Вологодская областная детская библиотека. Песни на стихи ольги фокиной Фокина биография краткое содержание

Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской Верхнетоемского района Архангельской области в крестьянской семье. Отец ее скончался в 1943 году от ран, полученных на войне. Многодетной семье, лишившейся кормильца, довелось хлебнуть лиха, и на протяжении всего своего творческого пути Ольга Фокина вновь и вновь возвращается памятью в детство, создавая произведения, проникнутые драматизмом и лиризмом, повествующие о бедах и радостях военной и послевоенной северной деревни. Она окончила школу-семилетку в селе Корнилово Верхнетоемского района, а затем - Архангельское медицинское училище; вернувшись на родину, работала фельдшером в пос.Ягрыш. В это время - в середине 1950-х годов - на страницах архангельских газет и в альманахе "Север" публикуются первые стихотворения начинающей поэтессы. В 1962 году О.А. Фокина окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Дипломной работой ее стал поэтический сборник "Сыр-бор", вышедший в Москве в 1963 году. Открывавшее эту книгу предисловие Бориса Шергина стало добрым напутствием талантливой землячке. "Стихи Ольги Фокиной - это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного", - прозорливо утверждал Б.В. Шергин. И оказался прав. В 1960-1970-х годах сборники Фокиной выходят один за другим: "Реченька" (1965), "А за лесом - что?" (1965), "Алёнушка" (1967), "Островок" и "Стихи" (1969), "Самый светлый дом" и "Избранная лирика" (1971), "Маков день" (1974), "Камёшник" (1973), "От имени серпа" (1976), "Буду стеблем" и "Полудница" (1979). За сборник "Маков день", выпущенный Северо-Западным книжным издательством, О.А. Фокина была удостоена Государственной премии РСФСР.

Ценители поэзии сразу расслышали и выделили в многоголосом поэтическом хоре хрустально-чистый, звонкий, проникнутый интонациями северной речи и народной поэзии голос Ольги Фокиной. Ее интонации безукоризненны; кажется, что ее устами говорит и поет сама северная природа, сама русская земля. И не удивительно, что такие ее стихотворения, как "Насмотрись, зорька, в реченьку…", "Здравствуй, речка Паленьга…", "Песни у людей разные…", стали песнями.

"Фокина родилась и выросла на Северной Двине, где с древних времен бережно сохраняются, передаются из уст в уста сказки, песни, былины, где речевая традиция восходит к новгородскому корню, - отмечал Ал.Михайлов. - И там, где поэтесса как бы вырастает из устно-поэтической стихии, ощущая ее основу, но не подчиняясь ей целиком, там она проявляет себя как истинный поэт. По сути же своей Фокина - современная поэтесса, воспитанная на устно-поэтической традиции и преображающая ее средствами современной выразительности".

Сама Ольга Александровна подчеркивает: "Неисчерпаемой сокровищницей для меня была и остается речь русского народа, которая будет жить и развиваться, пока жив русский человек".

Главные темы поэзии Ольги Фокиной неизменны. Это судьба родной земли, судьба России, ее удивительные люди, ее природа. Лирическая героиня Фокиной сочетает в себе качества, изначально присущие характеру русской женщины: способность любить и сострадать, милосердие и нежность и вместе с тем стойкость, силу духа, решительность и твердость характера.

В настоящее время О.А. Фокина живет в Вологде, но связь ее с Подвиньем не прервалась. И дело не только в том, что почти каждое лето приезжает она в родную деревню; важнее то чувство неразрывного единения с землей отцов и дедов, которым проникнуто все ее творчество.

В последние десятилетия сборники стихотворений Ольги Фокиной выходят не часто, но каждый из них становится событием в литературной жизни. В предисловии к изданному в Архангельске сборнику "Разнобережье" (1998) Инэль Яшина подчеркивает: "Высокая гражданственность и глубокая, жгучая до боли любовь к родному краю, к России, звучат набатом, тревожат души и заставляют задуматься о том, как мы живем, что творим, что увидим, если оглянемся в прошлое. Нельзя без душевного волнения читать стихи, полные мудрости и любви, тревоги и веры, где вечна власть материнской земли".

Действительно, сегодня голос Фокиной звучит иначе, чем в юности. В нем ощутимы боль и горечь, призыв к противостоянию злу и надежда на здоровые силы русского народа. Ее стихи последних лет часто окрашены почти нестерпимым страданием, как, например, стихотворение, эпиграфом к которому стала знаменитая рубцовская строка "Россия, Русь! Храни себя, храни!":

Россия, Русь, храни себя, храни:

Твои сыны хранить тебя не могут!

У них свои дела не слава Богу,

Свои заботы… так что - извини.

Россия, Русь! Храни себя сама,

И если впрямь - безвыходно и туго,

Назло врагам, сплети себе кольчугу

И бейся за хоромы-терема.

Храни себя, храни, Россия, Русь!

Распахивая поле, веруй свято:

Твои подзагулявшие ребята

Авось, ещё опомнятся… Не трусь!

Авось, ещё с повинною придут

За все перед тобою прегрешенья

И - жизнь не в жизнь без твоего прощенья! -

Стыдясь и каясь, в ноги упадут.

Тебе в привычку - верить, ждать, любить,

Не помнить зла, прощать обиды близким,

Тебе не оскорбительно, не низко

Блаженной ли, святой ли - быть ли, слыть…

А если, мать, ты сделалась больна?

А если конь-надёжа обезножел?

Ну что за блажь! Такого быть не может.

Ты не имеешь права. Не должна!

…Тебя разбудят, кнут употребя…

Но дело ли - сердиться на сыночка?!

При плуге, при кольчуге, в лапоточках,

Стой, как стояла! И храни себя.

Еще в 1975 году Александр Михайлов подчеркивал, что в основе дарования Ольги Фокиной "лежит высокий нравственный и общественный идеал, который найдет отклик в сердцах современника". И полувековой творческий путь выдающейся русской поэтессы подтверждает верность этой оценки.

Л.С. Скепнер,
Е.Ш. Галимова

Фокина Ольга Александровна - российская поэтесса, автор нескольких десятков книг поэм и стихотворений, посвятившая свой самобытный большой талант бескорыстному служению народу и любимому Северному краю. Произведения Фокиной пронизаны темой русского фольклора, невероятной каждой ее травинке, листочку, цветочку.

Творчество Ольги Александровны - это краски родной земли, ее напевы, голоса, дыхание, биение сердца. Через все свое творчество поэтесса проносит кровную привязанность и уважение к нелегкому крестьянскому труду, переживает за «умирающую» деревню и судьбу своей любимой России.

Ольга Фокина: биография

Ольга появилась на свет 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской (Архангельская область), в многодетной семье, жившей небогато, но очень дружно. Отец Александр Иванович и мама Клавдия Андреевна происходили родом из обыкновенных крестьянских семей. Папа работал бригадиром в колхозе «Новый Север», с началом войны ушел на фронт, попал в госпиталь и через несколько недель после выписки скончался «по причине пребывания на фронте». Так было указано в справке, согласно которой осиротевшей семье государство выделило пособие по потере кормильца в размере 6 рублей 50 копеек в месяц: на пятерых ребятишек от грудного возраста до 14 лет.

Детство: тяжелое и военное

В голодное время маленькая Оля, чтобы хоть как-то помочь голодным близким, ходила в соседнюю деревню просить милостыню. Старшие братья тоже старались подрабатывать, чтобы хоть как-то помочь матери с грудным ребенком на руках. Люди помогали девочке кто чем мог: сухарем, горбушкой, картофелиной. Именно об этих тяжелых временах были написаны первые стихотворения автора. Во всем творчестве раннего периода прослеживаются отголоски детства, оборванного страшной войной. Трогает за душу горе ребенка, потерявшего отца. Умиляют первые детские радости. Явственно ощущается мотив глубокой вины перед матерью, из-под крыла которой выпорхнула во взрослую жизнь Ольга Фокина. «Подснежники» - знаменитое стихотворение о военном времени и простом мальчишке, оказавшемся в его жерновах, но не утратившем чувства прекрасного.

Именно мама - Клавдия Андреевна, закончившая 4 класса церковноприходской школы, - была человеком, сумевшим заложить в сердце девочки любовь к народному творчеству. Ее нежные колыбельные, увлекательные сказки, стихотворения Сурикова и Некрасова посеяли зерно любви к литературному слогу в душе ребенка.

Годы учебы

1945 год ознаменовался началом школьной жизни. В процессе обучения у девочки обнаружился талант к сочинительству стихов, которые она аккуратно записывала в самодельный альбом, сделанный из разрезанной поперек тетрадки. Фокина Ольга росла болезненной девочкой, часто пропускала школьные занятия, оставаясь дома в одиночестве. Общение с собой и природой пробуждало в подростке наблюдательность и внимательность к мелочам. Полученные впечатления и новые ощущения тут же ложились рифмованными строками на лист бумаги. Семь классов школы Фокина Ольга закончила в 1952 году, с результатом «отлично». По совету мамы поступила в медицинское училище г. Архангельска.

Первые публикации

В 1955 году в молодежной газете «Северный комсомолец» были напечатаны два стихотворения Фокиной Ольги с портретом автора и теплым напутствием от коллектива редакции. По окончании учебы девушка устроилась работать в Верхнетоемский леспромхоз заведующей медпунктом. В процессе работы, бегая по вызовам и наматывая километры по лесам, Ольге сочинялось еще лучше. Всплывавшие в голове строки поэтесса старалась быстро записать на какой-нибудь клочок бумаги либо обратную сторону горчичника. За день могла сочинить около десятка стихотворений. В писательской организации, куда Фокина Ольга отнесла свои произведения, ее талант оценили и опубликовали в альманахе «Север» стихотворения автора.

В 1957 году Ольга Фокина приняла решение поступать в столичный литературный институт, легко прошла творческий конкурс и после успешной сдачи экзаменов стала студенткой. После завершения обучения в 1962 году некоторое время проработала в качестве младшего редактора издательства «Советская Россия», а осенью 1963 года переехала на постоянное место жительства в Вологду. В том же году свершилось еще два знаменательных события: публикация первой книги стихов «Сыр-бор» и зачисление молодой поэтессы в Союз писателей.

Характерные черты поэзии

Произведения Ольги Фокиной никого не оставляют равнодушными: в них невероятное количество тепла, доброты, искренней любви к природе и людям. Речь рифмованных строк выразительна, запоминаема, часто в своей основе содержит северный говор. Принцип «в повседневно-будничном видеть красоту и вдохновенность народной души» в жизни российской поэтессы является одним из основных.

Стихи Ольги Фокиной описывают привлекательных людей - благородных тружеников деревни, знающих, что такое труд, и умеющих ценить отдых. Характерной чертой поэзии Ольги Фокиной является песенность; многие песни, знакомые с детства, написаны российской поэтессой. Это и знаменитая «Звездочка моя ясная», исполняемая Валерием Меладзе, и «Здравствуй, речка Паленьга» - песня Людмилы Сенчиной.

Творчество Ольги Фокиной

Творчество Ольги Александровны Фокиной интересно и понятно подрастающему поколению, но все же специально для детской аудитории автор опубликовала небольшую, всего на 32 страницы книжечку «В лесу я была сегодня», включившую преимущественно стихотворения о природе.

Знаменательным событием стала публикация в 2002 году сборника «Маятник», в который вошли лучшие стихи Ольги Фокиной за период с 1956 по 2012 год. Предисловием стала проникновенная статья советского поэта Сергея Васильевича Викулова, посвященная жизни и творчеству Ольги Фокиной.

Автор многочисленных поэтических сборников, Фокина Ольга Александровна, не раз удостаивалась государственных наград. Поэтесса часто проводит литературные вечера, встречается с читателями. Особенно тепло Ольгу Александровну принимают в родной Вологде.

Если бы в поэтическом наследстве Ольги Фокиной сохранилось только одно стихотворение "Звездочка моя ясная", его было бы достаточно, чтобы войти в русскую поэтическую классику. Однако в наследстве Ольги Александровны – 23 поэтических сборника, в которых литературоведы находят переплетение народных традиций с изысканностью Серебряного века, а многие из стихов Фокиной, положенные на музыку, стали любимыми песнями нескольких поколений.


Начало биографии Ольги Фокиной во многом типично для людей ее поколения. Она родилась 2 сентября 1937 года. Архангельская область и находящаяся в ней деревня Артемьевская (теперь Тимошинское) Верхнетоемского района сохранили традиции северного крестьянства – не только привычку к труду, но и замечательные народные песни. Мать будущей поэтессы, закончившая только четыре класса церковно-приходской школы, знала наизусть много стихотворений русских классических поэтов, которые рассказывала детям по вечерам. Сельские праздники и исполнение старинных песен сама Ольга Александровна называет своей поэтической школой.

Военное детство не бывает легким. Отец Ольги Фокиной ве

рнулся с войны в 1943 году (он был призван в армию, несмотря на туберкулез) и прожил после возвращения совсем недолго. Семья, в которой было шестеро детей, голодала – ели траву и картофельную кожуру, просили милостыню. До сих пор поэтесса не может выбросить даже небольшой кусочек засохшего хлеба. Окончив семь классов, Ольга решила приобрести уважаемую и востребованную профессию медсестры. Однако, окончив с отличием в 1956 году медицинское училище в Архангельске, она поняла, что хотела бы посвятить свою жизнь поэзии, и решила продолжить учебу не в мединституте, куда бы ее приняли без экзаменов, а на филфаке Архангельского педагогического института. Ее стихи уже публи

ковались в газете "Северный комсомолец", и Ольга отправилась в местное отделение Союза писателей. Однако там отказали в рекомендации для поступления, и молодую медсестру направили заведовать медпунктом лесоучастка Ягрыш, а позднее – Нового. Отправляясь на вызов, приходилось преодолевать пешком многие километры бездорожья, а по пути Ольга сочиняла стихи, и иногда записывала их на обороте горчичников. В 1957 году девушка решила испытать судьбу еще раз и отправила свои стихи в Москву, в Литературный институт им. Горького. К радости Фокиной, ей ответил поэт Виктор Боков, который пригласил ее учиться в Москве.

Приемная комиссия была поражена стихами молодой северянки.

Секретарь комиссии даже прислала ей письмо, в котором прямо спросила, знакома ли она с творчеством Марины Цветаевой (о которой в 1957 году знали очень немногие). Простодушная девушка даже не смогла правильно прочитать фамилию и ответила, что об "Увераевой" ничего не знает. Поступив в институт, на поэтическом семинаре Н. Сидоренко Ольга Фокина познакомилась уроженцами Вологодской области, имена которых впоследствии стали знаменитыми – Н. Рубцовым, В. Беловым, С. Викуловым. За своего соученика А. А. Чурбанова, написавшего впоследствии книгу "Море соленое", Ольга вышла замуж. У них родилось двое детей – сын Саша и дочь Инга.

В 1963 году у Ольги Фокиной вышел первый

поэтический сборник "Сыр-бор", и она стала членом Союза писателей. После окончания учебы поэтесса возвратилась на родной Север, однако не в Архангельск, а в Вологду, где проживает до сих пор, являясь почетной гражданкой этого города. Ольга Александровна работала в газете "Вологодский комсомолец", в настоящее время занимается творческой деятельностью. За сборник стихов "Маков день" (1976) поэтесса была удостоена Государственной премии РСФСР. Среди ее наград – медаль "За трудовую доблесть" (1967), ордена "Знак почета" (1981) и "Трудового красного знамени" (1984). Последний сборник стихов поэтессы "Маятник" (2013) награжден Всероссийской литературной премией "Ладога".

Ольга Александровна Фокина

Фокина Ольга Александровна - поэтесса.

Родилась в семье бригадира колхоза «Север». Отец ушел на фронт и не вернулся. «Черемуха за старым огородом - / Единственная память об отце». Многодетная семья Фокиных жила скромно, но дружно. Первые стихи Фокина написала в 8-10 лет, вместе с братом заполняли тетрадные страницы рисунками и стихами. После семилетней школы окончила Архангельское медицинское училище и работала фельдшером на лесоучастках. Первые стихи публиковались в стенгазете училища и в газете «Северный комсомолец»; печатается с 1955.

В 1962 окончила в Москве Литературный институт им. М.Горького. Ныне живет в Вологде.

Поэзия Фокина посвящена Русскому Северу, не случайно ее книги стихов выходили с напутствиями поэтов Севера - С.Викулова и Б.Шергина. Особенно дороги поэтессе приметы родной природы: «Шиповник, то алый, то красный, / Горит молчаливым огнем»; «Пень почтительно скинет папаху, / Поприветствует молча сосна...» Природа в стихах Фокина предстает в ярком своеобразии: у нее деревья и в листопад «Кланяются ветру / Пригоршней монеток, / Чтоб еще подольше / Постояло лето...» Поэтесса отождествляет себя с миром родной природы: «Простолюдинка ива я - / К земле не прихотливая»; «Набреду на ландышевый остров / И останусь ландышем на нем».

Любовь к родному краю - основа творчества поэтессы: «Лелей лоскут отеческой земли, / Как ни болотист, как ни каменист он...» Но родной край - не только природа, прежде всего это извечный крестьянский труд: «Храню откровенную верность / Раздольности русских полей...» Образ плодородного, ухоженного заботливыми руками поля становится одним из центральных в поэзии: «В небе - высоко-высоко, / В поле - светло-широко!» Фокина ощущает себя продолжательницей вековых крестьянских традиций: «Мне завещаны дедом / Поле с житом и рожью, / Боровые приметы, / Луговые ос-тожья». Поэтическое повествование об этих традициях также необычно, своеобразно: «Эту юную, только из зимних пеленок, / Поцелуй мою землю, серебряный плуг!» Северянке дороги северные поля и пастбища, вот почему «все над ними милое - даль и высь».

С детства любимым поэтом был Н.А.Некрасов; «мы пришли из некрасовских "троек"»,- говорит поэтесса и продолжает некрасовские традиции воспевания и крестьянского труда, и женщины-крестьянки. В стихах о матери воплощен нравственно цельный образ русской крестьянки-труженицы: «Не было дня выходного / Маме - за семьдесят лет!»; «Красивая не внешнею... / Глубинной красотой». Обращаясь к матери, поэтесса говорит: «Тянусь за тобою: смогу ль, дорасту ли, / Когда-нибудь встану ль с тобой наравне?» Тема материнства - также одна из центральных в поэзии Фокиной, образ ивы перерастает в образ материнской силы и любви, лирический образ матери перерастает в образ матери-Родины.

Один из основных эстетических принципов Фокиной - в будничном, повседневном видеть красоту, вдохновенность народной души. Стихи плотно «заселены» привлекательными людьми - тружениками деревни. Мы видим типичный образ крестьянки, проводившей мужа и сыновей на фронт: «Жала, сеяла, молотила / За двоих, за троих - одна. / Не сломилась... А вся-то - прутик!» Среди героев поэтессы печник Трошка, бригадир Степанов, колхозный кузнец Михаил Баскаков: «Он мехи раздувал, / Озаряемый жаром из горна, / Бог огня и железа...» Но и его судьба складывалась трудно, как и вообще судьба глухой северной деревеньки, ее людей, да еще во времена военного лихолетья: «Пожилая вдова, вдова / Рубит, рубит в лесу дрова».

Жизнь сурова, но именно суровый Север становится спасительным родным домом, который дает нравственную силу, дает радость существования: «Солнце с утренних окошек / Чиркнет лучиком в глаза...» Поэтесса едина с родным краем: «я - продолженье твое живое»,- обращается она к березе; «Я - не орех кокосовый, / В моей крови - брусничный сок, / И сок ржаной, и сок березовый».

В 1960-х вышло несколько книг Фокиной - «Реченька», «А за лесом - что?» (обе - 1965), «Аленушка» (1967), «Островок» (1969). Поэтесса с детства жила в песенном мире народной частушки, и уже первые ее книги показали, что истоки образности поэзии Фокиной, песенности интонаций, особенности лексики - в народном творчестве. Поэтесса воплощает в своей образной речи музыку севернорусского говора, живой язык частушек, речитатив сказителей былин. Органичны в ее речи пословицы и поговорки, и сказка участвует даже в ее реальной жизни: «Парнишка, чуточку знакомый, / С того, другого, бережка / Мне кинул радугу со звоном, / И я по радуге пошла». Язык поэтессы отражает реальность народной северной речи: «Давно тебя не видела, / Стоскнулось - и покликала...»: «Вся надия на тебя только»; «Хватит перемигушек - / Голова болит!».

Своеобразны и стихи поэтессы о любви. Радость встречи: «Пой, вселенная! Я воскресаю!»; «И от песен моих / Реки вздрогнули...» Образ любимого: «...И как празднично ты шагал, / Вешним солнышком облучен, / До заветного родника, / С полотенцем через плечо...» Но не сбываются надежды, и с грустью поэтесса говорит вслед уходящему: «Ты был моей далью, / Ты был моей высью...»

Поэтесса расширяет свой творческий диапазон, пишет целый ряд поэм - «Аленушка», «Хозяйка», «Полудница» и др., драматическую поэму «Останься со мною». Будучи фельдшером, она несла людям в рюкзаке микстуры и книги Пушкина, затем несет им не только книги свои, но и песни. Напевность языка явилась первоосновой успешной работы Фокиной над песнями «Здравствуй, речка Паленьга», «Насмотрись, зоренька, в реченьку», «Ох, ты уехал...». В журналах Севера, Ленинграда, Москвы публикует не только стихи; например, в «Неве» выступает со статьей к 60-летию Федора Абрамова.

Фокина принадлежит к тем поэтам, чье творчество знаменует слияние крестьянской и пролетарской ветвей русской поэзии. Вместе с тем поэтесса предостерегает от опасности обезлюденья русских деревень, ставшего тревожным еще в 1960-е. Брошенным домам, гибнущим деревням посвящены стихи «Наличники», «Старая деревня». Лейтмотив книги «Стану стеблем» (1974) - «Храни огонь родного очага». Тревога за будущее русской деревни, тем самым русского народа прозвучала и в драматической поэме «Останься со мною» (1980). Поэтесса призывает искать и находить добрые слова о родном Русском Севере, их ждет и чудесная Северная Двина: «О разливах, о плесах твоих золотых / Мало песен поется в народе: / То ли люди не видят твоей красоты, / То ли слов, чтобы спеть, не находят».

Мировоззрение поэтессы, вопреки трудностям военного времени и утратам времени нынешнего, изначально оптимистично: «О, как я жизнь люблю!» Но катастрофы, настигающие жизнь природы, жизнь деревни, вызывают мучительную тревогу в поэзии Фокиной: «Рой, взрывай, стирая грани! / Лес - в дыму, земля-в золе...»; «Только зря не губите / Во бору моем сосен»; в «речку росную / Чуть свет - с копытами / Бока навозные, хвосты немытые...» Обычно четкий, но негромкий голос поэтессы в стихотворении «Поезд, стой!

Помедли малость!» звучит публицистически остро. Так развивается тема сохранения родников: «Чтоб было солнечно и звездно - / Храни родные родники».

Эта тема принципиально расширяется и развивается в стихотворении «Не по-нашему» (Знамя. 1988. №11. с.1-4).

В.А.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 586-588.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное. Стихотворения и поэмы. М., 1985;

Избранная лирика. М, 1971,

А за лесом - что? М., 1965;

Маков день: стихи М., 1978;

Буду стеблем: Стихотворения и поэмы. М., 1979;

Колесница: Стихи и поэмы. М, 1983;

За той за Тоймой...: Стихи и поэма. М., 1987;

На одной тропе. М., 1994,

Разнобережье: стихи Архангельск, 1998.

Литература:

Оботуров В. Наследство чудо-родины // Север. 1971. №5;

Фёдоров Вл. Бойцы моей земли. М., 1973. С.291-292;

Михайлов Ал. Северная тетрадь. Архангельск, 1976 С.152-164;

Хайлов А. На колеснице поэзии // Север. 1983. №3,

Дементьев В. Исповедь земли. М., 1984. С.317-331;

Викулов С. «...Чтоб вышел с людьми разговор» // Фокина О. Избранное. М., 1985. С.18;

Ломунова М. Белые цветы гиперборея Архангельск, 1999. С.196-213,

Бондаренко В. Алая любовь Ольги Фокиной // Ниш современник. 2000. №1.

    - (р. 1937) российская поэтесса. Лирика природы, сельской жизни, повседневного труда. Сборники: А за лесом что? (1965), Буду стеблем (1979), Колесница (1983), За той за Тоймой... (1987) … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1937), русская поэтесса. Лирика природы, сельской жизни, повседневного труда; фольклорные мотивы. Сборники: «А за лесом что?» (1965), «Буду стеблем» (1979), «Колесница» (1983), «За той за Тоймой...» (1987). * * * ФОКИНА Ольга Александровна… … Энциклопедический словарь

    ФОКИНА Ольга Александровна - (р. 1937), русская советская поэтесса. Поэтич. сб. «Реченька» (1965), «Аленушка» (1967), «Маков день» (1974), «Полудница» (1978), «Буду стеблем» (1979), «Речка Содонга» (1980), «Колесница» (1983) и др. Поэмы «Тай, снежок…» (1966), «Хозяйка»… … Литературный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Спесивцев. Ольга Спесивцева … Википедия

    Ольга Александровна (род. 1937), русская поэтесса. Лирика природы, сельской жизни, фольклорные мотивы. Сборники: А за лесом что? (1965), Буду стеблем (1979), Колесница (1983), За той за Тоймой... (1987). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Ольга Александровна (1937, д. Артемьевская Архангельской обл.), русская поэтесса. В 1962 г. окончила Литературный ин т им. М. Горького, живёт и работает в Вологде. Фокина – автор сборников «Сыр бор» (1963), «Реченька» (1965), «Алёнушка» (1967),… … Литературная энциклопедия

    Фокина - ФÓКИНА Ольга Александровна (р. 1937) , рус. поэтесса. Лирика природы, сел. жизни, фольклорные мотивы. Сб ки: А за лесом – что? (1965), Буду стеблем (1979), Колесница (1983), За той за Тоймой... (1987) … Биографический словарь