Вулканы и гейзеры. Ледяная земля



Кратер –чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы… Жерло – канал по которому движется лава Очаг магмы –расплавленное вещество мантии возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.


Вулканы действующие уснувшие потухшие вулканы, которые извергаются в наши дни или на памяти человечества. Их насчитывается 800 (На Камчатке). не извергавшиеся на памяти человечества, но иногда они начинают действовать. бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье).


На главном острове Гавайи находится вулкан Мануа-Лоа Характерная особенность его состоит в том, что базальтовые расплавы здесь изливаются относительно спокойно, без взрывов. Расплав слабо насыщен газами и имеет небольшую вязкость, хотя иногда и возникают необыкновенно эффектные лавовые фонтаны В результате такого извержения вулкан имеет очень пологие склоны, на которых расположено несколько кратеров. Вулкан Килауэа, расположенный в Гавайском архипелаге самый активный вулкан в настоящее время. Вулкан поднимается всего на 1,2 км над уровнем моря, однако его последнее длительное извержение началось в 1983 году и продолжается до сих пор. Потоки лавы уходят в океан на км.

















Крупнейшие вулканы планеты (практическая работа с физической и к/к картой) Название вулкана Материк, где находится Абсолютная высота Действующий или потухший координаты Ключевская Сопка Евразия4750действующий68с.ш 160в.д. Везувий?? действующий? Этна?? действующий? Эльбрус?? потухший? Кракатау?? действующий? Фудзияма?? действующий? Гекла?? действующий? Котопахи?? действующий? Орисаба?? действующий?



Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры». При помощи него вы сможете получить представление о вулканах, их строении, видах и способах образования. Учитель расскажет о горячих источниках и гейзерах, а также об их особенностях.

Вулканы бывают разные, многие находятся на дне океанов; формируются разные периоды времени. Благодаря подводным вулканам образуются вулканические острова.

В верхней части мантии ее вещество плавится, и образуется очаг магмы - «сердце» вулкана. Именно это вещество изливается из вулкана. Под давлением через трещины в земной коре и более мягкие горные породы магма устремляется наверх. Когда магма вытекает на поверхность, она теряет часть веществ и немного остывает, образуя потоки лавы и пепел.

Рис. 2. Строение вулкана ()

Рис. 3. Извержение вулкана ()

Самый высокий вулкан России - Ключевская Сопка, высотой 4750 метров. Самые высокие вулканы Земли: Охос-дель-Саладо, Килиманджаро. Высота марсианского вулкана Олимп составляет 26 километров! Этот вулкан является самой высокой горой в Солнечной системе.

Рис. 4. Ключевская Сопка ()

Вулканы бывают:

1. Потухшие (не извергались на памяти человека): Эльбрус, Казбек.

2. Уснувшие (вулканы, которые не извергались и вдруг стали извергаться).

3. Действующие (извергались относительно недавно): Ключевская Сопка, Этна, Льяма, Асама.

В древности люди очень боялись вулканов и их извержений. В настоящее время вулканы являются объектами изучения, в том числе такой науки, как вулканология. Больше всего вулканов находится в пределах Тихоокеанского огненного кольца.

В местах, где есть вулканы, температуры подземных вод очень высоки. Эти воды могут постепенно выходить на поверхность. Такие объекты природы называют горячими источниками.

Иногда горячие источники могут фонтанировать под давлением, выбрасывая горячую воду и пар из недр Земли, такие объекты называют гейзеры. Гейзеры используют при обогреве, для получения энергии на ГеоТЭС, для лечения.

Домашнее задание

Параграф 19.

1. Расскажите про строение вулкана.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Аши

Конспект урока географии

в 6 классе

Тема: «Вулканы. Гейзеры»

Выполнил: Сухих Н.В.,

учитель географии,


Образовательные:

  • Сформировать понятия «вулкан», «гейзер», «кратер», «жерло», «очаг магмы», «конус»

  • Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров

  • Изучить отличия действующих и потухших вулканов
Развивающие:

  • Развитие умения определять географическое положение вулкана

  • Учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить

  • Продолжить формирование познавательного интереса к географии с помощью новых информационных компьютерных технологий
Воспитательные:

  • Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу

  • Проведение профориентационной работы, на примере профессии вулканолога
Тип урока: изучение нового материала

Методы : репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Изучаемые термины : вулкан, гейзер, кратер, жерло, очаг магмы, конус, действующий вулкан , потухший вулкан, уснувший вулкан

Оборудование:


  • учебник «Начальный курс географии», авторы: Т.П. Герасимова; Н.П. Неклюкова

  • учебное электронное издание: «Начальный курс географии» 6 класс, автор Петрова Н.Н

  • Библиотека электронных наглядных пособий по географии 6-10 класс,

  • тематическая презентация «Вулканы»,

  • атласы, физическая карта полушарий.
Обучающая практическая работа : определение географического положения вулкана

Этапы урока.


  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление знаний

  5. Проверка знаний (тестирование)

  6. Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, мы им рады! Работать будем в обычном режиме. Проверьте, чтобы все необходимое для урока у вас было на парте.

Ребята, кто из вас хорошо будет работать, внимательно слушать, давать полные ответы за работу на уроке получат хорошие оценки.

Учитель настраивает ребят на хорошую работу на уроке


Дети проверяют оборудование, необходимое для работы на уроке

  1. Актуализация знаний
Сейчас я вам продемонстрирую один увлекательный опыт. И вы сразу угадаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить.

Беру небольшое количество дихромата аммония. Поджигаю (соблюдая все правила техники безопасности), когда идет процесс горения, такое ощущение, что происходит небольшое извержение вулкана.

И как? Интересно? Страшно? Итак – тема нашего урока «Вулканы»

Открываем тетради и записываем тему урока «Вулканы»


Наблюдают за опытом

Узнают тему урока

Записывают тему урока



3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы должны:


  1. Изучить строение вулкана

  2. Познакомиться с продуктами извержения вулканов

  3. Узнать о размещении вулканов

  4. Выяснить отличия действующих и потухших вулканов

  5. Практическая работа «Определение географического положения вулкана»

  6. Изучить гейзеры и горячие источники

Знакомятся с целями урока

Давайте посмотрим слайды и попробуем сформулировать определение – вулкан – это..

(демонстрация слайдов)



Рассматривают слайды и формулируют определение вулкана

А вот откуда произошло название «вулкан» знает Яшбулатов Вася и он нам сейчас расскажет.

Итак, вы поняли, что вулканы назвали в честь бога огня и кузнечного дела.



Слушают сообщение «Откуда пошло название «вулкан»

Вулкан имеет определенное строение .

Откройте стр. 49, прочитайте пункт 1, рассмотрите рис.31


Читают пункт 1 на стр. 49, рассматривают рисунок рис. 31

Кратер – это отверстие, углубление на вершине вулкана, из которого изливается магма (показывает)

Сколько кратеров показано на рис. 31?

Жерло – канал, по которому поднимается магма. Он может быть вертикальным или наклонным(показывает)

Сколько каналов на рис. 31?

Очаг магмы – скопление магмы в земной коре, у границ мантии

Покажите его.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой (показывает)

Ребята, кто сможет выйти к доске и рассказать о строении вулкана?


Отвечают на вопросы



1 вертикальный и 3 наклонных

1 человек у доски рассказывает о строении вулкана


Мы знаем, что из вулкана изливается магма, но правильнее её назвать?

Лава – это продукт извержения вулкана, Кроме неё есть ещё и другие продукты, которые мы сейчас рассмотрим.

Продукты извержения вулкана: я буду рассказывать, а вы должны заполнить схему

Лава – имеет температуру 1000 градусов, может двигаться со скоростью 50 км/ ч (как электричка). Лава бывает жидкая , вязкая, очень вязкая. Внешний вид конуса вулкана зависит от того какая лава. Если лава жидкая, то склоны вулкана будут пологими, такой вулкан называется щитовым. Если лава вязкая, или очень вязкая, то склоны будут крутыми, такой тип вулканов называется центральным.

– лавой

Заполняют схему

Рассматривают слайды



Вулканические бомбы – куски лавы размером от 5см до нескольких метров. Свою форму они приобретают в полете. Они образуются из вязкой лавы




Вулканический пепел – мелкие частицы обломков лавы размером до 2 мм. Он не имеет ничего общего с пеплом, который образуется от сжигания бумаги или дров.

ФОНТАН ВАМ ТОТ ИЗВЕСТЕН.


Гейзер


Что такое гейзер?

Если вы затрудняетесь, то стр. 52, найдите определение

Что в переводе с исландского, обозначает слово «гейзер»?

Чаще всего работа гейзера начинается с небольшого всплеска воды, затем начинает выделяться пар и, наконец, с громким шипением, свистом, грохотом из-под земли поднимается столб горячей воды



Ребята, я вам предлагаю посмотреть анимацию и ответить на вопросы:

Какие условия необходимы , чтобы образовался гейзер?


  1. вода

  2. очаг магмы, чтобы вода нагревалась

  3. трещины в земной коре.


Только, если все 3 условия будут реализовываться, то гейзер будет работать.

Таких мест на Земле очень немного.


  • ОСТРОВ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ (Вайманту, 1899-1917годы, на высоту 457 метров)

  • ОСТРОВ ИСЛАНДИЯ (Страна льда и огня)

  • ПОЛУОСТРОВ КАМЧАТКА (ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ – 1941 год. Татьяна Устинова: Первенец, Фонтан, Щель, Большая печка, Восьмерка, Плачущий, Великан – 30 метров, 2 минуты работает, 4,5 часа отдыхает)
ЙЕЛЛОУСТОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (Верный старик или Старый служака , через 70 минут, 45 метров




  • Как человек использует подземные горячие воды?





  1. Домашнее задание : параграф 19, на к/к подписать вулканы, сообщения

6. Итог урока

Следует заметить, что главными достопримечательностями Исландии являются природные, созданные самим Богом. Наиболее известные из них, конечно же, гейзеры. Даже само слово «гейзер» пошло именно из Исландии – так, в свое время, назвали один из геотермальных источников к северо-востоку от Рейкьявика.
Сейчас Долина гейзеров является самым популярным местом для паломничества туристов. По всей долине разбросано множество своеобразных колодцев, в которых булькает вода голубого цвета. Бульканье вызвано кипением, поскольку температура воды достигает 100 градусов! В воздухе слегка попахивает сероводородом. «Колодцы» ограждены от любопытных – при падении в него может получиться специфический супчик.

В последние годы оригинальный Гейзер утратил былую силу и на поверхность вырывается редко. Ему на смену пришел гейзер Строккур. Наблюдать за ним – занятие завораживающее. Гейзер будто дышит и в огромной природной «лохани» вода слегка вздымается и опускается. Кажется, он собирается с силами, и внезапно делает сильнейший «плевок» в небо, вздымаясь на высоту 20-30 метров. Это всегда случается неожиданно, вызывая дикий восторг у зрителей. У гейзера даже установлены скамеечки, чтобы удобнее было наблюдать это природное шоу. «Плюется» Строккур, в среднем, один раз в десять минут.

Зрители терпеливо ждут очередного «плевка» гейзера

Но не следует думать, что гейзеры служат лишь для развлечения. Гейзеры – это основа благосостояния Исландии. В ванных комнатах отелей можно увидеть примечательную табличку, на которой указано, что холодная вода поступает из скважины, является экологически чистой и пригодной для питья. По поводу использования горячей воды следует предупреждение быть острожным, поскольку ее температура достигает 80 градусов. Горячая вода поступает из термальных источников. Об этом, кстати, свидетельствует легкий запах сероводорода.

Гейзеры снабжают население Исландии горячей водой, отапливают квартиры и позволяют вырабатывать электричество на термальных электростанциях. Именно по этой причине электроэнергия, отопление и горячее водоснабжение стоит буквально копейки. В других странах, где для этого тратится много топлива, на эту часть коммунальных услуг приходится львиная доля затрат. В Исландии все перевернуто с ног на голову – исландцам приходится не нагревать, а остужать воду, чтобы ее использовать. Рейкьявик снабжают теплом термальные источники долины Несьяветпир.

Сад «Эдем» в деревне Хверагерди

Особенно повезло любителям купания, ведь в Рейкьявике имеется несколько термальных бассейнов под открытым небом, где температура воды достигает 42 градуса и купаться можно круглый год. А в окрестностях столицы расположена деревня Хверагерди, где находится множество теплиц, обогреваемых термальным теплом. Она известна также садом «Эдем», под стеклянной крышей которого растут тропические растения, с пальм свисают бананы, на ветках висят оранжевые мандарины. Все это возможно, благодаря гейзерам.

Настораживает лишь одно – если под землей вода доходит до кипения, какие же процессы там происходят и не вызовут ли они в будущем катастрофу в масштабах целой страны?

Следующая достопримечательность Исландии – вулканы. Не так уж много в мире стран, которые имеют собственные действующие вулканы. В Исландии таковые имеются. В 1973 году на острове Хеймей, входящий в состав Вестманского архипелага, произошло извержение вулкана такой силы, что пришлось эвакуировать все 5.000 жителей. Город на острове постигла участь Помпеи – он оказался погребен под слоем пепла. Позднее город был восстановлен, но до сих пор осталось множество следов природной катастрофы. Кстати, в архипелаг входит 15 островов, и все они образовались в результате вулканической деятельности за последние 10 тысяч лет.

В долине Тьорсардалур находится вулкан Гекла. За время освоения острова он извергался 20 раз. Извержения длились по нескольку месяцев, уничтожая вокруг все живое. В общей сложности в Исландии насчитывается около 200 вулканов, из них действующие – Гекла, Лаки и Аскья. Самой высокой точкой острова является вулкан Хваннадальсхнукюр высотой 2.119 метров.

Вулканическая история Исландии видна невооруженным глазом – почти вся ее территория представляет собой вулканическое плато с лавовыми потоками. Мхи и лишайники создают иллюзию зеленых ландшафтов, но под тонким слоем зелени скрывается мертвая порода. Из черных базальтов и туфов строят дороги, шлакообразной крошкой посыпают дорожки. В стране практически отсутствует почва.

Конечно, исландские вулканы большую часть времени спят. Поэтому особенно любопытные едут смотреть кратер вулкана Керид недалеко от Рейкьявика. Около 3.000 лет назад он был кратером действующего вулкана. Сейчас на дне гигантской коричневой воронки находится озеро с голубой водой. В его глубины отваживаются погружаться аквалангисты.

Продолжение следует…

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вулканы. Горячие источники Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров.

Вулканы мира Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава. Лава – это (от лат. Обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность. Лава имеет температуру 1000 С и течет по склонам со скоростью 50 км/час

Строение вулкана Кратер – углубление, расположенное на вершине. это расплавленная масса глубинных зон Земли. это вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава. это вулканическая гора образованная застывшей лавой

Схема образования вулканов На суше Лава прожигает земную кору Тонкая океаническая кора На дне океанов В зоне разломов Материковая Земная кора вулканы

Географическое положение вулканов мира

Вулканы Действующие Потухшие Заснувшие

Действующие вулканы Земли Вулкан Килауза. Гавайские острова

Вулкан Килауза. Извержение лавы

Остров Новая Зеландия

Вулкан Галемаумау

Вулкан Осорно в Чили

Вулкан Ключевская Сопка

Вулкан Фудзияма в Японии

Потухшие вулканы Вулкан в Андах

Вулкан Килиманджаро

Гейзеры Земли Гейзер – это источник периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать.

Гейзеры мира

Йелоустонский национальный парк Гейзер «Старый служака»

Долина гейзеров. Камчатка. Является рекордсменом по количеству крупных и мелких гейзеров. Их здесь более сотни! Температура воды в гейзерах – от +94 до 99 С, продолжительность извержения воды – от 1 до 20 минут.

Самый большой гейзер – Великан, высота его фонтана достигает 50 м, столб пара над ним поднимается выше 400 м. от бесконечных извержений вся долина в клубах пара. Открыта эта уникальная долина в 1941 г. геологом Т.И. Устиновой.

Повсеместно и широко используется тепло Земли в Исландии. Там более 200 источников горячей воды с температурой + 100 С. На острове энергия горячих источников приводит в движение турбины электростанций, обогревает дома в городах и поселках. Столица Исландии – Рейкьявик – отапливается только природной горячей водой. Это один из самых экологически чистых городов мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ориентирован прежде всего на учителей и учащихся 6 класса свободно владеющими компьютерными технологиями и интернет ресурсами. В конспекте указаны ссылки на источники инф...

В работе рассматриваются причины образования вулканов и гейзеров. Учащиеся знакомятся с понятиями и терминами: вулкан, жерло, кратер, потухшие и действующие вулканы и их практическим значением. Матери...