Александр Дугин: Бернар Анри Леви – наш идейный враг (17.05.2018).

Постыдная колониальная война в Ливии, где международное сообщество (в лице все еще сохраняющейся здравомыслящей части) столкнулось с неприкрытой агрессией против суверенной страны, завершившееся фактической ликвидацией отказавшегося капитулировать национального лидера и разгромом государства и его институтов, требует комплексной политической и правовой оценки. Равно как и требует своей оценки роль лидеров государств, напрямую причастных к организации и осуществлению военной агрессии против Ливии, лицемерно прикрытой не соблюдавшейся с самого начала резолюцией Совбеза ООН № 1973, должна, как представляется, получить свою оценку с позицией все еще действующего международного права. При этом не следует забывать и об идейных вдохновителях агрессии, выступавших под надуманными и очевидно неправовыми мотивами в духе популярного ныне в известных кругах «гуманитарного интервенционизма», которые также должны нести ответственность за идеологическое обоснование войны и военной агрессии. Сам тот факт, что они являются при этом признанными публичными интеллектуалами, не должен гарантировать им неприкосновенности в этом отношении – ведь предстали же перед судьями Нюрнбергского трибунала по весьма сходным по сути обвинениям никак не менее видные интеллектуалы ХХ века, как отец «классической» немецкой геополитики Карл Хаусхофер (покончивший жизнь самоубийством еще до окончания процесса и вынесения приговора) и один из теоретиков «консервативной революции» Карл Шмит (который все же был в конечном итоге оправдан).

На субъективный взгляд автора, не меньшего внимания в связи с войной против Ливии заслуживает видный французский публичный интеллектуал, представитель направления «новых философов» Бернар-Анри Леви, «теневой министр иностранных дел» Франции и «ментор» для действующего президента Николя Саркози – собственно, и вдохновивший последнего на трагическую по своим последствиям «ливийскую авантюру».

Биография данного персонажа является более чем выразительной и показательной.

Как и многие видные французкие интеллектуалы и политики, Леви является уроженцем Алжира. Он родился в алжирском городе Бени-Саф в еврейской семье. Отец Бернара-Анри был владельцем крупной лесопромышленной компании La Becob. В 1954 году семья переехала во Францию в пригород Парижа Нёйи-сюр-Сен , сравнительно скоро избавившись от того, что называется «провинциальными комплексами». В 1968 году Бернар-Анри поступил в «Эколь нормаль» – элитное учебное заведение, в котором пестуется гуманитарная элита Франции. Преобладавшие в это время в «гнездовище» французской интеллектуальной элиты левые настроения не обошли стороной и Леви, постепенно превратившегося в их твердого адепта и одного из «левых интеллектуальных гуру» Франции.

Характерна идеологическая эволюция Бернара Леви, последовательно перемещавшегося в рамках идеологического спектра «слева направо».

Начинал он как левый радикал и пацифист. Журналистскую деятельность начал, работая в газете Combat. В 1971 ездил в Индию, освещая войну за независимость Бангладеш от Пакистана . С 1973 года Леви - редактор издательства Grasset, в котором впоследствии выходили его книги. Написал более 20 книг, в основном на злободневные политические темы. Большинством трудов Леви представляют собой причудливую смесь из публицистики, философских и квазиморалистических сентенций, которую изначально и принципиально нельзя свести в какую-либо систему. Главные черты это стиля – эклектизм и навязчивая публичность. Его наиболее знаменитые приверженцы из числа «новых философов» - Андре Глюксман и Бернар Анри-Леви - это интеллектуалы, превосходно чувствующие себя на площадке СМИ. Бернар Анри-Леви и его друг Глюксман (как он ласково его называет), готовы на все, чтобы их показали по телевизору. Высшим достижением здесь, конечно же, считается получить приглашение на какую-нибудь официальную передачу, занимающуюся «благомыслием», к Тьерри Ардисону на программу «Об этом говорят все» на канале France 2, например. Ну а если не получится, Андре Глюксману хватит и полосы в газете «Liberation», «Le Monde» или любого другого либерально или радикального издания, готового развенчивать очередного врага «прогресса» или «общественности».

На философской «ниве» Леви известен как один из основателей школы «Новой Философии», критик современного марксизма (книга «Варварство с Человеческим Лицом», 1977). Данное философское направление изначально имело постмодернистский характер, последовательно разрушая традиционные ценностные иерархии и представления, и характеризуясь приверженностью определенной тотальности и навязчивым фатализмом. В замысловатых философских построениях Леви чувствуется влияние Ф. Ницше, А. Камю, структурализма (главным образом М. Фуко, Ж. Лакана) и Р. Барта. Целью своих философских построений Леви определил создании «новой онтологии власти», где власть и социальная действительность фактически совпадают, а онтология выступает в качестве теории, исследующей политические структуры мира; познание также приобретает черты политической эпистемологии, философия принимает формы и образы политики. Центральный онтологический вопрос: «что есть бытие?» искусно подменяется вопросом: «что есть власть и чем она отличается от всего прочего?». Власть отождествляется с самим обществом, с его организмом, превращаясь в некий нематериальный принцип: власть закладывает основы общества, упорядочивает его, руководит им. При этом власть не может быть локализована, она целиком заполняет весь мир, она «место всех мест», и не может существовать никакой контр-власти, а следовательно, и никакой реальной борьбы с властью. Бытие власти, таким образом, сходно с бытием языка, который в процессе своего развития все больше приближается к властной функции, и тот, кто владеет языком во всех его возможных смыслах и способах существования, является властителем. Структуры власти, запечатлеваемые в языке, требуют полной нивелировки индивидуально-личностного начала и ведут к нескончаемому увеличению отчуждения и зла: люди всегда говорят языком своих властителей. Согласно Леви, только ценности иудейско-христианской традиции способны противостоять всепроникающей «патологии власти». В итоге власть и публичное пространство фактически оказываются «по ту сторону добра и зла», побуждая индивида принимать навязываемые «тотальностью» «правила игры». Свободному интеллектуалу в рамках подобного «неблагоприятного контекста» остается весьма ограниченный выбор – либо продолжать отстаивать те самые иудео-христианские ценности (в самом разном их прочтении), либо, не видя для себя иной альтернативы, начать прагматично обслуживать «тотальную» (читай – «глобальную») власть, делая на этом неплохой гешефт. Последний вариант оказался итоговым выбором многих прежних «левых интеллектуалов», пожелавших стать королями сложившегося на наших глазах глобального «общества спектакля». Однако обо всем по порядку.

Так, достаточно рано Леви заявил о себе как о приверженце «мультикультурализма» и поборнике «толерантности», хотя весьма избирательном и своеобразном. Так, в 1984 году он участвовал в создании общественной организации «SOS racisme» предназначенной для того, чтобы привлекать голоса черных и арабских избирателей для Социалистической партии Франции и её лидера Франсуа Миттерана . В 1986 году ездил в Эфиопию, демонстрируя широту своих взглядов и убеждений.

Но «мировой социализм» пал, левое движение в Европе пошло на спад - и Леви начал тонко улавливать и обслуживать интересы формирующегося «мирового порядка» - что, впрочем, было характерно для многих прежних «леворадикалов». И уже тогда проявилась его «идеологическая ангажированность», готовность участвовать в демонизации тех, против кого была направлены интересы и устремления творцов «дивного нового мира».

В начале 1990-ых «новый философ» освещал конфликт в бывшей Югославии, выступая в защиту боснийских мусульман, и вместе с Глюксманном участвуя в демонизации сербов, подаваемых им ислючительно как представителей «рабовладельческого стиля». После событий 2011 года Леви, как «прогрессивный глобалист», активно поддерживал войну с терроризмом в Афганистане . В то же время обнаружилось, что Анри-Леви все же высказывался против нападения на иракский народ, начавшегося в марте 2003 г., но эту информацию нужно воспринимать осторожно, поскольку все его публичные позиции двусмысленны и крайне изменчивы.

Одновременно с этим Леви заявил о себе как о пламенном борце с мусульманским фундаментализмом. В 2005 он вместе с Салманом Рушди выступил с манифестом «Вместе против нового тоталитаризма» в котором подверг критике карикатурный скандал 2005-2006 годов и попытки распространения мусульманского образа жизни на Европу, непрерывно сравнивая «наступающий исламизм» с «тоталитарным коммунизмом» и параллельно давая широкой общественности уроки «политкорректного антифашизма». В то же время «воинствующий антиисламизм» не помешал Леви поддержать в Ливии активистов ПНС многие из которых были видными исламистами и даже членами «Аль-Каиды».

Во время войны в Южной Осетии в 2008 году вел репортажи из Грузии , брал интервью у президента Михаила Саакашвили . Естественно, что уже тогда присущие «глобальному интервенционисту» широта и избирательность взгляда не позволили заметить преступлений, совершенных грузинскими военными против мирного осетинского населения в Цхинвали.

Не мешает Леви отставивать «прогрессивно-глобалистские убеждения» и его еврейское происхождение. В мае 2010 года подписал петицию группы «JCall» в Европарламент , призывающую, в том числе, оказать давление на Израиль . Петиция вызвала разноречивые отклики в Израиле, и в целом по миру – что, однако, не смутило «политически влиятельного» интеллектуала.

В марте 2011 года участвовал в переговорах с ливийскими «повстанцами» в Бенгази и публично продвигал международное признание недавно созданного Национального переходного совета. Позднее в том же месяце он вместе с Николя Саркози продвигал инициативу по военному вмешательству в Ливии, упирая на односторонне истолкованные «гуманитарные ценности» и «демократические идеалы». Примечательно, что разрыв во времени между замыслом и действием оказался весьма незначительным: 11 марта 2011 года «воспитанников» Леви («новых Масудов») приняли в Елисейском дворце и назвали «легитимными представителями ливийского народа», а уже 19 марта французские бомбардировщики отбомбились по ливийским аэродромам и системам ПВО.

Уже потом, в совсем недавно вышедшей своей новой публицистической книге «Нелюбимая война» Леви признает, что в Бенгази он имел дело с горсткой мятежников, которая без поддержки извне практически не имела шансов на успех. При этом Леви как последовательный «постмодернистский философ» остался весьма доволен организованным им «грандиозным хэппенингом», не взирая на вызванные вторжением в Ливию жертвы среди мирного населения, разрушение страны и победу исламистов как закономерный итог кампании.

При всей кажущейся противоречивости и взаимоисключающего характера поступков Леви все совершенное им на поприще идеологической пропаганды неудивительно. На взгляд автора, на наших глазах произошла практически постмодернистская трансформация бывшего «идейного левого» и нонконформиста в обслуживающего «новый мировой порядок» квазимыслителя и «публичного идеолога», умело использующего эффекты «общества спектакля» и рождающего один за другим «идеологические симулякры», неизменно разушающиеся при столкновении с реальностью (что, впрочем, мало кого волнует после успешного продвижения очередного «идеологического продукта»). Современные засилье подобных «публичных гуру» - свидетельство общей болезни европейской и в частности французской философской и политической мысли, более не способной рождать по-настоящему великих мыслителей, но выносящей «наверх» теоретиков, трансформирующих свои искаженные представления о мире в «катастрофическую политику». Впрочем, подобное «преображение» - тот самый «многих славных путь», по которому следуют целый ряд прежних лидеров «поколения нонконформистов» 60-80-х годов прошлого столетия. Достаточно вспомнить в этой связи сходную по смыслу «идейную эволюцию» бывшего лидера «красного мая» в Париже и «грозу де Голля», а ныне убежденного сторонника «европейской интеграции» и лидера фракции «зеленых» в Европараменте Даниэля Кон-Бендита, теперь уже бывшего главы организации «Врачи без границ» Бернара Кушнера, ставшего в итоге единомышленником «американских неоконов», а равно и бывшего сталиниста и впоследствии также «нового философа» Андре Глюксманна, также ставшего сегодня адептом «новых ценностей». Но никакая «постмодернистская идейная эволюция» не должна освобождать от ответственности за обоснованные и совершенные преступления. Мыслящей и способной действовать части человечества, если оно хочет выжить, необходимо прекратить ведущую на его глазах «игру в бисер» постмодернистских «квазиинтеллектуалов от политики», вернувшись из мира «пропагандистских симулякров» в мир подлинных ценностей, справедливости и права, доступ в который ему пытаются сегодня перекрыть гламурные «идеологические жонглеры». И поистине, следует поторопиться, пока Бернар Анри-Леви и подобные ему не сделали самые мрачные антиутопии ХХ века «навязчивой явью».

«Вторжение в Сирию нужно начать ради тысяч магазинчиков, базаров, кожевенных лавок и рынка специй»

"В центре Бнай Брит"

Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Levy), родился в алжирском городе Бени-Саф в семье владельца крупной лесопромышленной компании La Becob. В 1954 году семья переехала во Францию. Здесь Б-А.Леви успел побывать троцкистом, маоистом, но финально утвердился как сионист (причем, умудрился встретится со всеми «израильскими» премьер-министрами). Выучился на журналиста, стал писателем и записал себя одним из основателей «Новой философии», с претензией на звание «властителя дум».

"Освободитель Судана"

В 80-х годах, вместе с Мареком Хальтером и Бернаром Кушнером писали предельно русофобские статьи против советских войск в Афганистане. В 1984 году участвовал в создании организации «SOS racisme» предназначенной для привлечения голосов черных и арабов в пользу Социалистической партии Франции. В начале 1990-х освещал конфликт в бывшей Югославии, выступая в защиту боснийских мусульман. В 1999 году на стороне «Армии Освобождения Косово» призывал к бомбардировкам в Сербии.

"Освободитель Грузии"

В 2008 году фальсифицировал для западной прессы события при нападении Грузии на Осетию.

В марте 2011 года участвовал в переговорах с ливийскими повстанцами в Бенгази и публично продвигал международное признание марионеточного «Национального переходного совета». Затем активно участвовал в пропаганде войны в Ливии против М.Кадаффи .

"Освободитель Ливии"

Согласно некоторым источникам, оказался связан с заказчиками провокационного фильма « », который вызвал просчитанное возмущение в исламском мире и приведший к погромам - что создало дополнительную стену между Европой и миром Ислама. Согласно тем же источникам, одним из организаторов был Кристофер Стивенс (ChristopherStevens ), позже назначенный послом США в Ливии и .

Сейчас Бернар-Анри Леви ведет активную пропаганду против законного правительства Сирии. 20 июня 2013 года он выпустил очередную статью под названием «Спасите Алеппо!» («Sauvez Alep! »), в которой призывает начать вторжение в суверенную Сирию против «кровавого режима Башара Асада ».

Зачем все это ему нужно?

По свидетельству британского музыканта и критика сионизма Гилада Ацмона (Gilad Atzmon), на проходившей в начале 2012 года конференции, организованной Французским Сионистским Советом еврейских организаций (CRIF), Бернар-Анри Леви объявил, что «как еврей », он «принимал участие в политической авантюре в Ливии ». И добавил «Я бы не делал этого, если бы я не был евреем ».

(Bernard-Henri Lévy). французский политический журналист, философ, писатель. Человек, который организовал визит Порошенко и Кличко в Париж в феврале и добился того, чтобы Олланд принял их с официальным визитом.

Те, кто читал S.N.U.F.F, наверняка заметили поразительное сходство сюжета с печальными событиями, происходящими на Украине (имеется ввиду ведущая роль СМИ в развитии военного конфликта, а не любовная линия, конечно).
Оказывается, есть ещё более удивительное сходство романа и действительности:

«Последние несколько войн в паре со мной работал Бернар-Анри Монтень Монтескье... Сам он предпочитал называть себя философом. Так же его представляли в новостях. Но в платежной ведомости, которую составляют на церковноанглийском, его должность называется однозначно: «crack discourse-monger first grade». To есть на самом деле он такой же точно военный. Но противоречия тут нет — мы ведь не дети и отлично понимаем, что сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке... » В. Пелевин. "S.N.U.F.F" 2011г.

* * *

«Любое повествование подобно ткани, растянутой на лезвиях точных прозрений» - эта строчка романа Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» в полной мере передает одну из потрясающих особенностей данного литературного произведения.
События, что уже несколько месяцев происходят и продолжают происходить на территории Украины, описаны в романе с той степенью точности, на которую обычно способна только серьезная социологическая аналитика (и то - далеко не всегда).
В этом смысле авторские прозрения устремились не только вглубь современной культуры, что является своего рода визитной карточкой стиля Виктора Олеговича, но и вперед во времени - «S.N.U.F.F.» появился на полках книжных магазинов еще в декабре 2011-го.
Это касается не только событий, но и персонажей романа, образы которого взяты «из жизни» - в некоторых случаях им соответствуют реальные прототипы. В данной книге таким персонажем является философ Бернар-Анри Монтень Монтескье.
Его роль в фабуле романа, действие которого происходит в отдаленном будущем, определено взаимодействием двух стран - Уркаины и Бизантиума. Уркаина здесь выписана как собирательный образ стран третьего мира, хотя, конечно же, как мы видим из самого названия, основной акцент делается на вполне конкретное государство. Бизантиум, в свою очередь, представляет собой метафору современного Западного мира (Европа и США).
В романе «S.N.U.F.F.» для Пелевина, как и в других его книгах, интересует, прежде всего, механизмы воздействия медиа на общественное сознание. Бизантиум полностью контролирует как культурную, так и экономико-политическую сферы жизни Уркаины. Одним из тех специалистов, что формируют информационное поле выгодным для руководства Бизантиума образом - в романе их называют «дискурсмонгеры» (в переводе - «торговцы дискурсом» или «разносчики дискурса»), является Бернар-Анри Монтень Монтескье.
«Последние несколько войн в паре со мной работал Бернар-Анри Монтень Монтескье — вы, вероятно, знаете это имя. Сам он предпочитал называть себя философом. Так же его представляли в новостях. Но в платежной ведомости, которую составляют на церковноанглийском, его должность называется однозначно: «crack discourse-monger first grade». To есть на самом деле он такой же точно военный. Но противоречия тут нет — мы ведь не дети и отлично понимаем, что сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке. Именно поэтому орки и пугают своих детей словом «дискурсмонгер».
Как и положено настоящему философу, Бернар-Анри написал мутную книгу на старофранцузском. Она называется «Les Feuilles Mortes», что значит «Мертвые Листья» (сам он переводил чуть иначе — «Мертвые Листы»). Ударные дискурсмонгеры гордятся знанием этого языка и возводят свою родословную к старофранцузским мыслителям, придумывая себе похожие имена. Это, конечно, чистейшая травестия и карнавал. Они, однако, относятся к делу серьезно — их спецподразделение называется «Le Coq d’Esprit», и на людях они постоянно перебрасываются непонятными картавыми фразами».

Образ Бернара-Анри Монтень Монтескье, помимо того, что содержит через имя отсылки к французским писателям и философам Мишелю Монтеню и Шарлю-Луи Монтескье, отсылает нас к Бернару-Анри Леви (фр. Bernard-Henri Levy) - современному французскому политическому журналисту, философу и писателю-публицисту, играющему видную роль в современных геополитических процессах взаимодействия между странами Запада и Третьим миром (его сайт: bernard-henri-levy.com).
События романа «S.N.U.F.F.» непосредственно связаны с определенным видом взаимодействия между Уркаиной и Бизантиумом, а именно - войнами, происходящими каждый раз по той модели, что разработали дискурсмонгеры Бизантиума. Схема включает в себя несколько этапов: освободительную революцию, войну с репрессивным режимом орков (название народа Уркаины) и, наконец, свержение тирании строго правительства Уркаины и появление нового.
Надо ли говорить, что Пелевин, конечно же, описал эту последовательность событий как совершенно медийную реальность, маскирующую под собой установленный Бизантиумом тотальный информационный контроль всех сфер жизни Уркаины. Формированием этой медийной реальности и занимается дискурсмонгер Бернар-Анри Монтень Монтескье.
«На самом деле над каждой войной работает огромное число людей, но их усилия не видны постороннему взгляду. Войны обычно начинаются, когда оркские власти слишком жестоко (а иначе они не умеют) давят очередной революционный протест. А очередной революционный протест случается, так уж выходит, когда пора снимать новую порцию снафов. Примерно раз в год. Иногда чуть реже. Многие не понимают, каким образом оркские бунты начинаются точно в нужное время. Я и сам, конечно, за этим не слежу — но механика мне ясна. В оркских деревнях до сих пор приходят в религиозный ужас при виде СВЧ-печек. Им непонятно, как это так — огня нет, гамбургер никто не трогает, а он становится все горячее и горячее. Делается это просто — надо создать электромагнитное поле, в котором частицы гамбургера придут в бурное движение. Оркские революции готовят точно так же, как гамбургеры, за исключением того, что частицы говна в оркских черепах приводятся в движение не электромагнитным полем, а информационным.
Даже не надо посылать к ним эмиссаров. Довольно, чтобы какая-нибудь глобальная метафора — а у нас все метафоры глобальные — намекнула гордой оркской деревне, что, если в ней проснется свободолюбие, люди придут на помощь. Тогда свободолюбие гарантировано проснется в этой деревне просто в видах наживы — потому что центральные власти будут с каждым днем все больше платить деревенскому старосте, чтобы оно как можно дольше не пробуждалось в полном объеме, но неукротимое восхождение к свободе и счастью будет уже не остановить. Причем мы не потратим на это ни единого маниту — хотя могли бы напечатать для них сколько угодно. Мы просто будем с интересом следить за процессом. А когда он разовьется до нужного градуса, начнем бомбить. Не деревню, понятно, а кого нам надо для съемки».

Роль Бернара-Анри Леви в тех политических процессах, что происходят в современном мире - фомирование дискурса, общественного мнения. На Интернет-конференции с читателями французской либеральной газеты «Le Monde» он представился как «активист народной дипломатии, не имеющий никаких полномочий, кроме тех, что дает ему совесть».
Примечательна биография этого совестливого активиста, дающая представление о том, почему именно Бернар-Анри Леви был выписан в качестве прототипа дискурсмонгера из «S.N.U.F.F.».

Бернар-Анри Леви - автор более 20 книг, в основном на злободневные политические темы, а также редактор издательства «Grasset», которое и выпускает его книги. Он воплощает собой образ современного успешного интеллектуала - миллионер, женат на модели, в своей деятельности контактирует непосредственно с президентом Франции.
Здесь уместно привести еще одну цитату из Пелевина: ««Французы» — ударные интеллектуалы «Биг Биза». Начать войну может кто угодно, но никто не сделает этого так элегантно. Все лучшие дискурсмонгеры из спецподразделения «Le Coq d’Esprit» обязательно знают немного по-старофранцузски. Они молодцы. У военных даже поговорка есть, «дисциплинированный как взвод французских интеллектуалов». Имеется в виду, понятно, дисциплина ума. Но и сердца тоже — потому что не всякое сердце сумеет избирательно кровоточить по поводу заданной цели в обход любого количества выпущенных врагом ложных мишеней — с высочайшей точностью маневра, в любых погодных условиях, да еще и на огромной дистанции».
Леви известен как один из основателей школы «Новой Философии». Свои статьи он подписывает - «Бернар-Анри Леви, философ». Его роман получил литературную премию «Медичи». В 1991 году назначен директором государственной кинокомиссии Франции, распределяющей государственные субсидии на кино. То есть, Леви, будучи фигурой медиа, объединил в своей деятельности все эти три составляющее - философию, литературу и кинематограф в едином русле политически окрашенного дискурса.

И вот «скромный» послужной список Бернара-Анри Леви , сотоящий из тех стран, куда, по его мнению, демократическое общество должно привнести свободу и европейские ценности.
В 1971 году Леви едет в Индию освещать войну за независимость Бангладеш от Пакистана.
В 1986 году - посещает Эфиопию.
В начале 90-х Бернар-Анри освещает конфликт в бывшей Югославии, выступая в защиту боснийских мусульман.
А в 1999 году, после нападения Басаева на Дагестан, тот же Леви рекомендовал Западу признать власть чеченского президента Масхадова и его премьер-министра Басаева.
В том же 1999 году в своих статьях призывал страны НАТО к бомбардировкам в Сербии в пользу «Армии Освобождения Косово». Леви требовал срочного военного вмешательства в сербский конфликт, считая это оптимальным политическим решением.
Через пару лет Бернар-Анри выступил с поддержкой войны с терроризмом в Афганистане, позиционируя себя как борец с мусульманским фундаментализмом в общемировом контексте.
Поддерживал пришедшего в результате революции к власти грузинского президента Михаила Саакашвили, а во время войны 2008 года в Южной Осетии вел репортажи из Грузии.
В 2010 году от имени политической группы «JCall», занимающейся проблематикой урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, подписал петицию в Европарламент с призывом оказать давление на Израиль.
В 2011 году продвигал инициативу по военному вмешательству в Ливии. В этот раз Бернар-Анри Леви - участник переговоров с ливийскими повстанцами в Бенгази. Именно он в 2011 году с помощью Николя Саркози добился международного признания созданного в Ливии в результате переворота Национального переходного совета.
В 2013 году он ведет активную пропаганду против правительства Сирии, выпустив статью, в которой призывает начать вторжение в Сирию против «кровавого режима Башара Асада».
Призвал европейских спортсменов прекратить участие в зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, дабы выразить протест против насилия в Киеве.

И наконец, 9 февраля 2014 года Бернар-Анри произносит речь на сцене Киевского Евромайдана.

10 февраля речь была опубликована «Le Monde» под заголовком «Мы все - украинцы». Желающие ознакомиться с риторикой одного из самых грозных дискурсмонгеров современности могут сделать это по ссылке http://inosmi.ru/sngbaltia/20140210/217395420.html .
Как пишет Пелевин: «Любая реальность является суммой информационных технологий. Это в равной степени относится к звезде, угаданной мозгом в импульсах глазного нерва, и к оркской революции, о которой сообщает программа новостей».

Характерно, что на посвященной ему странице Интернет-энциклопедии, кроме скупого перечня гуманитарно-философских миссий Бернара-Анри Леви в те страны, которые, по его мнению, нуждаются в демократии, встречается, в частности, такая фраза: «Некоторые обозреватели усматривают в присутствии Леви на Майдане предвестие эскалации напряженности в Киеве и на Украине в целом».

В причудливом переплетении сюжета литературного произведения и текущих социальных событий в Украине, образ дискурсмонгера Бернара-Анри Монтеня Монтескье предстает перед нами как живое свидетельство окружающей нас медийной реальности.
Словно сошли со страниц романа Пелевина не только сегодняшние общественно-политические процессы и территория, на которой они происходят, но и действующие лица, участвующие в этих процессах.
И это - еще один повод задуматься над своей собственной интерпретацией происходящего.

Хочется завершить обзор параллелей между книгой и жизнью еще одной цитатой из «S.N.U.F.F.»:
«Враждебного дискурсмонгера, как ракету с разделяющимися боеголовками, целесообразней всего уничтожать на стадии запуска. Вместо того, чтобы выяснять огненную суть его силлогизмов и прикладывать их к своей жизни и судьбе, надо прежде всего поинтересоваться источниками его финансирования и стоящими перед ним задачами — то есть вопросом, кто это такой и почему он здесь.
Этого практически всегда достаточно, ибо появление открывающего рот тела перед объективом телекамеры никогда не бывает спонтанным квантовым эффектом. Как не бывает им и сама телекамера».

Свою очередную пламенную речь записной французский интеллектуал Бернар-Анри Леви произнёс 9 февраля на киевском Майдане. И уже на следующий день она появилась в виде статьи в парижской Le Monde под заголовком «Мы все – украинцы». Я не знаю, что подумал при такой дерзости этого выходца из семьи алжирских евреев другой пассионарий с Майдана Олег Тягнибок или что испытал Виктор Янукович, когда «украинец» Леви, дойдя до экстаза, назвал Юлию Тимошенко «Киевской Богородицей». Зато я с удовольствием убеждаюсь, что французы – народ здравомыслящий, находя в Интернете среди ядовитых комментариев к статье новоявленного «украинца» и такое: «Мы все были ливийцами, теперь мы украинцы. А если нам просто быть французами – это что, так сложно?»

Увы, для Бернара-Анри Леви сложно. Он – человек-бренд. Уже несколько десятков лет он служит для европейцев патентованным возбуждающим средством. И дело даже не в том, что за свою 65-летнуюю жизнь он успел снять несколько фильмов и издать десятка два книг, застолбив за собой славу одного из мэтров «новой философии» - направления мысли, которое было модным во в прошлом веке, но быстро увяло, как вянет интеллектуальный продукт, в котором не сыщешь ничего, кроме экстравагантности. Секрет известности Бернара-Анри Леви в том, что в определённых кругах его рассматривают как «человека Миссии».

…Впервые он оказался в «горячей точке» в 1971 году, отправившись на войну за отделение Восточного Пакистана. Потом в его жизни «горячих точек» будет много. В 1981 году он проник в расположение афганских моджахедов, боровшихся против советской армии. В 1999 году страстно призывал к бомбардировкам Югославии. В 2001 году приветствовал интервенцию США в Афганистане. В 2008 году, во время нападения грузинской армии на Южную Осетию, брал интервью у Михаила Саакашвили. В 2011 году стал вдохновенным певцом уничтожения Ливии. Тогда же начал неутомимо пропагандировать свержение «кровавого режима ».

После Югославии, Афганистана, Ливии, Сирии наш «новый философ» определил следующим своим объектом Украину. В интервью, которые он раздавал на киевском Майдане журналистам, он уверенно заявил, что «ни ксенофобии, ни антисемитизма» он на Майдане не видел. Ему повезло – у активистов «Свободы» и «Правого сектора», известных блюстителей расовой чистоты, была насчёт Леви чёткая инструкция: этого не трогать.

Послушаем же, о чём вещал с Майдана человек без лица – вчерашний ливиец, сегодняшний украинец: «Я приветствую Арсения Яценюка, возглавившего партию брошенной в тюрьму Киевской Богоматери, который только что объявил с этой трибуны о создании «параллельного правительства»: это правительство, рожденное Майданом, отныне имеет больше легитимности, чем когда-либо имели нынешние марионетки на посылках у Кремля... Президент моей страны Франсуа Олланд встречается через несколько часов с президентом США: кто знает, не убедит ли он ещё раз объединиться в операции спасения этой части Европы, которая остается в заложниках»...

«Да, правда, что у вас есть друзья в Европе. Правда и то, что друзья у вас есть и здесь, в европейских дипломатических миссиях, друзья, работающие в тени (выделено мною. – И.Л.), о которых я могу сказать, что они сердцем с вами и действуют в ваших интересах».

Бернар-Анри Леви уже давно удерживается в зоне общественного внимания исключительно благодаря тому, что выступает в роли бродячего торговца, сбывающего публике ходкий идеологический товар: он «продаёт» общественному мнению в международные политические авантюры глобальной элиты. Он борец с «диктатурами» повсюду, куда укажут «хозяева дискурса». Это нелёгкий хлеб, но Леви действует вдохновенно. Представляя недавно на телеканале BFM свой фильм об интервенции в Ливию, он напыщенно назвал разграбление этой страны «ливийским чудом». Уже третий год он творит заклинания, рассчитывая на повторение «чуда» в Сирии.

Выступая в прошлом году на устроенном американскими неоконами форуме «Инициативы во внешней политике», гиперактивный «новый философ» потребовал проигнорировать вето, наложенное Россией на западный проект резолюции по Сирии в . Рассказывая американцам об их «моральном долге» оккупировать Сирию, Леви убеждал их, что свет не сошелся клином на ООН, что есть и другие силы, способные привести Сирию к демократии, прежде всего НАТО. Когда аргументы о «моральном долге» истощились, он щегольнул «учёностью», заговорив на плохом английском о Софокле и «законе Антигоны». Это выглядело, как китч, но американцы притихли, вслушиваясь в непонятные слова, а распалявшийся пророк продолжал вещать.

У себя дома, во , Бернару-Анри Леви уже трудно притязать на роль властителя умов. Когда-то известный французский историк античности Пьер Видаль-Наке (1930-2006), человек незаурядной эрудиции, был ошеломлён интеллектуальными ужимками Леви и высказался по поводу его очередной книги так: «Проблема не в том, чтобы раскритиковать очередную поделку Бернара-Анри Леви, ибо она за пределами всякой критики. Проблема в том, чтобы понять, как человек, получивший философское образование… может настолько презирать своих читателей, чтобы подсовывать им подобную «науку» и вести себя, пользуясь его же выражением, как безграмотный шут?»

Однажды Бернар-Анри Леви признался, что он «принимал участие в политической авантюре в Ливии» «как еврей» и не сделал бы этого, «если бы не был евреем». Сейчас, рекомендуя себя в как украинца, Леви переключается на новую и, видимо, горящую тему – борьбу, как он выразился, с «хозяином Владимиром Путиным и его лакеем Виктором Януковичем». И ввязывается в новую политическую авантюру, которую он называет «спасением Украины».

Так что «народу Майдана», как велеречиво поименовал своих киевских слушателей Бернар-Анри Леви, остаётся лишь поздравить себя с появлением в их городе уличного театра, в котором то регулярно наезжающая из Вашингтона Виктория Нуланд раздаёт милиционерам печенье и матерится , то в качестве носителя европейского духа гастролирует стареющий безграмотный шут.