Толстый и тонкий (Чехов). А

7 класс, литература

ТЕМА: А.П.Чехов. Рассказы "Толстый и Тонкий", "Хамелеон". В зеркале человеческих характеров.

Цели:

Образовательный аспект:

Продолжить формирование умений работы над литературным произведением как искусством слова через постижение его художественного мира;

Продолжить формирование понятия о природе комического на примере рассказов А.П.Чехова, углубить понятие о сатире;

Показать особенности чеховского стиля.

Развивающий аспект:

Развивать умения интерпретации художественного произведения, создание благоприятных психолого-педагогических условий для самовыражения и самораскрытия учеников в процессе работы над произведениями;

Способствовать активизации художественно-творческих потребностей учащихся;

Продолжить работу по развитию устной речи учащихся

Воспитательный аспект:

Воспитание у учащихся интереса к чтению и изучению художественных произведений русской литературы;

Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Тип урока : обобщение знаний, умений и навыков.

Предполагаемый результат:

Уметь находить комические и сатирические эпизоды в рассказах Чехова.

Знать отличительные черты чеховских произведений.

Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.

Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.

Оборудование : учебник, тексты произведений писателя, компьютерная презентация.
Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни

М. Горький.

ХОД УРОКА

I.ОРГМОМЕНТ

II.МОТИВАЦИЯ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слово учителя.

Друзья мои!

Я очень рада войти в наш светлый класс.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок !
Беседа.

-Л.Н.Толстой назвал этого писателя «художником жизни».

-Вспоминая свои детские годы, этот писатель говорил, что детства у него не было.

-Первые свои произведения он подписывал псевдонимом «Антоша Чехонте».

-Его фраза «Краткость – сестра таланта» стала крылатой.

О каком писателе идет речь? С чьими произведениями мы знакомились на последних уроках?(СЛАЙД №1)

Подберите не менее 5 слов, характеризующих творчество этого писателя.
Слово учителя.

Названные вами слова можно классифицировать следующим образом:

Это названия чеховских рассказов, герои произведений, средства изображения персонажей и освещения проблем; жанр чеховского повествования.

К этим понятиям мы с вами сегодня еще вернемся.

А пока запишите сегодняшнее число, тему урока.
III.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Слово учителя.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова А.М.Горького?


Вывод. Сегодня на уроке мы заглянем в зеркало человеческих характеров, рожденных воображением русского мастера слова - А.П.Чеховым.
- Объявление целей. (СЛАЙД №2)
Задача урока:

работая над произведениями, раскрыть духовный и художественный потенциал произведений русской классической литературы, ценности ее общечеловеческих нравственных идеалов, чтобы они стали личностно значимыми для учащихся.


IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ

Слово учителя

Обратите внимание на слова писателя: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каким он есть на самом деле"(СЛАЙД №3).


- В связи с этим давайте вспомним известных чеховских героев и ответим на вопрос:

Каким образом писатель обращает внимание людей на них самих? (благодаря средствам комического)


-Назовите их. (СЛАЙД №4)
-А теперь внимание на экран. Скажите, какие из них доминируют в следующих произведениях:

"Хамелеон, "Лошадиная фамилия", "Толстый и Тонкий", "Свадебный генерал", "Пересолил". (СЛАЙД №5)


-Читая произведения А.П.Чехова, какие особенности стиля его произведений вы заметили?
Задание : выбрать характерные черты рассказов А.П.Чехов а (СЛАЙД №6)

1.Иносказательность;

2.Произведения небольшие по объему, но глубокие по содержанию;

3.Пародийность;

4."Говорящие фамилии";

5.Сочетание реальности и фантастики.

(Ответ: 1). Небольшие по объему, но глубокие по содержанию.

2)."Говорящие фамилии".(Так, в рассказе " Хамелеон" автор дал такие фамилии своим персонажам Очумелов, Хрюкин, Елдырин.)

3).Использование деталей (кстати, любимый чеховский прием.)

Привести примеры, подбирая цитаты.


ИНСЦЕНИРОВКА.
Слово учителя

Ребята приготовили небольшую сценку - диалог из известного чеховского рассказа.

Задача зрителей: вспомнить название рассказа и эпизод из произведения. ("Толстый и Тонкий")

СЦЕНКА.


-Какие негативные качества людей раскрываются в этом произведении и других произведениях автора?

Лицемерие;

Подхалимство;

Чинопочитание;

Трусость;

Ограниченность.


Слово учителя . А.П.Чехов создавал произведения легко. Всего маленьких, крошечных рассказов он написал более 1000. И в каждом из них вот уже более 100 лет живет его смех.
-Какова же судьба произведений великого писателя?

Чтобы ответить на этот вопрос, в качестве домашнего задания вы провели небольшой опрос среди учителей и родителей.


Анкета (СЛАЙД №7)

5).Какие рассказы нравятся?

Каковы же результаты?


(Ученики зачитывают наиболее интересные ответы).
Слово учителя.

А теперь прочитайте слова самого А.П.Чехова :(СЛАЙД№ 8)


"Надо быть умственно чистым, нравственно здоровым и опрятным физически"
V . РЕФЛЕКСИЯ.
Слово учителя
Подходит к концу наша встреча с писателем. Вы работали на уроке, дома.

А)Знакомство с личностью писателя …(заставило вспомнить слова самого Чехова о том, что земля наша, история наша богата талантливыми людьми)

Б)Читая его ранние произведения …(мы улыбаемся; потешаемся над незадачливыми героями; над «говорящими фамилиями»; грустим от того, что проблемы актуальны и сейчас).

Сейчас вы получите таблички, которые я прошу заполнить.
Рефлексия


- отлично - хорошо - плохо
VI .ИТОГИ.

Оглашение результатов.


VII . ДОМ. ЗАДАНИЕ .

1.Подготовить сообщение К.Дойле.

Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?

2).Каким было ваше впечатление?

3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?

4).Что нового открыли для себя?

5).Какие рассказы нравятся?

7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?

Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?

2).Каким было ваше впечатление?

3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?

4).Что нового открыли для себя?

5).Какие рассказы нравятся?

7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?

2).Каким было ваше впечатление?

3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?

4).Что нового открыли для себя?

5).Какие рассказы нравятся?

7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?

2).Каким было ваше впечатление?

3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?

4).Что нового открыли для себя?

5).Какие рассказы нравятся?

7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Рефлексия

- отлично - хорошо - плохо

Рефлексия

- отлично - хорошо - плохо

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.

Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?

Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.

Ну, полно! - поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

Помилуйте... Что вы-с... - захихикал тонкий, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "Хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д"оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын. — Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! — Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены. — Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Нафанаил немного подумал и снял шапку. — В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. — Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился? — Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А? — Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира... — Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с. — Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание! — Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом... Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.