Стихотворения в прозе Тургенева: основные особенности, анализ ("Памяти Ю.П. Вревской", "Порог", "Русский язык")

Солопова Любовь,

Ученица 10 б класса

МБОУ «Гимназия № 5»

Г. Дзержинский

Олимпиада школьников Союзного государства

«Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

Тема сочинения

« Незабываемый мир русской вольной деревни ! (отзыв о стихотворении И.С. Тургенева «Деревня»)

Родина мила сердцу не местными

Красотами, а пленительными

воспоминаниями.

Н. М. Карамзин

Первое из стихотворений в прозе И.С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл, "Деревня" начинается картиной сельской природы, родной ему Орловщины.

После прочтения мы не можем не заметить сходства лирического героя с автором. Во многом это произведение автобиографично. Иван Сергеевич Тургенев рассказывает нам о своей родине. До девяти лет он прожил в наследственном имении, дорогом его сердцу Спасском-Лутовинове, в десяти километрах от Мценска Орловской губернии, которое и является прообразом патриархальной деревни, зримо представшей перед нами в его стихотворении. А потому такой ностальгией пронизано это произведение, «стихотворение-воспоминание»!

В первой строке четко обозначен хронотоп: «последний день июня месяца», «на тысячу верст кругом Россия – родной край!» Символично, что первое предложение текста – восклицательное! Восторгом наполнено сердце лирического героя. Что его радует? “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба - синеватая черта большой реки...” Поразительное, типичное для поэтики Тургенева художественное пространство, зримое, осязаемое, наполненное цветом, светом, движением, жизнью ! Читая эти строки, мысленно оказываешься на обрыве перед оврагом, чувствуешь лёгкий ветерок, ощущаешь речную свежесть, видишь, как причудливо соединились земля и небо. … И сама становишься героиней этого произведения.

Всё стихотворение Тургенева пронизано невероятной любовью лирического героя к России. Тургенев тщательно подбирает эпитеты, выбирает самые яркие краски, чтобы филигранно описать русскую деревню. “ Я, - писал Тургенев в 1848 году , - предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, - всему тому, что херувимы (эти прославленные парящие лики) могут увидеть в небесах...” Стихотворение в прозе «Деревня» как нельзя лучше подтверждает эти сокровенные мысли писателя. Лирический герой никогда ни за какие богатства не сможет променять благодатную тишину и неяркую красоту родных мест на райские пейзажи и заморские страны.

Язык Тургенева прост, изящен, в этом произведении каждое слово играет, как драгоценный камень. “ Огнистые капли ”- этот эпитет как таковой не передаёт никакого явления, но очень ёмко и образно создаёт ощущение тёплого летнего денька, солнца, слепящего глаза. “На конце-крае земли и неба” – удивительно как неповторимо ярко можно описать манящую линию горизонта. “Стенки горшка покрыты росинками, точно бисером…”, «большой ломоть ещё теплого хлеба», «крупные дутые бусы», «вырезной железный крутогривый конек», «кувшины с букетами» - такое описание обычных, повседневных в обиходе крестьян предметов делает их осязаемыми.

Кто-то скажет, что таких деревень в России тысячи, и, конечно будет прав. Но ведь никто и не настаивает на оригинальности, неповторимости этой деревни. Да, и скорее всего, описание её во многом носит собирательный характер, ведь каждый, прочитав это стихотворение в прозе, увидит в нём до боли знакомое место, дорогое именно ему, свою малую родину, отчий дом…

Что очень важно, Тургенев не разделяют малую и большую Родину. Для него эти понятия едины. Так и для лирического героя его деревня – весь мир. Это место, где он родился, сделал свои первые шаги, сказал первые слова, впервые влюбился.

Известно, что Иван Сергеевич Тургенев – мастер цветописи. “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба - синеватая черта большой реки.” «…стекла окон отливают цветами радуги ». Прилагательные и существительные со значением цвета помогают создать автору эффект присутствия, полноты бытия.

Поражает и звукопись стихотворения: « жаворонки звенят», «зобастые голуби воркуют», «лошади фыркают», молодка смеётся, «петух … закричал и хлопотливо захлопал крыльями». Цветом, звуками и запахами наполнен тургеневский текст. « Молоко парное», «и дымком-то пахнет, и травой и дегтем маленько – и маленько кожей», «кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена».

Важную роль в произведении играют чувства и эмоции лирического героя. Всё стихотворение пронизано его невероятной любовью к миру русской деревни, раздольной и «вольной », с круговертью каждодневных дел и забот.

В этом произведении, как в родниковых водах, отразилась вся наша Россия-матушка. Страна наша много веков была сельскохозяйственной. А значит, ключевую роль в ней играли крестьяне. И как удивительно описывает их Иван Сергеевич! Он говорит об этих простых людях с невероятной теплотой. “ Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, - зубоскалят. Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.” Какой ёмкий образ деревенской жизни подарил нам Тургенев! Его лирический герой любуется каждой деталью крестьянской жизни. «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать !» - эти риторические восклицания невольно тоже эхом отзываются в нашем сердце.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: “И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?” Автор хочет подчеркнуть эфемерность, временность нашей жизни в городе в плену ложных ценностей, и показать дух соборной жизни в деревне. Тут всё идёт так, как было заведено столетия назад. В ней все живут как одна большая семья, и всё это кажется удивительным после одиночества города…

Родина у нас одна единственная, мы не должны забывать о ней. Да и вряд ли нам это удастся. Тургенев подтвердил эту истину всей своей жизнью и творчеством…

Живой и мёртвый камень

"Стихотворения в прозе" по праву признаются одной из вершин творчества И.С. Тургенева; каждое из "стихотворений" представляет собой завершенное по смыслу произведение, сочетающее в себе и лирическое, и эпическое начала. В большинстве составляющих данный цикл текстов приоритетным является начало лирическое, что обусловлено самой спецификой уникального жанра, само название которого являет собой оксюморон - "стихотворения в прозе". Как и любое завершенное произведение, каждое "стихотворение" обладает композицией, немаловажную роль в организации которой играют сильные позиции (заглавие, ключевые слова, начало и конец произведения), то есть позиции вынесения на первый план важнейших смыслов текста. Особенность композиции исследуемого стихотворения в прозе "Камень" заключается в постепенном - в несколько этапов - развертывании семантики заглавия на протяжении всего текста: стихотворение графически подразделяется на пять абзацев, каждый из которых выступает, соответственно, одним из этапов семантического развертывания заглавия. Приведем исследуемый текст полностью.

И.С. Тургенев

КАМЕНЬ

Видали ли вы старый серый камень на морском при- брежье, когда в него, в час прилива , в солнечный веселый день, со всех сторон бьют живые волны -- бьют и играют и ла с тятся к нему -- и обливают его мшистую голову рас- сыпчатым жемчугом блестящей пены? Камень остается тем же камнем -- но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть ра с плавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. Так и на мое старое сердце недавно со всех сторон на- хлынули молодые женские души - и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими краск а ми, следами бывалого огня! Волны отхлынули... но краски еще не потускнели - хоть и сушит их резкий в е тер. Перед прочтением текста (то есть до развертывания семантики заглавия) существительное камень понимается читателем в своем обычном, зафиксированном словарями значении, - природный материал, "твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы" (Ожегов:259). Однако слово в художественном тексте - а тем более слово, выступающее в сильной позиции, - функционирует двояко: во-первых, в своем словарно зафиксированном значении, и, во-вторых, в значении, возникающем за счет приращения смысла художественного текста в целом. Развертывание семантики заглавия в данном тексте происходит постепенно. В первом абзаце значение слова камень соответствует отраженному в словарях значению, что выявляется из анализа сочетаемости слова: ст а рый, серый камень, а также из более широкого контекста - предложения: В и дали ли вы старый серый камень на морском при-брежье, когда в него , в час пр и лива , в солнечный веселый день , со всех сторон бьют живые волны ... Однако необходимо отметить, что уже в данном контексте, при сохранении семантики существительного камень, происходит своеобразная подготовка к дальнейшему развертывания смысла заглавия, к проведении аналогии "камень - человек". В последние десятилетия лингвистами активно исследуется проблема антропоцентричности языка; средства проявления антропоцентричности многообразны, и одним из таковых (что мы и наблюдаем в данном тексте) является наличие значительного количества "антропоморфных метафор"; "складывается ситуация, когда совокупность таких метафор повторяет имеющиеся у носителя данного языка общие представления о самом себе. Так, в русском языке передана структура верхней части тела человека": глава горы, ушко и г лы и т.д. [Берестнев 2001:64]. Таким образом, метафора голова камня в тексте использована не случайно и подготавливает к возникающему в дальнейшем антропоморфному образу. Здесь же, в первом абзаце текста, намечается контекстуальное противопоставление камня и волн по признаку "наличие/отсутствие движения, подвижность/неподвижность": живые волны... бьют , играют , ластятся , о б ливают его мшистую голову... Использованное при описании действий волн олицетворение (играют, ластятся ) также подготавливают параллель "камень - человек", восприятие камня как живого существа. Во втором абзаце, так же, как и в первом, значение слова камень соответствует словарному, но и здесь намечаются, предваряются дальнейшие семантические изменения. Происходит конкретизация значения: слово камень обозначает не камень вообще, а конкретный камень, обладающий индивидуальными признаками, что, собственно, и необходимо "герою" произведения. Если ранее в роли конкретизаторов выступала характеристика его внешнего вида (мшистая голова ), указание на неподвижность камня в противопоставление ж и вым волнам, - то есть статические признаки, то на данном этапе раскрытия семантики заглавия проявляются признаки динамические, а именно изменение во внешнем виде камня - камень остается тем же камнем, но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Неодушевленный предмет - камень - частично сближается с персонажами-людьми, образы которых обычно претерпевают какое-то развитие на протяжении произведения, что опять же предваряет дальнейшее сопоставление "камень - человек". Нередко в произведениях в качестве одного из средств раскрытия образа используется полный или частичный показ его прошлого, его биографии, формирующих характер и поведение героя. Можно отметить, что в данном произведении в следующем, третьем абзаце намечается своеобразное "прошлое" камня : ... когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. Следует отметить новое приращение значения - в тексте назван вид камня (гранит ), а также проводится метафорическая параллель "прошлого" и "настоящего" камня : ср. выступают я р кие цвета / весь горел огнистыми цветами - можно говорить об определенного контекстуального противопоставления по интенсивности проявления признака: выступают / горел , яркие цв е та/ огнистыми цветами. Далее абзаце автор проводит подготавливаемую всем предшествующим текстом параллель "камень - сердце" (ср. Так и на мое старое сердце... старый камень ). Вообще, ассоциативная связь камня и сердца закреплена в языке средствами фразеологии: ср. фразеологизмы сердце не камень, каме н ное сердце, камень на сердце, где в образной форме противопоставляются безжизненность, неспособность к каким-либо чувствам предмета неживой природы и конкретного органа тела, за которым издавна закреплена в сознании человека роль средоточия чувств и эмоций. Описание, следующее в данном абзаце, формально скорее применимо к неживому предмету, камню, однако же сама структура предложения показывает, что здесь образно преподносятся ощущения сердца (...и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня! ). Следует отметить также, что через образ сердца метонимически представлен образ человека, лирического героя стихотворения. В данном абзаце получает воплощение еще одна ранее намеченная параллель: волны - молодые женские д у ши, "нахлынувшие" на сердце, подобно волнам. Особенность последнего этапа развертывания заглавия, своего рода смыслового итога произведения, сильной позиции текста, заключается в своеобразном, "двойственном" описании "камня - сердца": формально лексические средства соответствуют описанию камня, но, в соответствии с теми смыслами, которые были заложены в тексте ранее, отчетливо прослеживается аллегория: волны отхлынули... но краски еще не потускнели - хоть и с у шит их резкий ветер. Таким образом, в данном тексте семантическое раскрытие, развертывание заглавия выступает как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, осуществляемый при помощи различных средств языка. Развертывание семантики заглавия происходит через сопоставление символического образа камня и сердца - олицетворения человека - как динамических образов, имеющих собственную историю ("прошлое", "настоящее"). На протяжении всего текста отчетливо выявляются разные типы связи заглавия с текстом: во-первых, прослеживается собственно лексическая связь (в тексте встречается слово камень и его форма камнем, замена существительного камень соответствующим местоимением он ); во-вторых, более активно используется семантическая связь, осуществляемая посредством лексем, связанным с существительным камень по семантике (мшистую голову, хмурой его поверхн о сти, расплавле н ный гранит, старый камень - старое сердце и др.) В данном произведении интересна связь заглавия со всеми четырьмя основными художественным смыслами текста (художественное время, художественное пространство, художественное событие, художественное состояние и особенности человека). Нетипично представлено художественное состояние и особенности человека (через образ камня-сердца); пожалуй, выявлению этого художественного смысл подчинен весь текст в целом. Наиболее ярко выражено художественное время; лексика, способствующая его выражению, многочисленна и разнообразна в семантическом и морфологическом отношении - представлены слова с очень разной семантикой разных частей речи (старый , в час (прилива), в солнечный весенний день , о том далеком времени , когда ...; старое сердце, недавно , уже давно побле к шими красками, следами бывалого о г ня, еще ). В меньшей степени выражено художественное пространство, соотносимое только с образом камня (на морском побережье в него, со всех сторон, по хмурой его поверхности ). И, пожалуй, минимально отображено художественное событие (действия, производимые волнами/женскими душами), что связано с отмеченной выше особенностью стихотворения в прозе - преобладании лирического начала над эпическим.

Использованная литература

Тургенев И.С. Камень // Полное собрание сочинений в двенадцати томах. - Т. 10. - М.: Наука, 1982. - с.162-163.

Использованные источники и их условные обозначения

Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: "Оникс 21 век", "Мир и Образование", 2005. - 896 с. (Ожегов).

Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра. Самый выбор формы был подсказан Тургеневу желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

В этих эскизах на самые разнообразные темы-- философские, социальные, психологические -- говорилось о жизни вселенной, о природе, о любви, о смерти, о родине, о красоте, о подвиге, о дружбе.

Тургенев долгое время не помышлял вовсе о печатании их и не придавал им большого значения, рассматривая их лишь как предварительные наброски для будущих произведений.

Дав им общее заглавие «Senilia» («Старческое»), он говорил, что пишет их, собственно, не для печати, и только изредка читал то или иное стихотворение друзьям -- Я. П. Полонскому, П. Л. Лаврову, артистке М. Г. Савиной.

Однажды, уже незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Буживале М. М. Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и пятьдесят одно стихотворение из этого цикла было опубликовано в декабрьской книжке журнала на 1882 год.

Вообще стихотворений в прозе Тургеневым было написано значительно больше, но в остальных слишком явственно звучали автобиографические мотивы, и поэтому он воздержался от публикации их. (Эта часть стихотворений -- числом тридцать одно -- была издана только в 1930 -- 1931 годах.)

Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюрных новелл будет встречено читателями с живейшим интересом и сочувствием. Вскоре они были переведены Полиной Виардо на французский язык, а затем были опубликованы переводы и на другие европейские языки.

Лучшие тургеневские стихотворения в прозе стали хрестоматийными, а многие выражения из них крылатыми.

Некоторые стихотворения проникнуты грустным, порою даже трагическим настроением, потому что писались в тот период, когда безнадежно больной и исстрадавшийся писатель, задумываясь о близости неотвратимой развязки, мысленно подводил итоги своего трудного и сложного жизненного пути.

Далеко не все «Стихотворения в прозе» окрашены в пессимистические тона. Личные мотивы в них часто подчинены широким общечеловеческим темам. Тут немало и жизнеутверждающих произведений, где писатель славит героизм, подвиг, моральное величие простых людей, их духовное превосходство над богачами.

В прославленном стихотворении «Русский язык» с исключительной силой прозвучала проникновенная любовь писателя к родине, к родному языку, к будущему русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,-- говорит Тургенев, -- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Особое место во всем цикле занимает стихотворение «Порог», опубликованное только после смерти Тургенева вместе с прокламацией народовольцев, посвященной памяти писателя.

Стихотворение это было навеяно политическими процессами семидесятых годов, в частности процессом Веры Засулич.

В нем дан величественный образ русской девушки революционерки, которая готова к любым испытаниям и мукам. Она знает, что ее ждет «холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Ее не страшит «отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она знает, что ее подвиг останется безыменным, но и это не может остановить ее, потому что ей не нужно ни благодарности, ни сожаления.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака».

В данном произведении повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

В 1881 году Тургенев в последний раз приехал на родину. Через несколько месяцев он тяжело заболел в Париже, из-за чего задуманный им тогда переезд в Россию стал несбыточной мечтой*.

Темы стихотворений в прозе Тургенева совершенно различные. Они отражают социальные проблемы, касаются нравственных категорий и затрагивают общечеловеческие ценности. Периодически эти тексты полезно перечитывать, отмечать в них для себя что-то важное и значимое. Вот почему они до сих пор актуальны и в наше время. Анализ стихотворений в прозе Тургенева позволяет глубже понять проблематику его произведений, проникнуться трогательными текстами, которые учат добру, справедливости и ответственности.

Когда с ними знакомишься, появляется ощущение светлой грусти. Одним из самых интересных и запоминающихся являются коротенькие заметки Тургенева. Жанр стихотворения в прозе появился именно с момента создания этих удивительных мини-рассказов. Иван Сергеевич стал его основателем. Рассмотрим подробнее отдельные тексты.

«Два богача»

Здесь автор сравнивает между собой примеры щедрости души. Один человек, состоятельный во всех отношениях, жертвует огромные суммы денег на то, чтобы помогать больным и обездоленным. Другой - бедный крестьянин - отказывает себе в самом необходимом. Главной его целью становится забота о сироте племяннице. Он не жалеет денег на чужого ребенка и даже не помышляет о том, скольким ему приходится жертвовать. Тургенев подчеркивает мысль о том, что истинное благо всегда исходит из сострадания, умения отказаться от чего-то важного во имя благополучия другого.

«Воробей»

В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.

Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.

«Щи»

Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки - вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» - это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.

«Русский язык»

Замечательный текст, который хочется периодически читать и перечитывать. Автор восхваляет родную речь, считая ее эталоном красоты и изящества. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» заставляет о многом задуматься: о выборе своего индивидуального пути, о том, где всегда можно найти опору и поддержку. Автор ощущает созвучие своей души с родной речью, искренне восторгается ею. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» наполнено небывалой нежностью, проникнуто сокровенными чувствами. Этот текст пробуждает в сердце добрые воспоминания.

«Враг и друг»

Тема этого произведения достаточно неоднозначная, не позволяющая сразу понять, в чем заключен его непреходящий смысл. И друг может случайно погубить, и враг в какой-то момент сказать правду. Автор подчеркивает многоплановость самой проблемы.

«Голуби»

Потрясающее жизнеутверждающее произведение, которое помогает почувствовать, насколько велико многообразие жизни. Оно наполнено невообразимой любовью ко всему сущему, чем и отличается от других стихотворений в прозе Тургенева. «Голуби» - это настоящий гимн жизни. Произведение помогает понять, насколько мы порой заблуждаемся относительно каких-то проявлений действительности. По мнению автора, самым главным в жизни является любовь и сострадание.

Наблюдая за поведением птиц, писатель восторгается их самоотверженными проявлениями, желанием помогать и быть нужными друг другу. Вероятно, он сравнивает эту картину с людскими взаимоотношениями, которые не всегда бывают столь гармоничными и прекрасными.

«Что я буду думать»

Произведение, овеянное мрачным настроем перед неотвратимой близостью смерти. Писатель предчувствует, что скоро настанет конец его жизненного пути и потому очень страдает.

Его страшит неизвестность, а также перспектива того, что жизнь прожита не самым лучшим образом. Кажется, что впереди не ожидает ничего хорошего, и сердце медленно заполняет тоска. «Что я буду думать» представляет собой один большой вопрос, на который невозможно ответить, не погружаясь в детали, не рассматривая конкретные обстоятельства. Анализ стихотворений в прозе Тургенева подчеркивает, насколько сам человек, находясь в преклонном возрасте, может задаваться серьезными вопросами, тем самым лишая себя душевного спокойствия и уверенности.

Подводя итоги, можно не просто многое упустить, а еще и оценить необъективно.

«Песочные часы»

Произведение, которое несет в себе скорбь по бесполезно прожитой жизни. Автор в каждом предложении утверждает, что всякое мгновение бесценно, но мы тратим время на сущую ерунду! По сути, люди проживают его так, как будто у них нет других возможностей и альтернатив. Скоротечность каждого индивидуального пути усложняет понимание смысла своего предназначения.

«Писатель и критик»

Здесь речь идет о том, что значит настоящий талант в жизни и чем он измеряется. Писатель видит смысл жизни в подлинной самоотдаче и величайшем стремлении донести до читателей какую-то светлую идею, обладающую непреходящей ценностью. Критик обнаруживает в таком существовании нечто недостойное, однако сам умеет только рассуждать и оценивать. Автор показывает, что настоящий писатель и критик живут в каждом из нас. Один одержим мечтой о творчестве, другой его постоянно ругает, возвращая к суровой неприглядной действительности. Их спор может продолжаться до тех пор, пока кто-то один не уступит другому и не сдаст собственные позиции.

«Собака»

В данном произведении автор пытается осмыслить непреходящую ценность жизни. Взгляд животного как будто отражает его собственные страхи, которые сделались невыносимыми и чересчур навязчивыми. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» показывает связь жизни питомца с мыслями и чувствами его хозяина.

Если у человека не очень позитивное расположение духа, то и животное начинает вести себя подобным образом: беспокоится, жалобно заглядывает в глаза. Во всем этом прослеживается взаимосвязь близких душ. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» направлено на раскрытие чувств, которые человек спрятал от самого себя, опасаясь новых разочарований.

«Завтра! Завтра!»

Произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни. Люди склонны приближать завтрашний день, строить планы, однако упускают настоящее мгновение. Даже тот, кто состоялся в жизни, сумел сполна выразить свой талант, несомненно, перед смертью жалеет о нереализованных возможностях.

Таким образом, анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, что автор много размышлял о сути и ценности своего бытия. Собственная жизнь представлялась ему заведомо проигранной партией. Индивидуальные переживания писателя нашли воплощение в изысканных и лаконичных историях, которые легко читаются. Анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, насколько тяжелыми были последние годы жизни Ивана Сергеевича. Он постоянно обращается к своим воспоминаниям и не находит в них утешения. Во многих отдельных произведениях прослеживается мысль о бессмысленности дальнейшей жизни, надрывной нотой звучит тема разочарования. Сами стихотворения в прозе достаточно емкие, наполнены мудростью, хотя и не отличаются оптимизмом.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева

    ФИО Шморгун Юлия Владимировна

    Место работы МОУ Дергаевская СОШ № 23

    Должность учитель русского языка и литературы

    Предмет литература

    Класс 10

    Тема урока Анализ стихотворений в прозе

    Базовый учебник «Литература», под редакцией В. И. Коровина

Цель урока:
1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе.
2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании.
3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.

Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.
1. Объявление темы и целей урока

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя.

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

До 9 лет Тургенев жил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).

Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение.

Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски.

Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного.

И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до "Записок охотника" им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение "Утро туманное" легло в основу создания известного русского романса.

Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен.
Вспомните, что называется стихотворением?

(Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами)

В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов?

(Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)

"Стихотворения в прозе" Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя.

"Стихотворения в прозе" - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека.
Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею.

В цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Темы стихотворений в прозе:

    раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;

    размышления писателя о русском народе;

    гуманность человеческих отношений;

    торжествующая любовь;

    противопоставление добра и зла;

    размышления о неотвратимости смерти;

    родины;

    счастье и красота;

    воспоминания о давней любви;

    о подвиге и трусости;

    о русском языке, его роли.

3. Анализ стихотворений. 1) Стихотворение «Старуха» Вопросы для анализа:
    Первые ассоциации по названию (старуха-судьба, фольклорный образ, суффикс –ух -негативная оценка) Есть ли в стихотворении сюжет? Определите основную мысль. Что помогает автору передать внутреннее состояние героя? Как меняется в тексте состояние героя?(Приходит смирение) Какую проблему поднимает автор?(Может ли человек повлиять на свою судьбу?)

2) Стихотворение «Собака» Вопросы для анализа:

    Почему стихотворение называется «Собака»?(Через образ собаки звучит проблема) Какую проблему поднимает автор?(Проблема единения человека и природы.) Как автор решает эту проблему?(Природа и человек едины, все смертны, все нужны друг другу) Найдите лексические средства выразительности.

3) Стихотворение «Нищий» Вопросы для анализа:

    Ассоциации по названию Найдите важные детали в тексте. Почему Нищий сказал «спасибо»? Почему повторяется слово «брат»? Что получил лирический герой? Какую проблему поднимает автор?(Проблема сострадания, милосердия) Найдите лексические и синтаксические средства выразительности.
IV. Вывод. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье».

4. Дифференцированное домашнее задание: 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.