Человек славен добрыми делами дополнительный материал. Человек славен добрыми делами (сочинение)

Глава III. Нравственные основы жизни

Вернёмся к нашим главным вопросам: что такое добро и кого называют добрым? Мы выскажем свою точку зрения, а ты можешь согласиться с ней или предложить свой ответ.

Когда мы говорим «добро», то имеем в виду всё хорошее, всё полезное, всё, что помогает жить и защищает жизнь.

Почему заплакал Принц? Очевидно, потому, что почувствовал угрызения совести. А почему он решил помогать людям? Возможно, потому, что у него появилось прекрасное чувство сострадания к несчастным жителям его города.

Это, наверное, самое главное. Важно, конечно, проявить сочувствие, но ещё важнее сделать доброе дело, помочь, выручить, порой даже рискуя собой. И от этого становится, как говорят, тепло на сердце. Ведь Ласточка рисковала, согласившись помочь людям. Она ведь могла замёрзнуть, а доброе дело согрело её.

Добрым называют человека, который...

Стоп. Давайте ещё подумаем.

Главное правило доброго человека

На свете много разных правил. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения, есть правила игры в футбол и т. д.

А что ты знаешь о морали? Мораль - это правила доброго поведения. Моральных правил тоже много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали (нравственности).

Почему его называют золотым? Потому, что это правило кратко и точно отвечает на главный для каждого из нас вопрос: как следует относиться к другим людям? Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Лучше не скажешь!

А как ты хочешь, чтобы относились к тебе? Ответ напрашивается сам собой: хорошо, по-доброму. Ибо какой нормальный человек пожелает себе плохого?

Золотое правило требует от нас доброго отношения к другому человеку. Это самое дорогое, самое ценное из всех отношений, которые складываются между людьми.

Золотое правило действует всегда. Потому что во все времена человеку бывает приятно, тепло, уютно, когда он встречает доброе отношение к себе. Счастливы бывают оба - и тот, к кому по-доброму отнеслись, и тот, кто поступил по-доброму, т. е. морально. Наверное, поэтому главное правило морали называют золотым.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Возникло золотое правило морали давным-давно. Рассказывают, что к китайскому мудрецу Конфуцию, который жил более двух тысяч лет назад, пришёл ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Это и было золотое правило.

Существует также древнееврейский рассказ о нетерпеливом молодом человеке. Он просил умных людей изложить ему содержание священных книг так коротко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И один знаменитый учёный сказал ему: «Не делай никому того, чего не хочешь, что было бы сделано тебе». И это тоже было золотое правило.

А в начале нашей эры оно прозвучало из уст Иисуса Христа: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Так золотое правило вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет.

Цели урока:

На доступном возрасте уровню подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.

Образовательная:

Сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».

Развивающая:

Развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

Воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми.

Оборудование:

М/ф «Кот Леопольд», В.И.Даль «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», Словарь синонимов,

  1. Оргмомент.

Просмотр отрывка из м/ф.

Ребята, вашему вниманию был предложен отрывок из известного м/ф «Кот Леопольд».Вы его внимательно посмотрели и скажите о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь.

- (о добре, доброте)

А что означают эти слова. Значение этих слов искал в словарях Ваня Морозов.Давайте послушаем его ответ.

Толкование слов учеником

В.И.Даль

Добро-в духовном значении- благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

С.И.Ожегов

Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

(слайд №1)

Подберите синонимы и однокоренные слова к этим понятиям.

-(, добродушие, добросердечие, благо, человечность-)

(слайд №2)

В какие словосочетании входят эти слова?

(добрый человек, добрые дела, добрые поступки, доброе лицо, добрая душа, добрые мысли, доброе сердце)

(слайд №3)

А какое из названных вы считаете самым важным?

Как мы можем узнать,что этот человек добрый, что у него доброе сердце? (по делам, поступкам)

Ответить на вопрос, какие дела и чувства называют добрыми, мы постараемся на нашем уроке, тема которого «Человек славен добрыми делами»

(слайд №4)

Запишите тему в тетрадь

(название темы крепится к доске)

Накапливая жизненный опыт, русский народ сложил много пословиц о добре. Группа ребят сделала дома подборку пословиц и поговорок на данную тему. Давайте послушаем их.

От добра худа не бывает.

Лихо помнится, а добро не забудется.

Худо тому, кто добра не делает никому.

За добро злом не платят.

Учись доброму- дурное на ум не пойдет.

(слайд №5)

Попытайтесь объяснить смысл этих пословиц.

Вы опять подтвердили, что доброта человека измеряется его добрыми делами и поступками.

А теперь, на конкретном примере мы попытаемся выяснить, что такое добрый поступок, как проявляется добро в жизни.

Для этого давайте прочитаем отрывок из сказки О.Уайльда «Счастливый принц» и ответим на вопрос –В чем главная идея данной сказки?

Итак, какова же главная идея- признание ласточки и ответ Принца-«Это потому, что ты сделала доброе дело».

Вывод:Добро это (учащиеся продолжают фразу) когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим.

Значит, добро это – помощь, жалость и т.д.

Как мы видим на примере сказки доброте сопутствуют такие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение) (слайд №6, «Добро= любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость, прощение»но на экран не выводить).

А трудно ли быть добрым? Все ли могут быть добрыми?

Что для этого надо сделать? На этот вопрос нам даст ответ _Иванова Оля..

(чтение стих-я «Стать добрым волшебником…»)

Как мы видим, добрым быть, оказывается, достаточно просто.Просто надо помочь тому, кто нуждается в добре сочувствии. Добро сделать легко, но в то же время и трудно. На уроках литературы вы недавно прочитали произведение, в котором говорится о доброте одного человека к другому. Что это за произведение? О чьем добром поступке в нем идет речь? Почему он добрый?

Мы познакомились с примерами добрых дел из произведений х/л, м/ф,х/ф, сказок. А в жизни тоже есть люди, которые совершают такие добрые дела ради благополучия других людей. Дома вы подберете примеры проявления добрых дел из различных источников. Варианты заданий находятся у вас у каждого в распечатке.

Д/з 1. «Галерея добрых дел» -подобрать картинки с изображением добрых поступков.

  1. Найти примеры добрых дел, поступков в газетах журналах, художественной литературе.
  2. Написать мини-сочинение «Доброта вокруг меня».

Итак, добрым называют человека, который………(уч-ся дополняют предложения)

Сейчас мы покажем вам сценку о добром Незнайке и, может быть, вы внесете какие-то дополнения в свой ответ.

(сценка)

(ответы с дополнениями Истинные добрые дела –это бескорыстные дела, которые люди совершают из хороших побуждений. А если есть истинная доброта, то есть и ложная доброта.

На примерах из нашей жизни давайте поговорим об истинной и ложной доброте. Вам предложены примеры с различными поступками –определите, какие, на ваш взгляд относятся к истинной доброте, какие к ложной. Запишите их по группам в тетрадь и объясните свое решение и подберите собственный пример доброты (можно из х/л)

Одноклассник дал списать домашнюю работу

Бабушка заступилась за внука, который сломал игрушку

Урок обществознания в 6 А кл на тему «Человек славен добрыми делами»

Шестиклассник во время перемены заступился за первоклассницу, которую обидел его друг

(обсуждая, прикрепить магнитами на доску)

Мы с вами привели примеры добрых поступков, но в жизни иногда человек совершает и необдуманные плохие поступки, огорчая тем самым своих родных и близких. А они продолжают любить их и общаться с ними, как и прежде.

На стр. 196 дана репродукция картины Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына». Посмотрите на нее внимательно и скажите, можем ли мы с первого взгляда ответить как отражена тема доброты на данной картине? А почему, как вы думаете, отец простил своего сына? Да, он любит его, он старше и мудрее его. И ваши родители тоже всегда прощают вам все ваши шалости и обиды. Значит, доброта это-..

(ответы уч-ся Доброта всегда связана с умением прощать )

Как вы, наверное, догадались, человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын. Слово «блудный» означает «заблудший, сбившийся с пути»

Посмотрите внимательно на картину и скажите, какие чувства, кроме радости встречи испытывают отец и сын?

Безусловно, его сын испытывает радость встречи. Но, вместе с тем, его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит его простить, готов исправиться, загладить свою вину.

Отец жалеет сына, его сердце полно страдания, он готов забыть его поступок и простить его.

Не просто о добрых поступках мы говорили сегодня, а о том, что тема добра волнует всех людей, а поэты, писатели и художники в своих произведениях рассказывают о добре, чтобы люди не забывали о нем помнили, думали. Ведь добро это (слайд №6)

Вывод: Вот все это и есть добрые чувства и они открывают путь к добрым делам.

Сегодня на уроке мы с вами убедились, что люди стараются сделать добро для других и это добро обязательно к ним вернется. Ведь если человек совершает добрые поступки, то окружающие тоже к нему относятся по- доброму. А это и есть золотое правило.а почему это правило называют золотым? Да потому, что оно драгоценно, ведь золото драгоценный металл, от добрых дел становится светлее, добро разливается, как солнечным свет, добрые дела долго сохраняются в памяти. И хочется, чтобы в нашей жизни таких солнечных, золотых дней было как можно больше.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(Уч-ся раздают изображения солнышек гостям под музыку из м/ф)

Пусть любовь и доброта согревают нас всех, как эти солнышки.

И все вам мое пожелание:

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу .

Дарите только теплоту:

Ребенку, женщине и другу,

И отодвиньте пустоту.

Жизнь все вернет сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастье к вам вернется.

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья то радость отзовется.

Наш урок окончен,

Приложение № 1 (отрывок из сказки)

Приложение № 2 (сценка ‘Незнайка и его друзья’)

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слезы Принца.

Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый!- спросила она.

Когда я был жив,- ответил Принц, -я не знал, что такое слезы. Я жил во дворце, куда человеческому горю вход воспрещен. .Вокруг дворца была возведена стена, и я не разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый Принц»- так величали меня приближенные. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце у меня теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

Мне надо скорее улетать, идет зима,- ответила Ласточка.

Останься хоть на одну ночь, помоги мне,- опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

Это потому, что ты сделала доброе дело,- объяснил Принц.

(Оскар Уайльд «Счастливый Принц»)

  1. Почему плакал Принц, ведь его же называли счастливым?
  2. Почему Принц решил помогать людям?
  3. Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?
  4. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Приложение №2 («Приключения Незнайки и его друзей»)

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик)

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил доктором стать. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка(замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром!

Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это- не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти.Моя это шапка что ли. Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от ландышей?

Кнопочка: А для чего же ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопочка: Вот видишь- а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопочка: Ты должен совершать их так, из добрых побуждений.

С. В. Алимова, МБОУ "Судогодская ООШ", г. Судогда, Владимирская область

Стратегия №1 «Ассоциация»

Цель : Активизировать мыслительную деятельность.(СРН 2 )

    Критерий: определяют синонимы и антонимы, однозначные и многозначные слова.

    Задание: Подберите 5 синонимов и 5 антонимов к слову «доброта»? (гуманность, отзывчивость, человеколюбие, сердечность, ласковость, благодушие и др. жестокость, злоба, ненависть, коварство, бездушность, несправедливость). Определите, слово «доброта» однозначное или многозначное? (Доброт а – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим: Её любили за доброту . ) Назовите качества характера, используя слова в прямом и переносном смысле и составьте словосочетания.

Дескрипторы:

1. Называют ассоциации;

2. Подбирают синонимы, антонимы;

3. Называют качества характера, используя слова в прямом и переносном смысле, составляя словосочетания.

ФО. Оценивание по методу Большого пальца.

Переходим к следующему заданию, используя Стратегию «Идеал» П2. (СРН 2 )

Цель: Данная стратегия, или метод, направлены на развитие не только предметных, но и метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся,

Критерий: Понимает и излагает основное содержание текста. Использует слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения. СРН2

Задание:

    Прочитайте внимательно текст. Ответьте устно на вопросы.

    Найдите в тексте выражение в переносном значении.

    Заполните таблицу.

    Напишите продолжение этой истории с использованием гипербол, эпитетов и сравнений

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

    Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

    Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

    Если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

    Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об нем?

    Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

    Чья доброта помогает расти вам? (Доброта родителей, бабушек, учителей, друзей т.д.)

Приложение . Таблица по стратегии «Идеал»

Какую главную проблему должны решить герои?

Какой важной информацией снабдил вас автор?

Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему?

Каковы три главных способа решения проблемы?

Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?

ФО . Взаимооценивание с основой на дескрипторы. С комментариями от каждой группы.

Лист оценки

Дескрипторы

Выполнил

Не выполнил

Отвечают на вопросы

Находят в тексте выражение в переносном смысле

Заполняют таблицу

Пишут продолжение истории

Дом. задание

Напишите эссе о каком-либо важном жизненном принципе.

а) Отметь качества, которыми обладаешь ты.

    Сострадание и сочувствие

2) В мультфильме «Чертенок №13» был девиз: «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех». Напиши и обоснуй свое мнение об этом девизе.

    Я думаю, что это просто ужасный девиз! Конечно, любить себя должен каждый, но никогда нельзя забывать о тех, кто рядом с нами, ведь, кому ты будешь нужен с успехом достигнутым таким путем?

3) «Золотое правило» морали возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Напиши, почему, на твой взгляд, люди в разных концах мира пришли к одной и той же идее?

    Люди пришли к одной и той же мысли в разных местах, потому что человеческая природа одинакова везде! Везде люди сталкиваются с одними и теми же ситуациями.

4) Добрые дела так же, как лучи солнца, радуют и душевно согревают людей. Нарисуй «лучи», вдоль которых напиши, что ты можешь сделать доброго для других. Постарайся, чтобы «лучей» было больше.

5) Напиши название фильмов, книг, в которых добро побеждает зло.

    «Хроники Нарнии», «Властелин колец», «Гарри Поттер» - фильмы и книги.

    «Черный корсар» - серия книг и мультфильмы.

6) Как ты считаешь, должно ли добро «быть с кулаками»? Оправданно ли прибегать к насилию для осуществления добрых дел? Обоснуй свой ответ.

    Нет, добро не должно быть с кулаками никогда. Когда добро берет насилие на вооружение оно перестает быть добром. Ведь разве есть сострадание в насилии? Кулаки можно пускать в ход, ТОЛЬКО когда защищаешь свою жизнь или жизнь других людей. Но просто так «быть с кулаками» нельзя.

7) Рассмотри репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» (с. 90 учебника). Ответь на вопросы.

Какие чувства у тебя вызывает эта картина?

    Сострадание, жалость

а) Кто является героем этой картины?

Отец и блудный сын

б) какие эмоции испытывают герои этой картины?

    Сын - раскаинье.

    Отец - проявляет сострадание, он прощает сына, он ему рад, ведь вернулся его сын.

8) Прочти стихотворение замечательного поэта Анны Львовны Борто. Ее стихи тебе, конечно, хорошо знакомы с первых дней жизни («Уронили мишку на пол…»)

Объясни, нужно ли требовать благодарности за совершенный добрый поступок. Аргументируй (обоснуй, докажи) свою точку зрения.

    Нет, никогда нельзя напоминать о сделанном добре, иначе это уже не добро. Если напоминаем людям о добре, значит, мы делали его с корыстным умыслом, что уже обесценивает сделанное нами.

9) Прочитай высказывание римского философа Марка Аврелия "Неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души". Как ты понимаешь это высказывание?

    Каждый человек должен следить за своими чувствами и эмоциями и не поддаваться негативным из них. Иначе, он будет рабом своих чувств и эмоций и не будет счастлив.