Человек в системе социальных связей вывод. Социальные связи

Человек в системе социальных связей Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе" , не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу.Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина). Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова.

Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов. Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений.

В то же время они носят объективный характер.

Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений.Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных.

Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений.Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания.

В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных.Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь. С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные.

Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных.

Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений. Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов.Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.). При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта.

Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Телекоммуникационные системы. Сигналы и каналы электрической связи. Системы связи с частотным разделением каналов. Цифровые системы передачи
Лабораторные работы часа.. практические занятия часа.. всего аудиторных занятий часов..

Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личнсть и место социальных систем
В центре данного исследования стоит разработка теоретической схемы. Систематическое рассмотрение ее эмпирического использования будет предпринято.. Основные положения системы координат действия подробно излагались ранее, и.. При помощи ее анализируются структура и процессы систем, состоящих из отношений таких элементов к их ситуациям..

Операционная система. Определение. Уровни операционной системы. Функции операционных систем. Понятие операционной системы
Понятие операционной системы.. причиной появления операционных систем была необходимость создания удобных в.. операционная система ос это программное обеспечение которое реализует связь между прикладными программами и..


Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте сайт читайте: социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой..

Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений
При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно.. И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены прежде.. Системный характер общества есть проявление системности окружающего мира. Он не оспаривался и не оспаривается никем из..

Теоретические основы технологии социальной работы. Общие технологии социальной работы. Междисциплинарные технологии и методики социальной работы
Учебник подготовлен коллективом авторов.. гл канд искусствовед наук проф Т В Шеляг гл д р.. наук проф П Д Павленок..

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы.. нравственные качества настоящего.. судьба человека..

Непротиворечивая система аксиом называется независимой, если никакая из аксиом этой системы не является следствием других аксиом этой системы
При аксиоматическом построении теории по существу все утверж дения выводятся путем доказательства из аксиом поэтому к системе аксиом предъявляются.. система аксиом называется непротиворечивой если из нее нельзя логически.. если система аксиом не обладает этим свойством она не может быть пригодной для обоснования научной теории..

0.055

Социальная философия изучает общество, его законы, исторические формы, структуру общества, социальные процессы и другие явления в их системных связях, выступает методологическим основанием социальных наук. Существует несколько теорий, объясняющих причины происхождения общества. Договорная теория объясняет возникновение общества из идеи соглашения людей о взаимной жизнедеятельности. Трудовая теория считает причиной социальности естественную необходимость людей в их совместной деятельности по удовлетворению витальных (жизненных) и социальных потребностей. Семиотическая теория утверждает о рождении общества из символического обмена, возникшего в процессе развития речи (языка) у человека.

Общество имеет свою структуру, чаще всего, рассматриваемую через его сферы: экономическую, политическую, правовую, институциональную, духовную, эстетическую и пр., в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Философское познание системы общества выявляет входящие в него морфологические элементы: социальные отношения, социальные субъекты (классы, страты), социальные процессы, социальная мобильность, социальная динамика и пр.

Самое простое, элементарное общественное отношение имеет структуру: человек - знак - человек. В отличие от животных люди вступают в общение не напрямую, а через посредство знаков (слов, цифр, денежных знаков и т.д.). Любой предмет, втягиваясь в сеть общественных отношений, немедленно превращается в знак, обретая некое значение, которого в природе он не имел. Камень и кость становятся орудиями труда, огонь - домашним очагом и божеством, и даже недосягаемые звезды тут превращаются в зодиакальные знаки, в компас и календарь. Знаки суть инструменты, с помощью которых человек воздействует на других людей и на себя самого.

Одной из важнейших проблем современной социальной науки является отделение общества от государства, т.е. понимание их взаимосвязи через отношение подчинения: то ли государство является частью системы общества, то ли они тождественны.

Гражданское общество и государство

Гражданское общество (греч. koinonia politike, лат. societas civilis) возникло в античности, как формально-правовой способ примирения индивидуальных интересов. По словам Гегеля, в гражданском обществе каждый для себя - цель, а все другие суть для него ничто. Гражданское общество есть форма политико-правового взаимодействия массы граждан-индивидуалистов. Оно приводит разнонаправленные частные интересы к относительному балансу.

Вместе с тем гражданское общество противостоит государству, у которого тоже имеются собственные частные интересы, отличные как от интересов отдельных граждан, так от их коллективного интереса. Гражданское общество - это негосударственная структура общества, защищающая автономию личности от давления безличных государственных институтов. Гражданское общество, правовое государство и развитая индустриальная экономика тесно связаны между собой. Современная Россия стоит на пути построения гражданского общества и становления правового государства.

Человек в системе социальных связей

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи. В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности. Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

[3 , с. 299 - 324; 4 , с. 416 - 466; 6 , с. 338 - 372; 13 , с. 312 - 367; 18 , с. 396, 654 - 680; 20 , с. 287 - 312; 23 , с. 500 - 521]

Контрольные вопросы

1. Общество и его структура.

2. Гражданское общество и государство.

3. Человек в системе социальных связей.

Человек как социальное существо живет в сложной системе социальных связей. Все мы, обитающие в этом мире, связаны между собой определенными узами. Мать лелеет свое дитя. Если она откажет ему в опеке, он просто погибнет. Но мать и не собирается бросить на произвол судьбы родное чадо. Между ней и ребенком – кровнородственные отношения. Не будь таких уз, человечество перестанет существовать. Что будет, если бросить маленьких детей в пространство, где нет ни любви, ни заботы, ни взаимного общения, ни воспитания?

Однако ребенок имеет обыкновение подрастать. Теперь у него появился круг сверстников. Ребята не связаны между собой тайной рождения в одной семье. Они вообще не родственники. Что же их объединяет? Подростки ходят в школу, и здесь рождаются уже совершенно другие узы. Ребята вместе учатся, играют... У них даже вырабатывается своеобразный язык общения и некие правила совместного поведения.

Но когда в класс входит учительница, можно наблюдать совсем иные контакты. Учитель – это воспитатель, духовный наставник, носитель знаний. Но вот юноша закончил школу. Он теперь поступил на работу. Меняется и тип отношений. Руководитель фирмы, где обосновался выпускник школы, ждет от своего служащего конкретных результатов труда. Отношения во многом формальные, без эмоций. Ты выполняешь свою работу – я тебе выдаю зарплату. Мы можем наблюдать здесь рождение экономических отношений. Человеческое общество – это сложная живая система. Внутри общества самым засмысловатым образом переплетаются экономические, политические, культурные, моральные отношения. Для наглядности можно представить себе общество в виде огромного ветвистого дерева. Можно изучать корни, ствол, ветви, листья... Но разве можно судить о дереве, изучая только, скажем, ствол или листочки. Общество – это некая целостность.

Человечество – собирательное понятие, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей человека разумного. В истории философии можно выделить по крайней мере три взгляда на проблему. Первая версия исходит из того, что человечество существовало всегда, поскольку на земле жили разные народы. Условное объединение этих народов, их сближение характеризовалось понятием человечества. Для этой концепции характерна тенденция отождествлять человечество с каким-нибудь одним ареалом. Так, в античной культуре существовало деление на эллинов и варваров. Представление о человечестве закреплялось за цивилизованным сообществом. В XIX в. многие мыслители, в частности, Ф. Ницше, говорили о "европейском человечестве".

Вторая версия (возможно первая по времени возникновения) сводится к истолкованию человечества как некоей общей судьбы, истоки которой восходят к глубочайшей древности, к доисторическим временам. Это по существу мифологема. К ней относится древнегерманское (общемифологическое) противопоставление Митгарда Утгарду. Однако получалось, что не все народы попали в этот поток. Так, европейцы полагали, что из общей судьбы выпали дикие народы. Многие философы рассматривали человечество как общий символ, образование, которое включает в себя всех людей. При этом главное внимание уделялось проблемам покорения природы или сближения с ней, а также нравственного воспитания народов.

Наконец, существует точка зрения, согласно которой проблемы сводятся к историческому пониманию человечества как единства, которое сложилось постепенно, в определенное историческое время, – народы постепенно входят в человечество. По мнению В. С. Соловьева, основанием для единства человечества стали так называемые положительные религии. Мысль о единстве родовых оснований человечества возникла давно. Достаточно напомнить базисные идеи "космоса", "ойкумены", которые указывают на чувство единения и тотальности, присущее всем людям, населяющим планету. Раннее христианство было одушевлено понятием "ойкумены" как образом общего обжитого мира. Христианство можно рассматривать как провозвестие человечества. В XIX в. Маркс и Энгельс полагали, что рождение общемировой цивилизации следует связывать с развертыванием производительных сил, хозяйственных связей, средств коммуникаций. Формирование всемирного рынка, всемирных экономических отношений – путь к окончательному завершению идеи человечества.

Вместе с тем неоднократно высказывалась мысль о том, что понятие человечества вообще бессодержательно, поскольку никакой реальности оно не выражает. Человеческий род разделен социально-культурными барьерами. Так, Н. Я. Данилевский ввел понятие культурно-исторического типа. По его мнению, совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, – исторический тип, т.е. некая изолированная культура с уникальными особенностями. В этом феномен Данилевский видел высшее и окончательное выражение социального единства.

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной позиции, биологическим началом (человек в данном смысле является высокоорганизованным животным, высшим млекопитающим), с другой позиции, духовным (он обладает способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации). Подобно другим живым существам, человек имеетвитальные (природно-жизненные) потребности˸ потребность в сохранении жизни, питании, размножении и т. п. Однако природные потребности человека ʼʼсоциализированыʼʼ, ʼʼокультуреныʼʼ, дополнены ʼʼчисто человеческимиʼʼ˸ материальными, духовными, социальными.Материальные потребности отражают необходимость в обеспечении достойного образа жизни. Духовные отражают потребность в развитии внутреннего, в приобщении к ценностям культуры. Социальные потребности связаны с желанием реализовать профессиональные способности, приобрести социальный статус, с потребностью в общении. Потребности проявляются в интересах и стимулируют человеческую деятельность, развитие человека и общества.

Человек – это социобиологическое существо , у которого в условиях современной цивилизации социальное начало (воспитание, мораль, законы) контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие для формирования нормального человека, развития в нем индивидуальных, личностных качеств. Люди, с рождения живущие вне человеческого общества, развивали только биологическое начало и даже после возвращения в общество, не прижились в нем. Большую значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет труд, практика.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием ʼʼиндивидʼʼ. Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или член социальной общности меньшего порядка˸ демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой ᴇᴦο индивидуальности. Для характеристики индивидуальных особенностей человека (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера) существует понятие индивидуальность . Для характеристики духовного начала на протяжении веков используется понятие личности . Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний. Навыков, ценностей, целей. Личность – это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет собственное ʼʼЯʼʼ. Путь индивида к личности лежит через социализацию, усвоение общественных норм, мышления, образов действий. Благодаря жизненному опыту формируется система ценностных ориентаций, определяется выбор социальных ролей (совокупности обязательных для выполнения норм поведения, само поведение в определенной сфере социального бытия).

Одной из характеристик личности является её автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение. Личность также обладает системой качеств (черты характера, особенности мышления и поведения). Она реализует свои мировоззренческие установки, свою осознанную сущность. На базе знаний и логических способностей формируется ум. Взаимосвязь ума и знаний формирует интеллект, а также рассудок – способность осознавать свое отношение к миру и к себе. В развитии личности проявляются её качества˸ позитивные (гуманизм, воля, честь, совесть, убеждения, скромность, патриотизм, справедливость, верность и т. д.) и негативные (чванливость, цинизм, трусость, нигилизм и т. д.).

Человек в системе социальных связей. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Человек в системе социальных связей." 2015, 2017-2018.

  • - Человек в системе социальных связей.

    Социальной структурой общества называется совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия. Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни,... .


  • - Человек в системе социальных связей.

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих... [читать подробнее] .


  • - Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

    Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. люди - существа... .


  • Проблема человека в философии

    1) Введение

    2) Человек и природа. Природное и социальное в человеке

    3) Человек в системе социальных отношений

    4) Человек и исторический процесс

    5) Личность и массы

    6) Свобода и необходимость

    7) Смысл человеческого бытия

    Введение

    По мнению французского мыслителя Б.Паскаля:«Самое непостижимое явление природы – человек».

    Философия издавна интересуется и пытается постичь человека и его сущность. 21-й век не внес ясности. По мнению Н.Бердяева «Человек – по-прежнему загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка».

    Человек – общественное существо, обладающее сознанием, выступающее как субъект исторического процесса и развития материальной и духовной культуры.

    Человек – существо биосоциальное.

    Индивид – единый представитель человеческого рода, .высшего биологического вида ХОМО- сапиенс.

    Индивидуальность – индивид, взятый в его неповторимых, своеобразных качествах.

    Личность – индивид, взятый в его социальных качествах, с присущими ему индивидуально-интеллектуальными, социальн0-культурными и моральными характеристиками.

    Критерием личности является здоровая психика .

    Человек и природа. Природное и социальное в человеке

    Под природой в широком смысле понимается все сущее, материальный мир. В узком смысле - совокупность естественных условий существования человеческого рода, человеческого общества (биосфера).

    Человек представляет собой часть природы, и вне ее он существовать не может. Он самым тесным образом связан с природой. Связь с природой, ее преобразование, составляет способ человеческого существования.

    Человек связан с природой как в физическом, так и в духовном смысле: рассматривая его в такой плоскости, можно утверждать, что отношение человека к природе - есть отношение мыслящей части природы ко всей другой природе.

    В современную эпоху человечество принимает новую принципиальную ответственность за ту часть природы, в рамках которой протекает его жизнедеятельность.

    Это связано с тем, что бурное развитие техники и технологий, т.е. технического прогресса, привело к возникновению экологической проблемы – проблеме охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека. Впервые за всю историю человечества вопрос «быть или не быть?» из личностного перерос в вопрос всего человечества. Возникла парадоксальная ситуация: природу надо защищать именно от самого человека.

    Человечествов поисках выхода из создавшейся ситуации выявило реальную альтернативу – в регулировании наиболее жестких вредных для биосферы технологий, чтобы ослабить их разрушительное влияние на природу и достижении гармоничных отношений между природой и человечеством. Спасая природу от гибельного разрушения, тем самым спасает самого себя.

    Природное и социальное в человеке

    Человек как биосоциальное существо представляет собой единство биологического и социального начал, причем социальные качества являются ведущими и определяющими.

    Соотношение природного и общественного в человеке представляет собой проблему, решение которой всегда вызывало споры.

    В философии сложилось 2 подхода: социализаторский и биолизаторский . Второй абсолютизирует естественные свойства человека, т.е. его природные качества. Сущность человека рассматривается преимущественно с позиции биологии и генетики.

    Первый подход – это абсолютизация духовного социального начала; рассмотрение человека лишь как «слепок» с окружающих его социальных отношений, отбрасывая природную сторону его бытия. Оба эти подхода являются односторонними, и каждый из них концентрирует только один аспект человеческого бытия.

    От этих подходов отличается научное обоснование, которое рассматривает человека как единство природного и социального. человек понимается не только как общественное или социальное существо, а рассматривается в совокупности с природными биологическими качествами. И сущность его может быть только общественная.


    Похожая информация:

    1. I. Не зная о том, как природное соответствует духовному, невозможно знать пользы, приносимой Святым Причастием.
    2. IV. Из того, что зло дозволено каждому в его внутреннем человеке, очевидно, что у человека есть свобода выбора в духовных вопросах.