Арочный пролет под коммунальным мостом. Советская подмостовая авиация

Зачем Валерию Чкалову приписали смертельный трюк

В октябре 1940 года ленинградские газеты взахлеб писали о мастерстве летчика Евгения Борисенко, который на съемках фильма «Валерий Чкалов» исполнил сложнейший пилотажный трюк - пролетел на самолете-амфибии под Кировским (ныне - Троицким) мостом, причем несколько раз. К слову, в современном сериальном «ремейке» фильма (снят в 2012 году) этот эпизод имитировали с помощью компьютерных технологий. Своим трюком Борисенко превзошел самого Чкалова, который под Троицким мостом никогда не летал.

ЧП на съемочной площадке

К моменту съемок «Чкалова» Евгению Борисенко было всего 27. Воспитанник детского дома, он в 1931 году по комсомольской путевке поступил в Батайскую школу Гражданского воздушного флота (ГВФ) и два года спустя начал летать в Северном управлении ГВФ. Осенью 1940 года Борисенко откомандировали в Ленинград на съемки «Валерия Чкалова», к которым приступил режиссер Михаил Калатозов.

Для пролета под мостом Борисенко выбрал самолет-амфибию Ш-2. В первый день съемок эпизода, 22 октября, Евгений сделал пару удачных дублей подряд. Однако режиссер с оператором, перестраховываясь, на следующий день попросили летчика «повторить» — и тот снова успешно справился с заданием. Но без ЧП в итоге все равно не обошлось — об этом впоследствии написал Николай Богданов, товарищ летчика Борисенко.

Оказывается, по завершении съемочного дня оператор попросил летчика Борисенко доставить и высадить его «поближе к «Ленфильму». Борисенко просьбу исполнил: доставил и приводнился нормально. Однако на пути самолета встретилось затонувшее бревно, при столкновении с которым машина получила пробоину: фюзеляж в считаные секунды наполнился водой, и Ш-2 почти полностью затонул.

Вынырнувший из воды летчик сначала спас ушедшего на дно кинооператора, а затем, мокрый, продрогший, на протяжении нескольких часов руководил работой по спасению и буксировке гидросамолета. Уж какие впоследствии оргвыводы в отношении летчика сделало его командование, остается только гадать. Думается, что, невзирая на киногероизм, досталось тому по полной. Это досадное происшествие в ленинградские газеты не попало…

Всесоюзная премьера «Валерия Чкалова» состоялась 12 марта 1941 года. Имя одного из подлинных героев фильма — Евгения Борисенко — в титрах не значилось. А вскоре грянула война, и из героя киношного ему пришлось перевоплотиться в героя реального. В общей сложности Евгений Иванович совершил 173 успешных боевых вылета, из них 152 ночью. Был представлен к званию Героя Советского Союза, однако по каким-то причинам официальное представление «завернули».

А было ли лихачество?

Валерий Чкалов после выхода фильма про него на многие десятилетия стал культовым национальным героем СССР, а советская молодежь массово бросилась записываться в летные школы. Сам фильм стал одним из лидеров кинопроката, а эпизод с «пролетом под мостом» вошел в число наиболее ударных и узнаваемых сцен отечественного кинематографа. Правда, профессионалы летного дела сочли ее недостаточно убедительной, однако Евгений Борисенко в этом не виноват: просто в конечном варианте в фильм вошел комбинированный микс из нескольких дублей.

Между тем современные исследователи скептически относятся к самому факту существования в биографии Чкалова примера подобного «лихачества». Да, в некоторых советского периода изданиях, посвященных летчику, схожий эпизод упоминается. Но! При не столь романтичных обстоятельствах.

А именно: экстренная посадка зимой 1930 года под железнодорожным мостом в районе станции Вялка (Новгородская область), в результате которой перегоняемый в Ленинград самолет Ш-1 развалился на куски, а экипаж (пилот Чкалов и механик Иванов) чудом остался жив. А вот достоверных документальных свидетельств полета Валерия Павловича над Невой и под мостом, да еще и в честь любимой женщины, нет. Эту историю стали приписывать Чкалову лишь после выхода фильма о нем.

Бывший директор Ленинградского государственного музея авиации Александр Соловьев в одном из своих очерков, который ныне можно легко отыскать в Сети, цитирует рассказ одного из членов съемочной группы: «…Первоначальный сценарий фильма нашему режиссеру Калатозову не нравился. Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали о том, что еще в царское время какой-то пилот пролетел под Троицким мостом. Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его требованию сценарий был переделан. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой».

Асы царской России

Зарубежные специалисты считают, что первым летчиком, пролетевшим под мостом, является английский пилот Франк К. Макклин. 10 августа 1912 года на поплавковом биплане «Шорт S33» он пролетел между верхним и нижним пролетами Тауэрского моста, а затем под всеми мостами на Темзе до самого Вестминстера, где благополучно сел на воду.

Однако мы, из соображений патриотизма, в данном вопросе отдаем пальму первенства своему авиатору — уроженцу Черниговской губернии Харитону Славороссову, имя которого ныне основательно забыто. С 1910 года Харитон работал механиком в авиашколе варшавского общества «Авиата», где сдал экзамен на пилота и год спустя получил диплом Всероссийского аэроклуба. После ликвидации «Авиаты» он выкупил свой аэроплан и стал принимать участие в различных международных авиационных соревнованиях.

В том самом 1912 году в местечке Мокотово, под Варшавой, Славороссов, управляя маленьким аэропланом «Блерио», на глазах у публики вдруг пролетел под мостом через реку Висла. «Первый в мире трюк подобного рода», — вспоминал потом авиатор, признаваясь, что заплатил за свою русскую удаль приличный штраф. Кстати, в годы Первой мировой войны Славороссов добровольцем сражался в рядах французской армии, в 1-м авиационном полку. Когда в октябре 1914 года в одном из боевых вылетов был ранен и вместе со своим самолетом оказался на нейтральной полосе французский летчик Реймон, Харитон Славороссов приземлился рядом с ним, перенес товарища на свой аппарат и взлетел под огнем противника.

Что же касается пролета непосредственно под Троицким мостом, первым его совершил морской летчик-испытатель Георгий Фриде на своей летающей лодке М-5 в 1916 году. В том же году этот пилотажный элемент повторил друг и коллега Фриде — лейтенант Алексей Грузинов. Причем существенно усложнил задачу, пролетев под всеми подряд мостами на Неве. Грузинов вообще был асом высочайшего уровня. Сохранились упоминания о таком его авиатрюке: с выключенным мотором на самолете М-9 Грузинов делал круг, почти впритирку облетая купол-барабан Исаакиевского собора и садился на воду поперек Невы.

Наконец, нельзя не вспомнить и легендарного летчика Александра Прокофьева-Северского — своего рода предтечи Маресьева. Выпускник Севастопольской авиационной школы, в начале июля 1915 года он получил звание морского летчика и был направлен на фронт. Вскоре во время боевого вылета Александр подорвался на собственной бомбе и получил тяжелейшее ранение — ему ампутировали правую ногу. Тем не менее, молодой офицер решил вернуться в строй и принялся упорно учиться ходить — сначала на костылях, а затем с протезом.

В начале 1916 года Прокофьев-Северский приступил к службе на петербургском воздухоплавательном заводе: сперва в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолетов, а затем переквалифицировался в авиаконструктора. Однако Северский был убежден, что может и должен летать. По одной из версий, чтобы заявить о себе, Прокофьев-Северский без разрешения выполнил полет на летающей лодке М-9 и среди бела дня пролетел под серединой Николаевского моста. При этом еще и умудрился счастливо разминуться со встречным речным трамвайчиком.

За подобное хулиганство летчику грозило серьезное дисциплинарное наказание. Однако контр-адмирал Непенин решил не губить карьеру пилота и отправил доклад на Высочайшее имя, в котором особо подчеркнул мужество и силу духа офицера. И попросил в финале: нельзя ли дать сему мичману разрешение на боевые полеты? Доклад якобы вернулся с резолюцией императора: «Читал. Восхищен. Пусть летает. НИКОЛАЙ»…

В итоге к переломному октябрю 1917-го подпоручик Прокофьев-Северский стал одним из самых известных российских летчиков-асов.

МК-справка

Кто еще летал под мостами

Французский летчик Майкон в 1919 году на двухместном учебно-тренировочном биплане «Кодрон G.3» успешно проскочил под мостом над рекой Вар в Ницце.

Во время Великой Отечественной войны советский летчик Рожнов смог оторваться от «мессера», севшего ему на хвост, только благодаря пролету под мостом.

В 1959 году капитан ВВС США Джон Лаппо на RB-47 пролетел под подвесным мостом Маккинак на озере Мичиган. И хотя трюк был выполнен удачно, летчик пошел под трибунал, и от тюрьмы его спасли лишь былые боевые заслуги в Корее.

В 1965 году в ответ на бездумную хрущевскую демобилизацию военных асов летчик канского авиационного отряда Привалов пролетел под аркой Новосибирского моста через Обь на реактивном МиГ-17.

В 1999 году литовский летчик Юргис Кайрис на спортивном самолете пролетел под десятью мостами подряд на реке Нярис. Обладая титулом чемпиона мира по высшему пилотажу, Кайрис получил разрешение у городских властей Вильнюса, а также застраховал себя и мосты на 2,5 миллиона долларов.

В 2012 году сибирский пилот Евгений Ивасишин, пытаясь совершить экстренную посадку спортивного самолета, вынужденно пролетел между 18-метровыми опорами Югорского железнодорожного моста.

4 июня исполняется ровно 50 лет с момента необычного происшествия - под мостом в Новосибирске пролетел реактивный истребитель МиГ-17. «Подвиг» летчика Валентина Привалова был запечатлен на фото…

Пилот - «самоубийца»
Как вспоминают очевидцы, тот день в 1965 году выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Тишина, спокойствие и благость - лето в советском Новосибирске.
Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. На набережной начали встревоженно оглядываться: что шумит?
И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.
- Да это же самолет! Настоящий боевой истребитель! - воскликнул кто-то на набережной.
Толпа замолкла в ужасе: истребитель летел низко над волнами прямо к Коммунальному мосту. Вода под самолетом кипела белыми бурунами - то ли от невероятной скорости машины, то ли от ударов реактивной струи из сопла. Казалось, что над водой летит серебристая лодка, а за ней тянется белый след (его называют кильватерным).
- Что же будет? - упавшим голосом спросила девушка-студентка.
Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…
Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.
Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост. С него начиналась городская история, от него зависит судьба страны, и как раз сейчас по нему идет товарняк с лесом!
Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.
Получить нагоняй от маршала и остаться в строю
Как рассказывает в своих воспоминаниях Александр Каманов (новосибирец, который встречался и беседовал с Валентином Приваловым), Коммунальный мост летчик приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!». После одной из тренировок Привалов собирался вернуться на аэродром. Но, пролетая над Обью, решил исполнить данное себе обещание.
На цель заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час. Страшно было - до потемнения в глазах. Еще бы - на такой скорости попасть в узкое «окно» мостовой арки (30 метров в высоту и 120 в ширину) казалось просто невозможным. Даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту машины на целые метры.
Но самое страшное оказалось впереди. Сразу за Коммунальным мостом - всего через 950 метров - уже железнодорожный мост, важнейшая транспортная артерия России. У Привалова было ровно пять секунд до столкновения. И за это время он успел круто изменить курс и, испытывая дикие перегрузки, ввинтиться в небо.
А на следующий день его арестовали. На допросе у тогдашнего маршала обороны СССР Родиона Малиновского Привалов сказал, что просто хотел стать «настоящим летчиком».
А Малиновский обвинил аса в «чкаловщине»: летчик-испытатель тоже любил похулиганить за штурвалом. Как рассказывает Александр Каманов, по иронии судьбы маршал произнес эти слова на Новосибирском авиационном заводе имени Валерия Чкалова…
Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили (имеется в виду воспитательная беседа с маршалом. - Прим. ред.). Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».
Видимо, самоубийственная смелость воздушного хулигана покорила маршала, знакомого и с Чкаловым, и с Покрышкиным. Которые, кстати, тоже были не против продемонстрировать свое воздушное мастерство. И правильно. Что ж, прятать его, что ли?

ТТХ Истребитель МиГ-17
Длина самолета: 11,264 м
Высота самолета: 3,8 м
Размах крыла: 9,6 м
Максимальная дальность полета: 1295 км
Максимальная скорость полета: 1114 км/ч
Потолок (максимальная высота): 15 600 м
Экипаж: 1 чел.

Наверное, нет в Новосибирске человека, который не слышал бы о пролете под нашим Коммунальным мостом. Этот поступок у разных людей вызывает разные чувства. Одни считают нашего «сибирского Чкалова» героем, другие –хулиганом. Да и сам тогдашний министр обороны СССР маршал Родион Яковлевич Малиновский простил летчика, приказав не наказывать его, а «дать отдохнуть». Даже из коммунистической партии не стали исключать. Он, конечно, авиахулиган, но ведь нашенский!

Фотоколлаж по заказу

И хотя история эта абсолютно правдива, она уже окутана кучей мифов. Помог этому и знаменитый фотоколлаж, показывающий сам момент пролета. Но ведь в 1965 году не было в каждой руке ни мобильных телефонов с камерами, ни «моментальных» фотоаппаратов, специально в засаде никто не сидел и не поджидал. Данную «фотографию» сделал по заказу музея Новосибирска его дизайнер Евгений Социховский. Причем намеренно с нарушениями пропорций, чтобы никто здравомыслящий и подумать не мог, что это реальность. Масштабы самолета относительно моста сильно увеличены, а угол полета предполагает чуть ли не его выныривание из воды. Да и набережная тогда еще не была построена.

Тем не менее, одни в фотографию поверили, а у других, более внимательных, коллаж сразу вызвал ощущение неправды и создания очередного мифа. Но это реальный случай, в отличие от пролета самого Чкалова, якобы выдуманного для фильма «Валерий Чкалов». Во всяком случае в личном деле аса такого случая не зафиксировано. Но вот во время съемок фильма летчик Евгений Борисенко действительно сделал шесть дублей пролета под Троицким мостом в Ленинграде на гидросамолете Ш-2.

Трамвай №13 и летчики под мостами

Но оставим спор про Чкалова петербуржцам. А наш случай был даже зафиксирован советской (!) прессой. У нас же в городе две главные легенды: мстящий автомобилям и летчики под мостами. В августе 1965 года всесоюзная газета «Известия» в статье «Украли трамвай» пишет: «Случай в трамвайном парке здорово задел самолюбие новосибирских авиаторов. «Чем мы хуже трамвайщиков!» - воскликнули они. И вскоре в один из жарких дней…» – ну и далее по тексту…

Капитан ВВС Привалов тоже уже оброс легендами. Во-первых, он не совсем наш. Его часть дислоцировалась в городе Канске Красноярского края, а в Новосибирске он был в командировке. Есть также некоторая путаница в дате полета – называются и 3, и 4, и 14 июня. Версия про покорение девушки на пляже (или на мосту) тоже романтична.

Но главное – мы до сих пор считаем этот пролет под мостом на реактивном самолете единственным в мире и до сих пор не повторенным. Так думал и я, так и другим рассказывал. Но вот с помощью далекого заокеанского друга Миши Юданина в конце 1980-х еще жившего в Новосибирске, удалось выяснить, что за границей, оказывается, тоже есть жизнь, и там тоже есть «безбашенные» летчики.

И первый пролет на реактивном самолете был совершен за 6 лет до нашего, еще 24 апреля 1959 года. Правда, это был не истребитель, а реактивный бомбардировщик. Этот хулиганский пролет совершил успешный, опытный летчик американских ВВС 39-летний капитан Джон С. Лаппо (John S. Lappo). И произошло это в Мичигане, под висячим мостом Маккинак. Лаппо тоже готовился. По его словам, он предполагал пролететь под мостом Золотые ворота в Сан-Франциско, но подвернулся другой.

Ранним утром, также возвращаясь на базу после выполнения учебного задания, над озером Мичиган Лаппо снизился до высоты 23 метров и проскользнул на разведывательном бомбардировщике RB-47E Stratojet под новеньким мостом Маккинак. От воды и пролета моста 60-тонный самолет отделяло по паре десятков метров.

Командир экипажа был отдан под военный трибунал. Но прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы – 28 боевых вылетов в Корее на бомбардировщике В-29, четыре боевые награды, «Летный крест» за несколько разведрейсов над территорией СССР. Суд объявил Лаппо выговор и присудил денежный штраф. Тогда же всем американским самолетам было запрещено опускаться ниже 500 футов (153 м). Джон Лаппо также удостоился личной благодарности 1-го замначальника штаба ВВС Кертиса Ле-Мея: «Мне жаль, что у меня нет эскадрильи таких летчиков, как вы», но за штурвал военного самолета авиахулиган сесть уже не смог, хотя и прослужил в ВВС еще 13 лет, уйдя на пенсию в звании подполковника.

Длина основного пролета моста Маккинак - 1158 м, просвет от проезжей части до воды – 50 метров. Ширина пролета – 127 метров, высота – 30 метров. Согласитесь, что игольное ушко вдесятеро меньше.

Но у бомбардировщика почти в четырераза больше размах крыльев - 35,4 метра против 9,83 МиГовских. Почти на 100 км выше скорость сваливания -308 км/ч против наших 220-230. То есть лететь он должен быстрее, либо упадет, хотя крейсерная скорость, конечно, в проигрыше. Но кто ж на крейсерной да под мостами!

«Тонкий» английский юмор

Другой пролет реактивного самолета произошел уже после нашего в самом сердце старой, доброй Англии. После полудня 5 апреля 1968 года летчик Королевских ВВС, командир полка 1-й эскадрильи 32-летний Алан Поллок (Alan Pollock) на истребителе Hawker Hunter FGA.9 на скорости 300 миль в час (483 км/ч) пролетел под верхней частью Тауэрского моста. Перед этим он отделился от возглавляемой группы самолетов, ушел в сторону Лондона, с громовым ревом трижды облетел здание Парламента и покружил над мемориалом Королевских ВВС на набережной Виктории. Летчик сделал это в знак протеста на решение лейбористского правительства не проводить над Лондоном воздушный парад в честь пятидесятилетней годовщины ВВС.

Ширина Тауэрского моста меньше Коммунального в Новосибирске более чем в два раза – 61 метр, а высота верхней галереи над основным мостом – 42 метра. Не остановила пилота и то, что по мосту двигался двухэтажный автобус, шли пешеходы.

После приземления Поллок был арестован, а затем, несмотря на поддержку коллег, был уволен из ВВС по состоянию здоровья без права апелляции, что позволило ему избежать военного суда.

Для наглядности я свел самые интересующие нас характеристики самолетов и мостов в таблицы.

Конечно, условия полета зависят и от многих иных условий (ветер, реальная масса самолета, мастерство летчика). Но, как ни крути, риск огромен во всех случаях - небольшое движение штурвала - и ты в опоре моста или в воде, а в нашем случае надо еще грамотно подняться, ведь впереди, через 950 метров, следующее препятствие – железнодорожный мост через Обь.

Надо сказать, что все три летчика в той или иной мере готовились. Англичанин предварительно даже составил карту своего полета над Лондоном. Все трое гордятся своим поступком и красочно его описывают. Но каково было простым людям, находившимся в момент героического пролета на мостах. Не успели понять? Возможно. Пресс-секретарь столичной полиции Лондона в 1968 году подытожил: «Мы не рассматриваем это как шутку, это могло иметь серьезные последствия. На мосту были пешеходы и транспортные средства». Сухо и трезво.

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, ждал «сюрприз». Согласно ряда приказов и наставлений, о чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому.

Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.,

Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили (имеется в виду воспитательная беседа с маршалом. - Прим. ред.). Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».

Видимо, самоубийственная смелость воздушного хулигана покорила маршала, знакомого и с Чкаловым, и с Покрышкиным. Которые, кстати, тоже были не против продемонстрировать свое воздушное мастерство. И правильно. Что ж, прятать его, что ли?

Сейчас трудно сказать, почему министр обороны принял в отношении Привалова неожиданное решение. Может быть, понял маршал, что подобные пилоты в случае войны будут очень полезны родной авиации, а может, произошло что-то еще, но капитана Привалова приказано было не наказывать, а отправить в отпуск, а если уже был, то предоставить десятисуточный отдых при части! После этого экс-коммуниста быстро вернули в ряды ленинской партии, вскоре изменился и калибр звезд на погонах отчаянного пилота. Стал он командиром эскадрильи и даже заместителем командира полка, но не сразу.

Не забыли о чкаловском последователе и в столице - в начале 70-х майор, а потом и подполковник Привалов продолжил службу в учебном авиаполку в п. Саваслейка Горьковской области. Вскоре учебный полк стал 148-м центром боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО. Лишь в 1977 году сердечно-сосудистое заболевание вынудило Валентина Васильевича покинуть летную службу. Оставаться в рядах армии он не мог и не хотел без любимой работы - пришлось уйти в отставку, хотя имелся вариант дослужить какое-то время на тыловой должности. В конце 80-х он перенес операцию по вживлению электростимулятора сердечной мышцы. В настоящее время Валентин Васильевич Привалов проживает в Москве.