Взаимосвязь политики и экономики. Взаимодействие политики и экономики Связь экономики и политики кратко

Жизнедеятельность людей характеризуется широтой и разнообразием действий, поступков, проявлений. Особое место занимает деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения материальных потребностей людей. Такой вид занятий называется хозяйственной деятельностью. Называют такую деятельность экономичной. Понятие экономика - сложное, многоуровневое и многогранное. В английской современной экономической теории понятие экономика повторяется десятки раз, а в разных экономических категориях - бесчисленное количество. Но если систематизировать эти понятия, то можно условно свести их к ограниченному числу определений. Понятие экономика образуется из двух понятий - греческого oikos (ойкос) - дом, хозяйство и nomos (номос) - закон, правило, - то есть законы, правила ведения домашнего хозяйства.

В современных условиях экономика - это наука о способах ведения хозяйства, вследствие чего человек изменяет, приспосабливает вещества, средства, богатства природы для своих потребностей. Экономика - совокупность отраслей народного хозяйства, средств и процессов, используемых людьми для обеспечения жизнедеятельности. Система экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена, потребления) материальных благ и услуг.

Различные экономические школы по-разному интерпретируют характер экономических отношений, складывающихся в обществе между людьми. Одни определяющую роль отводят отношениям присвоения материальных условий производства, то есть отношениям собственности. Другие главным фактором, оказывающим решающее влияние на все сферы жизнедеятельности людей, называют проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов. Но деятельность при ограниченных ресурсах - это еще не экономический аспект. Английский экономист Лайонел Роббинс считает, что манна небесная хотя и ограничена, но ее нельзя ни обменять, ни отложить в пользу другого продукта. Людей выгнали из рая. Люди лишены вечной жизни и неограниченных благ. И если люди что-то выбирают, то вынуждены отказываться от других благ, от которых в других условиях не отказались бы. Экономика - это отношения, складывающиеся между людьми в процессе

производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов, возможности их альтернативного использования. Экономические отношения проявляются через систему противоречий. Различные социальные общности - классы, группы, индивиды - имеют каждый свои интересы, неизбежно сталкиваются с интересами других субъектов. Чтобы общность людей в отношениях друг с другом не руководствовалась законами джунглей, они вынуждены вырабатывать правила общественного поведения во всех сферах и, прежде всего, в экономической. Ведь трудно отрицать приоритет экономических интересов, как бы это не противоречило духовному началу человека.

Экономическая политика

Экономическая политика рождается вместе с государством, призванной обеспечить защиту интересов различных социальных общностей. Экономическая политика - поведение государства в сфере экономики страны. Экономист Джеймс Кейнс рассматривал экономическую политику как общую волю, воплощенную в государственном регулировании. Немецкий экономист Вильгельм Ойкен под экономической политикой понимал совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Бью-кенен считал экономическую политику процессом обмена между суб" объектом и государством, где каждый добровольно соглашается обменивать долю затрат по содержанию государственных служб на услуги, получаемые совместно. Экономист Милтон Фридмен относил экономическую политику к искусству принятия решений, что дает возможность выявлять основную единство конечных целей у представителей различных экономических течений и способствует преодолению разногласий. Итак, экономическая политика, осуществляется государством, правительством, - это система практических мер в области управления экономикой по предоставлению направленности экономическим процессам в соответствии с целей, задач и интересов страны.

В определениях понятия экономическая политика четко прослеживается тесная диалектический взаимосвязи" связь экономики и политики. Взаимосвязи" связь экономики становится рельєфніший, если принять во внимание современный научный подход разделение на позитивную и нормативную функции экономической теории. Если положительная функция рассматривает реальный экономический процесс, то есть фиксирует то, в каком положении находится экономика, то нормативная функция олицетворяет суждения о том, каким должен быть экономический процесс, то есть что должно быть. Экономическая политика выполняет преимущественно практическую, нормативную функцию. Разумеется, взаимосвязи" связь экономики и политики глубже, чем тот, осуществляющих функции.

Определяющей в противоречия "экономика - политика" выступает экономика. Экономика первична, определяет направление деятельности политических институтов: правительства, политических партий, общественных организаций. Экономика - совокупность экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования структурируются в различные социальные общности со своими специфическими, только им присущими интересами, преимущественно экономическими. За любым действием - индивидуальной или общественно значимой - стоят интересы. Чтобы отстаивать их в условиях плюралистического общества, нужны соответствующие организационные формы - политические партии или движения, общественные организации, которые выступают выразителями интересов классов и социальных общностей. Не существует политической партии, выражающей интересы народа. Народ - слишком абстрактное понятие. В условиях свободной экономики и наемного труда одни социальные общности больше, а другие - менее способны увеличивать и отстаивать свои интересы. И хотя в открытом обществе противоречия интересов не становятся антагонистическими, все-таки иногда они могут проявляться достаточно остро. Арбитром, который удерживает противоборство социальных общностей в рамках цивилизованности, что обеспечивает определенный баланс их интересов, выступают государство, правительство. Экономический процесс формирования и реализации интересов диктует правительственным структурам соответствующую социальную политику, направленную на согласование противоречий. Иначе возникают социальные катаклизмы, угрожающие основам существования государства. Все это и дает основание считать политику концентрированным отражением экономики.

Взаимосвязи" связь экономики и политики может быть положительным и отрицательным. Возьмем инфляцию. Верно ли утверждение, что инфляция в" объективно присуща рыночному хозяйству? Только частично, в незначительной степени. Более обоснованной является иная мысль. Инфляция - результат бездарной политики правительства. Стремление государства жить не по средствам неизбежно толкает правительство к денежной эмиссии, способной создать кратковременную иллюзию успеха. Если разумные пределы нарушены, инфляция нарастает как снежный ком, поэтому имеет свойство подкармливаться. Спираль "зарплата - цены" (инфляция спроса) способна породить гиперинфляцию в сотни и тысячи процентов в год. Смешиваясь с инфляцией издержек, гиперинфляция буквально уничтожает экономику страны, а с ней и правительство с его волюнтаристской экономической политикой. Очередное правительство предпринимает ряд экстренных мер для погашения инфляции. Манипулируя грошовокредитними и фискальными инструментами, резко сокращая социальные выплаты, замораживая заработную плату, правительство добивается сокращения денежной массы. Инфляция сдержанная. Якобы успеха достигнуто.

Но почему-то продолжается спад производства, растет безработица, ухудшается социальный климат в стране? Оказывается, чрезмерное усердие нейтрализации инфляции может иметь и негативные последствия. Чрезмерное уменьшение денежной массы, коэффициент монетизации (отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту) снижена до 13-15 % за оптимального показателя 50 % и более, приводит к гипоксии производства, обусловленной нехваткой оборотных средств. Падает покупательная способность населения. Нехватка денег удорожает кредиты. Банки обслуживают только краткосрочные операции. Реальный сектор экономики продолжает стагну-ваты. Разумеется, непрофессиональный подход к формированию и реализации экономической политики дает отрицательный результат.

К сожалению, иллюстрация инфляции не абстрактный, а реальный процесс, который продолжается в Украине. Но инфляция показывает, насколько тонкая грань отделяет тщательно выверенные квалифицированные подходы в экономической политике от спонтанно принятых необоснованных решений. В общественных системах, где экономическая жизнь стабильное, рыночные отношения функционируют в четко определенном правовом поле, зависимость экономики от политических решений менее глубокая, чем в тех странах, где делаются тяжелые попытки реформирования экономики на рыночных началах. В переходных экономических системах, когда демонтирован прежний хозяйственный механизм, но не создан новый, влияние экономической политики не должен ослабевать.

Практика экономических преобразований в странах постсоветского пространства в 90-е годы показала, что устранение правительственных институтов от регулирования переходных процессов, проведения приватизации и формирования новой структуры собственности, создание рыночного механизма и правового обеспечения его функционирования, сказывается отрицательно не только на экономике, но и на общественной жизни страны. Между тем, только имея аргументированное представление о цели, задачи и сроки реформирования экономики, можно определить наиболее оптимальные способы осуществления необходимых преобразований. Однако и в развитых, традиционно рыночных странах, взаимодействие экономики и политики остается актуальной. И здесь существуют четко очерченные границы государственного регулирования, что не должны нарушаться. Верхняя граница вмешательства в экономику - сохранение конкурентоспособной среды. Сокращение вмешательства в экономику не должно привести к сужению рыночных отношений, деформации экономических принципов, на которых строятся взаимосвязи между хозяйственными субъектами - предприятиями, фирмами, объединениями. Принцип не навредить - один из основных в экономической политике. Но и без активной роли экономической политики не обойтись.

Известный предприниматель и финансист Джордж Сорос главной опасностью для открытого общества считает рыночный фунда-ментализм, что делает вмешательство государства в экономический процесс о" вен. Но ошибки в экономической политике усиливают позиции сторонников рыночного фундаментализма с его принципами "laisser faire" (невидимой руки) Адама Смита, что отрицает сколько-нибудь заметное влияние государства на экономическую жизнь общества. Характер двусторонней связи между современными решениями и будущими событиями зависит от того, на что опирается правительство в решениях на достоверные, об" объективные научные знания или на предвзятые, суб" объективные.

в Значительной степени неквалифицированные политические решения в странах рыночной экономики, и в тех, которые только пытаются ее создать, становятся главными причинами возникновения в хозяйственной практике проблем. Экономист Джордж Стиглера подчеркивает, что ни одна из реальных экономических систем не достигает идеала. Это касается и рыночной модели, которой присуще социальное явление, известное как фиаско рынка. Однако степень неудосконалення рынке гораздо меньше фиаско политики, к которому ведут просчеты в экономической политике реальных общественных систем.

(politics and economics) Согласно разным определениям, главным предметом политики являются: гражданское правительство, государство, общественные дела; человеческие конфликты и их урегулирование; источники и осуществление власти. Соответственно, центральное место в определения экономики обычно занимают: системы производства и обмена; рациональное поведение, направленное на извлечение максимальной пользы посредством оптимального распределения недостаточных ресурсов; накопление и распределение богатства. Однако определение социальных наук, которое бы устроило всех, не так легко дается. Недостаточно точно обозначенные границы между ними делают возможными периодические "столкновения и вторжения на чужую территорию". Граница между политикой и экономикой является особенно открытой по той очевидной причине, что государства располагают значительными материальными ресурсами, а производство и товарообмен едва ли возможны без той или иной системы обеспечения безопасности. Тем не менее стоит остановиться на главных разновидностях определения, поскольку они помогают выяснить, что обычно лежит в основе покушений на целостность каждой из дисциплин. Итак, мы имеем две аналогичные группы определений. Первая пара имеет дело с институтами, вторая – со средствами или процессами, третья – исключительно с целями. Если рассмотреть их поочередно, станет ясно, что немногие из тех, кто изучает политику, будут готовы уступить экономистам исследование военных конфликтов только потому, что государства прибегают к широкому использованию наемников. Они сочтут предоставление хотя бы одной мере этой важной услуги по обеспечению обороны делом безусловно общественным. И наоборот, экономисты тратят немало времени, изучая конкурентное поведение свободных, рационально действующих участников рынка. Но многие признают, что фирмы представляют собой иерархические организации, в которых вместо свободы общения существуют субординация, добровольный обмен мнениями, что контракты едва ли могут быть надежными без правовой структуры, поддерживаемой государством, и что время от времени возникают и существуют крупные народнохозяйственные системы командного типа, где рынок играет ничтожно малую роль. Крупные фирмы, как известно, прибегают к различным приемам, в т.ч. используют свое влияние на государство, чтобы повысить свою конкурентоспособность путем увеличения издержек соперников, а не снижением собственных. Государства, проводящие меркантилистскую политику, как правило, делают то же самое. Но, хотя многие экономисты и сетуют на подобное несовершенство рынка, немногие из них согласятся уступить ученым-политологам исследование даже самых несовершенных рынков. Короче говоря, даже если взять, казалось бы, типичнейшие политические или экономические институты, то при ближайшем рассмотрении нередко окажется, что разнородный характер требует знаний, чаще всего связанных с другими конкурирующими дисциплинами. По-видимому, для тех, кто хотел бы доказать, что политическая наука – нечто большее, чем изучение экономики людьми, не сведущими в математике, лучший способ сделать это – принять за основу иррациональность как определяющую человеческую черту то ли в виде томистской концепции сферы практического разума, в которую случайность проникает как результат грехопадения, то ли в виде гоббсовского понимания человеческого рода как единственного, способного ко лжи, то ли в виде гегелевской идеи абсолютной свободы воли. Естественно, при этом возникают проблемы методологического порядка. Как может иррациональное рационально изучать самое себя и почему в самом деле оно должно захотеть сделать это? См. также : political economy (политическая экономия).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭКОНОМИКА и ПОЛИТИКА

сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в политической социологии и в политической науке в целом.

Экономика как составляющая общественной практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни.

Политика осуществляет производство и воспроизводство социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом. Прямое распределение, начавшееся в первобытном обществе, продолжает сохранять свои функции до тех пор, пока преобладает натуральная форма хозяйствования. В крестьянском хозяйстве, рабовладельческой латифундии, феодально-церковном или дворянском поместье, советском колхозе и т.д., в которых большая часть произведенной продукции должна прямо распределяться, происходит переплетение экономической деятельности с политической.

Опыт всеобъемлющего государственного вмешательства в экономику при тотальном охвате государственной собственности подтверждает это наблюдение (см. ЭТАТИЗМ). В подобном политизированном обществе перераспределительный синдром будет наиболее развит.

В эпоху буржуазных революций, положивших начало Новому времени, экономика и политика начинают рассматриваться как самостоятельные, автономные области человеческой деятельности, а проблема их взаимосвязи становится предметом научного исследования. Взаимодействие экономики и политики приобретает принципиально другой характер.

Экономика, утверждающая в качестве самостоятельной самоорганизующейся системы политика перестает быть господствующей преобладающей силой в обществе. Устанавливаются ограничения для развертывания нестоимостных, т.е. политических форм управления экономикой. Взаимодействие экономики и политики уже основываются на "обмене деятельностью", а не "прямом распределении".

Основанная на рыночном механизме, экономика контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами, она же берет на себя организацию производства и порядок распределения благ. Такому механизму саморегулирования присуща ситуация, в которой наличное предложение благ (включая услуги) по определенной цене равно спросу по этой же цене. Производство контролируется ценами, а не указами и директивами политической инстанции. Признаются возможными только такие меры вмешательства политики в хозяйственный процесс, которые обеспечивают саморегуляцию рынка, т.е. то, что делает рынок единственной организующей силой в сфере экономики. Общепринятой чертой такой модели является "минимальное государство" или "минимальная политика". Экономика практически сводит до минимума число экономических решений, принимаемых политическим путем.

Следовательно, ключевое различие между экономикой и политикой заключается в роли перераспределения. Именно перераспределительная функция является основной для государственных, политических органов. Политический механизм может довести перераспределение национального продукта до уровня, за которым начинается разрушение системы стимулов к накоплению, замедление роста производства, ослабление трудовой мотивации и т.д.

Одна из центральных задач политики и искусства политиков - допускать социально приемлемое (на каждый данный исторический момент времени) перераспределение доходов и ресурсов.

В сегодняшней России политики и экономики, государства и общества в самостоятельные сферы общественной жизни, их увеличивающаяся отдифференцированность друг от друга становятся результатом различения власти и собственности. Начинает трансформироваться тот тип властно-собственнических отношений, который был характерен для докапиталистической Европы. Поэтому актуальной становится задача исследования существенных различий политической власти рыночного типа от властных структур централизованной экономики.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.
Политика - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.
Предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию регулирования и установления порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда.
Экономика - исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.
Отсюда, экономика страны - это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни.
Главным институтом политической системы является государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие. Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами взаимоотношениями людей. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними - все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов.
Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия нашей жизни, добиваться ее улучшения

23.1. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно свя-заны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих опре-делителей любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика яв-ляется концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформи-рования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного пери-ода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов?

Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европей-ской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом фак-торе, то есть - в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыс-лению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают дав-ление противоречивых экономических интересов различных обще-ственных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реали-зации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интере-сы разных общественных сил, используя соответствующие экономи-ческие рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулиро-вания.

Можно выделить важнейшие направления политического процес-са, влияющие на экономическую сферу общества:

Органи-зация законодательной, конституционной деятельности, система ис-полнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация су-дебной власти, способная защитить установленный порядок;

Установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

Система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотно-сить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономи-ческие интересы различных групп, вызывая острые, порой трудно-разрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений ли-шает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отста-вание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким об-разом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаи-моотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых эко-номических реформ и преобразований.

Центральная проблема в формировании соответствующих усло-вий — процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические ин-тересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, ко-торая относительно свободна в выборе собственности и всегда не сво-бодна по отношению к государственной власти.

Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов — процесс сложный и противоречивый. Ослабление обще-российских экономических связей усиливает центробежные тенден-ции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государ-ственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптималь-ного варианта их решения — важнейшая задача политической власти.

Реальными инструментами процесса оптимизации этих противо-речивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которо-го меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.

На решение этих задач влияют две тенденции, реализация кото-рых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с эко-номически развитыми странами, позволяющих использовать с боль-шей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубеж-ному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотво-рительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленнос-ти внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать ус-тремления различных групп мировых экономических сил, стремящих-ся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие эконо-мики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения рас-ставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики.

Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теорети-ческие основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодей-ствия экономики с политикой.

23.2. Особенности экономической политики в советское время

В послереволюционный период вместе с установлением государственной собственности на средства производства на многие годы утверждается общая концепция, направленная на создание преимущественно нерыночного типа хозяйства. Впервые в истории человечества представилась возможность планомерного (сознательного) управления со стороны общества всеми социально-экономическими и иными процессами.

Так как плановое строительство общества и экономики в России осуществлялось в мировой практике впервые, поэтому отсутствовал какой-либо опыт такого строительства. Победить рыночную экономику в годы «военного коммунизма» не удалось, потому что такая политика вела к политическому разрыву союза рабочего класса и крестьянства. В 1921 году В.И.Ленин вводит новую экономическую политику, которая носит явно рыночную направленность.

Сущность нэпа заключалась в реализации многоукладной экономики с использованием рыночных методов руководства обществом. Продовольственная разверстка заменялась продовольственным налогом. В управлении обществом стал использоваться хозяйственный расчет, трудовые договоры, платность услуг, кредитно-денежные связи, тестирование промышленно-сти, а также допускается создание и распределение различных поощрительных и социальных фондов за счет получаемой при-были и др. Специфика нэпа состоит в том, что она проводилась в условиях наличия нескольких экономических укладов и, следовательно, существования различных форм соб-ственности, но при господстве единой политической диктату-ры и однопартийной системы общества.

Новая экономическая политика оказала заметное влияние на общественную жизнь России. Однако уже в 1928-1929 годах нэп стали сворачивать. Был взят курс на резкое ограничение товарно-денежных отношений, хозяйственной самостоятельно-сти предприятий, при этом провозглашалась политика «боль-шого скачка» и обосновывался переход к «наступлению соци-ализма по всему фронту». Планирование, снабжение, сбыт, ценообразование становятся жестко централизованными. В обществе устанавливается административно-командная сис-тема управления с мобилизационной экономикой. Усилению государственного вмешательства, ограничению рыночных отно-шений, свертыванию нэпа способствовал также мировой экономический кризис 1929 - 1933 годов.

Как отмечает В.Т.Пуляев, в последующей истории России практиковались различные подходы, варианты и программы реформирования общественной жизни. Использовались самые различные формы управления и по вертикали, и по горизонтали - централизованные и мест-ные, отраслевые и территориальные, а также самые разные их сочетания. В конечном счете все они так или иначе сводились к отысканию соотношений между планомерными и рыночными связями, между планом и стоимостью. Следует заметить, что проведение реформ в советское время касалось главным образом организационно-управленческих форм, оно не затрагивало основ развития общества - ни собственности, ни государства.

Так, в 1957 году делались попытки перехода от отраслевой к территориальной системе управления. Большинство отрасле-вых министерств было ликвидировано, что явилось серьезным шагом на пути децентрализации управления. Экономическим развитием каждого района стал управлять межотраслевой тер-риториальный орган - совнархоз.

В 1965 году разрабатывается и начинает проводиться ре-форма комплексных мероприятий, охватывающая планирова-ние, стимулирование, материально-техническое снабжение и ценообразование. Она была призвана обеспечить существен-ный сдвиг экономической системы в переходе к рыночному ме-ханизму хозяйствования. Однако данная реформа в своей осно-ве оказалась противоречивой. С одной стороны, восстанавливался отраслевой принцип управления, с другой - административный метод управления заменялся экономическим. Число плановых показателей, доводимых до предприятий сверху, сокращалось. Главными показателями становились прибыль и стоимость реализованной продукции. Часть прибыли для образования определенных фондов оставалась непосредственно на предприя-тиях. Указанная реформа развивалась недолго, к концу 70-х годов она была свернута.

Вместе с тем к этому времени в обществе все настойчивее подчеркивается необходимость экономического и политическо-го плюрализма, что ставит под вопрос монопольное положение государства в экономике.

Государственная собственность, возникшая на основе коопе-рации (обобществления) труда и общего владения средствами производства, продолжает оставаться без каких-либо серьезных изменений. Она не находит дальнейших форм развития по пре-вращению условий труда и жизнедеятельности в достояние и собственность каждого - в индивидуально-общественную соб-ственность, при которой трудящийся субъект одновременно выступал бы и производителем, и собственником произведен-ного им продукта, и носителем власти.

Характеризуя реформы, проводимые в советской Рос-сии, следует признать, что все они осуществлялись сложно, нередко болезненно, оставаясь незавершенными; их результа-ты оказывались неоднозначными, порой непонятными народу. Все реформы охватывали главным образом экономи-ку, нередко ограничиваясь последней. Тем самым в основе реформирования общества господствовал экономический детерми-низм.

Как правило, реформы проводились сверху, насильственными методами. При этом в них не всегда в должной мере учитыва-лись особенности российского исторического пути, специфика духовной культуры. Особо опасно осуществление реформ, если они освящены идеей самого безошибочного, единственно пра-вильного решения, от кого бы это ни исходило, если они не являются проявлением энергии, энтузиазма, творчества самых широких народных масс.

23.3. Исторический опыт новой экономической политики большевиков

Пробелы в понимании задач экономической политики властными структурами обрекал на провал многочисленные попытки реформировать экономику в России, обновить ее социальную и политическую структуру. Не являлась исключением попытка большевиков в 1920-е годы перевести экономику России на рыночное развитие и завершить модернизацию экономику страны, придать ей импульс в развитии. Предпринятая попытка вошла в историю под именем новой экономической политики.

Итог нэпа интересен еще и тем, что в современных условиях попытки реформиро-вания экономики не приносят успеха. Невольно возникает вопрос, чему обязана Россия своей неспособностью к реформированию экономи-ческих институтов, почему оказался негативным и скоротечным опыт нэпа, так и не приведший к рыночной экономике?

В 1921 г. (март-июль), осмысливая причины введения нэпа, В.И.Ленин на первое место поставил социальную напряженность в стране, вызванную политикой «военного коммунизма»; нежеланием почти всех слоев общества с ним мириться, сложившейся на этой основе угрозой потери большевистской партией власти. Вторым фак-тором, толкавшим к нэпу, была, по мнению В.И.Ленина, формационная отсталость России. И третьим фактором стала задержка миро-вой революции.

Нэп был нужен, по мнению лидера большевиков, чтобы продержаться в ожидании мировой революции, которая, это было ясно, в ближайшее время не произойдет, поэтому нужно было идти на уступки крестьян-ству, открывать рынок, формировать товарно-денежные отношения. Именно в этот период В.И.Ленин обращал внимание на вынужден-ный характер нэпа, определяя его как вынужденный тактический ход.

В этот же период времени В.И.Ленина начинают серьезно занимать три проблемы, связанные с определением методов осуществле-ния экономической политики правящей партией:

— проявившаяся в первые же годы после революции неэффек-тивность работы предприятий госсектора;

— сформировавшаяся в условиях «военного коммунизма» бюро-кратия, сконцентрировавшая в своих руках государственную систему учета и распределения продукции, с вытекающими в условиях голода и кризиса взяточничеством и мздоимством;

— сохранившийся и после отказа от «военного коммунизма» не-эквивалентный обмен продукцией между городом и деревней. Это обстоятельство накаляло социальную напряженность, вызывало взрыв протеста крестьян.

В этих условиях решить задачу продуктообмена можно было только нажимом, принуждением, а следовательно, даль-нейшим усилением социальной напряженности, разрухи, кризиса. Нэп мог спасти правящую партию от политического краха, потери власти. Поэтому новая экономическая политика оценивалась как вынуж-денное антикризисное явление, как «крестьянский Брест». Оценка эко-номических процессов, начавшихся с нэпом, была, следовательно, це-ликом посвящена политическим установкам.

Осень 1921—лето 1922 года стали временем пристального изуче-ния рынка в качестве общественно-экономической почвы социалис-тического строительства.

В течение этого периода большевиков чрезвычайно за-нимал вопрос, может ли нэп быть только системой отношений меж-ду укладами или принципы нэпа можно внедрить в развитие социа-листического уклада?

Но и в таком подходе речь шла не об изменении взглядов большевиков на сущность социализма, а о допустимости рыночных отношений в переходный период. Дискуссии шли о воз-можности использования рынка в качестве временной меры, однако регулятором экономики и в переходный период признавался не ры-нок, а власть.

Допустив рынок, В.И.Ленин в этот период своей дея-тельности больше всего был озабочен тем, как подчинить рынок вла-сти государства, как сохранить социалистическую ориентацию госу-дарственного сектора, не разлагая его принципами нэпа, внедряя лишь некоторые его элементы (повысить эффективность, внедрить хозрас-чет и т. д.).

В ленинской концепции нэпа был признан факт возможного существования в экономике двух сфер: рыночной и госу-дарственной. Однако они, по мнению В.И.Ленина, были носителя-ми разных перспектив развития страны. Только государственный сек-тор, по мнению большевиков, имел внутреннюю социалистическую сущность. Вопрос о механизме коммерциализации государственного сектора оставался открытым. Более актуальным для большевиков был тезис не о том, как развить рыночные отношения, а о том, как подчи-нить их государственному контролю. Фор-мы контроля могут быть экономическими или административно-бюро-кратическими. Экономические методы требовали определенного уров-ня развития производительных сил и эффективности в работе госу-дарственного сектора. Ни того, ни другого в России 1920-х годов не было.

По мере осуществления нэпа становились все более ясными его перспективы: противоречие между рыночным нэпом и бестоварным социализмом можно решить либо путем сворачивания нэпа, либо обно-влением модели социализма на рыночной основе. Именно эти альтернативы решали судьбу модернизации России, судьбу ее очередного реформи-рования.

Пойти по второму пути мешала идеологическая зашоренность, преобладание политических аспектов над экономическими. Обосновывая их, В.И.Ленин не допускал мысли о возможности ослабления политических позиций правящей партии и государства.

Со стороны власти было непримиримое отношение к остальным политическим партиям, в том числе и к партиям социалистической ориентации (меньшевики, эсеры). Представители этих партий видели в нэпе возможность снятия социальной напряженности в обществе и создания необходимых предпосылок для развития производительных сил, возможности строи-тельства социализма.

Определяя политические аспекты нэпа, В.И.Ле-нин оставлял приоритетными большевистские тезисы о незыблемости диктатуры пролетариата, руководящей роли партии, о государстве как главном инструменте строительства социализма, о государстве, которое не создает, а разрушает законодательную, правовую базу для функционирования многоукладной экономики.

При такой политической ориентации развитие смешанной эконо-мики, идеи о взаимодействии секторов, о свободной конкуренции, свободе торговли были обречены. О возможностях развития рыноч-ной экономики не могло быть и речи. Экономическим регуляторам развития экономики В.И.Ленин предпочел власть. Это предопре-деляло судьбу нэпа и рыночной экономики в России.

Таким образом, в теоретическом обосновании нэпа были заложе-ны неразрешимые противоречия, подчинявшие его политическому диктату, исключавшему созвучия во взаимодействии экономики и политики.

Политическая власть не обеспечила условий для развития рыноч-ной экономики. Она не обеспечила законодательной защиты разви-тия рыночных отношений, ограничивала возможности развития нэ-повских принципов на местах, не использовала возможности разви-тия стабильных торговых отношений с мировым сообществом. Тео-ретически не были осмыслены возможности модернизации России на рельсах нэпа. Перспективы взаимодействия экономики и политики, возможности утверждения нэпа «всерьез и надолго», возможнос-ти развития государства, гражданского общества и личности в России остались не понятыми.

В последних письмах и статьях В.И.Ленина была сделана по-пытка пересмотреть традиционную большевистскую точку зрения на социализм, высказана мысль о необходи-мости углубления нэпа, развития кооперации, культурной револю-ции. Много беседовавший с Лениным Н.И.Бухарин ретранслировал обновленные подходы вождя в своих работах. Однако сталинизм от-верг идеи нэпа, оттеснил Бухарина и его сторонников от политического руководства и взял курс на формирование законченной командно-бюрократической системы управления.

23.4. Реформирование общества и экономика

Современная Россия конца XX - начала XXI века вновь пытается осуществить стратегический прорыв в общественной жизни страны, уйти от авторитаризма. Радикальная трансфор-мация началась с 1987 года и поэтапно (вначале в рамках госу-дарственной формы собственности, а затем в условиях разгосу-дарствления, приватизации) осуществляется по настоящее время. После ряда попыток и поисков с 1992 года в россий-ском обществе восторжествовала и возобладала либерал-монетаристская идеология реформ.

При проведении реформ, при формировании новой идеоло-гии применительно к современной России главное внимание обращается на развитие системы принципов и ценностей, связан-ных со становлением рыночной экономики. Предполагается, что рыночная экономика выведет страну ко всеобщему благоден-ствию, решит все социальные проблемы, обеспечит свободное и демократическое развитие всех граждан, заложит идеологи-ческие основы движения общества. В общественном сознании современного российского общества господствует всеобщее ув-лечение идеей рыночной модели развития экономики, причем эта идея рассматривается как панацея от всех бед. Однако несмотря на упорные попыт-ки до настоящего времени в России никак не складывается пол-ноценная экономика западного типа.

Прежде всего следует иметь в виду, что западный вариант рынка формировался столетиями в условиях, существенно отличающихся от российских. В отличие от стран Запада Рос-сия имеет малый опыт рыночного хозяйствования. Собствен-ный опыт формирования и реализации рыночных связей в российской истории ограничен и сугубо спе-цифичен. Разви-тие товарно-денежных отношений в России всегда сопровожда-лось преимущественно самодержавной, централистской, при-нудительной системой власти тоталитарного типа.

В связи с вышеизложенным, В.Т.Пуляев считает целесообразным поставить вопрос о российском пути в экономике. При этом он подчеркивает то обстоятельство, что каждая страна, в том числе и Россия, имеет свою специфику, связанную с историей, климатическими характеристиками, этносом или этносами, свою сложившуюся структуру экономики, свой уро-вень развития производства и экономической культуры и т.д. Это означает, что на Россию нельзя механически переносить опыт других стран, даже если он давал там положительные результаты.

Рыночная экономика, складывающаяся в России в резуль-тате приватизации государственной собствен-ности, породила значительное социальное и имущественное расслоение общества. Чрезмерное преувеличение роли капитала, выдвиже-ние на первое место не человека труда, а представителя буржу-азии («олигарха»), порождающие конкуренцию, безработицу, бедность, нищету одних и роскошь других. Все это вызывает социальную несправедливость в обществе, духовную опустошенность и хаос в душах и умах многих людей. По признанию Президента РФ за чертой бедности к концу ХХ столетия оказалась треть населения страны.

Жизнь человека не ограничивается только его хозяйственной деятельностью, поскольку последняя - лишь часть жизни. Общество не может быть только экономическим (хозяйственным) процессом. Человек обеспечивает достойную жизнь, приобретает экономическую свободу, осознает смысл жизни только в обществе целостном и гармоничном. Осуществляя реформирование общества, выстра-ивая переход к рыночным отношениям, нельзя пренебрегать главным их субъектом - самим человеком. Экономико-центрист-ский подход в проведении реформ не учитывает или, в лучшем случае, отодвигает на второй план человека, его развитие в духе подлинного просвещения и нравственности. А это значит, что допускается ошибка кардинального характе-ра в самом целеполагании, в определении вектора движения на пути реформ. По признанию одного из олигархов 1990-х гг. М.Ходорковского реформаторы современной России в тот период думали об условиях жизни и труда для 10% россиян, готовых к решительным переменам в условиях отказа от государственного патернализма, забыв при этом об остальных 90% населения страны.

В действительности экономику следует понимать как мате-риальный аспект культуры и, следовательно, в масштабе об-щества точнее говорить об экономической жизни, экономиче-ской культуре и экономической политике. Не экономика определяет ход развития общественной жизни. Всякий процесс общественного развития, включая и экономическое развитие, обусловлен уникальным сочетанием множества факторов, од-нако в их основе стоит человек, создающий и осуще-ствляющий экономику - определенный способ создания мате-риальных благ. Это всегда тот способ, который предопределен уровнем развития культуры, самого человека, ре-шающего с той или иной позиции проблему соотнесения свобо-ды и необходимости, устойчивости и изменчивости, инноваций и традиций, интересов индивида и общества. Экономическое благополучие приносит благо в случае духовного роста людей. В противном же случае оно приводит богатых людей к пресы-щению и вырождению, как это было, например, в Древнем Риме.

Поэтому важно понять, что развитие общественного про-изводства более всего зависит от того, в каком социальном и культурном качестве в него входит человек, насколько раз-вернуты его духовные потенции. Сами соци-альные и культурные качества приобретаются в культурном, образовательном процессе, на базе тех ценностей, нравственных начал, которыми располагает общество. Культура в широком понимании порождает духовность и творчество, целостное и гармоничное восприятие жизни, совершенство и смысл жизни.

23.5. Современная экономическая политика России

Экономическая политика — это комплекс управленческих стра-тегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.

Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов Россия уже в среднесрочной перспективе столкнется как с ограничениями эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями на сколько-нибудь существенный экономический рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще долго будет оставаться потенциальным источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической ситуации, кризис в сферах образования и здравоохранения могут вызвать ускоренную деградацию человеческого капитала страны.

Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет, за счет чего наша экономика получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России «конкурентоспособным должно быть все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».

Поэтому в президентском послании Федеральному собранию в 2003 году поставлена задача удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего валового продукта страны.

В программе Правительства Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена модернизация экономики в несколько этапов.

Ключевыми задачами первого этапа, рамки которого были ограничены 2000 годом, являлось создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.

На втором этапе (2001-2003 годы) начата реализация экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции провозглашаются основными мотивами экономической политики. В этот период планировалось сосредоточить инвестиционную активность государства на обновлении всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры. Цель финансовой политики государства - обеспечение финансовой стабильности и снижение долговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что основным фактором экономического роста на этом этапе будет развитие "нового сектора" на базе высвобождения предпринимательской инициативы.

Третий этап (2004-2010 годы) должен стать периодом масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов - накоплением новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов перетока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства. Этот период будет связан с ростом покупательной способности национальной валюты, переходом денежно-кредитной политики к механизмам регулирования процентных ставок. Доля государства в перераспределении валового внутреннего продукта будет снижаться по мере роста экономики, обеспеченного высокой инвестиционной активностью, включая приток иностранных инвестиций.

В целях сокращения административного влияния на экономику и повышения эффективности деятельности правительственного аппарата осуществлена реорганизация его деятельности. Изменена структура правительства, которая стала трехуровневой. Министерства призваны вырабатывать государственную политику в конкретных областях; Федеральные службы - проводить в жизнь политику министерств и контролировать результаты; Федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги. Предполагается, что такая структура повысит личную ответственность руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к совершенствованию деятельности исполнительного органа власти, что позитивно скажется на проведении экономической политики государства.

23.6. Альтернативные проекты экономической политики в современной России

Альтернативные проекты экономической политики в современ-ной России разрабатываются оппозицией. Особенно активной она бывает в периоды предвыборных кампаний, в ходе принятия принципиальных документов (например, государственного бюджета) и при определении путей, способов и инструментов приватизации, проведения финансово-кредитной, антиинфляционной, промышленной и социальной по-литики.

Из альтернативных проектов экономической политики можно выделить либеральный, коммунистический, социалистический (социал-демократический), национал-патриотический.

Либеральный проект основывается на принципах индивидуа-лизма, конкуренции, выталкивания слабых, самодвижении; (спонтанности) процессов перехода к рынку, открытой экономи-ки, продажи земли, судебной защиты прав собственника и наемного работника организации, территории. Либералы в свое время выступили как авторы «шоковой терапии» в экономике, при либе-рализации цен допускали инфляцию как необходимость, в том числе и обесценение нескольких сотен миллиардов рублей накоплений граждан (в ценах 1990 г.). Либерализация внешних связей сопровождалась массовым вывозом товаров на полуконтрабандной основе, заполнением российских рынков импортным ширпот-ребом. Либералы вывели из-под экономического влияния госу-дарства политику занятости, доходов, планирования долгосроч-ного развития, привносили западную культуру бизне-са. Однако в итоге был построен номенклатурно-олигархический капитализм с криминальным теневым сектором и до идеалов «на-стоящего капитализма» (или социального рыночного хозяйства) оказалось далеко, что сильно разочаровало демократов первой волны, многие из которых ушли из политики и даже оппонируют современному политическому режиму.

Коммунистические проекты содержат принципы, диаметраль-но противоположные либеральным. Так, в программе коммунистов заявляется, в первую очередь, о «по-вышении регулирующей роли государства в экономике». Затем следует «упорядочение управления госсобственностью» и приня-тие программ приватизации и национализации. В социальных во-просах следуют обещания «восстановления социальной справед-ливости», в частности, говорится, что «труд получит справедли-вую оплату по его результатам». Много обещаний «вернуть назад» — в области управления, АПК, социальной сфере.

Коммунисты выступают за ликвидацию принципа остаточного финансирования социальной сферы, однако четко не определяют ис-точники формирования той доходной части бюджета, которую можно будет использовать на социальные нужды. Двусмысленным в позиции КПРФ выглядит и обещание поддержки предпринимательства, и в первую очередь финансово-промышленных групп (т.е. крупного капитала). Предлагается ввести ренту на использование земных богатств частным бизнесом с целью извлечения прибыли.

Социалистические (в западном смысле) проекты весьма разноплановы. Они основаны в целом на социал-демократических подходах: единство государственного регулирования и рынка; частной и общественной собственности; конкуренции и протек-ционизма, перераспределения доходов через налоги и социальные программы; открытая экономика и взвешенная таможенная политика. Представляющие эту линию партии (партии самоуп-равления трудящихся, социал-демократическая партии России) малочисленны и маловлиятельны, хотя, по мнению специалистов, именно они могли бы соста-вить в России «третью силу» и были бы наиболее приемлемы для создания «смешанного общества» («социализма-капитализма») или того, что дает в качестве образца, например, Швеция.

Национал-патриотические движения имеют чрезвычайно пе-стрый состав, противоречивые программы, слабо проработанные экономические концепции. Главные проблемы и споры возника-ют вокруг понятий «нация» и «государственность». Например, ЛДПР в экономической политике ориентируется на имперский вариант и патернализм («большое государство» просоветского образца).

Литература

Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

Гимпелъсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 3.

Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 1995.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

May В.А. Экономика и власть. Политическая история экономи-ческой реформы в России 1985—1994. М., 1995.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

Программа Правительства России на 10 лет // http://www.akm.ru/ ru / gosinfo / progr _ gov /

Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве: Теоретический очерк. Серия: Россия и мир социально-гуманитарных знаний. СПб., 2004.

Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 1998.

Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 1997.

Ходорковский М . Записки из мертвого дома // Ведомости. 2004. 5 апреля.

Книга: Политология / Кремень

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Взаимосвязь экономики и политики

Жизнедеятельность людей характеризуется широтой и разнообразием действий, поступков, проявлений. Особое место занимает деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения материальных потребностей людей. Такой вид занятий называется хозяйственной деятельностью. Называют такую деятельность экономической. Понятие экономика сложное, многоуровневое и многогранное. В английской современной экономической теории понятие экономика повторяется десятки раз, а в разных экономических категориях - бесчисленное множество. Но если систематизировать понятия, то можно условно свести к ограниченному числу определений. Понятие экономика образуется из двух понятий - греческого oikos (ойкос) - дом, хозяйство и nomos (номос) - закон, правило, есть законы, правила ведения домашнего хозяйства.

В современных условиях экономика - это наука о способах ведения хозяйства, в следствие чего человек изменяет, приспосабливает вещества, средства, богатства природы для своих нужд. Экономика совокупность отраслей народного хозяйства, средств и процессов, используемых людьми для обеспечения жизнедеятельности. Система экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена, потребления) материальных благ и услуг.

Различные экономические школы по-разному интерпретируют характер экономических отношений, складывающихся в обществе между людьми. Одни определяющую роль отводят отношениям присвоения материальных условий производства, т.е. отношения собственности. Другие главным фактором, оказывающим решающее влияние на все стороны жизнедеятельности людей называют проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов. Но деятельность при ограниченных ресурсах - это Еще не экономический аспект. Английский экономист Лайонел Роб-бинс считает, что манна небесная хотя и ограничена, но ее нельзя ни обменять, ни отложить в пользу другого продукта. Людей выгнали из рая. Люди лишены вечной жизни и неограниченных благ. И если люди что-то выбирают, то вынуждены отказываться от других благ, от которых в других условиях не отказались бы. Экономика - это отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов, возможности их альтернативного использования. Экономические отношения проявляются через систему противоречий. Различные социальные общности - классы, группы, индивиды имеют каждый свои интересы, неизбежно сталкиваются с интересами других субъектов. Чтобы общность людей в отношениях друг с другом не руководствовалось законами джунглей, вынуждена вырабатывать правила общественного поведения во всех сферах и, прежде всего, в экономической. Ведь трудно отрицать приоритет экономических интересов, как бы это не противоречило духовному началу человека.

Экономическая политика рождается вместе с государством, призванным обеспечить защиту интересов различных социальных общностей. Экономическая политика - это поведение государства в сфере экономики страны. Экономист Джеймс Кейнс рассматривал экономическую политику как общую волю, воплощенную в государственном регулировании. Немецкий экономист Вильгельм Ойкен под экономической политикой понимал совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Бьюкэнэн считал экономическую политику процессом обмена между субъектом и государством, где каждый добровольно соглашается обменивать долю расходов по содержанию государственных служб за услуги, получаемые совместно. Экономист Милтон Фридмен относил экономическую политику к искусству принятия решений, что дает возможность выявлять основную единство конечной цели у представителей различных экономических течений и способствует преодолению разногласий. Следовательно, экономическая политика, осуществляемая государством, правительством, система практических мер в области управления экономикой, по предоставлению направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами и интересами страны. В определениях понятия экономическая политика четко видно тесная диалектическая взаимосвязь экономики и политики. Взаимосвязь экономики становится релєфніший, если принять во внимание современный научный подход разделение на позитивную и нормативную функции экономической теории. Если положительная функция рассматривает реальный экономический процесс, то есть фиксирует то, в каком положении находится экономика, то нормативная функция олицетворяет суждения о том, каким должен быть экономический процесс, то есть что должно быть. Экономическая политика выполняет преимущественно практическую, нормативную функцию. Разумеется, взаимосвязь экономики и политики глубже, чем тот, осуществляющими функции.

Определяющими противоречиями экономика - политика выступает экономика. Экономика первична, определяет направление деятельности политических институтов: правительства, политических партий, общественных организаций. Субъекты хозяйствования структурируются в различные социальные общности со своими, специфическими только свойственными интересами общности, преимущественно экономическими. За любым действием - индивидуальной или общественно значимой - стоят интересы. Отстаивать их в условиях плюралистического общества, нужны соответствующие организационные формы - политические партии, движения, общественные организации, выступающие выразителями интересов классов и социальных общностей. Не может быть политической партии, выражающей интересы народа. Народ - слишком абстрактное понятие. В условиях свободной экономики и наемного труда, одни социальные общности больше, а другие меньше способны увеличивать и отстаивать свои интересы. И хотя в открытом обществе противоречия интересов не становятся антагонистическими все-таки, иногда могут проявляться достаточно остро. Арбитром, что удерживает противоборство социальных общностей в рамках цивилизованности, что обеспечивает определенный баланс их интересов, выступают государство, правительство. Экономический процесс формирования и реализации интересов диктует правительственным структурам соответствующую социальную политику, направленную на согласование противоречий. Иначе возникают социальные катаклизмы, угрожающие основам существования государства. Все это и дает основание считать политику концентрированным отражением экономики.

Взаимосвязь экономики и политики может быть положительным и отрицательным. Возьмем инфляцию. Верно ли утверждение, что инфляция объективно присуща рыночному хозяйству? Только частично, самой незначительной степени. Более обоснована другое мнение. Инфляция - результат бездарной политики правительства. Стремление государства жить не по благосостоянию неизбежно толкает правительство на денежную эмиссию, способную создать кратковременную иллюзию успеха. Если разумные пределы нарушены, инфляция нарастает как снежный ком, поэтому имеет свойство подкармливаться. Спираль зарплата - цены (инфляция спроса) способна породить гиперинфляцию в сотни и тысячи процентов в год. Смешиваясь с инфляцией издержек, гиперинфляция буквально уничтожает экономику страны, а с ней и правительство с его волюнтаристской экономической политикой. Очередной правительство предпринимает ряд экстренных мер для погашения инфляции. Манипулируя денежно-кредитными и фискальными инструментами, резко сокращая социальные выплаты, замораживая заработную плату, правительство добивается сокращения денежной массы. Инфляция сдержанная. Якобы успех достигнут.

Но почему-то продолжается спад производства, растет безработица, ухудшается социальный климат в стране? Оказывается, чрезмерное усердие нейтрализации инфляции может иметь и негативные последствия. Чрезмерное уменьшение денежной массы, когда коэффициент монетизации (отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту) снижена до 13-15% за оптимального показателя 50% и более, приводит к гипоксии производства, обусловленной нехваткой оборотных средств. Падает покупательная способность населения. Нехватка денег удорожает кредиты. Банки обслуживают только краткосрочные операции.

К сожалению, иллюстрация инфляцию не абстрактная, а реальный процесс, который продолжается в Украине. Но инфляция показывает, насколько тонкая грань отделяет тщательно выверенные квалифицированные подходы в экономической политике от спонтанно принятых необоснованных решений. В общественных системах, где экономическая жизнь стабильное, где рыночные отношения функционируют в четко определенном правовом поле, зависимость экономики от политических решений менее глубокая, чем в тех странах, где делаются тяжелые попытки реформирования экономики на рыночных началах. В переходных экономических системах, когда демонтирован прежний хозяйственный механизм, но не создан новый, влияние экономической политики не должен ослабевать.

Практика экономических преобразований в странах постсоветского пространства в 90-е годы показала, что устранение правительственных институтов от регулирования переходных процессов, проведения приватизации и формирование новой структуры собственности, создание рыночного механизма и правового обеспечения его функционирования негативно сказывается не только на экономике, но и на общественном же-итті страны. Между тем, только имея аргументированное представление о цели, задачи и сроки реформирования экономики, можно определить найоптимальншіі способы осуществления необходимых преобразований. Однако и в развитых, традиционно рыночных странах, взаимодействие экономики и политики остается актуальной. И здесь существуют четко очерченные границы государственного регулирования, что не должны нарушаться. Верхняя граница вмешательства в экономику: сохранение конкурентной среды. Сокращение вмешательства в экономику не должно привести к сужению рыночных отношений, деформации экономических принципов, на которых строятся взаимосвязи между хозяйственными субъектами - предприятиями, фирмами, объединениями. Принцип не навредить один из основных в экономической политике. Но и без активной роли экономической политики не обойтись.

Известный предприниматель и финансист Джордж Сорос главной опасностью для открытого общества считает рыночный фундамен-тализм, что делает вмешательство государства в экономический процесс объективным. Но ошибки в экономической политике усиливают позиции сторонников рыночного фундаментализма с его принципами "Iaisser faire" (невидимой руки) Адама Смита, что отрицает сколько-нибудь заметное влияние государства на экономическую жизнь общества Характер двусторонней связи между современными решениями и будущими событиями зависит от того, опирается правительство в решениях на достоверные, объективные научные знания или предвзятые, субъективные.

В значительной степени неквалифицированные политические решения и в странах рыночной экономики и в тех, которые только пытаются ее создать, становятся главными причинами возникновения в хозяйственной практике проблем. Экономист Джордж Стиглера подчеркивает, что ни одна из реальных экономических систем не достигает идеальности. Это касается и рыночной модели, что свойственно социальное явление, известное как фиаско рынка. Однако, степень неудосконалення рынке куда меньше фиаско политики, к которому ведут просчеты в экономической политике реальных общественных систем.

1. Политология / Кремень
2. ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ НАУКА О ПОЛИТИКЕ?
3. 1. Политика - социальное явление
4. 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ Что такое наука о политике?
5. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ
6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Политические идеи Древнего мира
7. 2. Политические учения в средневековье
8. Политические идеи Фомы Аквинского
9. 3. Проблемы теории политики в эпоху возрождения
10. 4. Политические учения в XVI-XVII вв.
11. 5. Развитие политической мысли XVIII в.
12. 6. Политическая мысль в европе конец XVIII - XIX вв.
13. Политические идеи в России
14. 7. Современные политические учения запада
15. Формирование политической мысли в Украине
16. Идеи ограниченной монархии
17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
18. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ И УКРАИНЕ
19. Иван Франко
20. 3. Социально-политические учения о национально-культурное возрождение и государственность
21. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 1. Понятие и структура власти.
22. СУБЪЕКТ ВЛАСТИ
23. 2. СРЕДСТВА, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ
24. ТИП ВЛАСТИ
25. Государственная власть
26. Экономическая власть
27. ВИДЫ ВЛАСТИ
28. Политическая легитимность
29. ФУНКЦИИ БЮРОКРАТИИ
30. Функции политической системы, механизм
31. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
32. 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УКРАИНЫ
33. Формирование государственности Украины
34. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
35. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
36. 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В ПОЛИТИКЕ
37. 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
38. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА 1. Лицо в политике
39. ОТНОШЕНИЕ.
40. 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
41. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: Позитивные и негативные права
42.
43. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. Политические теории социальная стратификация
44. 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
45. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 1. Политические партии: сущность и роль в обществе
46. 2. Современные партийные системы и их сущность
47. 3. Суть и тенденции развития политических движений
48. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 1. Суть и роль политического лидерства в обществе
49. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
50. 1. Политическое сознание: понятие, структура, функции
51. МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВІДОМІСТЬ.ТИПИ
52. 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
53. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
54. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ
55. 2. Политика и мораль как система
56. Профессиональный политик
57. ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ 1. Природа и сущность современных политических концепций
58. 2. Основные идеологические течения современности
59. Консервативность
60. Либерализм
61. 3. Альтернативное видение общественного строя
62. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА 1. Понятие государства и его природа. Что такое государство?
63. Теории происхождения государства
64. 2. Формы политического правления и государственного устройства
65. Формы правления
66. Смешанные формы построения
67. 2. Гражданское общество и правовое государство
68. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: СУЩНОСТЬ И ТИПЫ
69. Типы политических режимов
70. 3. Тоталитаризм
71.