Психологические проблемы клиентов. Психологические проблемы клиентов и методы работы с ними

В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание. Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования – по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик.

Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самых известных российских психологов. Его книги-бестселлеры «Как относиться к себе и к людям», «Философские сказки», «Простая правильная жизнь» и другие знакомы десяткам миллионов читателей. Н. И. Козлов – доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра «Синтон», главный редактор портала «Психологос», самого популярного психологического портала рунета.

При этом известно, что проводить подобную работу в ситуации, когда жизнь уже ударила, когда душа уже болит – поздновато. Более эффективно и менее болезненно выполнять ее профилактически и комплексно, не по каждому конкретному поводу, а по всем ситуациям этого круга в целом. «Декларация принятия реальности» и есть список контрверований, которые любому здоровому человеку стоит обдумать заранее, чтобы в случае жизненных ударов быть к ним готовыми.

Неверно думать, что «Декларация» как защита от душевных ран и боли нужна только слабым людям. Даже известнейшим спортсменам, олимпийским чемпионам, людям, которые умеют держать удар, те или иные варианты аналогичной работы оказывались необходимыми. Слабым людям больно от слабого удара, но ведь и сильные люди получают такие удары, что дополнительные средства защиты оказываются полезными.

Когда же защита сработала и ваша душа в безопасности, вы переходите в другую ситуацию, где в обороне оставаться уже неправильно: пора идти вперед, искать возможности стать сильным, чтобы сделать мир красивее и добрее. Итак, «Декларация принятия реальности»:

Мир несправедлив и никогда не брал обязательств быть справедливым. Как бы достойно я ни жил, в любую секунду я могу потерять все, что мне дорого. Мир так устроен: лично обо мне он не заботится.

Мир недобр и никогда не обещал мне счастья. Сколько бы я ни заработал, в любую минуту жизнь может у меня это отнять. Если я умру, мир этого не заметит. Мир ко мне равнодушен.

От моих переживаний и расстройств мир другим не станет, ему нет дела до меня. Я не буду расстраивать себя, мне нужны собранность и энергия, чтобы многое сделать в этом мире.

Люди, в том числе и близкие мне, живут так, как у них получается, а не так, как хочу я.

Я знаю, что люди часто оказываются эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, ленивы, нечестны, неблагодарны и т. д., и я выбираю принимать это как данность; выбираю принимать и людей, и их поступки; принимать так же естественно, как я принимаю зиму и холод, весну и грязь. Что есть, то есть, что происходит, то происходит.

Я приму, что близкие и любимые люди могут жить без руководства разума, коверкать свою жизнь и делать непоправимые поступки, глупости: я не могу прожить за них их жизнь, не всегда могу «пришить» другому человеку свою голову.

Я отнесусь с внутренним пониманием к тому, что каждый, в том числе и близкий мне человек может соврать или нарушить данное мне слово, может причинить мне зло, в том числе и намеренно – он просто человек со своими слабостями, глупостями и желанием отомстить.

Я вычеркну из внутреннего лексикона слово «предательство». Я приму тот факт, что у людей меняются взгляды, планы, и они не всегда считают нужным заботиться обо мне. Тот, кто оставит меня в беде, будет для меня человеком, смотрящим на все иначе, чем я.

Я знаю, что совершаю ошибки, за которые расплачиваются дорогие мне люди. Я несовершенен и никогда не успею стать таким в полной мере. Я в курсе, что это нормально. Но я могу быть сильным человеком, могу многое сделать в этом мире.

В этом мире мне есть что сказать и сделать. Мне не нравится быть Жертвой, мне нравится быть Деятелем и Творцом. Я могу привнести в этот мир справедливость и доброту, создать радость и счастье и себе, и многим людям вокруг меня. Я могу воспитать человеком хотя бы себя, я сделаю себя человеком порядочным, живым и развивающимся.

Если я буду справедлив, в мире появится хоть немного справедливости. Если я налажу добрые отношения, в мире появятся люди, которые живут по-доброму. Если я кого-то воспитаю, в мире будет больше приличных и воспитанных людей. Я беру на себя обязательство вырастить здоровых и умных детей, которые так же будут считать себя обязанными заботиться о людям, вырастить здоровых и умных детей, которые так же будут хотеть здоровых и умных детей.

Я буду сильным, чтобы сделать в этом мире больше. Этот мир – моя мастерская, и что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться. Если я буду работать головой, душой и руками, я смогу сделать многое, смогу подарить людям после меня мир еще более красивым и совершенным. Я сделаю это!

«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого» (молитва Кристофа Фридриха Ойтенгера).

Наряду с психодиагностикой важнейшим аспектом психологической практики в социальной работе является применение разнообразных психотехнологий для непосредственной социально-психологической терапии установленного диагноза клиентов, для психокоррекции и социально-психологической реабилитации.
Предварительно отметим основные наиболее типичные психологические проблемы выявляемые у людей, обращающихся за психосоциальной помощью и нуждающихся в ней. Опыт психосоциальной работы, накопленный за рубежом и в нашей стране свидетельствует, что среди многочисленных психологических проблем у клиентов встречаются дезадаптация, разного рода стрессовые состояния, неврозы, повышенная тревожность, чрезмерное беспокойство, беспочвенные страхи, неумение управлять своими импульсами, направлять свое поведение, заниженная самооценка, неуверенность и нерешительность в действиях, суицидное настроение, чувство неудовлетворенности своей жизнью, агрессивность, наркозависимость, алкоголизм, сексуальные расстройства и т. п.
Все отмеченные и им подобные психологические состояния и особенности поведения клиентов вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими трудностями, бедностью, безработицей, выходом на пенсию и ее низким уровнем жизни, злоупотреблениями представителями власти и насилием со стороны других людей и групп (в том числе, связанных с криминалом), неудачи в лично-семейной жизни (развод или разлад в семье и т.п.), национально-расовые конфликты, последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т.п.). С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой личностной структуры. Именно наложение отмеченных объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей данного человека приводит в итоге к психологической неудовлетворенности им своей жизнью. Отсюда вполне понятно, что психосоциальный работник обязан в своей работе с клиентами оказать ему не только социально-организационную помощь в рамках своих возможностей, но и уметь достаточно грамотно решать чисто психологические проблемы клиента, активно используя коррекционно- реабилитационные методы и средства.

Еще по теме 4.2.1. Основные психологические проблемы клиентов.:

  1. 7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы
  2. ЛОБАЧЕВСКИЙ И ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МАТЕМАТИКЕ1.

На современном рынке, который перенасыщен психологическими услугами, психологам-консультантам и тренерам становится все сложнее продвигать свои услуги. Люди на тренинги не набираются, клиенты в консультировании ситуативны и хаотичны.

Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?

Есть некоторые основные ошибки, которые совершает практически 90 % всех психологов-консультантов и тренеров, из-за которых мало клиентов. И в этой статье рассказано об основных ошибках и путях их решения. В этом нам поможет маркетинг!

1. Широкое позиционирование

Когда психолог говорит, что он просто психолог-консультант или ведущий тренингов личностного роста, это непонятно потенциальному клиенту, тем более, если он в психологии - “ни в зуб ногой”. Возможно, ваши друзья и коллеги знают, что вы делаете.

Но те, с кем вы только что познакомились, точно вас сразу не поймут, если у вас такая позиция, потому что они “не в теме”. А ведь помощь, зачастую, нужна “простым смертным”, которые, максимум, что читали по психологии - это Карнеги или еще что-то из популярной литературы.

Как же решить эту проблему широкого позиционирования? Просто! Нужно специализироваться. Для того, чтобы вашими услугами пользовались, вы должны быть узким специалистом в конкретной теме для конкретной целевой аудитории.

Например, есть тренинги по тайм-менеджменту. Если вы просто заявляете, что проводите тренинги по тайм-менеджменту, то это очень широко. Лучше всего, когда вы специализируетесь на каких-то конкретных типах людей: тайм-менеджмент для руководителей, для домохозяек, для врачей и прочее.

То есть, вы специализируетесь на конкретной теме и ее целевой аудитории. То же самое касается и психологов-консультантов. Вы, например, занимаетесь детско-родительскими отношениями и работаете только с мамами, у которых типичные проблемы с детьми-подростками.

Когда вы заявляете именно таким образом, клиент узнает в вас эксперта по его проблеме. А кто не доверяет экспертам? Ведь, когда у вас есть конкретная проблема, которую вы не можете решить самостоятельно, вы, естественно, ищете специалиста именно по этой проблеме. И тут, мозг клиента работает точно так же, поэтому он обращается к вам.

2. Комплекс студента

Дело в том, что большинство психологов очень любят учиться и являются вечными студентами. Учиться – это хорошо и замечательно, но с точки зрения привлечения клиентов - почти бесполезная вещь, да еще и денежнозатратная.

Многие думают, что, если они будут учиться, они смогут заниматься тренингами и консультациями. И это обучение может продолжаться месяцами или даже годами.

Так вот, для ваших клиентов совершенно не имеет никакого значения, какие у вас сертификаты и бумажки. Человек к вам обращается за решением проблемы. Если вы действительно разбираетесь в теме, а разобраться в теме не так уж трудно, если вы обучались, очень просто заявить себя, как эксперта в конкретной теме (даже если вы находитесь в процессе обучения).

Пусть у вас нет сертификата, но вашим потенциальным клиентам все равно! Вы не поверите, им вообще на это плевать в 99% случаях. Им нужно решить проблему. И если вы действительно можете помочь решить проблему, вам не нужны для этого бумажки.

Главный вывод! Ваше образование и количество клиентов в вашей практике не имеют прямой корреляции. Они вообще не взаимосвязаны! Можете возразить на эту тему, но это так. И пока вы свято верите в то, что еще надо подучиться и тогда появятся клиенты - это одно из самых губительных для вашей практики заблуждений.

4. Страх продаж

Следующая ошибка в том, что большинство психологов боятся продавать свои услуги. Они думают, что их услуги должны продаваться. Это неправильно. Клиенты не придут сами и не станут предлагать вам деньги. Для того, чтобы достойно зарабатывать в профессии психолога-консультанта или тренера, нужно свои услуги продавать.

Если вы уже зарекомендовали себя, написали несколько книжек, у вас есть публикации, статьи, то клиенты будут верить вам (вернее даже, не вам, а вашему бренду) и ломиться в ваши двери. Но, если вы еще не бренд , то ваши услуги не будут продаваться сами. Поэтому вам нужно продавать.

Для этого вам нужно изучить, хотя бы, простейшие механизмы продажи. Простейший механизм продажи, который вы можете использовать сразу же, прочитав эту статью, это трехшаговый механизм.

    Ваше конкретное предложение по решению конкретных проблем для конкретной целевой аудитории

    Призыв к действию (сделать какой-то заказ или позвонить вам прямо сейчас).

Большинство людей живут с множеством проблем, которые в себе надо решать, но они откладывают их решение на потом. Вспомните себя. Когда вы идете к стоматологу? В большинстве случаев тогда, когда зуб уже болит. Но ведь можно было прийти раньше и не допустить этой ситуации. Зуб не начнет болеть ни с того ни с сего. И клиенту надо об этом напомнить. Как вы знаете, профилактика всегда дешевле, чем лечение.

Механизм продажи – это механизм, который напоминает человеку о том, что у него есть проблема, ее надо решать, и ваше предложение действительно поможет ее решить. И все это нужно делать сейчас, а то завтра зуб выпадет и жевать будет нечем. И это действительно так. Если смотреть глубже - продажа, это в первую очередь, обмен ценностями между вами и вашим клиентом, следствием чего являются деньги. А как известно - деньги это ЭНЕРГИЯ!

5. Продажа одного. Вы продаете одну консультацию или один тренинг.

Дело в том, что если вы консультант, то невозможно решить проблему клиента за одну сессию, какими бы вы крутыми не были. Минимум, нужен месяц, в лучшем случае, два-три, а иногда и больше.

Поэтому, когда психолог предлагает по одной консультации, клиент платит деньги за нее и, частенько, больше не приходит. Даже если вы договорились о долгосрочной работе (скажем на месяц), и причин на это миллион - нет настроения, трубу прорвало, потерял телефон, вызвали на работу, естественное сопротивление процессу изменений, в конце концов... перечислять можно долго.

Поэтому, если вы психолог-консультант, разрабатывайте программу, которая решает проблему клиента. Предлагайте клиенту эту программу, предлагайте решение его проблемы по программе. Программа воспринимается намного лучше клиентом, нежели непонятная разовая консультация. И продается куда легче, чем просто консультация.

Для тренеров. Возможно, вы провели тренинг, двухдневка, трехдневка или недельный, и клиент от вас ушел. Но невозможно решить проблему клиента даже за один тренинг, для этого нужен, как правило, комплекс тренингов. Для этого придумывайте линейки тренингов, как минимум, три-четыре, где вы будете развивать вашего клиента, помогать ему комплексно справится с ситуацией.

Вы должны прекрасно понимать, что проблема решается не сразу и может иметь глубокие корни. Оказывайте людям поддержку, если вы действительно заинтересованы в том, чтобы жизнь людей, с которыми вы работаете, улучшилась по-настоящему.

Если вы хотите по-настоящему помогать вашим клиентам, Вы обязаны продавать программы (минимум 4-8 сессий) в консультировании и линейки тренингов, если вы тренер. Иначе вы занимаетесь просто халтуркой (так, тут человек подвернулся, на разовую консультацию или на тренинг к вам забрел, вы с него поимели денег, а реально, ничем не помогли). Уж извините. Назвались психологом, отвечайте за это. А то, в последнее время, халтуры на рынке просто немерянно. Даже сертифицированной. Давайте предоставлять действительно качественные услуги и брать ответственность за то, что вы однажды приняли решение помогать людям, целить их души и сердца.

Вывод : Специализируйтесь на конкретных проблемах конкретных людей, продавайте им программы и комплексные решения, которые решат их проблемы.

Психологическое консультирование. Справочник практического психолога Соловьева Светлана Леонидовна

4.1. Клиент

4.1. Клиент

Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации психологических проблем, уровнем и глубиной понимания, проникновения в проблему, а также своими установками и ожиданиями в отношении возможностей консультирования, собственными представлениями о том, какую конкретно помощь следует ожидать от профессионального психолога.

«Человек с улицы», обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый в принципе представляет себе, что такое психология, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т. д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, – объяснять, в чем он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе.

Бывает, что, придя к консультанту по поводу какой-либо частной психологической проблемы, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Клиент может прийти к пониманию того, что необходима длительная и упорная работа над собой, связанная с перестройкой системы установок и ожиданий, привычных способов разрешения жизненных ситуаций, типичных эмоциональных реакций, что необходимо кардинальное преобразование собственного психологического мира. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью – это может случиться не скоро или не случится никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии – основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

4.1.1. Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска в плане пограничных нервно-психических расстройств. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

В психологическую консультацию обычно обращаются не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для получения обстоятельной консультации психолога необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно повторяющиеся неудачи, психологические конфликты и проблемы вынуждают этих людей, чувствующих себя в целом физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны возможности самостоятельно справиться со своей проблемой. За консультативной помощью к психологу человек может обратиться, когда находится в состоянии, близком к возникновению душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями. В целом люди обращаются за помощью, когда чувствуют, что сами со своей жизнью не справляются.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым – это в большинстве своем одинокие люди – просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение. Иногда человека в психологическую консультацию приводят одновременно несколько мотивов: клиенты одновременно нуждаются в эмоциональной поддержке, хотят проверить и подтвердить правильность своего решения либо поискать вместе с психологом другие возможные варианты выхода из ситуации; при этом практически всегда присутствует и интерес к работе консультанта, и желание общаться.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью профессиональному психологу сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично. Сам факт, что человек обращается за психологической помощью, означает, что он в ней нуждается, пусть не в такой, на которую он претендует, и помощь эту ему необходимо оказать.

4.1.2. «Трудные» клиенты

Каждый клиент по-своему труден для консультанта. Пациенты имеют разные профессиональный, материальный и социальный статусы, отличаются семейным положением, жизненным опытом, своими психологическими трудностями, возможно, комплексами, страданиями, скрытыми проблемами. Каждый по-своему реагирует на психологические проблемы, трудные жизненные ситуации. Пациенты с высоким социальным статусом и привычкой к чрезмерному контролю поведения, стремясь «сохранить лицо», не сообщают психологу до конца свои переживания, сомнения и страхи, опасаясь выглядеть «слабыми» или даже «симулянтами». Лица с высоким интеллектуальным потенциалом в контексте взаимоотношений с консультантом часто подчеркивают свою значимость, пускаются в длительные рассуждения по любому поводу, что может мешать составить точную картину актуальной жизненной ситуации клиента. К «трудным» относятся интровертированные клиенты, замкнутые на своем внутреннем психологическом мире, трудно вступающие в контакт, отвечающие односложно и лаконично, опуская важные для консультанта подробности и детали, которые обнаруживаются лишь при длительном и тщательном целенаправленном расспросе. Пожилые люди с нарушениями психической деятельности на фоне прогрессирующего атеросклероза со снижением памяти, нарушением концентрации внимания, с интеллектуальным снижением или с неадекватными эмоциями, не соответствующими физическому состоянию (например, пациенты в состоянии эйфории при наличии тяжелого соматического заболевания), – такие клиенты также бывают трудными на определенных этапах процесса психологического консультирования. Наиболее сложными клиентами, общение с которыми требует больше всего времени и терпения, являются депрессивные пациенты с высоким риском суицидального поведения, а также лица с тревожно-мнительной акцентуацией характера.

Тревожно-мнительные клиенты . Эти пациенты постоянно заняты обдумыванием трудностей, проблем, которые могут встретиться в будущем. Они озабочены возможными осложнениями актуальной жизненной ситуации, неблагоприятного развития событий, возможных последствий тех или иных действий. Постоянно во всем сомневаются и буквально преследуют своими сомнениями и колебаниями своего консультанта, по малейшему поводу обращаются за дополнительными разъяснениями. Прежде чем принять какое-либо решение, тревожно-мнительные клиенты тщательно изучают, взвешивают и анализируют все возможные положительные и отрицательные последствия, но даже после многократного обдумывания и проговаривания всех деталей актуальной жизненной ситуации и всех возможных вариантов поведения у пациентов остаются сомнения, которыми они делятся с окружающими. Если быстрого эффекта, ожидаемого от процесса психологического консультирования, не наступает, то своими страхами, сомнениями и колебаниями клиенты буквально преследуют психолога. Они постоянно и во всем сомневаются, обращаются все с новыми проблемам. Часто и после окончания процесса консультирования они без достаточных оснований продолжают посещать консультанта, требуя к себе постоянного внимания. Тревожно-мнительная акцентуация характера у таких клиентов является прогностически неблагоприятной, поскольку на фоне хронической тревоги возможно формирование и пограничной нервно-психической патологии, и психосоматических нарушений, и нарушений поведения в виде, например, аддиктивного поведения.

Депрессивные клиенты . Депрессия в психологии описывается как утрата жизненной перспективы. Планы и программы, надежды и мечты о будущем придают смысл настоящему. Сегодняшний день важен и осмыслен потому, что он является шагом на пути достижения поставленной цели. Когда человек теряет перспективу, цели и задачи будущей жизни, то и настоящее начинает казаться ему лишенным смысла. «Депрессивная блокада» может приводить к мыслям о суициде. Не случайно поэтому врач-психиатр, решая вопрос о выписке депрессивного пациента, задает ему вопрос: «Каковы Ваши планы на будущее?» Если больной на этот вопрос ответить не может, то это часто означает, что депрессивное состояние еще сохраняется. Тяжелое соматическое заболевание, психическая травма, стрессы, хронические конфликты в большинстве случаев сопровождаются формированием депрессивных переживаний – будущее кажется безнадежным и бесперспективным. У депрессивного клиента, потерявшего надежду на благополучный исход, возможны суицидальные тенденции. Случается, что, закончив какую-либо важную работу, достигнув значимой цели, к которой пришлось идти многие годы, отказывая себе в удовольствиях и отдыхе, добившись, наконец, успеха, человек вдруг обнаруживает у себя растерянность и пустоту, отсутствие каких-либо целей и дальнейших перспектив. Вместо чувства гордости и торжества он переживает опустошенность и безразличие ко всему. Вместе с разочарованием может прийти и соматическая болезнь. В этом смысле инфаркт миокарда, например, называют иногда «болезнью достижения». Однако депрессивное состояние с суицидальной настроенностью может развиться и при иных ситуациях, делая жизнь бессмысленной и лишенной перспектив. Любая утрата, касающаяся наиболее значимых для человека ценностей, – потеря отношений, имущества, социального статуса, привязанности – может спровоцировать депрессивное состояние. В подобных случаях перед психологом встает вопрос о возможности прогнозировать суицидальное поведение депрессивных клиентов. Шведские авторы описывают так называемый «пресуицидальный синдром», т. е. ряд признаков в поведении, настроении, самочувствии пациентов, позволяющих с определенной степенью достоверности прогнозировать у них суицидальные действия.

4.1.3. Клиент сопротивляется

Консультанту часто приходится сталкиваться с реакцией сопротивления у клиента, когда тот, обычно не вполне осознавая это, препятствует психологу в его желании понять психологическую проблематику клиента, проанализировать ее и помочь разрешить. Причин такого поведения, когда клиент фактически уклоняется от предлагаемой помощи, может быть много: страх перед изменениями и необходимостью меняться самому, нежелание понимать и принимать свои негативные черты, избегание интенсивной интеллектуальной деятельности, требующей значительных психологических усилий; склонность к манипуляциям в межличностных отношениях. Проявления поведения сопротивления также многообразны – молчание или бурные сцены со слезами, поверхностность со стремлением развлекаться, рассказывать анекдоты, сплетничать о посторонних людях; игнорирование психологической помощи, отказ от посещения консультации, агрессия, сексуальная провокация и многие другие формы поведения, направленные на то, чтобы отвлечь консультанта от психологической проблематики клиента.

А. Ф. Копьев описал несколько типичных и не всегда распознаваемых начинающими психологами форм блокады диалогической интенции:

Психологическая интоксикация. Выглядит как совершенно непродуктивный, рассуждательный интерес к психологии и психотерапии. Осознание и подача себя в понятиях тех или иных психологических концепций становится эффективным средством избежать ответственности за свою жизнь, вывести свое поведение из зоны действия нравственных категорий. Сродни обыденному объяснению: «Среда заела». Подлинные обстоятельства жизни, поступки, мысли, чувства оказываются более или менее зашумленными психологическим диагнозом. Человек отказался от своей воли. Обращение к психологу выполняет защитную функцию – позволяет клиенту ничего не менять, снимая с него ответственность за нелепости и неустройства его жизни, но при этом отражает подспудную неудовлетворенность и тревогу человека за то, что происходит в его судьбе.

Эстетизация личностных проблем . Человек воспринимает свои проблемы, невзгоды и комплексы как эстетическую ценность, как нечто, что сообщает его личности значительность и глубину. Это связано и с повсеместным распространением кино и телевидения – «фабрики грез». В результате, одержимый другим, двойником, человек не может жить для себя. Клиенты говорят об «этапах большого пути», сообщают, что «это – материал для романа». Человек становится как бы невменяемым, в стороне от себя самого.

Манипуляция-пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми, его жизнь – активный поиск путей для достижения поставленных целей в отношении тех или иных людей из своего окружения. Желанная цель настолько захватывает клиента, что ставит его как бы вне этики. В психологе такой клиент ищет инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования. В основе такого поведения, как правило, лежит глубокая разочарованность, отчаяние. Клиент не верит, что люди способны принять и полюбить его таким, какой он есть на самом деле, поэтому прибегает к манипуляции.

В качестве одного из способов работы с ситуациями блокады диалогической интенции Копьев предлагает использовать молчание. Консультант должен сохранять «душевную автономию» и не включаться в предлагаемую клиентом игру. Принципиальный дефицит значимых реакций психолога по отношению к высказываниям и реакциям клиента, которые носят искусственный, игровой характер, создает между ними как бы «свободное пространство», побуждающее клиента к самораскрытию и самоопределению.

4.1.4. Проблема доступа к клиенту

Один из ключевых вопросов консультирования – насколько оно действительно помогает клиенту в решении его психологических проблем. Можем ли мы изменить другого человека, сделать его добрее, умнее, терпимее; можем ли мы научить его жить иначе, иначе реагировать на жизненные неурядицы и невзгоды? Действительно ли наши клиенты способны к изменениям, действительно ли они могут принять предлагаемую психологическую помощь и воспользоваться ею?

Как отмечают Дж. Тодд и А. К. Богарт (2001), все направления психотерапии и психологического консультирования сталкиваются с проблемой, которую авторы называют проблемой доступа. Она состоит в том, что на самом деле психологических изменений достичь крайне трудно. Несмотря на то, что клиенты активно высказывают желание измениться, и даже предпринимают ради этого героические усилия, они все же постоянно обнаруживают, что к изменениям не готовы. «Оказывается, – отмечают Тодд и Богарт, – что эти усилия не имеют глубинного доступа и не становятся частью индивидуальной системы мыслей, эмоций и мотиваций личности. Можно понять проблему доступа, представив себе личность состоящей, по крайней мере, из двух частей: той, которая хочет измениться, и той, которая препятствует переменам. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы обратиться к первой части, стремящейся к изменениям, достучаться до нее и помочь ей, обойдя вторую часть, противящуюся этому».

Действительно, как правило, теории личности, лежащие в основе различных направлений психотерапии и психологического консультирования, делят личность на части и дают им различные названия, например, «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» в психоанализе, или «познание», «эмоция» и «поведение» в теории познания-научения. Теории психотерапии различаются в зависимости от того, какие части личности они считают способствующими или препятствующими изменениям. Например, с точки зрения психоанализа сознательная часть личности желает перемен и конфликтует с бессознательной частью, которая этим переменам противится. В других теориях, например, в клиент-центрированной терапии, подчеркивается, что проблемой является как раз сознательная часть личности, между тем как игнорируемые, или бессознательные эмоции человека могут помочь переменам.

Тодд и Богарт полагают, что все психотерапевтические методики служат попыткам обойти ту часть личности или ситуацию, которая сопротивляется переменам, и получить доступ к той части личности, которая им благоприятствует. Например, психоаналитическую методику свободных ассоциаций можно трактовать, как попытку проникнуть внутрь сопротивляющегося бессознательного и сделать его содержание сознательным. Использование эмпатии в клиент-центрированной терапии можно понять, как стремление сосредоточиться на игнорируемой эмоциональной стороне личности, избегая обессиливающих «если бы» и сознательной самокритики индивида. Гипноз можно рассматривать как технику, сбивающую с толку логическое мышление для того, чтобы внушение напрямую воздействовало на другие части личности (Тодд Дж., Богарт А. К., 2001).

Каковы бы ни были теоретические пристрастия консультанта, каких бы теорий личности он не придерживался в своей работе с клиентами, в любом случае он понимает, что все люди разные, все живут в своем собственном пристрастном и субъективном психологическом мире, ориентируясь на собственную систему ценностей, пристрастий, убеждений и установок. Говоря, может быть, на одном и том же языке, люди вкладывают в произносимые слова разное содержание. Поэтому индивидуальная работа с клиентом всегда требует чего-то большего, чем умения применять психотерапевтические техники, эмпатию и аутентичность; она во многом опирается на интуицию консультанта, на его жизненный опыт, на его способность постигать внутренний мир другого человека.

Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

Контекст, другие и клиент Клиенты легко учатся создавать сцены в реальной жизни, в воспоминаниях, в воображении и ощущать себя своим Ребенком в этих сценах. Если происходит только это, результаты можно назвать совершенно антитерапевтическими. Клиент снова и снова

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Клиент В терапии новых решений клиент - это ведущий актер в пьесе с победным концом. То, что в нашей книге многие записи заканчиваются облегченным смехом клиента или его радостным «Здорово!» - не совпадение и не подтасовка. Так должны заканчиваться сцены новых решений,

Из книги Формы человеческих отношений автора Берн Эрик

Глава 9 КЛИЕНТ–ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с

Из книги Что такое психотерапия автора Хейли Джей

Поставщик и клиент Не существует законов, специально запрещающих бизнесмену иметь сексуальные отношения со своими заказчиками, но имеются определенные профессиональные отношения, связанные с «доверием». В них клиент находится в руках поставщика и склонен полагаться автора Курпатов Андрей Владимирович

4.1. Клиент Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Клиент, психотерапевт, супервизор. Это та самая игра, которая так неназойливо углубляет интерес участников друг к другу и к самим себе.На том осеннем марафоне с Лерой Александровной мы так и не успели в нее сыграть. Но я обещал рассказать о ней. Это теперь с радостью и

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Пациент (клиент) Как правило, наш пациент (клиент), пользуясь излюбленным роджеровским понятием, – «застывший», «остановивший процесс». Ведь чем больше мы углубляемся в понимание природы человека, в изучение системы его внутренней организации, тем больше мы удивляемся

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Клиент доны Карлетты Мэри спросила дону Карлетту, можно ли ей рассказать о своих наблюдениях работы доны Карлетты с одной женщиной во время семинара; тогда Мэри делала подробные записи. Дона Карлетта согласилась. Клиентка испытывала подавленность в отношении самой себя

Из книги автора

Клиент – это вы Мадам Фламбе взволнованно и очень театрально сказала, что сеансы разбора случаев привели к совершенно потрясающему открытию. То есть с годами Орел увидел, что терапевты чаще всего заходят в тупик с клиентами, которые работают над процессами и краями,

Из книги автора

Клиент – это не вы! Мадам Фламбе продолжала: «До сих пор мы узнали, что иногда затруднения с клиентом связаны с тем фактом, что вы проходите через сходные этапы развития. Однако, – предостерегла она, – в некоторых ситуациях вы можете думать, что клиент похож на вас, но ваше

Из книги автора

«Клиент всегда прав» Все мы слышали этот девиз. На самом деле клиент не всегда прав, и те, кто непосредственно общается с клиентами, могут это подтвердить.Если очевидно, что клиент неправ и его требование решить проблему нереально, то продавец должен дипломатично убедить

Из книги автора

А как же клиент? В то время как психотерапевт наблюдает за клиентом и анализирует полученную от него информацию, клиент не должен быть пассивным. Перед ним стоит задача, от разрешения которой зависит успех терапии. На самом раннем этапе первичной консультации он должен

Из книги автора

Как клиент реагирует на психотерапевта В этой главе мы рассматривали различные аспекты знакомства с клиентом. Никогда не надо забывать, что одновременно и клиент знакомится с психотерапевтом. Имея в виду цели этой книги, мы не будем интерпретировать мысли клиента о

Из книги автора

С чем клиент приходит на терапию? Каждого клиента можно характеризовать с трех сторон. Во-первых, со стороны его прошлого опыта, культуры, личности, физических особенностей – все это изменить нельзя. Во-вторых, со стороны способов его поведения и общения, которые,