнять? Вы начинаете искать подарки на дни рождения ваших друзей и близких только за день раньше, или даже в тот же день? Каждый год ваши цели, которые вы ставите перед собой в новогоднюю ночь, остаются не реализованными? Тогда вы – прокрастинатор. Почему мы саботируем сами себя? В этой статье мы расскажем вам о том, что такое прокрастинация, и дадим вам 11 советов, чтобы избавиться от нее. Как говорится, не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня.

Кажется, что откладывать все до последней минуты – это общая тенденция общества. Всем нам это знакомо, но есть люди, которые это делают больше других. Не имеет значения, сколько времени нам дается на выполнение задачи – месяц или неделя – большинство людей будут тянуть до последнего, чтобы приступить к работе. Но у многих людей это не вызывает проблем. Более того, некоторые люди работают лучше, имея это дополнительное давление. В то время, как у других это вызывает фрустрацию и стресс, и результаты их работы являются довольно посредственными из-за недостатка времени, которое у них осталось на выполнение задачи.

Это может происходить и тогда, когда у нас есть «дедлайн» (крайний срок, к которому должна быть выполнена задача), и тогда, когда срок выполнения задачи не определен. Когда «дедлайн» не установлен, скорее всего задача так и не будет выполнена. Что происходит с такими обещаниями самому себе, как например, начать заниматься спортом, бросить курить или сесть на диету?

Что такое прокрастинация?

«Откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня». Это тенденция откладывать или уклоняться от выполнения задачи, которую предстоит сделать. Вместо этого мы концентрируемся на других задачах, менее важных и более приятных.

Например, вы должны начать подготовку к экзаменам, но вместо этого вы начинаете просматривать новости в Контакте. Всего 5 минут. И позднее вы вдруг обнаруживаете, что прошло уже 3 часа. Или же еще более нелепый пример. Когда вы предпочитаете перемыть всю посуду в доме, а также дома у соседей, чем взяться за учебу.

Почему мы это делаем? По какой причине некоторые люди прокрастинируют больше, чем другие? Почему мы саботируем сами себя?

Узнайте, что происходит в сознании прокрастинатора из следующего видео. Как функционирует их мозг? Отличается ли он от мозга других людей? Активируйте субтитры!

Почему мы поддаемся прокрастинации? Что происходит в нашем мозге?

Нам трудно отложить удовольствия

Задачи, которые мы обычно откладываем, как правило, являются скучными или не приносит удовлетворения и результатов на протяжении долгого времени. Люди, как и животные, стремятся в первую очередь выполнить те задачи, которые приносят видимый результат за короткий отрезок времени. С точки зрения эволюции, склонность к импульсивности и сиюминутному удовлетворению мы получили в наследство от далеких предков. В те времена люди предпочитали хорошо поесть сегодня , почтому что перспективы на завтра были весьма сомнительными.

Кажется, что сегодня эта модель поведения не работает. Будущее уже не явлется столь неопределенным. Мы стали чувствовать себя более уверенными в завтрашнем дне, и с течением времени научились самообладанию. Наш мозг эволюционировал, чтобы научиться откладывать удовольствия. Тем не менее, для нас получение сиюминутной выгоды все еще является более заманчивым, чем ожидание лучшего, но далекого результата. Дело в том, что умение отложить эту выгоду не является легкой задачей. Так, дети тратят достаточно времени, чтобы преодолеть импульсивность, научиться контролировать себя и убедиться в том, что иногда лучше отложить сиюминутное удовлетворение и сосредоточиться на долгосрочной выгоде. Тем не менее, есть некоторые, которым это никогда не удается.

Импульсивность тесно связана с прокрастинацией. Это черта личности, которая базируется на систематической тенденции искать сиюминутную выгоду, не задумываясь о последствиях. Если мы импульсивны и позволяем себе отвлекаться на эти действия, которые дают нам мгновенное удовлетворение, мы будем более склонны к прокрастинации.

Импульсивность и прокрастинация – это весьма наследственные черты, согласно результатам этого исследования . Кроме того, по мнению исследователей, обе эти черты соединяются воедино, и прокрастинация становится современным проявлением той импульсивности, которая была свойственна нашим предкам.

«Маршмеллоу-тест»: тест на отсроченное удовольствие

В следующем видео вы сможете узнать, в чем заключается суть «Маршмеллоу- теста», или, как его еще называют, «Зефирного теста». Это исследование показывает, как реагировали дети на отсроченное удовольствие. Четерехлетним малышам раздали по облачку маршмелоу, или зефира, и предупредилии, что они могут его съесть, но если они наберутся терпения и подождут всего 15 минут, то получат в награду второй такой же зефир. Как вы думаете, что сделали дети?

15 лет спустя исследователи проанализировали, как сложилась судьба этих детей, и пришли к удивительному выводу. Большинство из тех, кому удалось устоять перед соблазном, стали более успешными, поступили в университет и имели лучшую успеваемость, чем те, кто не удержался и съел зефирное облачко.

Характеристики задачи

Согласно исследованию , проведенному в университете г. Констанц, в Германии, существует более высокая вероятность прокрастинации, когда мы видим поставленную перед нами задачу слишком абстрактно. И наоборот, если мы концентрируемся на деталях, конкретизируя для себя как, когда, и где должна быть выпонена задача, вероятность ее «откладывания» будет существенно ниже.

Сложность поставленной задачи также играет важную роль , как причина прокрастинации. Чем сложнее нам кажется задача, или чем менее подготовленными мы себя ощущаем для ее выполнения, тем вероятнее, что мы отложим ее на потом. Мотивация и обязательства по выполнению задуманного также определяют нашу склонность к прокрастинации.

Беспокойство и стресс

Влияют ли беспокойство и стресс на прокрастинацию? Иногда у нас накапливается столько дел, что мы не знаем, с чего начать. Тревога иногда парализует нас настолько, что нам не удается сделать ничего из запланированного.

Прокрастинация снижает напряжение

Поведение прокрастинатора имеет функциональную основу. Зная, что мы должны сделать что-то, проект, работу или что-то еще, мы начинаем испытывать некоторое беспокойство (сильное или незначительное, в зависимости от человека и характеристик задачи). Если мы отложим эту задачу и займемся другим, более приятным делом, мы сможем снизить уровень напряжения. Но при этом привычка поведения прокрастинатора обретет дополнительную силу и создаст модель для обучения и повторения в будущем.

Когда вы снова подумаете о той задаче, которую должны были выполнить, это вызовет у вас уже знакомое беспокойство, и весь цикл начнется заново. Поэтому стоит столько труда избавиться от этого типа поведения.

Это всегда неподходящий момент

Как не поддаться прокрастинации?

1. Составляйте списки задач, которые вам нужно выполнить

Включайте в списки только те задачи, выполнение которых вы обычно откладываете. Не включайте похожие задачи, выполнение которых требует от вас одних и тех же ресурсов. И не ставьте перед собой слишком много задач. Будьте реалистичны. Если вы запланируете больше задач, чем можете выполнить, то вы рискуете потерять мотивацию, когда поймете, что не справились. Лучше запланировать немного задач и выполнить их все, чем составить длинный список, впасть из-за этого в панику, и в итоге совсем ничего не сделать.

2. Разделите задачу на несколько частей

Если задача является сложной, разделите ее на более простые части. Это поможет вам конкретизировать ее и увидеть более достижимой. Запланируйте, как вы ее будете выпонять, когда и где. Кроме того, прохождение этих небольших промежуточных этапов повысит вашу мотивацию.

3. Расставьте приоритеты

Не все задачи одинаково важны. Расставьте приоритеты, чтобы убедиться, что в первую очередь вы делаете самое важное.

4. Избегайте многозадачности

Многозадачность не способствует нашей эффективности, если мы хотим добиться хорошего результата. Максимально сконцентрируйтесь на одном деле, и тогда ваше внимание не будет отвлекаться. Более того, этот поможет вам контролировать уровень стресса и тревожности.

5. Устраните отвлекающие факторы

Если вы – один из тех людей, кто склонен к прокрастинации, потому что с легкостью отвлекается, будет лучше устранить все отвлекающие факторы. Отключите звук вашего мобильного и дезактивируйте все уведомления телефона или компьютера. Если у вас есть социальные сети в закладках интернет-браузера, спрячьте их в папках, чтобы сделать их менее доступными.

6. Делу время, потехе час

Это то, что мама нам всегда говорила в детстве, и была абсолютно права. Избегайте всеми любимого подхода: «Посмотрю быстро новости в Контакте, и сразу за работу». Займитесь прежде всего выполнением основной задачи, и когда закончите, сможете позволить себе отдых и развлечения.

7. Визуализируйте цели

Иметь четкое представление о том, какие выгоды принесет вам выпоненная задача, даст вам позитивный заряд мотивации. Или наоборот, подумайте о том, какие последствия повлечет за собой задержка с выполнением задачи, например, не справиться в установленный срок, показать плохой или посредственный результат, разочаровать кого-то…

8. Попросите о помощи

Если вы думаете, что задача является слишком сложной, не стесняйтесь обратиться за помощью.

9. Возьмите под контроль уровень стресса и тревожности

Если задача, или несколько задач, которые вы должны выполнить, вызывают у вас беспокойство и парализуют вас, первое, что нужно сделать – это расслабиться. Узнайте больше о том, как контролировать уровень тревожности по методу прогрессивной релаксации. Вы также можете попробовать метод осознанной медитации , который позволяет не только справиться со стрессом, но и помогает улучшить внимание и концентрацию.

10. Расскажите другим о ваших планах

Если вы расскажете другим людям о той задаче, которую вам предстоит выполнить, вы начнете осонавать более высокую степень ответственности за результат. Чувство стыда перед публичным поражением может стать отличным мотиватором.

11. Это всегда не подходящий момент

Не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня. Вы откладываете что-то на потом лишь потому, что для этого не находится подходящего момента? Представьте себе, что если вы так до сих пор и не нашли этот момент, возможно его и вовсе нет. Если вы ждете, что наступит подходящий момент, вы никогда не не сделаете задуманного.

Перевод Александры Дюжевой

В августе 2015 я принимал участие в тренинге "Публичные выступления". Я сказал, что увлекаюсь тайм-менеджментом, и в перерыве одна участница мне задала вопрос: "У меня есть цели, они действительно мои, но я не могу заставить себя выполнять то, что должна в первую очередь. Как мне быть?"

Я начал сумбурно объяснять что-то про ценности, про чужие цели, про методы планирования, то есть предлагать поверхностные методы, из своего арсенала.

Но если разобраться, каждый человек индивидуален. Нужно было спросить, какие задачи она ставит и какие задачи начинает делать в первую очередь - найти корень проблемы. Что это? Страх? Неумение планировать? Или неумение мотивировать себя?

Увы, я не профессиональный коуч или консультант, и такая ошибка вполне естественна, но всё же, чувствуя вину за то, что не смог помочь человеку, я провел анализ и теперь знаю самые распространенные причины, по которым люди, видя собственные цели, не могут сдвинуться с места либо движутся в другом направлении. Теперь их будете знать и вы.

Возможно, кто-то сам сможет диагностировать свою болезнь. Мы же любим заниматься самолечением.

Причин, по которым мы не достигаем наших целей, десятки, возможно сотни. Я попытался их систематизировать и объединил в восемь групп.

1. Неумение ставить цели, составлять планы и расставлять приоритеты. (Нечеткие цели, отсутствие планов, спонтанное изменение планов...)

2. Личные особенности (отсутствие дисциплины, прокрастинация, черты характера...)

3. Ошибки, связанные с информацией (много, мало, неправильное использование...)

4. Мусор (в голове, на столе...)

5. Ошибки в коммуникации (неумение сказать нет, болтливое окружение...)

6. Ошибки в организации работы (с чего начать? многозадачность, отсутствие отдыха, отсутствие делегирования...)

8. Форс-мажоры (поломки техники, обман...)

Давайте теперь поговорим немного о лекарствах. Рассказываю на своём примере. Возможно, у вас есть более действенные методы. Буду рад, если поделитесь.

1. Неумение ставить цели, составлять планы и расставлять приоритеты.

Диагностируется это достаточно легко. Цели должны быть, планы должны быть, приоритеты должны расставляться по целям. И главное - результаты должны быть. Результаты - это обратная связь.

Лечится путём просмотра и чтения специальных материалов по тайм-менеджменту и участия в тренингах. И, само собой, наработкой практических навыков.

У меня пять лет назад не было целей, я не знал про планы, а приоритетом были проблемы окружения. 100 книг и 10 тренингов по тайм-менеджменту исправили эту проблему. Исправили, конечно же, не книги и тренинги, а я сам и ежедневная практика. Теперь есть цель и есть план.

2. Личные особенности.

Диагностируется наблюдением за собой. Дневник, хронометраж, близкие.

Лечится работой над собой, тренингами личностного роста, в особо тяжёлых случаях психотерапевтом.

Пять лет назад я был инфантильным, недисциплинированным и ленивым. Теперь я повзрослел, каждая минута расписана, лениться некогда.

3. Ошибки связанные с информацией.

Диагностируется хронометражом или человеком со стороны (например, коучем, мне так кажется, я если честно не видел коучей в работе).

Лечится тренировкой навыков обработки информации: принятие решений, GTD, звонки, почта. А также фокусировкой на собственных целях и приоритетах.

Копил всегда всю информацию, теперь обрабатываю информацию по методу GTD и систематизирую её.

4. Мусор.

Диагностируется взглядом на рабочий стол.

Лечится наведением порядка и содержанием рабочего стола и головы в чистоте. Всё из головы выкладываем на стол, а со стола в корзину или в архив.

Бережливое производство на службе тайм-менеджмента. На столе одна ручка и один карандаш, папки подписаны и на своих местах.

5. Ошибки в коммуникации.

Диагностируется хронометражом и взглядом со стороны.

Лечится пониманием важности собственных целей перед другими. И тренировкой отказа.

Раньше вообще не умел говорить "нет", теперь запросто, если есть задачи важнее. Но помог не тайм-менеджмент, а среда, в которую попал. Работаю в коллективе, где взаимопомощь - это пустой звук. Главный лозунг: "Лучше делать плохо свою работу, чем хорошо чужую".

6. Ошибки в организации работы.

Диагностируется по сорванным планам.

Лечится развитием навыков делегирования, составления расписания на день, фокусировке на задаче и т.д.

На первых этапах работы над собой писал много планов, и выполнял мало задач, сейчас что запланировано всё выполняется и даже больше.

7. Поглотители времени.

Диагностируется хронометражом и сорванными планами.

Лечится дисциплиной и контрольными точками в достижении целей.

Установил RescueTime, удалил с панели быстрого запуска гугл.

8. Форс-мажоры.

Диагностируется сорванными планами и отсутствием виноватых.

Не лечится, но если форс-мажоров слишком много, значит проблема не в них, а в вас. Ищите ошибки где-то в другом месте.

У меня форс-мажоры - это чаще всего инициатива руководства и поломки оборудования, но, зная об инициативности руководства, я оставляю запас времени, а чтобы предсказать и устранить поломки, проводятся ППР.

Надеюсь, эта группировка поможет увидеть вашу проблему, а за лечением обращайтесь к узким специалистам.

Читайте также

    Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

    Актуальная статья. Я бы хотела прочитать про такой опыт, как концентрация на выполнении задачи. Т.к. понимаю, что нужно сделать, но осознанно сфокусировать внимание на долгое время, не получается. Интересно у кого есть свои фишки/наработки? (желательно не абстрактные пояснения)

    Анастасия, почитайте про технику Pomodoro - фокусировка на одной задаче в течение 25 мин, а потом отдых 5 мин.

    Понравилось вот это: " Работаю в коллективе, где взаимопомощь - это пустой звук. Главный лозунг: "Лучше делать плохо свою работу, чем хорошо чужую"." Увы и ах во многих коллективах так не принято. Что-то там про корпоративный дух и так далее.

    Анастасия,

    Поделюсь своей фишкой (по заимствованной и подстроенной под себя).

    Есть приложение Forest. Изначально оно создано для "лечения" от Интернет- зависимости. Принцип следующий: выставляешь таймер на определённое количество минут, в это время начинает расти дерево; чтобы дерево выросло нельзя пользоваться запрещёнными приложениями (список настраивается индивидуально); и так в течение дня можно вырастить целую полянку, а затем посмотреть сколько времени в день или неделю провёл сфокусированно.

    Я же эту программу использую под собственные задачи. Выставляю на полчаса - это время, которое я действительно могу провести, ни на что не отвлекаясь (говорю себе: никаких посторонних мыслей, только суть задачи, все мысли подумаю через полчаса), останавливаюсь точно по таймеру, что бы не делала: даже лучше, если на самом интересном - есть стимул на выращивание следующего дерева. Потом переключаюсь на что-то: быт, чтение художественной литературы и т.п. минут на 10. Потом по-новой. Если совсем не хочется делать, ставлю таймер на кустик - 10 мин. Говорю себе, что это время можно потерпеть, а потом буду вольна делать, что захочу. Но так как моё дело мне нравится, за 10 минут я как правило вспоминаю об этом и дальше "сажаю" уже с удовольствием.

    Вот так вот. А эти деревца для меня - с одной стороны, отличный количественный показатель, а с другой - просто маленькая эстетическая приятность.

    И ещё о концентрации: все достаточно банально - сам не сконцентрируешься, никто за тебя это не сделает. Нужно гнать посторонние мысли. Пришла в голову (что бы это ни было, будь то мысль, что не получится, или "да зачем" или вообще с делом не связанная) - гнать: "я занимаюсь, я так решила и точка, через 15 мин подумаю".

    Мы способны управлять своими чувствами, мыслями, временем)

    То, о чем я говорила, по сути вариация на тему метода помидоро. Почитайте, кажется, даже на сайте есть, - может быть вам подойдёт.

    отличная статья, спасибо.

    про поглотители времени...

    у меня прилично времени от свободного занимает просмотр различного видео

    (кино, информационные шоу, док. фильмы, интервью, клипы, спорт и так далее)

    и вроде бы тут без фанатизма, но доля этого в досуге основная

    т.е сидишь смотришь, смотришь, и вроде впечатления положительные

    а на самом деле ничего не делаешь по факту, и так по кругу....

    сейчас придумал вот что, естественно без фанатизма, но мне идея зацепилась.

    определил черту: в свободный день до 12 дня если хочу смотрю видео, после ничего не смотрю уже до утра, пока не проснусь (даже если это футбол в прямом эфире, в записи посмотрю если надо)

    Т.е после 12 дня автоматически это время освобождается,

    либо для чтения,

    либо для накопившихся дел,

    либо просто для отдыха головы от информационного мусора.

    И стало даже как будто легче психике, нет и не надо, хватит, ничего лишнего в результате.

    Ещё раз спасибо за статью.

    Большое спасибо за отзывы! Немного прокомментирую, если позволите.

    Для концентрации внимания ставлю цели, создаю планы и составляю списки дел. Каждая задача, которая приходит из вне анализируется на предмет соответствия целям. Научился этому не сразу. Точнее до сих пор учусь, иногда что-то интересное, но не важное отвлекает минут на 10-15, но потом беру себя в руки и отрываюсь.

    Тоже пользуюсь вспомогательными программами: метод помидора на телефоне и rescuetime на компьютере.

    http://time-management-for-you.blogspot.ru/ - рецензия на книгу тайм-менеджмент по помидору.

    Почему телевизор часто является поглотителем описал в книге "Поток" Михай Чиксентмихайи. Он делает то что мы должны делать своими усилиями - приводит сознание в порядок. Там всё просто - одни и те же сериалы, одни и те же герои, у шоу и спортивных мероприятий одни и те же правила. Есть чёткая структура и не нужно самостоятельно раскладывать всё по полочкам.

    Я пытаюсь отказаться от телевизора, а если смотрю - то вполне осознаю, что это убийство времени и он не сделает меня ни умнее ни успешнее.

    Небольшая идея по поводу телевизорозависимости: я в свое время тоже очень сильно была зависима от фильмов и сериалов, решение нашлось просто гениальное. Я смотрю их в дубляже на французском языке, повторяя интересные фразы и выражения. Язык прогрессировал невероятно!

    Я поняла, что для меня основная проблема тайм-менеджмента это как раз страх сделать неидеально задуманное, а также страх будущего. Очень помогла работа со своим внутренним критиком, который только и делает что орёт, что всё не то и всё не так, и что обстановка совсем не рабочая. Теперь он сидит где-то далеко, связанный и с заклеенным ртом. А я просто делаю то что мне нужно и радуюсь, потому что каждое из этого чего-то приближает меня к цели.