Что такое художественное произведение в искусстве. Произведение художественное

Даже на первый взгляд ясно, что художественное произведение состоит из некоторых сторон, элементов, аспектов и т.п. Иными словами, оно имеет сложный внутренний состав. При этом отдельные части произведения связаны и объединены друг с другом настолько тесно, что это дает основания метафорически уподоблять произведение живому организму.

Состав произведения характеризуется, таким образом, не только сложностью, но и упорядоченностью. Художественное произведение - сложноорганизованное целое; из осознания этого очевидного факта вытекает необходимость познать внутреннюю структуру произведения, то есть выделить отдельные его составляющие и осознать связи между ними.

Отказ от такой установки неминуемо ведет к эмпиризму и бездоказательности суждений о произведении, к полной произвольности в его рассмотрении и в конечном счете обедняет наше представление о художественном целом, оставляя его на уровне первичного читательского восприятия.

В современном литературоведении существуют две основных тенденции в установлении структуры произведения. Первая исходит из выделения в произведении ряда слоев, или уровней, подобно тому, как в лингвистике в отдельном высказывании можно выделить уровень фонетический, морфологический, лексический, синтаксический.

При этом разные исследователи неодинаково представляют себе как сам набор уровней, так и характер их соотношений. Так, М.М. Бахтин видит в произведении в первую очередь два уровня - «фабулу» и «сюжет», изображенный мир и мир самого изображения, действительность автора и действительность героя.

М.М. Гиршман предлагает более сложную, в основном трехуровневую структуру: ритм, сюжет, герой; кроме того, «по вертикали» эти уровни пронизывает субъектно-объектная организация произведения, что создает в конечном итоге не линейную структуру, а, скорее, сетку, которая накладывается на художественное произведение. Существуют и иные модели художественного произведения, представляющие его в виде ряда уровней, срезов.

Общим недостатком этих концепций можно, очевидно, считать субъективность и произвольность выделения уровней. Кроме того, никем еще не предпринята попытка обосновать деление на уровни какими-то общими соображениями и принципами.

Вторая слабость вытекает из первой и состоит в том, что никакое разделение по уровням не покрывает всего богатства элементов произведения, не дает исчерпывающего представления даже о его составе.

Наконец, уровни должны мыслиться как принципиально равноправные - иначе теряет смысл сам принцип структурирования, - а это легко приводит к потере представления о некотором ядре художественного произведения, связывающем его элементы в действительную целостность; связи между уровнями и элементами оказываются слабее, чем это есть на самом деле.

Здесь же надо отметить еще и то обстоятельство, что «уровневый» подход весьма слабо учитывает принципиальную разнокачественность ряда составляющих произведения: так, ясно, что художественная идея и художественная деталь - явления принципиально разной природы.

Второй подход к структуре художественного произведения в качестве первичного разделения берет такие общие категории, как содержание и форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н. Поспелова.

Эта методологическая тенденция имеет гораздо меньше минусов, чем рассмотренная выше, она гораздо больше отвечает реальной структуре произведения и гораздо более обоснована с точки зрения философии и методологии.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.

Художественная литература является одним из видов искусства, наряду с музыкой, живописью, скульптурой и др. Художественная литература - продукт творческой деятельности писателя или поэта, и, как всякое искусство, она имеет эстетический, познавательный и миросозерцательный (связанный с авторской субъективностью) аспекты. Это объединяет литературу с прочими видами искусств. Отличительной же особенностью является то, что материальным носителем образности литературных произведений выступает слово в своем письменном воплощении. При этом слово всегда имеет изобразительный характер, формирует определенный образ, что позволяет, по мнению В.Б. Хализева, относить литературу к изобразительным видам искусства.

Образы, формируемые литературными произведениями, находят свое воплощение в текстах. Текст, особенно художественный, представляет собой сложное явление, характеризующееся разнообразными свойствами. Художественный текст - это наиболее сложный из всех видов текста, по сути это совершенно особый вид текста. Текст художественного произведения - это не такое же сообщение, как, например, документальный текст, поскольку он не описывает реальные конкретные факты, хотя и называет явления и предметы теми же языковыми средствами. По мнению З.Я. Тураевой, естественный язык - это строительный материал для художественного текста. В целом определение художественного текста отличается от определения текста вообще указанием на его эстетический и изобразительно-выразительный аспекты.

По определению И.Я. Чернухиной, художественный текст представляет собой «…эстетическое средство опосредованной коммуникации, цель которой есть изобразительно-выразительное раскрытие темы, представленное в единстве формы и содержания и состоящее из речевых единиц, выполняющих коммуникативную функцию». ПО мнению исследователя, для художественных текстов характерен абсолютный антропоцентризм, художественные тексты антропоцентричны не только по форме выражения, как любые тексты, но и по содержанию, по ориентированности на раскрытие образа человека.

И.В. Арнольд отмечает, что «литературно-художественный текст представляет собой внутренне связанное, законченное целое, обладающее идейно-художественным единством». Главным специфическим признаком художественного текста, отличающим его от прочих текстов, является выполнение эстетической функции. При этом организующим центром художественного текста, как указывают Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарина, является его эмоционально-смысловая доминанта, которая организует семантику, морфологию, синтаксис и стиль художественного текста.

Основная функция художественной литературы - через использование языковых и специфические стилистических средств способствовать раскрытию замысла автора.

Одной из наиболее ярких черт художественной литературы является образность. Образ, который создается различными языковыми средствами, вызывает у читателя чувственное восприятие действительности и, тем самым, способствует созданию желаемого эффекта и реакции на написанное. Для художественного текста характерно разнообразие форм и образов. Создание обобщенных образов в художественных произведениях позволяет их авторам не только определить состояние, действия, качества того или иного персонажа через сопоставление его с художественным символом, но и дает возможность охарактеризовать героя, определить отношение к нему не прямо, а опосредованно, например, через художественное сравнение.

Наиболее общей ведущей чертой стиля художественной речи, тесно связанной и взаимообусловленной с образностью, является эмоциональная окраска высказываний. Достоянием этого стиля является подбор синонимов с целью эмоционального воздействия на читателя, разнообразие и обилие эпитетов, различные формы эмоционального синтаксиса. В художественной литературе эти средства получают свое наиболее законченное и мотивированное выражение.

Основной категорией при лингвистическом изучении художественной литературы, в том числе прозаической, является понятие индивидуального стиля писателя. Академик В.В. Виноградов формулирует понятие индивидуального стиля писателя следующим образом: «система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств художественно-словесного выражения, а также система эстетически-творческого подбора, осмысления и расположения различных речевых элементов».

Литературный художественный текст, как всякое другое произведение искусства, направлен, прежде всего, на восприятие. Не сообщая читателю буквальных сведений, художественный текст вызывает у человека сложный комплекс переживаний, и таким образом он отвечает определенной внутренней потребности читателя. Конкретному тексту соответствует конкретная психологическая реакция, порядку прочтения - конкретная динамика смены и взаимодействия переживаний. В художественном тексте за изображенными картинами реальной или вымышленной жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, вторичная действительность.

Художественный текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи. Образ в нем выступает конечной целью творчества, в отличие от нехудожественного текста, где словесная образность не является принципиально необходимой, а при наличии становится только средством передачи информации. В художественном тексте средства образности подчинены эстетическому идеалу писателя, поскольку художественная литература - это вид искусства.

Художественное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия мира. Представления автора о мире, выражаемые в литературно-художественной форме, становятся системой представлений, направленных читателю. В этой сложной системе наряду с универсальными общечеловеческими знаниями имеются и уникальные, самобытные, даже парадоксальные представления автора. Автор доносит до читателя идею своего произведения при помощи выражения своего отношения к тем или иным явлениям мира, при помощи высказывания своей оценки, создания системы художественных образов.

Образность и эмоциональность - главные черты, отличающие художественный текст от нехудожественного. Еще одна характерная черта художественного текста - это персонификация. В персонажах художественных произведений все сжато до образа, до типа, хотя может быть показано достаточно конкретно и индивидуально. Многие герои-персонажи художественной литературы воспринимаются как определенные символы (Гамлет, Макбет, Дон Кихот, Дон Жуан, Фауст, Д"Артаньян и др.), за их именами стоят опредененные черты характера, поведения, отношения к жизни.

В текстах художественной литературы описание человека может даваться как в изобразительно-описательном регистре, так и в информативно-описательном. Автор имеет полную свободу выбора и использования различных стилистических приемов и средств, которые позволяют создать наглядно-образное представление о человеке и выразить свою оценку его внешних и внутренних качеств.

При описании и характеристике персонажей художественного произведения авторы используют различные средства эмоциональной оценки и с позиций автора, и с позиций других персонажей. Оценка автором героев своих произведений может выражаться как явно, так и имплицитно, оно обычно передается посредством использования комплекса речевых и стилистических средств: лексических единиц с оценочной семантикой, эпитетами, метафорическими номинациями.

Стилистическими средствами выражения экспрессивности эмоциональности, авторской оценки, создания образов являются различные стилистические приемы, в том числе тропы, а также разнообразные художественные детали, используемые в текстах художественной прозы.

Таким образом, по результатам изучения литературных источников мы можем сделать вывод, что художественная литература - это особый вид искусства, а художественный текст - это один из наиболее сложных видов текста в плане структуры и стилистики.

Искусство - это такая сфера деятельности человека, которая обращена к его эмоциональной, эстетической стороне личности. Через слуховые и зрительные образы, через и напряжённую умственную и душевную работу происходит своего рода общение с творцом и тем, для кого оно создано: слушателем, читателем, зрителем.

Значение термина

Художественное произведение - понятие, связанное, прежде всего, с литературой. Под этим термином понимается не просто какой-либо связный текст, а несущий определённую эстетическую нагрузку. Именно данный нюанс отличает такое произведение от, например, научного трактата или делового документа.

Художественное произведение отличается образностью. При этом неважно, многотомный ли это роман или всего лишь четверостишье. Под образностью понимается насыщенность текста выразительно-изобразительными На уровне лексики это выражено в использовании автором таких тропов, как эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения и т.д. На уровне синтаксиса художественное произведение может быть насыщено инверсиями, риторическими фигурами, синтаксическими повторами или стыками и т.д.

Для характерен второй, дополнительный, глубинный смысл. Подтекст угадывается по целому ряду признаков. Подобный феномен не свойственен деловым и научным текстам, задача которых - сообщить какую-либо достоверную информацию.

Художественное произведение связано с такими понятиями, как тема и идея, позиция автора. Тема - это то, о чём данный текст: какие события в нём описываются, какая эпоха освещается, какой предмет рассматривается. Так, предмет изображения в пейзажной лирике - природа, её состояния, сложные проявления жизни, отражение душевных состояний человека через состояния природы. Идея художественного произведения - это мысли, идеалы, воззрения, которые в произведении выражены. Так, основной идеей знаменитого пушкинского "Я помню чудное мгновенье…" является показ единства любви и творчества, понимание любви как главного движущего, возрождающего и вдохновляющего начала. А позиция или точка зрения автора - отношение поэта, писателя к тем идеям, героям, которые изображены в его творении. Она может быть спорной, может не совпадать с основной линией критики, но именно она является главным критерием при оценке текста, выявлении его идейно-смысловой стороны.

Художественное произведение - это единство формы и содержания. Каждый текста строится по своим законам и должен отвечать им. Так, в романе традиционно поднимаются проблемы общественного характера, изображается жизнь какого-либо класса или социального строя, через который, как в призме, отражены проблемы и сферы жизни общества в целом. В лирическом же стихотворении отражена напряжённая жизнь души, переданы эмоциональные переживания. По определению критиков, в настоящем художественном произведении нельзя ничего убавить или прибавить: там всё к месту, как нужно.

Эстетическая функция реализуется в литературном тексте через язык художественного произведения. В этом плане такие тексты могут служить в качестве учебников, т.к. дают непревзойдённые по красоте и обаянию образцы великолепной прозы. Не случайно иностранцам, желающим как можно лучше узнать язык чужой страны, советуют читать прежде всего проверенную временем классику. Например, проза Тургенева, Бунина - замечательные образчики владения всем богатством русского слова и умения передать его красоту.

  • 2. Литература и действительность. Понятие «идеальности» искусства.
  • 3. Объективное и субъективное, рациональное и эмоциональное в искусстве слова
  • 4. Преодоление эстетического дуализма
  • § 3. Художественное произведение как структура
  • 1. Структурная модель художественного произведения
  • 2. Что составляет внешнюю форму
  • 3. Что есть внутренняя форма художественного произведения?
  • 4. Разница между внешней и внутренней формой при подвижности («прозрачности») границ между ними. Понятие «применения» образа у Потебни (в структурном аспекте).
  • 5. Содержание (или идея) художественного произведения
  • 6. Соотношение содержания (идеи) художественного
  • 7. Общее понятие изоморфизма структуры
  • 8. «Формула» художественного произведения с точки зрения структуры.
  • § 4. Художественное произведение как акт творчества (первичный гносеологический аспект научной модели а.Потебни).
  • 1. Два этапа создания художественного образа.
  • 2. Первичное создание художественного образа. Сущность и механизм психологии творческого процесса.
  • 2.1. Каков механизм создания художественного образа?
  • 2. 2. Формула творческого процесса, акта создания художественного произведения.
  • 3. Соотношение содержания и образа (внутренней формы)
  • 1) Неопределенность содержания(х).
  • 2) Неравенство содержания и образа (х и а)
  • 4. Сознательное и бессознательное в искусстве слова.
  • 6. Сфера существования художественного образа
  • § 5. Художественное произведение как объект восприятия и понимания (вторичный гносеологический аспект научной модели а.Потебни)
  • 1. Что доступно читателю при восприятии художественного произведения?
  • 2. Психологический механизм восприятия. Аналогичность акта творчества и акта понимания художественного произведения. «Формула» восприятия.
  • 1) А (опыт автора) не равен а1 (опыту читателя)
  • 2) А1 не равен а
  • 3) Х не равен х1
  • 3. Субъективные моменты психологии восприятия.
  • 3.1. Апперцепция.
  • 3.2. Субъективные аспекты апперцепции
  • 4. Объективные моменты творчества и восприятия.
  • 5. Методологическое значение теории творчества и восприятия а. Потебни.
  • § 6. Проблемы анализа и интерпретации художественного произведения
  • 1. Авторская интерпретация.
  • 2. Задачи критики.
  • 3. Задачи и основной объект научного анализа художественного произведения.
  • § 7. Специфика и структура произведения словесного искусства и его основные элементы.
  • 1. Что такое подлинное искусство?
  • Основной критерий художественности.
  • 2. Проблема условности искусства.
  • 2.1. Виды и формы иносказательности
  • 2.2 Иносказательность «метафорическая»
  • 2.3.Иносказательность синекдохическая (художественная типичность).
  • 2.4. Относительность данной типологии.
  • 2.5. Проблема «условного» и «жизнеподобного» в искусстве
  • 3. Специфика словесного образа
  • 4. Элементы образной системы (внутренней и внешней формы) произведения и их специфика в искусстве слова.
  • 4.1.Мир и его «представление» в литературе.
  • 4.2. Пространство, время, действие в реальном мире
  • 4.3. Время в литературе.
  • 4.4. Пространство в литературе
  • 4.5. Действие в искусстве слова. Действие и пространство.
  • 4.6. Действие и время. Категория причинности, ее генезис в искусстве слова в трактовке Потебни.
  • 4.7. Повествование как интегрирующий элемент словесной образной системы
  • 4.8. «Точка зрения» в повествовании и композиции литературного произведения.
  • 4.9. Проблемы специфики словесного выражения психологических процессов и состояний
  • 4.10. Сознание и самосознание в литературе
  • 4.11. Родовые и жанровые формы в искусстве слова
  • Основные исходные предпосылки.
  • Литературные роды.
  • Литературный жанр, его свойства и признаки.
  • 5. Еще о художественности. Общие свойства образной системы словесного художественного произведения.
  • § 3. Художественное произведение как структура

    (структурный аспект научной модели А.Потебни)

    1. Структурная модель художественного произведения

    как аналогия структурной модели слова.

    С точки зрения Потебни, «все те составные части, которые мы находим в художественных произведениях», аналогичны составным частям слова. Предпосылка этого заключается в том, что «каждое слово, насколько простирается наш опыт, непременно проходит чрез то состояние, в котором это слово есть поэтическое произведение» . В тех случаях, когда слово превратилось в слово двусоставное, в котором внутренняя форма забыта, потеряна, и значение непосредственно примыкает к звучанию, это предыдущее «поэтическое» состояние может быть восстановлено путем исследования истории слова, т.е. методами этимологического анализа.

    Вот пример Потебни из его «Лекций по теории словесности». В названии растения «мать-и-мачеха» внутренняя форма утрачена. Она была связана с соотнесением в сознании таких сложных эмоциональных состояний, как любовь и нелюбовь. Эти явления мы и сейчас не можем определить научно, «с той точностью, с которою было бы желательно». Но в языке сохранились следы того, что любовь человек связывал с теплом, а нелюбовь – с холодом (например, в украинском слове «остуда», означающем нелюбовь и в то же время «простуду», или в русском «постылый», а также когда слово «холодный» употребляется в значении «нелюбящий»). В украинской песне любовь матери и нелюбовь мачехи выражается так: «родная мать любит, как летнее солнце греет, а мачеха не любит, холодна, как зимнее солнце». Вот это образное представление (любовь – тепло, нелюбовь – холод) и легло в основание названия растения «мать-и-мачеха», потому что у него «верхняя поверхность листьев блестящая и холодная , а нижняя не зеленая и беловатая, мягкая, теплая , как покрыта белой паутиной. Таким образом, растение является и «матерью», и «мачехой» . Контраст между теплом любви и холодом нелюбви и образовал, следовательно, внутреннее образное ядро слова «мать-и-мачеха».

    Анализ художественного произведения в какой-то мере подобен этимологическому исследованию слова: он должен (имеет целью) раскрыть строение произведения, установить его образное ядро и тем самым дать ключ к пониманию его содержания.

    Каким бы ни было художественное произведение: большим или малым, простым или сложным, каковы бы ни были индивидуальные особенности его структуры (жанровые, композиционные, сюжетные, стилистические и проч.) – все равно самый общий принцип его строения подобен строению поэтического слова .

    Как и слове, в нем есть ВНЕШНЯЯ ФОРМА (но если в слове это совокупность членораздельных звуков, то в художественном произведении – его «словесная воплощенность»); ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА (в слове – «представление», символ, знак значения, в художественном произведении – образ или ряд образов, представляющих содержание, указывающих на него, символизирующих его); и, наконец, СОДЕРЖАНИЕ (в слове – лексическое значение, в художественном произведении – совокупность мыслей и настроений, которые автор выражает образом и (или) совокупность мыслей и чувств, которые образ вызывает у читателя ).

    В общем виде мы об этом уже говорили выше, а сейчас попробуем разобраться во всех этих элементах произведения и их соотношениях между собою подробнее.

    Указанные элементы есть в художественном произведении любого вида искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, литературе… Разница между ними заключается прежде всего (хотя и не только) в материале , из которого строится внешняя форма того или другого вида искусства. Сам Потебня проводит следующую аналогию, используя в качестве примера простейший вид образа – аллегорию: «Те же стихии и в произведении искусства, и нетрудно будет найти их, если будем рассуждать таким образом: «Это – мраморная статуя (внешняя форма) женщины с мечом и весами (внутренняя форма), представляющая правосудие (содержание)» .

    Как глина и мрамор в скульптуре, цвет в живописи, звук в музыке, так в литературе материалом является слово. О том, что слово – особый материал, не такой, как вышеназванные материалы, из которых строится внешняя форма других искусств, разговор еще впереди. Сейчас мы хотим подчеркнуть другие – общие для всех искусств – свойства: во-первых, то, что словесное произведение по составу аналогично произведениям других видов искусств, а во-вторых, то, что его внешняя форма, по Потебне, не есть нечто чисто материальное, инертное, собственно формальное, – уже она, будучи и «внешней», и «материальной» («вещной», как любили говорить формалисты), не является какою-то «чистою» (т.е. «чистою» от мысли, от смысла) формой. Продолжая свою аналогию, Потебня говорит о внешней форме той же скульптуры, что «эта последняя в статуе не есть грубая глыба мрамора, но мрамор, обтесанный известным образом», т.е. уже обработанный (а обработка предполагает известное целеполагание, т.е. некоторое мысленное, идеальное содержание, которое творец выражает в своем материале, обрабатывая, видоизменяя его). Так и внешняя форма словесного произведения не есть лишь совокупность членораздельных звуков. Ведь и в слове эта совокупность звуков, по Потебне, «тоже не есть звук как материал, но звук, уже сформированный мыслью » 1 . Тем более это касается внешней формы художественного произведения.

    Художественное произведение – основной объект литературоведческого изучения, своего рода мельчайшая «единица» литературы. Более крупные образования в литературном процессе – направления, течения, художественные системы – строятся из отдельных произведений, представляют собой объединение частей.

    Литературное же произведение обладает целостностью и внутренней завершенностью, это самодостаточная единица литературного развития, способная к самостоятельной жизни. Литературное произведение как целое обладает законченным идейным и эстетическим смыслом, в отличие от своих составляющих – темы, идеи, сюжета, речи и т.п., которые получают смысл и вообще могут существовать лишь в системе целого.

    Литературное произведение как явление искусства

    Литературно-художественное произведение – это произведение искусства в узком смысле слова*, то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в целом, художественное произведение есть выражение определенного эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального комплекса в образной, эстетически значимой форме. Пользуясь терминологией М.М. Бахтина, можно сказать, что художественное произведение – это сказанное писателем, поэтом «слово о мире», акт реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность.

    ___________________

    * О различных значениях слова «искусство» см.: Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М, 1965. С. 159–166.

    Согласно теории отражения, мышление человека представляет собой отражение действительности, объективного мира. Это, конечно, в полной мере относится и к художественному мышлению. Литературное произведение, как и все искусство, есть частный случай субъективного отражения объективной действительности. Однако отражение, особенно на высшей ступени его развития, какой является человеческое мышление, ни в коем случае нельзя понимать как отражение механическое, зеркальное, как копирование действительности «один к одному». Сложный, непрямой характер отражения в наибольшей, может быть, степени сказывается в мышлении художественном, где так важен субъективный момент, уникальная личность творца, его оригинальное видение мира и способ мышления о нем. Художественное произведение, таким образом, есть отражение активное, личностное; такое, при котором происходит не только воспроизведение жизненной реальности, но и ее творческое преображение. Кроме того, писатель никогда не воспроизводит действительность ради самого воспроизведения: уже сам выбор предмета отражения, сам импульс к творческому воспроизведению реальности рождается из личностного, пристрастного, небезразличного взгляда писателя на мир.

    Таким образом, художественное произведение представляет собой нерасторжимое единство объективного и субъективного, воспроизведения реальной действительности и авторского понимания ее, жизни как таковой, входящей в художественное произведение и познаваемой в нем, и авторского отношения к жизни. На эти две стороны искусства в свое время указал еще Н.Г. Чернышевский. В своем трактате «Эстетические отношения искусства к действительности» он писал: «Существенное значение искусства – воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также на первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее»*. Правда, Чернышевский, полемически заостряя в борьбе против идеалистической эстетики тезис о примате жизни над искусством, ошибочно считал главной и обязательной лишь первую задачу – «воспроизведения действительности», а две других – второстепенными и факультативными. Правильнее, конечно, говорить не об иерархии этих задач, а об их равноправии, а вернее, о нерасторжимой связи объективного и субъективного в произведении: ведь подлинный художник просто не может изображать действительность, никак ее не осмысливая и не оценивая. Однако следует подчеркнуть, что само наличие субъективного момента в произведении было четко осознано Чернышевским, а это представляло собой шаг вперед по сравнению, скажем, с эстетикой Гегеля, весьма склонного подходить к художественному произведению чисто объективистски, умаляя или вовсе игнорируя активность творца.

    ___________________

    * Чернышевский Н.Г.

    Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1949. Т. II. C. 87.

    Осознать единство объективного изображения и субъективного выражения в художественном произведении необходимо и в методическом плане, ради практических задач аналитической работы с произведением. Традиционно в нашем изучении и особенно преподавании литературы больше внимания уделяется объективной стороне, что, несомненно, обедняет представление о художественном произведении. Кроме того, здесь может произойти и своего рода подмена предмета исследования: вместо того, чтобы изучать художественное произведение с присущими ему эстетическими закономерностями, мы начинаем изучать действительность, отраженную в произведении, что, разумеется, тоже интересно и важно, но не имеет прямой связи с изучением литературы как вида искусства. Методологическая установка, нацеленная на исследование в основном объективной стороны художественного произведения, вольно или невольно снижает значение искусства как самостоятельной формы духовной деятельности людей, ведет в конечном счете к представлениям об иллюстративности искусства и литературы. При этом произведение искусства во многом лишается своего живого эмоционального содержания, страсти, пафоса, которые, конечно, в первую очередь связаны с авторской субъективностью.

    В истории литературоведения указанная методологическая тенденция нашла наиболее явное воплощение в теории и практике так называемой культурно-исторической школы, особенно в европейском литературоведении. Ее представители искали в литературных произведениях прежде всего приметы и черты отраженной действительности; «видели в произведениях литературы культурно-исторические памятники», но «художественная специфика, вся сложность литературных шедевров при этом не занимали исследователей»*. Отдельные представители русской культурно-исторической школы видели опасность такого подхода к литературе. Так, В. Сиповский прямо писал: «Нельзя на литературу смотреть только как на отражение действительности»**.

    ___________________

    * Николаев П.А., Курилов А.С., Гришунин АЛ История русского литературоведения. М., 1980. С. 128.

    ** Сиповский В.В. История литературы как наука. СПб.; М. . С. 17.

    Разумеется, разговор о литературе вполне может переходить в разговор о самой жизни – в этом нет ничего неестественного или принципиально несостоятельного, ибо литература и жизнь не разделены стеной. Однако при этом важна методологическая установка, не позволяющая забывать об эстетической специфике литературы, сводить литературу и ее значение к значению иллюстрации.

    Если по содержанию художественное произведение представляет собой единство отраженной жизни и авторского отношения к ней, то есть выражает некоторое «слово о мире», то форма произведения носит образный, эстетический характер. В отличие от других видов общественного сознания, искусство и литература, как известно, отражают жизнь в форме образов, то есть используют такие конкретные, единичные предметы, явления, события, которые в своей конкретной единичности несут в себе обобщение. В отличие от понятия образ обладает большей «наглядностью», ему свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. Образность составляет основу художественности, как в смысле принадлежности к искусству, так и в смысле высокого мастерства: благодаря своей образной природе художественные произведения обладают эстетическим достоинством, эстетической ценностью.

    Итак, мы можем дать такое рабочее определение художественного произведения: это определенное эмоционально-мыслительное содержание, «слово о мире», выраженное в эстетической, образной форме; художественное произведение обладает цельностью, завершенностью и самостоятельностью.