Современные формы внеклассных мероприятий. Современные формы мероприятий в школе: очевидные достоинства

Что такое внеклассное мероприятие? Чем оно отличается от обычного учебного занятия по программе? Какие бывают темы внеклассных мероприятий и как составляются разработки и сценарии их? На все эти вопросы будут даны ответы в этой статье.

Что такое внеклассное мероприятие?

Ответ на этот вопрос уже содержится в самом определении. Это не урок, не обязательное школьное занятие. Первоначально подразумевалось, что и само мероприятие должно проводиться вне классных стен. То есть в понятие «внеклассное мероприятие» входили экскурсии, походы, посещения театров, музеев, общешкольные праздники и олимпиады, проводящиеся на разных уровнях.

Сегодня уже не столь важным является тот факт, где именно проходит мероприятие - в родном классе или в соседней школе. Внеклассное мероприятие - это такое занятие, которое не входит в школьную программу. Это не урок - вот главная его особенность.

В чём главное отличие внеклассного мероприятия от урока?

Посещать уроки, выполнять задания в классе и дома, давать ответы на вопросы учителя и получать за это оценки - всё это входит в обязанности каждого учащегося. Внеклассные же занятия посещают лишь те, кому это интересно. Принимать участие или оставаться простым наблюдателем во время «внеурочки» - это тоже каждый ребёнок и подросток решает для себя сам.

Часто проводятся такие внеклассные мероприятия в школе, которые рассчитаны на весь коллектив. Их так и называют - общешкольные. Однако нельзя вводить посещение их в обязаловку. Задача воспитателей и педагогов - таким образом построить сценарий внеклассного мероприятия, чтобы учащиеся сами заинтересовались, и их не нужно бы было собирать насильно в актовом зале, устанавливать в дверях дежурство на предмет вылавливания желающих уйти домой.

Что общего между классной деятельностью и внеклассной?

Хотя сама разработка внеклассного мероприятия педагогом производится на основе тех же методов, что и планирование основной учебной деятельности. Например, обязательна при составлении его сценария постановка таких целей, как обучающая и воспитательная. Учащиеся должны на каждом таком занятии, как и на уроке, что-то узнать новое, приобрести полезный практический навык, который ему пригодится в жизни. Такие занятия стимулируют желание познавать школьные предметы глубже, помогают раскрыться творческому потенциалу подрастающей личности, ближе узнать друг друга, способствуют возникновению и укреплению дружбы между ребятами, учат жить и трудиться в коллективе.

Когда следует проводить внеклассные мероприятия?

И опять ответ на вопрос лежит на поверхности. Занятия потому и называют внеклассными, что уроки, которые проходят в классах, должны уже закончиться. Время проведения внеклассных мероприятий не должно совпадать со школьными занятиями. К сожалению, педагогический состав нынешней школы очень часто нарушает это важное правило. Зачастую олимпиады или конкурсы чтецов районного уровня проходят как раз в то время, когда дети должны сидеть за партами в собственном классе. Мало того что срывают с занятий учеников, такие мероприятия отрывают от учебной деятельности большое количество учителей: ребёнку нужен сопровождающий, в жюри требуются судьи.

Виды внеклассных мероприятий

Вариантов занятий вне программных уроков достаточно много. Это могут быть как мероприятия по учебным предметам (факультативы, викторины, кружковые занятия, олимпиады, заседания научных обществ, конференции, конкурсы и так далее), так и мероприятия воспитательного характера (экскурсии в музеи и интересные места, посещение театров, занятия в кружках творческих направлений, подготовка концертов, постановка спектаклей, проведение ярмарок предметов ручного творчества и другие коллективные творческие дела). Даже простая прогулка в школьном дворе может превратиться в полноценное внеклассное мероприятие, если педагог чему-то научит детей, если они получат какие-то новые знания, станут хотя бы на чуточку добрее, терпимее, заинтересованнее.

Как подчеркнуть отличия уроков от внеклассных занятий?

К сожалению, многие учащиеся не видят разницы между уроками и факультативами, олимпиадами и контрольными, конференциями и опять же обычными уроками. И виноваты в этом педагоги, которые не умеют подходить к своей работе творчески.

А ведь очень важно сделать так, чтобы разработка внеклассного мероприятия коренным образом отличалась от учебного урока. Пусть даже внеклассное мероприятие очень сильно перекликается с темой урока, оно не должно стать обычным дополнительным занятием. Это должен быть иной мир, не скучный унылый урок, а маленький праздник.

Если нет возможности проводить внеклассное мероприятие вне стен собственного класса, то можно, например, изменить внешний вид комнаты:

  • переставить столы кружком или попарно, чтобы дети сидели по четыре человека друг против друга,
  • украсить стены плакатами, большими цветами, стенгазетами;
  • разработать оригинальную атрибутику, используемую только на этих занятиях - галстуки, нагрудные эмблемы, пилотки.

«Мама, папа, я - математическая семья»

При желании даже рядовое внеклассное мероприятие по математике можно превратить в увлекательное командное соревнование. Здесь подобно тому, как это проходит в «Весёлых стартах», организуются семейные команды, которые проходят этап за этапом и набирают очки.

В сценарий внеклассного мероприятия «Мама, папа, я - математическая семья» может входить творческий элемент - представление команд. Это будет домашнее задание участникам. Пусть и подготовка костюмов, эмблем или другой атрибутики, которая позволяла бы отличать членов одной команды от другой, также будет лежать на плечах самих игроков.

Можно включить во внеклассное мероприятие по математике элементы из КВН:

  • разминку, где члены команд за одну минуту подбирают ответы на вопросы ведущего;
  • капитанский конкурс;
  • «подача-отбой», когда команды по очереди задают соперникам подготовленные заранее вопросы и задачки.

Однако в основе этого мероприятия всё-таки должна лежать идея показать учащимся важность математических навыков в реальной жизни, научить использовать их на практике.

Если играют команды с учениками начальной школы, им следует предлагать задания на вычисление стоимости товара, подсчёте стоимости оплаты за электричество, высчитывание необходимого количества семян для посадки в ящик или на грядке.

Ребятам постарше можно подготовить задания сложнее. Например, рассчитать вес бегемота, если известно, что он легче половины слона на две мартышки и два арбуза. А слон тяжелее бегемота на 110 мартышек и 50 арбузов. Ответ представить в мартышках и арбузах.

Нетрадиционный подход к предмету, который половине класса кажется скучным и неинтересным, может кардинально изменить отношение к нему. И пусть после первого такого мероприятия не все ученики полюбят математику. Но то, что у них появится желание узнать о ней больше - это неоспоримый факт.

В методической литературе различают три формы внеклассной работы, базируясь на количестве участников в ней: индивидуальную, групповую и массовую. Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович и Т. Е. Сахарова считают, что в основном используются групповая и массовая формы внеклассной работы, т.к. индивидуальная как бы является их частью.

Массовая внеклассная работа органически вписывается в общешкольный план внеклассных мероприятий; она может проводиться эпизодически или периодически. К этой форме внеклассной работы относятся следующие типы мероприятий: вечера, утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. В них принимают участие классы, параллели классов, звено (этапы) обучения, даже вся школа целиком.

Вечера и утренники являются основными типами массовой внеклассной работы. Они могут различаться по содержанию (подробнее об этом мы будем говорить во второй главе). Эти типы внеклассной работы помогают развить целый комплекс умений и навыков владения иностранным языком: овладение новым материалом способствует освоению новых областей знаний по иностранному языку и отработке пройденного материала. В них задействуются индивидуальные когнитивные, творческие навыки, знания в области фонетики, грамматики и лексики.

Важным средством повышения уровня овладения иностранным языком являются различные конкурсы. В практике школ получили распространение конкурсы по следующим видам работы с языком:

1) Конкурс на лучшее выразительное чтение художественного стихотворения, текста или отрывка;

2) Конкурс на лучший рассказ без подготовки по темам, включенным в программу;

3) Конкурс на лучшее описание рисунков, кадров из видео- или диафильма, на озвучивание видео-отрывка;

4) Конкурс на лучший устный перевод (конкурс переводчиков-синхронистов);

5) Конкурс на лучший письменный перевод;

6) Конкурс на лучшего собеседника.

Конкурсы могут проводиться в школьном, районном, городском, областном масштабах, а также в масштабах страны. Как правило, они проводятся в несколько этапов (туров), если это не школьный конкурс: школьный этап, районный этап, городской, областной и этап страны.

К конкурсу как к одной из популярных массовых форм внеклассной работы примыкают викторины, олимпиады, КВН, игра «Что? Где? Когда?», которые фактически являются вариантами конкурса. Эти виды работы не позволяют учащимся останавливаться на достигнутом уровне, стимулируя их любознательность и стремление повышать степень владения языком.

Викторину можно проводить на любом этапе изучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие или лингвострановедческие знания. Материал для викторины может быть облечен в различные формы: ребусов, загадок, вопросов и т.д. Викторины связаны с выявлением самых различных знаний, раскрывая межпредметные связи.

Практика проведения КВН свидетельствует о его эффективности в стимулировании интереса к иностранному языку. КВН проводится по завершении изучения темы или ряда тем по программе, предусматривающей различные соревнования.

День (или неделя) иностранного я зыка в школе проводится ежегодно в одно и то же время. В этом мероприятии участвуют практически все учащиеся школы, действуя согласно специально разработанной программе. По завершении дня или недели иностранного языка проводится отчетный вечер-концерт.

К групповой форме относятся клубы и кружки. Основной чертой этой формы является постоянное участие группы учащихся (10-15 человек), а также регулярностью занятий. При создании кружков учитываются интересы учащихся, и, конечно, возможности, склонности и вкусы учителя.

В основном кружки и клубы не отличаются друг от друга по принципам функционирования. Основным их отличием является то, что клубная форма как бы объединяет кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную структуру, являясь ее координирующим и организующим центром. Наиболее распространенными кружками являются: кружок любителей кино, кружок разговорной речи, драматический, хоровой кружок, любителей поэзии и некоторые другие. Как правило, деятельность кружков и клубов отражается в отчетных концертах или вечерах.

Индивидуальная форма работы дает возможность для развития индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает ученикам возможность проявить творческую инициативу и активность. Как правило, ученики, участвующие в индивидуальной форме внеклассной активности, участвуют и во всех остальных формах внеклассной работы. Различают следующие виды внеклассной работы: заучивание наизусть отрывков прозы и стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью, оформление материалов для выставки, изготовление альбомов, наглядных пособий, подготовка к докладам, выступлениям в программах вечеров.

Таким образом, внеклассной работой называют воспитательные и образовательные виды деятельности, которые проводятся вне урока. Внеклассная работа играет важную роль в обучении ИЯ. Она обладает определенной спецификой, присущей предмету. Внеклассная работа выполняет примерно тот же круг задач, что и урочная. Она мотивирует познавательную деятельность учащихся, формирует их вкус, мировоззрение, расширяет кругозор.

Внеклассная работа эффективно помогает раскрыть когнитивный аспект обучения ИЯ, т.к. развивает способности, используемые при межкультурной коммуникации.

Выделяют три формы внеклассной работы: массовую, групповую и индивидуальную. Массовая форма подразделяется на следующие виды: вечера, утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. Групповая форма включает в себя деятельность кружков или клубов. Индивидуальная внеклассная работа подразумевает заучивание наизусть, составление заметок, пособий, альбомов, работу над ролью и т.д.

Открытое внеклассное мероприятие - форма демонстрации передовых педагогических разработок, способ внедрения их на практике и повышение квалификации педагогов. Важнейшее условие проведения открытых уроков - публичность, посредством которой достигаются вышеперечисленные цели.

Особенностями внеклассных мероприятий является их необычность, так сказать, нешаблонность выбора видов и форм проведения, что способствует пробуждению интереса детей к процессу обучения, мотивации их к самостоятельному познанию конкретного предмета.

Классификация внеклассных мероприятий

Основными видами проведения внеклассных мероприятий можно считать учебно-воспитательные, досуговые и спортивно-оздоровительные.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия направлены на активизацию познавательной деятельности школьников, углубление их знаний, расширение кругозора, формирование гражданской позиции учащихся.

Досуговые мероприятия позволяют конкретизировать интересы учащихся, направленные на приобретение определенных навыков и умений, разнообразить школьную жизнь развлекательными моментами.

Спортивно-оздоровительные мероприятия обеспечивают физическое развитие школьников, способствуют улучшению и поддержанию их здоровья.

В предложенной нами классификации видов внеклассной деятельности акцент делается на цели проведения мероприятия. Именно этот аспект определяет выбор формы проведения.

Формы внеклассных мероприятий

Каждому виду внеклассных мероприятий присущи свои способы осуществления. Конечно, список не является статичным и ограниченным: объекты в нем могут варьироваться, пересекаться, объединяться.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия могут иметь такие формы исполнения: беседа, дискуссия, встреча с интересными людьми, викторина, театр, тренинг, конференция, олимпиада, смотр, конкурс, экскурсия.

Досуговые внеклассные мероприятия имеют более прикладные цели - обучение навыкам, умениям, что реализуется в следующих дидактических моделях: мастерская (кройки и шитья, кулинарная, изобразительная, фото, моделирования), пленер, мастер-класс, театральная студия. Кроме того, досуговые мероприятия проводятся в развлекательных целях, что способствует объединению детского развлекательных досуговых мероприятий - конкурс, игра, театрализованные действа.

Спортивно-оздоровительные открытые внеклассные мероприятия проводятся в виде спортивных игр, походов.

Возрастные особенности учащихся при выборе содержания и форм проведения внеклассных мероприятий имеют решающее значение. Изучим данный аспект проблемы.

Начальная школа

Особое значение имеет проведение открытых внеклассных мероприятий в начальной школе. Дети младших классов наиболее чувствительны к познанию нового, требуют наглядной демонстрации предлагаемых знаний, кроме того, младших школьников очень высока.

Исходя из этого, при планировании внеклассных мероприятий для учащихся 1-4 классов следует отдавать предпочтение проведению занятий с элементами двигательной активности, игры, конкурсных заданий, экскурсий. Открытое внеклассное мероприятие 2 класса должно учитывать незначительный практический опыт детей этой возрастной категории, формировать базисные знания, умения и навыки.

Старшая школа

Дети старшего школьного возраста способны к более длительному статическому восприятию материала, к воспроизводству большего количества текста, они отличаются стрессоустойчивостью, что играет решающую роль при выборе формы проведения внеклассного мероприятия. В таких случаях стоит отдать предпочтение театрализованным постановкам, КВН, брейн-рингу, туристическому походу, профориентационным экскурсиям.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия

Учитывая, что первостепенной задачей школы является обучение, остановимся более подробно на рассмотрении учебно-воспитательных открытых мероприятий.

Открытые внеклассные мероприятия учебно-воспитательного характера способствуют углубленному изучению материала по определенным предметам, систематизации полученных знаний с использованием нетрадиционных форм подачи информации.

Внеклассное мероприятие по математике

Основной целью проведения внеклассного занятия по математике является практическое применение приобретенных на уроках знаний. Такие мероприятия наиболее эффективны в форме игр, путешествий, конкурсов, экскурсий, театральных постановок, предметных недель. Виды внеклассных мероприятий существуют различные.

Познавательные функции игры очень широки. Главным преимуществом игры перед другими формами внеклассной деятельности является ее доступность. Разгадывание математических шарад, головоломок, кроссвордов - очень увлекательный процесс, который позволяет систематизировать полученные знания, вырабатывает логичность мышления, смекалку.

Путешествия в страну математики даёт возможность детям вплотную приблизиться к математическим терминам, осознав их реальность и необходимость в жизни.

Соревнование

Конкурсные формы проведения открытых внеклассных мероприятий по математике решают не только сугубо предметные задачи, но и формируют коллектив, демонстрируя реальные взаимоотношения в классе.

Проведение экскурсий, направленных на изучение математики, позволяет детям проецировать книжные знания на окружающий мир.

Театральные постановки, в основе сценария которых находится такой предмет, как математика, наглядно демонстрируют закономерность причинно-следственных связей, формируют понятия о геометрических формах, размерах и т.п.

Предметные недели по математике - это комплекс открытых внеклассных мероприятий, проводимых в следующих формах: открытый урок - внеклассное мероприятие, игра, конкурс, викторина.

Внеклассное мероприятие по математике активизирует учащихся, способствует формированию логического мышления. Наиболее эффективно проведение занятий, формирующих межпредметные связи: открытое внеклассное мероприятие по математике в форме театрализованной постановки, которое позволит повысить уровень гуманитарных и математических знаний; экскурсия на природу, для закрепления умений, полученных на уроках природоведения и математики.

Практическое значение внеклассных мероприятий по технологии

Особенно актуальной такая постановка вопроса является для нового предмета «Технология», основной целью внедрения которого в учебную программу стало практическое применение получаемых в школе знаний.

Учитывая, что школьная программа отводит на изучение предмета «Технология» критически малое количество учебных часов, важнейшую роль в освоении данной дисциплины играет проведение внеклассных мероприятий.

Целевая направленность данного предмета на сближение теории и практики позволяет говорить об особенностях проведения внеклассных мероприятий по технологии.

Развитие трудовых навыков учащихся - важнейший компонент в школе. Труд воспитывает такие качества личности, как самостоятельность, ответственность за принимаемые решения, что способствует формированию полноценного гражданина.

Открытое внеклассное мероприятие по технологии продемонстрирует самостоятельные практические умения и навыки учащихся, приобретенные на занятиях, мотивирует их трудовую деятельность. Кроме того, уроки технологии позволяют выявить склонность детей к определенному виду деятельности, что, в свою очередь, поможет им в дальнейшем определиться с выбором профессии.

Внеклассное мероприятие по технологии проводится в различных формах: мастерской, мастер-класса, викторины, игры, конкурса.

Подведем итог

Любой открытый урок (внеклассное мероприятие) позволяет закрепить знания школьников в том или ином предмете. Кроме того, такая форма проведения занятий вызывает огромный интерес у ребят. Педагогу стоит пларинировать внеклассное мероприятие заранее. В процессе подготовки можно воспользоваться помощью учащихся.

Понятие о видах внеклассных мероприятий . Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,-- факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.

Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.

Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе современной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению. На факультативах по кино и театру критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством формирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса.

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.

Предметные кружки и научные общества . Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.

Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах -- при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Например, в 825-й школе г. Москвы проводились тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.

Тематический вечер к юбилею Ломоносова - это экскурсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» - для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой - выставки, отчеты, и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой - знания учащихся в какой-либо области науки.

Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии -- действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил.

Встреча с сотрудниками ГИБДД. Встреча с представителями ГИБДД может осуществляться, на участках работы это работа регулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

Они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;

В их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

Введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

Осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;

Обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.

Основания к выделению форм внеклассной работы.

Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы по биологии, который отражен в специальных методических изданиях, а также в главах общих и частных методик обучения биологии. В некоторых из них наряду с раскрытием содержания и организации внеклассной работы рассматриваются ее формы и виды.

Основной формой внеклассной работы общепризнан кружок юных натуралистов. В выделении других форм наблюдаются расхождения. Наряду с кружком к формам внеклассной работы относят, например, внеклассное чтение. Наиболее приемлемое выделение форм предложено Н. М. Верзилиным. В книге «Общая методика преподавания биологии» (М., Просвещение, 1974) автор относит к формам внеклассной работы занятия индивидуальные, групповые и массовые. При этом кружок юных натуралистов в предложенной системе представлен как вид групповой формы внеклассных занятий.

При выделении форм внеклассной работы следует исходить как из числа учащихся, принимающих участие во внеклассной работе, так и из принципа систематичности или эпизодичности ее проведения. Принимая во внимание сказанное, более правильным будет выделить 4 формы внеклассной работы по биологии:

  • 1. Индивидуальные занятия;
  • 2. Групповые эпизодические занятия;
  • 3. кружковые занятия;
  • 4. массовые натуралистические мероприятия.

Выделять в самостоятельные формы внеклассное чтение или внеклассные наблюдения, изготовление наглядных пособий и другую работу, проводимую учащимися на основе их добровольности, вряд ли целесообразно, так как она используется как в индивидуальной, так и в эпизодической групповой, кружковой и массовой формах занятий.

Характеристика форм внеклассной работы по биологии.

Индивидуальная форма внеклассной работы имеет место во всех школах. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией школьников, учитель предлагает им прочитать ту или иную научно-популярную книгу, провести наблюдения в природе, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда. Иногда, удовлетворяя любознательность отдельных школьников, учитель не ставит перед собой какой-либо цели, не направляет эту внеклассную работу в определенное русло и даже не считает, что он ее проводит. Такая картина часто наблюдается у учителей, не имеющих достаточного опыта работы.

Опытные учителя выясняют биологические интересы школьников, постоянно держат их в поле своего зрения, ставят перед собой задачу развить их интересы к биологии, подбирают для осуществления этого соответствующие индивидуальные занятия, постепенно усложняя и расширяя их содержание. Некоторые учащиеся создают свои домашние уголки живой природы. Таким учащимся учитель дает указания для постановки опытов дома. Индивидуальные внеклассные занятия по существу являются добровольной разновидностью домашних и внеурочных работ.

К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относят опыты и наблюдения над растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, изготовление искусственных гнездований и наблюдения за их заселением, самонаблюдения, изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов, многое другое.

Групповые эпизодические занятия обычно организует учитель в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например, школьной биологической олимпиады, Недели биологии, Недели здоровья, праздника «День птиц». Для осуществления такой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает им подобрать определенный материал, выпустить тематическую стенгазету, подготовить и провести доклады, художественные номера для праздника. Обычно после завершения какого-либо массового мероприятия работа эпизодической группы прекращается. Для проведения другого массового мероприятия учитель привлекает учащихся прежней эпизодической группы или создает новую.

Эпизодическая групповая внеклассная работа организуется и в связи с желанием учителя глубже заняться изучением живой природы своего края, например, провести инвентаризацию древесной и кустарниковой растительности, выяснить видовой состав птиц, населяющих места возле водоемов; изучить суточную активность животных тех или иных видов, «биологические часы» растений. Необходимость в организации такой эпизодической групповой работы обычно возникает при отсутствии в школе кружка юных натуралистов.

Кружок юных натуралистов - основная форма внеклассной работы. В отличие от эпизодической натуралистической группы кружковые занятия объединяют школьников, систематически выполняющих их в течение года и даже нескольких лет. Состав кружка обычно стабилен и может включать как учащихся одного класса или параллельных классов, так учащихся, различающихся по годам обучения. Часто учащиеся объединяются в кружок не по возрасту и не по уровню подготовленности, а по склонностям, увлеченности юннатским делом.

Для натуралистического кружка характерны такие виды работы, как опыты и наблюдения (в природной обстановке, на учебно-опытном участке, в уголках живой природы); экскурсии на природе и в сельскохозяйственном производстве; участие в охране природы; издание рукописных журналов; изготовление наглядных пособий. Кружок юных натуралистов - организатор всех внеклассных массовых биологических мероприятий.

В практике работы школ имеют место различные натуралистические кружки. Одни из них включают разнообразную биологическую тематику занятий, другие - довольно узки по содержанию работы. Так, наряду с кружками юных ботаников или опытников растениеводства часто встречаются кружки комнатного цветоводства или даже кружки кактусистов.

При определении содержания работы кружка наиболее целесообразно исходить из того, что всякий школьник, заинтересовавшийся биологией, должен иметь разносторонние знания о живой природе. Поэтому узкая специализация в самом начале кружковой работы преждевременна. Практика многих учителей показывает, что кружковая работа в школе идет более успешно, если кружковцы, ознакомившиеся вначале с возможными разнообразными проблемами, затем в процессе занятий сознательно выбирают для себя направление, которое более соответствует их интересам.

Массовые натуралистические мероприятия организуются по инициативе учителя биологии и проводятся при активном участии кружка юных натуралистов, школьного ученического актива, администрации школы, учителей-предметников. Планы проведения массовых мероприятий утверждают педагогические советы школы.

К массовой работе привлекается большое число учащихся - параллельные классы, вся школа. Для нее характерна общественно полезная направленность. Обычно в школе проводят такие виды массовой работы, как биологические олимпиады; тематические вечера посвященные Дню здоровья, Дню птиц, Неделе сада, Неделе леса; кампаний по посадке деревьев и кустарников, сбору семян и другого корма для зимней подкормки птиц; изготовлению и развешиванию птичьих гнездовий.

Все вышеперечисленные формы и виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга. В возникновении и развитии взаимосвязи между ними наблюдается определенная педагогическая закономерность. Интерес к работе с живыми организмами обычно возникает у школьников при выполнении индивидуальных заданий. Выполнив удачно те или иные задания учителя, они обычно просят дать им дополнительную внеурочную работу. Если в классе окажется несколько таких школьников, то учитель объединяет их во временные натуралистические группы, а в последствии - в кружки юных натуралистов, работая в которых они принимают активное участие в подготовке и проведении массовых натуралистических мероприятий.

Использование на уроках результатов индивидуальной, эпизодической групповой и кружковых работ (например, демонстрации изготовленных пособий, сообщения о проведенных наблюдениях, доклады, подготавливаемые на основе внеклассного чтения) способствуют вовлечению во внеклассную работу учащихся, не проявивших к ней ранее должного интереса. Часто некоторые школьники, принимавшие вначале пассивное участие в массовой внеклассной работе по озеленению школьной территории, изготовлению птичьих домиков, в качестве слушателей, впоследствии становятся либо юннатами, либо активно включаются в индивидуальную или групповую эпизодическую работу, проводимую по заданиям учителя.

В школах, где хорошо налажена внеклассная работа по биологии, имеют место все ее существующие формы. Проведение массовых мероприятий обязательно связано как с индивидуальными, так и с групповой эпизодической и кружковой работами учащихся.

Связаны между собой и дополняют друг друга и виды внеклассной работы. Так, в процессе проведения наблюдений Ии опытов над растениями и животными либо самонаблюдений у школьников возникают различные вопросы, ответы на которые они находят в научно-популярной и научной литературе, а затем после работы с ней (внеклассное чтение) снова обращаются к опытам и наблюдениям для уточнения, зримого подкрепления знаний, полученных из книг.

Изучение опыта работы школ показывает, что внеклассную работу по биологии проводят во всех ее формах. Почти в каждой школе имеется натуралистический кружок, проходят различные массовые мероприятия, организуются индивидуальные и групповые эпизодические занятия. Однако часто внеклассная работа сводится лишь к организации выставок летних работ учащихся, проведению олимпиад, Недели биологии, Дня птиц. В остальное время обычно осуществляется уход за комнатными растениями, выпуск бюллетеней на основе использования материалов из научно-популярных периодических изданий, проводятся «Часы занимательной биологии». Между тем специфика внеклассной работы по биологии - науке, изучающей живое, связана с такими видами работы, которые включают самостоятельные исследования школьников, ставят их в положение первооткрывателей, вызывают настоящий интерес к познанию природы.