Традиционные формы и космические циклы. Читать онлайн "традиционные формы и космические циклы" Традиционные формы и космические циклы

Книга 1

Наука чисел
В данную книгу вошло несколько работ известного мыслителя и исследователя религиозных традиций Рене Генона, в том числе книга "Принципы исчисления бесконечно малых", посвященная связи математического символизма с традиционной "наукой чисел". Речь идет об отрасли знаний, нашедшей свои отражения в нумерологии пифагорейцев, в древнееврейской Каббале, в учении о числе александрийского неоплатонизма, в иных религиозно-философских учениях древности, широко использовавших числовой и геометрический символизм. Знакомство с книгой может стать весомым подспорьем для более глубокого изучения древней традиционной "науки чисел", для нового прочтения александрийцев, Ибн Араби, Платона и многих других, кого волновала тайна числа.

Наука букв
В книгу вошли произведения выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона, посвященные одной из самых интересных форм традиционной духовности древних цивилизаций - науке букв. Эта наука о трансмутации Божественного Слова была долгое время лишена внимания исследователей, хотя под разными названиями она была известна во многих религиозных традициях Востока и Запада. Она опирается на восприятие Священного Писания как божественного присутствия в мире людей, а также на восприятие вселенной как Книги. Признаки существования науки букв обнаруживаются в исламской традиции, в древнееврейской Каббале и в западноевропейском Средневековье, в частности в поэзии Данте. Обращаясь к различным формам науки букв, Р.Генон старается не противопоставить различные духовные учения и школы, но найти их общее основание.
Цена книги - 941 руб.

Annotation

В книге, помимо исследования о космических циклах, есть работы об Атлантиде и Гиперборее, а также тексты о древнееврейской, египетской и греко-латинской традициях. Традиционные космологические знания, содержащиеся в данной книге, составляют, несомненно, труд, не имеющий аналога ни на одном языке мира. Актуальность этих работ, созданных в первой половине 20-го века, сохраняется и в наше время.

Рене Генон

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ПО ПОВОДУ УЧЕНИЯ О КОСМИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ

РЕЦЕНЗИИ

Мирча Элиаде: МИФ О ВЕЧНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ. АРХЕТИПЫ И ПОВТОРЕНИЕ

Гастон Жоржель: РИТМЫ В ИСТОРИИ

АТЛАНТИДА И ГИПЕРБОРЕЯ

МЕСТО АТЛАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В МАНВАНТАРЕ

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ОБ ИМЕНИ АДАМ

КАББАЛА И НАУКА ЧИСЕЛ

«ЕВРЕЙСКАЯ КАББАЛА»

LE SIPHRA DI-TZENIUTHA

РЕЦЕНЗИИ

Марсель Бюлар: СКОРПИОН, СИМВОЛ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В РЕЛИГИОЗНОМ ИСКУССТВЕ XIV, XV И XVI ВЕКОВ

Сир Шарль Марстон: БИБЛИЯ СКАЗАЛА ПРАВДУ

ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ГРОБНИЦА ГЕРМЕСА

РЕЦЕНЗИИ

Энель: КОРНИ «ТВОРЕНИЯ» И УЧЕНИЕ ХРАМОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Энель: ПОСЛАНИЕ СФИНКСА

Ксавьер Гишар: ЭЛЕВСИНСКАЯ АЛЕЗИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБ ИСТОКАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ноэль де ла Уссай: ИТАЛИЙСКАЯ АРХАИЧЕСКАЯ БРОНЗА И ЕЕ СИМВОЛИКА

Ноэль де ла Уссай: ФЕНИКС, СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ПИСЬМА О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ, том III

ПИСЬМА О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ, том IV

Жорж Дюмезиль: ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ РИМА

Рене Генон

Традиционные формы и космические циклы

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ ПО ПОВОДУ УЧЕНИЯ О КОСМИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ

По поводу замечаний, которые мы делали в разных местах относительно индуистского учения о космических циклах и его эквивалентах, встречающихся в других традициях, нас иногда спрашивали, не могли бы мы дать если не полную картину, то хотя бы общий обзор, достаточный для того, чтобы выделить общие черты. По правде говоря, нам кажется, что это почти невыполнимая задача не только потому, что вопрос сам по себе слишком сложен, но скорее по причине крайней трудности, возникающей при выражении этих вещей на европейских языках, и того, как сделать их понятными для современной западной ментальности, у которой нет никакой привычки к такого рода размышлениям. Что действительно можно сделать, по нашему мнению, так это попытаться осветить некоторые моменты последующими ниже замечаниями, которые не будут иметь иных притязаний, кроме того, чтобы просто дать разъяснение смысла учения, о котором идет речь, а не объяснять его на самом деле.

Мы должны рассматривать цикл в самом широком понимании этого термина, как представляющий собою процесс развертывания определенного состояния проявления или, если речь идет о малых циклах, одной из более или менее ограниченной и специализированной модальности этого состояния. Впрочем, в силу закона соответствия, который связывает все вещи в Универсальном Существовании, всегда есть определенная аналогия как между различными циклами того же самого порядка, так и между главными циклами и их вторичными подразделениями. Это позволяет, говоря об этом, использовать один и тот же способ выражения, хотя чаще он должен пониматься лишь символически, сама же сущность символизма как раз основана на соответствиях и аналогиях, которые реально существуют в природе вещей. Мы хотим здесь напомнить о «хронологической» форме, в которой предстает учение о циклах: Кальпа представляет всеобщее развитие мира, то есть состояние или ступень Универсального Существования, очевидно, что буквально говорить о длительности Кальпы, оцениваемой согласно какой-нибудь мере времени, можно было бы, если бы речь шла о чем-то, относящемся к состоянию, для которого время есть одно из определяющих условий, конституирующих наш мир. Впрочем, это рассмотрение длительности и предполагаемой ею последовательности может иметь всегда только чисто символическую ценность и должна переноситься лишь по аналогии, тогда временная последовательность есть только образ логического и онтологического сцепления «вневременной» серии причин и следствий; но с другой стороны, поскольку человеческий язык может выражать прямо лишь условия, присущие нашему состоянию, постольку такой символизм тем самым достаточно оправдан и должен рассматриваться как совершенно нормальный и естественный.

Мы сейчас не намерены заниматься самыми большими циклами, такими как Кальпа; мы ограничимся теми, которые развертываются внутри нашей Кальпы, то есть Манвантарами и их подразделениями. На этом уровне циклы обладают одновременно и космическим и историческим характером, поскольку они специально относятся к земному человечеству, будучи в то же время тесно связанными с событиями, которые происходят вне него в нашем мире. Здесь нет ничего, чему стоит удивляться, так как идея рассматривать человеческую историю изолированно от всего остального является исключительно современной и четко противостоящей тому, чему учат все традиции, которые, напротив, единодушно утверждают Необходимую и постоянную корреляцию между двумя Порядками, космическим и человеческим.

Манвантары, или эры следующих друг за другом Ману, число которых четырнадцать, образуют две семеричные серии, первая из которых включает в себя прошедшие Манвантары и ту, в которой мы существуем в настоящее время, а вторая - будущие Манвантары. Эти две серии, из которых одна, таким образом, относится к прошлому вместе с настоящим, представляющим собой ее непосредственный результат, а вторая - к будущему, могут быть сопоставлены с сериями семи Сварг и семи Патал, которые представляют собою ансамбль соответственно высших и низших состояний по отношению к состоянию человека, если принимают точку зрения иерархии степеней Существования или универсального проявления, или предшествующих и последующих ступеней по отношению к тому же самому состоянию, если принимают точку зрения причинного сцепления циклов, описываемого, как всегда, символически по аналогии с временной последовательностью. Эта последняя точка зрения здесь особенно важна: она позволяет видеть внутри нашей Кальпы как бы остаточный образ всего ансамбля циклов универсального проявления, в соответствии с отношением аналогии, только что упомянутым нами, и в этом смысле можно сказать, что последовательность Манвантар в некотором роде отмечает отражение других миров в нашем мире. Можно к тому же еще отметить, чтобы подтвердить это сопоставление, что оба слова, Ману и Лока, используются и то и другое для символического обозначения числа 14; говорить здесь о простом «совпадении» означало бы засвидетельствовать полное непонимание глубоких оснований, присущих всякому традиционному символизму.

Уместно также рассмотреть другое соответствие с Манвантарами, касающееся семи Двипа, или «районов», на которые разделен наш мир; действительно, хотя они представлены согласно собственному смыслу слова, которое их обозначает, как такое же число островов или континентов, некоторым образом распределенных в пространстве, следует все же остерегаться принимать это буквально и рассматривать их просто как различные части современной земли; в действительности, они «порождаются» один за другим, а не одновременно, из чего следует, что только один из них проявлен в чувственной области в течение хода одного периода. Если это период Манвантара, то из этого надо сделать заключение, что каждая Двипа должна появляться два раза в Кальпе или же по одному разу в каждой из семеричных серий, о которых мы только что говорили; а из отношения этих двух серий, которые инверсионно соотносятся между собой, как это бывает во всех подобных случаях, и в особенности для серий Сварга и Патала, можно вывести, что порядок появления Двипа также будет во второй серии обратным тому, каким он был в первой серии. В целом, речь идет скорее о различных состояниях земного мира, нежели о «района» в прямом смысле слова. Джамбу-Двипа представляет собою землю целиком в ее современном состоянии, и если говорят, что она простирается к югу от Меру, или от «осевой» горы, вокруг которой осуществляется вращение нашего мира, то действительно, раз Меру символически отождествляется с северным полюсом, то вся Земля поистине располагается к югу по отношению к нему. Чтобы это разъяснить полнее, надо было бы развернуть символизм направлений пространства, согласно которому распределены Двипа, равно как и отношения соответствия, которые существуют между этим пространственным символизмом и временным символизмом, на котором покоится любое учение о циклах; но так как мы не можем здесь рассматривать это, поскольку для этого потребовался бы целый том, мы должны ограничиться здесь этими общими указаниями, которые, впрочем, легко могут быт...

Книга 1 Наука чисел. В данную книгу вошло несколько работ известного мыслителя и исследователя религиозных традиций Рене Генона, в том числе книга "Принципы исчисления бесконечно малых", посвященная связи математического символизма с традиционной" наукой чисел" . Речь идет об отрасли знаний, нашедшей свои отражения в нумерологии пифагорейцев, в древнееврейской Каббале, в учении о числе александрийского неоплатонизма, в иныхрелигиозно-философских учениях древности, широко использовавших числовой и геометрический символизм. Знакомство с книгой может стать весомым подспорьем для более глубокого изучения древней традиционной" науки чисел", для нового прочтения александрийцев, Ибн Араби, Платона и многих других, кого волновала тайна числа. Книга 2 Наука букв. В книгу вошли произведения выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона, посвященные одной из самых интересных форм традиционной духовности древних цивилизаций - науке букв. Эта наука о трансмутации Божественного Слова была долгое время лишена внимания исследователей, хотя под разными названиями она была известна во многих религиозных традициях Востока и Запада. Она опирается на восприятие Священного Писания как божественного присутствия в мире людей, а также на восприятие вселенной как Книги. Признаки существования науки букв обнаруживаются в исламской традиции, в древнееврейской Каббале и в западноевропейском Средневековье, в частности в поэзии Данте. Обращаясь кразличным формам науки букв, Р. Генон старается не противопоставить различные духовные учения и школы, но найти их общее основание.

Издательство: "Владимир Даль" (2013)

Дата смерти:
Школа/традиция:
Направление:

Западная философия, Восточная философия, эзотеризм

Период:
Основные интересы:
Значительные идеи:

Критика современности с точки зрения древних традиций; Возрождение западного эзотеризма на основе всё ещё живого восточного

Оказавшие влияние:
Испытавшие влияние:

В своих трудах он предлагает либо «представлять непосредственно некоторые аспекты метафизических доктрин Востока» , либо «адаптировать эти доктрины для читателей самым разумным и выигрышным образом, всегда строго придерживаясь их духа». Такие доктрины определены Геноном как «универсальный символ».

Биография

Рене-Жан-Мари-Жозеф Генон родился во французской буржуазной семье в городе . С ранней юности проявлял интерес к математике и философии. Быстро разочаровался в окружающем его обществе и в 1907 году переехал в , где участвовал в различных подпольных движениях. Ученик философа-неотомиста , автора фундаментального труда «Интегральный гуманизм» (другим известным его учеником и преданным другом был папа Павел VI), и мистика-эзотерика Жерара Анкосса (). Рене Генон был одно время епископом Гностической церкви под именем Тау Палингениус. Исследовал , и другие духовные учения. В принял . Его арабское имя - Абд-аль-Вахид Яхья (شيخ عبد الوحيد يحيى).

Генон начал публиковаться в 1920-х годах, после , которую в то время считали завершением всех . Рене Генон уже тогда начал критиковать западную цивилизацию за отсутствие духовности и следовании по ложному пути развития . В 1930 году Генон переехал в , где жил до самой смерти. Хотя в Рене Генон жил жизнью , принадлежа к тарикату , он постоянно публиковал в Европе свои труды, посвящённые различным аспектам Традиции.

Известный эзотерик и суфий Мишель Вальзан сказал однажды: «Явление Рене Генона - самое большое интеллектуальное чудо со времен Средневековья».

Работы Рене Генона отличаются фундаментальной критикой современного мира и призывом к интеллектуальной реформации. Он по-новому оценивает , традиционные науки, и пути духовной реализации, подвергает резкой критике психологические теории и различные формы иррационализма . Как и основоположник фундаментальной онтологии Мартин Хайдеггер, понимает современность как завершение цикла и преддверие новой исторической эпохи .

Рене Генон оказал огромное влияние на многих деятелей культуры, таких как , Фритьоф Шуон, Титус Буркхардт, .

Обзор доктрины

Примордиальная Традиция

Генон выступал адептом и толкователем некоего - Примордиальной (то есть первопорядковой, изначальной, лат. Primordialis ) Традиции. - целостная совокупность знаний сверхчеловеческого происхождения, относящихся к области Высшего Принципа (), к законам его проявления (манифестации) и направленных на осуществление реального отождествления человека с Высшим Принципом путем (посвящения). Истинное постижение этих знаний возможно лишь с помощью интеллектуальной (сверхрациональной, но не иррациональной) .

Единая Традиция, соотносимая с началом нынешней (то есть цикла существования данного человечества), характеризуется Геноном как « » . В дальнейшем, по мере нисходящего движения цикла, она подвергается отклонениям и адаптациям к условиям места, эпохи, расы, языка и т. д. В результате Примордиальная Традиция ныне существует в виде нескольких частных традиций, главные из которых - , . Западная традиция, в свое время представленная , подверглась к настоящему моменту наибольшему отклонению и даже искажению.

Сама изначальная, единая Традиция (в чистом виде) существует в современном мире только в скрытом, «затемненном» состоянии, в образе некоего недоступного царства (« ») .

Традиция не является частью «соответствующей» ей (например, суфизм - ), напротив, религия - законный посредник между Традицией и профанным «миром» . По сравнению с метафизической точкой зрения Традиции религиозная точка зрения является «не-высшей», ограниченной, поскольку рассматривает Абсолют как наделенного качествами , - только как проявленное, а человека - с позиции индивидуальной психологии.

Обращаясь к терминам и образам всех частных традиций, Генон особое внимание уделяет веданте, как наиболее авторитетной и разработанной системе метафизики .

Метафизика

Высший Принцип

В других частных традициях Высший Принцип именуется (дальневосточная традиция), (каббала).

Одним из аспектов (в условном смысле) Бесконечности является Универсальная , своеобразная воля Высшего Принципа к проявлению, тождественная его Всемогуществу, соотносимая Геноном с понятием . Внутри этой Универсальной Возможности имеются две взаимодополнительные области - Не-Бытие (фр. Non-Être ) и Бытие (фр. Être ). При этом Не-Бытие - это не «ничто», не «чистое небытие», а сумма возможностей, не осуществленных в проявленном Бытии, но по-своему реальных, поскольку они всегда содержатся в Бесконечности. Некоторые из этих возможностей подлежат проявлению, другие никогда не проявятся (так называемые «возможности непроявления»), однако существование «невозможности» (в полном смысле слова) логически противоречиво. Таким образом, Бесконечность и Возможность, по сути, не отличаются друг от друга.

Сам принцип проявленного Бытия также коренится в Не-Бытии. Этот принцип, или Единое , в совокупности с высшими состояниями самого Бытия может быть соотнесен с Богом религий (). Однако Единое или Сагуна Брахман (то есть обладающий свойствами) отличается от Высшего Принципа (Парабрахмана) только в , с «нашей» точки зрения. К этой Божественной Личности может быть отнесена известная формула , неким аналогом которой является и христианская .

Если «со стороны» Высшего Принципа проявление характеризуется как случайное, как метафизическая точка в океане Бесконечности, то внутри себя оно строго и подчиняется плану « ». Иерархический уровень в Универсальной Манифестации Генон называет «состоянием» (вертикальное измерение), а конкретное, частное проявление этого уровня - «модальностью» (горизонтальное измерение).

Проявление образует три ступени - неоформленное или сверхформальное (сверхиндивидуальное), тонкоформальное и грубоформальное (телесное). Лишь последние две характеризуются наличием формы (в терминах веданты « »), что для Генона близко понятию «индивидуальность». Следует помнить, что форма в западном, понимании - это аналог Сущности, в то время как рупа - скорее, чувственно воспринимаемый «вид».

Три ступени проявления уподобляются, соответственно, Мировому Духу (лат. Spiritus Mundi ), Мировой Душе (лат. Anima Mundi ) и Телу Мира (лат. Corpus Mundi ) . Важно отметить, что для Генона Дух (в узком смысле), или чистый интеллект () не противостоит материи, а является как бы отражением Принципа в зеркале Субстанции (первоматерии).

Сверхформальные состояния Генон иногда называет, согласно терминологии , «ангелическими». Тонкое проявление представляется в образе «золотого зародыша» () или Мирового Яйца, поскольку тонкоформальная манифестация является неким прототипом для грубоформальной (телесной).

Пять элементов телесного проявления (): земля, вода, огонь, воздух и их общее начало - эфир (). Им предшествуют тонкие умопостигаемые первоэлементы - «танматры».

Генон использует образ Колеса Мира как символа проявления . При этом наибольшей полнотой реальности и ценностью обладает то, что ближе к неподвижной оси этого Колеса, символизирующей действие Принципа в мире.

Космические циклы и историософия

Общая теория циклов

Проявление (манифестация) Высшего Принципа происходит циклически. Две фазы этой манифестации - сгущение и растворение (лат. coagula et solve ) - Генон уподобляет фазам дыхания или сердцебиения. Однако самый большой цикл проявления - - лишь символически описывается в форме временной протяженности, поскольку на этих уровнях манифестации существует только онтологическая, а не временная последовательность. Только меньшие, вторичные циклы - Манвантары - непосредственно «длятся» в мире телесного проявления.

Историософия

Истинный и Трансцендентный (Универсальный) Человек. Инициация

Антропология

Если необусловленный Атман в человеке - это Высшая Самость, то - сверхиндивидуальный, сверхрациональный интеллект, соответствующий сверхформальному проявлению, а (ментальность) - психическое и, одновременно, рациональное начало, связанное с тонким проявлением (с которым также связана - чувство индивидуального «Я»). Пять видов восприятия соответствуют пяти элементам телесного проявления (слух - эфиру, осязание - воздуху, зрение - огню, вкус - воде, обоняние - земле).

Инициация

Реальное отождествление человека и Высшего Принципа возможно лишь на пути инициации (посвящения). Эмпирический человек сначала должен целиком интегрировать свою индивидуальность, то есть совокупность телесных и внетелесных (тонкоформальных) модальностей, что превращает его в так называемого «Истинного Человека», находящегося как бы в центре Универсальной Манифестации. Движение к этому средоточию возможно из разных точек, что символизирует равноправие различных частных традиций. При этом такая интеграция происходит «по горизонтали». Главным переходом при инициации является преодоление границы между формальным (индивидуальным) и сверхформальным (сверхиндивидуальным) состояниями, являющееся «подъемом по вертикали», что трансформирует «Истинного Человека» в «Трансцендентного Человека» или «Универсального Человека» .

Достижение состояния «Истинного Человека» Генон называет «малыми мистериями», а состояния «Универсального Человека» - «великими мистериями». Центральным моментом в данном процессе является восприятие «духовных влияний», без чего невозможно раскрытие потенциальных возможностей индивидуальности («квалификаций») и их реальное осуществление (сам момент первоначальной инициации Генон уподобляет космическому Fiat Lux , «Да будет Свет», но на индивидуальном уровне).

Дальнейший переход из обусловленных (хотя и сверхиндивидуальных) состояний в необусловленное приводит человека к полному освобождению (), равнозначному сознательной реинтеграции с Высшим Принципом .

Модальность эмпирического человека - это только одна из неопределенного множества модальностей и состояний «Универсального Человека». Поскольку каждая возможность подлежит лишь единократному осуществлению, Генон отрицает как перерождение в человеческом теле. В посмертном существовании имеются два главных пути - продолжение существования в другом (нечеловеческом) индивидуальном состоянии, в том числе пребывание до конца цикла в виде «эмбриона» в («путь предков») или восхождение к сверхиндивидуальному состоянию («путь богов»).

Инициация возможна лишь в рамках регулярных инициатических организаций. В современном мире, однако, большая часть обществ, позиционирующих себя как эзотерические, имеют характер псевдоинициации.

Символизм и «традиционные науки»

Библиография

Книги в хронологическом порядке (по дате первой публикации)
  • «Введение в изучение индуистских доктрин» («Introduction générale à l’étude des doctrines hindoues», )
  • «Теософизм - история псевдорелигии» («Le Théosophisme - Histoire d’une pseudo-religion», )
  • «Заблуждение спиритов» («L’erreur spirite», )
  • «Восток и запад» («Orient et Occident», )
  • «Человек и его осуществление согласно Веданте» («L’homme et son devenir selon le Vêdânta», )
  • «Эзотеризм Данте» («L’ésotérisme de Dante», )
  • «Царь мира» («Le Roi du Monde», )
  • «Духовное владычество и мирская власть» («Autorité Spirituelle et Pouvoir Temporel», )
  • «Святой Бернар» («Saint-Bernard», )
  • «Символизм креста» («Le symbolisme de la croix», )
  • «Множественные состояния бытия» (Les états multiples de l’Être, )
  • «Восточная метафизика» («La metaphysique orientale», )
  • «Царство количества и знамения времени» (Le règne de la quantité et les signes des temps, )
  • «Заметки о посвящении» («Aperçus sur l’initiation», )
  • «Принципы вычисления бесконечно малых» («Les principes du calcul infinitésimal», )
  • «Великая Триада» («La Grande Triade», )
Посмертные издания
  • «Инициация и духовная реализация» («Initiation et réalisation spirituelle», )
  • « » («Aperçus sur l’ésotérisme chrétien», )
  • «Символы священной науки» («Symboles de la Science Sacrée», )
  • «Очерки о масонстве и компаньонаже» («Études sur la Franc-Maçonnerie et le Compagnonnage», )
  • «Очерки об индуизме» («Études sur l’Hindouisme», )
  • «Традиционные формы и космические циклы» («Formes traditionelles et cycles cosmiques», )
  • «Заметки об исламском эзотеризме и даосизме» («Aperçus sur l’ésotérisme islamique et le Taoïsme», )
  • «Comptes rendus»,
  • «Mélanges»,
Публикации на русском языке
  • Генон Р. Заметки об инициации // Символика креста / Рене Генон; Пер. с франц. Т. М. Фадеевой. - М .: Прогресс-Традиция, 2008. - 704 с. -

Наука чисел

Наука букв
В книгу вошли произведения выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона, посвященные одной из самых интересных форм традиционной духовности древних цивилизаций - науке букв. Эта наука о трансмутации Божественного Слова...

Читать полностью

Наука чисел
В данную книгу вошло несколько работ известного мыслителя и исследователя религиозных традиций Рене Генона, в том числе книга "Принципы исчисления бесконечно малых", посвященная связи математического символизма с традиционной "наукой чисел". Речь идет об отрасли знаний, нашедшей свои отражения в нумерологии пифагорейцев, в древнееврейской Каббале, в учении о числе александрийского неоплатонизма, в иных религиозно-философских учениях древности, широко использовавших числовой и геометрический символизм. Знакомство с книгой может стать весомым подспорьем для более глубокого изучения древней традиционной "науки чисел", для нового прочтения александрийцев, Ибн Араби, Платона и многих других, кого волновала тайна числа.
Наука букв
В книгу вошли произведения выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона, посвященные одной из самых интересных форм традиционной духовности древних цивилизаций - науке букв. Эта наука о трансмутации Божественного Слова была долгое время лишена внимания исследователей, хотя под разными названиями она была известна во многих религиозных традициях Востока и Запада. Она опирается на восприятие Священного Писания как божественного присутствия в мире людей, а также на восприятие вселенной как Книги. Признаки существования науки букв обнаруживаются в исламской традиции, в древнееврейской Каббале и в западноевропейском Средневековье, в частности в поэзии Данте. Обращаясь к различным формам науки букв, Р.Генон старается не противопоставить различные духовные учения и школы, но найти их общее основание.

Скрыть