Рассказы о войне. Внеклассное мероприятие в начальной школе "детям войны посвящается"

Москва, "Самовар", 2014 г.

Замечательная аудио книга, вышедшая в серии "Школьная библиотека" в издательстве "Самовар" в 2014 году "Рассказы о войне", составитель Юдаева Марина Владимировна, художник Подивилова Ольга Васильевна. В книгу для детей и, в основном, о детях военных лет вошли рассказы: Лев КАССИЛЬ "Рассказ об отсутствующем", Радий ПОГОДИН "Послевоенный суп" и "Кони", Анатолий МИТЯЕВ "Отпуск на четыре часа" и "Мешок овсянки", Валентина ОСЕЕВА "Кочерыжка", Константин СИМОНОВ "Малышка" и "Свеча", Алексей ТОЛСТОЙ "Русский характер", Михаил ШОЛОХОВ "Судьба человека" и ранняя (1957) повесть Владимира БОГОМОЛОВА "Иван".
Можете читать краткое содержание, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио рассказы о войне советских писателей.

Аудиокнига "Рассказы о войне" из серии "Школьная библиотека". Лев Кассиль "Рассказ об отсутствующем". Краткое содержание и полный аудио текст. Бойца Красной Армии Николая Задохтина наградили орденом. Во время награждения в большом зале штаба фронта он обратился к залу с просьбой рассказать об отсутствующем герое, о мальчике, которому было лет...

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне". Радий Погодин "Послевоенный суп" - о голодной жизни крестьян на оккупированной немцами территории. Молодой танкист воевал первый год. Всё невоенное ему казалось незначительным. Вдруг он встретил, в накануне освобожденной деревушке, мальчика, по имени Сенька, пасшего двух куриц и петуха. "Мальчишка...

Аудиокнига "Рассказы о войне" для школьников. Радий Погодин "Кони". Читайте краткое содержание, слушайте онлайн или скачайте бесплатно. Рассказ Погодина "Кони" о трудной военной жизни села сразу после ухода немцев. Прежний коллектив колхозников, вернее, колхозниц. На селе остался один мужчина - дед Савельев. "Дед Савельев ещё в первую военную...

Аудиокнига "Рассказы о войне". Рассказ для детей младшего школьного возраста Анатолия Митяева "Отпуск на четыре часа". Читает Надежда Прокма. Солдату чаще всего приходилось воевать вдали от дома. Однако бывало, что солдат защищал или освобождал от врага свою родную деревню или город. В родных краях оказался и Василий Плотников. Фашисты...

Аудиокнига "Рассказы о войне". Анатолий Митяев "Мешок овсянки" - рассказ из серии "Школьная библиотека", издательства "Самовар", 2014. Рассказ о работе в годы войны собак-санитаров. Раненых солдат санитары перевязывали, клали на фанерные саночки, которые назывались лодочками. К саночкам ременными постромками привязывались три собаки, которые...

Аудиокнига "Рассказы о войне". Валентина Осеева "Кочерыжка". Читайте краткое содержание и слушайте онлайн или скачивайте бесплатно. В сорок первом безусый сержант Вася Воронов в украинском селе между капустных грядок увидел маленького мальчика, лет двух, завёрнутого в одеяльце. Мать его убитая лежала рядом, держала в руке бутылочку с молоком....

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне", Валентина Осеева "Кочерыжка", часть 2. Читайте краткое содержание или слушайте онлайн. Соседка Самохина во время бомбежки эшелона, на котором она с невесткой и внучкой ехала в эвакуацию, потеряла их. А сын погиб на фронте. Никак не могла женщина оправиться от своего горя. Кочерыжка скучал по собаке,...

Аудиокнига Валентины Осеевой "Кочерыжка", часть 3. Читайте краткое содержание или слушайте онлайн позитивный, тёплый добрый аудио рассказ о ВОВ. Как-то Марья Власьевна привела сама Кочерыжку соседям. Петровна принялась её угощать чаем. Зашла и Маркевна. Гостья сидела молча, сжимая обеими руками кружку, а женщины исчерпали все пустые слова,...

Аудиокнига "Рассказы о войне", Константин Симонов "Малышка" о героическом труде сестёр милосердия и шоферов на войне. На Кубани стояли дождливые осенние дни. Армия отступала, шли бои, немецкие танковые колонны каждый день прорывались в тыл. К сараю, где лежали раненые подъехала летучка (грузовой автомобиль) с дырявым, крытым верхом. Её хозяйка,...

Аудиокнига "Рассказы о войне", Константин Симонов "Свеча" - рассказ "...о свече, поставленной югославской матерью на могиле русского сына..." 19 октября 1941 года Белград был взят, в руках немцев оставался только мост через реку Саву и маленький клочок земли перед ним. На рассвете пять красноармейцев пытались незаметно пробраться к мосту. Их...

Аудиокнига "Рассказы о войне". "Русский характер! - для небольшого рассказа название слишком многозначительное... Русский характер! Поди-ка опиши его... Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни... На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после...

Аудиокнига "Рассказы о войне", рассказ Михаила Александровича Шолохова "Судьба человека", часть 1 - история семьи главного героя Андрея Соколова. Встреча автора с Андреем Соколовым произошла в первую послевоенную весну на Верхнем Дону, на переправе через речку Еланку по пути в станицу Букановскую. Много судеб изломала, исковеркала война. Трудно...

Аудиокнига "Рассказы о войне", рассказ Михаила Александровича Шолохова "Судьба человека", где Андрей Соколов рассказывает об обстоятельствах контузии и плена. Ночлег в церкви. Воевал Андрей Соколов шофёром на ЗИС-5, в воинской части сформированной под Белой Церковью, на Украине. Домой писал редко, не жаловался и не уважал тех, "кто сопли по...

Аудиокнига "Рассказы о войне", рассказ Михаила Александровича Шолохова "Судьба человека" - Соколов против коменданта Мюллера. Комендантом лагеря был Мюллер, невысокого роста, плотный немец, белобрысый и сам весь белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате; хорошо знал русский, говорил даже...

Аудиокнига "Рассказы о войне", рассказ Михаила Александровича Шолохова "Судьба человека" - гибель семьи Соколова. Встреча одинокого Соколова с мальчиком Ваней. В госпитале Андрей Соколов получил известие от соседа столяра Ивана Тимофеевича о том, что в июне 1942 немцы бомбили авиазавод и тяжёлая бомба прямым попаданием уничтожила хатёнку...

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне", повесть "Иван", глава 1. Читайте краткое содержание, слушайте онлайн или бесплатно скачайте. В час ночи ефрейтор Васильев из взвода охраны доставил в землянку командира, старшего лейтенанта Гальцева худенького мальчишку лет одиннадцати, посиневшего и дрожавшего от холода. Он ползал в воде возле...

Аудиокнига "Рассказы о войне" для школьников и о школьниках, повесть Владимира Богомолова "Иван", глава 1 о военных событиях 1-го Белорусского фронта зимы 1943/44 года. Глава знакомит с главным героем повести Иваном Бусловым, дана его характеристика и сведения о семье мальчика. Мальчик вытащил из заколотого булавкой кармана грязный носовой...

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне", повесть Владимира Богомолова "Иван", глава 2 - о переправе Ивана Бондарева через Днепр. Октябрьской холодной ночью Ване Бондареву пришлось переправляться через Днепр на полене. "Лодки наверху все охраняются. А ваш тузик в такой темноте, думаешь просто сыскать?.. Знаешь, (рассказывал он приехавшему...

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне", повесть Владимира Богомолова "Иван", глава 3. Читайте краткое содержание или слушайте онлайн. В 3-й главе повести Богомолова "Иван" рассказывается о работе армейской разведки, о том, как ведётся подготовка операций, о добыче "языка". Терпение, выдержка, преданность Родине - эти качества...

Аудиокнига для школьников о детях войны "Рассказы о войне", Владимир Богомолов, повесть "Иван", глава 4. Читает Надежда Прокма. Холин, Катасонов и Ваня прибыли в расположение части Гальцева. Они готовили заброс Вани в тыл немцев. Проверена и подготовлена была лодка. Холин сообщил Ване о том, что Котасонову пришлось срочно отбыть в штаб. Ваня...

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне", Владимир Богомолов, повесть "Иван" - о юном герое разведчике. Читает Надежда Прокма. В операции по забросу мальчика-разведчика в тыл врага участвует около двухсот человек. Они готовы в любое мгновение прикрыть нас шквалом огня и не догадываются о сути операции. "Мы переправляемся на тот берег втроём...

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне", Владимир Богомолов повесть "Иван", глава 6. На 3-4 -местной лодке "тузик", в дождь, при встречном ветре Холин, Гальцев и Иван Буслов, значившийся в наших разведдокументах под фамилией "Бондарев", переправляются через Днепр. Тихо, берегом пробираются до оврага и прощаются. Ваня уходит в тыл....

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне", повесть Владимира Богомолова "Иван", глава 9 - о юном герое-разведчике Иване Буслове. Берлин капитулировал 2 мая, в три часа дня. В полуразрушенном здании на Принц-Альбрехтштрассе, в здании государственной тайной полиции была найдена учётная карточка с фотографией Ивана Буслова. Снизу был подколот...

СОЧИНЕНИЕ

Ученика 4 -его класса « А »

МОУ Колонтаевской начальной

Общеобразовательной школы № 71

Борисова Александра

« Война глазами школьников.

Я пишу о войне. »

Руководитель: учитель начальных классов

Копеина Л.В.

К 09.05.2011 г.

« Я пишу о войне,

Хоть и знаю о ней понаслышке,

Хоть и знаю о ней только то,

Что открыли мне книжки,

Только то, что как ветер колючий,

С экранного поля ударяло в глаза

И по сердцу встревоженной болью.»

Война… Такое короткое, но страшное слово. Много битв было на нашей планете: Куликовская битва, Бородинское сражение, гражданская война. Но самая кровопролитная из них - Великая Отечественна война.

Началась она 22 июня 1941 года. На рассвете фашистские войска перешли западные границы Союза Советских Социалистических республик и вероломно напали на мирные города и села нашей Родины. Тысячи немецких орудий открыли огонь по пограничным заставам, железным дорогам, по расположениям частей Красной Армии. Для русского народа это было неожиданно: ведь незадолго до этого был подписан договор с Германией о ненападении. Именно неожиданному удару по просторам любимой страны враги рассчитывали быстро расправиться с нашей армией. Но захватчики просчитались. Весь советский народ поднялся на защиту своего Отечества.

Среди тех, кто первыми ушли на фронт, был и мой прадедушка Антонцев Александр Семенович, о котором я знаю со слов моего папы. Прадедушка Саша, как и все его односельчане, героически защищал родную землю от вероломных врагов. Раненый, он попал к фашистам в плен, но вскоре смог вырваться из плена и добраться до партизанского отряда. Вместе с другими партизанами он взрывал мосты, по которым неслись поезда с немецкими солдатами, орудиями и боеприпасами. Прадедушка Саша был одним из пучших разведчиков, ходивших в тыл врага.

Получив два тяжелых осколочных ранения в голову и ногу, он попал в госпиталь. А после выздоровления вернулся в пехоту и дошел со своими однополчанами до Кенигсберга, где для него и закончилась война.

Я очень горжусь своим прадедом. За боевые заслуги он был награжден высокими наградами: орденами и медалями.

Каждый год Девятого мая, в День Победы, мы вместе со всеми жителями деревни приходим к обелиску Славы, чтобы почтить память павших минутой молчания. Свыше двадцати миллионов жизней унесла эта проклятая война. Навечно останутся в нашей памяти имена тех, кто отдал свои жизни за наше счастливое и мирное детство. В День Победы мы говорим слова благодарности ветеранам войны и тем, кто ковал победу в тылу. С большим волнением слушают они нас.

Из их газ текут слезы боли и радости. Боли за тех, кого уже нет рядом, а радости - за мир на земле.

Так пусть же вечно живет в наших сердцах память о подвигах тех, кто отстоял землю русскую и подарил счастье жить под мирным солнечным небом.

« Люди! Через года, через века

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста, помните! »
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель: Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок гражданственности и патриотизма мы посвящаем этой теме.

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Сколько помнят себя люди - столько они воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в «абсолютном мире» - видно, совсем немного. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней. Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

«Детям войны посвящается» (1-й слайд)

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». А. Твардовский .

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Р.Рождественский.

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье, на заводах. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. «Июнь 1941 года» (2-й слайд) В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занималисьобычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.

«У войны не детское лицо» (3-й слайд.) Звучит песня «Священная война»

1 ученик:

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных -
Это страшное слово «Война».

2 ученик:

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.

22 июня 1941 года началась большая, жестокая война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

4 слайд “Все для фронта, все для победы” - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

«Отцы на фронт, дети на заводы» 5,6 слайды. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули их юные сердца. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.

Ученик 1.

Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.

Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Ученик 2.

Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, все равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

Ученик 3.

И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.

Учитель: Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Их портреты вы увидите сегодня, они как будто с нами.

Герои не забудутся, поверьте!
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети
Погибших выкликают имена.

Рассказы о героях (сопровождаются показом слайдов)

Валя Зенкина (слайды 7,8) Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Зина Портнова (слайд 9) – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Валя Котик (слайд 10,11) – Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка.

В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних, В них совершен был подвиг не один. Вошел в семью героев наших славных Отважный мальчик – Котик Валентин.

Марат Казей (слайд 12,13) – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

Лёня Голиков (слайд 14). Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

Слайд 15,16 : «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом,в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

Кадры о Тане Савичевой: слайд 17 Песня « Ленинградские мальчишки» (по щелчку).

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта-Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая". А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Слайды 18,19 : Свой героический путь борьбы с фашистами Витя Хоменко прошёл вподпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.

Ученик:

Был он в разведке, в бой его брали
С ним на задания шли,
Только фашисты героя поймали,
И на допрос повели.Страшная боль обошла его тело,
Что ты узнал у нас?
Снова фашисты героя пытали,
Но он - ни слова в ответ.
И от него они только узнали
Русское слово «Нет»!Сухо раздался треск автомата…
Давит сырой землей…
Наш герой умер солдатом,
Верным стране родной.

Слайд 20. Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой.Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Слайд 21 Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего вкаменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе с взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Слайд 22 : В 1942 году Саша Ковалев окончил школу юнг Северного флота на Соловецкихостровах. Он мечтал быть мотористом на торпедном катере и добился этого. В апреле 44 года их катер потопил транспорт противника и подвергся нападению немецких катеров. В бою был ранен сигнальщик. Командир приказал заменить его юнгой. Встав повыше на подставку, Саша наблюдал за боем и докладывал, куда падают вражеские снаряды. За мужество и отвагу проявленную в этом бою Саша был награжден Орденом Красной Звезды. Майской ночью 44 года катер возвращался на базу после тяжелого боя. Неожиданно на моряков обрушился огонь с трех «Фоке-вульфов». Один самолет моряки подбили, но два вновь и вновь совершали боевые заходы. Катер получил повреждения. Коллектор получил пробоину. В любой момент выйдет из строя двигатель. Набросив на себя ватную куртку Саша закрыл собой пробоину, сдерживая напор пока не подошли боевые друзья. Помогли морякам советские истребители. А через день 9 мая Саша Ковалев погиб. В катере неожиданно взорвались бензоцистерны. Пламя охватило моторный отсек, где находились мичман Д.Д.Капралов и Саша Ковалев. Все попытки оказать им на помощь оказались безуспешными. Оба погибли. За героизм, проявленный в боях, Саша был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Слайд 23,24 : В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям: « Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную пургу, в дождь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них трудно сказать, что им 14-15 лет. Они подставляют два ящика, чтобы достать до рукоятки станка. Они устают и очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы?... Это не героика, это будни нашего тыла». Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу. Очень много можно рассказать о жизни детей в тылу во время ВОВ.

Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин, другого орудия.

Учитель: По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты.

На сцену выходит ученица начальной школы. В руках у неё карандаш и листок бумаги

Ученица: « Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Учитель: Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк.

Вот только некоторые имена:

  • Боря Цариков , выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон, 70 танков уничтожил.
  • Володя Казначеев в партизанском отряде прославился как самый ловкий и удачливый минёр.
  • Вася Коробко , вступив в партизанский отряд, стал разведчиком и подрывником.
  • Костя Кравчук . Отступающие солдаты, дали ему на хранение полковое знамя. Более двух лет, рискуя своей жизнью и жизнью родных, мальчик в тылу врага берёг знамя.
  • Ваня Андриянов . После освобождения села стал воспитанником 33-го отдельного инженерного батальона, то есть «сыном полка».
  • Саша Филинов . По его добытым сведениям, были уничтожены несколько фашистских штабов.
  • Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.
  • Валерик Волков (слайд 25) – ему было 13 лет, но он уже успел пережить большое горе: в 1938 году умерла мать, а в 1941 году в село пришли фашисты и расстреляли отца за связь с партиза-нами. Осиротевшего мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Так Валерик стал сыном полка.

Этот список можно продолжить на несколько страниц. Совсем юные герои, многие награждены медалями посмертно. Они удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза.

Слайд 26. Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответивсамому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны. Во Второй мировойвойне погибло 13 миллионов детей. Что у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле лучший народ – дети.

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Звучит песня “День Победы”(по щелчку), остальные слайды.

Учитель. В этом году День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем. Но, которые известны, вы их должны знать по именам: Маркс Кротов, Альберт Купша, Саня Колесников, Боря Кулешин, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Шура Кобер, Валя Котик, Володя Дубинин, Валерик Волков,Валя Зенкина, Зина Портнова, Марат Казей, Леня Голиков…

Ученик:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Пускай сердца, волнуясь, замирают,
На мирные дела пускай зовут,
Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!

Последний слайд: вечный огонь. «Реквием» Моцарта (мелодия играет по щелчку мышкой картины) Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.

Учитель:

Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не дожив, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –
Ты послушай святую минуту молчанья.

Минута молчания.

Рассказы Владимира Богомолова о защитниках Сталинграда

Владимир Богомолов. Подвиг гвардейцев

Наши танкисты получили приказ прорвать оборону противника в районе завода имени Петрова. Неприятель встретил советские машины мощным заградительным огнем батарей. Но это не остановило гвардейцев. Они ворвались в расположение фашистов и начали уничтожать технику и живую силу.

Смело и решительно действовал экипаж младшего лейтенанта Михаила Кития. Огнем и гусеницами он уничтожил восемь орудий, девять пулеметов и три дзота фашистов.

Но вот танк наскочил на мину и замер на месте. Тотчас восемь вражеских танков окружили подбитую машину. Михаилу Кития и его друзьям предложили сдаться в плен. Однако герои решили вступить в неравную схватку, но чести гвардейцев не опозорить.

Метким огнем они вывели из строя еще три фашистских танка. Но вот загорелась и наша боевая машина. Гитлеровцы ждали, что теперь-то советские танкисты откроют люк и вылезут с поднятыми руками. Но вместо этого услышали песню, которую пели гвардейцы:

Это есть наш последний и решительный бой,

С «Интернационалом» воспрянет

род людской...

Враг рвался к южным окраинам Сталинграда. Гитлеровцы решили преодолеть Дубовый овраг, чтобы выйти на улицы города. Но тут на их пути неприступной крепостью встал взвод старшего сержанта Михаила Хвастанцева. На позиции бойцов шло двадцать танков и десант автоматчиков.

Вот уже пятьсот, четыреста метров остается до батареи.

Фашисты решили, что наши бойцы в панике убежали. Но Хвастанцев и его друзья готовились к смертельной схватке. И когда танки приблизились на 300-200 метров, гвардейцы открыли огонь.

Враг не выдержал и повернул назад. Но недолго было затишье. Над нашими артиллеристами появились немецкие бомбардировщики. С воем падали бомбы, поднимались столбы земли, дыма и огня.

Командир приказал раненым покинуть позицию и вступил в единоборство с танками, которые шли на новый штурм батареи. Из уцелевшей пушки он подбил еще одну фашистскую машину, но кончились снаряды.

Вражеская колонна и автоматчики разбились на две группы и полукольцом охватывали смельчака. Но Хвастанцев не растерялся: метким огнем из противотанкового ружья подбил еще танк. Остальные двигались вперед. Тогда Михаил выскочил из окопа и метнул гранату под гусеницы головного танка. Машина вздрогнула, но продолжала надвигаться на окоп.

Хвастанцев едва успел соскочить в окоп, как тяжелые гусеницы стали утюжить землю. Танк прошел. Михаил снова выскочил и бросил в след последнюю гранату: танк загорелся... Но в тот же миг Хвастанцев был сражен автоматной очередью.

Командир погиб, но враги не ворвались в город. К месту боя подошла новая наша батарея: артиллеристы отбросили фашистов от Дубового оврага далеко в степь.

Все яростнее становились атаки гитлеровцев, все труднее было сдерживать нашим бойцам натиск озверевшего врага. Все меньше и меньше оставалось бойцов на участках обороны. Но надо было держаться. «Ни шагу назад!» — таков был приказ Ставки Верховного командования.

Гитлеровцам казалось, что еще одно усилие, еще один новый бросок — и город Сталинград будет взят...

А в это время по указанию Государственного Комитета обороны Генеральным штабом вместе с командующими фронтов разрабатывался план окружения и разгрома фашистских армий в районе Сталинграда.

— А мы пойдем к Мамаеву кургану, дедушка? — спросил мальчик, когда они снова сели в трамвай.

— Да, внучек! Обязательно побываем там. Ведь этот курган самый главный в битве за наш город.

— А я знаю, почему Мамаев курган самый главный.

— Почему? — переспросил дедушка.

— Потому что в нем похоронили войну. Мы про Мамаев курган песню на сборе нашей октябрятской звездочки разучили.

— А ну-ка, что за песня такая?

И Ваня спел:

На Мамаевом кургане — тишина,

За Мамаевым курганом — тишина,

В том кургане похоронена война.

В мирный берег тихо плещется волна.

Дедушка потеребил кончики усов, посмотрел на Ваню, погладил его по голове и сказал:

— Верно, внучек! Очень верно сказано в песне!

Владимир Богомолов. Мамаев курган

В середине сентября противник, получив свежие резервы, усилил атаки. Немецко-фашистским войскам удалось прорваться к центру города, к реке Царице, и выйти к Мамаеву кургану, закрепиться на отдельных высотах...

Фашистские генералы понимали, что если им удастся удержаться на отдельных высотах и овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем и окончательно захватить город. И в эти тяжелые и опасные для города дни командование Сталинградским фронтом из резерва Ставки выделило в помощь защитникам города 13-ю гвардейскую дивизию генерал-майора Родимцева.

С воздуха гвардейцам помогали летчики под командованием генералов Голованова и Руденко. Плотным огнем обстреливали вражеские позиции артиллеристы Сталинградского фронта.

Бойцы-гвардейцы Родимцева успешно переправились на правый берег и неожиданной контратакой отбросили прорвавшегося в центр города противника.

Но господствующие высоты над городом, в том числе и часть Мамаева кургана, все еще находились в руках гитлеровских войск.

Гвардейцам дивизии генерала Родимцева был дан приказ: выбить врага с Мамаева кургана.

Целый день полк майора Долгова штурмовал высоту. Фашисты на вершине высоты установили пулеметы и минометы и беспрерывно обстреливали наступавших бойцов.

Но гвардейцы, где ползком, где перебежками, подбирались к вершине. Было уже темно, когда бойцы достигли середины склона. Ночью батальон капитана Кирина ворвался в траншеи фашистов. Ни на минуту не умолкали автоматы, рвались гранаты. Темное ночное небо прорезали трассирующие пули. Лязгало железо: это наши бойцы в рукопашной схватке били прикладами гитлеровцев по каскам. Кричали дерущиеся, стонали раненые.

Наконец фашисты дрогнули и стали отходить. Гвардейцы полностью овладели высотой.

Но на рассвете немцы снова пошли в наступление. Ударили вражеские минометы, самолеты начали бомбить наши позиции.

Огонь и дым закрыли всю вершину.

На высоту в атаку двинулись два полка пехоты и танки противника.

Двенадцать раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. То вниз откатывались гвардейцы, то отступали фашисты. Но гитлеровцам так и не удалось вернуть вершину кургана.

На третий день фашисты подбросили подкрепление — уже целая дивизия пошла на полк Долгова. На каждого нашего бойца приходилось до десяти гитлеровцев.

Снова грохотали вражеские пушки, утюжили окопы гусеницы танков, пикировали фашистские самолеты. Но ничто не устрашило защитников кургана.

Они не дрогнули. Стояли насмерть.

На окоп комсомольца матроса Миши Паника- ха шел тяжелый танк.

Комсомолец приготовился к поединку — поднял бутылку с горючей смесью, но в этот момент вражеская пуля разбила бутылку. Жидкость мгновенно воспламенилась и облила смельчака. Горящим факелом поднялся над землей Миша Паникаха и, держа в руках вторую бутылку, пошел на вражеский танк...

Во время боя была повреждена линия связи.

Лейтенант послал одного бойца исправить повреждение. Но тот не добрался до оборванного провода.

Послали второго, но и он не дошел.

Послали третьего — Матвея Путилова.

Прошло несколько минут — телефон заработал. Но Путилов не возвращался.

По его следу пополз сержант Смирнов и увидел связиста около воронки мертвым, зубы его зажали концы перебитого провода. Видно, Матвей, пока полз, был тяжело ранен, ослаб, потеряв много крови, и не сумел соединить руками концы перебитого провода.

Связист взял концы провода в рот и зажал их зубами. Вот тогда и заработал на командном пункте телефон.

Может быть, Матвея Путилова ранило не осколком от мины или снаряда, а подбил вражеский снайпер? Как раз тогда появился на кургане немецкий снайпер, руководитель берлинской школы снайперов. Много наших бойцов вывел он из строя.

Фашист так замаскировался, что невозможно было его обнаружить.

Вызвал тогда командир к себе коммуниста Василия Зайцева. Отличный был снайпер Зайцев.

Это он сказал на кургане: «За Волгой для нас земли нет!» И его слова стали клятвой для всех защитников Сталинграда.

Вызвал к себе командир Зайцева и дал задание обнаружить и уничтожить фашиста.

Пополз Зайцев подыскивать для себя удобное место, а фашист, верно, заметил его: только Василий снял каску и положил ее на бруствер окопа, пуля — хлоп! — и пробила каску.

Притаился Зайцев и стал ждать, когда фашист еще раз выстрелит, обнаружит себя.

Прошел час, другой...

Фашист молчит.

«Ничего, — думает Зайцев, — подождем».

Несколько часов затаив дыхание лежал боец и ждал.

Утром, когда холодное солнце только-только осветило землю, раздался выстрел — кого-то заприметил немецкий снайпер.

Этого было достаточно, чтобы снайперская пуля Зайцева попала в цель.

На правом склоне Мамаева кургана, около небольшого оврага, где протекает маленький ручей, стоял батальон капитана Беньяша.

По восемь-десять раз в день ходили фашисты в атаку на окопы батальона. Немцы остались без воды, а ручеек протекал по дну оврага. Вот они и решили отвоевать овраг.

Сто с лишним дней сдерживали бойцы атаки врага, но воды из этого ручья фашисты так и не напились.

Наше командование осуществляло подготовку плана генерального наступления. Важно было все сохранить в глубокой тайне от противника. Для переброски солдат и военной техники, боеприпасов и продовольствия по железным дорогам ежедневно отправлялись 1300 вагонов; в перевозках военного груза были заняты 27 тысяч автомашин. Переброска войск и техники производилась скрытно.

В штабах фронтов — Юго-Западного (командующий генерал армии Н. Ф. Ватутин), Донского (командующий генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский), Сталинградского (командующий генерал- полковник А. И. Еременко) — уточняли и подробно изучали план контрнаступления: решено было зажать в гигантские клещи главную группировку врага в районе Сталинграда — армии Паулюса и Гота, нанести по ним стремительные удары северо-западнее и южнее Сталинграда, а затем выйти в район города Калач-на-Дону, замкнуть кольцо вражеской группировки и разгромить фашистские армии.

И 19 ноября 1942 года после длительной артиллерийской подготовки, в которой участвовали 1500 орудий, началось осуществление генерального плана контрнаступления.

В наступление перешли войска Юго-Западного и Донского фронтов, а 20 ноября пошли в наступление войска Сталинградского фронта.

Владимир Богомолов. В городе на Волге — тишина

Немного правее батальона капитана Беньяша стояла минометная батарея старшего лейтенанта Бездидько.

Минометчики этой батареи прославились тем, что били по врагу без промаха.

Чего только не предпринимали фашисты, чтобы уничтожить наши минометы: бомбили с самолетов, пытались накрыть позиции смельчаков артиллерией, посылали автоматчиков... Но батарейцы Бездидько все выдержали, выстояли!

А когда в январе 1943 года был дан приказ перейти в наступление, минометчики Бездидько открыли по врагу ураганный огонь.

Залпы гвардейцев были меткими — через полчаса после обстрела противника в позициях была пробита широкая брешь, куда устремились наши танки и пехота.

Фашисты не выдержали и стали стремительно отступать. Нашим бойцам было тяжело преследовать по глубокому снегу быстро отступавшего врага.

Вдруг видят бойцы — впереди рвутся снаряды...

Слышат — гремят танки и катится над степью громкое и грозное «ура!»

«Свои!» — пронеслось радостно по рядам бойцов. — «Свои!» И через час за ложбиной у Мамаева кургана встретили бойцы первый танк, который шел на помощь защитникам города. А вслед за ним двигались и остальные боевые машины армии генерала Чистякова.

За машинами с громким «ура!» наступали пехотинцы — войска 21-й армии. Они соединились с 62-й армией.

Бойцы на радостях обнимали друг друга, прыгали и кувыркались на снегу. Откуда-то появилась гармошка, гармонист растянул меха, заиграл звонко, и пошла по кругу веселая пляска победителей.

330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и не могли выйти из окружения. Наше командование предложило окруженным сдаться в плен.

И фельдмаршал Паулюс 31 января, сознавая, что сопротивление бесполезно, несмотря на приказ Гитлера: драться, драться, драться во что бы то ни стало, — капитулировал вместе со своим штабом.

Окруженные дивизии врага сдались в плен.

Еще с утра 2 февраля 1943 года на окраинах города у заводов «Баррикады», тракторного и «Красный Октябрь» отдельные группы гитлеровцев пытались сопротивляться нашим бойцам, но в четыре часа дня в городе на Волге наступила тишина.

Через развалины разрушенного во время боев города, по его окраинам тянулись и тянулись колонны пленных гитлеровских солдат. Их вели наши бойцы, их вели победители.

А во всем мире стало ясно, что Советский народ, его героическая армия нанесли самое сокрушительное поражение фашистским войскам и в состоянии покончить с гитлеровскими захватчиками.

По всей фашистской Германии был объявлен трехдневный траур.

Как только наступила в городе тишина, сталинградцы принялись восстанавливать свой почти полностью разрушенный врагом город.

А солдаты-победители продолжали развивать наступление, освобождая от врагов другие города и села нашей Родины.

Путь советских солдат-победителей был в

одном направлении — на Берлин!

На Мамаевом кургане тишина.

Неторопливо поднимаются люди по гранитной лестнице. Людей много.

Идут воины такие же седые, как Ванин дедушка. На солдатских гимнастерках и военных кителях ордена и медали.

Идут молодые — юноши и девушки.

Идут мальчики и девочки с пионерскими галстуками, октябрятскими звездочками...

Идут граждане страны Советов поклониться памяти героев.

Мамаев курган и его ансамбль-памятник знает весь мир. И нет такого человека на земле, который бы не слышал о Сталинграде, об этой героической высоте — Мамаевом кургане.

Владимир Богомолов. Вечный огонь

Четко печатая шаг, идет смена почетного караула пионеров города-героя. В руках у них настоящие автоматы, с которыми их отцы и деды сражались за город на Волге.

«Раз-два-три!» — шагают мальчишки в красных галстуках по лестнице к гранитному обелиску, что возвышается над братской могилой защитников Сталинграда.

«Раз-два-три!» — расходится почетный караул пионеров.

«Раз-два!» — сменяют они на посту своих товарищей.

Вьются вверх языки пламени Вечного огня.

Звучит торжественно музыка.

Все, стоящие у братской могилы в сквере на площади Павших борцов, снимают шапки...

Ваня и дедушка тоже снимают.

Молча стоят люди.

Они чтут память тех, кто отдал свои жизни за победу над врагом, за победу над гитлеровским фашизмом.

Ваня поднимает голову и смотрит на дедушку, на его китель, на ордена и медали.

— «За оборону Сталинграда!» — шепчут губы мальчика. — Вот она какая, медаль, которой так дорожит дедушка!..

Ваня смотрит на дедушку, на медаль, на пионеров, стоящих в почетном карауле у Вечного огня, и думает, что вырастет он скоро и станет пионером, и сделает много хороших дел, чтобы получить право шагать в строю почетного караула и заступить на почетную вахту у памятника героям.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Булат Окуджава

Воронкова Л.Ф. Девочка из города

Повесть «Девочка из города», написанная в суровом 1943 году, до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе.

__________________________________________


Гайдар А.П. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

Героическая сказка замечательного детского писателя. В Мальчише-Кибальчише воплощены все лучшие черты наших мальчишек, мечтающих о совершении настоящего подвига во имя Родины.

Присутствие этого произведения в списке, посвящённом Великой Отечественной - спорно, ведь в нём имеется в виду Гражданская война (1918-1921), враги - "буржуины", а не фашисты... Но ведь это же сказка-притча! О стойкости, верности, мужестве...

"Пришла беда, откуда не ждали. Напал из-за Чёрных Гор проклятый Буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию..."

Большая Победа не была бы завоёвана, если бы не находились вот такие большие и маленькие герои. Разве судьба пионеров-героев не повторила судьбу Мальчиша-Кибальчиша?

Текст А.Гайдара в предлагаемом источнике сопровождён рисунками В. Лосина.

Если вспомнить фильм "Сказака о Мальчише-Кибальчише", который старшее поколение смотрело в детстве, то в нём воспроизведена прямая параллель с Великой Отечественной войной, так эта сказка и запомнилась...

Так что - читайте, сами оценивайте!

__________________________________________


Кассиль Л. Улица младшего сына

Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина - героя Великой Отечественной войны.

__________________________________________


Катаев В. Сын полка

Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.

__________________________________________


Михалков С. Быль для детей

Несмотря на известную идеологическую направленность, «Быль для детей» - хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охватывает события 1941 - 1945 гг. Данный ресурс представляет собой отсканированные страницы книги (Детская литература, М., 1969) с рисунками Н.Кочергина.

__________________________________________


Осеева В.А. Васек Трубачев и его товарищи

Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.

__________________________________________


Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога

Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.

__________________________________________


Платонов А. Никита

Рассказ назван по имени главного героя - маленького мальчика Никиты. Писатель Андрей Платонов был из тех, кто навсегда запомнил, какой он был в детстве человек, - а это помнят не все. Наверно, Платонову в детстве никогда не говорили: ты ещё не дорос, это тебе не по уму. Поэтому и он рассказывает нам про маленьких людей, а уважает их как больших. И они тоже сами себя уважают в его рассказах, даже видят, что они, может быть, тут и есть самые главные на земле...

__________________________________________


Платонов А. Цветок на земле

Мир широк, он вмещает в себя много интересного. Маленький человек делает открытия каждый день. Герой рассказа "Цветок на земле" вдруг посмотрел на обычный цветок совершенно другими глазами. Дедушка помог внуку увидеть в цветке святого труженика.

__________________________________________


Симонов К. Сын артиллериста

Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.

__________________________________________


Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова

Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга «Девочки с Васильевского острова» – рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей. (Перейти к следующему разделу (5-7кл.)