Ричард бах - единственная. Ричард бах "единственная"

Отзывы о книге:

В жизни всегда есть варианты. Книга навевает, показывает и раскрывает все больше возможностей жизни каждого из нас в пространстве вариантов.за читателем остается выбор-во что верить, и как жить собственную жизнь. Неоднозначные, очень теплые впечатления от книги.

Sadkova Anna, 39

Эта книга похожа на сновидение, в котором ты уверен только в своём «Я», всё же остальное обманчиво. Так бывает, когда вдруг резко изменится жизнь или когда не пойдёшь туда, куда должен. В такие моменты ты как бы не весь в настоящем моменте времени. Думаешь: а что было бы, если бы я сейчас был не здесь, а там? И, бывает, так ясно видишь этот альтернативный вариант. Реальность мутнеет и дразнит нереализованными возможностями. «Единственная» рассказывает о таких, очень хорошо нам известных состояниях слегка диссоциированного сознания, когда «ты» - не так уж фатально означает «не-Я». От псевдо фантастических ситуаций, описанных Ричардом Бахом, захватывает дух, настолько они кажутся подсмотренными из твоих собственных грёз.

Рита 0, Москва

Эта книга о том, что существует за пределом слов, и что каждый пытается выразить на свой лад. Для меня – это дивный новый пересказ вечной истории о Софии-Мудрости, Психее-Душе, заблудившейся в мире пространства и времени и вообразившей себя многими. Книга очаровывает томительной игрой в возможность встретиться со своими альтернативными личностями. Начиная с самоидентификации с разными вариантами собственной судьбы, Ричард вместе со своей второй половинкой Лесли обнаруживает у себя общие черты с персонажами других эпох и стран. Так, он приводит нас к пониманию того, что страх, неизменно стоящий у истоков всякого насилия, присущ не только Атилле, но каждому из нас. Трогательно, что Бах выбирает именно русских, чтобы сказать, что люди других национальностей мало отличаются от американцев. Дальнейшие вирутальные путешествия забрасывают героев в неопределённое будущее и иллюзорные миры фантастики. Но везде неизменно они обнаруживают своих alter ego. И хотя история может показаться несколько искусственной и умозрительной, - как говорят герои Баха: если мы будем молчать, мы упустим возможность побеседовать. Идея, что и от смерти близкого человека можно усилием воли перенестись в мир, в котором он жив, граничит с безумием, но кажется такой желанной. По прочтении книга становится неким магическим инструментом, с помощью которого можно смотреть на мир, убеждаясь в метафоричности каждого его проявления. Считыванием, расшифровкой этой метафоричности и занимаются герои в последних главах, осознав, что каждый человек – суть аспект каждого человека. Любой из нас – зеркало, в котором отражается весь мир и Единственная, сплетённая из мнимого множества жизнь. Как говорит одна из ипостасей Ричарда: «Произносить “Я” и не подразумевать «вы-мы-все-по-сути-Одно» - это означает говорить неправду».

Ирина 0, Москва

Ричард Бах

Ричард Бах
[[Файл:

Имя при рождении:

Ричард Дэвис Бах
Richard Davis Bach

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:
Род деятельности:
Годы творчества:

1963-наши дни

Дебют:

«Чужой на земле»

Произведения на сайте Lib.ru
richardbach.com

Биография

Произведения

  • Stranger to the Ground / Чужой на Земле ()
  • Biplane / Биплан ()
  • Nothing by Chance / Ничто не случайно ()
  • Jonathan Livingston Seagull / ()
  • A Gift of Wings / Дар крыльев ()
  • There’s No Such Place As Far Away / Нет такого места - «далеко» ()
  • Illusions / Иллюзии ()
  • The Bridge Across Forever / Мост через вечность ()
  • One / Единственная ()
  • Running from Safety / Бегство от безопасности ()
  • Out of My Mind / За пределами моего разума ()
  • Flying / Полёт () - переиздание в одном сборнике произведений «Чужой на Земле», «Биплан» и «Ничто не случайно»
  • Messiah’s Handbook / Карманный Справочник Мессии ()
  • The Ferret Chronicles: / Хроники хорьков:
    • Air Ferrets Aloft / Хорьки в поднебесье ()
    • Rescue Ferrets at Sea / Хорьки-спасатели на море (2002)
    • Writer Ferrets: Chasing the Muse / Хорьки-писатели: В погоне за Музой (2002)
    • Rancher Ferrets on the Range / Хорьки- ()
    • The Last War: Detective Ferrets and the Case of the Golden Deed / Последняя война: Хорьки-сыщики и Дело о Золотом Подвиге (2003)
    • Curious Lives: Adventures from the Ferret Chronicles / Приключения Хорьков (октябрь , однотомный сборник предыдущих заметок о хорьках)

Примечания

Ссылки

  • Русскоязычное зеркало официального сайта (по состоянию на 1999-2000 гг.)
  • Бах Ричард в Научной библиотеке
  • Ричард Бах. Иллюзии, или Приключения Мессии Поневоле . «И.Куберский: Likи контекста. Переводы» , Перевод , 2005.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Ричард Бах Биография? Фантазия? Метафизика? Философия? Возможности Ричарда Баха беспредельны... "Единственная" - полет Лесли и Ричарда через времена и пространства. В одном из низ Ричарл и Лесли не встретились… - София, (формат: 84x108/32, 256 стр.) 2015
    289 бумажная книга
    Ричард Бах Биография? Фантазия? Метафизика? Философия? Возможности Ричарда Баха беспредельны..."Единственная" -полет Лесли и Ричарда через времена и пространства - (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 256 стр.) 2015
    233 бумажная книга
    Ричард Бах Биография? Фантазия? Метафизика? Философия? Возможности Ричарда Баха беспредельны... "Единственная" - полет Лесли и Ричарда через времена и - София, (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 256 стр.) 2015
    159 бумажная книга
    Кира Касс Кто станет королевой государства?«Единственная» - последняя часть популярной трилогии от автора Кира Касс. Снова перед нами открывается го - Азбука, (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 256 стр.) 2014
    179 бумажная книга
    Ричард Бах Биография? Фантазия? Метафизика? Философия? Возможности Ричарда Баха беспредельны... Единственная - полет Лесли и Ричарда через времена и пространства. В одном из низ Ричарл и Лесли не встретились; в… - СОФИЯ, (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 256 стр.) 2015
    170 бумажная книга
    Бах Р. Биография? Фантазия? Метафизика? Философия? Возможности Ричарда Баха беспредельны... "Единственная" - полет Лесли и Ричарда через времена и пространства. В одном из низ Ричарл и Лесли не встретились… - София, (формат: Твердая бумажная, 256 стр.) 2015
    391 бумажная книга
    Ширл Хенк Перед читателем предстает колоритный мир Фронтира, американского Дикого Запада, где во второй половине XIX века жизнь все еще первобытно бурлит и, не скованная ни законом, ни моралью, течет… - Олма-Пресс, (формат: 84x108/32, 347 стр.) Волшебный Купидон 1996
    130 бумажная книга
    Ширл Хенк Перед читателем предстает колоритный мир Фронтира, американского Дикого Запада, где во второй половине XIX века жизнь все еще первобытно бурлит и, не скованная ни законом, ни моралью, течет… - Олма-Пресс, (формат: 84x108/32, 348 стр.) Волшебный Купидон 1996
    90 бумажная книга
    Кира Касс Настало время провозгласить победительницу! Ту единственную, которой достанется сердце принца Максона и корона в придачу. Сначала их было тридцать пять. Тридцатьпять девушек, борющихся за то, чтобы… - Азбука-Аттикус, (формат: 84x108/32, 348 стр.) Отбор электронная книга 2014
    199 электронная книга
    Ричард Бах "Мое подсознание по ночам постоянно разрушало мой сон. - А вдруг ты найдешь путь в эти параллельные миры, - нашептывало оно. - Вдруг ты сможешь встретить Лесли и Ричарда еще до того, как ты совершил… - София, (формат: 70x100/32, 256 стр.) 1999
    680 бумажная книга
    Касс К. Настало время провозгласить победительницу! Ту единственную, которой достанется сердце принца Максона и корона в придачу. Сначала их было тридцать пять. Тридцать пять девушек, борющихся за то, чтобы… - Азбука, (формат: 70x100/32, 256 стр.) Lady Fantasy

    Книга Ричарда Баха «Единственная» это произведение заставляет нас задуматься над многим. Начинается история с двух людей – Лесли и Ричарда, хотя эта история в основном об их путешествии. Лесли и Ричард повстречались двадцать пять лет тому назад и одиннадцать лет назад как поженились, как эта история произошла с ними. В день, когда оно началось, они летели на конференцию в Лос-Анджелес. Собираясь на посадку, как вдруг мир изменился. Заместь того чтобы под ними был город там было океан который был бесконечен. Сзади них на сиденье оказалась девушка, которая и сказала им что делать и где они оказались – на перепутье параллельных миров. Лесли и Ричард начали свое исследование.

    Приближаясь к океану, они заметили линии на поверхности него. Лесли опустила вертолет на одно из них, и они оказались в параллельной реальности, там, где они впервые встретились. Но в одно время все было одинаково и в тоже время все было по-другому. Здесь Ричард и Лесли не познакомились, а прошли мимо друг друга. Ричарда и Лесли никто не видел кроме их самих в этой реальности. Так и продолжалось их путешествия из одного мира в другой, но каждая реальность была разной. Просто решение, которые они принимали в своей жизни, здесь были сыграны по-другому. Это путешествие стерло все их представление о мире и изменило их жизнь.

    Эта книга зачаровала меня тем, как все реально происходит, когда я её читала, мне казалось, что я сама нахожусь вместе с ними и вместе с ними вижу параллельное будущее. Эта книга изменила много в моей жизни, изменила мое представление о жизни. Наверное, самое сильное, что поразило меня, так это когда они попали в мир идей, где рождаются идеи и отправляются к людям. Например, такая: «Мы творим свой характер, когда следуем своему высшему чувству правильного, когда верим в идеалы, не будучи уверенными, что они оправдают наши надежды. Одна из задач, которую нам предстоит решить во время наших приключений на этой земле, - это стать выше безжизненных систем – войн, религий, наций, разрушений, - перестать быть их частью, и вместо этого реализовать свое истинное «Я», которое известно каждому из нас » или «Вы - это жизнь, создающая формы, и погибнуть от меча или от старости вы можете не более, чем умереть на пороге двери, проходя из одной комнаты в другую. Каждая комната дарит вам свое слово – вам его сказать, каждый переход – свою песню, вам ее спеть ». Эта книга рассказала мне о том что будущее субъективно и мы сами выбираем то чему предстоит произойти со всем миром выбором того что избрано нами в качестве нашей собственной истины. Три месяца они провели в параллельном мире, но на самом деле не прошло и минуты, потому что там нет ни времени, ни пространства, просто это нам так кажется, что они есть. Главное верить в себя и идти, согласна своим идеалам, построить свое будущее своими руками. Много еще разных идей было там сказано, которые, возможно, изменят и ваш мир и приведут на свой путь к истине. Вы узнаете, много нового прочитав книгу Ричарда Баха «Единственная». Я, желаю, чтобы она осталась в сердце каждого кто ее прочтет.

    Annotation

    «Мое подсознание по ночам постоянно разрушало мой сон.

    А вдруг ты найдешь путь в эти параллельные миры, - нашептывало оно. - Вдруг ты сможешь встретить Лесли и Ричарда еще до того, как ты совершил свои самые страшные ошибки и свои лучшие поступки? А вдруг ты сможешь предостеречь, поблагодарить или спросить их о чем-нибудь важном? Что они могут знать о жизни, о юности и старости, о смерти, о карьере, о любви к родине, о мире и войне, чувстве ответственности, о выборе и его последствиях, о том мире, который ты считаешь реальным?

    Но разум-призрак никогда не спит, и я слышу шелест страниц, перелистываемых в моем сне.

    Сейчас я проснулся, но вопросы остались. Правда ли, что наш выбор действительно изменяет наши миры? А что, если наука окажется права?»

    Ричард и Лесли Бах
    Единственная

    Мы прошли долгий путь, не так ли?

    Предисловие к русскому изданию

    Во время нашей первой встречи нас разделял занавес – нет, не железный – это был занавес одного из лучших концертных залов лос-анджелеса, «Шрайн Одиторум». Ваши танцоры были просто великолепны! В конце выступления зал взорвался овацией, все кричали «браво», «бис», нас наполняли любовь и радость.

    В те дни в Америке все были без ума от твиста, – и вот вы вышли на бис и сплясали нам… Твист! Зрители хохотали до упаду – кто бы мог подумать, что такие мастера могут танцевать этот незатейливый, но чисто американский танец, да так здорово! В ответ на новый шквал аплодисментов вы подарили нам «Вирджиния рил!», Американский «казачок», и это опять тронуло наши сердца, мы поняли, что вы очень хорошо знаете нас, и мы тоже знаем вас прекрасно.

    Мы вскочили, плача от радости и смеясь. Американцы посылали воздушные поцелуи советским людям, советские – американцам. Нас объединила любовь.

    С этого момента мы увидели вашу красоту и элегантность, ваш юмор и обаяние. Какие бы проклятия и угрозы ни посылали друг другу лидеры наших стран… Вы стали нами, а мы – вами, у нас больше не было сомнений.

    С тех пор мы никогда не забывали о вас. Всякий раз, когда занавес поднимался, мы зачарованно смотрели на вас и мечтали, что придет день и занавес исчезнет, и тогда наши встречи перестанут быть мимолетными. И вот этот день настал.

    Исчезли стены, разделявшие нас, и мы, как близнецы, разлученные с детства, бросаемся друг к другу в объятия, смеясь и плача от радости. Мы снова вместе! Как много мы должны сказать друг другу! И все – прямо сейчас, в эту самую секунду, ведь и так уже много времени растрачено понапрасну, а слова слишком неторопливы, чтобы выразить ими, как мы рады возможности наконец прикоснуться друг к другу.

    Мы писали «единственную», надеясь, что этот день когда-нибудь придет, но были совершенно поражены, узнав, что книга переведена на русский язык, – наша мечта сбылась!

    Мы прошли долгий путь, не так ли?
    I.
    Когда мы впервые встретились двадцать пять лет тому назад, я был летчиком, зачарованным пилотом, пытавшимся в показаниях приборов разглядеть смысл жизни. Двадцать лет назад крылья чайки распахнула перед нами совершенно необычный мир, заполненный жаждой полета и стремлением к совершенству. Десять лет назад мы встретились с Мессией и узнали, что он живет в каждом из нас. И все же вы прекрасно понимали, что я был одинок и о чем бы ни говорил, в душе я всегда оставался летчиком, прокладывавшим по жизни летный курс.
    И вы были правы.
    Наконец, я поверил в то, что узнал вас достаточно хорошо, чтобы вы могли разделить со мной все приключения, со счастливым и не очень счастливым концом. Вы начинаете осознавать, как устроен мир? Я - тоже. Вы чувствуете безмерное одиночество и беспокойство от всего того, что вы видели в этом мире? Я - тоже. Вы всю жизнь искали ту единственную и неповторимую любовь. Я тоже искал и нашел ее, и в своей книге "Мост через вечность" я познакомил вас с ней - Лесли Парриш-Бах.
    Теперь мы пишем вместе. Лесли и я. Мы стали Рилесчардли уже точно не разобрать, где кончается один и начинается другой.
    После "Моста" семья наших читателей стала нам еще ближе. К пытливым искателям приключений, отправлявшимся вместе со мной в небо в моих первых книгах, добавились те, кто мечтает о любви, и те, кто нашел ее - наша жизнь, как зеркало, отразила их жизни, об этом они пишут нам снова и снова. Может быть, мы все меняемся, видя свое отражение в других?
    Обычно мы разбираем нашу почту на кухне, один читает письма вслух, пока другой готовит что-нибудь вкусненькое. Иногда, читая их, мы так хохочем, что салат валится в суп, а иногда мы плачем, и от этого еда становится горько-соленой.
    Как-то жарким днем нас заморозило вот такое ледяное письмо:
    "Вы помните Ричарда из альтернативной жизни, о котором вы говорили в книге "Мост через вечность"? Он убежал, не желая отказаться от своих поклонниц ради Лесли. Мне кажется, вам будет интересно прочесть это письмо потому, что я и есть тот самый человек, и я знаю, что случилось потом..."
    То, что мы прочли, было просто поразительно. Он, тоже писатель, неожиданно разбогател, опубликовав бестселлер, а потом у него появились проблемы с налоговым управлением. И он тоже бросил поиски той единственной, разменяв ее на многих.
    Потом он встретил женщину, полюбившую его таким, какой он есть, и со временем она поставила его перед выбором: или она будет единственной в его жизни, или в его жизни ее не будет совсем. Когда-то Лесли предложила мне точно такой же выбор, так что наш читатель оказался на той же развилке жизненных дорог.
    На этой развилке я выбрал дорогу, где меня ожидали человеческая близость и теплота.
    Он повернул в другую сторону. Улетел от женщины, любившей его, и, бросив свой особняк и личный самолет, укрылся от налоговых инспекторов в Новой Зеландии (где, кстати, чуть было ни оказался и я). Он продолжал:
    "...я пишу, и мои книги охотно покупают. У меня есть виллы в Окленде, Мадриде и Сингапуре. Я путешествую по миру, правда, в США мне появляться нельзя. И никого к себе слишком близко не подпускаю.
    Но я по-прежнему думаю о своей Лауре. Как бы все сложилось, если бы я воспользовался тем шансом? Может быть, "Мост через вечность"- это и есть ответ на мой вопрос? А вы попрежнему вместе? Правильно ли я сделал выбор? А вы?..."
    Сейчас он - мультимиллионер, осуществивший все свои мечты, и весь мир вроде бы лежит у его ног, но, дочитав это письмо, я смахнул нечаянную слезу и увидел, что Лесли, уронив голову на руки, плачет навзрыд.

    Япония – удивительная, завораживающая страна с богатейшей историей – бережно сохраняет наследие своих предков. Один из образцов такого наследия – кайданы – диковинные легенды и рассказы о призраках, необычных суевериях, жутких и сверхъестественных событиях. Почти все они заимствованы из старинных японских книг, таких как "Ясо-кидан", "Буккё-хаякка-дзэнсё", "Кокон-тёмонсю", "Тамма-сдарэ", "Хяка-моногатари".

    Лафкадио Хирн
    Призраки и чудеса в старинных японских сказаниях
    Кайданы

    Предисловие

    Вскоре после смерти Лафкадио Хирна его вдова, японка, составила список того, что он "любил больше всего на свете". Список получился любопытный и может многое поведать об этом человеке. К примеру, в списке есть закаты, запад, лето, море и купание, банановые деревья, японский кедр, Мартиника, народные песни, кайданы (рассказы о ду́хах), бифштексы, насекомые и заброшенные кладбища. Еще Хирну нравились сливовый пудинг, натопленные комнаты, простодушные люди и Герберт Спенсер . Каталог ненавистных ему вещей оказался бы куда длиннее, но миссис Хирн привела лишь некоторые из них: ложь, притеснение слабых, длиннополые сюртуки, накрахмаленные сорочки и город Нью-Йорк. Опись легко продолжить: он на дух не переносил многие проявления западной цивилизации и прежде всего западный индустриализм – шум, машины, толпу и суету, дым и грязь, жуликов, болтунов и почти всех людей, с которыми ему приходилось поддерживать деловые отношения. Хирн был нелюдимым, своенравным, неугомонным, вспыльчивым, верным в дружбе и болезненно обидчивым. Он не умел ладить с теми, кто не разделял его взглядов, и бо́льшую часть жизни провел в яростной борьбе с препонами и неприятностями, на которые обладатели менее буйного темперамента обращают мало внимания, быстро приучаются терпеть, а со временем и вовсе не замечать. Умер он в возрасте пятидесяти четырех лет, оставив на земле горстку преданных друзей, гораздо больше заклятых врагов и дюжину книг, навсегда обеспечивших ему достойное место в истории английской литературы.

    Хирн, имевший склонность к непредсказуемым поступкам, редко жил по правилам, и судьба этого человека не менее колоритна, чем его личность. Он родился 27 июня 1850 года на острове Святой Мавры у побережья Греции. Его отец был ирландцем, служил врачом в британской армии. О матери – гречанке – говорили, что она отличалась сказочной красотой и мятущимся, неугомонным духом. Лафкадио всегда считал, и, возможно, не без оснований, что все свойства характера он унаследовал именно от нее, а не от отца. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в Дублин, родители вскоре поссорились, мать сбежала с кавалером, своим соотечественником, и больше о ней ничего не слышали. Отец, не теряя времени, женился во второй раз, после чего сослал сына к богатой и весьма эксцентричной двоюродной бабушке. Через несколько лет Лафкадио отвезли в Ашоу, деревню в английском графстве Дарем, где определили в католическую школу (по той причине, что двоюродная бабушка, дама с причудами, незадолго до этого обратилась в католичество). В школе новичок быстро прославился успехами на уроках английского и презрением к авторитетам.

    Однажды во время игры однокашник раскрутил в воздухе веревку, и ее свободный конец случайно хлестнул Лафкадио по лицу. Травма оказалась настолько серьезной, что он навсегда ослеп на один глаз. Мальчик и без того был близорук, а нагрузка на второй глаз со временем еще сильнее ослабила зрение, так что всю оставшуюся жизнь его преследовал страх полной слепоты.

    В семнадцать лет Лафкадио разорвал отношения со своей попечительницей и уехал в Лондон. Там он прожил два года в ужасающей нищете – этот период, видимо, оставил слишком неприятный след в его душе, потому что впоследствии Хирн старался о нем не вспоминать.

    Незадолго до двадцатилетия он отправился (или был отправлен) в Америку, в Цинциннати, где кто-то из дальних родственников пообещал обеспечить ему денежное содержание. Но обещание не было выполнено, и бедный молодой человек в городе на берегах Огайо попал в ту же ситуацию, что некогда привела его в лондонские трущобы. Ненадолго он нашел приют в заброшенной котельной на пустыре, потом пожилой соотечественник по имени Генри Уоткин разрешил ему спать на пачках бумаги, сложенных на задворках своей типографии, а позднее Хирн смог позволить себе настоящую роскошь – койку в грязной ночлежке.

    В Цинциннати он провел восемь лет, и, вероятно, это было самое важное время в его жизни. Именно там нелюдимый полуслепой бродяга впервые обнаружил в себе способности к литературному творчеству и понял, что благодаря им сумеет заставить окружающий мир обеспечить его средствами к существованию и даже добьется пусть не громкой, но доброй славы. Вскоре после приезда в Америку Хирн взялся за сочинительство. Однажды вечером, преодолев свою нелюбовь к общению, он отнес несколько рукописных страниц редактору местной газеты. Его рассказ опубликовали, и Хирн продолжил сотрудничество с этим изданием. Теперь у него были свои стол и стул в углу редакторского кабинета. За несколько недель он превратился в предмет обстановки: невзрачный парень в потрепанной одежде утром проскальзывал в редакцию незаметно, как тень, и весь день, до темноты, писал, склонившись над листами бумаги, ничего не видя и не слыша вокруг.

    Через год Хирн сделался звездой местной журналистики и получил профессиональное признание как лучший репортер в своем жанре. А жанр был необычный. Хирн писал атмосферные отчеты о кровавых событиях, повергавших горожан в ужас. У него лучше, чем у кого-либо из корреспондентов в Цинциннати, получалось удовлетворять страсть публики к жутким подробностям несчастных случаев, убийств и всякого рода проявлений насилия. Одно небывало жестокое убийство с последующим частичным сожжением трупа в заводской печи он описал столь бойко и красочно, что этот криминальный случай прогремел на весь штат. В течение нескольких лет Хирн упорно совершенствовал свой макабрический стиль, но с возрастом, оглядываясь назад и вспоминая трудолюбиво собранную коллекцию ужасов, он стал называть заметки, написанные в те дни, грехами литературной молодости.

    В Цинциннати Хирн обрел уверенность в своем таланте, обзавелся добрыми знакомыми среди газетчиков, много читал и писал, а в свободное от работы время вел странную жизнь, о которой даже его малочисленные друзья имели смутное представление. Он без особого почтения относился к правилам приличия западного общества, всегда проявлял интерес к таинственному и необъяснимому, стремился побольше разузнать о диковинных обычаях и легендах других народов. Именно этот интерес спустя двадцать лет стал причиной появления "Кайданов". И в середине 70-х годов XIX века в городке в штате Огайо он тоже не давал Хирну покоя. Репортер заинтересовался жизнью негритянской колонии на берегу реки, начал пропадать по вечерам в тамошних салунах и ночных барах, смотрел и слушал, наблюдал местных жителей за работой и в часы досуга, видел их танцы и перебранки, был очарован их музыкой, песнями и природной, первобытной сексуальностью. Мало кто из респектабельного белого населения Цинциннати мог понять и одобрить подобное увлечение. О Хирне начали болтать, что в личной жизни он заводит связи исключительно с негритянками, а надменный ирландец, презиравший любые условности, даже не потрудился опровергнуть или подтвердить эти слухи. Однако в конце концов неприязнь благопристойного общества, а также любовь к теплу и природе южных широт вынудили Хирна покинуть Цинциннати, и в 1887 году он перебрался в Новый Орлеан.