Синдром лолиты. Смотреть что такое "гумберт" в других словарях

После того, как набоковская "Лолита" потрясла собой мир в 1955-м, имя Гумберт стало нарицательным для педофилов. Как съязвил по поводу него сам набоковский маньяк, "имя выражает требуемую гнусность". И это ни разу не настоящие имя и фамилия убийцы Клера Куильти. А псевдоним, выбранный им самим. То есть маньяк, по сути, остается для читателя безымянным.

Но гнусность там очень интересная, на самом деле. На мой взгляд, она заключается не столько в подлости или пошлости отчима Долорес, сколько в... его банальном инфантилизме. И фильм "Лолита", снятый в 1997 г., эту чуть ли не ключевую тему произведения неплохо передал.

Беда его и причина падения, на самом деле, в резком разрыве между интеллектуальным развитием Гумберта (а оно было достаточно высоким, хотя сей профессор литературы и не слишком ответственно относился к своим професиональным начинаниям) и эмоциональным созреванием. Эмоционально он не вырос с тех пор, как встретил первую любовь на Ривьере. Стресс, вызванный смертью Анабеллы от эпидемии, а может, и не только он, каким-то образом "заморозил" его эмоциональную сущность в cостоянии двенадцатилетнего подростка.

Именно поэтому мысль о связи со взрослой женщиной его пугает и отвращает. Это же неестественно и противно для мальчика-то, иметь близкие отношения со зрелой теткой. О таких он отзывается весьма презрительно: "...я имел так называемые нормальные сношения с земнородными женщинами, у которых груди тыквами или грушами".

Наряду с презрением отчетливо видно высокомерное отношение - к примеру, в том, как он говорит о своей бывшей жене Валерии: "Если бы я был, что называется, «средним французом», охочим до разряженных дам, я легко бы нашел между обезумелыми красавицами, плескавшими в мою угрюмую скалу, существо значительно более пленительное, чем моя Валерия. Но в этом выборе я руководился соображениями, которые по существу сводились - как я слишком поздно понял - к жалкому компромиссу".

Катком едет по любым недостаткам тех, кто осмелился положиться на него, как на взрослого партнера и невольно создал угрозу для его ощущения себя вечным "фавненком". За это Гумберт заставлял женщину платить - что Валерию, выворачивая ей хрупкие кисти, что мать Лолиты Шарлотту, морально ее подавляя и манипулируя. Обиженные мальчики очень мстительны. Особенно если ставится под сомнение их воображаемая неотразимость. После этого избранница - априори "...большая, дебелая, коротконогая, грудастая и совершенно безмозглая баба" или "гнусная Гейзиха".

Обратите внимание, с какой патетикой он восклицает о том, что зарыдал после того, как Шарлотту сбила машина: " И тут я зарыдал. Господа и госпожи присяжные, я зарыдал! ". Да еще бы ты не плакал после гибели человека, бывшего, как-никак, твоей второй половиной. Какое восхищение каждой своей естественной эмоцией - ну зашибись просто! Я, я, я плакал по этой... Хлопайте, хлопайте же бедному страдальцу!

Лишь влюбленность в нимфетку для "Гумочки" - естественна и комфортна. Притом, что разум отчетливо говорит об аморальности этого дела. Но разум и эмоции Гумберта не то что поссорились между собой - они со времен его юности не встречались почти. Более того - зачатки трезвого разума и здравого смысла он подсознательно воспринимает как некое зло, лишающее последней отрады, доступа до времени, когда: "я рос счастливым, здоровым ребенком в ярком мире книжек с картинками, чистого песка, апельсиновых деревьев, дружелюбных собак, морских далей и улыбающихся лиц", где: "..от кухонного мужика в переднике до короля в летнем костюме все любили, все баловали меня".

У взрослого, сознательного мужчины, который простился со своим детством окончательно, нет иллюзии того, что его все обязаны любить и сюсюкать с ним. Он не предъявляет претензии "равнодушному миру", т.к. понимает, что для мира он - один из многих совершенно обычных людей. И это - вполне естественно и нормально.

Гумберт же не замечает, что внутренне ненавидит мир и людей не по их вине, а, в основном, из-за своих неадекватных претензий да ожиданий. И, наряду с банальным побегом в свою виртуальную реальность (" Ах, оставьте меня в моем зацветающем парке, в моем мшистом саду. Пусть играют они вокруг меня вечно, никогда не взрослея" ), он мстит обществу своими аморальными похождениями. Кстати, грубо называя часть детей, не похожих на нимфеток, "гаденькими". Вполне себе в стиле современных крайне инфантильных чайлхейтеров.

Как любой инфантил, Гумберт очень любит поосуждать, пообобщать и попревозноситься в итоге ("Духовное и телесное сливалось в нашей любви в такой совершенной мере, какая и не снилась нынешним на все просто смотрящим подросткам с их нехитрыми чувствами и штампованными мозгами" ). Также искренне считает обстоятельства решающей силой в своей жизни, а себя, конечно же, беспомощной их жертвой: "О, Лолита моя, все что могу теперь, - это играть словами".

И даже к тому моменту, когда сюжетная линия основательно подходит к концу, проактивности и сознательности у Гумберта прибавляется мало.Теперь он ждет, что его будет "баловать" не король в летнем костюме, а новая подруга Рита: "Я боялся, как бы пустота, в которой я очутился, не заставила бы меня воспользоваться свободой внезапного безумия и поддаться случайному соблазну при встрече в каком-нибудь проулке с возвращающейся домой школьницей. Одиночество разжигало меня. Я нуждался в обществе и уходе. Мое сердце было истерическим, ненадежным органом. Вот как случилось, что Рита вошла в мою жизнь".

Упал женщине на руки вот такой великовозрастный и беспомощный ляль для "ухода", понимаешь. Притом параллельно он, по своему обыкновению, и Риту эту чехвостит на чем свет стоит, предполагая, что девушка з чистого сострадания могла бы отдаться любому патетическому олицетворению природы — старому сломанному дереву или овдовевшему дикобразу" .

Вот теперь мы плавно подошли и к сути его трагических отношений с Долли. Был ли он в них взрослым мужчиной не физически, а морально, психологически? Да как бы не так. Откуда бы взрослость в нем внезапно взялась, при таком состоянии личности?

У них постоянно длились игры двух детей: то Лолита манипулирует его похотью, чтобы получать конфетки и развлечения, то он ей устраивает ревнивые истерики, как в Бердслее. При этом Гумберт чуть ли не кокетничает с читателем, игриво выставляя напоказ отдельные черты своей незрелости: "Физиологам, кстати, может быть небезынтересно узнать, что у меня есть способность - весьма, думается мне, необыкновенная - лить потоки слез во все продолжение другой бури" . Снова наш Мистер Необыкновенность отличился по самое "не могу", правда)? Ляля невротически ревет в постели - трогательно донельзя.

Вечно играть в детские игры невозможно. Это Гумберт так и не вырос внутренне, а Долорес очень даже повзрослела. Хотя у нее все так трагически и сложилось впоследствии, но... Останься она с вечным инфантилом, то неизвестно, что было бы хуже - смерть или жизнь цветка, которому сознательно не дают расти выше определенной точки. Регресс вынужденный в детство, другими словами. Для Гумберта состояние "застывания" стало естественным, хотя оно и ненормально в принципе, а вот для Долли оказалось бы адом. Она была не настолько недалека инфантильна.

Потому и мудро отказалась возвращаться к нему. Хотя и попользовала его здорово в плане денег, уже будучи "миссис Скиллер", тут тоже слов из песни не выкинешь).

Своим шокирующим для времени написания, натуралистичным и слегка вульгарным произведением Владимир Набоков донес до нас очень важное предупреждение. Оно состоит в том, что, отказываясь взрослеть, непременно деградируешь. Тем или иным образом.

ГУМБЕРТ

ГУМБЕРТ - герой романа В.В.Набокова «Лолита» (1947 - английский оригинал, 1955 - русский вариант). Повествование являет собой своеобразный автопортрет героя, развернутый во времени. Исповед-нический тон, присущий рассказу о запретной любви сорокалетнего мужчины к девочке Лоmane, не лишает покаяние страдальца Г.Г. описательного блеска, который можно отнести сколь на счет автора романа, столь и на счет его героя.

Беспощадная ироническая саморефлексия, которой дышит весь монолог, -следствие особого происхождения и воспитания Г.Г. Этот герой Набокова такой же рафинированный европеец, как другие герои писателя - Лужин, Кречмар, Пнин. Однако это европеец смешанных кровей (французская, австрийская, английская). Последнее обстоятельство также метафорично, как и многие другие реалии романа. В данном случае «космополитизм» ГГ., его привычка воспринимать мир через призмы классического гуманитарного опыта (Г.Г.- литературовед) могут быть прочитаны как выражение осенней усталости европейской культуры. В таком случае страсть героя к малолетним девочкам - «нимфеткам» (слово Набокова) - выглядит метафорой стремления утомленного духа к изначальному - неформализованному бытию, в котором только угадываются очертания будущего.

Тема детства, образа идеально-гармоничного Прошлого, недоступного и неодолимо влекущего, воплощена в романе в самой Лолите. Однако Лолита для Г.Г.- это и иллюзорно обретенный Рай (она похожа на умершую девочку, которую в детстве любил герой), и сопутствующее последнему «нимфическое зло» - дьявольское искушение.

Чувство Г.Г. к Лолите иррационально, иногда отталкивающе хищно, чаще отчаянно беспомощно, как всякая отвергнутая любовь. Автор рисует нам недра души героя, в которых медленно, но неотвратимо вызревает образ Лолиты, вызревает с тем, чтобы поселиться там навсегда, определяя логику судьбы героя, ее перипетии, ее катарсис.

«Наследник европейской культуры» и типичный набоковский изгой одарен способностью подвергать реалии жизни эстетическому суду. Отсюда мизантропические порывы Г.Г. и его сарказм по отношению к самым обыденным человеческим проявлениям, превращающимся под пером рассказчика в образцы пошлости и безвкусия. Окружающий героя социум рисуется ему преисполненным нелепых запретов и удушающих условностей. Свое интеллектуально-эротическое влечение Г.Г. стремится удовлетворять в некоем асоциальном пространстве, лежащем за пределами реальности. Путь по дорогам Америки, в который пускается Г.Г. вместе с похищенной им девочкой, - попытка ослабить давление общественных обстоятельств и парадоксальный способ «остановить мгновение».

Надо заметить, что осознаваемые самим рассказчиком чувственная его искушенность и рафинированный интеллект не делают из героя эдакого интеллигентного монстра. По существу перед нами печальная и вечная история безнадежной любви, захватившей все существо любящего и потому достойной скорбного удивления и сочувствия. Конечно, Федра - не Гумберт, а Лолита - не Ипполит, но отсвет древней истории лежит на истории современной, давая последней другой масштаб и напоминая об извечном одиночестве любящего.

Лит. см. к статье «Лолита».

Л.Е.Баженова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ГУМБЕРТ" в других словарях:

    Сильва Кандидский кардинал, родился в Бургундии, был монахом в Лотарингии, в 1050 сделан был папой Львом IX архиепископом в Сицилии и возведён в ранг кардинала. Гумберт был во главе посольства, отправленного в Константинополь для решения вопроса… … Википедия

    Сильва Кандидский кардинал, родился в Бургундии, был монахом в Лотарингии, в 1050 сделан был папой Львом IX архиепископом в Сицилии и возведён в ранг кардинала. Гумберт был во главе посольства, отправленного в Константинополь для решения вопроса… … Католическая энциклопедия

    Белорукий, граф Савойи, основатель Савойской династии Умберто I король Италии в 1878 1900, в старой русской литературе назывался «Король Гумберт» … Википедия

    I Ренье Карл Эмануил Иоанн Мария Фердинанд Евгений (Umberto) ныне царствующий король Италии, сын короля Виктора Эмануила II (см.). Род. 14 марта 1844 г. Рано посвященный своим отцом в политическую жизнь, Г. принимал боевое участие в деле… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГУМБЕРТ - [лат. Gumbertus] († 680/1), прп. (пам. зап. 25 марта, 6 сент. перенесение мощей), основатель и 1 й аббат мон ря Мариколы (совр. Маруаль, Франция). Известны 2 версии Жития Г.: 1 я создана в 1 й пол. XI в., вскоре после передачи обители Маруаль… … Православная энциклопедия

    Гумберт - – кардинал. Род. в Бургундии, был монахом в Лотарингии, в 1050 г. сделан был папой Львом IX архиепископом в Сицилии и возведен в сан кардинала. Г. был во главе посольства, отправленного в Константинополь для решения вопроса о примирении… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ГУМБЕРТ - Фердинанд, род. 22 апр. 1818 в Берлине, ум. 6 апр. 1896 там же, уроки музыки брал у Э. Фишера и Клэпиуса; готовился к карьере торговца, но поступил на сцену, сначала драматическую (1839), затем оперную (1840–42 в Кёльне, в качестве баритона) … Музыкальный словарь Римана

    Гумберт I Белорукий итал. Umberto Biancamano, фр. Humbert Blanches Mains … Википедия

    Humbert de Romans 5 й Генеральный магистр ордена проповедников. 1254 год 1263 год … Википедия

    Гумберт I Белорукий (итал. Umberto Biancamano, фр. Humbert Blanches Mains), (ок. 980 1048) родоначальник Савойского дома и первый граф Савойи (с 1032 г.), о котором имеются достоверные известия. Прозвание Albimanus получил столетия спустя… … Википедия

Книги

  • О проповеди креста , Гумберт Романский. Книга, предлагаемая вниманию читателя, представляет собой комментированный русский перевод пространной редакции трактата "О проповеди креста" (De predicatione crucis), написанного…

18 августа 1958 года один русский эмигрант обессмертил своё имя и обогатил все языки мира целым рядом новых слов.

Иллюстрации разных лет к облоржкам романа Владимир Набоков «Лолита». Фото: flickr.com / Daniel Yanes Arroyo, el_burlador_fotos2, Markus Zavalla, GloomyCorp.

Для этого потребовались не только его талант, но и коммерческая смелость администраторов издательства «Патнэм»: они разглядели в работе русского настоящую золотую жилу. Русского звали Владимир Набоков . Слова, которые ассоциируются с этим именем, - «нимфетка» и «Лолита». Собственно, роман, изданный в США тем августовским днём, так и называется - «Лолита».

Странности гения

По извечной русской, да и не только русской, традиции, людям интересны чудачества крупных исторических деятелей. Скажем, Пётр I боялся тараканов, Иван Крылов был обжорой, Достоевский - игроком, а Толстой ходил босиком и пахал землю.

Набоков тоже попал в эту тёплую и довольно тесную компанию. Что совершил Владимир Владимирович? Подарил молодому поэту Иосифу Бродскому джинсы (тоже традиция: ещё перед войной нищий Набоков получил от композитора Сергея Прокофьева синий костюм). Увлекался энтомологией, конкретно - изучением чешуекрылых, то есть бабочек. Вроде бы как любитель, однако несколько открытых им видов имеют характерное название nabokovia, что сделало бы честь и матёрому профессионалу.

Как ни странно, но роман «Лолита» проходит именно по разряду чудачеств. И даже хлеще - по разряду «болезненных вывихов психологии» талантливого писателя. Вряд ли Набокову - автору «Дара» или «Защиты Лужина» - били бы стёкла. А вот автору «Лолиты» - запросто. Более того, бьют и до сих пор. 9 января этого года разнесли окно питерского дома-музея Набокова бутылкой с запиской: «Как вы не боитесь гнева Божьего, пропагандируя педофилию?» Спустя три недели «набоковский» дом на Большой Морской был украшен пунцовой аршинной надписью: «Педофил!»

Актриса Сью Лайон в роли Лолиты и актер Джеймс Мейсон в роли Гумберта Гумберта. Кадр из фильма «Лолита» режиссера Стенли Кубрика, 1962 год.

Парадокс налицо. Ведь педофилией как таковой в романе Набокова и не пахнет. Главный герой, он же главный «злодей и совратитель», Гумберт Гумберт в финале романа приезжает к Лолите . Ей 17 (прописью - семнадцать!) лет, она беременна. И при встрече этому самому «совратителю» становится ясно: никакие нимфетки-малолетки ему не нужны и не больно-то интересны. А нужна только она одна. Пусть даже носящая под сердцем чужого ребёнка.

Этот момент был замечен очень придирчивым критиком Набокова, польским фантастом Станиславом Лемом . «Роман о любви и о страсти» - вот таким был его вердикт. Другие же критики, как правило, американцы, отмечали, что более смешной, забавной и сатирической книги они не видали со времён Джонатана Свифта и его «Путешествия Гулливера». Вот цитата из Фредерика Дюпи , основателя журнала «Партизьен Ревю»: «Лолита и впрямь заразительно смешна, исполнена веселящей стихии!» В этом с ними сходится и главная язва нашей эмиграции - нобелевский лауреат Иван Бунин : «Набоков - самый ловкий писатель во всей необъятной русской литературе, но это рыжий в цирке. А я, грешным делом, люблю талантливость даже у клоунов».

Клоун? Пересмешник? Талант? Или всё-таки педофил и порнограф? Обычно склоняются к последнему, утверждая, что роман Набокова может нравиться только тем, у кого нет дочерей. Впрочем, на это есть впечатляющий ответ. Свидетельствует аргентинская писательница Сильвина Окампо : «Такое подойдёт тем, кто не воспитывает своих дочек!» - с раздражением произнесла одна сеньора, обожаемый прадед которой женился в своё время на двенадцатилетней«.

Американская актриса Доминик Суэйн в роли Лолиты в одноименном кинофильме режиссера Эдриана Лайна, 1997 год.

Возможно, это не аргумент. Но вот слова ещё одного критика. Англичанин Виктор Соден Причет : «Набоков же насмешлив и язвителен... А любители порнографии не смеются». Святая правда. Любой режиссёр порнофильмов скажет, что смех начисто убивает вожделение.

Любовь и спорт

В Англии «Лолита» была запрещена на уровне парламента. Произошло это в тот же год, когда британцы объявили анафему одному из отцов рок-н-ролла и ныне здравствующему Джерри Ли Льюису . Этот уроженец Луизианы имел неосторожность жениться на своей 13-летней племяннице. Вряд ли он знал о публикации «педофилического» романа Набокова. Просто в его штате позволялось жениться на девочках старше 11 лет.

Владимир Набоков с супругой Верой Слоним в швейцарском отеле Le Montreux Palace. Фото: www.russianlook.com

«Я думал, что в США мой роман не выйдет и будет запрещён, - говорил сам Набоков. - Однако его запретили в Англии, Авст­ралии и даже во Франции. А в Швеции весь тираж сожгли...»

Но это - роман. А был ли педо­филом сам Набоков, о чём нам не устают напоминать безымянные вандалы?

Настоящий педофил вряд ли женился бы на 25-летней женщине и любил бы свою супругу всю жизнь. Вера Слоним обладала эффектной внешностью, умела управлять самолётом, ходила на боксёрские поединки, сама боксировала, была мастером спорта по пулевой стрельбе, прекрасно готовила и всегда носила с собой браунинг. И, говорят, даже прыгала с парашютом.

Такое впечатление, что Алексей Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» под именем светской львицы Зои Монроз написал портрет Веры Набоковой : «Современная женщина, если хочет быть шикарной, должна учиться боксу, стать колючей, как военная проволока, уметь ходить на руках и прыгать с двадцати метров в воду». Малолетняя глупая Лолита с её жвачкой и любовью к низко­пробным комиксам вряд ли могла стать музой Набокова - боксёра, наездника, теннисиста и писателя. Так зачем же Владимир Владимирович написал этот скандальный роман?

Постер фильма «Лолита»

Гумберт Гумберт, тридцати­се­милетний преподаватель французской литературы, испытывает неординарную склонность к нимфеткам, как он их называет - очарова­тельным девочкам от девяти до четырнадцати лет. Давнее детское впечатление наделило его этим подпольным переживанием, отвращающим от более зрелых женщин. Действие романа-исповеди, который пишет находящийся в тюрьме Гумберт, относится к лету 1947 г. За десять лет до этого, живя в Париже, он был женат, но жена оставила его ради русского полковника-эмигранта как раз накануне его переезда в Америку. Там он принимал участие в разных исследо­ва­тельских проектах, лечился в санаториях от меланхолии и вот, выйдя из очередной больницы, снял в Новой Англии дом у госпожи Шарлотты Гейз. У хозяйки двенадца­тилетняя дочь Долорес - Ло, Лолита, напоминание о той детской влюбленности Гумберта, потеря которой придала его эротической жизни столь странное направление.

Страницам своего дневника Гумберт поверяет о томительном вожделении к Лолите, как вдруг узнает, что мать отправляет её в летний лагерь. Шарлотта пишет Гумберту письмо, в котором объясняется в любви к нему, и требует покинуть её дом, если он не разделяет её чувств. После некоторого колебания Гумберт принимает предложение «перейти из жильцов в сожители». Он женится на матери, ни на минуту не забывая о своей будущей падчерице. Отныне ничто не помешает ему общаться с ней. Однако выясняется, что после свадьбы Шарлотта намерена отправить Лолиту сразу после лагеря в пансионат, а затем в Бердслей Колледж. Планы Гумберта рушатся. Во время плавания в лесном озере он хочет утопить жену, но не может, к своему сожалению, узнав, что за ними с холма следит соседка-художница.

Госпожа Гумберт находит и прочитывает дневник мужа и полностью его разоблачает. Пока он лихорадочно обдумывает, как выйти из этой ситуации, Шарлотта в слезах и гневе бежит через дорогу отправлять письма и попадает под машину.

После похорон жены герой отправляется за Лолитой. Разжившись одеждой для нее и снотворными пилюлями, он сообщает девочке, что её мама в больнице накануне серьезной операции. Забрав Лолиту из лагеря, Гумберт собирается возить её по городкам и гостиницам. В первой из них он дает девочке снотворное, чтобы насладиться ею спящей. Снотворное не действует. Ночь мучений и нерешительности Гумберта, не смеющего прикоснуться к Лолите, заканчивается её утренним пробуждением и соблазнением отчима. К изумлению последнего, Лолита не была девственницей, совсем недавно она «попробовала» это с сыном начальницы лагеря.

«В возрастных пределах между девятью и четырнадцатью годами встречаются девочки, которые для некоторых очарованных странников, вдвое или во много раз старше них, обнаруживают истинную свою сущность - сущность не человеческую, а нимфическую…», - с замиранием сердца описывал набоковский Гумберт героиню своих тайных фантазий.

Если оставить в стороне рассуждения о демоническом происхождении маленьких негодниц, нетрудно понять, какое явление здесь описывается. Для него есть вполне конкретный термин - раннее половое созревание. Статистика говорит, что в наше время оно наблюдается у каждой шестой девочки.

Такая девочка, конечно, будет выделяться из толпы ровесниц - внешностью, деталями поведения, неосознанными сигналами, которые она посылает в окружающий мир. Если бы Гумберт был не преподавателем французской литературы, а эндокринологом, он бы знал, что весь секрет заключается в работе желез внутренней секреции, которые по ряду причин могут начать функционировать по иному расписанию. Изменило бы это знание его жизнь - вопрос, конечно, отдельный. Однако вернемся к набоковским нимфеткам и попытаемся вспомнить, часто ли нам приходится сейчас видеть 12-13-летнюю девочку в белых носочках, играющую на детской площадке? Современные ровесницы Лолиты на голову выше иного Гумберта и не первый год носят бюстгальтер. Доказано, что большинство девочек в наши дни вступают в пору созревания примерно на полтора года раньше, чем когда-то их матери. И на два года раньше бабушек. Ранним половым созреванием сейчас считается вхождение в пубертатный период до восьми лет. Менархе (первые менструации) у девочек в 11 лет сейчас практически норма (еще несколько десятков лет назад нормальным считалось их наступление в 13-14). Зафиксированы случаи менархе и в дошкольном возрасте… Кажется, женская часть человечества лихорадочно спешит взрослеть. Почему так происходит?

На этот вопрос нет и не может быть однозначного ответа, но вот несколько вариантов.

Во всем виноват фаст-фуд?

Пресловутый фаст-фуд в чем только не виноват, но факт остается фактом. Современные дети потребляют сахара, жиров и углеводов в разы больше, чем их матери и бабушки. А это прямой путь к чему? К увеличению массы тела, конечно. Существует теория, что половое созревание стимулируется гормоном лептином, который вырабатывается в жировой ткани. Вот так и получается - съела лишний гамбургер и попала в очередную группу риска. Есть еще одна теория. Базируется она на факте, что коровки, чье мясо лежит на полках магазинов, явно не на альпийских склонах паслись при жизни. Зато их активно пичкали гормонами роста. Да и не только коровок: участи такой не миновали даже овощи. А человек, как известно, - то, что он ест. Третья рука у нас пока не отросла, однако процесс приспосабливания к новым условиям жизни идет полным ходом. Эволюция не спит.

Во всем виновата массовая культура и индустрия красоты?

Это еще одна теория, имеющая право на существование. Девочки, едва разменявшие второй десяток, уже психологически готовы к тому, чтобы сидеть на диетах, пользоваться кремами-помадами и вообще всячески подчеркивать свою сексуальность - которой, может быть, еще и в помине-то нет. Зато есть всяческие конкурсы красоты «Мисс ясли» и косметика в розовых коробочках с блестками. В итоге девочка, чтобы не отстать от окружающих, смело натягивает до подмышек уворованные у мамы сетчатые колготки и позирует для аватарки в соцсети, старательно надувая губки. Сомневаетесь - сами посмотрите, сколько таких созданий во френдах у вашей дочки или племяшки. Чем не когнитивный диссонанс?.. Тело принимает новую задачу и стремится соответствовать.

Во всем виновато разрушение института семьи?

Статистика говорит, что чаще всего случаи преждевременного полового созревания встречаются у детей из неполных семей - без отца. Включается древний механизм: из рода ушел защитник и кормилец и надо исправлять ситуацию: быстрее взрослеть, вступать в репродуктивный возраст… Постоянные , на которые так богата современная жизнь, тоже весьма способствуют раннему взрослению.

Опасно ли это?

В большинстве случаев нет. Однако если темпы развития вашей дочери вызывают у вас беспокойство, лучше показаться детскому . Иногда причиной преждевременного взросления становится то или иное заболевание: например, наличие в организме опухоли, которая начинает вырабатывать гормоны роста. Иногда темпы развития необходимо искусственно притормаживать: существуют специальные препараты, ежемесячные инъекции, останавливающие выработку гормонов. Таким образом удается сдержать вышедшее из-под контроля тело. Нормальное созревание продолжится после отмены инъекций. Но это, конечно, крайние меры - когда становится ясно, что бурное развитие повредит физическому или умственному здоровью девочки.

По статистике, лолиты находятся в группах риска, связанных с развитием поликистоза яичников и рака репродуктивных органов.

Своя среди чужих, чужая среди своих

Взросление - это в любом случае источник глубоких переживаний для девочки. Она приобретает способность к деторождению, однако по сути становится заложницей своего собственного тела, до уровня развития которого еще не дорос разум.

Очень хорошо психологическое состояние в этот период иллюстрирует картина Эдварда Мунка «Половая зрелость». На ней изображена сжавшаяся на кровати девочка-подросток, чья фигурка отбрасывает бесформенную пугающую тень.

Девочкам в пубертатный период ничем не легче, чем, скажем, женщинам во время и в том, и в другом случае организм становится полем битвы гормонов. Это может стать причиной эмоциональных срывов, депрессий асоциального поведения, раннего начала сексуальной жизни. Полный набор удовольствий для переходного возраста, не так ли?

Посоветовать здесь можно то же, что и всегда. Во-первых - направлять энергию подростка в мирное русло: поощрять занятия спортом, искусством, заботиться о том, чтобы девочка получала новые впечатления…. Однако это все вторично. Главное, все-таки - это атмосфера внутри самой семьи. Доверительные, дружеские отношения с родителями в семье позволяют девочке в переходном возрасте гораздо легче переносить любые изменения. Ведь половое созревание - это в первую очередь психологическая проблема для девочки: она выбивается из ряда своих ровесниц, испытывает ощущения и переживания, до которых те еще «не доросла». И если у девочки хорошие отношения с матерью, ее будет меньше волновать собственная «непохожесть»: теряя черты ребенка, она «тянется» за матерью, за взрослой женщиной, уподобляется ей. Если же атмосфера в семье оставляет желать лучшего, и искать понимания и поддержки девочка привыкла у сверстников, ей во сто крат тяжелее будет чувствовать себя гадким утенком.

Будьте внимательны, прислушивайтесь к своему ребенку - и все будет хорошо.