Развиваем речь в 7 лет. Развитие связной речи у старших дошкольников

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.

Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства.

Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде. Поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Подробности развития речи ребенка в 7 лет

У ребенка увеличивается и обогащается словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире. Его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное.

Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки. При этом рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом. Умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения. И пользуется интонационными средствами выразительности.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 13.05.2019

Некоторые родители очень расстраиваются, когда наблюдают невнятную речь у своего 6-тилетнего ребенка. Папа и мама порой впадают в настоящую панику, когда их чадо не вписывается в нормы развития, но ведь не стоит забывать о том, что каждый малыш — индивидуальность. Все дети разные, один с легкостью может выучить длинное стихотворение, другому на это понадобится много терпения и времени, у кого-то нет проблем в речи, а другой ребенок с трудом произносит некоторые слова.

Поэтому не нужно паниковать, сначала необходимо четко определить проблему и уделять ей как можно больше времени. Существует специальные упражнения, множество простых игр и различных методик по исправлению недостатков в речи. Можно обратиться к специалистам: логопеду или дефектологу, а можно постараться и самостоятельно устранить проблему. Прежде чем приступить к упражнениям для говорения, необходимо понять особенности речевого развития у дошкольников.

Особенности произношения у детей 6 лет

Естественно, любому родителю хочется, чтобы к школе его чадо было полностью подготовлено, это же касается и правильного произношения слов. Порой учителю сложно разобрать, что говорит ученик, подобная ситуация может осложнить процесс обучения. Поэтому одной из главных стадий подготовки к школе должна быть его общеречевая подготовка. Родителям необходимо понимать, что процесс развития речи начинается с самого первого дня жизни ребенка до начала учебы в школе, здесь навыки говорения совершенствуются до 14-15 лет.

Необходимо научить дошкольника произносить слова неосознанно и спонтанно, для этого нужно научить свое чадо чувствовать, наблюдать за другими говорящими, слышать и слушать. Также необходимо создать для ребенка те условия, чтобы он пользовался своими чувствами и эмоциями, умел выражать языком то, что он чувствует в данный момент.

Развитие речи обусловлено следующими способностями:

  • управлять лицевыми мускулами;
  • понимать значения произносимых слов;
  • запоминать устойчивые словосочетания.

Общеречевая подготовка включает в себя не только навык устной речи, но и обучение детей восприятию и пониманию произносимых слов (аудирование).

Однако существует ряд проблем, которые не позволяют 5-6-летнему ребенку четко произносить слова, а также понимать смысл речи говорившего.

Проблемы речевого развития

У дошкольников существует ряд проблем, которые затрудняют четкое произношение:

  1. Логоневроз, т.е. простое заикание. Специалисты отмечают тот факт, что в современном мире становится все больше детей, страдающих заиканием. По мнению некоторых логопедов, нынешний ритм жизни, большое количество гаджетов, перегруженность новой информацией, пониженный иммунитет влияют на чистоту произношения слов у детишек 5-6 лет. Считается, что логоневроз начинает проявляться в 2-3-летнем возрасте, когда малыш только начинает строить свои первые предложения. Родителям стоит знать, что в домашних условиях детское заикание не лечится, здесь необходима совместная работа невролога и логопеда. При чем важно время обращения к специалистам, если в течение 6 месяцев после обнаружения проблемы папа и мама обращаются к специалисту, то заикание устраняется без ремиссии. Однако часто логоневроз со временем возвращается.
  2. Алалия, т.е. задержка в развитии речи. Данная проблема замечается у детей с нарушением работы некоторых участков головного мозга. Алалия не означает, что у ребенка есть задержка общего интеллектуального и психического развития, однако необходимо понимать, что неумение правильно и четко говорить может отразиться на процессе обучения и успеваемости по сравнению со своими сверстниками.Родителям на заметку: если 3-хлетний малыш ограничивается произнесением не более десятка слов, то его в обязательном порядке необходимо показать специалисту. При данной проблеме играет время, чем дольше мама оттягивает с посещением логопеда, тем сложнее пройдет процесс исправления проблемы.
  1. Дислалия, т.е. недостаток звуковоспроизведения, в простонародье называется картовость. Считается абсолютной нормой, когда малыши 3-4 лет не могут произносить шипящие или свистящие звуки, а также «р», «л» и пр., ведь в данном возрасте крохи только осваивают умение говорить. А вот у дошкольников невыговаривание отдельных звуков уже не является нормой, чаще всего данный недостаток связан с недостаточно подвижным языком. Обычно проблема устраняется простейшей операцией: подрезанием уздечки под языком. Хотя сейчас считается, что при дислалии достаточно использовать специальные упражнения, развивающие подвижность языка.
  2. Ринолалия, т.е. гнусавость. Данный недостаток обусловлен особенностями строения речевого аппарата человека, либо наличия наростов в носовых проходах. При обнаружении гнусавости у своего ребенка, родителям необходимо обратиться к логопеду и отоларингологу, только при их совместной работе можно решить подобную проблему.
  3. Дизартрия — это редкая врожденная патология, при которой человек не может контролировать лицевые мышцы, а также движение речевого аппарата. Заболевание требует серьезного и комплексного лечения.
  4. Аграмматизм — ситуация, когда малыш может путать окончания слов, предлоги, в при данной проблеме дошкольник не может в полной мере выражать свои мысли. Данное явление не является заболеванием, скорее всего происходит родительский недосмотр, если мама или папа недостаточно уделяют время общению с ребенком, коверкают произношение слов в разговоре с малышом (сюсюкают, подражают детскому лепету), то и развитие речи у детей также тормозится. Устранить данную проблему можно как в домашних условиях, так при помощи занятий с логопедом.
  5. Задержка психического развития. Данная серьезная проблема носит комплексный характер, могут наблюдаться небольшой словарный запас, аграмматизм, дислалия, одновременно у таких малышей наблюдается невозможность составления связного рассказа. В данном случае помимо логопеда родителям необходимо обратиться к психологу, неврологу и другим специалистам.

Каждая проблема в задержки развития речи малышей 6 лет — индивидуальна, однако вместе с врачами папа и мама могут также участвовать в формировании правильного говорения ребенка. Существуют множество методик и специальных упражнений, с помощью которых родители могут самостоятельно заниматься со своим чадом.

Дыхательные упражнения

Если дошкольник говорит плохо, то первое, с чего нужно начинать при формировании правильного говорения, является постановка дыхания. Правильное дыхание поможет ребенку произносить все слова плавно, неторопливо, с легкостью проговаривать любые, даже сложные звуки. От дыхания зависит многое, например, если малыш во время разговора недоговаривает какой-либо звук, то его будет довольно сложно понять. Как ни странно, но, во-первых, кроху необходимо научить правильно дуть. Существует несколько легкий и веселых игр, во время которых малышу 6-ти лет будет не только полезно, но и весело проводить время.

  1. Мыльные пузыри. Дети просто обожают надувать пузыри, поэтому эти упражнения малыш будет выполнять с удовольствием. Целью является развитие мышц губ и умения плавно и сильно дышать. Чтобы усложнить задачу, необходимо не только надуть мыльный пузырь, но и воздушной струей не давать ему спуститься вниз.
  2. «Дуем на горячий чай». Достаточно просто заварить чашечку чая и попросить остудить напиток с помощью собственного дыхания.
  3. Пузырь. Это простейшая игра состоит в следующем, взрослый должен попросить ребенка изобразить пузырь, приговаривая: «Надувайся пузырь большой-пребольшой», а потом после фразы «Лопнул», малыш должен произнести звук «С», имитируя выходящий воздух.
  4. Листики. Родителям необходимо вырезать из бумаги листочки, привязать к ним нитку и подвесить, теперь нужно показать дошкольнику, как дуть на листики, чтобы они начали колыхаться, как на ветру.
  5. Кубики. Данное упражнение поможет развить диафрагмальное дыхание. Здесь нужна совместная игра детей и родителей. Оба ложатся на спину, кладут себе на живот кубик и стараются с помощью дыхания (вход и выдох только через нос), как можно выше поднять свой кубик.
  6. Воздушный футбол. Необходимо скатать небольшие комочки ваты, соорудить маленькие ворота, теперь нужно струей воздуха загонять маленькие мячики в ворота.
  7. Бабочка. Можно купить небольшую и легкую бабочку, привязать ее на ниточку, теперь с помощью воздушной струи необходимо заставить бабочки взлететь.
  8. Снежинки. Нужно вырезать из бумаги небольшую снежинку, положить ее на ладонь и показать малышу, как ее правильно сдуть с ладони. Главное, чтобы вдох был через нос, а выдох происходил через рот.
  9. Змейка. Заинтересовать ребенка можно еще одной игрой для проработки шипящих звуков. Игра проводится на ковре, ее смысл состоит в длительном произношении звука «Ш». Мама говорит: «Давай превратимся в змей! Вылезли змейки из своих нор и греются на солнышке! Змейкам нравится греться, они шипят от удовольствия! Ш-Ш-Ш-Ш». Необходимо постараться, чтобы малыш побольше набрал воздуха в легкие и дольше произносил звук. При шипении дополнительно вдох делать нельзя.
  10. И, конечно, прекрасным для развития дыхание у детей 5-6 лет будет простое надувание воздушных шариков.

Артикуляционная гимнастика

  • Губы. Необходимо плотно сжать губы, вытянуть их вперед и зафиксировать данное положение. Не размыкая губ, ребенок должен улыбнуться. Повторить еще 2-3 раза.
  • Щечки. Отличное упражнение для проработки лицевых мышц у детей 6-ти лет. Малыш садится на ковер и поочередно надувает щеки, перемещая воздух из одной щечки в другую. Потом необходимо сильно надуть обе щеки. Повторить 5-6 раз.
  • Хомяк. При данной ролевой игре необходимо набрать воздух в рот и имитировать движения щек, как у жующего хомячка. Набрать воздух в обе щеки и перегонять его вверх и вниз, не делая дополнительных вздохов.
  • Маятник. Следующее упражнение поможет управлять не только лицевыми мышцами, но и языком. Губы плотно сомкнуты. Нужно провести языком сначала по верхнему ряду зубов, потом по нижнему ряду. Необходимо постараться провести по всем зубам.
  • Сластена. Мама говорит: «М-м-м! Сколько сладкого!» Сначала ребенку нужно поочередно провести кончиком языка по верхней и нижней губе. Потом малышу нужно нижней губой накрыть верхнюю, затем облизать верхнюю губу. То же самое проделать с нижней губой. Повторить несколько раз.
  • Верблюд. Следующее забавное упражнение направлено на укрепление челюстных мышц. Губы плотно сомкнуты. Необходимо вращать нижней челюстью, имитируя жевательные движения верблюда.
  • Ковшик. Необходимо открыть рот, улыбнуться, высунув при этом язык. Язык стараться сделать лодочкой. Положение фиксируется. Мама в это время должна считать от 1 до 10. Нужно строго следить за тем, чтобы была неподвижна челюсть, и губы не заходили за границу зубов.
  • Часы. Необходимо открыть рот и кончиком языка проводить от одного уголка рта к другому. Проделывать данную гимнастику в течение 1-2 минут.
  • Присоска. Нужно попросить ребенка громко почмокать, для этого ему необходимо всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбросить ее, раскрыв широко рот. Затем сделать наоборот: нижнюю губу всосать под верхнюю.
  • Лопаточка. Нужно открыть рот, губы растянуты в улыбке. Положить переднюю часть языка на нижнюю губу, удерживать данное положение. Маме необходимо следить, чтобы губы не напрягались, также нельзя широко улыбаться, чтобы нижняя губа ребенка не подворачивалась. Язык тоже не должен быть слишком высунутым, только прикрывать нижнюю губу. Боковушки языка касаются уголков рта. Кажется, что упражнение довольно сложное, но, если строго следовать инструкции, все получится.

Работа над дикцией

Правильная дикция, т.е. четкое и внятное произношение каждого из звуков, слов, начинает формироваться у ребенка постепенно, это происходит одновременно с совершенствованием самого речевого аппарата. Часто у детей 5-6 лет наблюдаются проблемы с дикцией, однако неясная речь может повлиять на будущий процесс обучения.

Плохая дикция у 6-ти летнего может серьезно повлиять и на поведение дошкольника в обществе: из-за смазанной речи малыш становит замкнутым, его поведение может сопровождаться приступами агрессии, т.к. многие люди просто не могут понять его произношение. Вследствие чего падает его желание познавать окружающий мир.

Вот почему родителям крайне важно, как можно раньше выявить проблемы с дикцией у своего чада, и своевременно обратиться к специалисту, а также в домашних условиях проводить с ребенком специальную гимнастику. Существует несколько способов постановки правильной дикции у детей 5-6 лет.

Во-первых, самым распространенным упражнением для постановки правильной речи являются скороговорки. Для начала родителям необходимо прогововаривать небольшие и несложные предложения. Чтобы ребенок сам простукивал себе ритм. Разучивание любых скороговорок должно проводиться в игровой форме. Да, учить данные словосочетания непросто, но существует ряд простых правил и действий, следуя которым можно добиться прекрасных результатов в поставке четкой дикции у дошкольника:

  1. в самом начале родителям необходимо постараться вместе с ребенком произносить скороговорку;
  2. произношение должно быть медленным и четким, по слогам;
  3. необходимо уделять внимание правильному произношению всех звуков;
  4. нужно объяснить смысл данной скороговорки, детям легче запоминать то, смысл чего они хорошо понимают;
  5. как только скороговорка выучена наизусть, ее нужно произнести без голоса, работают только губы, зубы и язык;
  6. потом слова проговариваются шепотом, с каждым разом темп говорения становится выше, голос громче.

Вот несколько простых скороговорок, которые прекрасно подойдут для поставки дикции у детей дошкольного возраста:

  • Синичка, синичка — воробью сестричка;
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик;
  • Кощея щами не угощают.

Помимо произношения скороговорок существует ряд упражнений, помогающий поставить четкую дикцию. Вот одно из них: гимнастика проводится на ковре, необходимо сделать вдох. И следом за одним из родителей произнести одну и ту же фразу с различной интонацией: вопрос, восклицание, повествование. Все гласные звуки пропеваются. Прекрасно, если мама или папа умеют играть на пианино, используя музыку, пропевать звуки намного легче.

Упражнение «Горка». Необходимо, взбираясь на горку, высоко произносить звуки, а скатываясь — низко. Например, ноооо-оооон, роооо-оооор, наааа-аааан и т.д.

Развитие слухового понимания

Чтобы речь ребенка была правильной, он должен следить за говорящим и понимать, все то, что ему пытаются донести. Прекрасно для развития понимания речи у детей подходит стихотворение К. Чуковского «Путаница», маме необходимо прочитать отрывок из произведения, а затем задать несколько вопросов о том, где ребенок нашел несоответствие смыслу. Например, разве хрюшки мяукают. Нет. А какие звуки издают поросята. Хрю-хрю.

Можно предложить малышу следующую игру: ему необходимо отгадать не только животное по произнесенным звукам, но кто это: взрослый или детеныш. Мама произносит звук «Мяу-мяу». Ребенок отгадывает, что это кошка. Далее родитель тихо и нежно произносит «Мяу». Малыш должен отгадать, что перед ним детеныш.

Существует парное упражнение на повторение: сначала мама шепотом произносит парные слова (ложка-ножка, нож-рожь, волос-голос, чайка-майка), а малыш должен также шепотом повторить все фразы.

Другие способы постановки правильной речи

Помимо вышеуказанных упражнений существует несколько способов развития четкого говорения у детей дошкольного возраста.

  1. Разучивание коротких стихотворений, небольших рассказов. Для этого маме необходимо несколько раз перечитать произведение, а потом делать смысловые остановки, чтобы ребенок сам произнес следующую фразу.
  2. Также малыша можно увлечь описыванием предметов или действий других людей. Например, маме можно встать возле окна и попросить описать все, что ребенок видит за окошком, рассказать, чем занимаются люди, во что одет тот или иной человек. Так малыш научится связно строить свою речь, научится самостоятельно описывать предметы.

Все предложенные упражнения проводить очень легко, так дошкольник в игровой форме сможет правильно выстроить свое произношение. Родителям нужно помнить, что возраст 5-6 лет — это время, когда происходит завершение и закрепление развития речевого аппарата. Конечно, многие проблемы с речью можно будет откорректировать и позже, но ближе к 8-10 годам для этого понадобиться уже больше времени и усилий. До того, как малыш еще не пошел в школу, с ним прекрасно заниматься и в домашних условиях. Правильная и внятная речь — залог успешного обучения в будущем, легкого общения в обществе. Человек, который говорит правильно и четко, всегда открыт новому, быстро сходится с окружающими людьми, любознателен. Поэтому, если мама или папа обнаруживают недостатки в произношении у своего ребенка, необходимо сразу же начать исправлять данную проблему. Чем меньше лет малышу, чем проще поставить речь.

Игры на развитие речи у дошкольников подготовительной группы

Игра «Составьте предложение».

Цель: развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.

Описание : предложить ребенку составить предложение из слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: «берег, дом, белый». Предложения могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончание.

Игра «Противоположности».

Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.

: фишки.

Описание : предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары - имена существительные; затем - прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - открыть, высоко - низко).

Игра «Хорошо и плохо».

Цель : развивать монологическую речь.

Описание : предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед - это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, - это плохо. Или сказка «Кот в сапогах»: помочь своему хозяину - это хорошо, но для этого он всех обманывал - это плохо.

Игра «Противоречия».

Цель : развивать умение подбирать слова, противоположные по значению.

Описание : предложить ребенку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга - темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг - горячий и холодный и т. п. Прочитать стихотворение:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка - далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок - тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно:

Кислое, зачем оно?

«Что вы! - шепчет червячок. -

Сладкий у него бочок».

Г. Сапгир

Обсудить стихотворение. Обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.

Игра «Кто ушел?».

Цель : научить употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Игровой материал и наглядные пособия : стулья.

Описание : дети-зрители сидят на стульях. Перед ними, сбоку, ставятся 4 стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый, напротив. Воспитатель предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. Воспитатель произносит: «(Имя ребенка), посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если ребенок угадывает, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а воспитатель вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.

Игра «Как мы одеваемся?».

Цель: учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

предметы детской одежды.

Описание: каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...»

Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

Игра «Кто скорее перенесет предметы?».

Цель : закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе винительного падежа.

Игровой материал и наглядные пособия: детская посуда и мебель.

Описание : играющие дети садятся на стульчики, напротив них два стула, на которые кладут 5-6 предметов разной категории, например: детскую посуду (чашку, блюдце, чайник), детскую мебель (кроватку, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из разных команд становятся около стульев и по команде: «Раз, два, три - посуду бери!» - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей.

Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)».

Игра «Один - одна — одно».

Цель: научить различать род имен существительных.

Игровой материал и наглядные пособия: в коробке перемешаны мелкие предметы (картинки):

Мужской род

карандаш

Средний род

полотенце

Женский род

кастрюля

Описание : дети по очереди достают из коробки предметы, называя их: «Это карандаш». Педагог задает вопрос: «Сколько?» Ребенок отвечает: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку, в конце игры подсчитывает количество картинок у каждого ребенка и выявляет победителя.

Игра «Угадай, что это?».

Цель : учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями.

Игровой материал и наглядные пособия: натуральные фрукты (муляжи).

Описание : воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме или определить его твердость.

Образец речи детей: «Это - яблоко. Оно круглое (твердое)».

Игра «А ты что любишь?».

Цель : учить спрягать глаголы.

Игровой материал и наглядные пособия : предметные картинки на любую тему.

Описание : один ребенок выбирает картинку (например с изображением вишен), показывает ее и, обращаясь к другому ребенку, произносит: «Я люблю вишню. А ты что любишь?» В свою очередь второй ребенок берет картинку (к примеру, с изображением слив) и, обращаясь к третьему ребенку, произносит: «Я люблю сливу. А ты что любишь?»

При повторном проведении игры можно поменять тематику картинок.

Нервно-психическое развитие детей в 6-7 лет уже настолько высоко, что позволяет малышу быть не только ребенком для своих родителей, но и их другом. В этом возрасте с дошколятами и младшими школьниками очень интересно общаться – они уже достаточно знают и умеют, бывают порой не по-детски рассудительны, строят достаточно сложные предложения. Как же развивать у ребенка 6-7 лет мышление, память и речь, чтобы с вашим малышом было интересно не только вам самим, но и другим людям?

Особенности нервно-психического развития ребенка 6-7 лет

Особенности психического развития детей 6-7 лет заключаются в том, что этот период является переходным в жизни ребенка. 6 лет - это старший дошкольный возраст, а 7 лет - уже младший школьный. Переход к очередному этапу развития сопровождается появлением новых психических качеств, освоением новых видов деятельности, которые очень разнообразны. Это и рисование, и лепка и танцы, и спортивные занятия. Каждый вид деятельности оказывает своей воздействие на нервно-психическое развитие ребенка 6-7 лет.

Родители должны методом проб выявить его склонности и развивать их. Но это не значит, что все другие виды деятельности не заслуживают внимания. Психическое развитие ребенка 6-7 лет должно быть гармоничным.

Накопленный к 6 годам жизненный опыт позволяет дошкольнику быть более самостоятельным. Он стал рассудительнее и относится ко всему по-взрослому. Не требует ежеминутного внимания, способен сопереживать и стремится искренне утешать. С ним стало легче общаться, поскольку ребенок обладает достаточным словарным запасом, умеет выразить свои чувства, мысли и желания и хорошо понимает то, что от него хотят. Для гармоничного психического развития детей 6-7 лет необходимо особое внимание уделять формированию речи, мышления и памяти малыша.

Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет

В ходе развитие речи у детей 6-7 лет нужно стараться делать ее более выразительной, расширять речевые возможности ребенка. Задача родителей - научить его пользоваться многообразием синонимов, правильно произносить слова и звуки, уметь передавать увиденное или услышанное логично и понятно. В достижении поставленной цели необходимо придерживаться некоторых правил.

Первое правило, очень важное при развитии связной речи детей 6-7 лет, – это следить за своей речью. Чем правильнее и разнообразнее она будет, тем лучше для ребенка, ведь он стремится подражать вам. Кроме того, он пассивно запоминает многие слова и понятия на подсознательном уровне.

Второе правило развития речи ребенка 6-7 лет – говорить с ребенком неторопливо, не используя слишком много новых и непонятных слов.

Третье правило - расширять активный словарный запас с помощью игр с применением слов. Предложите закончить предложение: «Мама на обед сварила…» Посоревнуйтесь, кто знает больше ласковых слов: «Ты мое солнышко! А ты моя рыбка!» Хорошее упражнение для развитие речи у детей 6-7 лет – поиграть в противоположности. Пусть ребенок подберет слова, противоположные по смыслу: «день-ночь», «добрый-злой» и т. д. Всем знакома игра: «Вы поедете на бал…», в которой нельзя говорить «да» и «нет», надевать черное и белое. Ребенку предлагаются условия, когда он должен найти способ дать положительный или отрицательный ответ с помощью других слов.

С ребенком нужно больше читать и заучивать небольшие стишки, разные потешки, дразнилки и скороговорки. Попробуйте разучить вместе скороговорку и посоревнуйтесь, кто быстрее и правильнее ее перескажет. Можно прочитать короткий рассказ и обсудить его: кто из героев глупый, кто умный, кто злодей, а кто молодец. Если ребенку не хватает слов, подсказывайте немного. Очень интересно самим придумывать сказки. Попробуйте переложить старую сказку на новый лад. Конечно, ребенку будет сложно. Помогите ему, задавая наводящие вопросы:

  • Где это происходило?
  • Почему герой так поступил?
  • Как ты думаешь, это хороший поступок?
  • Кто тебе нравится в этой сказке?
  • Если бы герой пошел другой дорогой, что могло бы произойти?

Общаясь с ребенком, учитывайте особенности развития речи детей 6-7 лет – пусть на помощь придут воображение и фантазия. Помечтайте вместе: «Если бы мы могли летать! Если бы у меня была волшебная палочка!» А можно поиграть в театр. Пусть ребенок вообразит себя, например, белочкой. Задавайте ему разные вопросы. Он должен и показать, и рассказать, используя разные интонации (белочка грустит, радуется, устала, прячется). Недостаток знаний вы должны восполнить сами. В игровой форме можно расширить и речевые возможности ребенка, и его кругозор. Очень занимательно придумать и разыграть сказку наоборот. Например, про злую Красную Шапочку и доброго Серого Волка. Можно придумать новое окончание к известной сказке: Колобка не съела лиса, а мышка не разбила яичко.

Побуждайте ребенка к творчеству, давая ему неожиданные задания. Например, Золушка потеряла не туфельку, а брошь, как же принц смог ее найти? Игры со сказками могут быть многообразны и бесконечно интересны.

В развитии речи у детей 6-7 лет немаловажно научить ребенка пересказывать кратко, образно. Для этого можно сочинять короткие истории о самых обычных вещах, таких, как старый ботинок, забытая игрушка, солнечный зайчик, чашка с блюдцем. Все это удобно делать во время прогулки, или после чаепития, или убирая игрушки.

Придумывайте вместе небылицы и перепутаницы. Чем сложнее задания, тем интереснее будет результат.

Помните, что выполняя упражнения для развития речи у детей 6-7 лет, вы стимулируете развитие у ребенка мышления и воображения.

Как развивать мышление у ребенка 6-7 лет

Мышление – сложный процесс, направленный на решение какой-либо увлекательный для ребенка задачи. Чем интереснее задание, тем дольше и продуктивнее ребенок будет заниматься. В процессе того как развить мышление у ребенка 6-7 лет, немаловажно все время усложнять условия задачи, чтобы ему не стало скучно. Однообразие и простота - враг мыслительного процесса. Ведь преодоление трудностей, решение сложного вопроса повышают самооценку ребенка, он растет в собственных глазах.

Стремитесь, чтобы ребенок искал в простых предметах то, что скрыто от глаз. Если вы спросите «Что это?», то получите простой ответ. Но это уровень раннего возраста. Для развития мышления ребенка 6-7 лет вопросы должны быть развернутыми: «Для чего нужен этот предмет? На что он похож? Где его можно встретить?» Чтобы на них ответить, ребенок должен произвести анализ, сопоставить свои знания и опыт, включить воображение, т. е. произвести сложную умственную работу.

Учитывая особенности психического развития ребенка 6-7 лет, не забывайте, что успешность мыслительного процесса напрямую зависит и от кругозора малыша, и от степени развития речи, и от его памяти.

Как развить память у ребенка 6-7 лет

От рождения все дети обладают различными способностями к запоминанию. Но развить память можно у любого ребенка. Это поможет ему в будущем тратить минимум времени на усвоение школьной программы.

Развитие памяти у ребенка 6-7 лет происходит очень активно. Поэтому очень важно не упустить это время. Родители должны позаботиться не только о том, чтобы ребенок запомнил ту или иную информацию, но и умел пользоваться этими знаниями. А самое главное - необходимо постоянно закреплять полученные умения и навыки.

Память бывает зрительная, слуховая, обонятельная и тактильная (на ощупь). В этом возрасте преобладает зрительная память. Необходимо развить у ребенка и все остальные виды памяти. Как развивать у ребенка 6-7 лет тактильную память? Её можно тренировать с помощью следующей игры. В коробку положите предметы, разные по форме и из разного материала: карандаш, яблоко, клубок ниток, чайную ложку, кубик, спичечный коробок и т. д. Пусть ребенок на ощупь угадает, что именно лежит в коробке. Другая игра для развития памяти у ребенка 6-7 лет связана с воображением. Малыш должен сказать, каковы на ощупь радость, облако, неприятность. Чтобы помочь ему подобрать подходящие сравнения, необходимо составить список приятных и неприятных ощущений. Например, наждачная бумага, грубая ткань, кактус, холодный металл - это неприятные на ощупь материалы. Проговорите ощущения ребенка при прикосновении к ним. Вата, шелковая ткань, кусочек поролона, мех вызывают приятные ощущения, а значит, могут ассоциироваться с положительными эмоциями.
Трогайте предметы с закрытыми глазами и говорите, на что это похоже по ощущениям.

Обонятельная память очень яркая. Не секрет, что мы часто запоминаем события именно в связи с определенными запахами. Многие взрослые скажут, что для них Новый год ассоциируется с елкой и мандаринами. Мы помним человека по запаху его любимых духов или туалетной воды. Как развивать память у ребенка 6-7 лет с помощью простых игр? Предложите ребенку с закрытыми глазами нюхать разложенные на блюде фрукты, не трогая их при этом руками. Он должен назвать, что именно лежит перед ним. Конечно, предварительно вам следует познакомить его с разными фруктами, назвать их и дать понюхать. Можно фрукты заменить духами. Ребенок должен угадать, где чьи духи. Это, помимо обонятельной памяти, развивает также и наблюдательность.

Зрительная память является доминирующей, поэтому и нуждается в усиленной тренировке. Нарисуйте изломанную линию, например по клеточкам - 2 вверх, 3 в сторону, 3 вниз и т. д. Ребенок смотрит на нее в течение 1 минуты, затем пытается воспроизвести. Для развития памяти детей 6-7 лет используйте картинки, где есть небольшие отличия, предложив ребенку найти эти отличия. Со временем можно перейти на окружающую обстановку. Ребенок осматривает комнату, а затем с закрытыми глазами отвечает, где что лежит или стоит. Потом измените что-нибудь в обстановке и пусть он определит, что именно изменилось. Если ребенок уже умеет считать, можно разложить на столе различные предметы и попросить назвать, сколько и какие предметы он видит.

Неотделима от зрительной памяти слуховая. Этот вид памяти тренируется заучиванием стихов, которые вы читаете ребенку. Стихи должны быть интересные, простые, забавные. Учите ребенка пересказывать рассказы и сказки. Лучше всего это делать в лицах. Можно использовать при этом игрушки, тогда у вас получится настольный кукольный театр. Для психического развитие ребенка 6-7 лет нет необходимости сидеть и специально заниматься. Все это легко делать в повседневной жизни, на прогулке. Например, увидев на ком-либо белую шапочку, спросите, у кого ребенок видел подобную. Наблюдая за облаками, хорошо играть в игру «На что это похоже?». Вы готовите обед или ужин, предложите ребенку угадать по запаху, какое именно блюдо.

Используйте любые возможности легко и ненавязчиво развить память ребенка. Ведь память - это основная составляющая учебы в школе. Но не стоит излишне перегружать ребенка, иначе он попросту перестанет воспринимать информацию.

Развивающие игры и упражнения для детей 6-7 лет

Далее вы узнаете о лучших развивающих играх и упражнениях для детей 6-7 лет, которые помогут развить память и мышление ребенка.

Полезна игра с палочками или спичками. Например, предложите перенести поочередно из кучки (20 штук) на край стола все спички и палочки и сложить их ровными рядами. Можно усложнять задание - спичку брать только двумя пальцами, сначала большим и указательным, потом большим и средним и т. д. Потом предложите построить разные фигуры (квадрат, треугольник, домик и т. д.), используя опять же разные пальцы.

Усложните эту развивающую игру для детей 6-7 лет, завязав ребенку глаза. Также устройте соревнование, кто быстрее оденет куклу одной рукой. Или сначала сомнет лист бумаги, а потом расправит - опять же с помощью одной руки.

Есть еще одна веселая игра - «Крупные виражи». Нарисуйте две волнистые линии параллельно друг другу на небольшом расстоянии. Предложите ребенку проехать по этой дорожке, не выезжая за пределы и не останавливаясь. В качестве автомобиля используйте карандаш. Постепенно сужайте дорожку и делайте ее более извилистой.

Существуют специальные дошкольные прописи. Они также направлены на развитие руки. В основном прописи содержат точечные контуры линий, цифр, фигур, которые ребенок должен обводить. Дошкольные прописи призваны лишь подготовить руку, чтобы она обрела твердость и уверенность. Если ребенку по какой-либо причине не нравятся прописи (иногда бывает и так), не заставляйте его, иначе вы рискуете попросту отбить желание учиться.

В 6-7 лет дети обычно уже умеют считать, но просто перечислять цифры недостаточно. Научите ребенка пользоваться ими в жизни. Сделайте математику веселой и занимательной. Попробуйте прочитать и разучить стишки о цифрах, как образно они звучат.

Помимо счета, осваивайте с ребенком понятия о различных геометрических фигурах. Выполняя такое развивающее упражнение с детьми 6-7 лет, сначала покажите ребенку треугольник, круг, квадрат, а потом поищите вместе эти фигуры вокруг. Например, круг - это солнце, тарелка, колесо машины, а треугольник - крыша домика, кусочек пирога и т. д. Когда геометрические фигуры будут разучены, усложните задачу. Нарисуйте квадрат, а внутри множество разных фигур и попросите ребенка найти эти фигуры и сосчитать.

Немаловажно развивать глазомер. Для этого можно выполнять следующее развивающее упражнение для детей 6-7 лет: попробуйте измерить разные предметы с помощью карандаша или спичечного коробка либо размеры комнаты в шагах. А потом сравните предметы, что больше, что меньше, и на сколько. Сравните на глаз, какая стопка открыток толще, а потом пересчитайте количество, чтобы проверить. Математика замечательно развивает мышление: логику, смекалку, формирует интеллектуальную активность.

И все-таки в этом возрасте главной в деятельности ребенка остается игра. С помощью развивающих игр дети 6-7 лет познают мир и тонкости человеческих взаимоотношений. Он переносит в нее то, что видит в повседневной жизни. В игре дети учатся контролировать свои эмоции и сотрудничать друг с другом. Если ребенок хочет быть всегда только героем, то другие дети перестанут с ним играть, и он вынужден будет принять правило, что каждый по очереди играет второстепенную роль. Так постигается истина, что с желаниями других следует считаться, иначе окажешься вне коллектива, вне игры. В 6-7 лет для развития мышления ребенка наибольшей популярностью пользуются ролевые игры.

По сравнению с 4-5 годами, сюжеты игр более разнообразные, с множество деталей, обязательными атрибутами (белый халат, шприц у доктора, оружие у полицейского, весы, гирьки, деньги у продавца и т. д.). Появляется понятие «понарошку». Это позволяет расширить границы игры и возможности играющих. Можно понарошку перелететь в безопасное место, понарошку исчезнуть, чтобы не поймали, а потом неожиданно появиться. Игра еще хороша тем, что в ней ребенок может, приняв определенную роль, быть лучше, сильнее, поскольку этого требуют правила игры. Все играющие строго следят, чтобы правила соблюдались. Для развития мышления детей 6-7 лет очень важно, чтобы в игре был партнер. В большинстве случаев он хотел бы, чтобы это был сверстник или кто-то близкий по возрасту. Ребенок в среде своих сверстников самоутверждается, учится взаимодействовать, каждый играющий привносит в игру что-то свое, обогащая ее и делая более интересной. Играя с взрослым, ребенок всегда чувствует себя подчиненным, а ему хочется быть в разных ролях. Поэтому старайтесь, чтобы у него были партнеры для игр. Помимо ролевых, должны быть игры развивающие и спортивные.

Развивающие игры готовят ребенка к школе, формируют усидчивость, спортивные способствуют нормальному росту и развитию, укреплению здоровья, выработке таких качеств, как целеустремленность, воля и твердость характера.

Статья прочитана 5 088 раз(a).

При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических недостатков к шести годам дети, как правило, овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Развитие словаря детей в возрасте с 6 до 7 лет:

  • Запас слов расширяется.
  • В речи используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

Развитие грамматического строя речи детей:

  • Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными и прилагательными.
  • В речи используют предложения разных видов.
  • Могут встречаться ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет рукавичков»).

Развитие связной речи детей 6-7 лет:

Как обучать математике в процессе игры читайте в статье Математика для детей ; как подобрать стул и стол для ребенка с учетом ростовки.

  • Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • Формируется культура речевого общения.

Советы родителям по развитию речи детей в период с 6 до 7 лет:

  • Учите детей четко выражать свои мысли.
  • Продолжайте учить детей согласовывать слова в предложении, правильно строить фразу при рассказе (пересказе).
  • Читайте детям сказки, рассказы, просите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы.
  • Просите ребенка составить рассказ по 1, 2, 3 или по 4 сюжетным картинкам. Предварительно ребенок должен разложить сюжетные картинки в логической последовательности. Рассказ ребенка должен делится на 3 составные части: начало, середина, конец.


Для правильного понимания как составить рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок приводим конспект занятия по развитию речи детей по серии сюжетных картинок.

Конспект занятия по развитию речи детей 6-7 лет.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Кормушка".

Цель занятия:

Продолжать работу над формированием письменной и устной связной речи детей с опорой на сюжетные картинки;
- продолжать воспитывать любовь к природе через знакомство с красотой природы;
- продолжать развивать внимание и воображение через работу с серией сюжетных картинок.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Настрой на урок, с целью привлечения внимания, вызывания интереса у детей, формирования мотивации.

Ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите? (Звучат голоса птиц на фоне музыки.)

Как вы думаете, о чем будет наше занятие?

3. Проверка домашнего задания.

Я попросила вас к занятию подобрать вместе с родителями пословицы о птицах. Дошкольников можно попросить устно прочесть пословицы, а школьников попросить составить из разрезанных на 2-3 части пословицы и прочесть их.

Презентация. (Слайд 1)

Как вы их понимаете?

Какие вы еще пословицы о птицах знаете?

4. Словарная работа (Для школьников).

Выпишите из пословиц названия птиц. (Ворона, воробей, журавль, синица.)

Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, разделите слова на слоги.

Какое слово здесь лишнее? (Журавль – 2 слога, большой размер, перелетная птица.)

Каких еще зимующих птиц вы знаете?

(Слайды 2, 3) (Зимующие птицы.)

Хорошо ли живется зимующим птицам? Может ли человек помочь им? Как? А вы помогали зимующим птицам? Как?

Ребята второго класса тоже помогали птицам. И об этом у вас на партах картинки. Внимательно их рассмотрите и разложите их в том порядке как происходили события.

Давайте подберем подписи к этим картинкам. Я их уже записала, но правильно ли я их расставила?

Составление плана:

Кормушка занесена снегом.
Ребята чистят кормушку.
Вкусный обед.
У нас получился план. По этому плану мы и будем с вами работать. Запишите его. Каждую часть рассказа мы будем начинать с красной строки.

5. Подбор подходящих по смыслу слов и вставление их в текст.

Что изображено на первой картинке? (Заснеженный сквер. На дереве висит кормушка. Она занесена снегом. На ветках сидят птички.)

Каких птиц вы видите? (Синички, воробьи, снегири.)

Почему птицы не смогли пообедать?

Гимнастика для глаз.

Когда я составляла предложения, некоторые слова пропали. Попробуйте сами вставить подходящие слова. Прочитайте слова для справок. Здесь много слов, но вам надо выбрать только те, которые подойдут по смыслу. При списывании обратите внимание на орфограммы, особенно те, с которыми мы еще незнакомы.

Ученики записывают текст в тетрадь, проверка чтением.

6. Восстановление деформированного текста.

Переходим ко второй части плана. Как она называется?

Что вы видите на 2 картинке?

Какой корм принесли ребята? Для каких птиц?

Я составляла для вас два предложения, но компьютер перепутал все слова.

Попробуйте самостоятельно восстановить эти предложения. Запишите их самостоятельно.

Проверка записанного: Какие предложения получились? (Слайд 5)

Физкультминутка.

7. Творческая работа: самостоятельное составление предложений.

Давайте посмотрим на третью картинку. Как она называется?

Что сделали дети? Зачем? Как повели себя птички?

Ребята, третью часть вы будете придумывать и записывать сами, важно не только придумать, но и грамотно записать. Для этого я выписала вам слова, которые могут помочь в составлении предложений, и выделила все орфограммы.

Вы можете использовать эти слова, изменять их и добавлять свои слова.

Ученики самостоятельно составляют и записывают предложения.

Прочитайте получившиеся предложения. Молодцы.

8. Чтение рассказов, составленных детьми.

У нас с вами получился рассказ. Прочитайте свои рассказы.

Как вы относитесь к ребятам? Как их можно назвать? (Молодцы.)

Давайте запишем это предложение, как итог нашего рассказа.

Запись с комментированием.

9. Итог занятия.

Не только ребята в нашем рассказе молодцы, но и вы тоже молодцы. Вы сделали большую работу: вставляли слова в предложения, собирали рассыпанные предложения, сами сочиняли предложения.

Какой вид работы вам показался самым трудным? Самым легким? Самым интересным?