questionnaires) О. - это анкеты, используемыми исследователями для сбора различного рода информ. от отвечающих на них людей. Как правило, они предполагают самостоятельную работу респондента, в связи с чем их называют схемами "самоотчета". Как таковые они сходны с интервью. К преимуществам О. относятся сравнительно низкие затраты на сбор данных, свобода от предубеждений со стороны интервьюера, возможность опросить одновременно большое количество людей, испытываемое респондентами (при определенных условиях) чувство анонимности, предоставляемая респонденту свобода в распределении времени на ответы, возможность напрямую связывать вопросы исслед. и рез-ты опроса, а тж легкость кодирования данных и их анализа в целях интерпретации рез-тов. Осн. недостаток О. связан с "коэффициентами отдачи": зачастую лишь малая часть тех, кого намеревались опросить, в рез-те заполняет О., и эти последние могут не быть репрезентативными представителями интересующей популяции. Кроме того, респонденты могут не вполне честно отвечать на вопросы или допускать ненамеренные искажения при ответах. Др. недостаток части О. заключается в том, что люди могут записывать ответы, к-рые на самом деле не связаны с соотв. вопросом. К тому же мн. американцы не могут достаточно хорошо читать и писать, чтобы заполнить О. О. используются как в фундаментальных, так и в прикладных психол. исслед. В прикладных исслед. О. часто применяются в оценках программ, профессиографическом анализе, оценке потребностей и маркетинговых исслед. Большинство описаний поведения, содержащихся в О., отражают "типичное поведение". Кроме того, поскольку исслед., в к-рых используются О., яв-ся преимущественно корреляционными, они не позволяют выявлять причинно-следственные связи. Типы опросников. Большинство О. состоят из множества вопросов или утверждений. Утверждения часто используются для того, чтобы определить степень согласия/несогласия респондентов с данной мыслью, понятием или т. зр. Вопросы м. б. двух осн. типов: предполагающие свободный ответ или выбор ответа из предложенных. Главное преимущество выбора ответа в том, что такие ответы можно легко перенести в файлы компьютера с помощью клавиатуры или оптического сканера для последующего анализа данных. Свободные ответы, в свою очередь, сначала должны быть классифицированы, обработаны и закодированы. Кроме того, респонденты могут посчитать, что эта работа может потребовать от них чрезмерных усилий, и поэтому отказаться отвечать или давать короткие и неадекватные ответы. Конструирование опросника. Проведение исслед. с помощью О. предполагает определенную последовательность шагов: 1. Определение целей исслед. 2. Проектирование самого О. 3. Составление О. 4. Редактирование О. 5. Разраб. инструкций для применения О. 6. Предварительная проверка О. 7. Исправление и повторное редактирование О. 8. Разраб. плана выборочного обследования с помощью О. 9. Проведение опроса/сбор данных. 10. Анализ данных. 11. Описание рез-тов. Ниже кратко комментируются только первые шесть из этих шагов. Чрезвычайно важной задачей яв-ся тщательная детализация целей исслед.; такая работа позволяет устранить лишние пункты из О. и тем самым повысить коэффициент отдачи. Эти цели затем операционализируются в процессе проектирования и разраб. текста О. Т. Дж. Бучард говорит о наличии ряда "правил большого пальца", осн. как на исследовательских данных, так и на опыте, позволяющих улучшить принятие решений на этой стадии. Эти правила связаны со следующими действиями: по возможности использовать группы респондентов на максимальном числе шагов разраб. О.; избегать двусмысленности и неопределенности любой ценой; ограничивать формулировки вопросов единственной идеей; добиваться максимальной краткости пунктов; формулировать вопросы на уровне владения языком в целевой популяции респондентов; по возможности использовать вопросы, предполагающие выбираемый, а не свободный ответ; реализовывать процедуры, позволяющие снижать влияние соц. желательности и др. типов реакций. К редактированию следует привлекать как специалистов по конструированию О., так и представителей популяции респондентов. В дополнение к этому, проверки "читаемости" О. позволяют убедиться, что формулировки в тексте соответствуют образовательному уровню респондентов. Порядок вопросов в О. (или при устных опросах) имеет большое значение и должен быть тщательно продуман. О. желательно снабдить не только инструкциями, но и введением. Если предполагается проведение опроса по почте, в индивидуальный комплект О. следует включить пустой конверт с марками и вписанным обратным адресом. Предварительная проверка О. яв-ся чрезвычайно важным шагом процедуры разраб. Интервьюирование или письменные комментарии респондентов могут вскрыть потенциальные трудности, к-рых можно избежать в дальнейшем. Вопросы, связанные с анализом данных, невозможно детально рассмотреть в краткой статье. Однако способы анализа, применяемые для др. психол. измерений (корреляции между пунктами, надежности и валидности), часто подходят для О. Обеспечение адекватной и непредубежденно относящейся к опросу выборки, вероятно, представляет собой наибольшую проблему в исслед. с применением О. Проблема неполученных ответов имеет две стороны. Во-первых, мн. респонденты не отвечают на О. Вместе с тем респонденты, не отвечающие на вопросы, зачастую отличаются от тех, кто отвечает. Здесь могут помочь нек-рые стратегии повышения коэффициента отдачи, напр., продуманные формулировки просьб и предложения небольших вознаграждений. Др. стратегия состоит в интервьюировании случайной выборки респондентов, не ответивших в ходе опроса. К. Ф. Гейзингер
Методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные. Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить "не так". Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с "мелкими слабостями" и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.
Определения, значения слова в других словарях:
Психологическая энциклопедия
Опросник личностной оценки, разработанный Раймондом Кэттеллом на основе 16 личностных факторов или глубинных черт, выявленных в проведенном им факторном анализе большого ряда поверхностных черт. Сам тест состоит из самооценочных утверждений относительно черт личности, например...
Психологическая энциклопедия
Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) - это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности.
К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов.
Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде:
1) типологические опросники;
2) опросники черт личности;
3) опросники мотивов;
4) опросники интересов;
5) опросники ценностей;
6) опросники установок (аттитюдов).
Типологические опросники личности.
В разных теориях личности постулируется различное количество конкретных ее характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие «черта». Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип». Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека. Типы - это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы» (Г. Мюррей), «согласованные паттерны» .
Миннесотский многопрофильный личностный опросник - MMPI .
Содержание заданий (утверждений) опросника MMPI широко охватывает такие области, как здоровье, социальные, политические, религиозные, сексуальные отношения, вопросы образования, работы, семьи и брака, а также наиболее известные невротические и психотические типы поведения, такие, как маниакальные состояния, галлюцинации, фобии, а также садистские и мазохистские наклонности.
MMPI состоит из 550 утвердительных высказываний, на которые испытуемый дает ответ «верно», «неверно» или «не могу сказать». При индивидуальном проведении методики эти высказывания предъявляются на отдельных карточках, и испытуемый распределяет их соответственно трем типам ответов. Позднее была создана форма опросника для группового диагностирования, высказывания стали предъявляться в тестовой тетради, а испытуемые стали записывать ответы на специальном бланке.
В классическом виде MMPI используется 13 шкал: 3 контрольных и 10 клинических.
Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испытуемых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:
♦ шкала лжи (L);
♦ шкала достоверности (F);
♦ шкала коррекции (К).
Шкала ипохондрии, Шкала депрессии, Шкала истерии, Шкала психопатии, Шкала мужественности-женственности, Шкала паранойяльности, Шкала психастении, Шкала шизоидности, Шкала гипомании, Шкала социальной интроверсии.
Недостатки: MMPI, представляя собой классический образец типологического личностного опросника, хорошо зарекомендовал себя как инструмент практического психолога. Однако он нуждался в модернизации, которую осуществляет специально созданный в США Комитет по рестандартизации MMPI.
В отечественной психологической практике чаще всего используются два варианта MMPI - в адаптации Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова (1967, 1994) и Л. Н. Собчик (1971) .
Опросник Х.Шмишека.
Близким к MMPI в содержательном отношении является Опросник X. Шмишека, предназначенный для диагностики акцентуированных типов личности. В его основе лежит концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда .
Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не являются патологическими. «При ином толковании, - считает К. Леонгард, - мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должно быть признано патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако при этом в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что «они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом».
На основе своей концепции К. Леонгард выделил 10 основных типов акцентуированных личностей, в основном соответствующих систематике психопатий в пограничной психиатрии.
Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность в самовыражении, постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе интерес, быть в центре всеобщего внимания.
Педантичный тип. Ярко выраженными внешними проявлениями людей этого типа личности является повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность.
Застревающий тип. Этот тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоциональных переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда легко не прощается.
Возбудимый тип. Особенностью людей этого типа личности является чрезвычайно выраженная импульсивность поведения. Манера их общения и взаимодействия с людьми в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания других людей и своих поступков и действий, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями.
Гипертимический тип. Основной выраженной особенностью людей этого типа личности является постоянное пребывание в приподнятом эмоциональном настроении, даже, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов.
Дистимический тип. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни и на негативных ее исходах. Обычно эти люди по своей натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность, им совершенно не свойственна.
Тревожный тип. Главной особенностью этого типа личности является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, негативно проявляющееся переживание за свою судьбу и судьбу своих близких.
Циклотимический тип. В гипертимической фазе поведение этих людей типичное - радостные события вызывают не только положительные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную активность, словоохотливость. Печальные события вызывают у этих людей не только огорчение, но и подавленность.
Экзальтированный тип. Главной особенностью личности этого типа является яркая экзальтированная реакция. Люди этого типа легко приходят в бурный восторг от радостных событий и в глубочайшее отчаяние от событий печальных.
Эмотивный тип. Важнейшей особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, порождаемых в сфере духовной жизни человека.
Сам личностный опросник X. Шмишека включает перечень вопросов, обращенных к различным установкам и особенностям отношений человека к миру, другим людям, к самому себе.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко
В этой методике использован типологический подход к описанию и диагностике личности здорового человека. ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуации характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т. д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т. п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, наставлениям, правилам и законам и т. п.).
Гипертимный тип. Он соответствует гипертимическому типу в опроснике X. Шмишека и гиноманиакальному типу в MMPI.
Циклоидный тип. Он соответствует циклотимическому типу личности в опроснике X. Шмишека.
Лабильный тип. Отличительной особенностью этого типа личности в подростковом возрасте является крайняя изменчивость настроения.
Астено-невротический тип. При этом типе рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание. Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии соматического здоровья.
Сензитивный тип. Основными чертами данного типа являются повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т. п.), в избегании компаний бойких и активных детей, робости, скованности, боязни любых видов проверок и испытаний. Сензитивный тип в данной типологии близок к тревожному типу в опроснике X. Шмишека.
Психастенический тип. Основными особенностями психастенического типа являются повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям.
Шизоидный тип. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, закрытость от влияния других, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.
Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения.
Истероидный тип . Выраженными особенностями являются безграничный эгоизм и жажда признания. Подростки этого типа личности обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, легко вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания.
Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно негативному. Внушаемые и безвольные, они не имеют никаких собственных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами.
Конформный тип. Главная черта этого типа - постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственного мнения и интересов, с трудом воспринимают новое, необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни.
Ряд психологов не признает или не считает необходимым понятие «тип личности» (Д. МакКлелланд, Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Некоторые из них считают, что это понятие бесполезно, так как не привносит ничего нового в объяснение поведения и предсказания эмпирических фактов; другие рассматривают это понятие в определенной степени противоречащим направленности психодиагностики и дифференциальной психологии на выявление уникальности человеческой индивидуальности.
Опросники черт личности.
Черты понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений. Они иерархически организованы, их верхний уровень образуют факторы. Факторы имеют множество разнообразных поведенческих проявлений, относительно стабильны (постоянны во времени при неизменности привычных условий жизни), воспроизводятся в разных исследованиях и социально значимы. Иногда факторы называют базисными, или универсальными, чертами.
Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить базисные или универсальные черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности.
Шестнадцать личностных факторов Р.Кеттелла (1949), состоящий из большого числа пунктов (187), касающихся жизненных ситуаций. На каждый следует дать один из трех вариантов ответа - «да», «нет», «не знаю». Опросник предназначен для лиц в возрасте 16 лет и старше.
С помощью этого опросника можно оценить каждого испытуемого по каждому из 16 факторов. Каждый из них обозначается буквами латинского алфавита и имеет бытовое и техническое названия. Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме и сопровождаются списком наиболее значимых поведенческих проявлений. Помимо этого, для каждого фактора дается его интерпретация.
Помимо перечисленных факторов первого порядка Р. Кеттелл в результате дальнейшей факторизации выделил более общие факторы второго порядка. Подход Р. Кеттелла к диагностике личности был подвергнут критике за выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими представлениями о содержании определяемых черт личности, малый объем и нерепрезентативность выборки стандартизации. Претензии к опроснику, прежде всего, сводятся к указаниям на малую ретестовую надежность и гомогенность отдельных шкал, а также отмечается низкая воспроизводимость факторов.
Отечественной практике известны несколько адаптаций опросника 16 PF. Наиболее последовательно работу по его психометрической квалификации осуществляют психологи МГУ.
В 90-е гг. XX в. А. Г. Шмелев с соавторами, опираясь на опросник 16 PF и Атлас личностных черт для русского языка, разработали опросник Шестнадцать русскоязычных факторов (16 РФ), являющийся первой универсальной многофакторной отечественной методикой, позволяющей оценивать профиль личности с учетом специфики русскоязычной культуры.
В. Норман и его последователи, начатые в 60-е гг. и приведшие к выделению так называемой «большой пятерки». Их подход был похож на подход Р. Кеттелла, который начал с полного списка названий черт личности, а затем сократил его посредством различных процедур. Развитие 5-факторного подхода можно проследить, начиная с ранних работ Л. Терстоуна (1934), Д. Файска (1949), но обычно отцом «большой пятерки» считают В. Нормана.
В исходной модели содержались следующие черты: экстраверсия, нейротизм, сговорчивость, совестливость и культура. Позднее «культура» была заменена «открытостью опыту» (или «интеллектуальной свободой»). Эти 5 факторов не всегда воспроизводились в исследованиях.
По мнению Г. Айзенка, это объясняется тем, что в «большой пятерке» смешаны факторы первого (сговорчивость, совестливость и открытость опыту) и второго порядка.
Поэтому им была предложена 3-факторная модель, представленная факторами наиболее высокого уровня. Это экстраверсия, нейротизм и психотизм. Пример (адаптация В. М. Русалова).
При интерпретации результатов Г. Айзенк рассматривал измеряемые характеристики чертами темперамента, имеющими тесную связь с физиологическими особенностями человека. Основное содержание фактора экстраверсия - интроверсия он трактовал как открытость - закрытость субъекта внешним влияниям. Вместе с тем его поведенческие проявления описывались довольно широко: для экстраверсии характерны тяга к новым впечатлениям, к раскованным формам поведения, повышенная импульсивность, высокая двигательная и речевая активность, общительность, оптимизм; для интроверсии характерны направленность на себя, заторможенность движений и речи, замкнутость, слабая тяга к новым впечатлениям, преобладание плохого настроения.
Опросник EPI впервые был адаптирован в Институте психоневрологии им. В. М. Бехтерева в 1970-1974 гг. Более поздняя модификация была предпринята В. М. Русаловым (1992) в Институте психологии РАН. Он сделал попытку улучшить психометрические свойства опросника, переформулировав или заменив отдельные пункты, а также получил нормы на достаточно представительной выборке.
Личностные опросники мотивации.
До настоящего времени не достигнуты еще теоретическая определенность и однозначность взглядов на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких, как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.
В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другого .
В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А. Г. Ковалев), и как предмет потребности (А. Н. Леонтьев), и отождествляется с потребностью (П. С. Симонов).
Многозначность мотивационных проявлений определила и многообразие различных методик, используемых для их психологической диагностики. Среди этих разнообразных методик важное место принадлежит личностным опросникам для измерения мотивов.
В таких опросниках испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы (слова), в качестве которых выступают утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, прямо не соответствующих мотивам, но эмпирически с ними связанных. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением правильности ответов испытуемого из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.
Список личностных предпочтений А. Эдвардса является опросником, который измеряет силу потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к ТАТу. Этот перечень был сокращен до 15 и включал следующие потребности: в достижении, уважении, порядке, проявлении себя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, агрессивности. Для каждой из 15 шкал опросника были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. А. Эдварде использовал метод вынужденного выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности. Показатели каждой из шкал оцениваются как в процентилях, так и в нормах по Т-оценкам.
Опросник для измерения мотивации достижения RAM А. Мехрабиана имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе его пунктов учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях.
Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению того же автора. Под аффиляцией здесь понимается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих как повседневный, так и фундаментальный характер: завязывание и поддержание отношений с другими людьми, преследующими разные цели (как произвести впечатление, как властвовать над другими, как получать и оказывать помощь и др.). Эта методика измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора это стремление называется аффилятивной тенденцией) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Русскоязычные варианты обоих опросников А. Мехрабиана разработаны в МГУ М. Ш. Магомед-Эминовым.
Личностные опросники интересов.
Под интересами в психологии понимается форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.
Измерение интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. Сравнительное исследование отдельных различающихся своим поведением групп испытуемых выявило значительное несоответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности.
Анализ результатов применения этого прямого метода позволил сделать два важных вывода:
1) большинство людей имеет ограниченную информацию о различных видах деятельности и поэтому не в состоянии судить о том, понравится ли им предлагаемое в прямом опроснике занятие;
2) индивид редко глубоко осознает свои интересы в различных областях деятельности.
Это его неведение существует до тех пор, пока он не получит возможность попробовать себя в том или другом виде деятельности. Может оказаться, что эта возможность наступила так поздно, что из нее уже нельзя извлечь позитивный вывод. Рассмотрим некоторые наиболее интересные опросники интересов.
Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера состоит из пунктов, требующих вынужденного выбора из трех занятий тем, которые нравятся испытуемому больше всего или меньше всего. Показатели отражают интересы не к конкретным профессиям, а к 10 широким областям деятельности. Это работа на открытом воздухе, работа с машинами и механизмами, вычисления и расчеты, научная работа, изобразительное искусство, литература, музыка, сфера социальных услуг, канцелярская работа, просветительская деятельность.
В результате переработки и расширения возрастного диапазона появилось Обозрение общих интересов Кьюдера , предназначенное для учащихся VI-XII классов.
Описанные опросники интересов в нашей стране не используются. В отечественной практике в целях профориентации широко применяются
Таблица для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности Е. А. Климова
Ориентировочно-диагностическая анкета интересов С. Я. Карпиловской (ОДАнИ).
Первый из названных опросников разработан на основе типологии профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира. Выделены пять типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-человек. В пунктах таблицы отражены занятия, соответствующие этим профессиям, а также успешность этих занятий по оценкам самого индивида и окружающих. Показатели дают оценку выраженности интересов к каждому из пяти типов профессий.
В ОДАнИ включены вопросы, соответствующие 15 группам интересов к разным областям знаний и деятельности, с которыми учащийся мог познакомиться в школе и в повседневной жизни. Среди них физика, математика, биология, искусство, педагогика, сфера бытового обслуживания и др. Опросник позволяет не только оценить сравнительную выраженность интересов, но и установить уровень и глубину интересов.
Опросники личностных ценностей.
Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.
Методика ценностных ориентации М. Рокича , достаточно широко используемая в отечественной психодиагностической практике. Ее адаптация для отечественной выборки взрослых была выполнена А. Г. Гоштаутасом, Н. А. Семеновым и В. А. Ядовым. Автор методики различает два класса ценностей:
♦ терминальные ценности - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
♦ инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному в отечественной психологии делению на ценности-цели и ценности-средства.
К достоинству этой методики можно отнести ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость в ее использовании. Существенным недостатком методики является влияние социальной желательности, возможность неискренности ответов испытуемого. Поэтому особую роль в использовании методики играет мотивация испытуемого, добровольный характер его участия в обследовании и наличие контакта между диагностом и испытуемым. Все это предъявляет особые требования к профессиональной компетентности психолога-диагноста.
В отечественной практике используется модифицированный вариант методики Рокича, предложенный Б. С. Кругловым и предназначенный для диагностики учащихся старших классов.
Тест смысложизненных ориентации (СЖО).
Оригинальная методика, разработанная на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, состояла из трех частей (А, В, С). Первая из них (А) была взята за основу СЖО. В этом опроснике испытуемым предлагается 20 пар противоположных утверждений, в каждой следует выбрать одно и отметить одной из цифр 1, 2, 3 в зависимости от уверенности в своем выборе. Оценка 0 используется в том случае, если ни одно из утверждений испытуемый не может предпочесть.
Личностные опросники установок.
Понятие «установка» в психологии часто определяется как выраженная направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенный класс стимулов, ситуаций, событий.
Шкалы отношений и опросы мнений могут оказаться валидными по целому ряду критериев, таких, как:
♦ отношение индивида к противоположным социальным группам;
♦ его оценка близкими знакомыми;
♦ биографические данные, получаемые при беседе с обследуемым;
♦ истории болезни и т. п.
Но из-за практических трудностей получения таких критериальных данных исследователи и разработчики методик в качестве паллиативных мер часто обращаются к более знакомым методам, например к валидности по внутренней согласованности или к корреляции с другими шкалами установок и мнений.
Опросник личностной зрелости - направлен на выявление различных установок и отношений человека к миру, другим людям, к самому себе, разработан МГУ М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана.
Категория личностной зрелости выявляется в данном опроснике с помощью диагностической оценки ряда личностных особенностей субъекта, таких, как компетентность во времени, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие, креативность и др., рассматриваемых как характеристики личностной зрелости.
Сам опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному для него способу поведения.
К опросникам установок относятся методики, направленные на диагностику самосознания и самоотношения. Отношение к самому себе, к собственной личности является одним из важнейших отношений социального психологического бытия человека.
Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самосознания, предложенная В. В. Сталиным . Рассматривая самосознание как любое самоописание, самопознание или комплекс самооценок, он определяет в рамках своей концепции самоотношение как непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла Я для самого субъекта.
Опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столин и С.Р.Пантилеев.
Опросник самоотношения (ОСО) состоит из 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Анализ результатов проводится по 5 обобщенным шкалам и 7 дополнительным. Дополнительные направлены на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес Я испытуемого.
Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеев .
Методика исследования самоотношения (МИС), состоит из 110 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Наряду с выделением двух из пяти рассмотренных выше общих факторов (аспектов) самоотношения - Самоуважения и Аутосимпатии - в ней представлен еще один фактор - Самоуничижение, отражающий самообвинения и внутреннюю конфликтность. Помимо общих факторов, обработка ведется и по дополнительным (частным). Их девять.
Психосемантические методы диагностики личности.
Процессы восприятия, мышления, памяти и другие опосредуются системой значений, существующих в индивидуальном сознании в разных формах (в виде знаков, символов, образов, вербальных формулировок).
Психосемантическая диагностика направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявление индивидуальных различий в процессах категоризации.
Семантический подход применим и для диагностики личностных черт. При его реализации конструируют и используют методики, стимульным материалом которых служат словесные обозначения личностных черт. Диагностика с их помощью представляет собой самоописание (самохарактеристику) субъекта или других лиц с помощью системы значений, отражающих конкретные черты.
Психосемантический подход к диагностике личности иногда признают иным, отличным от диагностики с помощью традиционных опросников, в которых даются описания поведенческих или эмоциональных проявлений и в зависимости от их выбора интерпретируются значения тех или иных черт. Вместе с тем отличия не являются существенными.
А. Г. Шмелев видит родственность этих методов также и в том, что они воспроизводят одни и те же универсальные черты (факторы) личности, оценивая таким образом сходные стороны личностного знания.
К. М. Гуревич объединил их в одну группу формализованных методов, названную опросниками.
Среди психосемантических методик можно выделить две группы. Первая представляет собой списки дескрипторов (описаний черт), с помощью которых испытуемый должен описать себя или других лиц. Вторая группа - это шкальные техники, предназначенные для оценивания себя или других по определенным шкалам, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями.
Контрольный список прилагательных. Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в США при Институте по изучению и оценке личности Г. Гоухом, она представляет собой список из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Испытуемый помечает все прилагательные, которые, как он полагает, описывают его самого.
«Контрольный список прилагательных» на практике используется весьма широко - в клинике, при выборе профессии, для оценки эффективности в политической и экономической деятельности и др. Основные недостатки этой методики психологи видят в следующем:
♦ она навязывает субъекту те параметры (черты), по которым следует производить оценку объекта (себя или другого человека), притом, что эти параметры могут быть для него незначимы;
♦ приписывание объекту тех или иных параметров может вызвать трудности по ряду причин (из-за неясности понимания параметров или условий их проявления у объекта и пр.).
Семантический дифференциал Ч.Осгуда. Был разработан сначала как средство исследования психологических аспектов осмысления понятий, эта методика очень быстро стала рассматриваться методикой оценки личности, пригодной в первую очередь для измерения личностных установок и отношений к определенному кругу объектов.
«Семантический дифференциал» представляет собой стандартизированную методику, в которой испытуемому предъявляется несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (бланк для ответов). Концы шкал заданы словами (прилагательными), имеющими противоположные значения. Семь градаций чаще всего также обозначены вербально, хотя возможны числовые и графические (в виде отрезков) обозначения. Каждый объект (понятие) должен быть оценен не менее чем по 15 таким биполярным шкалам. Оценка заключается в отнесении к определенному полюсу шкалы с определенной градацией. Выбранную градацию следует либо подчеркнуть, либо обвести кружком на ответном бланке.
«Семантический дифференциал» применяется для решения разных практических проблем:
♦ в клинике;
♦ при консультировании;
♦ для выявления разнообразных социальных установок;
♦ для исследования отношения к разным изучаемым учебным предметам, отношения к разным товарам и торговым маркам и др.
Q -сортировка В. Стефенсона. Для исследования представлений индивида о самом себе. Индивиду дается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Он должен распределить их по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Количество групп, на которые должен разделить карточки испытуемый, а также число карточек в каждой из них задается психологом.
Q-сортировка используется для решения разнообразных психологических проблем. В зависимости от них испытуемому предлагают классифицировать карточки по следующим критериям:
♦ по отношению к себе в разнообразных ситуациях (например, дома, на работе, в общении с другими людьми);
♦ каким он является на самом деле с его точки зрения (реальное Я);
♦ каким он представляется другим людям (социальное Я);
♦ каким он хотел бы быть (идеальное Я).
Основная сложность разработки семантических методов диагностики заключается в подборе и унификации значений слов и выражений, включаемых в состав списков черт, в неизбежности их субъективной интерпретации разными индивидами, когда даже незначительное смещение акцента при выборе лексики в ту или иную сторону может привести к изменению и даже искажению представлений о личностном знании, присущем индивиду.
Репертуарные личностные методики . Они позволяют индивиду самому конструировать свой индивидуальный опыт, выявляют те субъективные шкалы, которыми пользуется индивид при восприятии, понимании и оценке окружающего мира. Их автором является американский психолог Дж. Келли .
Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них.
Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых опросников является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.
Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный-легкий, хороший-плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отмстить степень выраженности оцениваемого качества.
Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают следующие виды анкет:
- с открытыми вопросами (отвечающий дает свой собственный ответ);
- с закрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных);
- с полузакрытыми «опросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свои собственный).
В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня п характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
Психология - тонкая наука. Даже на казалось бы элементарные вопросы она не даёт однозначного ответа. При изучении отличий опросника от теста сразу сталкиваешься с разными трактовками термина опросник . И так хочется, чтобы эти понятия заполучили в итоге одно значение и не путали бы простого человека, изучающего с помощью тестов самого себя.
Но попробуем разобраться, чем же опросник отличается от теста?
Опросник - разновидность психологических тестов?
В "Энциклопедическом словаре: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика" , изданном в 2005 году, читаем:
Опросник одна из разновидностей психологических тестов .
А вот учебник "Введение в психолого-педагогическую деятельность" сообщает о том, что опросник - это вид анкеты, которая составлена для изучения и оценки различных проявлений и свойств личности. То есть получается, что опросник похож и на тест, и на анкету.
От анкеты опросники отличаются своей целью (анкета не изучает личность), а также наличием заранее подготовленных ответов на каждый вопрос (что сближает опросник с тестом).
Опросник может дать представление как об отдельной черте личности, так и рассказать о их комплексе. В последнем случае вопросы, диагностирующие разные черты, распределяются в случайном порядке, а в процессе обработки группируются так, чтобы дать характеристику каждой черте личности опрашиваемого.
Каждая такая группа вопросов называется шкала . Результаты опросников переводят чаще всего в стандартизированные баллы, поэтому опрашиваемых можно сравнивать либо с заранее установленной нормой, либо друг с другом.
Чтобы повысить правдоподобность ответов, некоторые опросники предлагают ответить на такие вопросы, смысл и цель которых завуалирована.
Какая разница?
Теперь, когда мы имеем представление о том, что собой представляют опросники, разберёмся с тестами. Читая определение, мы сразу увидим разницу. Если опросник сравнивают с тестом и анкетой, то тест сравнить не с чем, потому что он представляет собой систему заданий, которые позволяют измерять уровень развития различных психологических качеств.
То есть главным отличием опросника является следующее:
Опросник изучает черты характера.
Тест изучает психологические качества, то есть внимание, память, воображение и так далее и тому подобное.
Кроме того, в отличие от стандартизированных опросников, тесты в проведении и обработке довольно-таки трудоёмки, проводятся индивидуально с каждым человеком и очень редко применяются в коллективе или группе.
И последнее очень важное отличие опросника от теста:
Результатом проведения опросника является количественное выражение той или иной черты личности.
Результатом проведения теста является сравнение полученного результата с некоторой установленной нормой, которая присуща конкретному типу людей. То есть у каждого теста есть так называемая шкала значений, позволяющая сразу же получить вполне определённый результат, который расскажет о человеке достаточно.
В качестве примеров опросников можно назвать следующие:
- опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова;
- опросник Шмишека, позволяющий определить тип акцентуаций личности;
- опросник Е.А. Климова, определяющий направленность личности, чтобы помочь определиться с предпочтительным типом профессии, и многие другие.
Чтобы ещё лучше понять, чем же опросник отличается от теста, нужно просто изучить себя с помощью одного из них. Тогда вы сможете полностью прочувствовать все отличия!