Уральский институт мчс гпс когда на техно. Уральский институт гпс мчс россии

"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2010, N 10
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2010 N 210-ФЗ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Устранение юридических пробелов
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ определены принципы и процедуры предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти.
В этом Законе дается понятие государственной услуги как деятельности по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В Законе N 210-ФЗ проводится разграничение между государственными и муниципальными услугами. Так, под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций этого органа, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В последние годы в России стали активно образовываться и развиваться многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых располагаются государственные органы (регистрационная палата, кадастровая палата, БТИ, паспортный стол и др.), а также различные консультационные центры, адвокатские конторы, нотариусы и т.д. Заявителю не требуется ходить по разным адресам, и все свои вопросы можно решить в многофункциональном центре. Однако законодательного определения понятия "многофункциональный центр" не было, что вызывало различные его толкования. Данную законодательную брешь убрал Закон N 210-ФЗ. В соответствии с ним многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - это российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям Закона N 210-ФЗ и уполномоченная на организацию предоставления таких услуг, в т.ч. в электронной форме, по принципу "одного окна".
В последние годы активно развивается предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, несмотря на отсутствие их юридического определения. Закон N 210-ФЗ под таковым понимает предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в т.ч. портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Под заявителями понимаются физические или юридические лица (за исключением государственных органов, государственных внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, с запросом о предоставлении данной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Регламент предоставления услуг
Важным аспектом Закона N 210-ФЗ является определение основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности:
- правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;
- заявительного порядка обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- правомерности взимания с заявителей государственной пошлины и платы за предоставление государственных и муниципальных услуг;
- открытости деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;
- доступности обращения за предоставлением и предоставления государственных и муниципальных услуг, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями;
- возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Закон N 210-ФЗ определяет права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг:
- получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом их предоставления;
- получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в т.ч. в электронной форме;
- получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
- досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных и муниципальных услуг;
- получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между этим центром и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны:
- предоставлять их в соответствии с административными регламентами;
- обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
- представлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций такие документы и информацию (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
- предоставления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;
- предоставления документов и информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- осуществления действий, в т.ч. согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы или органы местного самоуправления (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.).
При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме должны выполняться следующие требования:
- предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
- подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и их прием с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
- получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- взаимодействие органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
- получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
- иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В целом все государственные и муниципальные услуги подлежат включению в соответствующие реестры. При этом предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Сама структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
- общие положения;
- стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
- формы контроля за исполнением административного регламента;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Независимая экспертиза
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу. Проект подлежит размещению в Интернете на официальном сайте органа, являющегося его разработчиком. Далее проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. Предметом независимой экспертизы является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций.
Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств (за исключением физических и юридических лиц, принимавших участие в разработке проекта административного регламента, а также организаций, находящихся в ведении органа, являющегося его разработчиком). По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган - разработчик административного регламента. Этот орган обязан рассмотреть все поступившие заключения и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.
Непоступление заключения независимой экспертизы в орган, являющийся разработчиком административного регламента, в срок, отведенный для ее проведения, не является препятствием для проведения экспертизы уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления, а также последующего утверждения административного регламента.
В свою очередь, предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления, является оценка их соответствия требованиям, предъявляемым к ним, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта. А порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
В Законе N 210-ФЗ четко прописан стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает:
- наименование государственной или муниципальной услуги;
- наименование органа, их предоставляющего;
- результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
- срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
- правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
- исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме указанных выше документов;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания;
- максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата их предоставления;
- срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;
- показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
- иные требования, в т.ч. учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и в электронной форме.
Многофункциональные центры
Отдельное внимание в Законе N 210-ФЗ уделено особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Так, предоставление этих услуг осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, их предоставляющими, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
В целом многофункциональные центры, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, осуществляют:
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;
- представление интересов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения соответствующих запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, по результатам их предоставления;
- прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии;
- иные функции, указанные в соглашении о взаимодействии.
При реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих данные услуги, а также получать от этих органов такие документы и информацию. При этом при реализации своих функций многофункциональные центры не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;
- представления документов и информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
- осуществления действий, в т.ч. согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы или органы местного самоуправления.
В свою очередь, при реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии многофункциональный центр обязан:
- предоставлять на основании запросов и обращений федеральных государственных органов и их территориальных подразделений, органов государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности многофункционального центра;
- обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных;
- соблюдать требования соглашений о взаимодействии;
- осуществлять взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, нормативными правовыми актами, регламентом деятельности многофункционального центра.
Кроме того, в Законе N 210-ФЗ предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах, обеспечивают:
- их предоставление при условии соответствия многофункциональных центров требованиям, установленным Законом N 210-ФЗ;
- доступ многофункциональных центров к информационным системам, содержащим необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг сведения;
- предоставление на основании запросов многофункциональных центров необходимых сведений по вопросам, относящимся к предоставлению государственных и муниципальных услуг;
- осуществление иных обязанностей, указанных в соглашении о взаимодействии.
В Законе N 210-ФЗ подчеркивается: предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется на основании соглашений о взаимодействии. Данные соглашения должны содержать:
- наименования сторон;
- предмет соглашения о взаимодействии;
- перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре;
- права и обязанности органа, предоставляющего государственные и муниципальные услуги;
- права и обязанности многофункционального центра;
- порядок информационного обмена;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
- срок действия соглашения о взаимодействии;
- материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
Электронный документооборот
В России в последние годы происходит активное развитие электронного документооборота. Однако для полноценного развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме до настоящего времени не хватало их документального регулирования. Данную проблему частично должно решить принятие рассматриваемого Закона. Закон N 210-ФЗ предусматривает создание единого портала государственных и муниципальных услуг, который является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление этих услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием Интернета и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг. Органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать аналогичные региональные порталы.
В целом единый портал государственных и муниципальных услуг должен обеспечивать:
- доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием Интернета и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение их реестров;
- доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;
- возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для ее получения;
- возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- возможность уплаты заявителем государственной пошлины и внесения платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и услуг, необходимых и обязательных для их предоставления, дистанционно в электронной форме.
Универсальные карты
Значительное внимание в Законе N 210-ФЗ уделено понятию "универсальная электронная карта". Эта карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о ее пользователе и обеспечивающий доступ к информации о пользователе, используемой для удостоверения его прав на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, в т.ч. для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной карты может быть гражданин Российской Федерации, а также (в случаях, предусмотренных федеральными законами) иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
Универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права. Она также является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных, муниципальных услуг и иных услуг. Универсальная электронная карта должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения:
- фамилию, имя и отчество пользователя универсальной электронной карты;
- фотографию заявителя;
- номер универсальной электронной карты и срок ее действия;
- контактную информацию уполномоченной организации субъекта РФ;
- страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Универсальная электронная карта хранится у ее пользователя и не может быть использована для получения государственных или муниципальных услуг другими лицами. Такая карта должна иметь федеральные электронные приложения, обеспечивающие:
- идентификацию пользователя универсальной электронной карты в целях получения им при ее использовании доступа к государственным услугам и услугам иных организаций;
- получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования);
- получение государственных услуг в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования);
- получение банковских услуг (электронное банковское приложение).
С 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно универсальные электронные карты будут бесплатно выдаваться гражданам на основании соответствующих заявлений.
С 1 января 2014 г. универсальная электронная карта будет выдаваться на бесплатной основе гражданам, не подавшим до 1 января 2014 г. заявление о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от ее получения.
В случае утраты универсальной электронной карты либо ее добровольной замены гражданин вправе обратиться в уполномоченную организацию субъекта РФ с заявлением о выдаче дубликата или о замене. В течение месяца со дня подачи гражданином такого заявления указанные организации на основании записи в реестре универсальных электронных карт о пользователе выдают ему дубликат указанной карты по предъявлении им документа, удостоверяющего личность.
В целом Закон N 210-ФЗ направлен на развитие электронной формы предоставления государственных и муниципальных услуг. С его принятием региональные власти будут обязаны создать такую систему по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в т.ч. через государственные информационные порталы в Интернете и многофункциональные центры.
Для повышения доступности государственных и муниципальных услуг с 1 января 2012 г. планируется ввести универсальные электронные карты.
С их помощью граждане будут обращаться за получением данных услуг, совершать юридически значимые действия в электронной форме.
В будущем карта может заменить паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство и банковскую карточку.
Закон N 210-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его норм.
М.В.Беспалов
К. э. н.,
доцент
кафедры бухгалтерского
учета и аудита
Тамбовского государственного
университета им. Г.Р.Державина
Подписано в печать
16.09.2010

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Глава 2.1. ДОСУДЕБНОЕ (ВНЕСУДЕБНОЕ) ОБЖАЛОВАНИЕ ЗАЯВИТЕЛЕМ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ УСЛУГУ, ОРГАНА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ УСЛУГУ, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ УСЛУГУ, ИЛИ ОРГАНА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ УСЛУГУ, ЛИБО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ

Глава 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПУСКУ, ВЫДАЧЕ И ОБСЛУЖИВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – Закон). В комментарии проанализированы социально-экономические причины принятия Закона, раскрываются наиболее значимые и противоречивые его моменты; приводятся примеры практического применения законодательных норм. Авторами исследовано большое количество норм смежного законодательства и подзаконных актов, положения которых в той или иной степени затрагивают сферу действия Закона.

Комментарий предназначен для практикующих специалистов, студентов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также иных субъектов – получателей государственных и муниципальных услуг.

При подготовке комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 21 июля 2014 года.

ВВЕДЕНИЕ

Результаты реформирования системы государственного и муниципального управления показали, что работа органов исполнительной власти по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в настоящее время осуществляется не на должном уровне, в то время как управление оказанием публичных услуг служит важнейшей составной частью управленческого процесса, т.к. именно через систему услуг обеспечивается качество жизни населения.

Качество жизни человека является важнейшим понятием, определяющим основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти и формирования государственной и муниципальной политики. Под качеством жизни понимается система показателей уровня жизни (например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, состояние окружающей среды, возможность получить образование, удовлетворять культурные и досуговые потребности, доступ к информации, возможность передвижения и т.п.), а также степень их удовлетворения <1>. Задача органов государственного управления и органов местного самоуправления в повышении качества жизни населения состоит в создании комфортной среды проживания и предоставления соответствующих публичных услуг. В этом смысле государственную и муниципальную политику можно рассматривать как систему мер, направленную на повышение качества жизни населения и комплексное социально-экономическое развитие территорий.

——————————–

<1> Участие населения в организации предоставления муниципальных услуг / Под редакцией А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов, 2008. С. 4.

Функция предоставления государственных и муниципальных услуг населению является первичной функцией в деятельности органов государственного и муниципального управления. Именно по качеству оказания публичных услуг жители оценивают эффективность деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления. Качество организации и предоставленных бюджетных услуг, а не своевременность и объемы бюджетного финансирования являются мерой оценки эффективности деятельности органов и должностных лиц государственного и муниципального управления. Так, например, Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов” установлены количественные и качественные показатели оценки деятельности органов местной власти.

Сегодня деятельность органов и должностных лиц государственного и муниципального управления направлена на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, выбор и использование оптимальных способов организации предоставления публичных услуг с учетом всех принципов и факторов, внедрение и развитие прогрессивных рыночных механизмов в сочетании с мерами социальной поддержки населения. Управление процессом организации и предоставлением государственных и муниципальных услуг является важнейшей составной частью государственного и муниципального управления.

Процесс организации предоставления публичных услуг, выбор наиболее объективных показателей оценки эффективности услуг и способов их оплаты, сочетание частного и бюджетного финансирования услуг в различных сферах общественной жизни, организация взаимодействия государственного, муниципального и частного секторов экономики при оказании государственных и муниципальных услуг являются ключевыми моментами искусства управления.

Рецензент: Зюзин Сергей Юрьевич – кандидат экономических наук, доцент, первый заместитель министра Министерства по делам территориальных образований Саратовской области – начальник управления по взаимодействию с территориями и выборными органами местного самоуправления.

Амелин Роман Владимирович – кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой прикладной информатики механико-математического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Автор (соавтор) более 20 научных и учебных работ.

Ведяева Екатерина Сергеевна – декан факультета экономики и менеджмента, доцент кафедры менеджмента Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО “Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова”, декан факультета государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат физико-математических наук, в сфере профессиональных интересов проблемы развития электронного правительства, оказание (предоставление) государственных и муниципальных услуг в электронном виде, организация предоставления государственных и муниципальных услуг и др.

Викулов Александр Михайлович – заведующий кафедрой, профессор кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор социологических наук. Независимый эксперт в конкурсных, аттестационных и других комиссиях органов исполнительной власти Саратовской области и территориальных органов федеральных органов государственной власти в Саратовской области. Участник рабочей группы по разработке ФЗ “Об общих принципах организации органов местного самоуправления”. Возглавлял областную комиссию по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления. Область научных интересов – государственное и муниципальное управление, федеративные отношения, местное самоуправление, технологии оценки эффективности деятельности органов власти, совершенствование организации государственной и муниципальной службы и др.

Григорьева Елена Александровна – помощник арбитражного управляющего, юрисконсульт ОАО “Оренбургская губернская компания”; автор ряда комментариев к федеральному законодательству в сфере судопроизводства, в том числе комментариев к ФЗ от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”; ФКЗ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ “О дисциплинарном судебном присутствии” и др.

Гребенникова Анна Александровна – кандидат исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Является автором (соавтором) более 60 учебных пособий, в том числе: “Основы организации муниципального управления”, “Система государственного управления”, “История государственного управления и муниципального самоуправления России”, “Муниципальное право России” и др., а также ряда комментариев к федеральным законам, в том числе к ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Мокеев Максим Михайлович – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института им. П.А. Столыпина ФГБОУ ВПО “РАНХ и ГС при Президенте РФ”, входит в состав рабочих групп при органах исполнительной власти Саратовской области по внедрению механизмов управления по результатам; стандартизации и регламентации государственных функций и услуг; оптимизации функций органов исполнительной власти; модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области.

Филатова Анна Валериевна – заместитель директора научно-исследовательского института Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Минюста России, профессор кафедры административного и уголовного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, руководитель Центра независимой правовой экспертизы; автор (соавтор) более 100 научных и учебных работ.

Чаннов Сергей Евгеньевич – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедры служебного и трудового права Поволжского института им. П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Автор (соавтор) более 160 научных и учебных работ, в том числе опубликованных в ведущих российских издательствах и журналах, включенных в перечень ВАК, комментариев к федеральным законам. На постоянной основе оказывает консультационные услуги государственным и муниципальным служащим, а также выборным должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления как в Саратовской области, так и в других субъектах РФ, выступал в качестве эксперта по вопросам государственной службы и местного самоуправления для различных организаций, участвовал в подготовке документов нормативного характера для органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе Администрации Президента РФ, Правительства Саратовской области, администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области и др.

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом - в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка , смена фамилии , выход на пенсию , индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения , утрата документов , открытие своего дела (малое предпринимательство) , смена места жительства , утрата близкого человека , приобретение жилья .

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы» . Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни» .